Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Что делать если не можешь придумать сюжет. Как правильно написать сценарий: Шестнадцать правил для написания сценария

Что делать если не можешь придумать сюжет. Как правильно написать сценарий: Шестнадцать правил для написания сценария

В любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.

Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился — умер).

Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье .

Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой — с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.

Мастер-класс «Пишем рассказ: от идеи до альфа-версии»

Всегда хотели писать рассказы, но не знали, с чего лучше начать? Пробовали, но рассказы у вас не получались?

Подключайтесь к мастер-классу Школы – и через 2 недели сможете отправить готовый рассказ в редакции журналов.
Срок проведения - с 18 мая по 1 июня 2018 года.

Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу

В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» — элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».

Рассмотрим фазы дуги подробнее.

1. Стазис — по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в . Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» — в развитие, через первый импульс.

2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.

Импульсом может быть все, что угодно, — давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.

3. Цель – следствие импульса.

Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.

Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.

4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.

Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.

Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:

а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;

б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;

в) она должна быть естественно вытекающей из обстоятельств.

И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.

5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.

Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» — это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.

6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.

Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.

7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.

Поворот должен быть:

а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф — зараза, а работа крайне нужна);

б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;

в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.

Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»

8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.

Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.

Как применять восьмипунктовую дугу в написании книги

Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его . Таким образом, дуги могут быть:

  • главными – история в целом;
  • большими – части, главы;
  • малыми – сцены.

Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.

Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

(оценок: 5 , среднее: 3,20 из 5)

Если вы прочли немало книг (а иначе что вы здесь делаете?), вам наверняка знакомо это чувство: казалось бы, неплохо написана, в ней есть какие-то изюминки, но вот не захватывает она воображение, и всё тут. Или обрывается совершенно неожиданно. Или очень растянута. Всё это говорит о том, что автор не уделил достаточно внимания развитию сюжета. В этой статье мы рассмотрим несложные правила, которые помогут вам не допустить распространенных ошибок начинающих писателей в своем творчестве и придумать сюжет для книги . Конечно, если у вас прирожденный талант, может быть (всякое бывает), вам удастся обойтись и без них, но знание теории, ни в коем случае не повредит.

Итак, как придумать сюжет? Есть некоторые нехитрые правила, которые помогают удачно начать произведение и развить идеи автора на бумаге.

1 ) Когда вам приходит в голову оригинальная идея для будущего произведения, не торопитесь сразу же приступать к делу. Откладывать в долгий ящик тоже обычно не рекомендуют, но эффективнее ваше творчество будет тогда, когда вы несколько дней предварительно прокрутите в голове сюжет, характеры героев и возможные события, а потом уже подготовлено приступите к делу.

2 ) Эффектное начало – почти залог успеха. Завязка должна быть безупречной стилистически и яркой, захватывающей, дабы заинтриговать читателя с первых же страниц.

3 ) Формула интересного сюжета: завязка –> развитие действия –> кульминация –> развязка. Только так. В процессе написания должна постепенно разворачиваться динамика действительности. События в тексте соединяются причинно-временной связью, как и поступки персонажей. Чтобы не запутаться, смело используйте , который для современных авторов является просто незаменимым помощником.

4 ) Сюжет нужно развивать постепенно: опишите происходящие события с разных сторон, различных точек зрения. Для этого можно использовать несколько героев. У вашего повествования может быть не один план, а каждый из них будет развиваться параллельно другим.

5 ) Нельзя забывать про чередование диалогов, событий и монологов.

6 ) Избегайте тяжеловесных описаний. Больше динамики!

7 ) Используйте описание быта, наполните свой маленький мир деталями.

8 ) Добавьте в вашу книгу загадку, над которой читателю придется поломать голову. Иногда выдавайте подсказки, но не раскрывайте всего полностью. Дайте читателю возможность ощутить, что он дошел до всего сам, логически.

9 ) В вашей книге должна быть изюминка, призванная зацепить читателя. Это может быть идея, явление, юмор, внутренний мир героев.

10 ) Окружающий мир подайте в красках. Лучше всего – через видение главного героя.

11 ) Не раскрывайте идею всего произведения преждевременно, или прямым текстом! Подталкивайте к ней читателя постепенно, через действия, делайте намеки в диалогах.

12 ) Произведение становится богаче и интереснее, когда в нем присутствуют сквозные образы. Постепенно развиваясь, они появляются в разных местах сюжета и гармонируют с основной линией. Что это такое? Рассмотрим на примере творчества Пушкина: в «Медном всаднике» таким сквозным образом является образ Петербурга.

13 ) Используйте метафоры, они делают сюжет живым.

14 ) Замечайте мелочи. Благодаря мелочам, картинка становится четкой. В то же время, не углубляйтесь в детали слишком подробно — нужно найти золотую середину, чтобы оставить читателю место для его собственного воображения.

15 ) Вместо того чтобы рассказывать о событии, опишите его. Можно написать, что герой расстроился, а можно дать почувствовать это. Разница существенна.

16 ) Введите в сюжет необычных, неординарных героев, и не теряйте их. Пусть они выделяются и оживляют ваш сюжет — за такими персонажами всегда интересно наблюдать.

17 ) У каждого персонажа должен быть свой взгляд на мир. Но не нужно подробно описывать его в самом начале книги. Вы должны показать его не только простым описанием, но через события, диалоги и монологи. Кроме того, в ходе вашей истории герой должен измениться внутри. Это может быть моральный или духовный рост, кардинальное изменение взглядов. Заставьте читателя понять главного героя и сопереживать ему, радоваться его успехам. Подробнее о том, как создать героя для книги читайте в моей статье.

18 ) И напоследок: очень хорошо подумайте над развязкой. Так как на нее возложена большая миссия. Развязка должна заставить читателя заволноваться, задуматься, осмыслить главную идею книги. Окончание книги должно оставить приятные ощущения в душе.

Следуйте этим правилам, и у вас всё получится! Работайте над собой, творите, не бойтесь придумывать что-нибудь совершенно новое и неординарное. О том, как придумать героя, и многом другом читайте в следующих статьях рубрики «Начинающим писателям».

Возьмите ручку и бумагу. Вот некоторые варианты для поиска идеи:

Ведите журнал или записную книжку. Большинство писателей и сценаристов ведут записи своих мыслей и идей. Со временем у вас накопится отличный сборник идей, к которым вы можете обращаться снова и снова.

Практикуйтесь. Возможно, вам не приходилось годами сочинять что-то необычное. Чем больше времени вы будете браться за придумывание идей, тем больше и лучше они у вас будут появляться.

Записывайте первое, что вам пришло в голову. Сделайте это прямо сейчас. Затем продолжайте писать. Как минимум, в течение 5 минут продолжайте развивать вашу мысль, пишите что-нибудь. Большинство людей сдаются очень быстро... или даже не могут приступить.

Ежедневные газеты. Как минимум, 5 интересных идей можно подчерпнуть из новостных статей любой газеты.

Газетные объявления о чьей-либо смерти, хроники. Часто в газетах можно встретить статьи о неизвестных обществу людях, но проживших интересную и увлекательную жизнь.


Посмотрите мультфильмы. Вспомните те, что содержат ироничные, наивные и изысканные сюжеты. Они могут вдохновить вас на новые идеи.

Послушайте ваших родных. Некоторые забавные и смешные истории из уст ваших стариков могут стать основой к отличной семейной комедии.

Послушайте ваших друзей. Проблемы одного человека, его задачи, способы решения и успехи могут быть интересны каждому.
Ходите на прогулки. В вашем поле внимания обязательно появятся забавные или ироничные жизненные сцены, и обычный шаг за порог вашего дома может открыть глаза на новые вещи.

Принимайте душ. Расслабляющий душ или прием ванной - отличный способ открыть каналы к вашему подсознанию.

Отключите самокритику. Вашей задачей является обнаружение массы идей, большинство из которых, вероятно, будут не так интересны. Однако, если вы потом будете разбираться и сортировать, что звучит хорошо, а что - плохо, вы затем сможете группировать новые идеи.

Уделите этому время и место. Если вы найдете время и место, чтобы уединиться и начать записывать ваши мысли, ваше подсознание автоматически будет переключаться в креативный режим. Постарайтесь выделить некоторое время на собственные нужды. Отключите телефон. Встаньте чуть раньше. Ложитесь чуть позже. Объясните своим близким, что вам нужно немного времени уделить своим делам. Перестаньте заниматься чем-то, что не так важно.


Выключите телевизор. Вам не обязательно смотреть очередную серию или выпуск какого-то развлекательного ТВ-шоу. Навязчивый просмотр телепередач давно промыл мозги большинству зрителей. Настало время перейти из ранга зрителя в ранг создателя.

Пишите слова. Любые слова. Первое слово, которое пришло вам на ум... запишите его. Продолжайте записывать, а потом просмотрите записи и сформируйте образы и направленность идей.

Читайте классику. Проект "Гутенберг" или другие электронные библиотеки хранят десятки тысяч произведений, не защищенных авторским правом и доступных к использованию. Сколько раз сюжеты произведения "Ромео и Джульетта" переписывались и переснимались? Если вы не можете придумать новую идею, скопируйте старую идею. Этот способ всегда актуален.

Посмотрите старое кино. Возможно, вы не добьетесь разрешения на римейк всего фильма, но некоторые идеи взять можно. Вы можете собрать идеи, методы, концепции, сюжеты, типы героев и все что угодно из разных источников. Но только нужно выполнить это в оригинальной форме.

Напишите список 10 самых влиятельных событий в вашей жизни. Что изменило вас? Что сделало из вас человека, коим вы сейчас являетесь? Выберите что-то самое интересное.

Вспомните кого-то, кому вы причинили боль. Возможно, вы сделали это нарочно, или случайно. Поставьте себя на их место. Как бы вы себя повели?

Вспомните кого-то, кто вам неприятен, отвратителен. Это может быть самый ненавистный человек, с кем вам приходилось сталкиваться. Придумайте историю о том, как они стали такими людьми.

Напишите все, что вы знаете. Для вас окружающий мир может показаться скучным, но остальные люди воспримут вашу историю весьма причудливой и занимательной, особенно, если в рассказе будут присутствовать необычные персонажи и ситуации.

Наш мозг капризен. То он генерирует тысячи идей, то выдает избитые клише. Братья Маклеод - иллюстратор и аниматор Грег и сценарист Майлз - написали книгу «Создай свою Вселенную» , в которой рассказали, как создать рой искрометных идей, писать книги, рисовать комиксы, придумывать истории и сценарии. Ниже - 7 техник для быстрого пробуждения креативности.

Но, следовательно

Создатели мультсериала «Южный парк» Трей Паркер и Мэтт Стоун поделились своей техникой выстраивания сюжетной линии. Каждый следующий шаг в развитии истории должен быть связан с предыдущим словами «но» или «следовательно» . Таким образом одно действие оказывает влияние на другое.

Например: Самка страуса спрятала яйцо, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, лев не сможет его найти, НО она забыла, где устроила тайник, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, она попросила змею помочь отыскать его, НО вдруг она вспомнила, что змеи тоже едят яйца.

Попробуйте написать маленький рассказ, используя для связи слова «но» и «следовательно».

Посмотрите, куда это вас заведет.

Завершите сюжет по-своему

Посмотрите в течение нескольких минут незнакомый эпизод любимого сериала или новый фильм. Как только произойдёт первый значительный поворот сюжета, выключите видео. Запишите то, что произошло с героями в этом отрывке. А теперь завершите сюжет самостоятельно.


Не пиши, а рисуй

Когда нужно что-то написать, можно попробовать не писать. А выразить замысел с помощью рисунка. Придумали комический эпизод - или сделайте раскадровку, чтобы наметить динамическое развитие сюжета. Заполните рисунками эти три окошка: что случится с героем в каждом из них? Если нужно, дорисуйте еще три окна и завершите историю.

Анкета героя

Если вы уже решили, кто будет главным героем вашей истории, пора продумать характер. Сконцентрируйтесь на его образе. Видите пробелы? Заполните анкету персонажа, в которой раскрываются все стороны его сущности.

Добавьте свои вопросы. Они могут быть обычными, например «Когда он родился?», или более образными: «Каким животным ему бы хотелось стать?». Можно составлять смешные или совсем глупые вопросы: «Если бы он носил на голове торт, что это был бы за торт?».

Так вы лучше узнаете своего персонажа.

Дорогой дневник

Структура дневника сильно отличается от классического сценария. Но здесь все равно появляется герой, который борется с препятствиями на и пути к осуществлению своей мечты.

Попробуйте продолжить рассказ самостоятельно. Затем используйте прием «Два дневника». Представьте, что произошло некое событие, свидетелями которого стали два абсолютно разных человека. Что это было за событие? Подумайте, что и как они могли бы написать в своих дневниках об этом происшествии.

Автописьмо

Перед вами белый листок бумаги, и вы не знаете, что на нем написать? Возьмите книгу и выберите наугад страницу. С закрытыми глазами ткните пальцем в текст и посмотрите, в какое слово вы попали. Запишите это слово, затем два слова до него, затем два стоящих после. Или выбирайте пять слов наугад. Это будут ваши ключевые слова, которые необходимы для включения работы вашего воображения.


Начните писать и не останавливайтесь в течение пяти минут.

Не думайте о том, что пишете. Не беспокойтесь, хорошо у вас выходит или нет и есть ли в этом какой-то смысл. Просто Пишите все, что приходит вам в голову.

Когда хуже быть уже не может

Наиболее драматичный момент любой истории наступает тогда, когда, казалось бы, хуже быть уже не может, и вдруг… все становится еще ужаснее. Это кульминация: тот виток сюжета, когда древо жизни срублено, убийцу признают невиновным и отпускают на свободу, а влюбленных разлучают. Придумайте худшие обстоятельства для героев перечисленных ниже сюжетов.

Богач умирает, ему осталось жить всего неделю. Он принимает решение раздать все свое богатство на благотворительность, но…

Снеговик ожил и намеревается открыть для себя весь мир. Он подружился с белым медведем, но…

Сборщик кофе получает новое место на крупной плантации. Он влюбляется в работницу плантации, но…


Когда знаешь заранее, каким будет переломный момент истории, то легче расставить вехи в своем произведении. Остается придумать, почему дела стали настолько плохи и какие события последуют за этим ужасным моментом.

Не слушайте тех, кто считает, что все истории рассказаны.

Даже если ваши герои - семеро козлят и серый волк, вы все равно можете рассказать сказку по-своему, лихо закрутив сюжет и изменив стиль повествования. Хотя, пожалуй, и эта мысль не нова - пойду прокачаю свое воображение.

Каждый может вспомнить немало случаев, когда хотелось написать интересный рассказ или объемное литературное произведение, но все вдохновение заканчивалось, стоило задуматься о развитии сюжета. Действительно, для того, чтобы написать стоящий литературный текст, автор должен тщательно продумать сюжетные линии, сделать их интересными и логичными. Динамично развивающийся сюжет, грамотно продуманные персонажи, неожиданная развязка – все это делает произведение привлекательным и захватывающим для читателя. В этой статье мы расскажем, о чем нужно помнить, чтобы сюжет не стал скучным и затянутым.

Инструкция

1. Перед тем, как вы начнете писать свою книгу или повесть, займитесь созданием сценария или плана. Это поможет структурировать идеи и расположить их в верном порядке. Начните с разработки введения, затем переходите к основной части.

2. Прорабатывайте основные линии персонажей, диалоги и события. Наличие готового сценария впоследствии поможет вам еще больше разнообразить и усложнить сюжет в процессе написания книги.

3. Сочиняя сюжет, придумайте место действия вашей повести или вашего романа. Место действия нужно продумать максимально тщательно, с наиболее подробными описаниями – читатель должен видеть перед глазами то, о чем вы пишете. Место действия должно быть описано атмосферно, так, чтобы эта атмосфера передавалась читателям через текст.

4. Покажите, как вы видите мир, который описываете. Старайтесь укладываться в рамки жанра, в котором вы пишете. Задумайтесь, какое настроение царит в том месте, в котором происходит основное действие вашего романа. Также атмосфера и стиль места действия должны быть привлекательными для вас – ведь писать можно только о том, что вам нравится.

5. Продумав место действия, начинайте проработку персонажей. Подумайте, какие образы будут заключаться в персонажах, что вы хотите сказать, изображая их характеры и действия, и являются ли персонажи прототипами реальных людей, или же вы выдумаете их от начала и до конца в своем воображении.

6. Персонажи должны вызывать у читателей эмоциональную реакцию – любовь, восхищение, жалость, ненависть или возмущение. Никто не должен остаться равнодушным к персонажу – будь то положительный или отрицательный герой.

7. Не забывайте о том, что в поведении и облике персонажа должен присутствовать элемент юмора – чересчур серьезное произведение не привлечет читателя. Дайте читателю возможность посмеяться над героями вашей книги.

8. Задумайтесь, какие роли в вашей книге будут играть добрые и злые персонажи. Определите их задачи, их стиль поведения и тип привязанностей.

9. Также вам нужно придумать определенные всплески сюжета – интересные и захватывающие ситуации, в которых читатель не может оторваться от книги, не узнав, чем закончилась история, и какова судьба полюбившихся ему героев. Заставьте своих героев взаимодействовать, придумывайте необычные ходы.

10. Не делайте их общение скучным – ситуации в сюжете должны быть резкими и непредсказуемыми. Не забудьте об основном кульминационном моменте сюжета и о развязке, которая может быть как полностью законченной, так и открытой – открытая развязка дает читателю возможность в собственном воображении достроить будущее персонажей. Правильно проработанный сюжет развивается динамично и, подходя к финальной точке, вызывает у читателей яркие эмоции.