Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Чернышевский николай гаврилович. Николай Гаврилович Чернышевский: биография, деятельность, история жизни и цитаты. Философские взгляды и.г. чернышевского

Чернышевский николай гаврилович. Николай Гаврилович Чернышевский: биография, деятельность, история жизни и цитаты. Философские взгляды и.г. чернышевского

Летопись жизни и творчества
Николая Гавриловича Чернышевского
(1828-1889)

1828 12 (24) июля — у саратовского протоиерея, благочинного члена консистории Гавриила Ивановича Чернышевского рождается сын Николай.

Отец Николая Гавриловича — сын дьякона из села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Фамилию свою он получил при поступлении в пензенскую семинарию по названию родного села. После смерти саратовского протоиерея Сергиевской церкви Е. И. Голубева по настоянию губернатора назначить на место покойного «лучшего студента» из числа окончивших семинарию (на тот момент отец Чернышевского работал в должности преподавателя в семинарии), переезжает в Саратов и становится новым протоиреем и женится на дочери покойного — Евгении Егоровне Голубевой — матери Николая Гавриловича.

1835 лето — начало учебы под руководством отца.

1836 декабрь — поступление Чернышевского в Саратовское духовное училище.

1842 сентябрь — Чернышевский зачислен в Саратовскую духовную семинарию.

1846 май — Чернышевский переезжает из Саратова в Петербург для поступления в университет. Летом этого года Чернышевский успешно сдает экзамены и поступает на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. В августе , после начала занятий в университете, Чернышевский знакомится с поэтом М. Л. Михайловым , будущим революционером и сотрудником «Современника».

1848 — с весны этого года Чернышевский начинает интересоваться ходом революционных событий в странах Западной Европы, в частности, во Франции. После знакомства и общения с петрашевцем А. В. Ханыковым начинает изучать работы французского социалиста-утописта Фурье . Беседы с Ханыковым укрепляют Чернышевского в мыслях о близости и неизбежности революции в России.

1850 — по окончании университета Чернышевский становится преподавателем словесности во 2-м Петербургском кадетском корпусе.

1851-1853 — получив назначение в Саратовскую гимназию в должности старшего учителя русской словесности, Чернышевский весною 1851 года переезжает в Саратов. В 1853 году он знакомится там с О. С. Васильевой , на которой вскоре женится. В мае уезжает с нею в Петербург. Начинает сотрудничество с журналом «Отечественные записки». Работает над магистерской диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности». Вторичное поступление в качестве учителя словесности во 2-й Петербургский кадетский корпус. Осенью Чернышевский знакомится с Н. А. Некрасовым и начинает работать в «Современнике».

1854 — в журнале «Современник» печатаются статьи Чернышевского: о романах и повестях М. Авдеева , «Об искренности в критике», о комедии А. Н. Островского «Бедность — не порок» и др.

1855 май — защита в университете магистерской диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». В № 12 «Современника» выходит первая статья Чернышевского из цикла «Очерки гоголевского периода русской литературы».

1856 — знакомство и дружба с Н. А. Добролюбовым . Н. А. Некрасов , уезжая за границу для лечения, передает свои редакторские права на «Современник» Чернышевскому.

1857 — в № 6 «Современника» публикуется статья о «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина . Во второй половине года Чернышевский, передав в ведение Добролюбова литературно-критический отдел журнала, начинает разрабатывать на страницах «Современника» философские, исторические и политико-экономические вопросы, в частности, вопрос о предстоящем освобождении крестьян от крепостной зависимости.

1858 — Чернышевский становится редактором «Военного сборника». В № 1 «Современника» опубликована статья «Кавеньяк», в которой он в жесткой форме обличает либералов за измену народному делу. В № 2 «Современника» выходит статья «О новых условиях сельского быта». В журнале «Атеней» (ч. III, № 18) опубликована статья «Русский человек на rendez-vous». В № 12 «Современника» — статья «Критика философских предубеждений против общинного владения».

1859 — в журнале «Современник» (с № 3) Чернышевский начинает печатать систематические обзоры европейской политической жизни под общим заглавием «Политика». В июне Чернышевский едет в Лондон к А. И. Герцену для объяснения по поводу статьи “Very dangerous!” («Очень опасно!»), вышедшей в «Колоколе». По возвращении из Лондона уезжает в Саратов. В сентябре возвращается в Петербург.

1860 — в № 1 «Современника» публикуется статья Чернышевского «Капитал и труд». Со второго номера «Современника» начинает выходить его перевод «Оснований политической экономии» Дж. С. Милля , сопровождаемый глубокими критическими комментариями. В № 4 «Современника» опубликована статья Чернышевского «Антропологический принцип в философии», являющаяся одной из самых известных деклараций материализма в русской литературе.

1861 — поездка в Москву для участия в совещании петербургских и московских редакторов по вопросу о проблемах и смягчении цензуры. В № 6 «Современника» выходит статья «Полемические красоты» — своеобразный ответ Чернышевского на нападки реакционных и либеральных литераторов на его статью «Антропологический принцип в философии». В августе известный провокатор Всеволод Костомаров передает через своего брата в Третье отделение две рукописные прокламации: «Барским крестьянам» (автор Н. Г. Чернышевский) и «Русским солдатам» (автор Н. В. Шелгунов ). Осенью, со слов очевидца А. А. Слепцова , Чернышевский обсуждает мероприятия по организации тайного общества «Земля и воля». Полиция учреждает систематическую слежку за Чернышевским и дает секретное указание губернаторам о невыдаче Чернышевскому загранпаспорта.

1862 — Чернышевский присутствует на открытии Шахматного клуба в Петербурге, имевшего целью объединить представителей передовой общественности столицы. Цензура запрещает к изданию «Письма без адреса» Чернышевского, так как статья содержит резкую критику крестьянской «реформы» и социально-политической картины жизни в России. В марте Чернышевский выступает на литературном вечере в зале Руадзе с чтением на тему «Знакомство с Добролюбовым». В июне «Современник» закрывают на восемь месяцев. 7 июля Чернышевский арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

1864 19 мая состоялась публичная «гражданская казнь» Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге и последующая ссылка в Сибирь. В августе Чернышевский прибывает в Кадаинский рудник (Забайкалье).

1865-1868 — период работы над романом «Пролог пролога», «Дневник Левицкого» и «Пролог».

1866 в августе О. С. Чернышевская с сыном Михаилом приезжает в Кадаю для свидания с Н. Г. Чернышевским. В сентябре Чернышевский отправлен из Кадаинского рудника на Александровский завод.

1871 в феврале в Иркутске арестован революционер-народник Герман Лопатин , приехавший в Россию из Лондона с целью освобождения Чернышевского. В декабре Чернышевского переводят из Александровского завода в Вилюйск.

1875 — попытка И. Н. Мышкина освободить Чернышевского.

1883 — Чернышевского направляют из Вилюйска в Астрахань под надзором полиции.

1884-1888 — в Астрахани Чернышевский ведет большую литературную деятельность. Им написаны «Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову», статьи «Характер человеческого знания», «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь», подготовлены «Материалы для биографии Добролюбова», переведены с немецкого языка одиннадцать томов «Всеобщей истории» Г. Вебера .

1889 — Чернышевскому разрешено переехать в Саратов, куда он и отправляется в конце июня .

17 (29) октября Чернышевский после непродолжительной болезни умирает от кровоизлияния в мозг.

Места проживания в Санкт-Петербурге:

19 июня — 20 августа 1846 года доходный дом Прилуцкого — Набережная Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 44;

21 августа —7 декабря 1846 года — доходный дом Вяземского — Набережная Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 38, кв. 47;

1847-1848 — дом Фридерикса — Владимирская улица, 13;

1848 год — доходный дом Соловьёва — Вознесенский проспект, 41;

20 сентября 1849 — 10 февраля 1850 года — квартира Л. Н. Терсинской в доходном доме И. В. Кошанского — Большая Конюшенная улица, 15, кв. 8;

1853-1854 — квартира И. И. Введенского в доходном доме Бородиной — Набережная реки Ждановки, 7;

Конец июня 1860 — 7 июня 1861 года — доходный дом В. Ф. Громова — 2-я линия Васильевского острова, 13, кв. 7;

8 июня 1861 — 7 июля 1862 года — доходный дом Есауловой — Большая Московская улица, 6, кв. 4.

Произведения Н. Г. Чернышевского

Романы

1862-1863 — Что делать? Из рассказов о новых людях.

1863 — Повести в повести (незаконч.).

1867-1870 — Пролог. Роман из начала шестидесятых годов (незаконч.).

Повести

1863 — Алферьев.

1864 — Мелкие рассказы.

Литературная критика

1850 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.

1854 — Об искренности в критике.

1854 — Песни разных народов.

1854 — Бедность не порок. Комедия А. Островского.

1855 — Сочинения Пушкина.

1855-1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы.

1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.

1856 — Стихотворения Кольцова.

1856 — Стихотворения Н. Огарева.

1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова.

1856 — Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.

1856 — Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.

1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.

1857 — «Губернские очерки» Щедрина.

1857 — Сочинения В. Жуковского.

1857 — Стихотворения Н. Щербины.

1857 — «Письма об Испании» В. П. Боткина.

1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».

1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.

1861 — Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

Публицистика

1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.

1856 — «Русская беседа» и её направление.

1857 — «Русская беседа» и славянофильство.

1857 — О поземельной собственности.

1858 — Откупная система.

1858 — Кавеньяк.

1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.

1859 — Суеверие и правила логики.

1859 — Капитал и труд.

1859-1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.

1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.

1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.

1861 — О причинах падения Рима.

1861 — Граф Кавур.

1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей.

1862 — В изъявление признательности Письмо к г. З<ари>ну.

1862 — Письма без адреса.

1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог.

1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары

1883 — Воспоминания о Некрасове.

1884-1888 — Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.

1884-1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика

1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия.

1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.

1855 — Возвышенное и комическое.

1855 — Характер человеческого знания.

1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения.

1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.

1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы

1860 — «Основания политической экономии Д. С. Милля». Со своими примечаниями.

1884-1888 — «Всеобщая история Г. Вебера». Со своими статьями и комментариями.

русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель

Николай Чернышевский

Краткая биография

Русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературный критик, ученый - появился на свет в Саратове 24 июля (12 июля по ст. ст.) 1828 г. Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью.

В 1842 г. он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 г. Чернышевский - студент философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык. В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые пробы пера.

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 г. определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г. относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 г. Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник». Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значимое общественное событие и дала старт развитию национальной материалистической эстетики.

На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ. К этому шагу правительства он относился негативно и в конце 1858 г. стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путем, предупреждал, что крестьянство ожидает масштабное разорение.

Конец 50 - начало 60 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму, - в частности, «Опыт земельной собственности», «Суеверия и правила логики», «Капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н.Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли» - революционной народнической организации. Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи. Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 г. арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 г. был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет. В 1874 г. он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 г. разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 29 октября (17 октября по ст. ст.) 1889 г. скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище. В течение еще нескольких лет, до 1905 г., все его работы были в России под запретом.

Биография из Википедии

Н. Г. Чернышевский. Фотография В. Я. Лауфферта. 1859 год

Родился в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского (1793-23.10.1861), происходившего из крепостных села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села дало ему и фамилию. До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия,- убеждённый революционер- демократ, социалист и материалист. Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII-XVIII веков, трудов естествоиспытателей - Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха . Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературная деятельность

Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках».

В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855-1862 годах являлся фактически руководителем журнала наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.), был вовлечён им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества.

В 1860-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Главное философское сочинение Чернышевского - «Антропологический примат в философии » (1860). В нём изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положения о материальном единстве мира, объективном характере законов природы, используя данные естественных наук.

1861 год. Оглашается: Высочайший манифест от 19.02.1861 Об отмене крепостного права, начинается осуществление реформы, которую Маркс и Энгельс назвали «жульнической проделкой». Деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряжённость. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем. Недаром же Маркс и Энгельс называли его «главой революционной партии».

С сентября 1861 года находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

В 1863 году во возобновленном журнале «Современник» был напечатан роман «Что делать?», написанный Чернышевским, находившимся под арестом в Петропавловской крепости.

Арест и следствие

12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.

В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

Каторга и ссылка

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, по окончании семилетней каторги его переводят в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. В Александровском Заводе по сей день сохранился дом-музей Н. Г. Чернышевского - дом, в котором он жил.

Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевскому дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Смерть

Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября 1889 года был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

Семья

Дед (по матери) - Егор (Георгий) Иванович Голубев (1781-20.04.1818), протоиерей саратовской Нерукотворенно-Спасской (Сергиевской) церкви, «был человек честный, учёный и любимый многими».

Бабка (по матери) - Пелагея Ивановна Голубева, урождённая Кириллова (1780-1847), дочь саратовского священника Иоанна (Ивана) Кириллова (около 1761-после 1821) и его супруги Мавры Порфирьевны (около 1761-после 1814). Была "типической, суровой, властной, непреклонной женщиной старого века, с характером, подчиняющим себе окружающих". Имела двух дочерей.

Отец - Гавриил Иванович Чернышевский (5.07.1793-23.10.1861), старший сын дьякона села Чернышевки Чембарского уезда Пензенской губернии Ивана Васильева (1763-1809) и его супруги Евдокии (Авдотьи) Марковны (1767-1835); у него были сестра Степанида (1791-?) и брат Фотий (1794-?). После обучения в Тамбовском училище был переведен в Пензенскую семинарию, где и получил фамилию по месту рождения с.Чернышево Пензенской губернии – Чернышевский , для включения его в списки семинаристов. Женившись на дочери протоиерея Е. И. Голубева, в 1825 году стал протоиереем в Саратове; с 1826 член духовного правления. Знал языки и историю.

Мать - Евгения Егоровна Голубева (30.11.1803-19.04.1853), венчалась с Г. И. Чернышевским 7 июня 1818 года.

Тётка - Александра Егоровна Голубева (1806-15.08.1884), единственная сестра Е. Е. Чернышевской. Была дважды замужем: 1) за подпоручиком артиллерии Николаем Михайловичем Котляревским (ум. 28.08.1828), у них 3 детей: Любовь (1824-1852), Софья (1826-1827) и Егор (1828-1892); 2) с 1831 года за мелкопоместным дворянином Николаем Дмитриевичем Пыпиным (1808-1893), саратовским чиновником, от которого родила ещё 8 детей, в числе которых был А. Н. Пыпин.

Сестра - Пелагея Гавриловна Чернышевская (7.09.1825-25.09.1825), прожила меньше месяца.

Н. Г. Чернышевский был женат с 29 апреля 1853 года на Ольге Сократовне Васильевой (15.03.1833-11.07.1918), дочери саратовского доктора Сократа Евгеньевича Васильева (1796-1860) и Анны Кирилловны Казачковской, дочери генерал-лейтенанта К. Ф. Казачковского. Ольга Сократовна "была жизнерадостной, энергичной, любящей подвижные игры, весёлой и смелой девушкой". У них родилось 3 сыновей:

  • Александр (5.03.1854, Санкт-Петербург, - 17.01.1915, Рим, Италия), математик по образованию, всю жизнь увлекавшийся литературой.
  • Виктор (20.01.1857, Санкт-Петербург, - ноябрь 1860, там же), умер в детстве.
  • Михаил (7.10.1858, Санкт-Петербург, - 3.05.1924), был первым директором музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского. Был женат на Елене Матвеевне Соловьёвой (1864-1940)

Журналистская деятельность

Продолжая традиции критики Белинского , стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды. Писал множество статей и рецензий, направленных на объяснение тех или иных новых литературных течений, был одним из первых критиков, раскрывших в творчестве Толстого так называемую «диалектику души».

Философские взгляды

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха).В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма, объективно идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и её законов (напр., закона причинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Чернышевский опирался также на данные опытной психологии и физиологии. В философии Чернышевского значительное место занимают идеи, связанные с антропологическим материализмом, что сближает его с наиболее передовыми мыслителями, такими, как Фейербах.

По Чернышевскому, главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещённого монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек, как биосоциальное существо, принадлежит к миру природы, определяющем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признаёт действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединённых причинной связью».

Благодаря же свободе выбора человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых - служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Политическая идеология

Крестьянский вопрос

В опубликованных в 1858-1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из Царского Указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.

Социально-экономические воззрения

Для Чернышевского община - патриархальный институт русской жизни, в общине существует «товарищеская форма производства» параллельно с капиталистическим производством, которое со временем будет упразднено. Тогда будет окончательно утверждено коллективное производство и потребление, после чего община как форма производственного объединения исчезнет. Срок перехода от обработки земли частными силами отдельного хозяина к общинной обработке целой мирской дачи он оценивал в 20-30 лет. Использовал идеи Фурье и его главного ученика Консидерана. В «Очерках из политической экономики» с некоторыми оговорками передаёт учение утописта о труде, указывая на необходимость крупного производства, и разъясняет невыгодность труда наёмного. Чернышевский считал, что «потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем». Согласно воззрениям Фурье, Чернышевский указывал на преувеличенное значение торговли в современном обществе и недостатках её организации. В романе «Что делать?» прямо изобразил фаланстер (Четвёртый сон Веры Павловны).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 19.06.1846 - 20.08.1846 года - доходный дом Прилуцкого - Наб. Екатерининского канала (ныне - канал Грибоедова), 44;
  • 21.08.1846 - 07.12.1846 года - доходный дом Вяземского - Наб. Екатерининского канала (ныне - канал Грибоедова), 38, кв. 47;
  • 1847-1848 гг. - дом Фридерикса - Владимирская улица, 13;
  • 1848 год - доходный дом Соловьёва - Вознесенский проспект, 41;
  • 20.09.1849 - 10.02.1850 года - квартира Л. Н. Терсинской в доходном доме И. В. Кошанского - Большая Конюшенная улица, 15, кв. 8;
  • 12.1850 - 12.03.1851 года - Офицерская улица, 45;
  • 13.05.1853 - 01.08.1853 года - Офицерская улица, 45;
  • 1853-1854 гг. - квартира И. И. Введенского в доходном доме Бородиной - набережная реки Ждановки, 7;
  • 22.08.1855 - конец 06.1860 года - Поварской переулок, 13, кв. 6;
  • конец 06.1860 - 07.06.1861 года - доходный дом В. Ф. Громова - 2-я линия Васильевского острова, 13, кв. 7;
  • 08.06.1861 - 07.07.1862 года - доходный дом Есауловой - Большая Московская улица, 6, кв. 4.

Отзывы

  • В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с лестными отзывами В. И. Ленина о романе «Что делать?».
  • Чернышевский как революционный идеолог и романист упомянут в высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Х. Ботева и других исторических личностей.
  • Г. В. Плеханов отмечал: «моё собственное умственное развитие совершилось под огромнейшим влиянием Чернышевского, разбор взглядов которого был целым событием в моей литературной жизни».
  • Информация о Чернышевском содержится в воспоминаниях общественного деятеля России Л. Ф. Пантелеева.
  • Писатель В. А. Гиляровский после прочтения «Что делать?» сбежал из дома на Волгу - в бурлаки.
  • Один из наиболее выразительных памятников Чернышевскому создал скульптор В. В. Лишев. Памятник был открыт на Московском проспекте в Ленинграде 2 февраля 1947 года.
  • С элементами сатиры образ Чернышевского был представлен в романе «Дар» (1937) В. В. Набокова.

Педагогическая теория

В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей.

Педагогический идеал для Чернышевского - это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.

Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.

Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение - это следствие плохого воспитания и бедности.

Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.

Произведения

Романы

  • 1862−1863 - Что делать? Из рассказов о новых людях.
  • 1863 - Повести в повести (незаконч.)
  • 1867−1870 - Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконч.)

Повести

  • 1863 - Алферьев.
  • 1864 - Мелкие рассказы.
  • 1889 - Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано)

Литературная критика

  • 1849 - О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
  • 1854 - Об искренности в критике.
  • 1854 - Песни разных народов.
  • 1854 - Бедность не порок. Комедия А. Островского.
  • 1855 - Сочинения Пушкина.
  • 1855−1856 - Очерки гоголевского периода русской литературы.
  • 1856 - Александр Сергеевич Пушкин . Его жизнь и сочинения.
  • 1856 - Стихотворения Кольцова.
  • 1856 - Стихотворения Н. Огарёва.
  • 1856 - Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
  • 1856 - Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого .
  • 1856 - Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.
  • 1857 - Лессинг . Его время, его жизнь и деятельность.
  • 1857 - «Губернские очерки» Щедрина.
  • 1857 - Сочинения В. Жуковского.
  • 1857 - Стихотворения Н. Щербины.
  • 1857 - «Письма об Испании» В. П. Боткина.
  • 1858 - Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
  • 1860 - Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
  • 1861 - Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

Публицистика

  • 1856 - Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
  • 1856 - «Русская беседа» и её направление.
  • 1857 - «Русская беседа» и славянофильство.
  • 1857 - О поземельной собственности.
  • 1858 - Откупная система.
  • 1858 - Кавеньяк.
  • 1858 - Июльская монархия.
  • 1859 - Материалы для решения крестьянского вопроса.
  • 1859 - Суеверие и правила логики.
  • 1859 - Капитал и труд.
  • 1859−1862 - Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
  • 1860 - История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
  • 1861 - Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
  • 1861 - О причинах падения Рима.
  • 1861 - Граф Кавур.
  • 1861 - Непочтительность к авторитетам. По поводу "Демократии в Америке" Токвиля.
  • 1861 - Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
  • 1862 - В изъявление признательности Письмо к г. З<ари>ну.
  • 1862 - Письма без адреса.
  • 1878 - Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары

  • 1861 - Н. А. Добролюбов. Некролог.
  • 1883 - Заметки о Некрасове.
  • 1884−1888 - Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.
  • 1884−1888 - Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика

  • 1854 - Критический взгляд на современные эстетические понятия.
  • 1855 - Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
  • 1855 - Возвышенное и комическое.
  • 1855 - Характер человеческого знания.
  • 1858 - Критика философских предубеждений против общинного владения.
  • 1860 - Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
  • 1888 - Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы

  • 1858-1860 - «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Ф. К. Шлоссера.
  • 1860 - «Основания политической экономии Д. С. Милля» (со своими примечаниями).
  • 1861-1863 - «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
  • 1863-1864 - «Исповедь» .
  • 1884−1888 - «Всеобщая история Г. Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).

Память о Чернышевском

Память о Николае Гавриловиче Чернышевском увековечена различными способами:

Географические названия

  • В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань и Иркутск, где жил и бывал писатель.
  • Посёлок городского типа Чернышевский, расположенный на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска - места ссылки писателя.

Памятники

Памятник Чернышевскому в Саратове. Скульптор А. П. Кибальников. Открыт в 1953 году

Почтовая марка СССР,
1978 год

Прочее

Также имя Н. Г. Чернышевского носят:

  • в России:
    • В Санкт-Петербурге: станция метро, проспект и площадь, а также сад.
    • Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского.
    • Государственная республиканская библиотека имени Н. Г. Чернышевского (город Бишкек).
    • Саратовский государственный университет.
    • Вилюйское педагогическое училище.
    • Забайкальский государственный университет.
    • Музеи имени Н. Г. Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске, а также в селе Александровский Завод.
  • в Казахстане:
    • С 1928 года имя писателя носит средняя школа № 1 города Семипалатинска (Казахстан).

Н. Г. Чернышевский послужил прототипом Чернова - героя повести С. В. Ковалевской «Нигилист».

(1828-1889) русский публицист, литературный критик, прозаик

Чернышевский Николай Гаврилович родился в семье священника и первоначальное образование получил дома под руководством отца. С 1842 года учился в Саратовской семинарии, но, не закончив ее, в 1846 году поступил на отделение общей словесности Петербургского университета, где занимался изучением славянских языков.

Во время учебы в университете (1846-1850) Николай Чернышевский определил основы своего мировоззрения. Сложившееся твердое убеждение в необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т. д. - что нужды?. , мирное, тихое развитие невозможно».

После окончания университета Чернышевский короткое время работал репетитором, затем учителем словесности в Саратовской гимназии.

В 1853 году он вернулся в Петербург, преподавал и одновременно готовился к экзаменам на степень магистра, работал над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности». Диссертация была представлена осенью 1853 года, диспут по ней состоялся в мае 1855 года, а официально утверждена она была только в январе 1859 года. Эта работа была своего рода манифестом материалистических идей в эстетике, поэтому вызвала раздражение университетского начальства.

Одновременно с этим Николай Чернышевский работал в журнальных изданиях, сначала в «Отечественных записках», а с 1855 года, выйдя в отставку, - в «Современнике» Н. А. Некрасова. Сотрудничество в «Современнике» (1859-1861) совпало с подготовкой крестьянской реформы. Под руководством Некрасова и Чернышевского, а позже и Добролюбова сформировалось революционно-демократическое направление этого издания.

Николай Гаврилович Чернышевский вел в журнале отдел критики и библиографии. В 1857 году он передал его Добролюбову, сосредоточившись на политических, экономических и философских темах. После реформы Чернышевский написал «Письма без адреса» (опубликованы за границей в 1874 году), в которых обвинял самодержавие в ограблении крестьян. Надеясь на крестьянскую революцию, «Современник» прибегал к нелегальным формам борьбы. Так, Николаем Чернышевским была написана прокламация «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».

В период пореформенной реакции его деятельность привлекла внимание III отделения. За ним установили полицейскую слежку, но Чернышевский был умелым конспиратором, ничего подозрительного в его бумагах не было найдено. Тогда было запрещено на восемь месяцев издание журнала (в июне 1862 года).

Но его все-таки арестовали. Поводом послужило перехваченное письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось издавать «Современник» за границей. 7 июля 1862 года Николай Гаврилович Чернышевский был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там он пробыл до 19 мая 1864 года. В этот день состоялась гражданская казнь, он был лишен прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы на рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет.

Находясь в заточении в крепости, Николай Чернышевский обратился к художественному творчеству. Меньше чем за четыре месяца им был написан роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863), «Повести в повести» (1863), «Мелкие рассказы» (1864). Увидел свет лишь роман «Что делать?», и то по недосмотру цензуры.

Срок каторги истек в 1871 году, но поселение в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма была лучшим зданием, было гораздо губительнее для Чернышевского. Гам он оказался единственным ссыльным, и круг общения для него заключался только в жандармах и местном населении. Переписка была затруднена и очень часто специально задерживалась.

Только при Александре III, в 1883 году, ему было разрешено переселиться в Астрахань. Такая резкая смена климата очень повредила его здоровью. В 1889 году Николай Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в Саратов. Несмотря на резко ухудшающееся здоровье, он строил большие планы. Умер писатель от кровоизлияния в мозг и был похоронен в Саратове.

Во всех областях своего разностороннего наследия - эстетике, литературной критике, художественном творчестве - он выступил новатором, возбуждающим до сих пор споры. К Чернышевскому можно применить его собственные слова о Гоголе как о писателе из числа тех, «любовь к которым требует одинакового с ними настроения души, потому что их деятельность есть суждение определенному направлению нравственных стремлений».

В знаменитом романе «Что делать?», вызвавшем бурю критических отзывов, Николай Гаврилович Чернышевский продолжил начатую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля из разночинцев, сменившего тип «лишнего человека».

Сам Чернышевский считал: «... только те направления литературы достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным требованиям эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни».

Чернышевский Николай Гаврилович - видный общественный деятель XIX века. Знаменитый русский писатель, критик, ученый, философ, публицист. Самое известное его произведение - роман «Что делать?», который оказал очень большое влияние на общество своего времени. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве автора.

Чернышевский: биография. Детство и юность

Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиреем местного Александро-Невского кафедрального собора, происходил из крепостных крестьян села Чернышева, отсюда берет начало и фамилия. Первое время обучался дома под надзором отца и двоюродной сестры. Был также у мальчика француз-гувернер, обучавший его языку.

В 1846 году Чернышевский Николай Гаврилович поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение. Уже в это время начинает складываться круг интересов будущего писателя, которые позднее найдут отражение в его произведениях. Юноша изучает русскую литературу, читает Фейербаха, Гегеля, философов-позитивистов. Чернышевский осознает, что главное в человеческих поступках - это польза, а не отвлеченные идеи и бесполезная эстетика. Наибольшее впечатление на него произвели работы Сен-Симона и Фурье. Их мечта об обществе, где все равны, показалась ему вполне реальной и достижимой.

Окончив в 1850 году университет, Чернышевский возвратился в родной Саратов. Здесь он занял место учителя словесности в местной гимназии. От учеников он нисколько не скрывал своих бунтарских идей и явно думал больше о том, как преобразить мир, нежели об обучении детей.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена в этой статье) решает бросить преподавание и перебраться в Петербург, где начинает публицистическую карьеру. Очень быстро он стал самым видным представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов. В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, поскольку политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Параллельно с работой в «Современнике» писатель в 1855 году защищает диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он отрицает принципы «чистого искусства» и формулирует новое воззрение - «прекрасное - есть сама жизнь». По мнению автора, искусство должно служить на благо людям, а не превозносить самое себя.

Эту же мысль Чернышевский развивает в «Очерках гоголевского периода», опубликованных в «Современнике». В этом труде он проанализировал самые известные произволения классиков с точки зрения озвученных им принципов.

Новые порядки

Столь необычными взглядами на искусство и прославился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и ярые противники.

С приходом к власти Александра II политическая обстановка в стране резко изменилась. И многие темы, которые раньше считались запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник», возглавляемый Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским, не остался в стороне и участвовал во всех политических обсуждениях. Активнее всех печатался Чернышевский, который старался высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности обществу. В этом отношении от его нападок сильно пострадал Фет, вынужденный в итоге покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получило известие об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных изменений. О чем часто писал и говорил.

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Взгляды

Философские взгляды Чернышевского на протяжении его жизни были резко бунтарскими. Писателя можно назвать прямым последователем русской революционно-демократической школы и прогрессивной западной философии, в особенности социал-утопистов. Увлечение в университетские годы Гегелем привело к критике идеалистических воззрений христианства и либеральной морали, которую писатель считал «рабской».

Философию Чернышевского называют монистической и связывают ее с антропологическим материализмом, так как он акцентировал внимание на вещном мире, пренебрегая духовностью. Он был уверен, что естественные потребности и обстоятельства формируют нравственное сознание человека. Если удовлетворить все потребности людей, то личность расцветет и не будет никаких нравственных патологий. Но чтобы этого достичь, нужно серьезно изменить условия жизни, а это возможно только через революцию.

Его этические нормы базируются на антропологических принципах и концепции разумного эгоизма. Человек относится к миру природы и подчиняется ее законам. Чернышевский не признавал свободы воли, заменяя ее принципом причинности.

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Семья Чернышевского жила счастливо до тех пор, пока писателя не арестовали. После того как его отправили на каторгу, Ольга Сократовна навестила его в 1866 году. Однако ехать в Сибирь вслед за мужем отказалась - ей не подходил местный климат. Двадцать лет она прожила одна. За это время у красивой женщины сменилось несколько любовников. Писатель нисколько не порицал связей жены и даже писал ей о том, что женщине вредно долго оставаться одной.

Чернышевский: факты из жизни

Приведем несколько примечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «библиофаг», то есть «пожиратель книг».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации тайной полиции писателя называли «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был ярым идейным противником Чернышевского и откровенно с ним спорил в своих «Записках из подполья».

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил. Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (1828–1889) – революционер, писатель, журналист.

Н.Г.Чернышевский родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года (1842–1845) учился в духовной семинарии. Однако для молодого человека, как и для многих других его ровесников, семинарское образование не стало дорогой к Богу и церкви. Скорее наоборот, как и многие тогдашние семинаристы, Чернышевский не захотел принимать внушавшуюся ему учителями доктрину и отказался не только от религии, но и от признания существовавших в России порядков в целом.

С 1846 по 1850-е годы Чернышевский учился на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Уже в этот период видно, как складывался тот круг интересов, который впоследствии определит основные темы его творчества. Молодой человек изучал русскую литературу, о которой впоследствии так часто писал. Кроме того, Чернышевский штудировал знаменитых французских историков – Ф.Гизо и Ж.Мишле – ученых, совершивших переворот в науке 19 столетия. Они одними из первых взглянули на исторический процесс не как на результат деятельности исключительно великих людей – королей, политиков, военных. Французская историческая школа середины 19 века поставила в центре своих исследований народные массы – взгляд, безусловно, уже в то время близкий Чернышевскому и многим его единомышленникам. Не менее существенной для формирования молодого мыслителя оказалась и философия – ситуация также для той эпохи типичная. Изучение кумиров того времени – немецких философов Георга Гегеля и Людвига Фейербаха – для Чернышевского оказалось не просто данью моде. Подобно многим другим своим революционно настроенным современникам, он усвоил в учении Гегеля прежде всего представление о непрерывном развитии и обновлении всего мира – и, естественно, сделал отсюда вполне практические выводы. Если мир постоянно обновляется, отбрасывая устаревшие формы и установления, значит, революция может послужить такому обновлению и привести человечество к счастью. Близок сердцу бывшего семинариста оказался Фейербах и философы-позитивисты, считавшие основным двигателем всех человеческих поступков прежде всего пользу, а не какие-либо отвлеченные идеи и отрицавшие божественное происхождение религиозных представлений. Особенно сильно на Чернышевского повлияли французские философы-социалисты – Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье . Ему показались абсолютно реальными их мечты об обществе, в котором исчезнет неравенство, не будет частной собственности, и все будут радостно сообща трудиться на благо человечества.

Следующие четыре года (1851–1853), Чернышевский снова провел в родном Саратове, работая здесь учителем словесности в гимназии. Судя по всему, он уже в это время больше мечтал о грядущей революции, чем занимался обучением своих учеников. Во всяком случае, молодой преподаватель явно не скрывал от гимназистов своих бунтарских настроений.

1853 оказался для Чернышевского переломным. Он женился на Ольге Сократовне Васильевой, женщине, впоследствии вызывавшей у друзей и знакомых ее мужа самые противоречивые чувства. Одни считали ее необыкновенной личностью, достойной подругой и вдохновительницей писателя. Другие резко осуждали за легкомыслие и пренебрежение к интересам и творчеству мужа. Как бы то ни было, сам Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. По его мнению, новую, свободную жизнь необходимо было приближать и готовить. Прежде всего, конечно же, следовало стремиться к революции, но приветствовалось также и освобождение от любых форм рабства и угнетения – в том числе и семейного. Именно поэтому писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке – идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Именно так и поступил Николай Гаврилович в своей семейной жизни, разрешая своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу, как свою собственность. Позже личный опыт писателя безусловно отразился в любовной линии романа Что делать .

1853 принес Чернышевскому еще одну важнейшую перемену. Он переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А.Некрасова . В первые годы своей работы, Чернышевский сконцентрировался в основном на литературных проблемах – политическая ситуация в России в середине пятидесятых годов не давала возможности для высказывания революционных идей. В 1855 Чернышевский защитил диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности , где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав свой тезис – «прекрасное – есть жизнь». Искусство, по его мнению, не должно упиваться само собой – будто то прекрасные фразы или тонко нанесенные на холст краски. Описание горькой жизни бедного крестьянина может быть куда прекраснее чудесных любовных стихов, так как оно принесет пользу людям.

Эти же мысли Чернышевский развил в опубликованных в «Современнике» в 1855 Очерках гоголевского периода русской литературы . Здесь он проанализировал наиболее выдающиеся литературные произведения предыдущих десятилетий, взглянув на них с точки зрения своих представлений об отношении искусства к действительности.

Между тем, обстановка в стране в конце 50-х годов принципиально изменилась. Новый государь, Александр II, вступив на престол, ясно понимал, что Россия нуждалась в реформах и с первых лет своего правления начал подготовку отмены крепостного права. С 1858 этот ранее запретный вопрос было разрешено обсуждать в печати. Кроме того, несмотря на сохранение цензуры, политическая обстановка в стране, жившей в ожидании перемен, стала намного свободнее.

Редакция «Современника», лидерами которой, безусловно, были Чернышевский, Добролюбов и Некрасов, конечно же, не могла остаться в стороне от происходивших в стране процессов. Чернышевский в конце 50-х – начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды. Он рецензировал многочисленные литературные произведения, продолжая оценивать их с точки зрения жизненности и полезности для общества.

Не меньший интерес вызывали у него и политические события того времени. Как только было дано разрешение обсуждать готовившуюся крестьянскую реформу, она, естественно, стала одной из главных тем для «Современника».

Идеи самого Чернышевского открыто выразить на страницах печатного издания было сложно. Поддерживая в тот момент правительство, готовившее крестьянскую реформу, он в то же время считал, что само освобождение крестьян – это только начало куда более существенных перемен. Прежде всего, в отличие от либеральных мыслителей, революционер Чернышевский исходил из того, что крестьяне должны получить свободу и наделы без всякого выкупа, так как власть помещиков над ними и их владение землей не справедливы. Мало того, крестьянская реформа должна стать первым шагом по пути к совершению революции, после которой частная собственность вообще исчезнет и люди, оценив прелесть совместного труда, будут жить, объединившись в свободные ассоциации, основанные на всеобщем равенстве.

Чернышевский, как и другие его современники, не сомневался, что крестьяне в конце концов разделят их социалистические идеи. Доказательством этого они считали приверженность крестьян «миру», общине, решавшей все основные вопросы деревенской жизни, и формально считавшейся владелицей всей крестьянской земли. Общинники, по мнению революционеров, должны были пойти за ними к новой жизни, несмотря на то, что для достижения идеала, конечно же, надо было совершить вооруженный переворот.

Открыто обсуждать подобные вещи на страницах «Современника», даже в либеральной обстановке конца 50-х гг. было невозможно, поэтому Чернышевский использовал множество хитроумных способов для того, чтобы обмануть цензуру. Практически любую тему, за которую он брался, – будь то литературная рецензия или разбор исторического исследования о Великой Французской революции, или же статья о положении рабов в США, – он умудрялся явно или скрыто связать со своими революционными идеями. Благодаря этой смелой игре с властями, журнал «Современник» в целом и Чернышевский в частности стали кумирами революционно настроенной молодежи, не желавшей останавливаться на достигнутом в результате реформ.

С одной стороны, государство, освободив в 1861 крестьян, начало готовить новые реформы. В то же время революционеры, во многом вдохновляемые Чернышевским, ждали крестьянского восстания, которое к их удивлению не произошло. Отсюда молодыми нетерпеливым людьми был сделан четкий вывод. Если народ не понимает необходимости совершения революции, ему надо это объяснить, призвать крестьян к активным действиям против правительства. Начало 60-х годов – время возникновения многочисленных революционных кружков, стремившихся к энергичным действиям на благо народа. В результате в Петербурге начали распространяться прокламации, подчас достаточно кровожадные, призывавшие к восстанию и свержению существующего строя.

Обстановка стала достаточно напряженной. И революционеры, и правительство считали, что в любой момент мог произойти взрыв. В результате, когда душным летом 1862 в Петербурге начались пожары, по городу немедленно поползли слухи, что это дело рук «нигилистов». Сторонники жестких действий сразу же отреагировали – издание «Современника», резонно считавшегося распространителем революционных идей, было приостановлено.

Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И.Герцена, уже пятнацать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала, Н.А.Серно-Соловьевичу, предлагая продолжить издание за границей. Письмо было использовано, как повод, и 7 июля 1862 Чернышевский и Серно-Соловьевич были арестованы и помещены в Петропавловскую крепость. Однако никаких других улик, которые подтверждали бы тесные связи редакции «Современника» с политическими эмигрантами, найдено не было. В результате Чернышевскому было предъявлено обвинение в написании и распространении прокламации Барским крестьянам от их доброжелателей поклон . Ученые до сегодняшнего дня не пришли к единому выводу о том, был ли Чернышевский действительно автором этого революционного воззвания. Ясно одно – таких доказательств не было и у властей, поэтому им пришлось осудить обвиняемого на основании ложных показаний и сфальсифицированных документов.

В мае 1864 Чернышевский был признан виновным и осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни. 19 мая 1864 над ним был публично совершен обряд «гражданской казни» – писателя вывели на площадь, повесив на грудь доску с надписью «государственный преступник», сломали над его головой шпагу и вынудили простоять несколько часов, прикованным цепями к столбу.

А пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу – роман Что делать. Литературные достоинства этой книги не слишком высоки, но, скорее всего, Чернышевский и не предполагал, что ее будут оценивать, как действительно художественное произведение. Для него было важнее высказать свои идеи – естественно, для политического заключенного, находящегося под следствием, их было проще облечь в форму романа, а не публицистического произведения.

В центре сюжета – история молодой девушки, Верочки, Веры Павловны, уходящей из семьи, чтобы освободиться от гнета своей деспотической матери. Единственным способом для совершения такого шага в то время могло быть супружество, и Вера Павловна заключает фиктивный брак со своим учителем Лопуховым. Постепенно между молодыми людьми возникает настоящее чувство, и брак из фиктивного становится настоящим, однако, жизнь в семье организована таким образом, чтобы оба супруга чувствовали себя свободными. Ни один из них не может войти в комнату другого без его разрешения, каждый уважает человеческие права своего партнера. Именно поэтому, когда Вера Павловна влюбляется в Кирсанова, друга своего мужа, то Лопухов, не рассматривающий жену, как свою собственность, инсценирует собственное самоубийство, предоставляя ей таким образом свободу. Позже Лопухов, уже под другим именем, поселится в одном доме с Кирсановыми. Его не будет мучить ни ревность, ни уязвленное самолюбие, так как свободу человеческой личности он ценит больше всего.

Однако любовной интригой роман Что делать не исчерпывается. Чернышевский предлагает и свой вариант, хотя бы частичный, решения экономических проблем. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, организованную на началах ассоциации, или, как мы бы сегодня сказали, кооператива. По мнению автора, это было не менее важным шагом к перестройке всех человеческих и общественных отношений, чем освобождение от родительского или супружеского угнетения. То, к чему человечество должно придти в конце этой дороги, является Вере Павловне в четырех символических снах. Так, в четвертом сне она видит счастливое будущее людей, устроенное так, как об этом мечтал Шарль Фурье, – здесь все живут вместе в одном большом прекрасном здании, вместе работают, вместе отдыхают, уважают интересы каждого отдельного человека, и одновременно трудятся на благо общества.

Приблизить этот социалистический рай, естественно, должна была революция. Об этом заключенный Петропавловской крепости конечно же, не мог написать открыто, однако разбросал намеки по всему тексту своей книги. Лопухов и Кирсанов явно связаны с революционным движением или, во всяком случае, сочувствуют ему. В романе появляется человек, хотя и не названный революционером, но выделенный, как «особый». Это Рахметов, ведущий аскетический образ жизни, постоянно тренирующий свою силу, даже попытавшийся спать на гвоздях, чтобы проверить свою выдержку, очевидно, на случай ареста, читающий только «капитальные» книги, чтобы не отвлекаться по пустякам от главного дела своей жизни. Романтический образ Рахметова сегодня может показаться смешным, однако многие люди 60–70-х годов 19 века искренне восхищались им и воспринимали этого «сверхчеловека» чуть ли не как идеал личности.

Революция, как надеялся Чернышевский, должна была произойти уже совсем скоро. На страницах романа время от времени возникает дама в черном, скорбящая о своем супруге. В конце романа, в главе Перемена декораций она появляется уже не в черном, а в розовом, в сопровождении некоего господина. Очевидно, работая над своей книгой в камере Петропавловской крепости, писатель не мог не думать о своей жене, и надеялся на свое скорое освобождение, прекрасно понимая, что это может произойти только в результате революции.

Роман Что делать был опубликован в 1863 (несмотря на то, что его автор все еще находился в крепости) и сразу же стал примером для многочисленных подражаний. Речь идет не о подражаниях литературных. Новые, свободные отношения героев романа произвели огромное впечатление на читателей Что делать . Женский вопрос становился в тот момент одним из важнейших для общественной мысли России. Девушек, желавших последовать примеру Верочки, было более, чем достаточно, и трудно подсчитать, какое количество молодых людей, вдохновившись романом Что делать , решили стать революционерами. Молодое поколение, воспитанное на романе, написанном в крепости, оказалось враждебным царской власти, и все многочисленные реформы, проведенные правительством, не смогли примирить их с российской действительностью. Драма, назревавшая с начала 60-х годов, привела к убийству Александра II 1 марта 1881.

Сам Чернышевский уже практически не участвовал в бурном общественном движении последующих десятилетий. Он был отправлен на каторгу, затем в ссылку. В Сибири он пытался продолжать литературную деятельность. В 70-е годы он написал роман Пролог , посвященный жизни революционеров в конце пятидесятых годов, непосредственно перед началом реформ. Здесь под вымышленными именами были выведены реальные люди той эпохи, в том числе и сам Чернышевский. Пролог был опубликован в 1877 в Лондоне, однако по силе воздействия на российскую читающую публику он, конечно же, сильно уступал Что делать . По-настоящему участвовать в общественной жизни России, находясь в ссылке в Вилюйске для Чернышевского было невозможно. Что делать продолжали читать, имя автора упоминалось на каждой студенческой встрече, но сам писатель оказался оторван от своих единомышленников.

Только в 1883 Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 его перевели в Саратов, и, вскоре после переезда, он скончался от кровоизлияния в мозг.

Тамара Эйдельман