Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Биография евгения петрова. Мистическая история писателя евгения петрова

Биография евгения петрова. Мистическая история писателя евгения петрова

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) – писатель-сатирик.

Вопреки всем энциклопедиям и собственноручно написанной автобиографии, Евгений Петров родился в Одессе не 13 декабря 1903 года, а в тот же день годом ранее, в 1902, и был крещен 26 января 1903 года.

Он родился в семье учителя Петра Васильевича Катаева, сына священника из Вятки, и дочери полковника Евгении Бачей (по семейной версии, Бачеи были родственниками Н.В. Гоголя). Младший брат писателя В.П. Катаева . После смерти матери в 1903 году детей помогала воспитывать ее сестра, Елизавета Бачей.

Валентин и Евгений учились в 5-й мужской гимназии. Петров окончил ее в 1920 году.

Летом того же года был вместе с братом арестован ЧК за участие в контрреволюционной организации, осенью они были выпущены в группе “лиц, непричастных к делу”. После этого братья недолгое время были корреспондентами радиотелеграфного агентства “РАТАУ”. Затем Евгений Катаев поступает на службу в уголовный розыск и служит в Мангеймском районе. В двойной автобиографии Ильфа и Петрова о младшем из соавторов сказано: “Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины” (1929).

В 1923 г. Е. Катаев приехал в Москву, к уже успешно устроившемуся в столице старшему брату. Вместо продолжения карьеры в угрозыске Евгений Катаев стал журналистом, псевдоним Евгений Петров.

Илья Ильф умер 13 апреля 1937. Современники вспоминали фразу Петрова: “Я был на своих похоронах”.

Петров участвовал в издании записных книжек Ильфа , писал воспоминания “Мой друг Ильф ”. Мало известно, что Петров как его друг и соавтор увлекался фотографией, вел записные книжки.

Совместно с Г.Н. Мунблитом Петров написал несколько киносценариев: “Музыкальная история” (1940), “Антон Иванович сердится” (1941). Он был редактором журналов “Крокодил”, “Огонек”. В 1940 г. вступил в ВКП(б). Был военным корреспондентом на финской войне.

Во время Великой Отечественной войны Петров, оставаясь редактором журнала “Огонек”, регулярно выезжал на фронт. Он побывал на Северном, Западном, Южном фронтах, был корреспондентом “Информбюро”, “Известий”, “Правды”, писал для американских газет, готовил книгу очерков “Москва за нами” (вышла в 1942 году после гибели Петрова), писал сценарий фильма “Воздушный извозчик” (фильм вышел в 1943 г.).

Последняя сохранившаяся фотография: Петров с палубы корабля смотрит на осажденный Севастополь.

2 июля 1942 года самолет, на котором Евгений Петров возвращался в Москву после командировки в Севастополь, был сбит немецким истребителем. Евгения Петрова похоронили в Маньково-Камевежской слободе Чертковского района Ростовской области. На месте падения самолета установлен памятник.

В Одессе мемориальная доска Е.П. Петрову установлена по ул. Базарной, 4, на фасаде дома, где родился писатель.

12 апреля 2013 года на фасаде Одесского аграрного университета (ул. Пантелеймоновская, 13) открыта мемориальная доска братьям Катаевым –

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева, 1902-1942) - русский советский писатель, соавтор Ильи Ильфа.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учёбы его одноклассником был Александр Козачинский, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зелёный фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в «двойной автобиографии» Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано:
«Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты - расстрела - заключением в лагере. Эта история позднее легла в основу повести Козачинского «Зелёный фургон», по которой в 1959 и 1983 годах были сняты одноимённые фильмы.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец».

В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста освобождённого к тому времени по амнистии А. Козачинского.

В 1927 году совместной работой над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).

Роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман «Золотой телёнок» (1931);
новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована);
новеллы «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929);
повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932-1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда».

В 1935-1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 года - самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолёта установлен памятник

Как долго смерть гонялась за Евгением Петровым (Катаевым)?

Под утро 2 июля 1942 года в последние часы героической обороны Севастополя адмирал Иван Степанович Исаков обратился к своему давнему знакомому известному писателю Евгению Петрову: «Евгений Петрович, в полдень на Москву летит «Дуглас». В нём будет местечко и для вас. Всё, что вы хотели увидеть в осаждённом городе – вы уже увидели. Советские люди должны знать, как мы здесь сражаемся». Петров ответил не сразу, он вообще к любому предложению всегда относился крайне осторожно. Он молча посмотрел в сторону моря, где всё было охвачено заревом пожара, прислушался к грохоту канонады, и, наконец, произнёс чуть слышно:
«Я подумаю. А сейчас надо уже расходиться, поздно уже».

От судьбы не уйдёшь?

Они встретились, когда солнце было уже высоко. Петров находился в прекрасном расположении духа, видно было, что часы сна пошли ему на пользу. Впрочем, заснул он не сразу – на столе беседки лежало несколько исписанных листков, придавленных камешками, чтобы не разлетелись от ветра.

– Вы знаете, три или четыре дня я вообще не мог сомкнуть глаз, – улыбнулся писатель адмиралу. – А тут хотя и не сразу, но заснул. Правда, спал как убитый, даже снов не видел… Я согласен: в Москву, так в Москву. На аэродром они поехали вместе. Иван Степанович устало глядел в маленькую чёрную точку, которая отдалялась в пространстве, и думал о том, что может быть, это хорошо, что Петров не увидит собственными глазами, как наши войска покинут Севастополь. Да, он знает, что положение критическое, но даже не представляет, как безнадёжна ситуация. Не сегодня-завтра всё будет кончено. И кто его знает, удастся ли вырваться из этой мясорубки. А так, самолётом, надежнее…

Исаков почувствовал огромное облегчение из-за того, что уговорил одного из авторов «Двенадцати стульев» покинуть город. Он уже корил себя за то, что ему не удалось сделать это тремя днями раньше, когда в Новороссийск возвращался эсминец «Ташкент», на котором Петров прибыл в Севастополь. Тогда Евгений Петрович наотрез отказался убыть обратно… Но кто мог предположить, что судьба уготовила Петрову самую, что ни на есть, шахматную вилку? И выбора у него не было: если бы он отправился на «Ташкенте», его бы ожидала неминуемая гибель: именно 2 июля фашистская авиация совершила массированный налёт на новороссийскую военно-морскую базу и несколько бомб обрушились на «Ташкент», потопив его у самого пирса, как только он вернулся из Севастополя.

Через три с лишним часа, около четырёх часов пополудни, 2 июля, адмирала Исакова подозвали к специальному телефону. Здесь лучше предоставить слово самому адмиралу: «– Вы адмирал Исаков? – Да, я! – Вы отправили утром «Дуглас» с писателем Евгением Петровым? – Да, я! – К сожалению, мы должны известить вас, что Петров разбился... – Кто со мной говорит? – крикнул я, ещё на что-то надеясь. – Уполномоченный НКВД из Чертково».

Смерть гонялась за ним по пятам?

Была ли эта смерть случайной? Трудно сказать, на войне всё случается, как на передовой, так и в относительном тылу. Но старший брат Петрова – писатель Валентин Катаев, узнав о гибели младшего, первым дело воскликнул: «Эта катастрофа была подстроена!». Его кинулись успокаивать. И в самом деле, кто был заинтересован в смерти именно Петрова? Вроде бы, никто, писателя очень любили. Просто роковая случайность. Но Катаев упрямо твердил: «Смерть гонялась за ним по пятам, и по-другому случиться не могло!». Возможно, это были эмоции. Но спустя много лет, Валентин Петрович написал следующее: «…Ему страшно не везло.
Смерть ходила за ним по пятам. Он наглотался в гимназической лаборатории сероводорода, и его насилу откачали на свежем воздухе, на газоне в гимназическом садике, под голубой ёлкой. В Милане возле знаменитого собора его сбил велосипедист, и он чуть не попал под машину. Во время финской войны снаряд попал в угол дома, где он ночевал. Под Москвой он попал под миномётный огонь немцев. Тогда же, на Волоколамском шоссе, ему прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки», выкрашенной белой защитной краской зимнего камуфляжа: на них налетела немецкая авиация, и надо было бежать из машины в кювет.

Наконец, самолёт, на котором он летел из осаждённого Севастополя, уходя от «мессершмитов», врезался в курган где-то посреди бескрайней донской степи, и он навсегда остался лежать в этой сухой, чуждой ему земле…»

И тут же многие люди, знавшие Евгения Петрова, тут же начали нагромождать вокруг писателя рассказы один страшнее другого. Как, например, Илья Эренбург, который, как говорится, слышал звон, да не знает где он. Вот что можно прочитать у него в воспоминаниях о Петрове: «…Несколько дней спустя он пробрался в Севастополь. Там он попал под отчаянную бомбёжку. Он возвращался на эсминце «Ташкент», и немецкая бомба попала в судно, было много жертв. Петров добрался до Новороссийска. Там он ехал в машине; произошла авария, и снова Евгений Петрович остался невредимым. Он начал писать очерк о Севастополе, торопился в Москву.
Самолёт летел низко, как летали тогда в прифронтовой полосе, и ударился о верхушку холма. Смерть долго гонялась за Петровым, наконец, его настигла…»

Слухами земля полнится...

Сравним два рассказа, и мы поймём, что только одна деталь является общей – смерть в авиакатастрофе. Но автомобильная авария по мнению Катаева произошла в Милане, а по Эренбургу – в Новороссийске. По Катаеву и Исакову, который провожал Петрова на аэродроме, писатель летел из Севастополя, тогда как по Эренбургу выходит, что из Новороссийска. Загипнотизированные словами двух мэтров и остальные знакомые Петрова начали выискивать в его судьбе мистические совпадения.
«Я твёрдо знал, что очень скоро должен погибнуть, что не могу не погибнуть», – приводят они выдержки из дневника Петрова за несколько лет до 1942 года. Или ещё один: «До сих пор я жил так: я считал, что жить мне осталось дня три, четыре, ну максимум неделя. Привык к этой мысли и никогда не строил никаких планов.
Я не сомневался, что <…> должен погибнуть для счастья будущих поколений. <…> Я твёрдо знал, что очень скоро должен погибнуть, что не могу не погибнуть» – это в набросках Петрова к книге об Ильфе. Остаётся добавить, что в то время Евгений Петрович служил в уголовном розыске и по его собственным словам «...переступал через трупы умерших от голода людей и производил дознания по поводу 17 убийств. Я вёл следствия, так как следователей судебных не было. Дела сразу шли в трибунал». Но разве служба в уголовном розыске не представляет определённый риск? И разве не могла оборваться от выстрела из бандитского обреза?
Но, как видим, его пуля так и не была отлита…

За себя и за того парня...

Одно ясно: Петров не искал смерти, как может кому-то показаться, и не боялся её. Он просто жил такой же фронтовой жизнью, как другие военные корреспонденты той поры, тот же Константин Симонов или Семён Гузенко, ставший Героем Советского Союза. Так что сказать, что смерть персонально «гонялась» за Евгением Петровичем, – значит, погрешить против истины… Кому-то везло, а кому-то не очень. Разве можно сказать, что отделался «лёгким испугом» тот же Иван Степанович Исаков? Спустя три месяца, 4 октября 1942 года он был тяжело ранен под Туапсе, ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь… А потом он начал жить за двоих: за себя и Петрова. В морских журналах и отдельными изданиями печатались его труды-исследования опыта второй мировой войны, которых вышло более 60! Да, Петрова невозможно было вернуть, но его в чем-то заменил Исаков… Да и по большому счёту – у писателей смерти нет. Они живут в своих произведениях…

«Каждый из нас считает себя обязанным другому...»

Поедлимся наблюдением: этот человек открывается для нас преимущественно в тандемах. Всякий читатель знает знаменитую пару соавторов, звучащую как целое, неразрывно: Илья Ильф и Евгений Петров. Этот писательский дуэт остался в отечественной литературе, прежде всего, как создатель невероятно популярных, остроумных, сатирично-гротескных, авантюрных афористичных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». В миниатюре «Двойная биография» Илья Ильф и Евгений Петров в 1929 году писали: «Составить автобиографию автора «Двенадцати стульев» довольно затруднительно...

Гораздо меньше людей, даже читающих, знают о другой паре - Евгений Петров и Валентин Катаев. Дело в том, что знаменитый Петров, будучи младшим братом уже известного в ту пору автора, Валентина Катаева, взял себе псевдоним по собственному отчеству, справедливо предположив, что двух Катаевых «Боливар родной словесности» не выдержит, возникнет путаница.

Евгений Петрович Катаев родился 13 декабря 1903 года. Разумеется, в Одессе. Именно этот город подарил читателям плеяду так называемой «юго-западной» писательской школы. Это литераторы мирового уровня - Валентин Катаев, Исаак Бабель, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Евгений Петров, Илья Ильф, Семен Кирсанов, Вера Инбер. Термин «юго-запад» в литературном смысле ввел в одноименной статье 1933 года известный литературовед, критик, писатель, журналист, сценарист и теоретик кино В. Шкловский. Однако так же назывался первый поэтический сборник Э. Багрицкого, вышедший в 1928 году.


Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров

Литературоведы дискутируют до сих пор, школа это или, может, ряд независимых дарований, однако факты неумолимы: многие из вышеупомянутых сочинителей, переехав в Москву и работая в редакции газеты «Гудок» (где, кстати, трудился и киевлянин Михаил Булгаков), стали известными советскими писателями.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице, и Евгений к 1920 году закончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учебы его одноклассником был Александр Козачинский, по отцу дворянин, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - начальника уездного отделения милиции Одессы Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Следует сказать об этой, третьей, паре, в которой убедительно представлен Евгений Петров. О ней знают лишь некоторые любители отечественного приключенческого жанра. Эта история романтически феерична, драматична, с криминальным сюжетом, даже с кровной клятвой братства, которую дали друг другу Женя и Саша в школьные годы. И в самом деле, их дружески-братские узы сохранились в течение всей жизни, хотя и были подвергнуты серьезным испытаниям.


Корреспондент Украинского телеграфного агентства Евгений Петров

Дело в том, что судьба сводила двух друзей и причудливым образом: Александр Козачинский, человек авантюрного склада и огромного обаяния, с 19 лет, бросив сыскную работу в большевистском уголовном розыске, возглавил банду налетчиков, действовавшую в Одессе и окрестностях. По иронии судьбы в 1922 году арестовал его именно Евгений Катаев, тогда сотрудник одесского уголовного розыска. Козачинский после погони с перестрелкой спрятался на чердаке одного из домов, где и был обнаружен однокашником. Впоследствии Евгений добился пересмотра уголовного дела и замены Козачинскому исключительной меры наказания, расстрела - заключением в лагере. Более того, осенью 1925 года Козачинский был амнистирован. У выхода из тюрьмы его встречали мать и верный друг, Евгений Катаев...

Обозреватель издания «Совершенно секретно» Вадим Лебедев завершает свой очерк «Зеленый фургон» удивляющими нас фактами, подчеркивающими необъяснимость, сверхъестественность связи, существовавшей между этими людьми: «1941 год разлучил их. Петров уходит на фронт военным корреспондентом. Козачинского по состоянию здоровья отправляют в эвакуацию в Сибирь. Осенью 1942 года, получив известие о гибели друга, Козачинский слег, и через несколько месяцев, 9 января 1943 года, в газете «Советская Сибирь» появился скромный некролог: «Умер советский писатель Александр Козачинский».

То есть за годы, прошедшие после выхода Козачинского из тюрьмы, он успел стать «советским писателем». Чему тоже, кстати, способствовал Евгений Петров. В 1926 году он устроил Козачинского в качестве журналиста все в ту же редакцию газеты «Гудок». А в 1938 году Петров уговорил своего друга, с которым они когда-то зачитывались Майн Ридом, написать приключенческую повесть «Зеленый фургон» (в 1983 году интересно экранизированную, некоторые отзвуки биографии Александра Козачинского видны также в образе главаря банды в киноленте Никиты Михалкова 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих»). Но теперь и мы понимаем, что стоит за последними строками «Зеленого фургона»: «Каждый из нас считает себя обязанным другому: я - за то, что он не выстрелил в меня когда-то из манлихера, а он - за то, что я его вовремя посадил».


Александр Козачинский

В биографии Петрова отметим его работу корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а также службу в течение трех лет инспектором одесского уголовного розыска. Иронично, в известном нам стиле, эта страница жизни отражена в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год): «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины».

Справочники сообщают, что в 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». Существенное влияние на Евгения оказал его старший брат Валентин Катаев (1897-1986). Жена Катаева вспоминала: «Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку».

В 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» (1928 год) началось творческое содружество двух одесситов - Евгения Петрова и Ильи Ильфа. Впоследствии в соавторстве с Ильей Ильфом им были написаны роман «Золотой теленок» (1931 год), новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и др.


Илья Ильф и Евгений Петров

Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались. Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 года.

Ильф с Петровым, живя в Одессе, посещали литературный кружок «Коллектив поэтов», в котором начинали Катаев, Олеша, Багрицкий, однако познакомились уже в московском «Гудке», где под сатиру отводилась вся 4-я полоса газеты. В повести «Алмазный мой венец» Валентин Катаев писал: «В Москву приехал мой младший братец, служивший в Одесском угрозыске, и устроился в Бутырку надзирателем. Я ужаснулся, заставил его писать. Вскоре он стал прилично зарабатывать фельетонами. Я предложил ему и другу (Ильфу. - Авт.) сюжет о поиске бриллиантов, спрятанных в обивке стульев. Мои соавторы не только отлично разработали сюжет, но изобрели новый персонаж - Остапа Бендера».

Ильф и Петров писали увлеченно, после завершения рабочего дня в редакции, возвращались домой в два часа ночи. В 1928 году роман «Двенадцать стульев» вышел в свет - сначала в журнале, а потом отдельной книгой. И сразу стал необычайно популярен. История о похождениях обаятельного авантюриста и мошенника Остапа Бендера и его спутника, бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, захватывала блестящими диалогами, яркими персонажами, тонкой сатирой на советскую действительность и обывательщину. Смех был оружием авторов против пошлости, глупости и идиотического пафоса.



Илья Ильф и Евгений Петров

Книга быстро разошлась на цитаты: «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице», «Дуся, я человек, измученный нарзаном», «Знойная женщина, мечта поэта», «Торг здесь неуместен», «Утром деньги - вечером стулья», «Кому и кобыла невеста», «Быстро только кошки родятся», «Гигант мысли, отец русской демократии» и многие, многие другие. Незабываем и словарь Эллочки-людоедки с ее вошедшими в нашу жизнь словечками-междометиями и иными репликами - «мрак!», «жуть!», «толстый и красивый», «парниша», «хамите», «у вас вся спина белая!», «не учите меня жить!», «хо-хо». В сущности, можно без натяжек утверждать, что вся книга о Бендере состоит из бессмертных афоризмов, постоянно цитируемых читателями и кинозрителями.

Прототипом великого комбинатора Остапа Бендера стал одесский знакомый писателей - Осип Шор, авантюрист с особым чувством юмора и замечательный рассказчик, эпизоды похождений которого включены в книгу (женитьба на мадам Грицацуевой, приезд в провинцию под видом знаменитого художника).

Одесса присутствовала в «Двенадцати стульях» в характере и юморе Бендера, а в следующей книге «Золотой теленок» (занятно пародируется в названии известное словосочетание «золотой телец») она становится местом действия, узнаваема в портовом городе Черноморске, куда приезжают Остап с Паниковским и Балагановым на «Антилопе Гну». И снова множество ушедших в народ цитат: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!», «Блюдечко с голубой каемочкой», «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!», «Грузите апельсины бочками», «Раздача слонов», «Не делайте из еды культа», «Командовать парадом буду я».


Памятник Эллочке-людоедке на улице Петровского в Харькове. Прототип - актриса Елена Шанина, исполнившая роль Эллочки в фильме Марка Захарова

Евгений Петров заметил о главном герое своего плутовского романа: «Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо. Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу».

Ильф и Петров оказались на пике популярности: их фельетоны успешно печатались в газете «Правда», издавались сборники их новелл, а после поездки по США в 1932-1935 годах выходит повесть «Одноэтажная Америка» (1937 год). «Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые», - шутили соавторы.

Как и предсказывал Валентин Катаев, два романа Ильфа и Петрова стали классикой юмора и сатиры, переведены на многие мировые языки. Еще популярнее они стали после культовых экранизаций с любимыми советскими актерами: «Золотого теленка» с Сергеем Юрским, Зиновием Гердтом и Леонидом Куравлевым, «Двенадцати стульев» с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. В Одессе есть памятник Стулу, памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (в Городском саду). Памятник Ильфу и Петрову открыт в Саду скульптур Литературного музея.



Памятник Илье Ильфу и Евгению Петрову в Одессе

Именами писателей названа одна из улиц Одессы. Есть памятники Кисе, Осе и Эллочке-людоедке в Харькове, возле кафе «Рио». А памятник отцу Федору, выбегавшему в Харькове за кипятком, установлен на перроне Южного вокзала Харькова. «Харьков - город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал», - писал о. Федор своей супруге.

В 1937 году от туберкулеза скончался Илья Ильф. Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек друга, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939-1942 годах работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в недалеком будущем, в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

У писателя Евгения Петрова выросли два замечательных сына. Нам известен кинооператор Петр Катаев (1930-1986), снимавший главные фильмы Татьяны Лиозновой. Это хорошо известные нам «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал». А с композитором Ильей Катаевым (1939-2009) мы знакомы по песне «Стою на полустаночке» из советского телесериала «День за днем». Илья Катаев - автор музыки к фильмам Сергея Герасимова «У озера» и «Любить человека».


Памятник Остапу Бендеру в Харькове. Открыт 22 августа 2005 года на улице Петровского. Скульптор Эдуард Гурбанов. Прототип - актер Сергей Юрский

Не оставим без внимания и мистическую страницу жизни неординарного человека Евгения Петрова, которая, по существующей легенде, завершает его земную судьбу.

Рассказывают, писатель имел странное и редкое хобби: всю жизнь коллекционировал конверты... от своих же писем! Он отправлял письмо в какую-нибудь страну, но все, кроме названия государства, выдумывал - город, улицу, номер дома, имя адресата. Поэтому через месяц-полтора конверт возвращался к Петрову, но уже украшенный разноцветными иностранными штемпелями, с указанием «Адресат неверен».

Но в апреле 1939 года писатель отправил письмо в Новую Зеландию, придумав город под названием «Хайдбердвилл», улицу «Райтбич», дом «7» и адресата «Мерилла Оджина Уэйзли». В самом письме Петров написал по-английски: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».


Памятник отцу Федору на первой платформе Южного железнодорожного вокзала в Харькове. 2001 год. Надпись на граните: «Первая столица Украины - отцу Федору»

Эта история гласит, что к августу он неожиданно получил не свой конверт, как повелось, а настоящий ответ, в обратном адресе значилось: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли». И - синий штемпель «Новая Зеландия, почта Хайдбердвилл».

Содержание письма повергло Петрова в ужас: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России». Никогда не ездившего в Новую Зеландию Петрова совершенно сразило, что на фотографии он увидел крепкого сложения мужчину, который обнимал... его самого, Петрова! На обратной стороне снимка было написано: «9 октября 1938 года»...

Поразительно, но именно в указанный на фото день писатель попал в больницу в бессознательном состоянии, с тяжелейшим воспалением легких. Тогда в течение нескольких дней врачи боролись за его жизнь, полагая, что шансов выжить у него почти нет. Петров написал еще одно письмо в Новую Зеландию, но ответа уже не дождался: началась Вторая мировая война. Писатель с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Коллеги его не узнавали - он стал замкнутым, задумчивым, а шутить вообще перестал...


Евгений Петров на лидере «Ташкент» прорвался в осажденный Севастополь. Слева направо - Евгений Петров и командир «Ташкента» Василий. Ерошенко

Вот документальная правда: 2 июля 1942 года самолет, на котором фронтовой журналист Евгений Петров возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково...

Но удивительная история дописала последние штрихи: говорят, что в день получения известия об исчезновении самолета на московский адрес Петрова поступило письмо от Мерилла Уэйзли. Уэйзли восхищался мужеством советских людей и выражал беспокойство за жизнь самого Евгения. В частности, он писал: «Я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай по возможности меньше»...

На месте падения самолета был установлен памятник...

Ангелина ДЕМЬЯНОК, «Одна Родина»

Евге́ний Петро́в (псевдоним Евге́ния Петро́вича Ката́ева , 1903—1942) — русский советский писатель, соавтор .

Брат писателя Валентина Катаева. Отец кинооператора Петра Катаева и композитора Ильи Катаева. Жена — Валентина Леонтьевна Грюнзайд, из обрусевших немцев.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории. В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учёбы его одноклассником был , написавший впоследствии приключенческую повесть « », прототипом главного героя которой — Володи Патрикеева — стал Евгений Петров .

Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты — расстрела — на заключение в лагере.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста, освобождённого к тому времени по амнистии, А. Козачинского.

Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. Жена Валентина Катаева вспоминала:

Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», — говорил Валя и вешал трубку.

В 1927 году совместной работой над романом « » началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).

Роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман « » (1931);
новеллы « » (1928);
фантастическая повесть « » (экранизирована)
новеллы « » (1929);
документальная повесть « » (1937).

В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда». В 1935—1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

В 1938 году Петров уговорил своего друга А. Козачинского написать повесть «Зелёный фургон».В 1939 году вступил в ВКП(б).

Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939—1942 годы Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом.

Евге́ний Петро́в погиб 2 июля 1942 года — самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолета установлен памятник.

Согласно действующим во все времена правилам, биография творческой личности складывается из фактов, догадок и откровенных выдумок. Не стало исключением и жизнеописание известного советского писателя Евгения Петрова. Сущая правда, что ребенок родился в Одессе, городе у Черного моря. Фамилия отца – Катаев. Даже многие читатели наших дней знают про писателя Валентина Катаева. Но не каждому известно, что Валентин старший брат, а Евгений – младший. По жизни так получилось, что младшему пришлось работать под псевдонимом, чтобы избежать путаницы в историческом масштабе и при решении бытовых вопросов.

Образование Катаев-младший получил в классической гимназии. В начале 20-х годов прошлого века, после завершения Гражданской войны Евгений приехал в Москву вслед за старшим братом. Перед этим он успел поработать на родине в уголовном розыске. Работа надолго оставила свой след в памяти и на основе этих «следов» молодой литератор написал повесть «Зеленый фургон», по мотивам которой дважды снят одноименный фильм. В силу сложившихся обстоятельств карьера сыщика в столице не задалась, и приезжему одесситу пришлось переквалифицироваться в журналиста. Ему изначально неплохо удавались юмористические и сатирические очерки.

Следует подчеркнуть, что природные данные – интеллект и отличная память – позволили Евгению в кратчайшие сроки освоиться в литературной среде столицы. Первые юморески и зарисовки с натуры увидели свет на страницах журнала «Красный перец». Через некоторое время Петров занял должность ответственного секретаря этого издания. В тот период молодого и энергичного журналиста называли «многостаночником». Ему хватало сил и фантазии писать сразу несколько текстов и рассылать их по разным редакциям. Подобная практика используется и сегодня, но такая нагрузка по силам не каждому субъекту, марающему бумагу.

Творчество как жизнь

Личная жизнь Евгения Петрова сложилась просто и даже банально. В суматохе редакционных дел на него упала любовь к девушке Валентине, которая оказалась на восемь лет младше жениха. Муж и жена, что называется, совпали по характеру, воспитанию и темпераменту. Семья сложилась раз и навсегда. И каждый ребенок появлялся на свет как уникальное произведение. У четы Петровых родились два сына. И каждое литературное произведение готовилось к выходу, как любимый ребенок. Подобная гармония в семейных отношениях встречается крайне редко.

Тем временем жизнь в стране текла и бурлила. Уже состоявшийся писатель и журналист Евгений Петров ставил перед собой и решал масштабные задачи. Некоторые критики отмечают, что вершиной его творчества стали романы «12 стульев» и «Золотой теленок» созданные в содружестве с коллегой по перу Ильей Ильфом. Для значительного числа ценителей имена авторов – Ильф и Петров – стали идиомой, устойчивым сочетанием. В числе замеченных и оцененных значится их книжка «Одноэтажная Америка». До прочтения этих путевых заметок советские люди мало знали о том, как живет американский народ в глубинке.

Когда началась война, Евгений Петров стал работать корреспондентом в Совинформбюро – Советское информационное бюро. Одновременно с этим направлял свои материалы из действующей армии в газеты «Правда», «Красная звезда», журнал «Огонек». Военный корреспондент Петров погиб при падении самолета в 1942 году, возвращаясь с задания в Москву. Уже после смерти были изданы сборники его произведений «Москва за нами» и «Фронтовой дневник».