Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Вспоминая герберта фон караяна. Биография. Каким был Караян в частной жизни

Вспоминая герберта фон караяна. Биография. Каким был Караян в частной жизни

Многие помнят лицо Караяна, когда он дирижировал шестой частью Немецкого реквиема Брамса. Его словно высеченное из камня лицо, отмеченное временем и страданием: его мучила ужасная болезнь спины. Его порой отчаянный взгляд. Но, несмотря на все это, его жест оставался решительным, вместе с хором он наизусть декламировал стихи Апокалипсиса. Этот драматический и символический образ, кажется, унаследовала от него жена Элиэтт, которая приняла корреспондента в стенах строгой, в спартанском духе виллы в Анифе.

Встреча в Сан-Тропе. Любовь в Лондоне. Успех. Вдова самого знаменитого дирижера рассказывает о триумфах и разочарованиях великого музыканта. С Элиэтт фон Караян беседует Риккардо Ленци.

Mадам Элиэтт, Маэстро верил в Бога?

Он думал, что одного существования недостаточно для оправдания и окончания собственного творчества. В одном я полностью уверена: его сердце, его жизненный выбор, его видение жизни все еще живы во мне.

Каким образом?

Мое присутствие на Зальцбургском фестивале – вид гарантии, как с точки зрения уровня, так и с точки зрения качества исполнителей. В Вене существует Центр Караяна. Там хранятся звуковой архив и фотографические документы. Для австрийской столицы Центр Караяна стал незаменимым местом культурных дебатов. Кроме того, я основала Фонд Элиэтт фон Караян, который располагает призовым фондом для молодых художников. Наконец, 2004-ый год положит начало новым инициативам, которые коснутся Центра Искусств Альберта Вилара в замке Аренберг. Там Венский Филармонический Оркестр и Академия Караяна будут способствовать формированию молодых музыкантов.

Каким был Караян в частной жизни?

О нем ходило множество легенд, не имеющих ничего общего с действительностью. Он был прост, наделен живейшим чувством юмора. Необычайно предан двум своим дочерям, Изабель и Анабель. Никогда не посещал так называемого высшего общества и всегда предпочитал контакт с природой, с собственной семьей, которая отвечала его строгому стилю поведения.

Как Вы встретились с Караяном?

В первый раз в Южной Франции, в Сан-Тропе. Потом в 1952-ом году в Лондоне: я работала фотомоделью для фирмы Кристиан Диор. По национальности я француженка, родилась в Ницце. В ту пору мне было восемнадцать. Один мой друг попросил меня сопровождать его на концерт Караяна в Роял Фестиваль Холле. Про мнению моего друга, дирижер Караян и врач, миссионер и музыковед Альберт Швейцер были на тот момент самыми интересными людьми. Я слушала музыку, сидя в тринадцатом ряду. В конце концерта Герберт повернулся к публике, и мне показалось, что его взгляд на мгновение встретился с моим. После концерта моему другу не терпелось получить автограф, и он попросил меня меня пройти с ним в артистическую. Караян очень мало дорожил условностями. Потом я узнала, что он дал своему секретарю распоряжение пропустить к нему только девушку-блондинку. Так родилась дружба.

А любовь?

Мы гостили в Лондоне у Элизабет Шварцкопф и ее мужа, знаменитого продюсера фирмы EMI Вальтера Легге. Ужинали у камина. Удивительные голубые глаза Герберта отражали пламя: в тот момент я окончательно поняла, что родилась любовь. Несколько месяцев спустя мы с Гербертом, Элизабет с Вальтером слушали органный концерт Швейцера при закрытых дверях. Это было, как если бы мечта материализовалась.

Ваши дочери?

Изабель – актриса, Арабель – музыкант. Они выбрали для себя элитарную публику и элитарную форму художественного выражения, замкнутый образ жизни.

Критики часто спорили о Караяне. В пятидесятые годы, во главе важных музыкальных мероприятий Вены, Берлина, Зальцбурга, Милана и Лондона, он был кем-то вроде генерального музикдиректора Европы. Было неизбежно, что многое написанное о нем не отличалось любезностью...

Может быть. Но я могу гарантировать, что Герберт этого даже не читал. Очень часто то, что писали, имело под собой политическую почву. Он всегда хотел находиться на вершине, выше любой мелочности и подлости. У него было много друзей среди музыкантов, режиссеров, сценографов, и он, как правило, общался с людьми, с которыми работал, даже с самыми простыми. Его внимание было обращено к музыке, и с этой точки зрения его слух был безупречен.

В 1977-ом году его отношения с Италией прервались. Караян потребовал от главного инденданта Ла Скала Паоло Грасси соблюдения условий контрактов некоторых артистов в отношении телевидения.

Бюрократия – не только итальянская проблема. Когда художник начинает чувствовать, что мешают его творческому полету, отношения с собеседником портятся.

В 1967-ом году Караян основал Пасхальный фестиваль в Зальцбурге. Сегодня фестиваль изменился. К лучшему или к худшему?

Клаудио Аббадо работал отлично. Но каждый из нас – дитя своего времени. Герберт один, или со своими сотрудниками, выступал в роли музыкального руководителя, режиссера и сценографа. И в качестве компенсации за всю эту непомерную деятельность требовал символический шиллинг. Нахожу нормальным, что он, концентрируя в своих руках также и организационную власть, умел ускорить темп работы и выпуска дисков.

Он был также первым, кто поставил кино на службу дирижеру, расширив свою деятельность художника-интерпретатора.

Именно я представила ему выдающегося режиссера Анри-Жоржа Клузо, с которым впоследствии он продуктивно работал. Это был интеллектуальный союз, который продлился всю жизнь. Конечно, они ссорились, что естественно между такими мощными личностями. Но, так как Анри хорошо знал музыку, их эстетические и творческие цели совпадали.

Во времена холодной войны Караян выступал с оркестрами ГДР и советскими артистами. Кто-нибудь из них Вам особенно нравился?

Пианист Евгений Кисин. Как-то раз, случайно, мы пошли в Фестшпильхаус в Зальцбурге. Евгений репетировал произведения Равеля: он должен был играть на прослушивании. Он нас даже не заметил. Его звук, такой нервозный, интровертивный, беспокойный, очаровал нас. Герберт – что для него очень редко – разволновался. «Это гений»,- шепнул он мне в полумраке, и по его щеке скатилась слеза. Караян был первым, кто пригласил Кисина выступать на Западе.

В последние годы жизни Маэстро часто обращался к симфониям Брукнера. Почему?

Думаю, что его привлекало брукнеровское чувство структуры, монументальная архитектура, которые заставляли его чувствовать ближе к тому что «выше» жизни, человеческого существования. Помню, что как-то раз, после концерта, посвященного музыке великого композитора, мы посетили подземелья аббатства в Санкт-Флориане, неподалеку от Ансфельдена, где Брукнер учился, играл и где был похоронен, прямо под большим органом. В Санкт-Флориане есть кладбище, похожее на крипты братьев-капуцинов в Палермо или Риме: огромное количество костей, выложенных в геометрических формах. Это был момент глубокого, душераздирающего волнения.

Караян был также великим интерпретатором музыки Сибелиуса...

То, что связывает Сибелиуса с Брукнером, так же как Море Дебюсси с Альпийской симфонией Рихарда Штрауса, - глубокое чувство природы и ее звуков. Но Караян-пантеист мог бы стать героем отдельной книги.

Не говоря уже о его Бетховене. В распространенном представлении образ художника и образ интерпретатора часто сливаются. Запись девяти бетховенских симфоний, сделанная в 1963-ем году, разошлась в Италии в количестве 55 тысяч экземпляров.

Не думаю, что существует другой исполнитель, который имел бы подобный успех тогда, когда с момента его смерти прошло пятнадцать лет. А также до сих пор служил бы примером молодым поколениям.

Может быть, Фрэнк Синатра.

Он очень симпатичный. И действительно обаятельный.

Во время традиционного венского новогоднего концерта 1987-ого года Караян поразил всех своей ностальгической интерпретацией вальсов и полек. Казалось, что музыка Штраусов, отца и сына, была услышана в духе Пруста...

Герберт всегда стремился очистить от банальности самые известные вещи. Тремоло струнных в вальсе На прекрасном голубом Дунае напоминает больше о Брукнере, чем о Вене времен больших балов. Еще одним проявлением его юмора было, когда он, импровизируя, приблизился к микрофону, чтобы пожелать счатья в Новом Году. По техническим проблемам микрофон не работал. «Год начинается просто отлично»,- сказал он, вызвав чувство радости у публики. С того момента все дирижеры, которые сменяли друг друга по этому торжественному случаю, искали возможность продемонстрировать собственное остроумие. Но они не обладали спонтанностью и легкостью Караяна. Все казалось обычным, задуманным заранее.

Если бы Караян прожил больше, какие замыслы он бы осуществил?

Он всегда смотрел в будущее. Хотел дирижировать Нормой Беллини, Второй симфоний Малера, Кармина Бурана Орфа. Последнюю вещь он исполнил в Ла Скала, но не записал. И потом, он хотел записать в Торонто некоторые концерты Баха с Гленом Гульдом и Берлинским Филармоническим.

Это не осуществилось, потому что Гульд умер.

Какие коллеги пользовались его уважением?

Среди прочих, Клаудио Аббадо. Но особенные уважение и нежность он питал к японцу Сейджи Озава.

Какими писателями и художниками восхищался Ваш муж?

Если я назову только несколько имен, я не смогу выразить смысл его выбора. О его литературных вкусах можно было бы написать целую книгу.

Отношения Караяна с Вильгельмом Фуртвенглером, его предшественником на посту руководителя Берлинского Филармонического?

Об этом много написано, может быть, слишком много. Могу сказать, что Герберт очень любил его как дирижера.

Очень нелегкий вопрос: всегда думали, что Караян стал членом нацисткой партии не потому, что был согласен с нацистской идеологией, но чтобы иметь возможность продолжать свою дирижерскую деятельность. Каково Ваше мнение?

Не могу ответить. В то время, в 1935-ом году, я была слишком маленькой и не была свидетелем этого факта.

Мадам Элиэтт, сожалеете ли Вы о чем-либо?

Я считаю, что на мою долю выпало огромное счастье встретить этого человека. Я никогда бы не смогла пожаловаться на то, что подарила мне жизнь.

На фото:
Герберт фон Караян
могила Караяна

На что только ни способен великий артист ради своего искусства! Век уходящий, особенно в нашем отечестве, дает тому немало примеров. Повседневное предательство самих себя - дабы иметь возможность писать, играть на рояле, дирижировать...

А впрочем, тут есть некий нюанс: ведь писать - это отнюдь не то же самое, что регулярно печататься; и играть на рояле - это вовсе не то же, что гастролировать по всему миру. Заниматься искусством можно и в тишине, как Бах; и такое искусство не требует сделок с совестью.

Сделка

Герберт фон Караян - может быть, самый знаменитый дирижер XX столетия - заключил пакт с дьяволом в 1935 году, вступив в нацистскую партию. В ту пору он возглавлял оперный театр в Ахене: в свои 27 лет - самый молодой капельмейстер в Германии. И все же, он не мог не понимать, в какую партию вступает. Позади был 1934 год: массовое изгнание расово и идейно чуждых музыкантов, уничтожение книг, нот, звукозаписей; борьба с «формализмом» и «какофонией» в музыке (нечто до боли знакомое!); и, наконец, гитлеровский погром в Берлинской опере, поводом для которого послужила готовящаяся постановка оперы П.Хиндемита «Художник Матис».

«Чистокровные арийцы» (ибо евреи a priori вынуждены были покидать страну) в ту пору действовали по-разному. Кто-то, подобно Хиндемиту, громко заявлял о своей ненависти к режиму и перебирался на жительство в Швейцарию. Другие - а среди них знаменитый дирижер Вильгельм Фуртвенглер - полагали священной обязанностью в годину испытаний оставаться со своим народом. Но при этом - пусть даже обольщенный гитлеровской казуистикой, - интеллигентно-кроткий патриарх от музыки не позволил втянуть себя в ряды нацистской банды. И никогда уже более не переступил порога оскверненной Берлинской Оперы, с которой были тесно связаны 15 лет его предшествующей жизни. Презрев запрет Геббельса, он включал в свои программы сочинения Мендельсона и Хиндемита; и что же? Власти не осмелились ему перечить. Однако впоследствии ему пришлось отказаться от всех постов, сократить до минимума число выступлений...

Оправдания

О том, как поступил Караян, мы уже отчасти знаем... Он пытался оправдываться - мол, ему сказали: «Вы должны сделать это, если и впредь намерены оставаться музыкальным руководителем Ахенского театра». И этим оправданием четко определена рыночная стоимость души при продаже ее дьяволу: пост капельмейстера в провинциальном Ахене.

А может быть, втайне речь шла о чем-то большем? Дирижеры толпами покидали страну, освобождались вакансии... Уже в 1937 году по протекции неких влиятельных лиц Караян дебютировал в прежде недосягаемой для него Венской Опере. Это была решительная победа над прошлыми неудачами. Ведь родился он в Австрии, высшее образование получил в Вене - одновременно в университете и в Музыкальной Академии, по окончании которой надеялся занять какую-нибудь приличную дирижерскую должность.

Уже в студенческую пору он отрабатывает стратегию и тактику карьеристской беспринципности: поступает в класс Александра Вундерера, поскольку тот занимал сразу несколько ответственных постов в тогдашней музыкальной Вене. Но как педагог Вундерер вовсе ему не нравился; и впоследствии, при каждом удобном случае, Караян неизменно жаловался, сколь мало он получил от горячо его любившего учителя.

Возможно, жалобы эти шли в ногу с ученической почтительностью; и как раз поэтому - несмотря на организованное Вундерером участие Караяна в концерте Академического оркестра, «смотрины» окончились полным крахом: приглашений не последовало. И Караян сам с трудом отыскал себе место в Ульме - южно-германском маленьком городке, где в его распоряжении была театральная сцена величиной с комнату и оперный оркестр в количестве 26 человек. Там он провел первых 6 лет своей творческой жизни; затем был Ахен, и тут уж Караян начал действовать со всей решимостью.

И вот теперь в Вене он дирижирует едва ли не прекраснейшим творением вагнеровского гения - «Тристаном и Изольдой»... Пока еще как гость, как гастролер, обреченный терпеть навязанные ему условия... Но Караян уже предчувствует, что когда-нибудь сделается тут хозяином.

В тот же год его приглашают дирижировать оркестром Берлинской Филармонии; лучшим, по мнению многих, оркестром в Европе. На протяжении 55-летней его истории в нем сменились лишь трое художественных руководителей: Ганс фон Бюлов, Артур Никиш - и, наконец, с 1922 года - Вильгельм Фуртвенглер, стоявший в ту пору наравне со своими титаническими предшественниками. Мог ли Караян напрямую равняться с таким соперником?

И он выдумывает гениальный ход. Из тех, которыми столь мастерски пользовалась также Мария Каллас. Он делает вид, будто его не устраивают предложенные условия - особенно в той части, которая касается репетиций. И, уклонившись от непосредственного столкновения с Фуртвенглером, приобрел репутацию человека принципиального - когда этого требуют интересы искусства.

Эту репутацию он впоследствии отчасти оправдал. 10 лет понадобилось ему для анализа партитуры «Весны священной» - прежде чем он решился дирижировать этим произведением на концертной эстраде. Над Десятой симфонией Шостаковича он размышлял полтора года... И однако же, Караян не задумываясь рушил тщательно подготовленный оперный спектакль ради того, чтобы «заглушить» какого-нибудь непокорного тенора.

А в Берлинской Филармонии он дебютировал год спустя. И в то же время ему предложили продирижировать несколькими спектаклями в Берлинской опере. Разумеется, он предъявил свои условия особенно в том, что касалось репертуара. Он жаждал для себя вершинных творений немецкого духа: Моцарт, Бетховен, Вагнер... Железобетонная дирекция, назначенная непосредственно из канцелярии Геббельса, вскоре сдалась на милость победителя.

И наконец его первый, долгожданный триумф! «Тристан и Изольда». И рецензия в газете, под заголовком: «Волшебник Караян», по всей вероятности, инспирированная гитлеровскими властями. Своим острием она была направлена не столько в пользу Караяна, сколько во вред Фуртвенглеру, которого режим в ту пору уже открыто ненавидел. А еще год спустя Караян торжественно вступает в должность главного дирижера Берлинской Оперы. Как раз в те самые дни завершался гитлеровский разгром Польши...

В последние дни войны, предчувствуя неминуемую расплату, Караян эмигрирует в Италию. С началом процесса денацификации для него наступают тяжелые времена: фактический запрет на профессию.

Спасение и крах

Спас его Вальтер Легге - весьма влиятельная персона в музыкальном бизнесе. Его империя охватывала две крупнейшие студии звукозаписи: «His Master Voice» и «Columbia» - а также целый ряд оркестров и музыкальных обществ. Легге устроил головокружительную международную карьеру своей жене - певице Элизабет Шварцкопф, вопреки скромным качествам ее небольшого и, как на мой взгляд, довольно-таки банального голоса. И он же в 1946 году выхлопотал для Караяна разрешение сотрудничать со звукозаписывающей фирмой «EMI» - дочерним предприятием фирмы «Columbia». Что это было? Благотворительность истинного космополита - не чуждого, однако, нацистской идеологии? Или профессиональное чутье гениального импресарио, предполагавшего в молодом Караяне будущую звезду первой величины?

А тут подоспели благоприятные для Караяна перемены в миланском «La Scala». Священный старец, знаменитый дирижер Артуро Тосканини, до войны возглавлявший этот главнейший театр Италии, был с почестями возвращен из добровольного изгнания (он был безоговорочным и непримиримым противником фашизма) - но тут же вчистую проиграл в подковерной борьбе талантливому, но не столь благородному Виктору де Сабата, искусством которого восхищался Гитлер.

Начиная с 1949 года, Де Сабата постоянно приглашает Караяна в «La Scala» для постановки немецких опер. В его спекталях непременно участвует г-жу Шварцкопф - супруга г-на Легге...

И тут жизнь совершает новый крутой вираж. В том же 1949 году венское Общество друзей музыки предлагает Караяну должность пожизненного директора и главного дирижера Венского филармонического оркестра. Такого еще не было в полуторавековой истории сего весьма почтенного музыкального учреждения!

А в это время Фуртвенглер, гораздо менее виновный (если в данном случае можно говорить о вине) подвергается всеобщему остракизму; а Караян при этом лишь подливает масла в огонь. Он охотно рассказывал целую историю о том, что якобы в 1944 году, возмущенный коллаборационизмом Фуртвенглера, выкупил часть билетов на его концерт - так, чтобы в центре переполненного зала образовалась свастика из пустых кресел. В конце концов, вероятно, Караян и сам поверил в эту легенду.

У него была исключительная способность к мифотворчеству. Однажды, дабы оживить вокруг себя атмосферу сенсации, он запустил газетную «утку» следующего содержания: «В виллу семейства фон Караян на побережье Средиземного моря ночью пробрался вор. Господин Герберт, спасая перепуганную жену, самолично бросился в атаку на незваного гостя. В ходе борьбы было выбито оконное стекло, а осколок застрял в глазу великого дирижера. Тем временем вор ретировался, а доблестный фон Караян вынужден был тотчас же отправиться в клинику, где осколок был благополучно извлечен...» Можно себе вообразить, как эта история подействовала на истеричных поклонников!

Дальше - больше. 1954 год, «La Scala»: Караян осуществляет постановку «Лючии де Ламмермур». В главной роли Мария Каллас: самая могущественная, знаменитая и скандальная примадонна своего поколения. Оглушительный триумф. В октябре 1955 года «Лючия» в полном составе отправляется на фестиваль в Западный Берлин. А затем, в июне 1956 гастроли «La Scala» в Вене. И вновь «Лючия». По окончании спектакля «божественная» Каллас целует ему руку! И чуть ли не на следующий день (формально - спустя несколько месяцев) его назначают на пост художественного руководителя Венской оперы, с неограниченными правами и полномочиями.

И вот, Караян в роли оперного диктатора. Министры и депутаты часами ожидают аудиенции под дверью его приемной. Ему - единственному среди граждан Австрии! - специальным вердиктом дозволено использовать в своей фамилии аристократическую приставку «фон», упраздненную еще в 1919 году. Притом, что по национальности он чистокровный грек и настоящая фамилия его Караянис. Семейство, за 4 поколения до рождения будущего дирижера эмигрировавшее в Германию, приобрело пресловутую приставку в результате двукратного производства в дворяне: сперва Гогенцоллерны почтили Караянов за успехи в текстильной промышленности, а затем - уже в Австрии их вклад в здравоохранение отметили Габсбурги.

Помимо почестей, Караяну был положен самый большой гонорар в истории Оперы: 15 000 шиллингов (т.е. 600 долларов) за вечер. Плюс внушительный оклад и надбавки за режиссуру. И полная свобода в реализации своей концепции оперного театра: он мог приглашать любых солистов - и даже суфлера из Милана, с окладом в 15 раз выше, чем у «обычной» солистки балета! А он капризничал, конфликтовал с профсоюзами, предъявлял ультиматумы; уходил в отставку и вновь возвращался - пока, наконец, не покинул Венскую Оперу навсегда. Он добивался своего, терроризируя публику вспышками гнева - притом, что с оркестрантами был неизменно ровен и мягок. Недаром его называли «Марией Каллас в дирижировании»!

И наконец, он обрел суверенное музыкальное королевство в своем родном Зальцбурге, организовав - наряду с традиционным моцартовским - свой собственный, супер-снобистский (т.н. «пасхальный») оперный фестиваль. Тут он получил возможность осуществить себя в режиссуре, к которой, по словам одного остроумного критика, «чувствовал такую же тягу, как Эйнштейн к скрипке - но, в отличие от Эйнштейна, не отдавая отчет в своем дилетантизме». Больше всего времени он посвящал постановке световых эффектов, для чего обычно требовались десятки репетиций.

Впрочем, с музыкальной точки зрения его спектакли были ничуть не менее безупречны, чем его вечерний костюм: черный смокинг с косо обрезанными полами (так называемая «ласточка»), тесно облегавший его изысканно-худощавую фигуру, дополнялся брюками в полоску и лакированными «лодочками» с серебряными заклепками. В этой безупречности почти неизменно присутствовала какая-то холодная демоничность, по-своему уместная в музыке Бетховена и абсолютно противопоказанная душевной теплоте вердиевских мелодий.

Властелин огромной музыкальной империи, охватывающей чуть не половину Европы: Милан, Париж, Берлин, Лондон, Эдинбург, Люцерн... По своим владениям Караян перемещался на персональном самолете, которым сам же управлял - ибо любой ценой стремился не отстать от века. Носился по дорогам на гоночном автомобиле; увлекался горными лыжами и парусным спортом; женился третьим браком на французской манекенщице; по 2 часа в день занимался йогой...

А тем временем его империя рушилась. Но он не беспокоился, покуда главное его приобретение - Берлинский филармонический оркестр - оставался при нем. Оркестр Фуртвенглера, как бы по праву унаследованный после его смерти. По праву ли? Подлинным наследником был другой дирижер: Серджу Челибидаке, как на мой взгляд ничуть не менее талантливый, нежели Караян. Но тогда, в 1954 году, Караян сумел воспользоваться ситуацией. Внезапная смерть Фуртвенглера поставила под угрозу долгожданные гастроли оркестра в США. И тут-то ему удалось убедить дирекцию, будто бы он один способен провести эти гастроли; а уж тогда поставил единственным условием немедленное назначение на должность главного дирижера...

Спустя 20 лет рухнула и эта твердыня. Ибо, обладая демонической силой притяжения, он гораздо более мощно и неизбежно отталкивал от себя людей... Быть может, это и есть расплата за союз с дьяволом?

О мертвых - или хорошо, или ничего. Но ничего - суть забвение и бесславие, которого гений Караяна явно не заслуживает. Попросим же прощения. И поверим в то, что Караяну также простили, о чём он в последние годы так сильно просил. Юлия Андреева

(1908-1989) австрийский дирижер

Среди выдающихся дирижеров Герберт Фон Караян занимает свое особое место. И дело не только в его великолепном мастерстве, но и в том, что он поддержал славу Австрии как музыкальной державы, организовав знаменитый Зальцбургский фестиваль.

Герберт фон Караян родился в музыкальной семье, хотя его отец был не музыкантом, а известным в своей стране хирургом, который страстно любил музыку. Поэтому будущее своего сына он определил с самого рождения.

Мечтая о том, чтобы сын стал известным музыкантом, Караян-старший решил обучать его игре на фортепиано начиная с четырех лет. Герберт продолжил образование в зальцбургском музыкальном училище «Моцартеум», а затем в Академии музыки в Вене. Он очень хотел дирижировать, но болезнь сухожилий помешала ему продолжить карьеру дирижера, и вскоре он становится самым молодым в Германии директором оперного театра в Ульме. Со временем врачи помогли ему вернуться к любимому делу, и через несколько лет он снова смог встать за пульт.

Позже Герберт Караян переехал в немецкий город Ахен, где с 1934 по 1941 год руководил оперным и симфоническим оркестрами, став признанным мастером в Германии. Во время Второй мировой войны он получил высокий воинский чин, но, конечно, не принимал никакого участия в сражениях, и после войны комиссия союзников освободила его от обвинений в политическом сотрудничестве с нацистами. Правда, однажды, когда он приехал на гастроли в США, его встретили пикеты американских антифашистов.

В конце сороковых годов Караян становится дирижером Венского филармонического и Венского симфонического оркестров. В 1955 году он принимает значимое для себя решение и соглашается занять пост пожизненного директора Берлинской филармонии. В этой должности он проработал 35 лет и ушел в отставку из-за разногласий с членами оркестра. Последний факт выглядит почти парадоксальным, поскольку под руководством Караяна оркестр Берлинской филармонии превратился в лучший коллектив мира. Но, вероятно, свою роль сыграла диктаторская манера маэстро, который в своем стремлении создать оркестр как единое целое не признавал индивидуальности каждого отдельного музыканта. Может быть, еще и поэтому Герберту Фон Караяну удалось добиться невероятной силы звучания оркестра.

Любопытно, что, выступая с солистами, он дирижировал, обернувшись к оркестру спиной. Основное внимание при этом обращалось на певца. Дирижер как бы вынимал из него голос, заставлял его звучать сильнее и интереснее, чем предполагал сам исполнитель. По крайней мере, такое впечатление сложилось у русской певицы Е.Образцовой при работе с этим необыкновенным дирижером.

Многие певцы отмечали также особое изящество музыканта, его умение дирижировать с помощью неуловимых, мягких и в то же время материальных движений рук. Но все же главным оставалось умение Караяна так прочитать партитуру даже «заезженного» произведения, что оно звучало по-новому.

Начиная с 1951 года Герберт Фон Караян стал заниматься очень важным делом - организацией Зальцбургских музыкальных фестивалей. Он хотел превратить Зальцбург, город Моцарта , в мировой центр музыки. Специально для выступлений Караян даже сшил себе национальный костюм. Он очень ответственно относился к этому делу и передал бразды правления фестивалем своему преемнику только за год до смерти. Не менее важным делом маэстро считал также свою программу по выявлению молодых талантливых дирижеров. Он основал специальный благотворительный фонд и регулярно проводил конкурсы дирижеров. Самые талантливые из них получали право на стипендию и стажировку в лучших оркестрах мира.

Герберт Караян словно стремился поспеть всюду и даже руководил с 1957 по 1967 год Венской государственной оперой. В 1977 году он вновь вернулся в этот театр. Известны и его блестящие записи произведений Бетховена (с Мстиславом Ростроповичем), Брукнера, Вагнера и Штрауса . Он участвовал также и в записях опер.

Увлечений у Герберта Фон Караяна было достаточно много. Прежде всего он обожал скорость и добивался остроты ощущений, совершая немыслимые виражи в воздухе на личном самолете или во время гонок на автомобиле.

Он также любил готовить для своих гостей. К нему часто приезжали знаменитые исполнители, которых он окружал своим вниманием: опекал их во время репетиций, а в часы досуга приглашал к себе домой, проявляя истинно австрийское гостеприимство.

В 1938 году, в тот самый год, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию, тридцатилетний дирижер из Зальцбурга дирижировал в Берлинской опере "Тристаном и Изольдой" Рихарда Вагнера . Постановка впечатляла, а австрийского дирижера Герберта фон Караяна превозносили до небес и называли чудом. Вскоре после этого он подписал выгодный контракт со звукозаписывающей студией "Дойче Граммофон" (нем. Deutsche Grammophon ). В годы Третьего Рейха фон Караян - член НСДАП - был на пути к тому, чтобы стать одним из ведущих музыкантов Германии. Как и многие другие немецкие музыканты нееврейского происхождения, Герберт фон Караян перенес Вторую мировую войну практически без потерь и стал одним из наиболее записываемых музыкантов в послевоенном музыкальном мире. Самомнение и честолюбие музыканта ни для кого не являлись секретом, но его политические взгляды были столь неопределенны, что послевоенный музыкальный мир смотрел на них сквозь пальцы.

Герберт фон Караян родился 5 апреля 1908 года в Зальцбурге. Его отец был успешным врачом. В юности фон Караян изучал музыку и дирижирование в Зальцбурге. В 1929 году он получил пост дирижера оркестра города Ульм, а уже в 1934 году у стал капельмейстером оркестра в Аахене, на этой должности он оставался до 1941 года. В 1933 (или 1935) году фон Караян вступил в НСДАП, а в 1938 году в карьере музыканта произошел долгожданный прорыв и он стал любимцем нацистской элиты. В Берлине он заслужил репутацию исполнителя политкорректной современной музыки, в особенности произведений Карла Орфа и Рихарда Штрауса . В 1941 году, после исполнения Гербертом фон Караяном кантаты "Кармина Бурана" сам композитор в восхищении воскликнул, что "оркестр под управлением Караяна звучал фантастически". Герберту фон Караяну, который стремился к музыкальным высотам, постоянно угрожала фигура Вильгельма Фуртвенглера , который, несмотря на двусмысленное положение в Третьем Рейхе, был, бесспорно, выдающимся немецким дирижером. Конкуренция между молодым фон Караяном и опытным Фуртванглером не оставалась без внимания и некоторые полагали очевидным поражение фон Караяна. Русская княгиня-эмигрантка, писала, что фон Караян "очень моден и некоторые почитают его лучше Фуртванглера, но это абсолютный вздор. Он, конечно, гений и пламенный артист, но не без самомнения".

Герберт фон Караян никогда не вмешивался открыто в политические дела, но не преминул воспользоваться нацистским музыкальными реформами. Самый известный случай - это смещение Рихарда Штрауса с должности президента Имперской палаты по делам музыки за сотрудничество с еврейским либретистом Стефаном Цвейгом. Его место занял немецкий дирижер и музыковед Петер Раабе, а пост Раабе в Аахенской опере достался, в свою очередь, фон Караяну. В конце концов, имя Герберта фон Караяна было включено в геббельсовский список музыкантов, "благословленных Богом". И все же, даже этот любимец фортуны не был застрахован от опалы Фюрера, известного своим непостоянством привязанностей. В 1939 году фон Караян дирижировал провалившейся у зрителей постановкой вагнеровской оперы "Мейстерзингеры" (нем. Die Meistersinger ). Гитлер воспринял эту неудачу как личное оскорбление и, по всей видимости, так и не забыл о ней. Но в биографии фон Караяна была куда более скандальная, с точки зрения нацистов, деталь - его брак с наследницей текстильной империи Анитой, чей дедушка был евреем.

Но то, что угрожало карьере дирижера в Третьем Рейхе, спасло его в послевоенные годы. После войны советское военное командование наложило запрет на публичные выступления фон Караяна за его добровольное вступление в НСДАП. И все-таки, к 1947 году все запреты были сняты и дирижер продолжил музыкальную карьеру. Оправдаться ему удалось во многом благодаря жене-полуеврейке, чью национальную принадлежность фон Караян использовал как факт своей "оппозиции" нацизму. Однако, некоторые историки уверены, что он лгал сознательно, чтобы оправдаться на денацификационном процессе. В любом случае, дирижер поднимался к вершинам успеха и богатства быстро и безпроблемно. В 1955 году фон Караян вступил в должность музыкального директора Берлинского филармонического оркестра. Он также продолжил руководство Венской оперой и Зальцбургским фестивалем, интенсивно работал в Лондоне и гастролировал по всему миру. Он оставался пожизненным руководителем Берлинского филармонического оркестра до отставки в 1989 году по причине плохого здоровья. Вскоре фон Караян скончался в Зальцбурге, будучи одним из самых богатых и знаменитых дирижеров мира.

Список литературы

Kater, M.H., 1997. The Twisted Muse: Musicians and their Music in the Third Reich , Oxford: Oxford University Press.

Meyer, M., 1993. The Politics of Music in the Third Reich , New York: Peter Lang.

Morwood, J., A Good Old Stick. Review essay of Herbert von Karajan: A Life in Music by Richard Osborne. The Musical Times , 140(1867), 71-73.