Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Сценарий ко дню рождения в г распутина. Литературный вечер по творчеству В.Г. Распутина методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. Из книг, представленных на выставке

Сценарий ко дню рождения в г распутина. Литературный вечер по творчеству В.Г. Распутина методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. Из книг, представленных на выставке

Разделы: Литература

Цель вечера: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

  • книжная выставка с эпиграфом:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале

Ход урока

Зал поделен на несколько зон:

  • Биограф
  • Литературовед
  • Критик
  • Консультант
  • Исполнители
  • Гости – зрители

Выступления биографа: Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно- философских проблем. И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

Ведущая: В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.

“Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины.

…Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Литературовед ведет разговор о повести “Прощание с Матерой”.

Какие общечеловеческие проблемы в этой повести? (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)

Консультант:

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?

Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!

Ведущий: В.Г. Распутин. Русский писатель – это пророк, гражданин, учитель и совесть нации. Ему пришлось главные вопросы: “ Кто виноват?” “Что делать?” “Когда же придет настоящий день?” “Что с нами происходит?”

Вот высказывания В.Распутина

  • Его мысли и убеждения, и чувства. О русском народе: “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводством”.
  • О православии: “Нас отрывают от веры – не оторвемся. Душа русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий.
  • Об интернационализме: “Я за тот интернационализм, в котором, не мешая друг другу, а только дополняя, будет существовать расцветка всех нации. Понятие “национализм” сознательно оболгано. Судить о нем следует не по крайностям и дури, которых не миновать во всякой здоровой идее, а по сердцевине и нравственно-духовным началам”.
  • О гражданственности: “Почему-то стало принятым считать, что гражданин – это непременно бунтарь, ниспровергатель, нигилист, человек, рвущии свою сращенность с отечественным строем души.
    А если рвущий, не принимающий, ненавидящий – какой же он, простите, гражданин?! Позиция, свойственная гражданину, должна быть со знаком плюс, а не минус. Она должна быть созидательного, преобразовательного к лучшему, домостроительного характера, иметь сыновние, а не прокурорские обязанности”.
  • О строе: “Я бы не стал решительно отдавать предпочтение какой-то одной системе – капитализму или социализму. Дело не в названиях, не в обозначениях, они могут быть условными, а в содержании их, в наполнении, в гибком соединении их лучших сторон, в том, что более соответствует хозяйственной “фигуре” народа. Решительно менять в таких случаях “одежку” - занятие опасное”.
  • О правах человека: “ В самом деле, подмена воистину дьявольская: права человека сделались отрицанием прав народа, а человек-то с правами – это, конечно, не рядовая личность, а или хам с телевидения, или плут размера Чубайса и Абрамовича, вокруг которых пасутся стада адвокатов”.

Эти высказывания писателя относятся к разным годам постсоветского периода, начиная с 1991 года. Уже 15 лет писатель хочет достучаться до наших сердец, хочет быть услышанным.

А мы не слышим. А, может быть, надо вслушаться и вчитаться нам всем в слова нашего земляка, иркутянина, настоящего гражданина своего Отечества. Может быть, что-то прозреет в наших душах, и мы обретем память человеческую и повернемся лицом не к сиюминутной суете каждого дня, а вспомним что мы - тоже граждане этого из нас зависит многое в судьбе нашей страны.И,может быть,и в наших судьбах что-то изменится…

Литературовед:

Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

Критик:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Консультант:

Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Гуськов у Распутина – человек не столько слабый, сколько эгоистичный. Настена, напротив, натура цельная, чистая, бескорыстная. И есть жестокая несправедливость в том, что замечательные качества героини расходуются впустую, на цель ничтожную – на Гуськова.

Придав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Отчаявшись найти выход из глупого тупика, бросается Настена в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Литературовед:

Повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Консультант:

Давайте все вместе попытаемся ответить на вопрос: в чем же заключается правда последней повести Распутина?

Одни сочтут главным и важным убийством – мщение за поругание юной девушки. Но если это главное, почему Распутин, в отличие от многих современных авторов, не описывает ни сцены насилия, ни сцены убийства? Другие – показать правду о существующем положении для новых хозяевах жизни. И все же, как бы мы ни бились над вопросом о том, что является главным в повести, однозначного ответа найти не сможем – ни один ответ не вместит в себя всей полноты правды писателя.

При внимательном прочтении повести мы увидим, что Тамара Ивановна решилась на собственное правосудие только после того, как почувствовала, поняла, что следовать способен принять взятку. Героиня поняла, что надеяться на наше правосудие нельзя, что право далеко от истины. Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствуют о необходимости и возможности остаться человеком. Авторское понимание правды – это правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, “ в колонии она пользуется авторитетом…”

Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь и этом ее правда и ее величие.

Невозможно согласиться с прославлением героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.

Если, по логике повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности - и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, - то почему умная и волевая мать не уберегла дочь раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок, не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет наедине с собой…

Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где слишком трудно, а выбирает путь более простой.

Уроки совести и правды показали, что и у многих наших учеников нашлись заветные слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству В. Распутина. Свидетельство тому их признания: “Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я очень ценю в людях. Все, что я прочла у него пронизано любовью к простым людям с их порой нелегкой судьбой”; “Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль, заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Я ясно представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей. Собираюсь еще раз перечитать его повести. Уверена, что открою для себя новое”

В отделе обслуживания ЧОУНБ организована - в память о писателе, еще при жизни ставшем русским классиком. Представлены его ранние очерки и рассказы, повести, публицистика, литература о жизни и творчестве, фотографии разных лет.

19 марта Россия простилась с Валентином Распутиным (1937-2015). Прозаика похоронили на территории Знаменского монастыря в Иркутске. В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен - Валентин Григорьевич Распутин. Проза его поучительна и вместе с тем высокохудожественна, она дает уроки, подобные тем, которые даёт нам сама жизнь. Мы просто входим в этот мир, созданный большим мастером, и начинаем сопереживать: мучиться муками совести и верить в человека, умирать и возрождаться, любить, и помнить, и жить вместе с его героями. Имя Валентина Распутина было и остается символом народной совести.

Из книг, представленных на выставке:

Д 166050 - КХ

Распутин, В. Г. Василий и Василиса / В. Г. Распутин // Человек с этого света: рассказы. - Красноярск: Краснояр. кн. изд., 1967. - С. 73-96.

Ценность публикации определил рассказ «Василий и Василиса». Вместе с этим рассказом родился русский писатель - Валентин Распутин. Блеск этого рассказа не затмили и последующие знаменитые повести. Василиса - это великий женский характер. Именно от нее потянется в творчестве В. Распутина галерея ярких типов русских женщин. Василий и Василиса прожили вместе двадцать лет, и у них было семеро детей. Вот уже тридцать лет они живут рядом, но не вместе: Василиса не прощает мужу грех, совершенный в молодости: из-за него она потеряла не родившегося ребёнка. Ее гнев сменяется холодным равнодушием, ревность - жалостью, но неизменным остается стремление сохранить женское и особенно материнское достоинство. Только когда смерть заглядывает к старому больному человеку, Василиса в состоянии отпустить ему грех («Он подаёт ей руку, она пожимает её и, всхлипывая, поднимается»), и сам он в состоянии вздохнуть вольнее («Теперь иди, - говорит он. - Теперь мне легче стало… - Он улыбается, лежит и улыбается»). Не так жизнь прожита. Но для него главное - хотя бы умереть по-человечески, не унести с собою тяжесть, которая висела на душе десятилетия. И она это понимает. Это еще и великий урок прощения.

84Р6

Р 243
К 550302-ОЧЗ

Распутин, В. Г. Последний срок / В. Г. Распутин // Последний срок: сб. повестей / Распутин В. Г. - Москва: Молодая гвардия, 2004. - С. 101-255.

С этой повестью пришли к Распутину полное признание и широкая известность (впервые напечатана в журнале «Наш современник» в 1970 г.).На вопрос, какую из своих книг он считает главной, Распутин часто отвечал: «Последний срок».Героиня повести - умирающая старуха Анна - воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки. Писатель и литературный критик Павел Басинский говорит, что для него Распутин особенно ценен тем, как он относится к смерти. «Сейчас его нет, и об этом особенно думается. Повесть Распутина «Последний срок» - это, если можно так выразиться, преподавание того, как нужно умирать, смерть как второе рождение, к которому человек должен готовить свою душу», - считает он.

К 405368-КХ

Распутин, В. Г. Уроки французского / В. Г. Распутин // Уроки французского: повести и рассказы / Валентин Распутин. - Москва: Худож. лит., 1987. - С. 401-428.

Прекрасный автобиографический рассказ, знакомый многим с детства. Посвящен он Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери А. Вампилова, талантливому педагогу.
Это произведение - урок доброты, справедливости, благородства, великодушия, человечности, который совсем не по правилам дает молодая учительница. Это история о становлении сильного мальчишеского характера в условиях послевоенного голода. История помощи одного человека другому, солидарности и поддержки, без которых жизнь невозможна. Уроки французского - это и уроки красоты, любви и женственности…

К 545386-КХ

Распутин, В. Г. Живи и помни / В. Г. Распутин // Живи и помни. Прощание с Матерой / Валентин Распутин. - Москва: Вагриус, - 2004. - С. 5-235.

Повесть, опубликованная в1974 г. в журнале «Наш современник», издавалась около сорока раз, в том числе и на иностранных языках; в1977 г. была удостоена Государственной премии СССР.
«Живи и помни» - самое мучительное произведение Распутина. Деревенская баба Настена кончает жизнь самоубийством, чтобы спасти мужа-дезертира и не обрекать на позор неродившееся дитя. До Распутина никто не брался за такую тему. Самоотверженность — главное свойство души Настёны. По свидетельству писателя, повесть была задумана как книга о любви, «о женском в женщине». Очень точно сказал Виктор Астафьев: «...Печальная и яростная повесть, несколько «вкрадчивая» тихой своей тональностью, как, впрочем, и все другие повести Распутина, и оттого еще более потрясающая глубокой трагичностью...». Но через эту трагичность проступает такой урок доброты и милосердия, который не забывается никогда.

Д 272803-КХ

Распутин, В. Г. Сибирь, Сибирь… / В. Г. Распутин; фото Б. Дмитриева. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2000. - 256 с., ил.

Книга открывает перед читателем прекрасную, заповедную «страну Сибирь», рассказывает об её истории, о подвигах легендарного Ермака и других первопроходцев, о вкладе первых сибирских городов в развитие торговли и культуры в крае. Размышляя о прошлом, настоящем и будущем Сибири, автор поднимает страстный голос в ее защиту. «С любовью и оберегом» должно относиться к родной земле, другого не дано, - утверждает Валентин Распутин.

(18 назв.)

Читать в ЛитРес (13 назв.):

*Доступ предоставляется через Виртуальный абонемент ЧОУНБ (пройти регистрацию)

Эти двадцать убийственных лет (Беседы известного публициста Виктора Кожемяко с писателем Валентином Распутиным)
Нежданно-негаданно (сборник)
В непогоду
Век живи - век люби
Видение
Женский разговор
Изба
Нежданно-негаданно
Уроки французского
Что передать вороне?
Живи и помни (сборник)
Деньги для Марии
Живи и помни

Биография

В. Г. Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области в крестьянской семье. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

В 1979 г. вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Жил и работал в Иркутске и Москве.

Окончив университет в1959 г., Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 г. Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.

С 1966 г. Распутин - профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР. Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 г. В 1967 г. в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в1968 г. она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976). В 1981 г. вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь». В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь». С 26 июля 2010 г. - член Патриаршего совета по культуре. Умер 14 марта 2015 г. в Москве. 18 марта в Храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание Валентина Распутина. Похоронен на родине в Иркутске, на территории Знаменского монастыря.

А. Л. Ной, ведущий библиотекарь ОЧЗ


В Иркутской ОДБ им. Марка Сергеева школьникам рассказали о жизни и творчестве всемирно известного писателя, классика русской литературы, сибирского прозаика Валентина Григорьевича Распутина.

Уроки памяти «Мир и слово Валентина Распутина» и литературный час «Военное детство» прошли для старшеклассников 39-й и 46-й школ и для учащихся 7-го класса СКШ № 11 г. Иркутска в отделе краеведения и библиографии Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. Все мероприятия были посвящены дню рождения и годовщине со дня смерти всемирно известного писателя, классика русской литературы Валентина Григорьевича Распутина.

Миновал год без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. На уроках памяти библиотекари познакомили подростков с биографией знаменитого прозаика, чье детство прошло в глухой сибирской деревне, в 400 километрах от Иркутска. Сюжеты произведений представителя деревенской прозы, прототипы героев взяты в основном из детских лет его жизни. Как отмечал сам Валентин Григорьевич: «…Писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может быть, и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай».

Беседа со школьниками прошла с показом слайд-презентации. В ней были использованы снимки известного иркутского фотохудожника Бориса Дмитриева, который, в частности, проиллюстрировал сборник очерков Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь...».

И конечно, главное, о чем шла речь с читателями подрастающего поколения, – это о любви писателя к родной России, Сибири, о его борьбе за сохранение чистоты сибирской жемчужины – озера Байкал и реки Ангары, с которой была тесно связана жизнь прозаика.

Старшеклассники с интересом слушали рассказ библиотекаря. Выходец из крестьянской семьи, благодаря таланту и трудолюбию Валентин Распутин стал одним из классиков русской литературы. Вообще, это был замечательный человек, скромный и деликатный в повседневной жизни, непримиримый и твердый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения, публицистика, выступления – это обращение к душе человека. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России.

Затем библиотекари пригласили молодых людей ознакомиться с оформленной в отделе книжной выставкой «Всю жизнь я писал любовь к России», где представлены произведения В. Г. Распутина разных лет. Особенно привлекали внимание читателей юбилейные и подарочные издания книг автора, сборники очерков «Земля у Байкала», а также повесть «Прощание с Матерой», иллюстрированная иркутянином, заслуженным художником РФ Сергеем Элояном.

А в ходе литературного часа «Военное детство» семиклассники посмотрели отрывки из фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Во время беседы учащиеся активно задавали вопросы, обсуждали поступки главного героя, сравнивали послевоенную жизнь и отношения людей тех лет с нашим временем. После мероприятия ребята долго не расходились, с интересом рассматривая книги на выставке.

Красной нитью через все мероприятия прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика. Вдохновляюще звучала цитата иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, – его книги. Но прежде их надо прочитать!».


Каширцева Ирина Николаевна, главный библиотекарь,
Журавлева Екатерина Леонидовна, главный специалист по связям с общественностью
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Фото И. Н. Каширцевой

0 "Век живи - век люби" (по творчеству В. Г. Распутина)

Россия, Алтайский край, г. Славгород

МБОУ "СОШ №13"

Учитель русского языка и литературы

Карасёва В.И.

"Век живи - век люби"

(по творчеству В. Г. Распутина)

Цели: воспитание чувств любви и памяти к творчеству В.Распутина, развитие мотивации к познанию и творчеству как основы формирования образовательных запросов и потребностей детей. Через театральное искусство помочь ребенку в процессе самопознания и саморазвития максимально развить творческие возможности; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей.

Оформление гостиной: портрет Распутина, слова "Век живи- век люби", выставка книг и фотографий писателя со словами "У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром", свечи, столик журнальный.

Сценарий

Звучит музыка

1.Ведущий 1:

Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять их вклад, расставлять акценты. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен - Валентин Григорьевич Распутин.

2.Ведущий 2:

Говорить о Распутине легко и в тоже время очень сложно. Он вобрал в себя и отразил в своих произведениях самое лучшее слогом русской классики. Слогом Льва Николаевича Толстого. Других русских и советских классиков. Заступился в своем творчестве за маленького человека. За русскую землю. Его произведения наполненные горечью, болью, любовью к России говорят нам о правде. Правда в том - Что у кого нет памяти, у того нет жизни.

3.Ведущий 1. Обращение к гостям:

Дорогие друзья, мы сегодня собрались для того, чтобы прикоснуться к творчеству этого русского прозаика и публициста, вспомнить его удивительные произведения

4.Звучит песня "Снится мне деревня"

5. Ведущий 2:

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года В Иркутской области, в поселке Усть- Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. В первый класс Аталантской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. Здесь, в Аталантке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу.

6. Ведущий 1:

Окончив 4 класса в Атланте, Распутин. конечно, хотел продолжить учебу. Но школа, в которой был пятый класс, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездешься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.

7.Ведущий 2:

"Так в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь",- писал о 48-ом годе Валентин Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать передавала раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало. Распутин учился на совесть.

8.Ведущий 1:

"Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было... Едва ли осмелился я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок". Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского языка - не давалось произношение.

9.Ведущий 2:

Родных мест писатель не покидал до поступления на историко - филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском призвании - просто однажды оказался без денег(не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой.

10. Ведущий 1:

Он публиковался много, писал заметки, репортажи, очерки. Здесь Распутин "набил руку", научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

11.Ведущий 2:

В 1967 году в альманахе "Ангара" была опубликована повесть "Деньги для Марии". К этому времени Распутин был принят в Союз писателей СССР и выпустил три книги очерков и рассказов. Но именно с повестью "Деньги для Марии" связывает критика появление в литературе большого самобытного писателя. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу.

12.Ведущий 1:

У Распутина всегда было особое отношение к женщине, матери, старухе. У всех его незаметных, негромких героинь душа беспокойна и совестлива, их тревожит, что совесть «истончается» в людях. Его стыдливые, безропотные и чистые старухи, все эти Анны, Дарьи, Насти, Алены стали на пути Зла и Бесстрашия. Патриарх сказал как-то: «…белые платочки бабушек спасли православную церковь от уничтожения». Старухи Валентина Распутина, наши матери и женщины России спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули силы.

Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.

13.Инсценировка 2 сцены из « Последнего срока».

14.Ведущий 2:

В 1976 была опубликована повесть «Прощание с Матёрой», закрепившая за Распутиным репутацию одного из ведущих русских писателей. Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести "Прощание с Матёрой" Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира "именем прогресса". Простая русская женщина Дарья 5 лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом - воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды. Сердце ее русское болит - "как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет".

15.Инсценировка диалога внука с бабкой.

16. Ведущий 1:

Сибирь и сегодня крепко удерживает Валентина Распутина, своего певца и защитника. Каждую весну он приезжает сюда, навещает родные деревенские места и живет до глубокой осени недалеко от Иркутска, стараясь подольше побыть там, где Байкал отпускает на волю свою дочь Ангару. Отцовская доля Распутина и та оказалась родственной Байкалу. Вот уж поистине полную чашу добра и лиха выпало испить на этих берегах…

17.Стихотворение наизусть. Слайды о Байкале.

18.Ведущий 2.

Дорогие друзья! Мы думаем, что и вы знакомы с творчеством Валентина Распутина. Какие произведения писателя вы читали? Поделитесь своими впечатлениями.

19. Полемика со зрительным залом. (слова девочек- 6 человек)

19. Ведущий 2:

Спасибо за ваши отзывы. Каждый из вас говорил о героинях Распутина, о женщинах, о матерях. Тема женщины- матери рефреном проходит через его прозу. С героями повестей и рассказов Валентина Григорьевича Распутина нам не страшно жить в XXI веке. У нас есть Вера, Душа, Совесть. И значит, вечна Россия. Валентин Распутин и сегодня в строю. Пожелаем ему здоровья, творческих успехов и благодарных читателей.

А вы, друзья. Любите своих мам, цените каждую минуту общения с ними, берегите их.

Звучит песня про маму, слайды.

Полемика:

1. Мне понятно отношение Распутина к женщине- матери, женщине- жене, к женщине, сохраняющей семейные связи. В рассказе «Василий и Василиса» автор показал героиню, стойкую, сильную, вырастившую семерых детей. Василиса так и не смогла простить мужа, на котором лежит ответственность за гибель еще не родившегося ребенка. Я согласна с позицией Распутина, не все в жизни можно прощать.

2. Я с уважением отношусь к творчеству Распутина, в котором с самого начала преобладает внимание к женщине. Героиня его первой повести «Деньги для Марии» - продавщица единственного на всю деревню магазина. Ревизор обнаружил у нее недостачу в 1000 рублей. Казалось бы, Распутин должен был разразиться негодованием по поводу расхищения общественного имущества. Но писатель поступил с точностью до наоборот, Сделал из Марии героиню с большой буквы. Муж Марии Кузьма решает собрать деньги с миру по нитке, взять в долг, у кого только можно. И писатель при этом заглядывает внутрь человеческой души, говорит о том, кто мы есть, размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие.

3. На мой взгляд, самой интересной является повесть Распутина «Живи и помни». Я очень сочувствую главной героине – Настене, которая бросилась в реку Ангару из-за дезертирства своего мужа Андрея. Сам автор писал, что Настену «убила не деревня», ее убило дезертирство мужа, та непосильная душевная мука, которую приняла она в тесном мире односельчан и в родном доме. Смерть Настены, как писал Распутин, это «суровая испытание нравственного закона».

4.За увлечение деревенской темой Распутина называли «деревенщиком». Однако писатель поднимает на страницах своих произведений и проблемы города. Героиня рассказа «В ту же землю», вышедшего в 1995 году, Пашута, более 40 лет прожила в городе, но все здесь ей было совершенно чужим. Город экологически неблагополучный, здесь работает самый крупный алюминиевый завод. В такой атмосфере ломались и люди, и их души. В деревенском же миру все просто и мудро, по-доброму, по-человечески.

5. В рассказе «Женский разговор» Наталья «учит жизни» внучку Вику, уже оступившуюся в жизни. И обе, бабушка и внучка, обращаются к господу «Господи, помилуй!»

6. Одна из последних повестей Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» рассказывает о том, как героиня повести стала поперек привычному течению жизни, при котором насильник, дав взятку, может уйти безнаказанным. Конец этой повести оптимистичен. Сын героини Иван, отслужив в армии, возвращается в родные места, чтобы с бригадой плотников ставить церковь в селе. Эта повесть внушает веру в становление нового человека, нашедшего свое место в жизни России.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 им. А. П. Жданова»

г. Братска Иркутской области

Внеклассное мероприятие по литературе

«Уроки Распутина»

Подготовили и провели

учителя русского языка и литературы:

Качкова Лариса Владимировна,

Костылева Надежда Николаевна

Братск, 2017

«Уроки Распутина»

Литературная - музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина.

Цели: познакомить с творчеством В.Распутина, в котором поднимаются вопросы внутренней и внешней красоты человека; раскрываются вечные нравственные ценности и звучит призыв к сохранению исторических основ русского народа и природы родной страны.

Заинтересовать учащихся и побудить их к прочтению произведений замечательного писателя.

Развивать творческие способности учащихся, их диалогическую и монологическую речь.

Оформление.

    Плакаты:

«Век живи - век учись».


«Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может». (В.Распутин)

    портрет писателя;

    иллюстрации к произведениям В.Распутина;

    презентация, видеофрагменты из фильмов, телепередач;

    выставка книг В.Г.Распутина

1чтец:

Как совесть - неподсуден,

Как свет - необходим

Отечеству и людям

Распутин Валентин.

Для многих - неуютен…

Но он такой один -

Всегда и есть, и будет

Распутин Валентин.

В общенье, вправду, труден

В столице и в селе…

Зато не словоблудьем

Он занят на земле.

Глумленья не таящий

И в пазухе - камней,

Писатель, говорящий

О Родине своей…

Учитель:

15 марта 2017 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. В эти дни по всей Иркутской области, да и по России, проводятся различные мероприятия, посвященные памяти писателя.

Дорогие друзья, вот и сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить жизнь и творчество нашего великого земляка, нашего сибирского писателя. А также постараться усвоить уроки Распутина, которые он преподает нам на страницах своих произведений: уроки доброты, благородства, уроки нравственности, уроки патриотизма.

А 2 года назад, 14 марта 2015 года всю страну потрясло известие о смерти Валентина Распутина.

Видеофрагмент передачи «Новости» (6 минут)

2 чтец:

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем и помогает понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями.

1 чтец:

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда. В трёхстах километрах от Иркутска. Детство будущего писателя прошло в деревне Аталанка на берегу Ангары.

(Рассказ о биографии писателя сопровождается презентацией)

Ученик в роли Валентина Распутина:

Хорошо помню, когда мне было 4 года, как уходил на фронт отец, но не помню такого яркого события, как его возвращение спустя 4 года.

Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания».

3 чтец:

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

4 чтец:

В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944году. Здесь, в Аталанке, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот фонд, читать разрешали только в школе.

Ученик (Валентин Распутин):

Своё знакомство с книгами я начал с...воровства.Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанное и брали новые.

3 чтец:

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу, которая находилась в пятидесяти километрах от родной деревни. Каждый день не наездишься, надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского» , удивительно трепетном и правдивом.

Разыгрывание сцены из рассказа «Уроки французского».

Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете. Перед тем тоже, кажется, о чем-то спорили.

    Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, - зачем мне тебя обманывать? Я веду счет, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

    «Чика» не считово.

- Почему это не считово?

Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

- Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

- Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:

- Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

- Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? - объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

- Играем в «пристенок», - спокойно ответила Лидия Михайловна.

- Вы играете на деньги с этим?.. - Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. - Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

- Правильно.

- Ну, знаете… - Директор задыхался, ему не хватало воздуха. - Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Ученик (Валентин Распутин):

И больше я ее никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

1 чтец:

После окончания школы летом 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, Валентин Распутин стал студентом филологического факультета Иркутского университета. О писательстве не помышлял – видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты, хотя не думал о писательском призвании. Просто однажды остался без денег (не стали выдавать стипендию). Он работает, не отрываясь от учёбы.

2чтец:

Он публиковал много, писал о том, что было необходимо редакции газеты «Советская молодёжь». Репортажи, очерки, заметки - здесь Распутин набил руку, научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», что позволило приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги.

1 чтец:

В 1974 году Валентин Распутин в Иркутской газете писал.

Ученик (Валентин Распутин):

Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.

3 чтец:

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи. В качестве корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций.

4 чтец:

Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко».
Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Лёшкой...

Чтение отрывка из рассказа «Я забыл спросить у Лёшки»

(Чтение под трагическую музыку)

Мы шли и шли. Ночь лежала на земле толстым темным одеялом. Мы запутались в нем. Мы устали. Мы молчали. Но Лешка не молчал. Никогда еще он не говорил так много. Он то кричал, когда боль хватала его за горло, то переходил на шепот. Он разговаривал и с матерью, и с Ленкой, и с нами. Когда он разговаривал с нами, мы все равно молчали. Хотелось отвечать ему, но мы знали, что он не услышит.

Потом показалась река, и мы свернули на твердую дорогу. Оставалось еще двадцать километров. Лешка молчал. Мы даже не заметили, как стих его шепот. Мы думали, что ему стало легче. Дорога рвалась то в одну, то в другую сторону, но мы находили ее. Я устал. Я здорово устал. «Неужели ты не сделаешь еще один шаг, - думал я, - и еще один?». И я выбрасывал вперед одну ногу, потом другую. Одну и другую.

Лешка молчал.

Вдруг нам стало страшно. Мы остановились и положили носилки на землю. Андрей взял Лешку за руку. Он держал ее и смотрел на меня. Лешка не двигался. Я не поверил. «Не может быть! Он просто спит». Я медленно опустился перед Лешкой и взял его за вторую руку. Она была послушной и мягкой, и пульс молчал.

Мы поднялись одновременно. Мы не кричали и не плакали. Мы стояли караулом с обеих сторон носилок и молчали. Я смотрел в ту сторону, где спал город, и думал о том, что сегодня нам придется отправить Лешкиной матери телеграмму, которая сразу, одним ударом собьет ее с ног, а через несколько дней придет письмо от Лешки. И она много раз будет приниматься за него, прежде чем дочитает до конца.

Я помню все, помню до боли ярко и точно, все, даже мелкие подробности, но я не помню сейчас, кто из нас первый сел рядом с Лешкой. Мы устали. Мы сидели на земле, а между нами лежал Лешка. Рядом всхлипывала река.

Потом стало холодно, и я растолкал Андрея. Мы бережно, не говоря ни слова, подняли носилки и пошли. Впереди Андрей, позади я. Светало. Я неожиданно вспомнил о том, что забыл спросить Лешку о самом главном. Я не спросил его, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не написаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. А мне очень хотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца.

(Музыка звучит ещё некоторое время)

1 чтец:

Талантливо написан и рассказ «Рудольфио». Это история любви юной 16-летней Ио к 28-летнему Рудольфу. Он - серьезный женатый мужчина, скованный предрассудками взрослого человека. Она - мечтательница, которая не боится назвать себя ребенком. Именно ей приходит в голову объединить их имена и дать своей любви итальянское имя «Рудольфио». "Рудольфио" - рассказе не только о первой влюбленности, но и - о мере ответственности взрослого человека перед этим чувством и за него, о готовности и неготовности души к пониманию. В "Рудольфио" перед нами предстает драма подростка, девочки Ио, впервые столкнувшейся с взрослой жизнью и получившей первые ушибы от этого столкновения.

Художественное чтение отрывка из рассказа «Рудольфио»

Первая встреча состоялась в трамвае. Она тронула его за плечо и, когда он открыл глаза, сказала, показывая на окно:

- Вам сходить.

Трамвай уже остановился, и он, проталкиваясь, прыгнул сразу за ней. Она была совсем девчонка, лет пятнадцати-шестнадцати, не больше, он понял это тут же, увидев ее круглое, моргающее лицо, которое она повернула к нему, ожидая благодарности.

- Сегодня был сумасшедший день, я устал. А в восемь мне должны позвонить. Так что ты меня здорово выручила.

Кажется, она обрадовалась, и они вместе побежали через дорогу, оглядываясь на мчащуюся машину. Шел снег, и он заметил, что на ветровом стекле машины работал "дворник". Когда идет снег - вот такой мягкий, пушистый, словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц,- не очень-то хочется идти домой. "Подожду звонка и снова выйду",- решил он, оборачиваясь к ней и размышляя, что бы ей сказать, потому что дальше молчать было уже неудобно. Но он понятия не имел, о чем можно с ней говорить и о чем нельзя, и все еще раздумывал, когда она сама сказала:

- А я вас знаю.

- Вот как! - удивился он.- Это каким же образом?

- А вы живете в сто двенадцатом, а я в сто четырнадцатом. В среднем два раза в неделю мы вместе ездим в трамвае. Только вы, конечно, меня не замечаете.

- Это интересно.

- А что тут интересного? Ничего интересного нету. Вы, взрослые, обращаете внимание только на взрослых, вы все ужасные эгоисты. Скажете, нет?

Она повернула голову вправо и смотрела на него слева, снизу вверх. Он хмыкнул только и не стал ничего ей отвечать, потому что все еще не знал, как вести себя с ней, что можно и что нельзя ей говорить.

Некоторое время они шли молча, и она глядела прямо перед собой и, так же глядя прямо перед собой, как ки в чем не бывало заявила:

- А вы ведь еще не сказали, как вас зовут.

- А тебе это необходимо знать?

- Да. А что особенного? Почему-то некоторые считают, что если я хочу знать, как зовут человека, то обязательно проявляю к нему нездоровый интерес.

- Ладно,- сказал он,- я все понял. Если тебе это необходимо - меня зовут Рудольф.

- Как?

- Рудольф.

- Рудольф.- Она засмеялась.

- Что такое?

Она засмеялась еще громче, и он, приостановившись, стал смотреть на нее.

- Ру-дольф,- она округлила губы и снова закатилась.- Ру-дольф. Я думала, что так только слона в зверинце могут звать.

- Что?!

- Ты не сердись,- она тронула за рукав.- Но смешно, честное слово, смешно. Ну что я могу поделать?

- Девчонка ты,- обиделся он.

- Конечно, девчонка. А ты взрослый.

- Сколько тебе лет?

- Шестнадцать.

- А мне двадцать восемь.

- Я же говорю: ты взрослый, и тебя зовут Рудольф. Она снова засмеялась, весело поглядывая на него слева, снизу вверх.

- А тебя как зовут? - спросил он.

- Меня? Ни за что не угадаешь.

- А я и не буду гадать.

- А если бы и стал - не угадал бы. Меня зовут Ио.

- Как?

- Ио.

- Ничего не пойму.

- Ио. Ну, исполняющий обязанности. Ио.

Отмщение наступило моментально. Не в силах остановиться, он хохотал, раскачиваясь то вперед, то назад, как колокол. Достаточно было ему взглянуть на нес, и смех начинал разбирать его все больше и больше.

- И-о,- булькало у него в горле.- И-о. Она ждала, оглядываясь по сторонам, потом, когда он немного успокоился, обиженно сказала:

- Смешно, да? Ничего смешного - Ио - такое же обыкновенное имя, как все другие.

- Ты извини,- улыбаясь, он наклонился к ней.- Но мне действительно было смешно. Вот теперь мы квиты, правда?

Она кивнула.

Первым был ее дом, а за ним - его. Остановившись у подъезда, она спросила:

- А какой у тебя телефон?

- Тебе это не надо,- сказал он.

- Боишься?

- Дело не в этом.

- Взрослые всего на свете боятся.

- Это верно,- согласился он.

Она вынула из рукавицы свою ручонку и подала ему. Рука была холодной и тихой. Он пожал ее.

- Ну, беги домой, Ио.

Он опять засмеялся.

У двери она остановилась.

- А теперь ты меня узнаешь в трамвае?

- Еще бы, конечно, узнаю.

- До трамвая...- Она подняла над головой руку.

- ...в котором мы вместе поедем,- добавил он.

3 чтец:

- « Живи и помни» - новаторская, смелая повесть – не только о судьбах
героя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. В этой повести затронуты как нравственные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества, часто возникающие в годы войны.

Слова - "Живи и помни" - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. "Живи и помни" - это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом.

4 чтец:

Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

1 чтец:

А ведь был Андрей Гуськов, "расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года". Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов -

предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие

круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой.

2 чтец:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Но ведь шла война, и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

3 чтец:

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

4 чтец:

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Предав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, отчаявшись найти выход из глупого тупика, она шагнула за борт лодки в ледяные воды Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей.

1 чтец:

Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Видеофрагмент из фильма «Живи и помни»

1 чтец:

Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» , опубликованная в . Это глубоко трагичное и одновременно светлое произведение. В основе сюжета лежит несчастье, случившееся с простой русской семьёй, живущей в крупном сибирском городе. Несовершеннолетняя дочь Тамары и Анатолия Воротниковых Светлана подверглась насилию. Дёмин задержал преступника на рынке. Но нечистые на руку работники прокуратуры готовят его освобождение под залог. Разумеется, после этого насильник сразу же скроется из города или вообще из России. С этим не может смириться мать поруганной девчушки. Она делает из ружья мужа обрез, прячет его в сумку, приходит в прокуратуру, и, когда туда привозят преступника на санкцию, убивает его.

2 чтец:

Тамара Ивановна Воротникова - дочь Ивана и мать Ивана- добрая, чистая, справедливая русская женщина и совсем не хочет уходить от ответственности, она, православный человек, убийца поневоле. Героиня не ищет оправдания своему поступку, на суде она безоговорочно признаёт себя виновной и идёт в тюрьму, чтобы наказанием искупить грех смертоубийства.

1 чтец:

- «Зона» не смогла сломить эту сильную - и физически, и морально - женщину. Отсидев две трети срока, она возвращается к людям как живой символ надежды на справедливость, на торжество добра, на лучшее будущее. Светлана, честь которой Тамара Ивановна защитила ценой своих страданий, вышла замуж, у неё есть маленькая дочка. Она ей рассказывает о бабушке, как о каком-то былинном персонаже. «Она - солнышко с продиристым ветерком», - так говорит о Тамаре Ивановне своей дочке Светлана. На этой светлой ноте и заканчивается повесть.

2 чтец:

- Валентин Распутин - из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Он говорил, что Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Ученик (Валентин Распутин)

Когда я вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало я повидал всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но я умирать буду с этой картиной, дороже которой для меня ничего нет. Я верю, что и в писательском деле она сыграла не последнюю роль.

3 чтец:

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг - стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение.

Ученик (Валентин Распутин)

Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это, прежде всего, необходимо нам.

1 чтец:

Лесистых гор полуотвалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной.

И весь - до донышка - просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик и гул турбин,

И птицы-сосны под обрывом,

и дикий ветер-баргузин-

Всё это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

и ты немыслима, Россия.

И ты немыслима, Сибирь.

4 чтец:

Живя в единении с природой, писатель глубоко и искренне любил Россию и верил, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Природа, ставшая близкой в детстве, оживает и говорит в его книгах каким-то своим необычным чудесным языком, понятным только тому, кто умеет её слушать, наблюдать и восхищаться её неповторимым очарованием.

1 чтец:

Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таёжные леса навсегда привязывают к себе человека. И душа писателя не может не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается с ней, не задумываясь о будущем своих детей. Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь - для самого человека. Вымирают целые деревни. И это трагедия для тех, кто кровными узами связан с родной землёй.

2 чтец:

Бабка Дарья Пинигина из повести "Прощание с Матерой" самоотверженно защищает деревню, которая подлежит затоплению. Здесь жили ее предки, здесь она родилась и прожила нелегкую жизнь. А вот теперь ее родная земля подлежит затоплению. Выстроился новый поселок с новыми домами и с новой жизнью. Но это уже никогда не будет та, родная, кровная земля. Этой земле отдана жизнь. Для Дарьи и других стариков это трагедия. Как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. Варварски истребляя природу, мы губим свою душу. Человек, уничтожающий свои корни, совершает преступление не только против природы, он несет ответственность перед людьми, перед своим будущим.

Видеофрагмент из фильма «Прощание с Матерой»

3 чтец:

Безусловно, Распутин - народный писатель. Он пишет о народе и для народа. Неслучайно произведения писателя экранизированы, созданы спектакли, в репертуарах российских театров творчество Распутина занимает почётное место. Проблемы всенародной и государственной важности поднимает со страниц произведений, напоминает о прошлом, возвращает нас к своим корням, предупреждает о будущих катастрофах, которые не только на земле, но и в душе человека.

Учитель:

Сердце Валентина Григорьевича Распутина принадлежит Сибири. Живя в Москве, он часто приезжал на малую родину: в Иркутск, на Байкал, в родную Аталанку. Бывал Распутин и в Братске.

(Рассказ учителя о творческом вечере Распутина в Братске в 2007 году)

- 15 марта 2017 года в Иркутске открывается музей В.Г. Распутина.

Видеофрагмент из передачи «Новости культуры»

Учитель:

- Завершить наш вечер хочу словами Валентина Распутина: «Я верю в выздоровление; такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены..»

Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

Звучит песня Надежды Будневой «Моя Россия»