Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Развивался слух. Музыкальный слух: наши заблуждения. Абсолютный музыкальный слух

Развивался слух. Музыкальный слух: наши заблуждения. Абсолютный музыкальный слух

Природа музыкального слуха

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

Развитие музыкального слуха

Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина - сольфеджио . Однако, наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца .

Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев, большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях - предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.

В настоящее время уже создано несколько компьютерных программ («Ear Master Pro», «Музыкальный Экзаменатор», комплект «Музыкальные Аркады», «Ухогрыз» и др.), которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха. Но программы эти, конечно, следует рассматривать лишь только в качестве дополнительного пособия к занятиям по развитию музыкального слуха, которые проводятся под наблюдением опытных и квалифицированных преподавателей.

См. также

Примечания

Литература

  • Майкапар С. М. , Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития, М., 1900, П.,. 1915.
  • Мальцева Е. , Основные элементы слуховых ощущений, в кн.: Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып. 1, М., 1925.
  • Теплов Б. , Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947.
  • Hазайкинский Е. , О психологии музыкального восприятия, М., 1972.
  • Гарбузов Н. , Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948.
  • Карасёва, М. В. «Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха». М., 1999 (2-е изд. 2002).
  • Старчеус М. С. Слух музыканта. - М.: Моск. гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.
  • Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. - М.: Таланты-XXI век, 2004.
  • Stumpf С. , Die Anfänge der Musik, 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927).
  • Штумпф К. , Tonpsychologie, 1883, Bd. 1, 1890, Bd. 2 («Психология музыкальных восприятий»).
  • Meyer M. F. , Contributions to a psychological theory of music (1901).
  • Мейер М. , The Musician"s Arithmetic (1929).
  • Мейер М. , How we hear: How tones make music (1950).

Ссылки

  • «Виды музыкального слуха» на сайте «Музыканты о классической музыке и джазе»
  • «MusTeacH - бесплатная онлаин программа для развития музыкальных способностей»

Категории:

  • Музыкальные термины
  • Музыкальное образование
  • Акустика
  • Способности
  • Музыковедение
  • Психология восприятия
  • Музыкальная эстетика
  • Эстетика
  • Культурология

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Аллюр
  • Басс, Анетта Яковлевна

Смотреть что такое "Музыкальный слух" в других словарях:

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ - (англ. music hearing) звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая …

    слух музыкальный - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды музыкального слуха: абсолютный способность определять абсолютного высоту музыкальных звуков; относительный определение… … Энциклопедический словарь

    слух - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? слуха и слуху, чему? слуху, (вижу) что? слух, чем? слухом, о чём? о слухе; мн. что? слухи, (нет) чего? слухов, чему? слухам, (вижу) что? слухи, чем? слухами, о чём? о слухах восприятие органами… … Толковый словарь Дмитриева

    слух - слуха, м. 1. только ед. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки, способность слышать. Ухо – орган слуха. Острый слух. «До слуха его долетел хриплый крик.» Тургенев. «Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен … Толковый словарь Ушакова

    слух - способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

    СЛУХ - Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он слышать и исполнения своих последних сочинений. Как же так, спросите вы. Ведь всем известно, что слух главное для… … Музыкальный словарь

    Слух - I (auditus) функция, обеспечивающая восприятие человеком и животными звуковых сигналов. Механизм слухового ощущения обусловливается деятельностью слухового анализатора. Периферическая часть анализатора включает наружное, среднее и внутреннее ухо … Медицинская энциклопедия

    Слух музыкальный - способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. С. м. основа муз. мышления и муз. оценочной деятельности. Типология С. м. полностью ещё не сложилась. Можно… … Музыкальная энциклопедия

    музыкальный - прил., употр. сравн. часто Морфология: музыкален, музыкальна, музыкально, музыкальны; музыкальнее; нар. музыкально 1. Музыкальным является то, что имеет отношение к музыке. Музыкальная школа. | Музыкальный вечер. | На телевидении есть множество… … Толковый словарь Дмитриева

    Музыкальный диктант - практикуется при изучении музыкальной дисциплины сольфеджио. Музыкальный диктант представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего… … Википедия

Книги

  • Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. Выпуск № 24 , Майкапар С.М. , Вниманию читателей предлагается книга известного советского пианиста, композитора и педагога С. М. Майкапара (1867-1938). Автор исследует феномен музыкального слуха, его природу и… Серия:

Наши друзья, обучающие петь - в том числе тех, кто "совсем не способен" - не устают объяснять, ярлык этот нелепый и глупый. И именно обиды, полученные от тех, кто кричал вам "замолчи" - больше всего мешают петь, а не какие-то природные причины.
Умение петь, то есть
а). не бояться вообще звучать
б). управлять высотой звука
- вполне нарабатывается упражнениями, совсем несложными.

Оригинал взят у lyosia в

Замечательная статья по поводу управления голосом и видео одной из работ с тренинга Алексея Коляды "Открытие Голоса". С удовольствием делюсь:

Оригинал взят у araviya в У меня нет «музыкального слуха»! Что это значит и как с этим быть?

В детстве я много пела. В 7-8 лет я пела в студии народного творчества, в 9 я без устали крутилась у зеркала, придумывая танцы и заучивая эстрадные хиты и все новые и новые песни. А потом кто-то добрый сказал мне, что пою я плохо, и что вообще голоса у меня нет . Нет, он, конечно, есть, но не для пения. Говорили мне это настойчиво, и я сама слышала, что не всегда пою так, как поет голос из магнитофона. А чуть позже я узнала, что для того, чтобы красиво и точно петь, нужно иметь музыкальный слух, который у меня тоже отсутствует , вместе с голосом. Слышала я это многократно – в школе на уроках музыки, в семье, среди друзей и знакомых. Годам к 15 я четко знала, что петь мне нельзя, потому что этим я омрачаю настроение окружающих. Причем, я до сих пор не понимаю, когда именно тот самый пресловутый медведь сделал свое подлое дело с моим ухом и оставил меня без пения, потому что я же пела и мне это нравилось! Видимо, собирательное мнение окружающих о моих певческих способностях и собственные поражения подействовали на меня сокрушительно. И петь и просто звучать я тогда перестала надолго.

А пару лет назад я вдруг узнала, что отсутствие музыкального слуха, коим я наделена, к слуху никакого отношения не имеет! Дело совсем в другом – в способности точно соотносить по высоте звучания слышимую последовательность звуков (или вспоминаемую) и звуки, которые человек сам издает. Собственно, именно отсутствие этой способности и называют «отсутствием музыкального слуха».

В сущности способность звучать на нужной высоте, из-за не развитости которой многие перестают петь, является простой задачей на мышечную координацию . Некоторые люди осваивают ее быстро и легко еще в детстве. Про них то, счастливчиков, мне часто говорили, что у них есть музыкальный слух. К этому, правда, добавляли, что это умение – от природы. А поскольку природой оно дано не всем, то не стоит пытаться что-либо делать со своим голосом. И я, конечно, успокоилась и не рыпалась, потому что меня природа таким богатством не наделила. И приняла это как данность.

Конечно, некоторым простого совета «не пой – слуха нет» недостаточно. Они проявляют упорство и поют. Хотя это стремление, как показывает опыт, не всегда приводит к хорошим последствиям. Через некоторое время, так и не развив способность звучать точно, можно получить изрядный багаж обид, комплексов, отчаяния и неуверенности – всего того, что проявляется в тех случаях, когда у человека что-то не получается, а окружающие смеются над ним. Или делают что-нибудь обидное.

Собственно, с таким багажом впору забить на способность звучать и петь, думая, что это удел одаренных людей. Однако, не стоит забывать, что так называемый «музыкальный слух» - это способность, а значит, ее можно развить. Так мне когда-то и сказали, добавив, что на самом деле музыкальный слух есть у всех, просто не у всех он развит.

На видео, представленном ниже, заснята и успешно испробована мной одна из возможностей работы с этой способностью – способностью точно соотносить по высоте звучания звуки, которые человек слышит и которые сам издает. Это простое упражнение, доступное каждому , когда-то казалось мне просто невыполнимым и ужасным. Сейчас я, когда-то боявшаяся открыть рот и пропеть любую мелодию, делаю его легко и просто. С помощью этого упражнения человек обучается звучать выше-ниже , меняя высоту звучания, что как раз и является необходимым условием для развития «музыкального слуха».

При выполнении этого упражнения могут обнаружиться трудности: например, оказывается, что голос в каких-то местах становится неуправляемым и как будто звучит сам по себе, причем не очень точно и не очень красиво. Одновременно замечается, что при этом в теле человека проявляются напряжения, из-за которых точно изменить высоту звучания не получается. Скажу по секрету, эти телесные напряжения, как оказалось, и являются теми самыми накопленными обидами и прочими бедами, которые проявляются при любых попытках петь в недружественной среде. Немного работы и охоты точно звучать – и эти напряжения быстро уйдут. На видео ребята не показывают работу с напряжениями, зато подробно показывают и рассказывают, как освоить способность звучать выше-ниже. А работу с напряжениями, я думаю, мы покажем позже.
Удачи!

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил". Большая часть людей сжилась с той идеей, что нет слуха и не надо. Хотя прежде чем ставить такие утверждения, стоит изначально узнать, что такое музыкальный слух.

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Музыкальный слух - совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.

Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру, нюансировке и т.д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.

Интенсивное изучение музыкального слуха началось со 2-й пол. XIX в. Г. Гельмгольц и К. Штумпф дали развёрнутое представление о работе органа слуха как внешнего анализатора звуковых колебательных движений и о некоторых особенностях восприятия музыкальных звуков; тем самым они положили начало психофизиологической акустике. Н. А. Римский-Корсаков и С. М. Майкапар в числе первых в России в конца XIX - начала XX вв. изучали музыкальный слух с педагогической позиций - как основу для музыкальной деятельности; они описали различные проявления музыкального слуха, начали разработку типологии. В конце 40-х гг. появился важный обобщающий труд Б. М. Теплова "Психология музыкальных способностей", где впервые было дано целостное представление о музыкальном слухе с позиций психологии.

Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как музыкальная психология, музыкальная акустика, психоакустика, психофизиология слуха, нейропсихология восприятия.

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

    абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука; этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются; для успешной профессиональной(любой музыкальной) деятельности присутствие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ его обладателям не даёт; по статистике, абсолютным слухом обладает один человек из десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков;

    относительный (или интервальный) слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т. д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы, камертонная частота звучания которой составляет 440 Гц); относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов;

    внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание;

    интонационный слух - способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов;

    гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) - голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки;

    ладовый слух - способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции(характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука (музыкальной ноты) в контексте той или иной музыкальной композиции;

    полифонический слух - способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов;

    ритмический слух - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;

    тембральный слух - способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний;

    фактурный слух - способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;

    архитектонический слух - способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях и т.д.

Развитие музыкального слуха

Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина - сольфеджио. Однако, наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать, в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.

Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев, большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях - предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.

В настоящее время уже создано несколько компьютерных программ, которые предназначены для самостоятельных занятий по развитию музыкального слуха.

Музыкальный слух: мифы и реальность.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному. Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух. Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек. Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь. Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих "архивов" и проиграть в нашем мозгу "по памяти". Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в "чуланы" долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих "закромов" и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству. Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха. Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - способность, которая дается свыше и которую невозможно развить. Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.

Музыкальный слух - редкость. Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним? Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха. Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь. Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь. Это правда, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения. Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты. На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности.

Если вы действительно любите музыку и хотите ей научиться, не стоит комплексовать из-за отсутствия слуха. Насколько вы способны к музыке, покажут только занятия ею. Заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях!

Музыкальный слух уникален не только тем, что в отличие от простого слуха является результатом работы мышления и памяти человека. Он, к тому же, представляет собой целую совокупность граней и подвидов, из которых самыми значимыми являются абсолютный, относительный и внутренний музыкальный слух. Но мало кто знает, что к нему также относятся еще восемь категорий.

Абсолютный музыкальный слух

Когда говорят о развитом музыкальном слухе, важном для композиторов, музыкантов и вокалистов, то почему-то думают, что речь идет именно об абсолютном слухе. Однако это не так. Ведь абсолютный музыкальный слух – это идеальная память человека на высоту и тембр услышанных звуков. Человек, обладающий этим видом слуха, имеет его от природы. Для него услышать ноты – это все равно, что любому другому услышать алфавит.

Как показывает практика, наличие абсолютного слуха не гарантирует наличие хороших вокальных данных и предрасположенности к карьере музыканта. А иногда даже вредит, так как человек, обладающий таким талантом, расслабляется и забывает про развитие относительного музыкального слуха.

Относительный музыкальный слух

Именно этот вид слуха так важен музыкантам и вокалистам. Он, в отличие от абсолютного слуха, проявляется не как особенность памяти человека, а как особенное мышление, которое развивается со временем и которым обладают в той или иной мере все профессиональные музыканты.

Относительный или интервальный музыкальный слух позволяет услышать в произведении или его части звуковые отношения, а не только ноту, и определить их. Единственным недостатком этого вида слуха является именно его относительность, которая выражается лишь в приблизительном определении услышанного звука и высоты его звучания.

«Специализированные» виды музыкального слуха

Если относительный слух – это умение, которое развивается у каждого музыканта, то есть и те грани слуха, которые могут как получить свое постепенное развитие, так никогда и не быть освоенными на должном уровне. С интервальным слухом их роднит то, что их идентификация также относится к процессам мышления. И это еще восемь граней музыкального слуха:

  • ладовый,
  • ритмический,
  • интонационный,
  • гармонический,
  • полифонический,
  • тембральный,
  • фактурный,
  • архитектонический.

Кроме того, многие из них часто являются и самостоятельным талантом. Например, человек, который никогда не учился музыке, но который от природы одарен ритмическим слухом, легко может воспроизвести услышанный ритм.

Эти виды музыкального слуха между собой объединяет то, что часто они нужны для определенной узконаправленной музыкальной деятельности. Так, умение слышать и определять полифонию и ритм очень помогает композиторам. Хотя и в общей музыкальной практике все эти грани слуха также приносят много пользы.

Внутренний музыкальный слух

Посмотреть бегло на лист бумаги, испещренный нотами и напеть «увиденную» музыку может каждый, кто развивал в себе музыкальные таланты и хорошо знаком со звучанием нот. Однако возможности внутреннего музыкально слуха базируются не только на памяти, но и на воображении. Именно благодаря воображению музыкант может «услышать» новые переходы, узнать, как будет звучать та же мелодия, но сыгранная в другом ритме или на другом инструменте, не прибегая при этом к проигрыванию мелодии в живую.