Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» материал (младшая группа) на тему. План по самообразованию на тему «Использование игровых приемов при формировании элеме

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» материал (младшая группа) на тему. План по самообразованию на тему «Использование игровых приемов при формировании элеме

Ф Ф.И.О воспитателя Филимонова Елена Анатольевна

Дата рождения: 26.01.1987г

Образование (когда и какое учебное заведение закончил): 2009год, Высшее профессиональное образование. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елабужский государственный педагогический университет»,

Специальность по диплому: Педагог-психолог, учитель коррекционно-педагогической деятельности по специальности «Педагогика и психология»

Место работы: МБДОУ «Детский сад №17 г. Лениногорска» МО «ЛМР»

Занимаемая должность: воспитатель

Дата назначения на должность: 12.08.2012г.

Общий трудовой стаж: 8 года

Педагогический стаж: 7 года

Курсы повышения квалификации: «Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО» в объеме 72 часов в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный институт»

Курсы переподготовки: «Педагогика психология дошкольного образования» Институт экономики, управления и права (г. Казань). Срок обучения 24 октября 2014 года-16 марта 2015 года.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

МБДОУ №17 работает над проблемой: Изучение и внедрение в воспитательно- образовательный процесс ФГОС ДОО

Тема самообразования: «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи :

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Актуальность:

Предмет математики настолько серьезен,

Что надо не упускать случая,

Сделать его занимательным

Б. Паскаль

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей о занимательном математическом материале.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач.

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая,коллективная)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Попова Ирина Викторовна

воспитатель

Общий стаж

Педагогический стаж

Педагогический стаж в данном коллективе

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

25 лет 25 лет 5 лет 1

2016 - 2017 учебный год

старшая группа

Этап работы над темой: подготовительный

Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2017года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

ПРОЕКТ

Тема: «Развитие математических способностей у детей

дошкольного возраста через игровую деятельность»

2016 год

1.

Введение.

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

. Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

    Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

    Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;

    Разработать перспективный план работы с детьми;

    Оформить в группе уголок «Я считаю»;

    Создать картотеку математических игр.

    Создать кружок по математике «Затейники»

2. Реферативная часть.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

3. Проектная часть.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

Теоретический

Изучение научно-методической литературы;

обзор информации по исследуемой теме в Интернете

сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Практический

Разработка конспектов занятий с детьми

сентябрь

2016 – 2017 гг.

Оформление в группе «Я считаю»

октябрь 2016 г.

Создание картотеки математических игр

ноябрь 2016 г.

Подготовка материала для кружка

сентябрь 2016

май 2017 г.

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

декабрь 2016 г.

Выход темы:

    Проведение открытых занятий. Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2017 г.)

    Оформление картотеки математических игр.

    Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

    Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

    Отчет о проделанной работе за учебный год.

4. Заключение.

Никитина Альфия Файзулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №22 "Ивушка"
Населённый пункт: р.п.Приютово Белебеевского района республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 01.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя младшей

группы №3 Никитиной А.Ф.

Тема: «Использование дидактических игр при формировании

элементарных математических представлений у дошкольников»

2016-2017 (учебный год)

вторая младшая группа
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка в ы лива е т с я жив ит е льны й п о т о к представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель:
создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
 проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.  составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;  использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;  активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
 активизация познавательного интереса дошкольников;  развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;  ф о р м и р о в а н и е э л е м е н т а р н ы х м а т е м а т и ч е с к и х представлений. Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов. Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки. Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Изучение литературы по теме.

В течение полугода изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников. 1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. 2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с. 3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с. 4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. 5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с. 6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. 7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад. Всё для воспитателя».

Составление картотеки дидактических игр для детей младшего

дошкольного возраста (в течение полугода).

1.Работа с детьми

Сроки

Практические выходы

Сентябрь
Формирование представлений о свойствах предметов бл иж айшего окружения: цвет, форма, р а з м е р. В ы д е л е н и е п р и з н а ко в р а з л и ч и я и сходства. Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. Дидактические игры по развитию представлений о в е л и ч и н а х: « Ук р а с и м коврик», «Домики д л я медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». «Найди пару», «Разложи по коробочкам».
Октябрь
Выделение части группы. Нахождение « л и ш н и х » предметов. Знакомство с понятиями «один», «много». д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Угости зайчат». Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух

Ноябрь
групп предметов: «Угостим б е л оч е к г р и б о ч к а м и » , «Бабочки и цветы».
Декабрь
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и квадрат. Формирование пространственных представлений: на –над -под, вверху -внизу, «Ди да кт и ч е с к и е и г р ы: Геомет риче ско е л о т о » , «Катится – не катится». Дидактические игры на р а с п о л о ж е н и е в про странстве: « В о зьм и и г р у ш к у » , « М а г а з и н игрушек».
2. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение полугода 2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. В течение полугода 3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Ноябрь 4. Рекомендации: «Формируем про странственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». Декабрь

ПЕЧЕРИНА ВИКТОРИЯ
Самообразование. Формирования элементарных математических представлений у дошкольников

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф. И. О. педагога Печерина Виктория Владимировна

Дата рождения 28.12.1984

Стаж работы в должности 2 года 6 месяцев

Образование (название учебного заведения и год окончания) в 2008 году окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Катайское педагогическое училище по специальности «Социальная педагогика с дополнительной подготовкой в области дошкольного образования » и присвоена квалификация «Социальный педагог, воспитатель» № диплома 10164

Курсы повышения квалификации за последние два года (указать вид, тему, где проходили) переподготовка в ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» с 26 ноября 2012 года по 04 декабря 2012года - 80 часов по теме «Комплексное развитие детей в условиях вариативности дошкольного образования . Обновление дошкольного образования в контексте ФГТ».

Награждения (указать год, характер награды)

Почетная грамота – Профсоюзый комитет первичной профсоюзной организации работников народного образования и науки г. Надыма и Надымского района МКДОУ «Детский сад «Золотой петушок» - за профессионализм, добросовестный труд, активную жизненную позицию и в связи с международным женским днем. _2013 год___

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

1. Цель и задачи самообразования по теме

2. Изучение актуальности использования игровых приёмов при .

3. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

4. Обогащать новыми представлениями и понятиями ; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки :

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений »

Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников .

Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений .

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования Содержание работы Сроки выполнения Примечания

Организационно-диагностический «Форма и цвет »

1. Проведение дидактических игр :

Лото «Цвет и форма »

-«Подбери к своему цвету»

- «Чудесный мешочек»

- «Веселые матрешки»

- «Геометрическое лото»

- «Подбери фигуру»

- «Найди предмет такой же формы » (Я показываю то треугольник, то квадрат, то круг)

- «Соберем бусы» (группировка геометрических фигур по двум свойствам)

- «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием :

Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

- «Кодирование геометрических фигур»

- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»

3. Проведение игр – соревнований.

- «Чья команда быстрее найдёт предметы (разной формы ) В течение учебного года

«Количество и счёт» .

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП :

- «Разложи поровну» (много, один, поровну)

- «Зоопарк» (счёт)

- «Угощение» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)

- «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией :

- «Математика в сказках »

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

«Ориентировка в пространстве» .

«Ориентировка во времени» .

1. Настольно – печатные игры :

- «Лото»

- «Парные картинки»

- «Домино»

- «Цветная мазаика»

- «Пазлы»

2.«Ориентировка на листе бумаги»

- «Подарки для котят»

3. Дидактические игры :

- «Расставь по порядку»

- «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

- «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход» , и т. д. «Дом»

- «Когда это бывает?» -игра с мячом (Спим?-ночью и т. д.)

Чтобы раскрыть динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела, я провела систему мониторинга работы по этому вопросу на начало года. В своей работе я использовала пособие оценки достижения детей под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Погоберидзе «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования » с учётом ФГТ в ДОУ.

Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица , отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Теоретический Доклад «Предметно -развивающая среда в ДОУ во второй младшей группе с учетом ФГТ»; (на педсовете)

Показ открытого занятия по формированию элементарных математических представлений по теме : «Путешествие с колобком» (на районном уровне) ;

семинар : «Формирование элементарных математических представлений через театрализованную деятельность»

Выставка детских работ : Создала презентацию на тему : «Первые шаги в математике » .

Выводы : Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий . Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике . Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2014г .

Форма и место подведения итогов – 2 мл. группа «Чебурашка»

Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений

Сентябрь Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании» , других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Октябрь Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подготовка к аттестации :

Подбор литературы по теме самообразования .

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь Изучение теории по теме : «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей по ФЭМП.

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь Работа над модернизацией комнаты.

Оформление уголка группы

Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам .

Январь Разработка плана на, месяц, год. Подбор материала .

Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы : область «Познание» Знакомство с литературой.

Февраль Подготовка презентации по ФЭМП Подбор материала

Создание нового паспорта группы. Проведение полной инвентаризации группы.

Март Создание методической разработки Изучение литературы

Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала

Апрель Подготовка праздника День победы. Репетиции.

Защита методической разработки Выступление с презентацией на метод бъединении.

Май Семинар по ФЭМП через театрализованную деятельность. Обобщения опыта работ коллег города

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

Литература по теме :

1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение,1991.

2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л . А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988.

4. Дьяченко, М. О. Чего на свете не бывает [Текст]/ М. О. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М.: Просвещение, 1991.

5. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т . И. Бабаева, Т. И. Гогоберидзе, З. А. Михайлова [и др. ]. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС» , 2011.

6. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

7. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений » : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

8. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием » - А. А. Смоленцева.

9. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

10. «Играем в числа» - серия пособий

11. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

12. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка» . Практический курс математики для дошкольников . Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

13. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем» . Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет» , 2001 г.

14. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма , количество. М.: Просвещение, 1990.

15. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб.: Детство-пресс,2004.

16. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно . СПб.: Детство-пресс, 2006.

17. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

18. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.

19. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. ,1988.

Воспитатель Барыбина Л.А. старшая группа № 1 МБДОУ детский сад «Ласточка»

Тема: Использование метода моделированияя в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие математических способностей, логико-математического мышления.

Задачи: Формирование закономерности и логики начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира(число.форма.и.т.д.).

Актуальность выбранной темы: Изучение математики-это не только получение новых знаний,это также развитие мыслительных процессов,пространственных представлений, внимания,памяти.. Моделирование является наиболее доступной формой для дошкольников,которая не только открывает мир математики, но и развивает умение логически мыслить,оперировать математическими объектами.Все это необходимо в наш век бурного технологического и технического развития.

План работы на 2017-2018 гг.

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы.

Сентябрь-май

1.Репина Г.А. «Математическое моделирование на плоскости».

2.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

3.Смоленцева Л.А.,Суворова О.В.«Математика в проблемных ситуациях».

4.Столяр А.А. «Давайте поиграем».

5Лебеденко Е.Н. «Формирование представлений о времени у дошкольников»

6.Коротковских Л.А.Планы -конспекты занятий по развитию математических представлений у дошкольников».

7.Статья «Использование моделирования при решении текстовых задач».(журнал «Старший воспитатель»№11,2012г.)

8.Статья «Двузначные числа:методика знакомства(старший дошкольный возраст)».(журнал «Дошкольное воспитание»№4,2003г.)

Картотека методической литературы.

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление математического уголка в группе.

Подбор дидактических игр, моделей:предметных(счетных палочек, палочек Кюизенера,блоков Дьенеша и.т.д.; графических(карточек-схем,числовых карточек, числовой лесенки и.т.д.; символистических моделей(карточек с цифрами,карточек с математическими символами,карточек- символами- «паспортов»блоков Дьенеша и.т.д.) ;вещественными моделями.

Математический центр.

Картотека дидактических игр;моделей.

Октябрь

Беседа «Чему учит математика?»

Закрепление образования,состава,обозначения чисел первого десятка;образования следующего числа путем прибавления единицы с использованием предметных моделей(счетные палочки, палочки Кюизенера) и графических моделей(числовые карточки).

ООД «Путешествие в Математическую страну».

ООД «Сказка о том,как растут числа!»

Д/игры, упражнения «Найди и покажи число», «Составь число», «Соседи числа».

Ноябрь

Формирование представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое с использованием наглядных моделей(числовых карточек, карточек с математическими символами,цифрами,счетных палочек, палочек Кюизенера).

ООД «Занимательный и волшебный знак «плюс».

Декабрь

Формирование представлений о вычитании как удалении части предмета из целого с использованием наглядных моделей(числовых карточек, карточек с математическими символами,цифрами,счетных палочек, палочек Кюизенера).

ООД «Занимательный и волшебный знак «минус».

Январь

Ознакомление с днями недели;закрепление частей суток с использованием графических моделей,вещественной.

ООД «Радуга недели!»

Д/игры «Составь модель недели», «Составь модель суток».

Февраль

Математическое моделирование на плоскости с использованием игрового материала:«Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Закрепление свойств фигур и использование предметных моделей (блоков Дьенеша), символистических моделей (карточек-символов).

ООД «Путешествие в занимательную страну превращения фигур!»

Март

Формирование понятий о текстовых задачах.Познакомить с моделированием текстовых задач на сложение и вычитание.Упражнять в объединении двух множеств из общих элеменьов и удаления части из множесв.

ООД «Путешествие в занимательную страну задач!»

Апрель

Знакомство с образованием чисел второго десятка с помощью вещественной модели,сконструированной из счетных палочек.

ООД «Сказка о том, как цифры дружат парами!»

Май

Развитие пространственных отношений с использованием схем, план-карт.

Путешествие по стране «Математика».

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Математика вокруг нас».

Октябрь

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством моделирования».

Ноябрь

Консультация «Логико математические игры для детей дошкольного возраста»

Декабрь

Выставка моделей (графических,символических,вещественных) ,способствующих развитию математических способностей.

Февраль

Фотовыставка «Как мы изучаем математику»

Март

Консультация «Занимательная математика».

Апрель

Открытое мероприятие «Урок математики»

Май

Математический КВН совместно с родителями.

Самореализация

Апрель

Показ открытого мероприятия

Драматизация сказки «Удивительные превращения геометрических фигур».

Май

Отчет по теме самообразование

Выступление на педсовете.

Мастер-класс Презентация моделей (графических,символических,вещественных) для формирования математичесих представлений у детей старшего дошкольного возраста».