Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  «Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста. Web-портфолио Ахметзяновой Н. А Музыкальное произведение осень

«Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста. Web-портфолио Ахметзяновой Н. А Музыкальное произведение осень

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Галина Лавро
«Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

«Осень в поэзии, живописи, музыке»

Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

Задачи:

* Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

* Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках.

* Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.

* Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.

* Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.

* Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей.

* Учить детей получать радость от общения с искусством;

Предварительная работа.

Наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.

Разучивание стихов и песен об осени.

Оборудование и атрибуты:

Разноцветные султанчики, легкие платочки и шарфики пастельных тонов, искусственные веточки с осенними листьями; музыкальные инструменты: треугольники; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр;

Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).

Оформление зала: Выставка репродукций картин осенних пейзажей; гирлянды из листьев.

Дети под музыку (Г. Свиридов «Весна и Осень») проходят в зал, рассаживаются врассыпную на ковре.

Музыкальный руководитель (М. Р.): Ребята, сегодня у нас с вами встреча очень необычная. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глазки и послушать!

Дети слушают «звуки осени» (CD «Из чего родилась музыка?» Треки: №36 «опавшей листвы…», №35 «ветер, ветер, ты могуч…», №41 «осень началась!», стихи. Ответы детей об услышанном.

Дети рассаживаются на стульчики.

М. Р. : В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.

Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)

А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)

А композитор? (нужны музыкальные звуки).

«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?

На экране «Золотая осень» И. И. Левитана

М. Р. : Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная). Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).

А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. (Ответы детей)

Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!

Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина “Осень” (читают родители).

И. Бунин «Осень»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют.

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

М. Р. : Итальянский композитор (слайд-портрет) Антонио Вивальди посвятил Осени целый концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Послушаем маленький фрагмент первой части.

Слушаем отрывок из 1-й части Allegro концерта №3 А. Вивальди «Осень». Обсуждаем настроении: светлое, радостное, возбужденное, игривое.

М. Р. : Я предлагаю вам сейчас поиграть. Передать в движении это радостное, слегка возбужденное, игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.

Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на сольные фрагменты, на чередование форте и пиано (можно предложить двигаться группами поочередно мальчики-девочки, предупредить, что будет предложено исполнить соло. Предложить детям атрибуты – разноцветные султанчики.

Импровизация «Краски осени» с разноцветными султанчиками. (А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»)

М. Р. : Но вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. (слайд-портрет А. С. Пушкина). Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов». Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина? (Родители берут с выставки книги, читают стихи):

Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

М. Р. : Ребята, вы не почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что? (Ответы детей. Показать слайды-картины). Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.

Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам. Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал “Осенней песней”. Прочитать детям эпиграф:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)

Исполнение на фортепиано «Осенней песни» П. И. Чайковского.

М. Р. : Но вернемся к Антонио Вивальди и послушаем вторую часть его концерта. Какое настроение в музыке? (Ответы детей) Грустное, печальное, жалобное, плачущее, тихое монотонное звучание.

Давайте попробуем передать это настроение. Девочки в движении, с помощью легких шарфиков нарисуют картину поздней осени. Мальчики, игрой на треугольниках, воспроизведут нам звучание дождя.

Вновь обсудить с детьми возможные движения: очень плавные, медленные, легкие; динамику и способы игры на треугольниках: очень тихо, осторожно, бережно.

Импровизация с шарфиками и музыкальными инструментами «Поздняя осень» (А. Вивальди 2-я часть концерта «Осень»)

М. Р .: И вот сейчас мы перелистаем еще одну поэтическую страничку. (слайд-портрет С. Есенина).

Замечательный русский поэт С. Есенин очень любил русскую природу и воспевал все её красоты. В его стихах об осени можно даже ощутить запахи: «пахнет яблоками и мятой», «ромашкой и медом». Услышать звуки: «плач глухарей», «песню рыбаков». Послушайте!

Читают стихи дети, взрослые.

Вот приходит осень с цепью кленов голых,

Что шумят как восемь чертенят веселых.

Мокрый лист с осины и дорожных ивок

Так и хлещет в спину, в спину и загривок

Елка ли, кусток, только вплоть до кожи

Сапоги промокли! Одежонка тоже… («Сказка о пастушонке Пете» 1925. г. Фрагмент).

Топи, да болота, синий плат небес.

Хвойной позолотой взвенивает лес.

Тенькает синица меж лесных кудрей,

Темным елям снится гомон косарей.

По лугу со скрипом тянется обоз,

Суховатой липой пахнет от колес.

Слухают ракиты посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос…

М. Р. : Стихи у Есенина особенные, певучие. Не случайно, на его стихи написано много музыкальных произведений: песен, романсов. Давайте, послушаем:

Смотрим видеоклип на романс Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая». После прослушивания обсудить с детьми: понравился ли романс, почему?

М. Р. : Наша с вами встреча подходит к концу. Послушайте фрагмент еще одного стихотворения С. Есенина:

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

Я предлагаю вам взять листочки и придумать свой осенний танец.

Импровизация детей с листьями под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа)

В заключение подвести небольшой итог встречи:

* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.

* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.

* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?

Подарить детям открытки-репродукции осенних пейзажей.

Под музыку Г. Свиридова «Весна-осень» дети выходят из зала.

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

города Миасса Челябинской области

Конспект классного часа

« »

подготовила

классный руководитель 9 а класса

Дубровина Ырымгуль Жолдыбековна

Тема: Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства.

Ход классного часа

Учитель.

Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…

Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень посредством произведений живописи, музыки и поэзии.

Угадайте, какое слово (признак осени) спряталось в пустых клетках (листопад). (Слайды 1,2)

У нас сегодня импровизированный листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Учитель.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Учитель. Одним из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Репродукции картин. (Слайды 8-19)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайды 20-26)

Картины русских художников «Золотая осень» (слайды 27-39).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Учитель.

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. У вас на столах лежат листочки с осенними приметами, пословицами и поговорками, вы должны собрать их и прочитать. Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

Внеурочное воспитательное мероприятие по предмету «Искусство» (Музыка)

для учащихся 1-4 классов:

Подготовила и провела: учитель музыки

Леушина В.П.

Цель мероприятия: Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки русских и зарубежных композиторов. Дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди.

Образовательные:
- расширять кругозор учащихся;
- формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки;
- учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать творческое воображение;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке;
- пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;
- воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
- воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
- формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
- совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
- обогащать духовный мир.

Георгий Васильевич Свиридов. Антонио Вивальди. П.И.Чайковский. 1915-1998 1678-1741 1840-1893

Ход занятия: Дети входят под музыку Е.Дога «Вальс»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему мероприятия, которое я для вас подготовила. Слушайте внимательно!

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень) Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: Становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко. Слайд 2
Педагог: Хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: А за что вы любите осень?
Дети: За то что красиво становится вокруг.
Педагог: А вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: Ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран (на экране пословицы об осени). Прочтите их и дайте смысловое объяснение этим пословицам.

Дети: Читают по очереди и высказывают мнения. Слайд 3

1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.

Педагог: Все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, делают запасы на зиму.

Слайд 4

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете, почему именно 12?

Дети: По числу месяцев в году. Слайд 5

Педагог: Правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».
Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора!

Сейчас мы послушаем 3 осенних пьесы из фортепианного альбома «Времена года».

    Первая из них называется «Сентябрь». «Охота».

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов - охоте. И эпиграфом к этому произведению стало четверостишие А.С. Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых.

"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах."

Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов - зова охотничьих рожков. Быстрый темп (аллегро) в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал - ловлю беглеца и конец охоты.

Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.

    Вторая пьеса носит название «Октябрь». «Осенняя песнь».

В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят..."

Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

    Третья осенняя пьеса из альбома «Времена года» называется «Ноябрь». «На тройке».

Поэтическим эпиграфом для этого произведения Чайковский взял стихотворение Н.А. Некрасова.

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши».

Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету - быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней. Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр - темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика - мелодией, затихающей вдали.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

Педагог: А теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. - дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

Педагог: Продолжаем нашу беседу о музыке Осени в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов. Слайд 11

Родился он в маленьком городке Фатеже. Курской губернии. С девяти лет стал учиться играть на рояле, но гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы: Слайд 12 -13

Педагог: Какие музыкальные инструменты вы услышали? Ответы учащихся.
- Какая была музыка по характеру выбрать из предложенных ответов на экране.

(Радостная, напряженная, торжественная, загадочная,
ласковая, восторженная, поэтичная, стремительная, спокойная, таинственная, взволнованная, беспокойная, нежная, грустная, изящная)
Слайд 14.
- Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Дети: Осень.

Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди. Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Слушание «Осень»

Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: Ответы детей.
Педагог:

Конечно, музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
И в завершение нашего мероприятия мы тоже исполним осенние песенки, выученные на уроках. Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эти песни?

1-2 класс «Осень в золотой косынке» сл. и муз Н.Б.Бобковой Слайд 16.

3-4 класс «Падают, падают листья» сл. М.Ивенсен, муз. М.Красева. Слайд 17.

1-4 класс «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсен муз. Т. Попатенко Слайд 18.

Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени.

Педагог: Посмотрите и ответьте на вопросы осенней викторины. Слайд 18.

    Когда в России день учителя?

    В каком месяце «День матери»?

    Какого числа последний день осени?

    Время года между летом и зимой?

    Чем укрыта земля осенью?

    Цвет – символ осени?

    Листья каких деревьев осенью краснею?

    Кто такие «Хмурень», «Грязник» и «Листогной»?

(Призы за правильные ответы)

Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А. Вивальди.
Педагог: Наше занятие окончено, я надеюсь, что много интересного и полезного вы узнали сегодня на нашем мероприятии. Спасибо, до свидания! (Выходят под музыку)

Урок музыки

“Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов”

с углубленным изучением английского языка

Смирнова Елена Юрьевна

Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

  • Образовательные цели - познакомить с музыкальными произведениями:

П.И. Чайковский “Осенняя песня”, В. Калинников “Осень”, ПетерисВаскс “Осень”

Картинами: И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, С. Новикова, С. Федорова

Осенней лирикой Светланы Магнитской

Учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности

  • Развивающие – развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение, продолжать работу над развитием вокально-хоровых навыков.
  • Воспитательные - воспитывать любовь к музыке, природе, родному краю, культивировать ощущение прекрасного в жизни, в том числе, и в музыке

Подготовка к уроку

Оборудование: компьютер, проектор, экран , фортепьяно , музыкальный центр

Методические пособия: репродукции картин русских художников , видеоряд “Золотая осень” , видеоряд на музыку П. Васкса “Осень” , кроссворд

Работа с детьми: подбор стихотворных текстов, индивидуальная работа с учащимися по подготовке к выразительному чтению на уроке, создание монтажа и подготовка его к демонстрации на уроке, постановка и подготовка танцевального выступления,

творческое домашнее задание учащимся - подготовить осенние пейзажи, оформление выставки домашних творческих работ.

Ход урока

Видеоклип “Золотая осень” с музыкальным оформлением “Осенняя песня” П.И. Чайковского (вторая часть)

Беседа учителя с учащимися с целью выявления восприятия музыкального произведения

Что мы увидели на экране? (картины осенней природы)

Это были фотографии или картины художников? (картины А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.В. Поленова и д.р.)

Что такое пейзаж? (картины природы)

Подберите эпитеты. чтобы описать,. какую осень вы увидели? (яркую, красочную, пеструю, величественную)

Какая палитра красок выбрана художниками? (разнообразная, яркая)

Что мы чувствуем, когда видим эти картины? (восхищение)

Что вы слышали, когда шел видеоряд? (“Осенняя песня” П.И. Чайковский. вторая часть из альбома “времена года”)

Расскажите о музыке, она была созвучна картинам? (средства музыкальной выразительности)

Что ощущали? (спокойствие, равновесие, наслаждение красотой, великолепием, торжеством природы)

В чьем исполнении звучала пьеса?(В исполнении фортепиано)

На экране репродукции картин русских художников с изображением осенних пейзажей.

Учитель:

Каждое время года интересно и красиво по своему, но осень поражает нас своим великолепием, роскошью красок, преобразивших природу. Не случайно, именно эта пора вдохновляет композиторов, художников и поэтов на создание потрясающих произведений искусства.

Что такое искусство? (средство общения между людьми)

Выступление учащегося:

... Казалось мне, что в старом парке
Среди вечерней тишины
Звучали мягкими шелками
Прекрасной Осени шаги...

И сладкий воздух словно дивно

Напомнил аромат духов,

Что исчезал вослед незримо

Её таинственных шагов
И в золотой небесной выси
Кружился с ветром и взлетал
Прозрачный шелк осенних листьев...
И Осень шла... и парк молчал...

Светлана Магнитская

Учитель беседует с учащимися по содержанию стихотворного текста и его восприятию.

О чем эти стихи? (об осени)

Можно ли назвать их музыкальными? (да)

Какие слова особенно музыкальны? (шелка, шаги,)

Что ощущали? (поступь, созерцание, любование природой, наслаждение, всплеск и покой)

По эмоциональному состоянию близка этому стихотворению музыка? (да)

Выразительно было прочитано стихотворение? (да)

Что делает поэтическую речь выразительной? (правильная интонация, паузы, акценты)

Какой репродукции,расположенной на экране,созвучно это стихотворение?

Звучит музыкальное произведение “Октябрь” Виктора Калинникова в исполнении учителя.

Беседа с учащимися после прослушивания произведения.

Музыку написал Виктор Калинников, это хоровое произведение. Осень была самым любимым временем года Пушкина, поэтому его осенняя лирика такая яркая.

От начала и до конца вы чувствовали одно эмоционально состояние? (нет)

Разбираем каждый эпизод и средства музыкальной выразительности

“октябрь уж наступил…”(последние вздохи осени, уныние. покой)

“но пруд уже застыл…” (оцепенение)

“сосед мой выступает…” (можно попросить ученика проиллюстрировать движение охотника, чтобы почувствовать характер)

“и будет лай собак…” (изобразительные черты в музыке)

“унылая пора…” (контраст, ощущение тоски сменяется восторгом, наслаждением созерцания великолепных осенних пейзажей)

Какие музыкальные средства выразительности делали музыку такой яркой? (мелодия, штрих, динамика, темп, тембр, диапазон…)

Я пела без сопровождения, значит…(а, capella)

Проведите параллель между эпизодами музыкального произведения и репродукциями.

Когда в одном произведении соединяется два вида искусства, оно становиться ярче выразительнее? Почему? (музыка и поэзия находится в синтезе, тесном слиянии, дополняя и обогащая друг друга, еще больше средств выразительности, которые воздействуют на нас, заставляют наше сердце откликнуться)

Выступление учащегося:

Как был прекрасен день осенний!
Звенела красками листва
И акварелью настроений
Взлетали птицы в небеса,

Святая солнечная церковь
На позолоченном холме
Звучала праздничною песнью,
И колокольный звон извне

Наполнил сердце созерцаньем
И благовестием Любви –
Чудесным солнечным посланьем
Единства Бога и души.

Светлана Магнитская

В какой из картин мы ощущаем такое же настроение?

Звучит музыкальное произведение Петериса Васкса “Осень”.

Обсуждение после прослушивания.

Что чувствуем, когда слушаем эту музыку? (дрожь, трепет, холод, озноб, прощание)

Что представляем? (лист, дрожащий на ветру. Последний, как последняя надежда)

На каком инструменте исполнялось произведение? (на рояле)

Как двигались руки пианиста? (Как осенние листья на ветру)

Танцевальная композиция «Танец с листьями» под музыку Петериса Васкса «Осень» в исполнении учащейся

Беседа с детьми после танцевального номера

Помог ли танец лучше почувствовать музыку? (да)

Расскажите о мелодии? (секундовые соотношения, интонация плача, вздох, стон, прерванность мелодии, недосказанность, паузы, нет сил петь мелодию, природа засыпает)

Эта музыка изобразительна? (да)

Какими бы красками нарисовали? (темными, мрачными)

В музыке и в танце были использованы разные средства выразительности, но они успешно дополняли друг друга. Находились в синтезе.

Выступление учащихся (монтаж)

Я смотрела в окно моей памяти...
Дождь осенний скользил за стеклом

Там, где мой неслучившийся дом…
Прикасалась ладонями осени,
Словно вновь возвращала себя
В чувства яркие солнечной россыпи,
В светлый мир отраженья Добра...
Отчего же скользят так беспомощно
Мои пальцы за тонким стеклом
Там, где розы остались усталые,
Там, где мой неслучившийся дом...

Светлана Магнитская

Беседа с учениками

Попробуйте проанализировать ваше прочтение стихов? Удалось ли вам передать настроение, характер стихотворения? Созвучен ли он, Осени, Васкса? (самоанализ учеников)

Проведите параллель с картиной.

Экскурс по выставке домашних творческих работ. Сопоставление работ художников и детских рисунков.

Классу было дано домашнее задание: нарисовать осенние пейзажи. На экране - репродукции картин Новикова, Федорова и Левитана.

1- фейерверк осенних красок

2- спокойствие, созерцание

3- поздняя осень

Детям предлагается распределиться по группам в соответствии с настроением их осенних пейзажей. Несколько учеников доказывают правильность своего выбора.Далее на экран выводится изображение кроссворда и дети, соревнуясь по группам, решают его. Победившей команде вручается приз.

Слово учителя:

Победа заслуженная, но ведь главное – совместное творчество, командный дух и музыка, которая всех объединяет.

Кроссворд

По вертикали:

  1. Автор музыкального произведения «Осень»
  2. Эмоциональное состояние, отраженное в произведении искусства
  3. Композитор – Петерис…
  4. Музыкальный знак

По горизонтали:

  1. Автор музыкального произведения «Осенняя песня»
  2. Художественное полотно
  3. Профессия человека, создающего художественные полотна
  4. Картина природы
  5. Время года
  6. Окраска звука
  7. Художественное средство выразительности

Обобщающее слово учителя

Сегодня на уроке мы вами разобрали три музыкальных произведения, решили занимательный кроссворд, насладились изображением осенних пейзажей, послушали стихи,

Провели параллели между ними, почувствовали эмоциональную связь музыки и картин.

Мы убедились, что такие виды искусства, как музыка, живопись и литература взаимосвязаны, находятся в синтезе, но отражают окружающий мир своими разнообразными средствами выразительности.

Распевание

Пение

“Все еще впереди” Евгения Зарицкая, “Осенний блюз” Александр Ермолов.

Заключительный этап урока

Учитель благодарит учащихся за активность, творчество, сотрудничество.

Объявляет оценки учащихся за работу на уроке.