Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Музыкальный слух: что это такое и можно ли его развить? Идеальный слух Как развить абсолютный слух

Музыкальный слух: что это такое и можно ли его развить? Идеальный слух Как развить абсолютный слух

22.01.2015 20:56

– это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное... Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как "истинный", "превосходный". Термин "абсолютный слух " был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе "Зонная природа звуковысотного слуха" (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке .

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм "синим цветом", люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы , а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха . Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим . Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха . Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух . Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не "сползать" при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями . Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

воспроизводить отдельные музыкальные тоны в отсутствие музыкального первоисточника или стандарта. Эта способность называется абсолютным, или идеальным, слухом. (Обзор литературы на эту тему см. в работе: Gregersen, 1998.) Абсолютный слух - редкость даже среди профессиональных музыкантов, и им обладает менее 1 % всего
населения (Moore, 1989), хотя среди музыкантов, начаших обучение в очень раннем детстве, люди с абсолютным слухом встречаются несколько чаще (Baharloo et al, 1998; Rauschecker, 1999; Deutsch et al., 1999). Хотя продолжительное обучение и способствует развитию абсолютного слуха, он во многом определяется генетическими факторами (Baharloo et al., 1998). Более того, с помощью ПЭТ в слуховой коре левого полушария были идентифицированы «ответственные» за него нейроны (Schlaug et al., 1995; Zatorre et al., 1994).

Поскольку едва ли все обладатели абсолютного слуха начали свое музыкальное образование очень рано (когда им не было еще и шести лет), весьма вероятно, что систематическое общение с музыкой в раннем детстве условие необходимое, но не достаточное для его развития (Baharloo et al, 1998; Miyazaki, 1988; Deutsch et al., 1999). (Кстати, хотя сам по себе ранний музыкальный опыт и не является гарантией развития абсолютного музыкального слуха, исходя из данных, представленных в работе Chan et al., 1998, можно предположить, что он улучшает вербальную память.) В этом смысле абсолютный слух - хороший пример того, как сочетание генетических и средовых факторов способствует развитию сложной перцептивной способности.

О том, что такое абсолютный слух, можно судить по историческому анекдоту, приведенному в работе Stevens & Warshofsky, 1965: гениальный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, обладавший абсолютным слухом, в семилетнем возрасте как- то сказал, что его скрипка настроена на четверть тона выше, чем скрипка его друга, на которой он играл накануне!

В известном смысле противоположностью абсолютному слуху является неспособность различать звуковые тоны (tone deafness). Понятно, что сам по себе этот термин некорректен (в дословном переводе с английского tone deafness - «тональная глухота». - Примеч. пер.), ибо большинство из «тонально глухих» ничуть не хуже различают два разных по высоте тона, чем «нормальные» индивидуумы.

Не исключено, что те, кого признают неспособными различать звуковые тоны, всего лишь испытывают большие, чем другие люди, затруднения, когда им нужно воспроизвести или пропеть какой-то музыкальный пассаж, образованный звуками, которыми они обычно не пользуются в нормальной речи (Moore, 1989). Более того, в результате занятий музыкой и практики эти люди заметно прогрессируют, а это значит, что основной причиной неспособности различать звуковые тоны является ограниченный опыт общения с музыкальным материалом.

Музыкальная агнозия: амузия. Несмотря на то что такой диагноз, как «тональная глухота» и может быть подвергнут сомнению, известна определенная форма аудиальной агнозии - недуга, причина которого заключается в нарушении функции определенных участков височных долей, избирательно влияющем на восприятие музыки (Peretz et al., 1994; Peretz, 1993,1996). Этот недуг, называемый музыкальной агнозией, или амузией, проявляется в неспособности распознавать мелодии и тональности. Однако он не влияет на восприятие иной акустической информации, такой, например, как речь и те звуки, которые постоянно сопровождают нас в повседневной жизни (Patel et al., 1998). То, что это неврологическое заболевание касается только восприятия музыки, позволяет предположить наличие в аудиальной системе определенных нейронных контуров (neural circuits) и кортикальных подсистем, избирательно настроенных на обработку музыкальной информации (Peretz & Morais, 1989, 1993; Tramo et al., 1990). В пользу этого предположений свидетельствуют и результаты наблюдений над пациентами, перенесшими операции, в результате которых правое и левое полушария их мозга были отделены друг от друга и начали функционировать самостоятельно. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что обработка информации о некоторых отличительных признаках музыки, и в первую очередь тех, которые связаны с гармонией, происходит В правом полушарии (Tramo, 1993; Tramo & Bharucha, 1991).

Трудно удержаться от соблазна высказать предположение, что амузия является поведенческим последствием неспособности извлечь из такого аудиального стимула, как музыка, целостную - в гештальтистском смысле этого слова - информацию. И мы переходим к рассмотрению роли гештальтистских факторов группирования в восприятии музыки.

Единственная причина, по которой вы не сможете развить абсолютный слух — это лень!

Здравствуйте.
Я Ирина Гулынина, автор всех методик студии «Развитие слуха».
И у меня есть абсолютный слух. В этом нет ничего таинственного.
Просто когда я слышу звук — мне сразу понятно, какой именно этот звук и как он называется.

А вот у вас абсолютного слуха скорее всего нет, если вы здесь.
Вы можете слышать тот же самый звук. И даже понимать, что он отличается от других звуков. Просто вы пока не можете его назвать. Звуки отдельно, названия нот отдельно.
К счастью, это поправимо:)

Есть популярное заблуждение, что абсолютный слух развить нельзя.
Если вдуматься — это просто абсурд. Как будто это так сложно — запомнить звучание 12 основных нот.

Вы ведь можете отличить запах яблока от запаха апельсина? А от запаха ещё десятка других фруктов? Так почему звуки должно быть различать сложнее, чем запахи?

Суть моей методики довольно проста:

Вы просто концентрируетесь на образах и ощущениях, которые вызывает у вас конкретная нота. Детально, до мелочей их описываете и уточняете.
И закрепляете связь между звуком и соответствующим ему образом.
В результате вы слышите звук — и тут же вспоминается соответствующий образ и набор ощущений. Остаётся только назвать его.

На следующих этапах вы нарабатываете скорость вспоминания образов, при этом происходит их дальнейшее закрепление.
Скорость нужна, чтобы надёжно узнавать и называть не только отдельные звуки, но и звуки в составе мелодий.

И, наконец, работа с тембрами разных инструментов. Нота соль на фортепиано и гитаре — это одна и та же нота соль. Различие между ними — это как различие в запахе яблок разных сортов. Вы можете отличать сорт Джонатан от Антоновки, но всё равно яблоки будут пахнуть яблоками и с апельсинами их не спутать. На этом этапе как раз и закрепляется понимание сходства и различия одинаковых нот в разных тембрах.

(Тарас Гусаров, художественный руководитель Камерного оркестра Imperialis, основатель Всероссийской Ассоциации Саксофонистов, рассказывает об открытом уроке по развитию абсолютного слуха).

Как видите, никакой мистики. Всё довольно просто и логично.
Если не лениться, чётко следовать инструкциям и выполнять все упражнения — вы ГАРАНТИРОВАННО сможете развить абсолютный слух.

Наш курс — это не просто информация. Как показывает практика, люди не занимаются сами по себе. Их надо регулярно пинать, контролировать и давать обратную связь. Всё это, и даже больше, делает знаменитая программа Ухогрыз.

Из отчёта Ухогрыза:

Я узнаю каждую ноту, это действительно прогресс! Только для идентификации нот мне нужно время, поэтому чтобы определить из каких нот состоит мелодия мне необходимо прослушать ее раз пять очень внимательно, не отвлекаясь ни на что больше.

Жанна Гатиятуллина, Тюмень.

Вы можете прямо сейчас скачать и опробовать Ухогрыза на практике.

С абсолютным слухом вам будет легко:

  • Подбирать по слуху. Вы слышите мелодию, и думаете нотами про себя: «ми-фа-соль». По сути, подбор сводится к быстрой-быстрой записи или запоминанию тех нот, которые вы услышали и назвали.
  • Записывать музыку нотами. Идеально писать диктанты. Поступать в училище/консерваторию.
  • Запоминать произведения. Каждая пьеса превратится в последовательность из нот.
  • Настраивать инструменты. В частности, гитару.
  • Записывать и запоминать музыку, которая придумалась в голове.
  • Импровизировать вместе с кем-то без подготовки. В группе, в компании у костра, да и просто с любым встреченным музыкантом. Он что-то вам играет. Вы слышите и понимаете , что вам играют. Додумываете подходящую партию (нужно немножко музтеории, чтобы знать, что подойдет, а что нет) и играете. А все смотрят на вас как на кудесника:)

Выгоды нашего курса

  • Отработанная годами методика.
  • Ухогрыз, который ЗАСТАВИТ вас заниматься.
  • Всего полчаса в день. Но КАЖДЫЙ день.
  • Вам не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы развить слух.
  • Разные тембры и темпы звучания мелодий — полноценная тренировка.
  • Улучшается музыкальный слух вообще.

Мы не продаём кота в мешке

Вот один из уроков курса — это 18 урок (всего их 27), посвящённый ноте ля-диез первой октавы:

А вот результаты занятий по этой методике, человек называет ноты:


И, разумеется, обязательно скачайте и всласть потыкайтесь:)

Вот отзыв одного из наших клиентов:

Я развил абсолютный слух!

«Могу с уверенностью сказать, что на тот момент когда Вы отправили мне сообщение, я уверенно и безошибочно определял все ноты (правда, только на белых клавишах) первой октавы.

На сегодняшний день я почти мгновенно узнаю и называю все ноты белых и трёх чёрных (до-диез, соль-диез и ля-диез) клавиш большой, малой, первой, второй и третьей октав, причем не только на фортепиано, но и на гитаре, скрипке, трубе, аккордеоне и других инструментах.

Узнавание звуков практически не зависит от их тембров. Я также могу определить высоту человеческого голоса и сам чисто спеть перечисленные ранее ноты.

Сам не знаю, как мне это удалось. После того, как я хорошо освоил первую октаву фортепиано, я перешел к узнаванию звуков других инструментов — гитары и скрипки. Гитара давалась сперва с большим трудом, я даже хотел бросить заниматься, но переборол себя и продолжил. И, как видно, не зря. Со скрипкой проблем было ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше (я говорю сейчас только о нотах первой октавы), а потом произошло чудо. Во-первых, незнакомый тембр почти перестал быть препятствием в определении звуков, во-вторых, существенно возросла скорость определения звука. А самое главное, что начиная с этого момента я стал узнавать ноты других октав даже без специальной подготовки, без концентрации внимания на звучании ноты и на её образе, словом, „на автомате“. Звучала какая-то нота, скажем, соль третьей октавы, и у меня сразу появлялась уверенность, что это именно соль. Каждая нота приобрела свою индивидуальную окраску, и просто невозможно было спутать её с другой, как невозможно не отличить желтый цвет от синего. Кстати, одна интересная особенность: мне легче назвать саму ноту, чем октаву, к которой она принадлежит.

Теперь я планирую добить две оставшиеся ноты, которые я ещё не совсем уверенно распознаю, (ми-бемоль и фа-диез) а также ещё увеличить быстроту определения нот, что тоже представляется мне очень важным.»

Максим Даминов, участник тренинга «Развитие абсолютного слуха», г. Москва

Если вам интересны и другие отзывы — они есть .

В состав курса входят:

  • Книга «Развитие абсолютного слуха».
  • 27 аудиоуроков с объяснениями, примерами, и наиподробнейшим описанием методики и всех ее нюансов.
  • Программа Ухогрыз, которая написана специально для развития слуха. (позволяет запоминать ноты, тренироваться угадывать их, проверяет вас. В программе заложено порядка 60 популярных мелодий на любой вкус: от народных и бардовских песен до А. Макаревича и Поля Мориа. Вы подберёте их в ходе обучения). Программа рассчитана на 3 октавы звуков (малая, первая, вторая), 3 тембра инструментов (фортепиано, гитара, флейта), 5 темпов воспроизведения мелодий.
  • 13 мелодий — отрывков из популярных музыкальных произведений. В конце курса вы проверите себя по ним — подобрать их и определить ноты на слух будет проще простого.
  • Записи звуков для прослушивания и запоминания тембров. Каждый звук записан в нескольких тембрах, чтобы вы могли сравнить и запомнить их. Удобно слушать в машине.

Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой. Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.

В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух . Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.

Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus , что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» . Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува). То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.

Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха. Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха). Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы. Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.

Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто. Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат. Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.

Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: , подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.

Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты. Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…». Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.

Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух». Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания. Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.

По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим. Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио. Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.

А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям!!!

Музыкальный слух

— совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это что-то почти уникальное - дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил".

Действительно ли это такая редкость - музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие - нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух

Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Относительный слух

Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.

Мелодический слух

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами.

Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух

Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух

Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  1. Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
    На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
  2. Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание

Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Можно ли развить музыкальный слух?

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — , однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Один из методов развития интонационного слуха - через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.

Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!