Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Музей-усадьба архангельское и его история. Усадьба "Архангельское": как доехать? Где находится музей-усадьба "Архангельское"? Архангельский детский парк история

Музей-усадьба архангельское и его история. Усадьба "Архангельское": как доехать? Где находится музей-усадьба "Архангельское"? Архангельский детский парк история


Но многократно, из конца в конец,
Пройду сей путь. Ведь здесь земля сама
Освящена присутствием поэта." (Александр Петров)

Усадьба «Архангельское» — один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей в Москве и Подмосковье. В течение трёх столетий его владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».


В разное время усадьбу посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский. Здесь бывали императоры Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.

Мы обходим усадьбу по часовой стрелке. Первое, что мы видим, это храм-усыпальница Юсуповых «Колоннада». Это наиболее позднее сооружение на территории усадьбы Архангельское. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано в 1910-14 гг. по проекту архитектора Р.И.Клейна.

Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли кн. Н.Ф.Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Сейчас тут проходят выставки.

Ничего не напоминает это здание? Лично мне при взгляде на него сразу вспомнился Казанский собор в Питере.

Первое упоминание об это месте возникает в 1584 г. как имение «Уполозы» в честь хозяина вотчинника Уполоцкого. Это просто небольшое село с деревянным храмом Архангела Михаила. К храму мы идём через вот эти "Святые ворота".

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца - митрополита Филарета, позднее патриарха,- из польского плена.

Глинобитная ограда - стена с массивным арочным проемом была выстроена перед северным фасадом церкви Михаила Архангела по проекту архитектора Евграфа Тюрина.

По краям стены высятся трехъярусные башни, каменные внизу и завершенные деревянными четвериками со шпилями. «Башня старой колдуньи» неподалеку от церкви.

Глинобитная ограда имеет чисто декоративное значение. Её длина - 80 метров.

В середине XVII в. село находилось во владении князей Одоевских, достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским.

С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти.

Для Архангельского мистическим числом является число 107. Голицыны правили усадьбой с 1703 по 1810 год, Юсуповы - с 1810 по 1917, то есть каждая семья - по 107 лет. Факт любопытный.

После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной.

Тайный совет считал её полной дурой и собирался править от её имени. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу» и в 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.

Его внук, князь Николай Алексеевич Голицын был человеком передовым и просвещенным, и при нём усадьба начала приобретать её нынешний вид.

Мы подходим к главному зданию усадьбы - Большому дворцу. Я не знаю про Версаль, я в нём не был, лично мне ансамбль Архангельского очень напоминает наш Петергоф.

На территории усадьбы находятся три прекрасных парка - итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский. Ниже мы видим итальянский террасный парк.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш.Герну. Строительные работы во дворце велись более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец.

Внутренний дворик дворца. Из этих ворот можно попасть к дальнему выходу из усадьбы.

Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество.

В 1798 г. князь Н.А.Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу. К тому времени крепостных крестьян у них было уже около 700.

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения - 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Родословная князей Юсуповых восходит, ни много, ни мало, к пророку Мухаммеду. По крайней мере, так говорил современник Иоанна Грозного ногайский хан Юсуф. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием.

В ночь после крещения к нему во сне явился пророк Магомет и сказал: "Как вероотступник ты будешь наказан. Отныне в каждом новом поколении твоего рода до 26-ти лет доживёт лишь один наследник, остальные погибнут". Проклятие это сбылось, и в пяти поколениях Юсуповых до зрелого возраста доживал только один мальчик.

Пророк оказал роду Юсуповых хорошую службу, поскольку всегда был один наследник, наследство не делилось, и этот богатейший род России переплюнул по богатству даже семью российских императоров. Например, князь легко мог себе позволить пригласить великого итальянского скульптора Антонио Канову оформлять свои парки статуями.

Николай Борисович Юсупов сказал своему управляющему: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

На десять миллионов рублей годовых чего только не сделаешь. Тут был и бассейн с дрессированными золотыми рыбками с драгоценными серёжками, первый в России зоопарк со всякими пеликанами, фламинго и прочими пингвинами, олени, верблюды, медведи...

Все гости, включая императоров российских, были поражены этой роскошью. Был среди гостей и юный А.С.Пушкин, на которого наибольшее впечатление произвели скульптуры А.Кановы.

Здесь юный Саша встречает императора Александра I, и в восхищении посвящает ему свои стихи: "Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда..."

Для оформления своего театра Юсупов приглашает самого выдающегося итальянского декоратора и художника Пьетро Гонзаго. Но чтобы было не так, как у всех, он создаёт театр без актёров с одной только сменой декораций. Император Александр I вместе с королём Пруссии, посидев пару часов в таком театре, от скуки чуть не померли.

Вот эти лабиринты из дикого плюща и бессистемные деревья вокруг - это третий в усадьбе парк, пейзажный английский. Создать его легче, чем другие, поскольку ничего делать для этого не нужно.

По такому же зелёному коридору мы попадаем в дальний конец усадьбы, проходя мимо прямоугольника французского парка. Холить по этим тоннелям одно удовольствие.

Вид на Большой дворец из парковой аллеи. Слева - лабиринт из кустов, справа просто деревья.

Переходящие друг в друга парки спускаются к Москве-реке. Здесь мы стоим на верхней и видим следующие две.

А здесь мы стоим на второй, и видим нижнюю, сделанную в виде французского парка. Автор этих террас - итальянец Джакомо Тромбара.

При князе Н.Б.Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте.

Рядом с дворцом находится памятник Екатерине II Великой в виде Фемиды. На нём написано: "Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого" . Князь до конца жизни боготворил императрицу.

Отношения Н.Б.Юсупова и Екатерины II были занятные. Одно время князь был её любовником и фаворитом, которому всё было можно, но вскоре царица подыскала ему невесту из своих фрейлин Татьяну Энгельгардт с огромным приданым аж в 20 миллионов.

Здесь мы видим малый дворец «Каприз» архитектора Е.Д.Тюрина, построенный ещё при последнем Голицыне.

Рядом с ним находится «Чайный домик».

"Чайным домиком" его назвали потому, что в нём сперва была библиотека, а потом - склад. Чай в этом здании не пили никогда.

А над ним - высокие корабельные сосны. Воздух в усадьбе такой, словно его пьёшь, как воду, густой и хвойный.

Вид на Большой дворец. Этот прямоугольник со стенами из подстриженных кустов - французский регулярный парк усадьбы.

А внизу, на последней террасе, находится санаторий "Архангельское". Я не знаю, кто в нём живёт. Вот один из его корпусов.

Мы спускаемся вниз к воде. Надо сказать, что за один раз обойти Архангельское сможет только достаточно выносливый человек. Расстояния не маленькие, и постоянные спуски и подъёмы.

На поляне возле воды, как положено, сплошные пикники. К сожалению, за деревьями не видно, какой большой путь вниз мы проделали.

Ещё при Голицынах шведский инженер Иоганн Норберг построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

Мы поднимаемся назад по другой тропинке, замыкая круг по часовой стрелке. По дороге натыкаемся на совсем развалившуюся беседку над обрывом, куда вероятно все приходят жениться.

И оказываемся в той точке, откуда начали путь - возле храма-усыпальницы Юсуповых «Колоннада». К ней ведёт этот мостик.

Последняя владелица Архангельского, Зинаида Николаевна Юсупова, имела двух сыновей, Николая и Феликса, любимцев последнего российского царя Николая II. Но в 1908 г. старший сын, Николай, погибает на дуэли в возрасте 25-ти лет. То есть, он не доживает до 26-ти. Призрак проклятия пророка Мухаммеда носится в воздухе усадьбы.

В память о нём на выходе усадьбы установлена статуя немецкого скульптора К.Барта "Скорбящий гений".

И последний памятник, точнее бюст. Находясь здесь, Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

«Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине.»

Последний наследник рода, князь Феликс Юсупов по-своему исполнил проклятие пророка. Юноша женственный и самовлюблённый, любящий переодевание в женские одежды, он явно отличался склонностью к гомосексуализму и повышенной самооценкой.

Ну и кроме этого он известен как главный убийца Григория Распутина. Не сделай он этого, трудно сказать, как пошла бы дальнейшая история Российской империи.

В результате все отпрыски древнего и богатейшего рода российских князей вместо фамильной усыпальницы «Колоннада» упокоились на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Картина Джованни Баттисты Тьеполо "Пир Клеопатры". Клеопатра в виде Екатерины Второй растворяет в вине жемчужину, а Марк Антоний напротив неё сидит как дурак.


Веря в проклятие, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова ещё в 1900 г. составила завещание: «В случае внезапного прекращения рода все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами завещаем в собственность Государства для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества ».

Дальнейший ход истории реализовал это её желание. Произошла революция, и самая знаменитая в Подмосковье усадьба была полностью разграблена рабоче-крестьянской властью.

Для тех, кто собирается сюда погулять, я хочу показать, что изменилось в усадьбе за год. Только одно - за храмом появился вот этот памятник.

Здесь похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова (1868-1888), умершая от тифа. На плите была установлена скульптура работы М.М. Антокольского «Ангел молитвы», перенесенная в 1936 г. в павильон «Чайный домик» для лучшей сохранности. И 80 лет могила выглядела вот таким вот образом.

А в 2016 году ее вернули обратно на могилу. Еще надо сказать, что на дальнем входе турникет, через который проходят по билетам, установлен позади Святых ворот и храма, так что если идешь к ним от главного входа, надо договариваться с охранником, чтобы пустил обратно.

И еще один важный момент. С весны 2016-го года в Архангельском не работает ни одно кафе, ни одна шашлычная, даже старая знаменитая возле магазина. Местные нам рассказали, почему это. В прошлом году из Москвы приехала высокая комиссия. Увидев кафе, они пришли в ярость и заорали: "По этим тропинкам сам Пушкин ходил, наше всё, наша краса и гордость, а у вас тут всякое быдло жрёт сидит?!" И все кафе мгновенно закрыли. Так что здесь теперь даже холодной водички не купить.Только сувениры - лапти и матрёшки, этих пожалуйста.

Но прямо напротив входа в усадьбу, снаружи, есть вкусная и недорогая шашлычная, где можно перекусить после прогулки.

  • Музей-усадьба Архангельское, памятник русской культуры, принадлежала богатейшим аристократам России ‒ Шереметьевым, Голицыным и Юсуповым.
  • Здесь вы окунетесь в роскошь былых времен , увидите знаменитый французский парк, полюбуетесь живописным берегом бывшего русла Москвы-реки.
  • «Колоннада » храма-усыпальницы семьи Юсуповых, храм Архангела Михаила, Чайный домик поражают архитектурной выразительностью.
  • Театр Гонзаго , созданный известным театральным декоратором Пьетром Гонзаго, с несколькими его работами ‒ большими полотнами с иллюзорной живописью.
  • Посетителям предлагается несколько экскурсий по усадьбе, парку и выставочным залам музея, включая экскурсии на английском языке .

Музей-усадьба Архангельское ‒ чудесное место рядом с Москвой, расположенное неподалеку от Красногорска. Этот уникальный памятник русской культуры – бывшая усадьба богатейших аристократических фамилий России XVIII ‒ XIX столетий: Шереметьевых, Голицыных и Юсуповых. Парк Архангельского считается одним из лучших в России.

Главный усадебный дом Архангельского и вся усадьба – роскошь былых времен. Здесь вы увидите неповторимые интерьеры, коллекции произведений искусства и знаменитый французский парк с правильными аллеями, подстриженными боскетами и лучшими образцами садовой скульптуры. Дворцово-парковый комплекс располагается на живописном берегу бывшего русла Москвы-реки. Несколько шагов в сторону от главного дома — вы остаетесь наедине с природой.

История усадьбы

Фамилия одного из первых владельцев усадьбы, Федора Шереметьева (1570 — 1650), знаменита в российской истории. Он доблестно проявил себя в годы русско-польской войны начала XVII века и способствовал восшествию на царский престол . Среди последующих владельцев усадьбы, тогда называвшейся Уполозы, были князья Одоевские и Черкасские, а в течение всего XVIII века усадьба принадлежала роду Голицыных. Здесь долго жил князь Дмитрий Голицын, сподвижник царя Петра I, мечтавший о парламентской монархии в России и после смерти Петра обвиненный в попытке лишить императрицу Анну Иоанновну власти.

Именно трудами Дмитрия Голицына Архангельское стало превращаться в подмосковную усадьбу нового типа: был построен деревянный дворец и разбит парк на французский манер, сюда была перевезена знаменитейшая Голицынская библиотека. В середине XVIII века Николай Алексеевич, внук Дмитрия Голицына, начал возводить новый дворец, который французский архитектор Герн спроектировал по образцу знаменитого парижского Версаля. В 1790-х гг. были созданы две террасы, оформленные мраморными балюстрадами, украшенные популярными в то время вазонами и бюстами античных персонажей. Террасы также напоминали холмистый Версаль: неровный, уступами спускающийся к реке подмосковный пейзаж весьма походил на парижские предместья. При Николае Голицыне в Архангельском сформировался масштабный комплекс, состоящий из строгого, классицистического по стилю дворца, французского парка, малого дворца (его прозвали «Каприз»), двух оранжерей с жилыми флигелями, манежа, обелисков и парковых павильонов. В те же годы аристократическое название «Архангельское» вытеснило исконное «Уполозы» благодаря церкви, посвященной Архангелу Михаилу. В XVII веке этот храм был построен на месте деревянного и сейчас является самым древним сооружением на территории Архангельского.

Своего расцвета Архангельское достигло в самом начале XIX века, когда его приобрел князь Николай Юсупов, видный государственный деятель и покровитель искусств. Знаменательно уже то, что Архангельское он приобрел «не для выгоды, а для веселья». Здесь он планировал разместить свои богатейшие коллекции живописи и скульптуры, собранные по всему миру. Удачное расположение Архангельского ‒ по пути к Москве со стороны столичного Санкт-Петербурга ‒ способствовало тому, что при Юсупове усадьба превратилась в центр общественной жизни. Здесь бывали все императоры XIX века — от Александра I до Николая II. Сюда неоднократно приезжал поэт А. Пушкин, об Архангельском много писал виднейший общественный деятель XIX в. . Со временем многие гости усадьбы удостоилось персональных бюстов, пополнивших существующую коллекцию скульптуры, а в честь визитов императоров были установлены колонны с орлами.

Архангельское познало и тяжелые времена. Одним из печальных эпизодов в его истории был 1812 год и война с наполеоновской Францией: юсуповские коллекции были спешно вывезены в его отдаленные владения, а само имение оказалось разграблено мародерами. По окончании войны Юсупов взялся за восстановление усадьбы в современном ему стиле: благодаря этому, мы знаем Архангельское как образец классицизма с чертами послевоенного ампира. Над восстановлением усадьбы трудились Бове, Стрижаков (талантливый крепостной архитектор Юсуповых) и многие другие видные русские архитекторы. Юсупов довел архитектурный ансамбль Архангельского до логического завершения и превратил его в настоящий «подмосковный Версаль», как и задумывал его в XVIII столетии Николай Голицын.

Первое знакомство с Архангельским

С какой стороны вы бы ни приехали, по пути к центральной части ансамбля вы обязательно пройдете через густые лесные аллеи. Постепенно деревья будут расступаться, и взору откроется удивительно изящный усадебный дом, расположенный на склоне холма. Вся строго симметричная композиция предстанет перед зрителями по вертикальной оси. С подъездной стороны дом имеет характерный для того времени курдонер (парадный двор), скрытый воротами.

Посетитель попадает на территорию дома через массивную триумфальную арку, которая сразу же задает особый тон: даже аллея, которая к ней ведет, называется Императорской. С внутренней стороны она тоже оформлена необычно – это настоящая архитектурная декорация: ничего не несущие дополнительные стеночки скрывают углы массивных ворот, делая их более обтекаемыми и приятными на вид. Подобный прием был использован еще древними римлянами на форуме Траяна в Риме.

Вид двора изнутри напоминает о французском архитектурном стиле рококо. После эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, когда частная жизнь была выставлена на всеобщее обозрение, людям захотелось уединенности, и во Франции стали строить особняки с глухими воротами и садиками внутри. Однако усадьба Архангельское расположена в лесу — от кого же тут скрываться? Тем не менее, заимствуя детали стиля рококо, архитекторы усадьбы использовали их на свой лад. И курдонер, на первый взгляд закрытый со всех сторон, на деле оказывается огороженным иллюзорными, прозрачными колоннадами.

Усадебный дом и его сокровища

Это строение – превосходный образец архитектуры эпохи раннего классицизма. Причастность к этому стилю подчеркивает портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем — высотная доминанта. Со стороны, повернутой к французскому парку, центр здания выделен ротондой. Этот прием часто использовали, чтобы соединить архитектуру и природу. Стоит обратить внимание на то, что окна ротонды и окна боковых частей – французские, высокие и длинные, упирающиеся прямо в пол. Они могли открываться летом, тогда весь дом бывал открыт для солнца и зелени.

В Большом усадебном доме хранились обширные коллекции произведений искусства. Здесь была и библиотека, и живописные полотна старых и современных Юсупову мастеров, и скульптура, а позже князь заинтересовался предметами декоративно-прикладного искусства, особенно восточным фарфором. Юсупов одним из первых в России обратил внимание на современную ему французскую живопись направлений рококо и неоклассицизма, благодаря чему мы сейчас можем видеть в Архангельском картины Грёза, Фрагонара, Виже-Лебрен, Давида, Гро и других выдающихся художников того времени.

Собрание Юсупова до сих пор считается одним из крупнейших даже на уровне европейских коллекционеров. Он отдал дань и классической итальянской живописи и скульптуре, например, творениям Кановы, Корреджо, Гверчино. Согласно описям, в коллекции Юсупова были и работы Рембрандта и Веласкеса. Судьба некоторых из них неизвестна, а о других мы знаем, что они были вывезены потомками за границу во время социалистической революции 1917 года. Так, две картины Рембрандта из коллекции Юсупова сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Прогулка по Архангельскому

Если от центральной ротонды выйти к реке, то можно подойти сначала к одной террасе партера, а потом спуститься на вторую и выйти в сад. По сторонам центральной аллеи в лучших традициях регулярного парка помещены боскеты со стрижеными деревьями. Это настоящее садовое искусство! Если повернуть налево, то за боскетами, в лесу, стоит одна из колонн, посвященных императорскому визиту, а также находятся и Розовый фонтан. А чуть дальше ‒ Храм-усыпальница князей Юсуповых, Конторский флигель, Кладовая над оврагом. Также здесь почти у самой реки располагается древняя церковь Архангела Михаила.

Своими размерами и архитектурной выразительностью внимание привлекает, прежде всего, так называемая «Колоннада» ‒ храм-усыпальница семьи Юсуповых. Ее архитектурный стиль относится к периоду эклектики начала XX века, или, как его еще называют, историзма. Строительство храма-усыпальницы связано с печальным событием – смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители, Зинаида и Феликс Юсуповы, заказали возведение усыпальницы известному архитектору-эклектику Роману Клейну, автору проекта . В архитектуре «Колоннады» есть много элементов, напоминающих об известном храме Санкт-Петербурга. После войны 1812 года Казанский собор был превращен в храм-памятник, посвященный жертвам войны с Наполеоном. Копирование известных зданий или их отдельных элементов – это характерная для историзма черта.

Здание «Колоннады» стоит на высоком цоколе, по периметру которого расположена изящная балюстрада. Таким образом, памятник как будто открыт миру и всему окружающему пространству. Но доступ к нему не бросается в глаза, ведь усыпальница – место, связанное с другим миром. Казанский собор и его колоннады – это единый, слитный организм; в Архангельском же две изгибающиеся колоннады, наподобие колоннад Казанского собора, являются самостоятельными сооружениями, не связанными с основным храмом. Богатая орнаментальная пластика на барабане и круглые окна там же выдают в храме-усыпальнице постройку XX в.

Храм Архангела Михаила — самое старое здание на территории усадьбы, относящееся к 60-м гг. XVII в. Этот храм — прекрасный образец зодчества. Особого внимания заслуживает так называемая «пена кокошников». В древности русские зодчие так снаружи маскировали переход конструкции от вертикальных стен к своду и барабану купола. Такой элегантный прием очень полюбился в Москве и стал отличительной особенностью ранней московской архитектуры, а позже – нарышкинского барокко и неорусского стиля.

Если же от нижнего партера Большого дома свернуть направо, то поодаль, не доходя до Ильинского шоссе, располагаются вторая Императорская колонна, храм-памятник Екатерине II и комплекс Малого дворца «Каприз» и Чайного домика. Малый дворец сразу после постройки использовался в качестве гостевого. А Чайный домик похож на парковый павильон типа Эрмитаж (жилище отшельника).

По другую сторону Ильинского шоссе находится Каретный сарай и совершенно уникальная постройка ‒ Театр Гонзаго. Его создал известный театральный декоратор Пьетро Гонзаго, в котором Юсупов увидел талант архитектора. В Архангельском до сих пор хранится несколько чудом уцелевших декораций работы Гонзаго. Их осталось всего 4 (из 12) и занавес. Это большие полотна с иллюзорной живописью: занавес «Храм», декорации «Таверна», «Тюрьма», «Римская улица» и еще одна, изображающая колонный зал.

«Бывали ли вы в Архангельском? - Ежели нет, поезжайте...», - писал А.И.Герцен после посещения знаменитой подмосковной усадьбы в 1833 году. Расположенная на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километраж северо-западнее столицы, она еще в начале XIX века, заняла исключительное место среди имений российской знати и до наших дней сохранила свой неповторимый облик. Открытый в Архангельском в 1919 г. музей включил в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. Коллекции живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, собрание редких книг были представлены посетителю. В 2000 г. усадебный театр с подлинными декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага вошел в число важнейших исторических объектов, находящихся под охраной всемирного фонда памятников.

Имение Уполозы, как изначально называлось Архангельское, впервые упоминается в документах времен Ивана Грозного. Село было небольшим, имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный в 1-й пол. XVI века, В XVII в, при новых владельцах, боярах братьях Киреевских, его периодически обновляли. В начале 1640-х гг. село купил боярин Ф.И.Шереметев, известный своей ролью в установлении династии Романовых на российском престоле. В 1660-х гг. по распоряжению князей Одоевских, владевших в ту пору имением, на месте деревянной церкви возвели каменную. Тогда же, согласно названию храма, село стало именоваться Архангельским. К концу XVII в. оно превратилось в типичную подмосковную вотчину: вблизи храма стояли рубленые жилые хоромы: три светлицы, связан­ные сенями; рядом еще один сруб - баня, а чуть дальше поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары. Ко двору примыкали «огородец» и сад, в котором росли яблони, вишни, сливы, крыжовник, смородина, а также каштаны, грецкий орех, шелковица. В состав усадьбы входили и хозяйственные постройки - скотный двор, конюшня, ткацкие избы и пильная мельница. Здесь же располагались две оранжереи, которым суждено было стать первым шагом к популярным в XVIII в. садовым «затеям».

С 1681 г. Архангельское принадлежало князю М.Я.Черкасскому, а к 1703 г. перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665 - 1737). После смерти Петра II в 1730 г. князь Д.М.Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия, являясь одним из главных членов Верховного тайного совета, и потому при императрице Анне Иоанновне был обвинен «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Деятельный по натуре, князь обратил свою энергию на переустройство усадьбы. Старое жилье казалось ему слишком малым, и к западу от прежних построек он начал возводить новый двухэтажный дом, а перед ним разбил сад, напоминающий модные петербургские. Однако закончить переустройство князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре скончался. Усадьбу конфисковали в казну.

В 1742 г. императрица Елизавета Петровна возвратила имение сыну Д.М.Голицына, действительному тайному советнику и сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697 - 1768), который не сумел поддержать начинания отца, и только его сын, князь Николай Алексеевич Голицын (1751 - 1809), решил превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу, отвечающую духовным устремлениям века Просвещения.

По традиции своего времени Н.А.Голицын получил европейское образование: попечением высокопоставленного родственника, вице-канцлера А.М.Голицына, он был направлен в частный пансион в Стокгольме, а затем в Страсбургский университет. Позднее князь совершил трехгодичное путешествие по Европе: побывал в Швейцарии и Италии, Франции и Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии. В «Дневнике» молодого Голицына (документ находится в собрании музея-усадьбы «Архангельское») сохранились впечатления об увиденном.

При дворе императрицы Екатерины II Н.А.Голицын исполнял различные дипломатические поручения, состоял в свите великого князя Павла Петровича, являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, стал тайным советником, сенатором, кавалером орденов Св.Анны и Св.Александра Невского.

В 1780 г. в Париже князь приобрел для строительства своего загородного дома проект архитектора Шарля Герна, положив начало знаменитому архитектурно-парковому ансамблю в Архангельском. В ходе реставрации дворца в 2003 г. была обнаружена украшенная гербом рода Голицыных медная закладная доска, указывающая точную дату начала строительства здания - 1784 год. В последующие двадцать пять лет дворец (Большой дом) был выстроен и вокруг него разбили парк. Изменения коснулись и старинного села Архангельского. Для окончания работ предстояло завершить отделку Большого дома, его флигелей и колоннад, но в 1798 г. Н.А.Голицын вышел в отставку, дела его пришли в упадок, и денежные затруднения приостановили строительство в Архангельском. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, приняла решение о продаже усадьбы.

В 1810 г. Архангельское за 245 тыс. рублей ассигнациями покупает государственный деятель, богатейший вельможа, знаток и коллекционер произведений искусства князь Николай Борисович Юсупов (1751 - 1831). Высокое происхождение, незаурядные личные качества и европейское образование позволяли князю в течение всей жизни оставаться одним из самых видных деятелей эпохи. В разные годы он исполнял дипломатические поручения в Турине и Неаполе, Венеции и Риме. В России руководил деятельностью Императорских производств: шпалерной мастерской, «стеклянного» и фарфорового заводов; являлся директором Эрмитажа, а позже - Оружейной палаты; возглавлял Императорские театры; был президентом Мануфактур-коллегии, министром Департамента Уделов, членом Вольного Экономического Общества, почетным членом Российской Академии Художеств.

Одновременно Н.Б.Юсупов активно занимался ведением хозяйства: инспектировал свои многочисленные имения в разных губерниях России, увеличивал число мануфактур.

Человек блистательного века Екатерины II, князь остро ощущал наступление новой эпохи и, желая сохранить для себя частицу дорогого сердцу времени, задумал создать под Москвой свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, библиотекой, парком...

После приобретения Архангельского эта мечта осуществится: усадьба станет любимым детищем князя и достопримечательностью Москвы. В письме владельца управляющему имением появятся слова: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться... то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Люди искусства, знатные вельможи и даже члены императорской фамилии будут стремиться попасть сюда, чтобы насладиться совершенной красотой дворца, парка, великолепием художественных коллекций.

При Н.Б.Юсупове ансамбль усадьбы, в основном сложившийся еще при Н.А.Голицыне, не претерпел существенных изменений, все его основные черты не только сохранились, но и обрели окончательную форму.

В 1814 г. князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, много способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. По его приглашению в Архангельском работали О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.Дрегалов, М.М.Маслов. В самой усадьбе их незаменимыми помощниками были талантливый крепостной архитектор Василий Яковлевич Стрижаков и выходцы из юсуповских вотчин - «архитекторские ученики» И.Борунов, Ф.Бредихин, Л.Рабутовский, а также живописцы М.Полтев, Е.Шебанин, Ф.Сотников, И.Колесников.

Обозы с материалами потоком шли в Архангельское, по Москве-реке сплавляли к усадьбе строительный лес. Из Санкт-Петербурга, Москвы, родового имения Спасского-Котова и других владений князя доставляли мебель, картины, книги, декоративное убранство для Большого дома. Отечественная война 1812 г. на время отодвинула завершение строительных и отделочных работ, часть художественных коллекций спешно пришлось вывозить в астраханское имение князя. После войны и крестьянского бунта, учиненного архангельскими мужиками (осень 1812 г.), потребовались огромные затраты на восстановление усадьбы.

К середине 1810-х гг. было окончено строительство придворцовых колоннад. В 1817 г. по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Внутренние углы флигелей закрыли полукруглыми кулисными стенами с проходными арками в середине. Над дворцом возвели бельведер, украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых.

Стены и плафоны парадных залов Большого дома украсили декоративной росписью, а в центре купола Овального зала поместили живописное полотно Н.де Куртейля «Амур и Психея». Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова, великолепная мебель, часы и осветительные приборы из бронзы превратили Большой дом в подлинный дворец. Однако после пожара, случившегося здесь зимой 1820 г., интерьеры вновь пришлось отделывать.

Летом 1818 г. во время визита в Архангельское императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. В 1819 г. перестроили малый дворец «Каприз» и возвели храм-памятник императрице Екатерине II.

На протяжении трех десятилетий почетной обязанностью князя Н.Б.Юсупова являлась организация коронационных торжеств при вступлении на престол российских монархов. Посещение Архангельского императорами отмечалось особым образом: на проспекте у подпорной стены Нижней террасы парка появились увенчанные чугунными орлами колонны в честь императоров Александра I и Николая I.

В 1827 г. Н.Б.Юсупов купил и перевез в Архангельское из подмосковных Горенок знаменитые «ботанические оранжереи» графа П.А.Разумовского. В 1829 г. террасы близ дворца были реконструированы архитектором В.Г.Дрегаловым и обрели неповторимый скульптурный декор. Постоянно расширялись пейзажные рощи, реконструировались оранжереи на холме у Москвы-реки. Больших затрат требовали уход за растениями и дорожками парка, стрижка деревьев и кустарников, устройство газонов и цветочных клумб. Многочисленные теплицы поставляли диковинные плоды и цветы к столу хозяина. Гости, бывавшие в Архангельском, не переставали удивляться юсуповским затеям; вольеру с фазанами и павлинами, зверинцу с верблюдами и ламами, пеликанам на берегу пруда и редким растениям в оранжереях и в саду. В летнее время здесь можно было совершить прогулку, приобрести изящные изделия мастерской по росписи фарфора и с разрешения хозяина полюбоваться произведениями искусства во дворце.

Облик Архангельского окончательно сложился к середине 1820-х годов. Казалось, нельзя было отыскать под Москвой имения более совершенного: архитектурный ансамбль и парк в нем органично сочетались с великолепными коллекциями; громадной библиотеке Н.Б.Юсупова могли позавидовать в столицах; театр украшали декорации Пьетро Гонзага, а расписанный в имении фарфор носил марку с названием усадьбы.

В 1827 г. в Архангельское с московским другом библиофилом С.А.Соболевским впервые приехал А.С.Пушкин. Красота и богатство усадьбы покорили его. Н.Б.Юсупов показывал гостям свое художественное собрание и превосходную библиотеку. Вероятно, увидели они и дорожный «Альбом друзей», с которым князь путешествовал по Европе в конце XVIII века. В нем, наряду с другими, содержалось и стихотворное обращение к Н.Б.Юсупову П.О.Бомарше.

Спустя два года А.С.Пушкин в поэтическом Послании воздал дань удивительной жизни человека, соединившего в себе лучшие черты славной эпохи - от Екатерины Великой до Николая I.

...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни, Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют, мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя, твой разговор свободной
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный...

В августе 1830 г. А.С.Пушкин еще раз побывал в Архангельском вместе с поэтом П.А.Вяземским. Их приезд запечатлел работавший в усадьбе французский художник Никола де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском». Год спустя, узнав о кончине старого князя, А.С.Пушкин в письме к П.А.Плетневу с грустью напишет: «Мой Юсупов умер».

Когда старого князя не стало, его сыну - князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 - 1849) досталось огромное наследство - 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян в разных губерниях России, а вместе с тем и колоссальный долг.

Постоянно живший в Петербурге, Б.Н.Юсупов не часто бывал в Архангельском, оно не стало для него тем, чем было для его отца. Но князю предстояло сохранить имение и знаменитые коллекции. Для раздачи долгов пришлось отдать на откуп пруды для ловли рыбы, продать Московскому университету ботанический сад, состоявший из 9 тысяч растений. В петербургский дворец на Мойке были перевезены лучшие произведения живописи и скульптуры. И хотя в Архангельском оставались книжное собрание и многие произведения искусства, Большой дом утратил былой облик. В «Капризе» и жилых павильонах при оранжереях устроили комнаты «для отдачи внаем»

Несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И. Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги... гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».

Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827 - 1891).

Самозабвенно любивший искусство и покровительствовавший художникам и музыкантам, он сам был скрипачом и автором музыкальных произведений. В собранной им коллекции скрипок находились инструменты, изготовленные Амати и Страдивари. Состояние здоровья требовало частого пребывания Н.Б.Юсупова-младшего на лечении за границей, на родине он бывал редко, но Архангельское любил и, приезжая в усадьбу, пользовался библиотекой деда.

Высоко ценя память об именитых предках, князь принял решение составить описание их жизни и деяний и в середине 1880-х гг. издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».

О том, как выглядело в те годы Архангельское, рассказывают строки письма, отправленного из усадьбы летом 1859 года: «Год тому назад мне даже не снилось, что я буду сидеть именно здесь. На той же реке, как и Москва, милях в трех выше по течению, стоит в большом парке дворец Итальянского стиля. От его фасада тянется к реке уступами широкий луг, окаймленный, как в Шенбруне, живою изгородью, а налево от него у самой реки стоит павильон, в шести комнатах которого я одиноко брожу...». Автор этих строк, будущий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк, гостил в имении по приглашению хозяйки, княгини Татьяны Александровны Юсуповой.

В 1860 г. недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.

Н.Б.Юсупов-младший поддерживал реформаторскую деятельность императора Александра II. Сам князь являлся щедрым благотворителем: в течение всей жизни он жертвовал средства на строительство храмов, создание богаделен, приютов, домов призрения. После трагической гибели государя в 1881 г. князь пожертвовал большие средства на создание памятника Александру II, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. в память о посещении императором Архангельского на Большом партере парка была установлена мраморная колонна (не сохранилась).

Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 - 1939) и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 - 1928). На рубеже XIX - XX вв. имение вновь обрело былую славу и превратилось в значительный художественный центр. А.Н.Бенуа. В.А.Серов, К.А.Коровин, К.Е.Маковский, К.Н.Игумнов, Р.И.Клейн и многие другие деятели русской культуры часто посещают усадьбу, нередко работают по заказу Юсуповых. В 1903 г. в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. Памятными колоннами были отмечены и визиты в усадьбу императоров Александра III и Николая II (не сохранилась).

К 1918 г., за год до революционных событий в России, на месте Житного двора в Архангельском завершилось строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн). Однако никто из представителей юсуповского рода не был похоронен здесь: в 1919 г. владельцы имения навсегда покинули родину. Княгиня З.Н.Юсупова скончалась в Париже в 1939 году, Там же, на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, покоится и ее сын князь Феликс Феликсович Юсупов (1887 - 1967), сохранивший в своих мемуарах образ дорогого его сердцу Архангельского.

Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.

На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма.

Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов оно концентрирует в себе лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX вв.

В документах имение «Уполозы Горетова стана Московского уезда» значилось уже в 1584 г. и принадлежало на две трети вотчиннику Уполоцкому, а на одну треть конюху Рязанцеву . Название, возможно, происходило не только от фамилии владельца, но и от оползней, которые случались с крутого берега Москвы-реки. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI в., который при новых владельцах - боярах братьях Киреевских – периодически поновлялся.

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев , известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца – митрополита Филарета, позднее патриарха,– из польского плена. При Ф.И. Шереметеве вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.

В середине XVII в. «Уполозы, Архангельское тож,» находилось во владении князей Одоевских , достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви, вероятно, под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским. К концу XVII в. вблизи храма посреди обнесенного решетчатым забором двора стояли рубленые жилые хоромы- три светлицы, связанные сенями. Рядом был еще один сруб – баня, а чуть дальше, вдоль забора, - поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары. Ко двору примыкали «огородец» и сад в полторы десятины. Архангельское было типичной подмосковной вотчиной «средней руки». Вокруг усадьбы располагались хозяйственные постройки: скотный двор, конюшня, ткацкие избы и пильная мельница. Рядом находились две оранжереи. Они являлись не просто хозяйственной необходимостью, а были первым шагом к тем «затеям», которые в XVIII в. займут важное место в подмосковных усадьбах.

С 1681г. Архангельское принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому , а в самом начале века Просвещения оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665-1737). Свое происхождение Голицыны вели от великого князя литовского Гедимина, жившего в XIV в. Один из его сыновей, Наримонт, получил при крещении имя Глеб. Глеб Гедиминович и стал родоначальником нескольких княжеских фамилий, в том числе и Голицыных.. В XVII в. от Андрея Ивановича Голицына пошли четыре больших семейных ветви. Владевшие Архангельским Голицыны – это четвертая ветвь рода, произошедшая от Михаила Андреевича (1639-1687). Он был боярином и служил воеводой в крупных русских городах – Смоленске, Курске, Киеве. Его старшим сыном был князь Дмитрий Михайлович Голицын – с 1686 г. – комнатный стольник Петра I, с 1694 г. – капитан Преображенского полка. В 1697 г. он был отправлен в Италию для изучения навигации. Будучи посланником в Константинополе в 1700-1702 гг., он добился права для русских судов плавать в Черном море. Позже Дмитрий Михайлович занимал должность киевского воеводы, а с 1711 по 1718 гг. и губернатора. Его деятельность была отмечена Петром I, сделавшим князя сенатором и президентом Камер-коллегии, и Екатериной I, пожаловавшей ему чин действительного тайного советника и наградившей Голицына орденами Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. До 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал.

После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной и оставлявших все полномочия государственного управления за аристократией. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу». После этих событий Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Старый дом для него оказался мал, и к западу от бывших построек началось возведение большого по тем временам двухэтажного дома. "...вновь построены хоромы из брущатого сосноваго лесу. В них тринатцать покоев...В тех покоях восемь печей обращатые, в том числе две печи китайской работы, две ценные живописные, четыре простые желтые. ...Перед хоромами рундук рубленой круглой, сход на одну сторону. Оные хоромы покрыты тесом". Напротив нового дома был разбит сад размером 190 на 150 саженей с перспективными дорогами, обсаженными кленом, липой и штамбовым деревом с двумя партерами. Начата постройка садовой ограды. Тогда же началось и строительство оранжерей на берегу Москвы-реки.

Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 г. Усадьба, наряду с прочими владениями, была конфискована в казну. Но уже в 1742 г. имущество отца и старшего брата Сергея возвращено действительному тайному советнику, сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697-1768). Его сыну Николаю суждено было продолжить строительство дворцово-паркового ансамбля.

Князь Николай Алексеевич Голицын (1751-1809) рос в Москве и воспитывался как многие дети русского дворянства XVIII в. В восьмилетнем возрасте родители, как это было принято, записали его в конный полк для сокращения фактического срока тогда еще обязательной дворянской службы. Мать его умерла, когда князю исполнилось 11 лет, отец постарался дать ему хорошее образование. Благодаря энергичным хлопотам петербургского родственника, вице-канцлера А.М. Голицына, молодой князь был отправлен в сентябре 1766 г. в Стокгольм, в пансион некоего господина Мурье. Со своим отцом ему не суждено было больше увидеться. Алексей Дмитриевич скончался вскоре после отъезда сына. Николай Алексеевич прожил в Швеции до августа 1767 г., а затем уехал в Страсбургский университет для продолжения учебы, позднее совершил продолжавшееся более трех лет путешествие по Европе: был в Швейцарии, Италии, во Франции, Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии... Затем выполнял различные дипломатические поручения императрицы Екатерины II, в 1783-86 гг. являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, состоял при Малом дворе Вел. Князя Павла Петровича, стал сенатором, тайным советником, кавалером орденов Св. Анны и Св. Александра Невского. Именно при нем началось строительство великолепного архитектурного ансамбля в усадьбе. В августе 1783 г. князь привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который летом следующего года построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. В центре главного и боковых фасадов четыре римско-ионические колонны образуют портики. Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям. Такие же парные колонны поддерживаютбалконы верхнего этажа боковых фасадов. Шесть ложных колонн на южном фасаде украшают двери выступающей полуротонды. И, наконец, восемь пар римско-коринфских колонн обрамляют появившийся позднее бельведер. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека. Одновременно со строительством дворца проводились работы и по переустройству парка. Сохранившиеся в архиве Голицыных чертежи донесли до нас имя автора проекта двух террас перед южным фасадом дворца - Джакомо Тромбара. На краю обрыва над Москвой-рекой были симметрично поставлены две оранжереи. Рядом с восточным оранжерейным павильоном были возведены "Римские ворота" - дань модному тогда увлечению античными руинами. В западной части регулярного парка был устроен комплекс, получивший название "Каприз", который сам по себе образовывал миниатюрную усадьбу в усадьбе. С севера к нему прилегало вытянутое деревянное здание библиотеки с центральным кирпичным павильоном.

В 1798 г. князь Н.А. Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. Чтобы поправить свои дела, князь частично продал свои вотчины в различных губерниях. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова (1750/51 – 1831). Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения – 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Род Юсуповых ведет свое происхождение от современника Иоанна Грозного ногайского хана Юсуфа. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием. Сын Димитрия князь Григорий Юсупов верой и правдой служил Петру I, получил звание маршала, был награжден орденом Св. Александра Невского. Его старший сын Борис получил образование во Франции – в гвардейском училище в Тулоне, являлся главным директором Ладожского канала, позднее стал действительным статским советником, камергером, президентом Коммерц-коллегии, сенатором. Как это было принято, его сына Николая с младенчества записали в гвардию. В 21 год он вышел в отставку и в 1772 г. отправился в долгое путешествие по Европе, где познакомился со многими выдающимися художниками, поэтами, философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше, Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом… В 1782 г. по поручению императрицы Екатерины II князь Н.Б. Юсупов, слывший «прекрасным рассказчиком и знатоком изящных искусств», сопровождал чету наследников российского престола Павла Петровича и Марию Федоровну во время их путешествия по Европе. По возвращении на родину в 1783 г. Николай Борисович Юсупов начал выполнять дипломатические поручения императрицы в Турине, Неаполе, Венеции, Риме. В 1784 г. он провел успешные переговоры с Папой Пием VI об особом статусе католической церкви в пределах Российской империи. Тогда же ему было разрешено снятие копий ватиканских фресок Рафаэля, которые до наших дней украшают коллекцию Эрмитажа. Затем князь совершил поездку в Венецию, где ему пришлось бороться против политических интриг Англии и Австрии, направленных против Российского государства. После этих событий Екатерина II в 1788 году произвела князя Юсупова в тайные советники и назначила его сенатором. В 1789 г. в ведение князя Н.Б. Юсупова была передана Императорская шпалерная мастерская, с 1791г. по 1799 г. Николай Борисович Юсупов возглавлял дирекцию Императорских театров. К числу его заслуг на этом поприще относилась организация правильного внутреннего устройства театральных помещений (по его инициативе происходила нумерация театральных мест в зале), установление контроля над театральными сборами и издержками при постановке пьес. Одновременно с этой деятельностью он стал президентом Мануфактур-коллегии и членом Вольного Экономического Общества. С 1792 г. князь управлял также Императорскими стеклянным и фарфоровым заводами. С 1794 г. он стал почетным членом Российской Академии Художеств. В 1796 г., будучи директором Эрмитажа, князь по поручению царского двора заказывал картины, покупал скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, которое начал формировать еще в годы учебы за границей. В 1797 г. князь Н.Б. Юсупов был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В его ведение были также переданы «спектакли и музыка при Дворе». Ко всем этим обязанностям в 1800 г. добавляется также и пост Министра Департамента Уделов. А в 1814 г. князю было поручено руководить Экспедицией Кремлевского строения и Оружейной палатой по восстановлению разрушенных войсками Наполеона зданий Московского Кремля. Из прожитых им восьмидесяти лет князь Николай Борисович Юсупов пятьдесят лет состоял на государственной службе. За «беспорочное служение Отечеству» он был пожалован императором Николаем I редчайшим знаком отличия – эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами.

Земельные владения князя располагались в пятнадцати губерниях России. Кроме того, в приданое за супругой, Т.В. Потемкиной (урожд. Энгельгардт), он получил имения в пяти губерниях, да «благоприобретений» у него было в трех губерниях. Население этих имений к концу его жизни превышало 31 тыс. душ «мужеска пола» (только в Московской губернии 1400 душ).

К началу 1805 г. князь Н.Б. Юсупов отошел от государственных дел и решил обосноваться в Москве. Он занялся предпринимательством, увеличивая число своих текстильных мануфактур, географией и экономикой южных районов России и Малороссии. Но он хотел еще иметь и свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром.. 6 октября 1810 г. была составлена купчая на приобретение Архангельского. Основной принцип организации имения князьподытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Для размещения своего художественного собрания Н.Б. Юсупов спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова, бывшего в усадьбе также художником, управителем, приказчиком, писарем и экономом. Князь привез его из своего имения под Полтавой и отдал в обучение архитектуре немцу Кестнеру. До 1811г. его учителем был также архитектор М.М. Маслов. В.Я.Стрижакову вместе с помощниками И. Боруновым, Ф. Бредихиным, Л. Рабутовским, живописцами М. Полтевым, Е. Шебаниным, Ф. Сотниковыми И. Колесниковым пришлось делать ремонт в усадьбе после 1812 г.. Было перестроено несколько залов дворца, создан переход над колоннадами из Большого дома в библиотеку, а также сооружена в 1817 г. въездная арка Парадного двора. В ее оформлении нашли отражение мотивы, характерные для триумфальных сооружений в честь победы в войне над Наполеоном. В усадьбе работали известные московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, С. Мельников, Е. Тюрин, под руководством которого и при участии итальянских мастеров шло восстановление дворца после пожара, случившегося зимой 1820 г. В результате проведенных работ Большой дом приобрел иной, «ампирный», облик. В 1823-24 гг. недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина возводились «Святые Ворота»; была начата и перестройка самого храма: небольшой южный придел Иоанна Крестителя разобрали, перенесли к востоку и достроили до размеров северного, а с западной стороны пристроили галерею. Позднее маслом по штукатурке были выполнены росписи.

В 1818 г. к западу от храма начали возводить колокольню. До наших дней сохранился только её фундамент. Тогда же строилась и храмовая ограда с деревянными башенками по сторонам.

При князе Н.Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте. Возведенный в западной части парка храм-памятник Екатерине II (по модели известного скульптора М.И. Козловского, 1819 г.) в образе древнеримской богини Правосудия Фемиды подчеркнул приверженность хозяина усадьбы одной из самых ярких эпох в истории Российской империи. В июле 1831 г. старый князь Н.Б. Юсупов умер. Его сын – князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849)- стал обладателем огромного богатства – 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян, а вместе тем и долга в размере более двух миллионов рублей. Большинство унаследованных им имений были бездоходными, а Архангельское среди них как главная «увеселительная» резиденция покойного князя – наиболее «расходным». Превратить усадьбу в образцовую экономию стало теперь главной задачей князя и его управляющих. Пришлось сдать на откуп пруды для ловли рыбы. В 1832 г. Московскому университету был продан знаменитый Ботанический сад. В петербургский дворец на Мойке, приобретенный двумя годами ранее, из Архангельского начали вывозить лучшие произведения живописи и скульптуры. Большой дом постепенно пустел, но все-таки Борис Николаевич ценил собранное отцом, переживал, что не мог уделять должного внимания усадьбе.

Новый владелец усадьбы – князь Николай Борисович Юсупов-младший (1827-1891), окончивший с блеском университет в Санкт-Петербурге, - вступил на государственную службу и всю жизнь служил России. В 1854 г., во время Крымской войны, он на свои средства вооружил и экипировал два пехотных батальона. Николай Борисович самозабвенно любил искусство и покровительствовал художникам, был большим любителем музыки, прекрасным скрипачом (его коллекция скрипок включала инструменты, изготовленные Амати и Страдивари). Формально князь служил в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, но чаще проводил время за границей на лечении. Иногда он приезжал и в Архангельское. Так случилось летом 1859 г., когда по приглашению его супруги Татьяны Александровны (урожд. Рибопьер) в усадьбе гостил прусский посланник, будущий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк, знакомый с хозяйкой еще с юношеских лет.

С 1860 г. в окрестностях Архангельского начинает бывать император Александр II, купивший находящееся неподалеку имение Ильинское. Тогда же стали прокладывать дорогу в эту усадьбу от станции Химки Николаевской железной дороги, проходившую по юсуповским землям. Князь Н.Б. Юсупов-младший относился к императору восторженно и трепетно, приветствовал его реформаторскую деятельность. После трагической гибели Александра II князь пожертвовал большие средства на создание памятника императору, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. на территории усадьбы в его честь были возведены Триумфальные ворота (не сохранились до наших дней).

В 1866 г. князь дал указание о начале работы по составлению родословной Юсуповых. Тем временем в хозяйственной части усадьбы в начале 1887 г. было закончено строительство богадельни. Составлявшее к 1890-м годам 466 десятин 1770 саженей (около 508, 32 га) имение все-таки в полном блеске предстало лишь в конце XIX – начале ХХ вв. при последних владельцах Архангельского – правнучке старого князя Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939) и ее супруге - князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-Сумарокове-Эльстон. Сюда приезжали художники А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, пианист К.Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.

В 1903 г. хозяева имения увековечили память А.С. Пушкина, посетившего усадьбу дважды. В 1827 г. поэт вместе со своим приятелем, известным библиофилом С.А. Соболевским, отправился по приглашению Н.Б. Юсупова в Архангельское. Хозяин показал им свое художественное собрание и превосходную библиотеку в двух «громадных залах дворца». Вероятно, князь продемонстрировал гостям и свой дорожный «Альбом друзей», с которым он путешествовал по Европе в конце XVIII в. В нем, наряду с другими, содержались посвященные князю стихи П. Бомарше.

Спустя два года Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…

Они высечены на пьедестале памятника поэту, установленного в глубине новой, отныне Пушкинской, аллеи в восточной части регулярного сада.

В августе 1830 г. А.С. Пушкин еще раз посетил усадьбу вместе с другом П.А. Вяземским. Их приезд запечатлел французский художник Николя де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском». В июле 1831 г., когда князь умер, А.С. Пушкин в письме к своему другу П.А. Плетневу написал:

Ох уж эта холера! Мой Юсупов умер…

В 1907 г. правнучка Н.Б. Юсупова - княгиня Зинаида Николаевна - заказала клише-факсимиле послания «К вельможе» (в настоящее время хранится в музее). Осознавая значение Архангельского в истории России, еще 31 мая 1900 г. она и ее супруг составили завещание, согласно которому:

…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…

Дальнейший ход истории реализовал это желание владельцев.