Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Микеланджело буонарроти произведения и идеи. Известные скульптуры Микеланджело Буонарроти. Описание самых известных работ

Микеланджело буонарроти произведения и идеи. Известные скульптуры Микеланджело Буонарроти. Описание самых известных работ

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело. Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности иодесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы подошел к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Лодовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Семье приходилось жить на те деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трех милях от Флоренции.
Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотеса. Камень в окрестностях Флоренции добывали с давних пор, и Микеланджело любил говорить впоследствии, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора». Художественные наклонности мальчика проявились в раннем возрасте, однако отец, в соответствии со своими понятиями об аристократизме, долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Микеланджело проявил характер и, в конце концов, добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Это случилось в апреле 1488 года.
Уже в следующем году он перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи (прозванного Великолепным). Лоренцо Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи и сразу сумел распознать талант юного Микеланджело. Некоторое время Микеланджело жил во дворце Медичи. Лоренцо относился к нему как к любимому сыну.
В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. Во Флоренции в это время начались политические нестроения, и в конце 1494 года Микеланджело покинул город. Посетив Венецию и Болонью, в конце 1495 года он вернулся обратно. Но ненадолго. Новое республиканское правление не способствовало умиротворению городской жизни, ко всему прочему нагрянула эпидемия чумы. Микеланджело продолжил свои скитания. 25 июня 1496 года он появился в Риме.
Следующие пять лет он провел в «Вечном городе». Здесь его ждал первый большой успех. Вскоре после прибытия Микеланджело получил заказ на мраморную статую Вакха для кардинала Рафаэля Риарио, а в 1498-99 годах еще один - на мраморную композицию «Пьета» (в изобразительном искусстве так традиционно называлась сцена оплакивания Христа Богоматерью). Микеланджеловскую композицию признали шедевром, что еще более упрочило его положение в художнической иерархии. Следующим заказом стала картина «Погребение», но ее художник не закончил, в 1501 году вернувшись во Флоренцию.
Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело получил заказ на огромную статую Давида.
Завершенный в 1504 году «Давид», подобно «Оплакиванию Христа» в Риме, укрепил репутацию Микеланджело во Флоренции. Статую, вместо ранее планировавшегося места (у городского собора), установили в самом сердце города, напротив Палаццо Веккьо, где размещалось правительство города. Она стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу своих граждан.
Любопытна история еще одного заказа, поступившего от города, - на картину «Битва при Кашине» для Палаццо Веккьо. Ее сюжетом должна была стать победа флорентинцев над пизанцами в битве при Кашине, произошедшей в 1364 году. Драматизм ситуации усугублялся тем, что вторую картину для Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри») брался писать Леонардо да Винчи. Леонардо был на 20 лет старше Микеланджело, но молодой принял этот вызов с открытым забралом. Леонардо и Микеланджело недолюбливали друг друга, и многие с интересом ждали, чем закончится их соперничество. К сожалению, обе картины не были завершены. Леонардо оставил свою работу после сокрушительной неудачи, которую потерпел, экспериментируя с новой техникой настенной росписи, а Микеланджело, создав великолепные этюды к «Битве при Кашине», уехал в марте 1505 года в Рим по зову папы Юлия II.
Впрочем, добрался он до места назначения лишь в январе 1506 года, проведя несколько месяцев в каменоломнях Каррары, где отбирал мрамор для заказанной ему усыпальницы папы Юлия II. Первоначально планировалось украсить ее сорока скульптурами, но вскоре папа охладел к этому проекту, а в 1513 году умер. Началась многолетняя тяжба между художником и родственниками усопшего. В 1545 году Микеланджело все же закончил работу над гробницей, оказавшейся лишь бледной тенью первоначального замысла. Сам художник называл эту историю «трагедией с усыпальницей».
Зато другой заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Ее художник выполнил между 1508 и 1512 годами. Когда фреска была представлена на суд зрителей, ее признали произведением нечеловеческой мощи.
Сменивший Юлия II на папском престоле Лев X (Медичи) в 1516 году заказал Микеланджело проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Его вариант в 1520 году был отклонен, но это не помешало художнику получить следующие заказы для той же церкви. К выполнению первого из них он приступил в 1519 году, это была усыпальница Медичи. Второй проект - знаменитая библиотека Лауренциана для хранения уникальной коллекции книг и манускриптов, принадлежавших семье Медичи.
Занятый этими проектами, Микеланджело большую часть времени оставался во Флоренции.
В 1529-30 годах он отвечал за городские оборонительные сооружения в противостоянии с войсками Медичи (их изгнали из Флоренции в 1527 году). В 1530 году Медичи вернули себе власть, и Микеланджело, спасая свою жизнь, бежал из города. Однако папа Климент VII (тоже из рода Медичи) гарантировал Микеланджело безопасность, и художник вернулся к прерванной работе.
В 1534 году Микеланджело вновь, и уже навсегда, возвратился в Рим. Папа Климент VII, собиравшийся поручить ему роспись «Воскресение» для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на второй день после приезда художника. Новый папа, Павел III, вместо «Воскресения» заказал для той же стены роспись «Страшный суд». Эта огромная фреска, законченная в 1541 году, еще раз подтвердила гениальность Микеланджело.
Последние двадцать лет своей жизни он почти целиком посвятил архитектуре.
При этом он еще успел создать две замечательных фрески для капеллы Паолина в Ватикане («Обращение Савла» и «Распятие св. Петра», 1542-50). Начиная с 1546 года, Микеланджело занимался реконструкцией собора святого Петра в Риме. Отказавшись от ряда идей своих предшественников, он предложил свое собственное видение этого здания. Окончательный вид собора, освященного лишь в 1626 году, все-таки, прежде всего, плод именно его гения.
Микеланджело всегда был глубоко верующим человеком, к концу жизни его религиозное чувство обострилось, о чем свидетельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распятие, и две скульптурные группы «Пьета». В первой художник изобразил самого себя в образе Иосифа Аримафейского. Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года.

Микеланджело Буонарроти

Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя - Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни, (итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni); 1475-1564) - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

Биография

Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.

В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо.Он занимался там в течение одного года. Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.

В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Произведения

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения - статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме - скульптурную композицию «Пьета́» (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534-1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.

Известные работы


* Давид. Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств.


*Давид. 1501-1504

* Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.


* Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.


* Пьета. Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор св. Петра.


* Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.


* Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия искусств.

*Св. Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.


*"Святое семейство" Мадонна Дони. 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици.

*

Мадонна, оплакивающая Христа


* Мадонна Питти. Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.


* Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.


* Гробница Юлия II. 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.


* Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.


*Победитель 1530-1534


*Победитель 1530-1534

*Восставший раб 1513-1515. Лувр


*Пробуждающийся раб. ок. 1530. Мрамор. Академия изящных искусств, Флоренция


* Роспись свода Сикстинской капеллы. Пророки Иеремия и Исайя. Ватикан.


* Сотворение Адама


* СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА Страшный суд

*Аполлон, вынимающего стрелу из колчана, также известную под именем «Давид-Аполлон» 1530 (Национальный музей Барджелло, Флоренция)


* Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534.


*Библиотека Медичи, лестница Лауренцианы 1524-1534, 1549-1559. Флоренция.
* Капелла Медичи. 1520-1534.


* Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, cобор Сан-Лоренцо.


"Ночь"

Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов, посвященных этим четырем статуям. Наиболее известны строки Джованни Строцци, посвященные «Ночи»

Вот эта ночь, что так спокойно спит,
Перед тобою - Ангела созданье,
Она из камня, но в ней есть дыханье,
Лишь разбуди - она заговорит.

Микеланджело на этот мадригал ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить. (Перевод Ф.И. Тютчева)


* Гробница герцога Джулиано Медичи. фрагмент


* Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.


*Статуя Джулиано Медичи, герцога Немурского, Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526-1533


*Брут. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло


*Христос, несущий крест


* Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

*Скорчившийся мальчик 1530-34 Эрмитаж, Санкт-Петербург

* Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств.


«Оплакивание» для Виттории Колонна


«Пьета с Никодимом» Флорентийского собора 1547-1555


"Обращение Апостола Павла" Вилла Паолина, 1542-1550


"Распятие Апостола Петра" Вилла Паолина, 1542-1550


* Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело - зарисовка одной из деталей купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору - подсвечник для семи свечей.
Поэтическое творчество
Микеланджело в наши дни больше известен как автор прекрасных статуй и выразительных фресок; однако мало кто знает о том, что знаменитый художник писал не менее замечательные стихи. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Некоторые из стихотворений великого мастера были положены на музыку и уже при его жизни завоевали немалую популярность, но впервые его сонеты и мадригалы были опубликованы только в 1623 г. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело.

Духовные искания и личная жизнь

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Достаточно скоро «первое, естественное, пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара с мягкой властностью в рамки сдержанного поклонения, какое единственно приличествовало ее роли светской инокини, её скорби по умершему от ран супругу и её философии загробного воссоединения с ним». Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Для неё художником написано «Распятие», дошедшее до нас в поздних копиях. Идеи религиозного обновления (см. Реформация в Италии), волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

Интересно, что Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело, которого большинство исследователей склонно считать гомо-, или по крайней мере бисексуалом. Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку её святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным инстинктам. «Он возвёл её на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал её „мужчина в женщине“ (un uoma in una donna). Его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». (В будущем ещё раз цензуре его стихи были подвергнуты его внучатым племянником перед опубликованием).

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться как прежде.Она возвратилась в Рим в 1544 году.
Друг и биограф художника Кондиви пишет:
« Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства… Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело.
А он, со своей стороны, любил ее так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на нее, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим »
Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования».Записи бесед Виттории и Микеланджело, к сожалению, сильно обработанные, сохранились в дневниках Франческо д"Олланда, близкого к кружку spirituali.

ПОЭЗИЯ
Нет радостней весёлого занятья:
По злату кос цветам наперебой
Соприкасаться с милой головой
И льнуть лобзаньем всюду без изъятья!

И сколько наслаждения для платья
Сжимать ей стан и ниспадать волной,
И как отрадно сетке золотой
Её ланиты заключать в объятья!

Ещё нежней нарядной ленты вязь,
Блестя узорной вышивкой своею,
Смыкается вкруг персей молодых.

А чистый пояс, ласково виясь,
Как будто шепчет: «не расстанусь с нею...»
О, сколько дела здесь для рук моих!

***
Дерзну ль, сокровище моё,
Существовать без Вас, себе на муку,
Раз глухи Вы к мольбам смягчить разлуку?
Унылым сердцем больше не таю
Ни возгласов, ни вздохов, ни рыданий,
Чтоб Вам явить, мадонна, гнёт страданий
И смерть уж недалёкую мою;
Но дабы рок потом моё служенье
Изгнать из Вашей памяти не мог, –
Я оставляю сердце Вам в залог.

Есть истины в реченьях старины,
И вот одна: кто может, тот не хочет;
Ты внял, Синьор, тому, что ложь стрекочет,
И болтуны тобой награждены;

Я ж – твой слуга: мои труды даны
Тебе, как солнцу луч, – хоть и порочит
Твой гнев всё то, что пыл мой сделать прочит,
И все мои страдания не нужны.

Я думал, что возьмёт твоё величье
Меня к себе не эхом для палат,
А лезвием суда и гирей гнева;

Но есть к земным заслугам безразличье
На небесах, и ждать от них наград –
Что ожидать плодов с сухого древа.

***
Кто создал всё, тот сотворил и части –
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти...

***
Ночь

Мне сладко спать, а пуще - камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье;
Не чувствовать, не видеть облегченье,
Умолкни ж, друг, к чему меня будить?


Последняя скульптура Микеланджело Буонарроти "Пьета Ронданини" 1552-1564, Милан, Кастелло Сфорцеско


Творение Микеланджело Буонарроти базилика Св. Петра.

Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства – Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины.

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, а через год – в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности. Познакомившись с богатой утонченной культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в изысканной придворной обстановке. Уже ранние самостоятельные произведения утверждают его тяготение к большим монументальным образам, полным героики и силы. Рельеф «Битва кентавров» (начало 1490-х годов, Флоренция, Каза Буонарроти) раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498–1501, Рим, собор святого Петра) – первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения. Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Нравственная чистота образа Марии, благородная сдержанность ее чувств раскрывают силу характера и переданы в классически ясных формах, с поразительным совершенством. Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности.

Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств), исполненной в 1501–1504 годах по возвращении скульптора во Флоренцию. В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами. В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека. Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению.

Найдя убедительную форму решения статуи (с опорой на одну ногу), мастерски ее моделировав, Микеланджело заставил забыть о тех трудностях, которые пришлось преодолеть ему в работе с материалом. Статуя была высечена из глыбы мрамора, которую, как все считали, испортил один неудачливый скульптор. Микеланджело сумел вписать фигуру в готовый блок мрамора так, чтобы она укладывалась в нем предельно компактно.

Одновременно со статуей Давида был исполнен картон для росписи зала Совета палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии). Вступив в соревнование с Леонардо, молодой Микеланджело получил более высокую общественную оценку своей работы; теме разоблачения войны и ее зверств он противопоставил прославление возвышенных чувств доблести и патриотизма солдат Флоренции, устремившихся на поле боя по призывному сигналу трубы, готовых к подвигу.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его надгробия, Микеланджело, не закончив «Битву при Кашине», в 1505 году переезжает в Рим. Он создает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала – мраморных блоков – скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ – роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508–1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. По сторонам от них, на склонах свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей – сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами– эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога – величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Если в отдельных образах пророков нашли воплощение трагические раздумья, то в образах обнаженных юношей, так называемых рабов, передано ощущение радости бытия, неуемной силы и энергии. Их фигуры, представленные в сложных ракурсах, в движениях, получают богатейшую пластическую разработку. Все они, не разрушая плоскости сводов, обогащают их, выявляют тектонику, усиливая общее впечатление гармонии. Сочетание грандиозных масштабов, суровой мощи действия, красоты и собранности цвета рождает чувство свободы и уверенности в торжестве человека.


Особенностью "создателя Ватикана" было то, что он участвовал в создании своих скульптурных шедевров на всех стадиях, начиная с выбора мраморной глыбы и перевозки ее до мастерской. Мастер никому не доверял даже простейших транспортировочных и погрузочных работ. Он словно уже в огромной глыбе видел свое произведение и уже относился к ней, как к хранилищу будущего шедевра.


Среди ранних работ скульптора достоверно его авторство установлено лишь у нескольких. Среди них фигура "Бахуса". Бог вина и веселья изображен умиротворенно пьяным. Сопровождающий героя сатир тихонько хихикает за спиной разгульного божества. В работе чувствуется некоторая несмелость автора, не слишком хорошее знание анатомии, условность пропорций. Несмотря на явные формальные погрешности, молодому удалось создать гармоничный образ, очень пластичный и впечатляющий.


Следующая работа великого мастера также относится к его ранним шедеврам, однако, она считается произведением искусства, заканчивающим период Раннего Возрождения и открывающим великолепную эпоху Высокого Возрождения. Речь идет о композиции "Пьета", расположенную в . Мертвое тело сына Иисуса держит на руках Дева Мария. Молодая, хрупкая женщина горько скорбит. Ее лицо источает нескончаемую печаль и горе. Скульптура поражает точностью деталей. Складки одежды Марии не могут не вызывать восхищения тонкой и скрупулезной работой автора. Известно, что впечатление, производимое композицией настолько сильное, что несколько раз на нее покушались люди с неустойчивой психикой. Последний инцидент произошел в начале 70-х годов, когда сумасшедший Ласло Тот кинулся на статую с молотком, вообразив себя самим Христом, восставшим из мертвых. С тех пор скульптуру защищает специальный прозрачный купол.


Символом всего Ренессанса стала . В этой работе мастер воспел красоту человеческого духа и тела. Поражает гармония, присущая этой скульптуре. Автору едва исполнилось 26 лет, когда он получил заказ на "Давида". Результат уже в то время произвел яркое впечатление не только на флорентийцев, но и на коллег мастера.


Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора, одна из самых любимых работ самого скульптора. Известно, что автор постоянно возвращался к ней и доделывал на протяжении 30 лет. Фигура пророка обладает секретом, чтобы полностью понять задумку автора, нужно разглядеть фигуру со всех сторон. В этом случае зритель чувствует некое напряжение и энергию, исходящую изнутри скульптуры.


Великий Буонаротти создал несколько работ, носящих явные признаки незаконченности. Более того, автор оставлял эти работы незавершенными намеренно, чтобы усилить впечатление. Такова скульптура "Мадонна Медичи", которая считается самым прекрасным изображением Матери Божьей. Незавершенность работы создает ощущение, что ты присутствуешь во время чудесного появления скульптуры из мраморной глыбы.


Микеланджело не любил создавать скульптуры, обладающие портретным сходством с кем бы то ни было. Даже заказанные ему надгробия он создавал, объятый вдохновением. Самое известное из всех его скульптурных надгробий - памятник Лоренцо Медичи. Идеализируя образ почившего герцога, мастер создает созерцательный образ умудренного опытом человека, эстета и мецената.

Работы Микеланджело украшают лучшие соборы , . Искусствоведы постоянно "находят" все новые работы скульптора, который никогда не считал нужным подписывать свои работы (подписал лишь одну). На сегодняшний день известно о 57 скульптурах Микеланджело, из которых около 10 безвозвратно утрачены.

Микеланджело родился 6 марта 1475 г., в г.Капрезе, в обедневшей аристократической семье. В 1481 г. будущий художник потерял мать, а 4 года спустя его отправили в школу во Флоренции. Особых наклонностей к обучению обнаружено не было. Юноша предпочитал общаться с художниками и перерисовывать церковные фрески.

Творческий путь

Когда Микеланджело было 13 лет, отец смирился с тем, что в семье растет художник. Вскоре он стал учеником Д. Гирландайо. Через год Микеланджело поступил в школу скульптора Б. ди Джованни , которой покровительствовал сам Лоренцо ди Медичи.

Микеланджело обладал еще одним даром – находить влиятельных друзей. Он сдружился со вторым сыном Лоренцо, Джованни. С течением времени Джованни стал папой Львом X. Также Микеланджело дружил с Джулио Медичи, ставшим впоследствии папой Климентом VII.

Расцвет и признание

1494-1495 гг. характеризуются расцветом творчества великого художника. Он перебирается в Болонью, усердно работает над скульптурами для Арки св. Доминика. Через шесть лет, вернувшись во Флоренцию, он работал по заказу. Наиболее значимой его работой считается скульптура “Давид”.

Она на многие столетия стала идеалом изображения тела человека.

В 1505 г. Микеланджело, по приглашению папы Юлия II, прибыл в Рим. Понтифик заказалему гробницу.

С 1508 по 1512 гг. Микеланджело работал над вторым заказом папы. Он расписывал потолок Сикстинской капеллы, которая представляла библейскую историю, начиная с самого сотворения мира, и заканчивая великим потопом. Сикстинская капелла включает более трехсот фигур.

Краткая биография Микеланджело Буонарроти говорит о нем, как о страстной и сложной личности. Их отношения с папой Юлием II были непростыми. Но в итоге он получил третий заказ от понтифика – создать его статую.

Важнейшую роль в жизни великого скульптора сыграло его назначение главным архитектором собора Св. Петра. Там он работал бесплатно. Художник спроектировал гигантский купол собора, который был завершен только после его кончины.

Окончание земного пути

Микеланджело прожил долгую жизнь. Он скончался 18 февраля 1564 г. Перед тем, как отойти в мир иной, он продиктовал немногочисленным свидетелям свое завещание. По словам умирающего, он отдал душу в Божьи руки, тело – земле, а все свое имущество – родственникам.

По распоряжению папы Пия IV, Микеланджело был похоронен в Риме. В соборе Св. Петра ему была построена гробница. 20 февраля 1564 г. тело великого художника временно поместили в базилике Санти-Апостоли.

В марте Микеланджело тайно перевезли во Флоренцию и погребли в церкви Санта-Кроче, неподалеку от Н. Макиавелли.

По характеру своего мощного таланта, Микеланджело был в большей степени скульптором. Но самые смелые и дерзкие замыслы он смог воплотить именно благодаря живописи.

Другие варианты биографии

  • Микеланджело был набожным человеком. Но и ему были присущи обычные человеческие страсти. Когда он завершил работу над первой “Пьетой”, ее выставили в соборе Св. Петра. Людская молва почему-то приписала авторство другому скульптору, К. Солари. Возмущенный Микеланджело высек на поясе Богородицы следующую надпись: “Это сделал флорентиец М. Буонаротти”. Позже великий художник не любил вспоминать об этом эпизоде. По словам тех, кто знал его близко, ему было мучительно стыдно за вспышку гордости. Больше он никогда не подписывал свои работы.