Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Корнель сид главные герои характеристика. Классицистическая трагедия: "Сид" П. Корнеля. Дон Диего решает отправить на бой сына

Корнель сид главные герои характеристика. Классицистическая трагедия: "Сид" П. Корнеля. Дон Диего решает отправить на бой сына

Билет 20. Жанровое своеобразие «Сида» Корнеля.

«Сид» (1636)

В 1637 зрители увидели спектакль по пьесе Корнеля «Сид». Первоначально автор назвал свою пьесу трагикомедией.

Здесь писатель избрал исторический сюжет - эпизод из жизни героя испанской реконкисты Руя (Родриго) Диаса де Бивар (XI в.), названного Сидом, что значит по-арабски "господин" Уже сам принцип подхода к материалу характеризует автора трагедии как классициста. Он тщательно изучает исторические труды, легенды, поэтические произведения, повествующие о жизни и подвигах Родриго. Затем делает выбор, подчас меняет события, их связь и смысл, неизменно стремясь исходить из характеров героев пьесы, стягивая конфликт к столкновению их сущностных качеств, в которых подчеркнуто общечеловеческое начало.

Главным источником для Корнеля послужила пьеса испанского писателя Гильена де Кастро "Юность Сида" (1618). Драматургом сохранены основные сюжетные вехи первоисточника, связанные с историей женитьбы испанского рыцаря на Химене - дочери убитого им в поединке графа Гормаса. Корнель упростил действие и акцентировал все внимание на чувствах и переживаниях героев. Трагедийность «Сида» проявляется в начале нравственных коллизий, в «высокой» проблематике пьесы.

Корнель соотносит изображаемое с французской жизнью 30-х годов XVII столетия. "Отцы" - граф Гормас и дон Дьего - уже не просто вельможи былых времен, а также и придворные, чей престиж меряется прежде всего близостью к особе короля и воинскими подвигами на благо короны. Именно престиж стал причиной их распри, имевшей трагические последствия.

Обычно конфликт классической трагедии обозначается как конфликт чувства и долга . Но в этой пьесе коллизия сложнее. Сложность объясняется особой концепцией любви. Любовь и честь совпадают в персонажах «Сида». Герой поставлен перед выбором между честью и бесчестьем, но в обоих случаях он потеряет любовь своей возлюбленной .

А ведь "Сид" - гимн любви, пламенной и чистой, Основанной на восхищении любящих друг другом, на их уверенности в человеческой ценности дорогого существа.При этом любовь корнелевских героев- это всегда разумная страсть, любовь к достойному . Ссора отцов вынуждает Родриго и Химену выбирать между любовью и нравственными принципами того мира, к которому они принадлежат по рождению и воспитанию. И как ни тяжело молодым людям, ответ определенен: верность священным для обоих обычаям предков означает для них верность себе, является условием взаимного уважения, а значит, и взаимной любви. Об этом проникновенно сказано в знаменитых стансах Родриго, завершающих первый акт трагедии:

Отмстив, я гнев ее стяжаю негасимый;

Ее презрение стяжаю, не отмстив.

Для Химены любовь и честь также неразделимы => «удвоенная, возведенная в степень трагедия» . Герои не могут преодолеть, изменить обстоятельства, но они могут и обязаны сделать правильный выбор.

Шедевр Корнеля воссоздает не только трагическую коллизию, возникающую при столкновении личности с обычаями и нравственными представлениями феодального мира. В "Сиде" восславлены иные основы человеческого общежития, более широкие, чем кодекс чести и радение об интересах семьи.

Как и многие его современники, Корнель был сторонником превращения Франции в единое могущественное государство, видя в служении его интересам высшую миссию сынов отчизны. Драматург показывает, что, пройдя через горнило войны, благородный юноша Родриго становится первым рыцарем Севильи. Но примечательно, в длинном монологе четвертого акта победитель рассказывает о бое с маврами как о подвиге многих безвестных бойцов, чей ратный труд он только лишь направлял "и сам вплоть до зари не знал, каков исход". Человек, "как все", сильный солидарностью с себе подобными, - таков герой трагедии "Сид".

Поистине даже простое перечисление эпизодов наталкивает на мысль о продуманности, логической нацеленности композиции - две дуэли, два объяснения. К тому же герои постоянно анализируют собственные поступки и чувства. Стендаль, большой почитатель гения Корнеля, тонко определил особенность поэтики "Сида", назвав финальный монолог первого акта (Родриго выбирает, убивать отца любимой или не убивать) "судом разума человека над движениями его сердца". Но ведь этот ставший хрестоматийным монолог глубоко поэтичен, передает смятение чувств, с трудом преодолеваемое не простым логическим рассуждением, а страстным желанием понять себя и сделать правильный выбор. Такова в целом поэтика шедевра Корнеля. Аналитический пафос "Сида" сочетается с патетикой высоких чувств и сам по себе патетичен .

В "Сиде" творчески претворилась мысль о свободе художника, провозглашенная в пьесе-манифесте "Иллюзия", Это относится, в частности, к трактовке образов королевских особ . В трагедии не раз повторено, что подданные обязаны повиноваться королю, уважать его, служить ему. Таковы были искренние убеждения драматурга.

Верноподданнические чувства предстоят здесь как одна из ипостасей присущей Родриго скромности и сопряжены с хвалой его личной заслуге. В общечеловеческом смысле король и воин равны в сцене возвращения Родриго из битвы с маврами. Удивительно ли, что враги Корнеля, обрушившиеся на "Сида" с несправедливой критикой, упрекали драматурга, что он "снял с головы дона Фернандо корону и надел на нее шутовской колпак".

Видимо, та же подоплека лежала в основе утверждений относительно того, что в пьесе "лишним" персонажем является инфанта Уррака. Действительно, королевская дочь не имеет влияния на развитие событий. Ее роль можно определить как лирический комментарий к происходящему. Но ее чувства и речи глубоко содержательны. Любя Родриго, она скрывает и подавляет свою страсть, помня о своем высоком сане и одновременно сочувствуя влюбленным. Ее образ, как и образ дона Фернандо, позволяет думать, что автор "Сида" уверен в необходимости для царских особ следовать законам разума и справедливости. Эта чисто классицистическая концепция пройдет красной нитью через все последующее творчество драматурга.

У Корнеля есть расхождения с некоторыми теоретиками классицизма, особенно в трактовке принципа правдоподобия в трагедии. Корнель впервые воплотил морально-философскую проблему франц.классицизма: борьбу между честью и долгом. Корнель отступает от ставшего строго обязательным в трагедии александрийского стиха и обращается к более сложной форме. Каждая строфа заканчивается именем Химены, образующий тематический центр всего монолога. Основной композиционный прием- антитеза, выражающая борьбу в душе героя. Все приемы вносят в трагедию струю лиризма и взволнованности, в целом не свойственную стилю франц. классич. трагедии.

Принципиальная новизна «Сида» заключается в остроте внутреннего конфликта.

Почти тотчас после блистательной премьеры начался знаменитый в истории литературы "спор о "Сиде". Шедевр Корнеля подвергли строгой критике. Академия подвергла пьесу придирчивой критике: отклонение от правил, перегруженность действия внешними событиями, введение 2-ой сюжетной линии(неразделенная любовь инфанты к Родриго), использование свободных строфических форм и т.д. Главный упрек боги адресовали безнравственности героини, нарушавшей правдоподобие пьесы. На этот раз принцип правдоподобия открыто сопрягли с этикетной нормой и моральными представлениями, соответственными той роли, которая предназначена личности идеологами абсолютизма, а именно она может быть достойной и добродетельной лишь при условии беспрекословного подчинения должному. С этой точки зрения Химена объявлена была "безнравственной", а поведение ее лишенным логики. Вообще авторы "Мнения" не считали нужным принимать во внимание сложность и противоречивость человеческой природы. В первых строках ими постулировано "постоянство" характеров как условие "правильной" пьесы.

ИЗ ЛЕКЦИИ:

Парадокс в том, что первая и самая блистательная пьеса Корнеля, образец классицистической трагедии был написан как трагикомедия. Корнель так назвал её в начале. Определенные трагикомические черты до сих пор сохранились. Это пьеса «Сид », поставлена в 1637 и стала не просто премьерой, а событием в истории театра. Построена как пьеса не на античном материале, как это должно ожидаться в классицистической трагедии, а на материале СВ истории и истории Испании. Это пьеса об испанском герое Реконкисты — Родриго Диасе , которого прозвали «Сид» - господин, эта история сочиняется и ставится в период, когда Франция ведет войну с Испанией. В 1635 французы вступают в 35летнюю войну с Испанией. Это не говорит об оппозиционности Корнеля. Для французского культурного сознания испанец и испанская тема это тема героической доблести , эта тема связана с театром — испанский театр был известен и близок Франции (испанские трупы гастролировали по Франции), языковая близость и другое делали известной испанскую драматургию, театральность испанской темы, пафосная героичность привлекала Корнеля. Беря злободневную тему, Корнель её обобщает, делает её глобальной и общечеловеческой . Это вопрос об абсолютизме, о том, как соотносятся доблесть аристократа и долг придворного, как связаны родовой, государственный долг и долг любви .

Корнель берет в качестве непосредственного источника пьесу Гильена де Кастро «Юность Сида» (1619) — типичная барочная пьеса , опирается на испанские романсеры, на сказания о молодом Родриго, который ещё не стал Сидом, пьеса с эффектами и приключениями, много побочных событий, это изложено иным — пышным и метафорически витиеватым языком . События трех лет, происходят в разных местах. Для К. было важно это трансформировать, прежде чем то-то создавать на этом материале. Для К. потребовалось значительно сужать события (36 часов). К. соблюдает самое главное — это правдоподобие . Развернулась полемика вокруг его пьесы: с одной стороны, восторженное принятие, пьеса становится эталоном прекрасного. Но в 1634 выходит мнение Французской академии о трагикомедии Корнеля «Сид» - документ от лица всей Французской академии, написан Жаном Шапленом, и многие другие давали критику на пьесу. Шаплен говорил: «лучше бы Корнель ещё больше нарушил единство времени, чем совершил такую чудовищную вещь: в качестве положительной героини выводит девушку, которая посмела любить убийцу своего отца, это безнравственно» . Её обещание происходит на следующий день после того, как умер отец. Корнель: в самом принципе правдоподобия заложена некая парадоксальность: комедия должна быть правдоподобной, но и должна быть скандальной, что-то должно быть нарушено, должен быть конфликт, который будет сутью комедии. Любить того, кто убил твоего отца — это скандально, но герои приходят к этому в результате последовательного и строгого следования норме, долгу .

Когда говорят о конфликте в литературе: должен быть конфликт хорошего с плохим, а не хорошего с лучшим. У Корнеля — сложный и подлинный конфликт хорошего с лучшим или во всяком случае конфликт равно достойных героев . Они оказываются в напряженном выборе: выбор равно достойных и равно драматических, противоречащих друг другу вещей. Что является сутью трагического в этой комедии? Когда говорят, что корнелевская трагедия не трагична, имеют в виду, что развязка не трагичная . Все завершается тем, что Родриго прощен, король говорит Химене о необходимости дать обещание, проверяет её чувства ложным свидетельством о том, что Родриго умер, а когда все выясняется, то приказывает Химене после истечения траура стать женой Родриго. Все завершается благополучно. В чем же трагическое? Об этом писал Дебиньяк: не благополучная развязка делает трагедию трагической или не трагической. У Корнеля самое сложное в том, что сталкиваются 2 долга : долг родовой и долг государственный, долг любви и долг по отношению в гос-ву, королю.


Дон Диего и Гормес: Гормес оскорбляет Дона Диего — отца Родриго, когда он думает об этом: должен отомстить за отца, но любит Химену. В конце концов понимает, что если он поступи бесчестно — не вступится за честь отца, то он все равно не добьется любви Химены, потому что любить недостойного она не будет, это не в духе героев Корнеля. Любовь корнелевских героев всегда предполаает страсть, но это страсть к достойному человеку, в некоторым смысле по разумному выбору, это не предполагает рассудочности, а то, что герой не может полюбить олицетворение зла или недостойного человека. Поэтому Родриго выбирает тот поступок, который хотя и разлучит его с Хименой, но не уронит ни его, ни Химену в глазах других: никто не моет сказать, что она некогда любила недостойного человека. Когда имена рассуждает о том, как ей поступить: она ведь любит Родриго, но её долг это требовать наказать того, кто убил её отца - так она поступит достойно. Она приходит к такому же выводу, она не может унизить Родриго тем, что не защитится за честь отца, она должна быть достойна Родриго, сделав так, как она поступает. Когда говорят, что это не правдоподобно, К обращается к источникам, пишет о том, что прежде всего эта история взята из легенд, испанских сказаний. Он сделал эту коллизию более драматичной, в источнике было: испанская девушка, отца которой убил Родриго, обращается к королю: коль скоро этот юноша лишил её отца, то пусть он на ней женится. Корнель усложнил это. Вводит сцену испытания, должен убедить в истинности чувств. Химена не добивается разрешения на наказание, но её поклонник Дон Санчо готов вступиться, в дуэли он оказывается раненым и признает превосходство Родриго. Донья Урака — инфанта, наследница престола, которая с точки зрения критиков — лишний персонаж, она влюблена в Сида, говорит о своих чувствах, но не признается герою в них, говорит о том, что их преодолеет и все. Но это, во-первых, подчеркивает концепцию любви по разумному выбору, объективирует достоинство Родриго, как Дон Санчо объективирует достоинство Химены. Они достойные люди в глазах окружающих, а не только в своих. Это обстоятельство и делает этих героев совершенно необходимыми для развития конфликта. При том, что развязка благополучная, хотя некоторые исследователи считают, что именно потому, что это бракосочетание отнесено в будущее — оно сомнительно, трагизм не в этом, а дело в том что трагическое действие неотвратимо . Родриго не может перестать быть убийцей. Он уже убил. Вот с этим она должна жить. Когда Шаплен осуждает эту героиню, то в плоском нравственном смысле он прав, но Корнель и велик в том, что не выбирает плоское назидание, не пишет о том, что нельзя выходить замуж за тех, кто убивает твоих родственников. По существу: нет трагической развязки, трагизм бесконечен, продолжается за пределами трагедии. А возникает на очень эффектном драматургическом фоне: пьеса начинается с совершенного благополучия. Дело не в том, что Химена и Родриго влюблены, а в том, что отец одного и отец другого — они и думают о будущем бракосочетании, Гормес решил, что Родриго станет супругом её дочери. Не случайно, Химена говорит: «безмерно счастье внушает мне опасение» — такое благополучие должно завершиться катастрофой. В этой катастрофе виновны отцы. К очень точно схватывает момент, в который осуществляется политическая жизнь Франции: централизация, формирование абсолютистской монархии, становится сильной и развитой и на какой-то момент задачи абсолютизма и общества совпадают, в этом К выступает за государственное благо, поэтому на какой почве ссорятся отцы: король выбирает Родриго наставником для своего сына, Гормес этим оскорблен: почему не он учит наследника? Его относительная молоость сочетается с архаической точкой зрения, Гормес отстаивает свое право не соглашаться с королем, не подчиняться ему. А дон Диего, который более старшего поколения говорит: но подданный, а им всегда был я, не смеет обсуждать приказы короля. Вот это новое ощущение придворного воплощено в доне Диего. При том героическая личность Родриго позволяет многое. Он убивает Гормеса — полководца войск, поэтому возглавляет войска против мавров и он побеждает, что его и оправдывает перед королем

Великий мастер политической трагедии, откликавшейся на события борьбы абсолютистской Франции с внешними и внутренними врагами

Корнель род. 6 июня 1606 в г Руане. В Нормандии в семье адвоката. Иезуитский коллеж. В 18 лет – ложность адвоката

Современники в один голос с изумлением отмечали, что этот непревзойденный мастер ораторского стиля в трагедии совершенно не владел им в устной речи, отличался плохой дикцией . Простой буржуа, вел очень простой образ жизни, наивно набожен, вечно нуждался, но был гордого характера, никогда не умел ловко устраивать свои дела, скромен, добросовестен, тщеславен. Получил дворянство за трагедию «Сид». Ввел на сцену простоту и крайнюю отделанность . От провинциально-буржуазного происхождения – демократизм, известная свобода от вкусов и настроений двора

Сначала создал форму комедии , соответствующую его натуре, простую и серьёзную

1629 – комедия «Мелита», 1631 – комедия «Вдова, или Наказанный предатель» 1633 – «Субретка; 1633 – «Королевская площадь»; 1636 – «Комическая иллюзия» (сильны традиции барокко) выше среднего уровня (без фарсового комизма, в основном психологические коллизии)

Потом создал истинную трагедию. Первая трагедия «Медея» (по Сенеки) – без успеха.

1636 – написан «Сид», 1640 – Гораций» и «Цинна», 1643 – «Мученик Полиевкт»; комедия «Лгун», 1644 – «Родогуна, парфянская царевна», 1651 – «Никомед»

1652 – провал трагедии «Пертарит». Корнель возвращается в Руан. Оставил драматургию, 1659 – Корнель возвращается к театру: «Эдип» (1659); «Серторий» (1662); «Оттон» (1664).

Успеха пьесы не имели. Умер Корнель в бедности, являясь свидетелем полного упадка своей былой славы.

«Сид» (1636) поставлена трагедия в начале января 1637 Необыкновенная слава Крылатое выражение: «Прекрасно, как «Сид».

Александрийский стих (за немногим исключением): 12-сложный стих – с парными чередующимися мужскими и женскими рифмами . Каждая фраза должна была укладываться в целый стих (не допускались переносы). Ясность языка (некоторые фразы – как афоризмы). Чувства не должны были нарушать твердой дисциплины формы

Источники : народно-эпическая поэма «Песнь о моем Сиде»; Гильен де Кастро «Юность Сида» 1618. Корнель внес изменения в образец: 1) сократил действующих лиц до минимума; 2) упростил сценическое действие (всё за сценой); 3) акцент на нравственной проблеме

Композиция : 2 сюжетных ядра (два конфликта): 1) – ссора отцов, поединок юноши с графом Гормасом и последовавшее за этим неразрешимое столкновение Родриго и Химены; 2)воинский подвиг героя и необходимость суда над ним за недопустимую дуэль. Один конфликт переходит во второй, но одновременно его нейтрализует.

Химена – дочь богатого севильского аристократа, графа Гормаса; Родриго – сын благородного дона Диего. Дон Диего выбран наставником для сына короля (этот пост хотел получить граф Гормас). Ссора между отцами. Граф Гормас дает пощечину дону Диего непосредственно на сцене (это 200 лет осуждалось классиками).

Первоначальный толчок действия – оскорбленное самолюбие тщеславного придворного – отца Химены . Т.обр акт индивидуального своеволия, мелкая личная страсть . – зависть честолюбца, создает трагический конфликт , разрушающий счастье молодой четы. Именно поэтому для Корнеля оказалось невозможным свести действие пьесы к стоическому отречению героев от любви и счастья

Сталкиваются в душах героев: родовая фамильная честь и любовное чувство

Родриго убивает отца Химены. У неё тоже долг противостоит чувству: она требует смерти Родриго (от короля). Но нападают мавры, и Родриго их побеждает. И теперь требования Химены для короля неубедительны,т.к. Родриго спас государство . Она продолжает настаивать, но король судит с иной позиции, и если она сейчас не согласна, то пусть попозже выйдет за Родриго. А он ещё насовершает подвигов для страны.

Проблематика : Конфликт чувства и долга «Симметрично гл. герои. Вообще пьеса - как цепь ситуаций, скрепы которых за сценой (события ), а персонажи разбирают их результаты: действие – психологическое.

По ходу сюжета конфликт изменяется : чувство – остается тем же, а долг – из родового – в гражданский. Именно таковой оказывается итоговым. Решающим; и именно отступление от него явилось изначально истоком конфликта. (гр Гормас не подчиняется воле короля; для него свой интерес, желание – выше); гр Гормас: «Как ни возвышен трон, но люди все подобны // Судить ошибочно и короли способны »).

Так сразу задается важность рамок, границ, меры для обуздания отдельных, личных притязаний . Такая мера – королевская власть . Т.обр. * в социально-политическом плане она – залог стабильности, безопасности; * в нравственном – критерий, ориентир; * в художественном – ключ к развязке (часто король как deus ex machine).

А внутри человека победа разумного (=общего) начала дается с трудом и постоянно оспаривается другим началом. Например, у Химены – постоянное волнение, ей советуют: отдохни, успокойся (индив перехлест).

Но: художественно весомее оказывается именно личное, лирическое, потому что:

1)​ образ короля схематичен, бледен 2)​ очень подробно внутренний мир героев, и они безвинны -> симпатия к ним, жертвам (не случайно гражданский долг не противопоставлен, не противоречит любви. – так он справедлив ) 3)образ Инфанты как лирическое сопровождение; одинока, печальна, жертвенна

Это характерно для Корнеля, к-ый утверждает ценность не столько государственного, гражданского, сколько – человеческого Здесь они приходят к гармонии -> трагикомедия Это и стало главной причиной претензий -> Спор о «Сиде »:

Сначала пародия на пьесу, критические разборы, потом выступление самого Ришелье. А главное – недостаточная убедительность победы гражданского долга (Химена подчинилась, потому что это соответствует её любви ) Ришелье санкционировал обсуждение во Французской Академии. Под руководством Ришелье – итоговое «Мнение Французской академии о трагикомедии «Сид» (1637) (толстый том)

Были учтены все отступления от логики, от правил. Особенно характер Химены: слишком предана любви; благополучная не оправдана, потому что не диктуется государственной необходимостью (нет жертвы). Нарушение единств: действия – образ инфанты; места - дворец + дом Химены, времени – подсчитали, что оказывается не меньше 36-ти часов + формы – стансы Родриго и инфанты

«Спор» способствовал углублению и уточнению классицистической теории

Действительно, много не классицистического: сюжет не античный, а средневековый; жанр трагикомедии; в стиле – еще черты барокко (маньеризма)

С замечаниями Корнель не согласился и возражал в позднейших предисловиях к «Сиду», то ссылаясь на Аристотеля и доказывая, что верен его авторитетным правилам (прежде всего, что страдающий не должен быть ни абсолютно добродетельным, ни абсолютно злым, только с человеческой слабостью; и что угроза ему исходит от любимого и любящего); То критикуя классические правила за схематизм и давление (сжимают время и место). И говорит о выстроенности, просчитанности эффекта воздействия на сочувствие зрителей (пощёчину показал, а возмездие – гибель графа на поединке – нет, чтобы сохранить симпатию зрителей к обиженному -> к Родриго )

Герой корнелевской трагедии, например Родриго, изображается растущим на наших глазах. Из никому не известного юноши он превращается в бесстрашного воина и искусного полководца. Слава Родриго - дело его рук. Слава не достается ему по наследству, не дана от рождения. Он далек в этом смысле от феодальных традиций и является наследником эпохи Возрождения.

Для Корнеля как представителя культуры XVII в. характерен пристальный интерес к человеческой мысли. Человек действует у него после глубоких размышлений. Главное для Корнеля не в том, что сознание преобладает над бытием, а в том, что сознание принадлежит человеку, а не богу. Корнеля отличает не его идеализм, а его гуманизм.

Борьба с преимущественным изображением внешнего мира предполагала более детальное раскрытие души человека, области сознания, эмоций, страстей, идей, что являлось очень значительным шагом вперед в художественном развитии.

Родриго, Химена, инфанта не ограничены в «Сиде» одной страстью, которая всецело владела бы каждым из них. У Химены совмещаются и любовь к Родриго, и мысль о своей фамильной чести. В Родриго сосуществуют и страсть к Химене, и преданность роду, и любовь к родине. Семейный и патриотический долг для Родриго - это не трезвые веления рассудка, а прежде всего неодолимый зов сердца.

Гуманистические тенденции Корнеля сочетаются в его сознании с признанием королевской власти как наиболее авторитетной общественной силы современности.

если бы Корнель ограничился внешним поведением, «Сид» вряд ли стал бы той эпохальной пьесой, которая на два века определила тип и характер французской трагедии. Художественная правда ставит под сомнение отвлеченную моральную схему. Для Корнеля долг родовой чести не способен уравновесить силу живого чувства двух любящих. Долг этот не является безусловно «разумным» началом - ведь источником конфликта послужило не противоборство двух равноправных высоких идей, а всего лишь оскорбленное тщеславие графа Гормаса, обойденного монаршей милостью

Корнель не мог признать абсолютную ценность этого индивидуалистически понимаемого долга и свести содержание пьесы к стоическому отречению героев от любви: вопреки своим поступкам, они продолжают любить друг друга. Психологическое, идейное и сюжетное разрешение конфликта Корнель находит, вводя в пьесу истинно высокое сверхличное начало, высший долг

В "Сиде" политическая проблематика не выразилась в риторических пассажах и даже не являлась сюжетообразующим началом пьесы

В дни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах - времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимостью, смело их нарушал.

Современники очень ценили в поэте исторического бытописателя. «Сид» (средневековая Испания), «Гораций» (эпоха царей в римской истории), «Цинна» (императорский Рим), «Помпеи» (гражданские войны в Римском государстве), «Аттила» (монгольское нашествие), «Гераклиус» (Византийская империя), «Полиевкт» (эпоха первоначального-"христианства) и т. д.-все эти трагедии, как и другие, построены на использовании исторических фактов. Корнель брал наиболее острые, драматические моменты из исторического прошлого, изображая столкновения различных политических и религиозных систем, судьбы людей в моменты крупных исторических сдвигов и переворотов. Корнель по преимуществу писатель политический.

Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план. Он, конечно, понимал, что театр - это не парламент, что трагедия - не политический трактат, что «драматическое про­изведение есть...- портрет человеческих поступков... портрет тем совершеннее, чем больше он походит на оригинал» («Рассуждения о трех единствах»). И тем не менее строил свои трагедии по типу политических диспутов.

^ Трагедия Сид (по определению Корнеля – трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характеры создаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Характером обладают те персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Он борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность. Герои Корнеля выше обыкн чел, они люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, и - они люди большой воли…(образы по чит дн)



Из многочисленных истории, связанных с именем Сида, Корнель взял лишь одну – историю его женитьбы. Он до предела упростил схему сюжета, свел действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события и оставил только чувства героев

Конфликт. Корнель раскрывает новый конфликт – борьбу между чувством и долгом – через систему более конкретных конфликтов. Первый из них – конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. Второй – конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м, перед своим королем. Третий – конфликт фамильного долга и долга перед государством. Эти конфликты раскрываются в опр., последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены – первый, затем через образ инфанты (дочери короля), подавляющей свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, - второй, и наконец, через образ короля Испании Фернандо – третий.



Против пьесы была развернута целая кампания, длившаяся 2 года. На нее обрушился целый ряд критических статей, написанных Мере, Скюдери, Клавере и др. Мере обвинял К. в плагиате (видимо, с Гильена де Кастро), Скюдери разбирал пьесу с т. з. «Поэтики» Аристотеля. К. осуждали за то, что он не соблюдал 3 единства, и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ Химены, за то, что она выходит замуж за убийцу отца. Против пьесы было образовано и специальное «Мнение французской академии о «Сиде», отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье. Нападки до такой степени подействовали на драматурга, что сначала он замолчал на 3 года, а затем попытался учесть пожелания. Но бесполезно – «Гораций» Ришелье тоже не понравился.

Упреки, брошенные «Сиду», отражали реальные особенности, отличавшие его от современных «правильных» трагедий. Но именно эти особенности определили драматическое напряжение, динамизм, обеспечившие пьесе долгую сценическую жизнь. «Сид» и поныне входит в мировой театральный репертуар. Эти же «недостатки» пьесы были два века спустя после ее создания высоко оценены романтиками, исключившими «Сида» из числа отвергаемых ими классицистских трагедий. Необычность его драматической структуры оценил и молодой Пушкин, писавший в 1825 г. Н. Н. Раевскому: «Истинные гении трагедии никогда не заботились о правдоподобии. Посмотрите, как Корнель ловко управился с Сидом “А, вам угодно соблюдение правила о 24 часах? Извольте” - и нагромоздил событий на 4 месяца» .

Дискуссия о «Сиде» послужила поводом для четкой формулировки правил классической трагедии. «Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”» стало одним из программных манифестов классической школы.

Основной трагический конфликт трагедии Пьера Корнеля «Сид» строится на столкновении личного чувства – страстной любви Родриго и Химены – с долгом, который каждый из них считает более высоким, «сверхличным», началом. Таким «сверхличным» долгом представляется им обоим защита фамильной чети. В соответствие с основной философско-моральной концепцией Корнеля «разумная» воля, сознание долга торжествует над «неразумной» страстью.
Конфликт индивидуального чувства и общественного долга и составляет суть трагической коллизии. И ни одно действующее лицо в «Сиде» не избегло этого рокового конфликта; это ведущее противоречие пронизывает поступки и судьбы героев.
Принципиальная новизна, коренные отличия «Сида» от других современных трагедий заключались в остроте психологического конфликта, построенного на большой и актуальной морально-общественной проблеме. Это и определило ее успех. Значительно упростив фабулу испанской пьесы, изъяв из нее второстепенные эпизоды и лишних персонажей. Корнель сосредоточил все внимание на душевной борьбе и психологических переживаний героев.
Необычайно ярко все эти принципы проявились в образе доньи Урраки, инфанты кастильской.
Одно из обвинений, предъявленных Корнелю после опубликования «Сида», заключалось в том, что инфанта кастильская – лишний персонаж в трагедии. Херасков, первый переводчик «Сида», вообще убирает сюжетную линию, тем самым значительно упрощая проблематику произведения. На мой взгляд, такое пренебрежительное отношение к героине совершенно не заслужено: роль сюжетной линии инфанты необычайно важна. Это я попытаюсь доказать в своей работе.
Инфанта любит Родриго, но долг повелевает ей заглушить в себе это чувство. Воспитательница инфанты Леонора напоминает ей о долге и порицает пыл, объявший душу юной наследницы престола:
Принцесса может ли, забыв свой сан и кровь,
К простому рыцарю восчувствовать любовь?
А мненье короля? А всей Кастильи мненье?
Вы помните иль нет свое происхожденье?
И инфанта отвечает на эту речь, как и подобает наследнице монарха и дочери своего абсолютистского века:
Я помню - и скорей всю кровь пролью из ран,
Чем соглашусь забыть и запятнать мой сан.
Казалось бы, решение принято, чувство подавлено и противоречие разрешено. Однако чувство не покидает поля битвы. Инфанта признается:
Я силюсь с ним порвать - и неохотно рву...
Я вижу, что душа раздвоена во мне

Раздвоение души, о котором говорит инфанта, и являет разлад общего и индивидуального.
Инфанта предпочитает долг чувству, при этом она не отрекается от любви, а, наоборот, ценит ее. Пусть донья Уррака понимает, что ей не предначертано быть с Родриго, все же она уважает свое чувство, изредка лелеет надежду и все равно поступает, как подобает ее благородному происхождению:
Не называй ее постыдной; надо мной
Ей суждено царить и властвовать одной;
Будь к ней почтительна, она мне всех дороже.
Я стойко с ней борюсь, но я надеюсь все же;
И сердце, покорясь надежде дорогой,
Летит за счастием, утраченным другой.
В «действующих лицах» интересующая нас героиня обозначена как «донья Уррака, инфанта кастильская» . При этом в самом тексте трагедии автор, указывая, что следующие слова принадлежат ей, называет героиню инфантой. Корнель подчеркивает, что, прежде всего, важно происхождение героини: она инфанта. Имя же, как таковое, индивидуально. Донья Уррака – определенная женщина со своей личной судьбой. Счастье, любовь она готова принести в жертву своему благородному происхождению. По сути, личное уступает место «сверхличному», как уже было сказано ранее.
Инфанта не просто отказывается от Родриго, она собственноручно устраивает его личную жизнь
<…> Мои трудились руки,
Чтоб душу ей пронзить стрелами нежной муки.
Родриго дорог ей; он ей подарен мною;
Он торжеством своим обязан мне одной.
Я этих любящих сама сковала страстью
И потому должна сочувствовать их счастью.
Это поистине тяжелое решение для влюбленной девушки – единственный способ лишить королевскую дочь надежд:
Я уступила то, чем овладеть не смела:
Ему, взамен себя, Химену я даю,
И я зажгла их страсть, чтоб угасить мою…
<…>И я супругами увижу этих двух,
Мои мечты умрут, но исцелится дух.
Этот выбор дается инфанте нелегко: она знает, что другого выхода нет, но все же с душевными переживаниями ей сложно справиться. Это подчеркивает нравственный характер героини.
Донье Урраке приходится скрывать свое чувство. Даже воспитательница Леонора узнает о любви инфанты уже после того, как героиня «подарила» возлюбленного Химене и наблюдает за развитием их отношений со стороны.
Донья Уррака одинока. Все свои переживания она держит в себе, и от этого она еще несчастнее: «Скорбь тяжела вдвойне под кровом тайны темной» .
Примечательно, что на протяжении всей пьесы мы так и не становимся свидетелями разговора инфанты и самого Сида. Дон Родриго, вероятно, и не подозревает о чувствах доньи Урраки к нему. Инфанта наблюдает со стороны за своим возлюбленным, при этом она, по сути, и устраивает его судьбу: сначала «творит» любовь между Хименой и Родриго, а затем, после всех трагических событий, мирит их.
Необычайно интересны взаимоотношения инфанты и Химены. Донья Уррака «отдала» своего возлюбленного другой женщине. По сути, ее сердце должно волновать если не ненависть, то уж точно жгучая ревность. Но что мы видим? Для доньи Урраки Химена не соперница, а подруга. Она искренне успокаивает возлюбленную дона Родриго. Конечно, для инфанты эта любовь необычайно важна, брак Химены и Родриго – крушение всех надежд, которого так жаждет королевская дочь: «Мои мечты умрут, но исцелится дух ». Но все же ревность должна была хоть как-то проявиться. Неприязнь к Химене совершенно не выражается в разговоре, даже можно с большой вероятностью предположить, что ее просто нет. Донья Уррака искренне сочувствует молодой девушке:
Поверь, твоих надежд их ссора не разрушит:
Миг породил ее, и миг ее потушит.
Чрезмерность отклика положит ей конец:
Их примирения желает мой отец;
А я, чтоб радостней тебя увидеть снова,
На невозможное отважиться готова.
Или после убийства графа и совершения всех подвигов Сидом донья Уррака вновь искренне сочувствует Химене:
Я не забвения несу тебе бальзам;
Я приобщить хочу мой вздох к твоим слезам.
В диалоге Химены и инфанты (Действие IV, явление 2) непонятно в какой роли выступает донья Уррака – влюбленная женщина или справедливый правитель. Она пытается уговорить Химену оставить в покое дона Родриго, его жизнь необычайно важна для государства. Инфанта предлагает Химене лишить Родриго любви, но не отнимать его жизнь:
То был твой долг вчера; сегодня он не тот.
Родриго нам теперь единственный оплот,
Надежда и любовь простых людей и знати,
Кастильи верный щит и ужас маврской рати.
Согласен сам король с народною молвой,
Что в образе его воскрес родитель твой;
Короче, говоря без лести и коварства,
В его погибели - погибель государства.
И ты решилась бы, свой защищая дом,
Отдать отечество на вражеский разгром?
За что нас подвергать ужасному удару
И в чем преступны мы, чтоб несть такую кару?
Ты не обязана, конечно, взять в мужья
Того, к кому вражда оправдана твоя:
На это я сама взглянула бы с тревогой;
Лиши его любви, но жизнь его не трогай.
Только в этом моменте соединяются интересы личные и государственные. Но этой мечте не суждено сбыться – инфанта понимает, что любовь, которую она сама же сотворила, не исчезла и единственное, что ей остается, - это соединить влюбленных.
Любовь инфанты – это не мимолетная страсть, а благородное чувство. В начале трагедии она жертвует своим чувством во имя своего благородного происхождения. Затем, когда дон Родриго становится Сидом, «властителем двух царей» , инфанта уже может быть с ним. Но она снова отказывается от всяких попыток сблизиться с доном Родриго, тут донья Уррака выполняет долг уже нравственного характера:
Уже не к рыцарю летит моя мечта.
То не Родриго, нет, не наших слуг потомок;
Для сердца моего он по-иному громок:
То славный паладин, всех выше и храбрей,
Неустрашимый Сид, властитель двух царей.
Все ж я себя сломлю: не в страхе осужденья,
Но чтобы не смущать столь верного служенья;
Хотя б, в угоду мне, вручили скиптр ему,
Я отданного мной обратно не возьму.
И так как в час суда он победит бесспорно,
Химене тот же дар я принесу повторно.
А ты, свидетель мой в мучительной борьбе,
Смотри, могу ль я быть верна сама себе.
Именно инфанте выпадает честь вручить Химену Родриго – свою подругу своему возлюбленному:
Забудь, Химена, скорбь и, как залог покоя,
Прими из рук моих счастливого героя.
В последнем явлении пьесы она действует увереннее, надежды больше нет, путеводной звездой королевской дочери становится только благородство. Инфанта дала слово своей воспитательнице Леоноре «быть верной самой себе» и с поистине королевской выдержкой выполняет его.
Инфанта обладает потрясающем благородством, дважды она отказывается от чувства в пользу долга, сначала социального, затем нравственного характера. И эта невероятно сильная духом героиня, чьи моральные принципы непоколебимы ничем, любит дона Родриго. Её любовь – дополнительное свидетельство благородства героя, его достоинства.
Не случайно именно инфанта предсказывает будущее величие Родриго, пока ещё ничего не свершившего:
Я это знаю: да; пусть мало я боролась,
Тот, кем повержен граф, свершит все что угодно
Мне хочется мечтать, что в счастливой борьбе
Он царства целые поработит себе;
И льстящая любовь, сметая все преграды,
Являет мне его занявшим трон Гранады,
Он маврам трепетным дарует свой закон,
Завоевателя встречает Арагон,
Смят португальский стяг, и громкие походы
Несут его судьбу через морские воды,
Чтоб кровью Африки кропить его венцы;
Всего, чем памятны славнейшие бойцы,
Я от Родриго жду вослед за этим боем
И буду лишь горда, любимая героем.
В начале XVII века, когда начал творить Корнель (1606-1684 гг.) в экономике и политике Франции не были изжиты последствия междоусобных войн, не было достигнуто прочного единства страны. Любое ослабление центральной власти ставило под угрозу объединения Франции. Образ донья Урраки, впрочем, как и образ дона Фернандо, позволяет думать, что автор "Сида" уверен в необходимости для царских особ следовать законам разума и справедливости. Такой абсолютизм потом назовут просвещенным. Донья Уррака – сильная личность, которая согласна пожертвовать личным счастьем во имя благоденствия народа. Именно такой должен быть идеальный монарх – благородный, справедливый, разумный, для которого долг превыше чувства. Именно такой правитель нужен был Франции в то время. Эта чисто классицистическая концепция пройдет красной нитью через все последующее творчество драматурга.
Принцип контраста, антитезы, лежащий в основе композиции сюжета и расстановки персонажей, пронизывает и самую структуру корнелевского стиха. В речи инфанты, если сравнивать со словами других персонажей, это принцип выразился максимально ярко. Приведу несколько примеров. Состояние в душе инфанты построено на антитезе: чувство и долг – брак между Хименой и Родриго «немилый и желанный» , любовь – «прелестный яд»:
Я вижу, что душа раздвоена во мне:
Высоко мужество, но сердце все в огне.
Мне страшен этот брак: немилый и желанный,
Он сердцу не сулит отрады долгожданной;
Так властны надо мной и страсть моя и честь,
Что будет он или нет, мне этого не снесть.
Но на этом противоборство в сознании доньи Урраки не заканчивается. Когда инфанта узнает, что после смерти графа Химена и Родриго не могут быть вместе, она скорбит не только из-за воскрешения пустых надежд, но и переживается за подругу:
Какое странное меня томит волненье!
О ней (о Химене – Х.М.) душа скорбит, а им восхищена;
Сердечный мир исчез, и страсть воскрешена.
По сути, сюжет не сильно пострадал, если бы Корнель вычеркнул из писка действующих лиц инфанту кастильскую, но проблематика бы существенно упростилась. Роль доньи Урраки, на мой взгляд, точно определила Н. А. Сигал в своей книге «Пьер Корнель 1606-1609»: «Действительно, королевская дочь не имеет влияния на развитие событий. Ее роль можно определить как лирический комментарий к происходящему. Но ее чувства и речи глубоко содержательны. Любя Родриго, она скрывает и подавляет свою страсть, помня о своем высоком сане и одновременно сочувствуя влюбленным» . Благородство инфанты поражает: сначала она выполняет долг наследницы престола, а за тем долг нравственного характера. Сомнения относительно минимальны и скрыты от посторонних глаз: душевные страдания инфанта держит в себе. Инфанта не просто носитель определенных идей, она трагическая фигура. Она не слепо повинуется судьбе: несмотря ни на что, донья Уррака продолжает надеяться, Корнель показывает остроту ее душевных переживаний. Это подчеркивает е благородство: сила ее духа познается в борьбе долга и чувства.
Любовь такой женщины – дополнительное свидетельство благородства героя. Она предсказывает возвышение Родриго.
В образе доньи Урраки соединились черты идеального правителя: справедливость, разумность и честь.
А. Д. Михайлова в своей статье «Театр Корнеля» пишет, что образ инфанты «связан с поэтической грустью и каким-то ненавязчивым обаянием», ведь инфанта донья Уррака, тайно, без надежды и без желаний любящая Родриго, никак не вредит сопернице, и лишь однажды на какое-то мгновение она простодушно размечталась о своем несбыточном счастье.

В этой статье мы расскажем вам о произведении, которое создал Корнель. "Сид", краткое содержание которого описывается ниже, автор написал в 1636 году. Кроме пересказа, вы найдете в этом тексте историю его создания, критику. Итак, начинаем описывать драму, которую создал Корнель ("Сид"). Краткое содержание познакомит вас с основными событиями, после чего проведем анализ произведения.

Начало действия

Эльвира, воспитательница, приносит приятную весть донье Химене: отец девушки, граф Гормас, хочет иметь зятем дона Родриго, а не дона Санчо. Именно в него влюблена Химена.

Этот дворянин является также предметом воздыхания Урраки, дочери кастильского короля, подруги девушки. Однако она является невольницей своего положения: лишь равного по рождению велит Урраке сделать своим супругом долг. Инфанта, желая прекратить свои страдания, делала все для того, чтобы Родриго женился на Химене. Она ждет свадьбы, которая должна положить конец ее надеждам и мучениям.

Граф Гормас и дон Диего, отцы Химены и Родриго, - верные подданные короля. Граф - надежная опора престола и сейчас, а у Диего время подвигов уже позади. Он не может в свои годы водить против неверных христианские полки, как раньше.

Поединок графа Гормаса и дона Диего

Опишем следующие события драмы, которую создал П. Корнель ("Сид"). Краткое содержание рассказывает о том, что Фердинанд, король, решил выбрать наставником для своего сына дона Диего, чем подверг испытанию давнюю дружбу этих двух вельмож. Гормас посчитал этот выбор несправедливым. Рассуждения о достоинствах каждого переходят в ссору. Граф в конце концов дает пощечину дону Диего, и тот достает шпагу, которую противник выбивает у него. Но Гормас не может продолжить поединка, поскольку убить старика было бы позором для него.

Дон Диего решает отправить на бой сына

Лишь кровью можно смыть оскорбление дона Диего. Он велит поэтому своему сыну вызывать врага на бой. В смятении Родриго - ему придется поднять руку на родителя своей возлюбленной. В его душе борются два долга, и сыновний побеждает, что показывает нам Корнель ("Сид").

Химена сетует на тщеславие отцов. Ни один из возможных вариантов развития событий не сулит девушке добра. Погибни Родриго - погибнет и ее счастье, а если он победит, станет невозможным для нее союз с убийцей собственного отца. Даже если поединок не состоится, будет опозорен Родриго и не сможет называться больше дворянином.

В утешение ей донья Уррака предлагает, чтобы Родриго состоял при ней, а там, возможно, все уладят при посредстве короля отцы. Но опоздала инфанта - дуэлянты уже отправились на место поединка.

Описанные обстоятельства вызывают в душе Урраки двойственные чувства. Скорбя, она тайно и радуется, в сердце ее вновь поселяется надежда. Мысленно она представляет Родриго завоевавшим королевства и ставшим тем самым ей равным.

Родриго убивает Гормаса

Король велит взять под стражу непокорного Гормаса. Но к тому времени он уже сражен рукой Родриго. Перед Фердинандом предстает Химена, моля о смерти для убийцы. Король решает судить Родриго.

Тот приходит в дом Гормаса, чтобы предстать перед Хименой. Эльвира, воспитательница девушки, напугана, встретив его, поскольку Химена вернуться может не одна, и если Родриго увидят дома у нее, падет тень на честь девушки. Герой прячется.

Химена приходит вместе с доном Санчо, предлагающим стать орудием возмездия. Не соглашается девушка с его предложением, полагаясь на королевский суд.

Признание Химены

Химена признается воспитательнице, что любит Родриго, поэтому, обрекая того на казнь, она вместе с ним отправится на смерть. Слышит эти слова Родриго и выходит из укрытия. Он молит свершить суд над ним, протягивая девушке меч. Но Химена гонит прочь Родриго.

Рад дон Диего, что сын смысл пятно позора с него. Насчет Химены он говорит, что возлюбленных меняют. Но Родриго любит девушку и призывает лишь смерть.

Родриго побеждает мавров

Дон Диего предлагает сыну отразить войско мавров, встав во главе отряда смельчаков. Вылазка приносит блестящую победу кастильцам - двое мавританских царей попадают в плен. Все превозносят Родриго, лишь Химена жаждет мщения.

Инфанта уговаривает девушку отказаться от мести. Ведь Родриго, щит и оплот Кастилии, должен продолжать служить государю. Но Химена настаивает на исполнении долга. Однако она напрасно надеется на суд короля - Фердинанд восхищен Родриго. Он решает последовать примеру царей мавров, которые величали этого героя Сидом в разговорах с королем. Сид - это повелитель, господин. Отныне он будет зваться так.

Химена, несмотря на почести, оказанные Родриго, молит короля об отмщении. Фердинанд, видя, что девушка любит этого героя, решает проверить ее чувства. Он сообщает, что Родриго умер от ран. Смертельно бледнеет Химена, но, узнав, что это ложь, оправдывает свою реакцию тем, что, погибни Сид от рук мавров, это не смыло бы позора с нее, она была бы лишена возможности мести.

Решение короля

Химена объявляет, что одолевший Родриго станет ее мужем. Вызывается сразиться с ним дон Санчо. Это не по душе королю, но он соглашается дозволить поединок, при этом выдвинув условие, что рука Химены достанется тому, кто выйдет из него победителем.

Является Родриго проститься к Химене. Та недоумевает, ведь дон Санчо вовсе не силен. Но юноша говорит, что на казнь отправляется, а не на бой. Не желая его смерти, девушка говорит о том, что нельзя этому герою умереть от руки Санчо, ведь это повредит его славе, а Химене радостнее сознавать, что ее отца убил один из величайших рыцарей. Но в конце концов героиня просит победить Родриго, чтобы ей не выходить замуж за нелюбимого.

Смятение царит в душе Химены. Она не хочет, чтобы Родриго погиб, но и другой расклад не приносит облегчения девушке. Перед ней предстает Санчо с обнаженным мечом, рассказывает о поединке. Но она не слушает его, спешит к королю, прося не вынуждать ее выходить замуж за победителя. Девушка готова отдать все состояние ему, а сама уйти в монастырь.

Чем на самом деле закончился поединок?

Однако выясняется, что Родриго выбил из рук противника меч, но не захотел его убивать. Король говорит, что поединок смыл пятно позора с Химены, и вручает девушке руку Родриго. Но она не может стать женой человека, который убил ее отца. Тогда Фердинанд решает подождать - он переносит свадьбу на год. За это время девушка простит Родриго, а тот совершит множество подвигов во славу короля и Кастилии.

Так заканчивается "Сид" Корнеля.

История создания произведения

Трагедию эту сам автор определял словом "трагикомедия", таким образом подчеркивая счастливый финал, который в трагедии невозможен. "Сид" Корнеля был написан в 1636 году, когда автор находился в Руане. Родриго Диас, герой Реконкисты в Испании, стал главным героем этой пьесы. Он был известен под именем Сида Кампеадора. Корнель использовал как литературный материал драму "Молодость Сида" Гильена де Кастро, а также испанские романсы. Он позаимствовал из вышеуказанной пьесы 72 стиха. В эпоху классицизма подобные заимствования не являлись исключениями. В Театре Маре состоялась первая постановка этого произведения в 1636 году, в декабре (по некоторым источникам, она была сделана в следующем году, в январе).

Конфликт в произведении и изображение героев (Пьер Корнель, "Сид")

Анализ произведения показывает, что конфликт, предстающий перед нами в этой драме, является очень характерным для драматургии классического периода. Именно в традиции классицизма работал этот автор. Конфликт между личностными и общезначимыми ценностями проводит в пьесе "Сид", краткое содержание которого было нами рассмотрено, представляет эти ценности как разные. Многократно оказываются герои пьесы перед выбором, каждая их мотивация и действие различны. Именно подобные ситуации выбора интересуют такого автора, как Корнель ("Сид"). Краткое содержание по главам показывает, что таких сцен в пьесе очень много.

В 17 веке существовало представление, что личное оскорбление может передаваться родственнику оскорбленного, поэтому на поединок отправляется Родриго.

"Сид" является первой во французской литературе пьесой, в которой были показаны душевные муки героя, совершающего выбор между чувством и долгом. Конфликт между личным счастьем и честью автор разрешает, вводя в произведение идею долга еще более высокого, чем родовая честь, - перед монархом, перед страной. Именно он трактуется в "Сиде" как единственно подлинный. В национального героя превращает Родриго исполнение данного долга. Над ним становятся не властны этические феодальные нормы, поскольку их заменяет государственная необходимость.

Изображение героев в "Сиде" является также характерным для классицизма. Они вызывают преклонение и восхищение героической цельностью. Подобный стиль изображения, одной краской (либо целиком положительными, либо целиком отрицательными), является типичным для творчества этого автора.

Драма эта создана с использованием александрийского стиха, представляющего собой во французском языке шестистопный ямб, написанный с парной рифмовкой.

Критика "Сида"

Несмотря на то что в "Сиде" были соблюдены основные требования классицизма, Корнель переосмыслил их, и в результате получилось первое театральное произведение в данном стиле. Например, принцип "единства дворца" был истолкован как "единство города", а продолжительность действия составила 30 часов, а не сутки. Подобные отступления стали поводом для критики этой драмы, которую упрекали также за "нескромное" поведение Химены, побочную линию инфанты, влюбленной в Родриго, а также множество событий, являющихся неправдоподобным.

Нападки, однако, лежали в области политики, а вовсе не искусства. Испанцы как герои, показанные благородными и смелыми людьми, для были некстати. Он вел борьбу с Испанией за влияние в Европе, поэтому не хотел видеть пьесу, показывающую соперников в положительном ключе. Вызывал опасения и непокорный характер Родриго. Кроме того, Корнель был обвинен в плагиате. Однако публика приняла произведение столь восторженно, что даже появилось выражение "прекрасно, как "Сид"". Но для Корнеля эта трагикомедия стала последней. После этого он творил уже в соответствии с принятыми канонами, а в переиздании 1648 года именовал трагедией Корнель "Сид".

Краткое содержание по действиям, анализ произведения были представлены несколько поверхностно. Ознакомившись с оригиналом, вы поймете, почему существует выражение "прекрасно, как "Сид"". Произведение написано блестяще. До сих пор вызывает восхищение драма, которую создал Пьер Корнель ("Сид"). Анализ ее проводили многие исследователи. Особенно следует выделить Н.П. Кабанову, создавшую прекрасные статьи, посвященные этому произведению. "Сид" Корнеля в кратком содержании, конечно, сильно уступает оригиналу этой драмы.