Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Католики и православные: в чем разница между данными религиями? Кем являются армяне по вероисповеданию? Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Католики и православные: в чем разница между данными религиями? Кем являются армяне по вероисповеданию? Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Католицизм как одно из главных направлений в христианстве окончательно сформировался в результате первого крупного раскола (разделения церквей) в христианстве в 1054 Распространен он в основном в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен.

Он имеет много общего с православием (вера в два источники вероучения - Священное Писание, Священное Предание, в божественную Троицу, спасительную миссию церкви, в бессмертие души, загробную жизнь) и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразным приспособлением к стремительному изменению социальной деятельности и нового религиозного сознания. Он дополнил Символ Веры новыми догматами, которых не знает православная церковь.

Основными догматами католицизма, отличающие его от других течений в христианстве, с догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, а также о непогрешимости Папы Римского. Принятие этого догмата папство добилось только в 1870 Вселенским собором в Ватикане. В борьбе за духовную и светскую власть папы вступали в многочисленные союзы с королями, пользовались опекой мощных феодалов, усиливали политический излив.

Еще один догмат католицизма о "чистилище" - принятый в 1439 г.. На Флорентийском соборе. Сущность его заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов, после чего переходит в ад или рай. Очистка дат осуществляется путем различных испытаний, Родные и близкие покойного с помощью молитв и пожертвований в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище", ускорить ее выход оттуда. Итак, судьбу души определяла не только поведение человека в земной жизни, но и материальные возможности близких покойного.

Очень важным в католицизме положение об особой роли духовенства, по которому человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно обладать особыми правами и привилегиями. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, написанную на латыни, которой не обладает большая часть верующих. Духовенство имеет особые права на причастие. Если миряне причащаются только "телом Божиим" (хлебом), то духовенство - его кровью (вином), что подчеркивает его особые заслуги перед Богом. Для всех церковнослужителей обязательное безбрачие (целибат).

Католическая-догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о своих мыслях и поступках; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь позволяет католической церкви влиять на общество, особенно на женщин.

Вероучение утверждает, что Христос, Богоматерь и святые имеют такое количество наград, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот потенциал Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может делегировать определенную часть этих дел верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати ведал специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.

Многие своеобразного есть и в католическом культе, которому присущи пышность и торжественность. Богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровыми песнопениями. Происходит оно на латинском языке. Считается, что во время литургии (мессы) происходит превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Именно поэтому вне таинством евхаристии (причастия), а значит - вне церкви спасение невозможно.

Очень большую роль играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство заимствовало его в древних религий, Богородицу почитали как Богиню-мать. Богиню плодородия. В христианской религии Богородица представлена непорочной девой Марией, которая Родила от Святого Духа ребенка Иисуса, Сына Божия. В католицизме почитание Богородицы возведен в догмата, а ее культ какой-то мере даже отодвинул на задний план культ Бога-Отца и самого Христа. Католическая церковь утверждает, что в деве Марии женщины имеют свою заступницу перед Богом, что она может помочь им во всех жизненных ситуациях. На третьем Вселенском соборе (Эфес, 431) состоялось признание Марии Богородицей, а в 1854 г.. Было принято доказательство о ее непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Католики верят, что Мария вознеслась на небо не только душой, но и телом. Даже сформировался специальный теологический направление - мариология.

Значительное распространение получил культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви была провозглашена до 20 тыс. Святых и почти 200 тыс. Блаженных. Этот процесс оживился в последние десятилетия. Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 святых и 496 блаженных, а Пий XII провозглашал ежегодно в среднем по 5 святых и 40 блаженных.

Католическая идеология чрезвычайно подвижная. Это четко прослеживается в решениях второго Ватиканского собора, который пересмотрел немало представлений, перестали соответствовать задаче сохранения религии, принял 16 документов, в которых раскрыта сущность современного католического модернизма.

Соборная конституция о литургию позволяет упрощения многих обрядов и их приспособления к условиям. В частности, разрешено часть мессы проводить не на латыни, а на местном языке с использованием национальной музыки; рекомендуется больше времени отводить проповедям, а богослужение проводить несколько раз в день, чтобы лица, занятые на производстве, могли посетить их в удобное время.

Собор вынес рекомендации о включении в католического культа элементов местных религий, сближения с другими христианскими церквями, признание таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. В частности, признано действительным крещение католиков в православных храмах, а православных - в католических. Католикам Китая разрешалось поклоняться Конфуцию, чествовать по китайскому обычаю своих предков и тому подобное.

В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет международный центр управления - Ватикан и главу церкви - Папу Римского, которого выбирают пожизненно. Еще в 756 г.. На небольшой территории современной Италии возникла церковная государство - Папская область. Она просуществовала до 1870 г.. В процессе объединения Италии она была включена в Итальянского государства. После Первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI в 1929 заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папская государство - Ватикан. Ее площадь - 44 га. Имеет все государственные атрибуты (герб, флаг, гимн, вооруженные силы, деньги, тюрьму), дипломатические отношения со 100 странами мира. При папе существует правительство (римская, курия), который возглавляет кардинал - статс-секретарь (он и министр иностранных дел), а также совещательный орган - синод. Ватикан руководит 34 международными политическими внецерковной объединениями, координирует деятельность многих газет и журналов, учебных заведений.

Вражеские католицизма религиозные учения называли ересями, а их сторонников - еретиками. Церковь вела с ними чрезвычайно жестокую борьбу. Для этого введен специальный церковный суд - инквизицию. Тех, кого обвиняли в отступничестве от учения церкви, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, приговаривали к сожжению на костре. С особой жестокостью инквизиция действовала в Испании. Утвержденный ею перечень "религиозных преступников" был таким большим, что мало кто из людей не попадал под его действие (не только еретики, но и те, кто защищал и прятал их).

Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов выше. Возглавляет католическую иерархию Священная коллегия кардиналов. Кардинал - высшая, духовная лицо после папы. Некоторые из них постоянно живут в Риме и возглавляют ватиканские учреждения, другие находятся в разных странах, где от имени Вата кану руководят местными организациями. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана есть государственный секретариат. Он знает дипломатическими делами со странами, с которыми Ватикан отношения. Постоянные послы - папские нунции. Италия и Ватикан также обмениваются послами. При отсутствии постоянных дипломатических отношений Ватикан направляет временных представителей - легатов.

Ордена монахов действуют по особым уставами, имеют строго централизованную структуру. Возглавляют их генералы, генеральные магистры, которым подчинены провинциалы (провинциальные приоры), магистры, а магистрам - аббаты и Конвентуальных приоры. Над всеми ними главенствуе генеральный капитул - собрание руководителей разных рангов, которое происходит раз в несколько лет. Ордена подчинены непосредственно Папе Римскому, в какой бы стране они ни находились. Одним из первых среди них орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурийським. Особым влиянием пользовался он в X-XI вв. Сейчас бенедиктинцы существуют в странах Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-XIII вв. возникло много монашеских орденов. Среди них важное место принадлежит так называемым нищенским орденам; францисканском, основанном в XVIII в. святым Франциском - 27 тыс. человек; доминиканском - 10 тыс. человек. Чтобы вступить в ордена кармелитов, августинцев, следовало отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Орден францисканцев получил определенные привилегии от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В его руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев (братьев-проповедников), основанный в 1215 Домиником, был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения ХII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города.

В 1534 возник орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Игнатием сальных (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Будучи одной из воинствующих организаций католической церкви, преследовал ученых, пресекал свободомыслие, составлял индекс запрещенных книг, способствовал закреплению неограниченной папской власти. Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность), зарекаются в абсолютной покорности Папе Римскому, даже мысленно не могут подвергать сомнению его вимоги1. Устав ордена гласит: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения орден иезуитов разработал нормы морали. Иезуитский орден отличается от других тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить монастырский одежду. Они могут быть и тайными членами ордена. Поэтому данные о его численность приблизительные (до 90 тыс. Человек).

Сейчас существует около 180 монашеских орденов. Объединяя почти полтора миллиона монахов, они играют важную роль в осуществлении политики Ватикана, миссионерской деятельности.

Вся территория распространения католицизма делится на области (архиепархии). В настоящее время благодаря странам Африки и Азии количество их растет. В крупных епархиях есть викарные епископы (помощники епископов). В странах с большим количеством епархии и с автономией национальной церкви старший над всеми епископами - запас. При отсутствии такой автономии каждый епископ непосредственно подчинен Рима.

Учреждения Ватикана объединяют 9 конгрегаций, с трибуналы и несколько секретариатов. Конгрегации - своеобразные министерства, возглавляемые группой кардиналов (3-4 чел.) И главой - префектом. Важнейшие из них; Конгрегация священной канцелярии и Конгрегация пропаганды веры (осуществляет миссионерскую деятельность в основном в странах Азии, Африки). Это самый богатый конгрегация, которая получает различные дотации от бизнесменов-католиков, даже представителей других религиозных направлений (баптисты) на создание сети семинарий, университетов, школ, в которых воспитывают местное население в духе католического вероучения. Конгрегация имеет свое издательство, богадельни, школы.

Католичество успешно "вписалось" в индустриальное и постиндустриальное общества. Адаптация церкви к условиям зрелого капитализма был основан Папой Львом XIII в в энциклике "О новых вещах", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулированы отношение католической церкви к новым реальностям индустриального общества в конце XIX - начале XX в. Она осуждала классовую борьбу, провозглашала неприкосновенность частной собственности, покровительство в отношении лиц наемного труда и тому подобное.

Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX в., Повлияли на деятельность Папы Иоанна XXИИИ. В попытках предотвратить угрозу гибели человечества в ядерной войне большую роль сыграла поддержка католической церковью принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, поддержал совместные действия верующих и неверующих в защиту мира. Более дальновидную и реалистичную позицию Ватикан начал занимать и по проблемам Африки, Латинской Америки, Азии. Своевременное отграничения от классического колониализма благотворно повлияло на распространение католицизма в странах Африки, Латинской Америки.

Адаптация католичества к реалиям постиндустриального общества, учета социальных процессов; развернувшиеся в последней четверти XX в., связанные с именем Папы Иоанна Павла II, в деятельности которого четко прослеживаются три направления: первое касается внутренней политики церкви; второй - социальным вопросам; третий - внешней политики. В внутрицерковной политике он придерживается традиционных позиций: категорически осуждает разводы, аборты, попытки уравнять в правах женщин-монахинь со священниками, участие деятелей церкви в политической деятельности и тому подобное. Папа резко осудил тенденции к плюрализму, которые проявлялись в иезуитском ордене. Согласно его указаниям, Конгрегация по делам вероучения (в прошлом - инквизиция) осудила отдельных иезуитов США, Швейцарии, Германии, Нидерландов. В то же время на заседаниях Папской академии в Ватикане на чествовании столетия со дня рождения выдающегося ученого Альберта Энштейна с речью выступил сам Иоанн Павел II, признав ошибочным и несправедливым осуждения своего времени Галилео Галилея инквизицией.

Без внимания католической церкви не остается и семья. Широкий круг ее проблем рассматривает передача "Семья и вера", рассчитанная на супругов, родителей и детей. В них сформулированы взгляд католической церкви на причины кризисных явлений в семье, отчуждение детей от родителей.

В конце 50-х годов начинается переориентация европейской политики Ватикана: идею "малой Европы" меняет стремление к расширению "объединенной Европы". С приходом на престол Иоанна Павла II в основу такого понимания был положен тезис о совместных христианские, корни европейских наций. Для пропаганды концепции "неоевропеизму" используется трибуна ЮНЕСКО, международные культурные форумы.

Европа, согласно утверждениям Папы Римского, - комплекс наций, которые стали таковыми благодаря евангелизации. Внутреннее единство Европы является не только культурной, но и социальной необходимостью. Европе относится и ведущая роль в мировом контексте, благодаря ее специфической культурной традиции и неисчерпаемости сил. В настоящий Европе не существует противоречий между Востоком и Западом, она - единственная семья народов с различными взаимодополняющими особенностями. Сближение, интеграция европейских наций должны развиваться одновременно и в религиозном, и в культурном аспектах.

Для обоснования неоевропеизму Иоанн Павел II создал собственную концепцию нации. На переднем плане в ней - народ, потом отечество, религия, искусство, национальная культура. Европа, объединенная общностью происхождения, культурной истории и традиций, ценностей и фундаментальных основ организации жизни, может спастись от внутренних опасностей и апокалиптических конфликтов.

Европейская: культура основана на большой наследии -иудейський, греческой, римской, христианской. Но это наследие переживает глубокий кризис. Поэтому создание "новой Европы" связано с надеждой на религиозное возрождение. По словам Иоанна Павла II, "возрождение в христианском духе является одним средством спасения Европы". В 1985 г.. Папа издал энциклику "Апостолы славян", основная мысль которой заключается в необходимости объединения европейских стран на основе христианской культуры. Путь к единству между Востоком и Западом, утверждает Ватикан, в объединении христианских Церквей во вселенскую церковь и общей евангелизации, суть которой - установление прежде всего морального превосходства католической церкви. В этом четко прослеживаются политические цели. Пропагандируя единство Европы, Иоанн Павел II подчеркивает преимущество римско-католической церкви, поскольку "апостолы славян" якобы Работали с благословения и под контролем Пап Николая I, Андриана II и Иоанна VIII, будучи подданными Великой империи. Исторические документы свидетельствуют, однако, что Кирилл и Мефодий обращались в Рим оставь по дипломатическим вопросам.

80-е годы XX в. стали этапными для католицизма. На Чрезвычайном синоде епископов, посвященном 20-летию II Ватиканского собора, были проанализированы церковные дела за 20 лет после собора в контексте эволюции современного общества. Среди проблем были названы осложнения отношений церкви с миром. Богатые страны узнали секуляризм, атеизм, практический материализм. Этим вызвана, глубокий кризис фундаментальных нравственных ценностей. В развивающихся странах, царят бедность, голод, нищета. Синод пришел к выводу, что стремление к обновлению только внешних структур привело к забвению церкви Христа. В декларации "Призыв бога ко всем людям" синод призывает всех (не только католиков) к участию в создании "цивилизации солидарности и любви", потому что только путем религиозного возрождения можно преодолеть апокалиптический состояние современной культуры.

Католический теолог Карл Ранер так оценивает современное положение католической церкви: "Сегодня от церкви можно слышать много заявлений от имени" духа "II Ватиканского собора, которые не имеют ничего общего с этим духом. В современной церкви царит слишком большой Консерватизм. Церковные власти Рима, кажется больше подвержены возвращения в добрые старые времена, чем к реальному пониманию ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление к созданию широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества ".

После провозглашения государственной независимости, в Украине началось возрождение католических общин и храмов, несколько оживились отношения с Ватиканом.

Вопросы и задания для закрепления знаний

1. Охарактеризуйте главные догматические и канонические различия между

католицизмом и православием.

2. В чем проявлялись особенности борьбы католической церкви с ересями?

3. Чем отличается отношение католической и православной церквей к тенденциям в развитии человечества?

4. Насколько, по вашему мнению, соответствует структура, система управления католической церковью требованиям централизации и свободы национальных религиозных образований?

5. Какими были позиции католических общин на разных этапах истории Украины?

Темы рефератов

1. Социально-политические ориентации в католицизме.

2. Католические монашеские ордена: история и современность.

3. Социальная доктрина католицизма, этапы ее развития.

4. кариологии как направление католической теологии.

5. История папства.

6. Понтификат Папы Иоанна Павла II.

7. Католицизм в Украине.

Литература,

Долгом Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

Гергей Е. История папства. - М, 1996..

Войтыла К. Иоанн Павел II в. Любовь и ответственность. - М., 1993.

Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации. - М., Брюссель, 1992.

Иоанн Павел II. Единство в многообразии. - М., 1994.

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. - Львов: Светильник, 1995.

Католицизм. Словарь. - М., 1991.

Карташов AB Вселенские соборы. - М., 1994.

Ковальский Я.В. Папы и господа. - М., 1991.

Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986.

Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. - М., 1998..

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. - М., 1994.

Церковь и социальные проблемы: энциклика "Сотый год". Международная научная конференция. - Львов, 1993.

Является самым крупным направлением в .

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса. Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения "католицизм"

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора ( признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия - целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций , подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — .

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат.filioque - и от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

  • крещение;
  • причащение (евхаристия);
  • священство;
  • покаяние (исповедь);
  • миропомазание (конфирмация);
  • брак;
  • елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом. Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих. Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

Католицизм по праву считается одним из наиболее масштабных движений внутри церкви. Возникнув ещё на заре христианской эпохи, спустя две тысячи лет он раскинул свои ветви по всему земному шару, получив известность как за счёт мощной организационной структуры, так и за счёт принципов вероучения. Сам термин «католицизм» возник ещё в первом веке нашей эры - уже тогда, невзирая на гонения со стороны цезарей, христианство стало постепенно распространяться по Римской империи. Окончательно данное вероучение оформилось лишь в 1054 году после разделения христианской церкви на православную и католическую. С тех пор католицизм стал активно насаждаться в странах Европы и Америки. Невзирая на то, что впоследствии от него откололось множество самостоятельных религиозных движений (баптизм, лютеранство, англиканство), впоследствии католицизм получил известность как наиболее мощная ветвь христианской религии.

С 60-х годов в рамках католицизма принимается ряд мер по модернизации канонических догматов, а также ватиканской централизованной политики. В настоящее время Ватикан демонстрирует своим примером яркое сочетание светской и церковной власти: руководя всеми католическими организациями мира, город-государство обладает всеми атрибутами «державы в миниатюре»: флагом, гербом, гимном и даже телеграфом и почтой.

Католицизм настоящего времени не имеет ничего общего с инквизицией, охотой на ведьм, и борьбой с «ересями» - всё это осталось далеко в прошлом. Неудивительно, что на сегодняшний день число католиков в мире достигает почти миллиарда человек. Сегодня католики составляют большую часть верующих в странах Восточной Европы, Латинской Америки, и Австралии - и их число продолжает постепенно увеличиваться.

Католицизм обладает централизованным аппаратом управления, характеризующийся единой системой управления: вся власть сосредоточена вокруг главы церкви - ей является преемник апостола Петра Римский папа. Он непогрешим в вопросах веры и является прямым наместником Христа на земле. Вместе с коллегией кардиналов и синодом епископом папа являет собой верховный управляющий орган всей католической церкви.

Католические храмы богато украшены: взор любого верующего привлекают искусно изваянные статуи, красочно расписанные изображения святых… Богослужения, проводимые по латинскому обряду, отличает постановочная театральность: они проходят под органную музыку. В отличие от тех же православных церквей, в католических храмах можно сидеть - прихожане подчас шутят, что это служит достаточным доводом для того, чтобы посетить воскресную мессу.

Католики полагают, что Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Помимо этого, их характеризует вера в чистилище - промежутке между раем и адом. Источником веры у католиков является не только Священное Писание, но и Священное Предание. Что касается признаваемых католиками таинств, то их всего семь. Крещение совершается слева направо. Также в рамках католицизма существует учение об индульгенциях, иными словами, о снятии с кающегося грехов после обязательных причащения, исповеди, и молитвы.

Также католиков характеризует горячее почитание девы Марии. Католические священники обязательно соблюдают целибат. Возможно, этим и обуславливается строгое разделение в данном вероучении мирян (обычных прихожан) и клира (священников) - они причащаются отдельно друг от друга.

Также для данного вероучения характерен разветвлённый культ святых: они удостаиваются особого места в церковной иерархии. Католичество отличается почитанием всевозможных святых реликвий - начиная от гвоздей, которыми, по преданиями, был прибит к кресту Иисус Христос, и заканчивая плащаницей, на которой в своё время отпечатался лик Девы Марии.

На сегодняшний день католицизм снискал внимание европейской молодёжи главным образом за счёт адаптации к проблемам современности. Католические организации прибегают к помощи интернета и телевидения для пропаганды своего вероучения. Благодаря этому они умудряются собрать многочисленные пожертвования для миссионерской деятельности, помощи безнадёжным больным и детям из малообеспеченных семей. Словом, католическая церковь настоящего времени является продолжательницей славных христианских традиций двухтысячелетней давности.

В странах СНГ большинство людей знакомо с православием, но о других христианских деноминациях и нехристианских религиях знают мало. Поэтому вопрос: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?» или говоря проще «отличие католицизма от православия» — католикам задают очень часто. Попытаемся ответить на него.

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что…

16 июля 1054 года а соборе Святой Софии в Константинополе официальные представители Папы Римского объявили о низложении Патриарха Константинопольского Михаила Керулария. В ответ патриарх предал анафеме папских посланников. С тех пор существуют церкви, которые мы сегодня именуем католической и православной.

Определимся в понятиях

Три основных направления в христианстве - православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество - это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.

Католичество - целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг…

Католицизм и православие, как и протестантизм – направления одной религии – христианства. Несмотря на то, что и католицизм, и православие относятся к христианству, между ними есть существенные отличия.

Поводом для раскола христианской Церкви на Западную (католицизм) и Восточную (православие) стал политический раскол, произошедший на рубеже VIII-IXвеков, когда Константинополь потерял земли западной части Римской империи. Летом 1054 года посол Папы Римского в Константинополе – кардинал Гумберт предал анафеме византийского патриарха Михаила Кирулария и его последователей. Через несколько дней в Константинополе состоялся собор, на котором ответной анафеме был предан кардинал Гумберт и его приспешники. Разногласия между представителями римской и греческой церквей обострялась и из-за политических разногласий: Византия спорила с Римом за власть. Недоверие Востока и Запада перетекло в открытую вражду после крестового похода на Византию в 1202 году, когда западные христиане пошли…

1. Почитание Богородицы в Православии и Девы Марии в Католицизме.
Католические христиане почитают Богородицу (Деву Марию) именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Помимо этого, католики уверены, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос. А еще католики считают, что она была вознесена живой на небо, а у православных есть даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы, чтобы никто не сомневался: умерла эта достойная леди, как все люди умирают.
Т.е. Православие категорично отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также догмат о телесном вознесении Девы Марии.
В православии Богородица прежде всего Матерь Божья. Да, конечно, Богородица почитается святой, но она была рождена, как и все люди, в первородном грехе, и умерла, как и все простые люди.

2. Положение духовенства в Православии и Католицизме.

Католические священники не могут иметь какие-либо сексуальные отношения и не могут жениться. Конечно,…

Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются? Разделение церкви произошло еще в 1054 году. Собственно разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты и…

В чем отличие православной веры от католической?

В чем отличие православной веры от католической?

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Один из посетителей портала Православие.ру задал следующий вопрос священнику:

Батюшка, ответьте пожалуйста, в чём концептуальные отличия нашей веры и католической и их следствия в каноне православной жизни, молитвы и дел? Спасибо!

Отвечает иеромонах Пимен (Цаплин):

Догматические отступления римо-католиков:

а) Учение о Святом Духе:

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, – так преподал нам, Церкви Своей, Сам Христос, так засвидетельствовали самовидцы Слова, Апостолы, утвердили Вселенские Соборы.

Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух “от Отца и Сына исходит”: в…

Православная и католическая церковь, как мы знаем, - две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики - это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами,…

Разделение христианской церкви на Западную и Восточную произошло после политического раскола в Римской империи в IX веке. Папа Римский сосредоточил в своих руках церковную и светскую власть на Западе. На Востоке по-прежнему царило взаимопонимание и взаимоуважение двух ветвей власти – Императора и Церкви.

Окончательно единство верующих в христианство нарушилось в 1054 году. Эта дата - время становления восточной православной церкви и западной католической. Момент разделения всеобщей веры отражен в различных вероучениях Запада и Востока.

Православие

У православных главой церкви является Иисус Христос. Здесь сохраняется территориальное деление на независимые поместные церкви, которые могут иметь свои особенности в области канонических вопросов и обрядов. В состав православной церкви входят семь вселенских соборов.

Принятие новых членов в церковь происходит троекратно, во имя пресвятой Троицы, через таинство крещения путем погружения в воду. Каждый новый член…

Христианская религия делится на несколько направлений – православие, католицизм, протестантизм. Поэтому католическая вера не может отличаться от христианства. Она и есть одно из направлений христианства.

Раскол христианства на Восточную и Западную церковь произошел из-за политических разногласий между Византией и Римом. Это переросло в противостояние церквей и появление отдельных традиций, которые крепко укоренились.

Православная Церковь объединяет независимые поместные Церкви разных стран, которые имеют свои органы управления и не всегда признают друг друга. Глава Церкви – Иисус Христос. Католическая Церковь едина – Вселенская, хотя внутри нее выделяются разные общины (обряды). Ее Глава – Папа Римский.

У католиков главное Богослужение называется Месса, а у православных — Божественная Литургия. Православные христиане во время службы…

На рубеже VIII-IX веков из-под влияния Константинополя выходят земли западной части некогда мощной Римской империи. Политический раскол потянул за собой разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, имеющие отныне свои особенности управления. Папа Римский на Западе сосредоточил в одних руках и церковную, и светскую власть. Христианский же Восток продолжал жить в условиях взаимопонимания и взаимоуважения двух веток власти – Церкви и императора.

Окончательной датой раскола христианства принято считать 1054 год. Глубинное единство верующих во Христе нарушилось. После этого Восточная Церковь стала именоваться Православной, а Западная – Католической. Уже с момента разделения наметились различия в вероучении Востока и Запада.

Обозначим основные отличия православия от католицизма.

Организация Церкви

Православие сохраняет территориальное разделение на независимые поместные церкви. Нынче их пятнадцать, девять из которых…

Чем католики отличаются от православных? Этот вопрос очень часто задают верующие как одной, так и другой конфессий. Продиктован он бывает разными причинами: и обычным любопытством, и желанием разобраться в истории христианства.

Но больше всего вопрос отличия католической церкви от православной волнует, как это ни странно, последователей этих двух религий…

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек….

Христианская вера испокон веков претерпевала нападки со стороны противников. Кроме того, попытки по своему истолковывать Священное Писание предпринимали в разное время разные люди. Возможно, это и стало причиной того, что христианская вера разделилась с течением времени на католическую, протестантскую и православную. Все они очень похожи, но существуют между ними и различия. Кто такие протестанты и чем их учение отличается от католического и православного? Попробуем разобраться. Начнем с истоков — с образования первой Церкви.

Как появились Православная и Католическая Церкви?

Примерно в 50-е годы от Рождества Христова ученики Иисуса и их сторонники создали Православную Христианскую Церковь, существующую и поныне. Сначала было пять древних Христианских Церквей. В первые восемь веков с момента рождения Христа Православная Церковь, ведомая Святым Духом, выстроила свое учение, выработала свои методики и свои традиции. Для этого все Пять Церквей принимали участие во…