Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Как описать картину и грабарь февральская лазурь. Художник И. Грабарь. «Февральская лазурь»: описание картины. Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря

Как описать картину и грабарь февральская лазурь. Художник И. Грабарь. «Февральская лазурь»: описание картины. Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря

11 июня 2015

Говорят, что пейзаж - это портрет природы. И у хорошего художника он преисполнен динамизма, некой тайны, открывающейся зрителю лишь на интуитивно-чувственном уровне. Он наблюдает обыкновенную, даже непримечательную зарисовку природы - одиноко стоящее дерево, неспокойное море или горную местность - и тем не менее не перестает восхищаться необычным ракурсом изображаемого, фотографически точно подмеченным настроением, импрессионистической игрой с цветами. Всеми этими особенностями можно охарактеризовать и полотна Игоря Грабаря. Попробуем же дать описание картины «Февральская лазурь».

История создания

Как правило, свидетельства об истории создания того или иного произведения искусства крайне недолговечны. Проходит некоторое время - и уже сам художник точно не помнит, когда его посетил замысел запечатлеть что-либо на бумаге. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. Известно, что создавалось полотно, когда Грабарь гостил в Дугино у хлебосольного мецената Николая Мещерина. Дугинский период считается едва ли не самым плодотворным в творчестве художника, написанные за 13 лет картины с удовольствием принимали музеи и выставки.

Однажды погожим февральским утром художник просто решил погулять - без красок и мольберта. Одна из берез показалась Грабарю особенно красивой, он засмотрелся на нее и... уронил палку. А поднимая ее, взглянул на деревце снизу вверх. Эффект был просто необыкновенный! Художник бросился за принадлежностями и зарисовал увиденное, дабы через несколько дней приступить к созданию полноценной картины. Для этого Грабарь вырыл траншею в снегу, прикрыл холст зонтом, что усилило эффект присутствия синего цвета, и принялся творить. Работал он около двух недель, и все это время природа баловала художника прекрасной погодой.

Предмет изображения

Описание картины «Февральская лазурь» начнем с главного - березки на переднем плане. Деревце окутано тончайшим зимним кружевом, способным весело искриться даже в пасмурный день. Чуть дальше видны меньшие подружки белоствольной царицы, маленькие березки. Так и приходит на ум сравнение с девушками, которые кружатся в хороводе, кличут весну и провожают февраль. Кажется, постой еще немножко рядом с полотном - и ты услышишь песню о символе нашей страны, березе.

Дерево изображено на фоне белоснежного покрывала и пронзительно-синего неба. Оттого его ветви, придающие березке интересную, даже несколько странную форму, выглядят таинственными, сказочными, околдованными. Словно белоствольная красавица только что проснулась и тянется к небу для приветствия весны, из-за чего кажется, что березка подбоченилась.

Цветовое решение

Продолжаем сочинение "Описание картины «Февральская лазурь»". Казалось бы, изображение зимнего месяца требует задействовать вовсю белую краску. Однако Грабарь поступил иначе. На полотне зрителю отчетливо видно, что снег уже не очень чистый, кое-где виднеются проталины, а значит приближается весна. В то же время художник щедро использует пастельные и яркие тона. Считается, что в полотне он достиг предела цветовой насыщенности, рисуя, по сути, чистым светом. Мы увидим немало оттенков голубого, ультрамаринового. Все они сливаются в неповторимую музыку живописи, главная цель которой - передать еще один миг из жизни природы, невидимый подчас для простого человека. Подобной установкой полотно, которое создал Грабарь - «Февральская лазурь» - сближается с шедеврами французских импрессионистов, таких как «Маки» Клода Моне.

Доминирующее настроение

Главный идейный посыл полотна можно охарактеризовать как ожидание. Зимняя стужа обязательно сменится теплой погодой, изображенная березка оденется в прекрасный наряд из зеленых листьев, а природа начнет новый виток своего развития. Это объясняет необычайный, оптимистический эмоциональный фон полотна. Это описание картины «Февральская лазурь» должно учитывать.

Прочие факты

За Грабарем закрепилась слава изобразителя зимней поры. Существует даже интересная параллель упомянутого дугинского периода с Болдинской осенью Пушкина как одного из наиболее плодотворных периодов деятельности поэта. Впрочем, Грабарь - «Февральская лазурь» и иные «зимние» полотна не в счет! - запечатлевал и другие времена года, а также лица людей. Художник за всю свою жизнь поработал очень плодотворно: далеко не каждый живописец может практически без остановки творить около 60 лет!

Первоначально интересующее нас полотно художник назвал «Голубой зимой» - аналогия с другими полотнами Грабаря - но когда отдавал свое детище в Третьяковскую галерею, переименовал его. Шедевр и по сей день находится там. Посетители взирают на полотно, с удивлением обнаруживают то, что не в силах передать даже самые искусные репродукции: мазки, отдельные точки, из которых слагается полотно. Это тоже след одного из течений искусства - дивизионизма.

На этом описание картины «Февральская лазурь» можно считать законченным.

Грабарь Февральская лазурь

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обучение учащихся умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные:

    Составление плана и последовательности действий;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Личностные:

    Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся, репродукция картины «Февральская лазурь».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

1.Знакомство с жизнью и творчеством И. Э. Грабаря

СЛАЙД 2

Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу.

СЛАЙД 3

В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

СЛАЙД 4

Одно из лучших его полотен – «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства».

СЛАЙД 5

В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

СЛАЙД 6

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе»

2 .Работа над сочинением по репродукции И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

СЛАЙД 7

План

    «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

    Описание берёзы на переднем плане.

    Описание берёзовой рощи на заднем плане.

    Цветовое решение картины.

    Настроение, которое вызывает картина.

Примерное описание картины:

«Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными масками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим цветом.

III . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. Э. Грабаря и следующий материал для описания картины. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная берёза.

IV . Рефлексия

V . Подведение итогов урока

О каком художнике вы сегодня узнали?

Что вы запомнили о нём?

Возникло ли у вас желание познакомиться с джругими картинами художника?

Информационные источники

Литература:

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 496 с. (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

Говорят, что пейзаж - это портрет природы. И у хорошего художника он преисполнен динамизма, некой тайны, открывающейся зрителю лишь на интуитивно-чувственном уровне. Он наблюдает обыкновенную, даже непримечательную зарисовку природы - одиноко стоящее дерево, неспокойное море или горную местность - и тем не менее не перестает восхищаться необычным ракурсом изображаемого, фотографически точно подмеченным настроением, импрессионистической игрой с цветами. Всеми этими особенностями можно охарактеризовать и полотна Игоря Грабаря. Попробуем же дать описание картины «Февральская лазурь».

История создания

Как правило, свидетельства об истории создания того или иного крайне недолговечны. Проходит некоторое время - и уже сам художник точно не помнит, когда его посетил замысел запечатлеть что-либо на бумаге. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. Известно, что создавалось полотно, когда Грабарь гостил в Дугино у хлебосольного мецената Николая Мещерина. Дугинский период считается едва ли не самым плодотворным в творчестве художника, написанные за 13 лет картины с удовольствием принимали музеи и выставки.

Однажды погожим февральским утром художник просто решил погулять - без красок и мольберта. Одна из берез показалась Грабарю особенно красивой, он засмотрелся на нее и... уронил палку. А поднимая ее, взглянул на деревце снизу вверх. Эффект был просто необыкновенный! Художник бросился за принадлежностями и зарисовал увиденное, дабы через несколько дней приступить к созданию полноценной картины. Для этого Грабарь вырыл траншею в снегу, прикрыл холст зонтом, что усилило эффект присутствия синего цвета, и принялся творить. Работал он около двух недель, и все это время природа баловала художника прекрасной погодой.

Предмет изображения

Описание картины «Февральская лазурь» начнем с главного - березки на переднем плане. Деревце окутано тончайшим зимним кружевом, способным весело искриться даже в пасмурный день. Чуть дальше видны меньшие подружки белоствольной царицы, маленькие березки. Так и приходит на ум сравнение с девушками, которые кружатся в хороводе, кличут весну и провожают февраль. Кажется, постой еще немножко рядом с полотном - и ты услышишь песню о символе нашей страны, березе.

Дерево изображено на фоне белоснежного покрывала и пронзительно-синего неба. Оттого его ветви, придающие березке интересную, даже несколько странную форму, выглядят таинственными, сказочными, околдованными. Словно белоствольная красавица только что проснулась и тянется к небу для приветствия весны, из-за чего кажется, что березка подбоченилась.

Цветовое решение

Продолжаем картины «Февральская лазурь»". Казалось бы, изображение зимнего месяца требует задействовать вовсю белую краску. Однако Грабарь поступил иначе. На полотне зрителю отчетливо видно, что снег уже не очень чистый, кое-где виднеются проталины, а значит приближается весна. В то же время художник щедро использует пастельные и яркие тона. Считается, что в полотне он достиг предела цветовой насыщенности, рисуя, по сути, чистым светом. Мы увидим немало оттенков голубого, ультрамаринового. Все они сливаются в неповторимую музыку живописи, главная цель которой - передать еще один миг из жизни природы, невидимый подчас для простого человека. Подобной установкой полотно, которое создал Грабарь - «Февральская лазурь» - сближается с шедеврами французских импрессионистов, таких как «Маки» Клода Моне.

Доминирующее настроение

Главный идейный посыл полотна можно охарактеризовать как ожидание. Зимняя стужа обязательно сменится теплой погодой, изображенная березка оденется в прекрасный наряд из зеленых листьев, а природа начнет новый виток своего развития. Это объясняет необычайный, оптимистический эмоциональный фон полотна. Это описание картины «Февральская лазурь» должно учитывать.

Прочие факты

За Грабарем закрепилась слава изобразителя зимней поры. Существует даже интересная параллель упомянутого дугинского периода с Болдинской как одного из наиболее плодотворных периодов деятельности поэта. Впрочем, Грабарь - «Февральская лазурь» и иные «зимние» полотна не в счет! - запечатлевал и другие времена года, а также Художник за всю свою жизнь поработал очень плодотворно: далеко не каждый живописец может практически без остановки творить около 60 лет!

Первоначально интересующее нас полотно художник назвал «Голубой зимой» - аналогия с другими полотнами Грабаря - но когда отдавал свое детище в Третьяковскую галерею, переименовал его. Шедевр и по сей день находится там. Посетители взирают на полотно, с удивлением обнаруживают то, что не в силах передать даже самые искусные репродукции: мазки, отдельные точки, из которых слагается полотно. Это тоже след одного из течений искусства - дивизионизма.

На этом описание картины «Февральская лазурь» можно считать законченным.

Умение блистательного русского живописца Игоря Грабаря передать тот момент, когда зима вот-вот сдаст позиции весне, никогда не оспаривалось ни критиками, ни обычными зрителями. Вот и картина «Февральская лазурь» удивительным образом перемещает нас в зимний лес, который уже готовится сбросить оковы зимы. Настроением этой грядущей перемены пропитана она до последнего мазка.

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Надо отметить, что Грабарь обладал важнейшим качеством истинного живописца — он умел по-настоящему видеть, то есть воспринимать в окружающем мире гораздо больше того, что открывается обычному взгляду.

Работа над этой картиной, которую он потом считал важнейшей в своем творчестве, проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу. В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных
работах). С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светло-зеленого до ультрамаринового — то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Вертикальный формат картины, как и в Белой зиме, акцентирует пластику березы, расправившей подобно крыльям свои веерные ветви, и подчеркивает бесконечность лазурного пространства.

Интересен выбранный художником ракурс: зритель смотрит на изображение снизу, это расширяет пространство картины. В работе использовано очень много светлых тонов — белые берёзы, снег, небо. Но, несмотря на это, яркий светлый колорит работы не мешает ее комфортному восприятию. Кроме большого количества белесоватых оттенков художник также использует и цвета, традиционно связываемые с приходом весны: голубой и ультрамариновый. Сочетание цветов помогает зрителю понять, что дни зимы сочтены и совсем скоро весна вступит в свои права.

Главным героем картины Грабаря «Февральская лазурь» является, конечно, берёза на переднем плане. Её ветви чётко выделяются на фоне по-весеннему голубого неба. На них сверкает иней, красивым ожерельем обрамляя русскую красавицу. Позади неё художник изобразил ещё несколько березок, красота и изящество которых вторят главной героине.

Настроение картины — радостное, весеннее, несмотря на то, что зима сковала природу своим холодом. Понятно, что весна с её весёлыми ручьями и пением птиц не за горами, холод скоро закончится и берёзы по кроются сережками и молодыми свежими листочками.

Год написания картины: 1904.

Размеры картины: 141 x 83 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: импрессионизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

История создания картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года. Рисовать он любил с малых лет, традиционным и желанным рождественским подарком для него всегда были рисовальные принадлежности. Однажды будущий художник вместе с отцом пришли в гости к учителю рисования Егорьевской прогимназии И.М.Шевченко и застали его за работой. Мальчику показалось прекрасным все: и картина и мольберт, и ярко горевшие краски на палитре, и блестящие серебряные тюбики настоящих масляных красок. «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски…»

И.Э.Грабарь закончил Егорьевскую прогимназию, затем Петербургский университет (юридический факультет), он увлекался многим: иностранные языки, музыка, литература, но рисование всегда оставалась на первом месте. В 1894 году, после окончания университета, Грабарь поступил учиться в Академию художеств.

Через 10 лет появилась картина «Февральская лазурь» - одно из лучших произведений И.Э.Грабаря. Даже в небольшой репродукции эта картина ярка, красочна, создает впечатление праздника. А теперь представьте пейзаж в его истинных размерах: высота – 141 см, ширина-83 см. Чувство радости заключенное в полотне просто ошеломляет, а живопись напоминает фейерверк! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. Февральскую лазурь художник увидел в Подмосковье. Зимой 1904 года он гостил у художника Н.Мещерина в имении Дугино. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять и его поразило необычное состояние природы «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался березами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит березы. В то утро одна из берез привлекла его внимание, поразив редкостным ритмическим строением ветвей. Заглядевшись на березу, художник уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной фантастического зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то будет бесподобно.»

Он тотчас побежал в дом, взял холст и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. Следующие дни были такие же чудесные, солнечные, и художник, взяв другой холст, с этого же места в течении трех дней писал этюд. После этого И.Грабарь вырыл в снегу траншею, свыше метра глубиной в котором и поместился с большим мольбертом и холстом. Для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и далекого леса и небесного зенита, со всеми переливами голубых красок от нежно- бирюзовых внизу до ультрамариновых на верху. Холст он заранее подготовил в мастерской, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

«Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно и мне посчастливилось писать несколько дней подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления.

Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных. Наиболее свое, не заимствованное…»

Мы не видим верхушки главной березы и тех берез, тени которых лежат на снегу и пространство вокруг них кажется бесконечным. Но часть этой завораживающей бесконечности художник оставил на холсте. Из мазков, положенных энергично, точно создающих и пространство и форму, рождаются очертания стволов берез. Переплетение их ветвей. Каждый мазок положен движением кисти вверх, отчего создается впечатление. Что деревья устремляются ввысь, к небу, к солнцу. Грабарь пишет чистым цветом, не смешивая красок на палитре. Белый, синий, желтый, сиреневый, зеленый цвета удивительно сливаются и превращаются в плотную поверхность снега и голубовато-сиреневые тени, сияющую гладкость стволов или шероховатость коры берез, в ослепительно сияющий солнечный свет и переливы и перезвоны солнечного неба.

«Февральская лазурь», появившаяся на свет в снежной траншее, уже в следующем 1905 году была приобретена советом Третьяковской галереи и хранится в одном из залов прославленного музея. «Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И.Грабарь свою картину. По сей день это произведение хранит влюбленность художника в природу, восхищение ее красотой, его жизнерадостность, творческий азарт и мастерство.

Описание темы: Радость приближающейся весны в картине Грабаря "Февральская лазурь".

Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей. Был уже почти конец февраля и погода часто напоминала о том, что вот-вот придет весна. Художник любил гулять по окрестностям. Вокруг росли березовые рощи, а береза всегда была его любимым деревом. Он очень любил изображать березы в своих пейзажах и часто гулял в березовых рощах, набираясь вдохновения. Светило солнце, голубело небо. В солнечном свете блестел снег. Березы особенно красиво выглядели на фоне белого снега. Художник шел, пытаясь найти какой-то интересный вид для своих новых картин. Вдруг он уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Наклонившись и повернув голову, он вдруг увидел то, что его потрясло: перед его глазами переливалась перламутром береза, небо сверкало оттенками синего и бирюзового. То, что минуту назад казалось обычным, заиграло необыкновенными красками, когда он взглянул на это под другим углом, снизу. Живописец немедленно побежал домой и сделал набросок. На следующий день он вернулся на это же место, чтобы написать пейзаж с натуры. Ему хотелось передать на картине именно этот взгляд на березу, когда смотришь на нее снизу и она делается перламутровой от солнца, а небо кажется еще синее. Он выкопал яму, разместил там мольберт особым способом, чтобы солнце не искажало краски на холсте, и вдохновенно писал этот пейзаж. Произошла эта история в 1904 году. Художника звали Игорь Грабарь. А картину он назвал "Февральская лазурь". Этот пейзаж сразу же стал одной из самых любимых картин в русской живописи. А ведь, если подумать, ничего особенного в этой картине нет: снег, береза на все полотно, небо. Но все настроение, вся красота картины в том, как восхищенно художник передал солнечный свет, каким чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки березы, ее кору. Белизну снега Грабарь передал голубым, голубизну неба - густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на эту картину и душа радуется. В Третьяковской галерее, где она хранится, возле этой картины всегда останавливается много людей - все хотят пережить чувство радости, приближающейся весны, которое дарит картина.

Рассмотрим репродукцию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь".

Вопросы детям.

Как относится художник к природе? Восхищается ли художник, природой (большой берёзой на первом плане, небом, солнцем)?

Какое настроение на картине Игоря Эммануиловича? Радостное, грустное?

Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?

(Холодные: голубой, синий, фиолетовый и все его оттенки).

Пед. обобщает. Берёза на первом плане с раскидистыми ветвями, с белым золотистым стволом. Вдали красуются её подружки. Цвет неба глубокий синий, с зеленовато- жёлтым тоном, солнышко жёлто- лимонного цвета. А снег отражает солнце и небо.

Беседа. (4мин.)

Почему картина так названа?

(Картина так названа, потому что художник изобразил солнечный февральский день. Слово «лазурь» обозначает светло-голубой, цвет неба. Всё полотно пронизывает голубой цвет, как будто берёзы парят в морозном воздухе.)

Какого цвета небо наверху и на горизонте?

(Цвет неба неодинаков: вверху – тёмно-синее, к горизонту становится нежно-голубым.)

Какого цвета снег на солнце и в тени?

(Снег на солнце кристально чистый, голубоватый, в тени берёз он фиолетовый.)

Какова берёза, цвет её ствола, ветвей и цвет прошлогодней листвы на верхушке берёзы?

(Белый ствол берёзы слегка изогнут, книзу он становится коричневым. Берёза широко раскинула ветки, которые ещё сохранили прошлогоднюю листву. Они потемнели от холода, но не сдаются, не смирились с зимой, как будто знают, что скоро придёт весна и берёза снова покроется зелёными клейкими листочками.)

Что видится на горизонте?

(На горизонте сплошной коричневой полоской нарисован лес. Вся природа замерла в прозрачном морозном воздухе.)

Какое настроение создаёт картина?

(Картина яркая, светлая, радостная, поэтому, глядя на неё, испытываешь радостное настроение. Этому настроению способствует колорит картины.)

И.Э. Грабарь – художник-пейзажист. Его картина «Февральская лазурь» - одна из самых известных. Однажды во время прогулки, вспоминал живописец, он увидел, что в природе происходит что-то необыкновенное, будто наступил праздник лазоревого неба и жемчужных берёз с коралловыми ветками, сапфировых теней на сиреневом снегу.

На картине изображён солнечный февральский день. Всё полотно пронизывает голубой цвет, как будто берёзы парят в морозном воздухе. Цвет неба неодинаков. Вверху оно тёмно-синее, а к горизонту становится нежно-голубым. Снег на солнце голубоватый, а в тени берёз – фиолетовый. Белый ствол берёзы на переднем плане картины слегка изогнут, книзу он становится коричневым. Берёза широко раскинула ветки, на которых ещё сохранилась прошлогодняя листва. Листья потемнели от холода, но не сдаются, не смирились с зимой, как будто знают, что скоро придет весна и берёза снова покроется зелёными клейкими листочками. На горизонте сплошной полоской нарисован лес.

Картина яркая, светлая, радостная. Глядя на неё, испытываешь приподнятое настроение. Этому способствует колорит картины. Кажется, что переносишься в сказочный лес, где происходят чудеса.