Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Характеристика кабановой из произведения островского гроза. Сравнительная речевая характеристика дикого и кабанихи

Характеристика кабановой из произведения островского гроза. Сравнительная речевая характеристика дикого и кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова - один из главных образов пьесы "Гроза". Пожилая богатая купчиха - вдова, всё своё внимание сосредотачивает на детях, властвует и повелевает в доме. Она родилась и жила в обстановке домостроя, этот уклад жизни нравится ей и насаждается в семье.

От таких реакционных порядков страдает в первую очередь молодое поколение Кабановых: дочь Варвара и сын Тихон с женой Катериной. Кабаниха считает, что в отношениях между людьми должен главенствовать страх и пытается насаждать его.

"...Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?.."

Она постоянно придирается к Тихону за его мягкотелость и любовь к жене. По её мнению, жена должна мужа бояться и уважать, а не любить. Любовь же чувство пустое и даже постыдное:

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж - глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!"

Чувство любви ей не ведомо даже по отношению к детям. Самое главное, чтобы дети её во всём слушались и уважали, следовали традициям, из-под маменькиной воли не выходили. Кабаниха на корню душит любое неповиновение, "поедом ест" домашних, убивая в них желание сопротивляться и жить своим умом.

Такое воспитание сделало из Тихона безвольного и забитого человека, который не может не только себя защитить, но и свою жену бросает на "съедение" маменьки. Он оставляет ее один на один с Кабанихой, не пытаясь даже за нее вступиться:

"...Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг..."

Чтобы выжить в такой среде, нужно уметь обманывать, что Варвара и делает:

"...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало..."

Кабаниха религиозна: она много молится, подаёт милостыню нищим:

"...Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне..."

Она везде видит грех и постоянно всех стращает адовыми муками за грехи. Кабаниха невежественна и ярый противник прогресса, её пугает и страшит всё новое и неизвестное, она верит нелепым выдумкам странницы Феклуши.

Душная, затхлая атмосфера разрушает семью: Катерина погибает, Варвара убегает из дома, даже Тихон осмеливается обвинить мать в смерти жены. Мир Кабанихи разваливается, несмотря на её усилия. Она ведь просто вела дела, как ее учили родители, а потом муж. Она ведь тоже всегда подчинялась и делала как ей говорят.

"...Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет..."

Но вот муж умер, огромное хозяйство и семья легли на плечи Кабанихи, и она вела дела строго, сурово, по заветам предков. И все рухнуло, жизнь уже перестала влазить в старые рамки, и Кабаниха оказалась беспомощна.

В 1856 году А. Н. Островский путешествует по Волге. Впечатления от поездки находят отражение в его творчестве, «Гроза» тоже написана по мотивам этой поездки. Это история о купеческой жене, воспитанной в строгости и нравственности, полюбившей молодого человека. Изменив мужу, она не в силах скрывать это. Публично покаявшись в измене, она бросается в Волгу.

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Пьеса построена на сопоставлении двух сильных противоположных образов: Екатерины и Марфы Игнатьевны Кабановой. На самом деле, у них много общего: главенство патриархального мира, свойственный обеим максимализм, сильные характеры. Несмотря на свою религиозность они не идут на компромисс и не склонны к милосердию. На этом их сходства заканчиваются. Они находятся на разных полюсах патриархального мира. Кабаниха - земная женщина, ее волнует соблюдение порядка до мелочей. Человеческие отношения ее не интересуют. Патриархальный уклад жизни для Катерины заключен в мечтательности, одухотворенности.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» - один из центральных . Она - вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство . Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою». Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения. Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость. В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки. Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы - сцена проводов сына Тихона . Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему - выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине - невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине , считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом . Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях - они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов . По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова - неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой - свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофъич, поискать еще!
А. Н. Островский
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах.
Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».
Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой же просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «...мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет».
Кабаниха и Дикой - «столпы общества», духовные наставники в городе Кали-нове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются.
Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знает истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств.
Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства. «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города Калинова, а следовательно, и любого другого города царской России.
В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину затхлой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось в психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.

Кабаниха в пьесе «Гроза» является антагонистом главной героини, Катерины. Контрастность персонажей в произведении имеет определяющее значение, раскрывающее его смысл. Героини являются представительницами противоположных полюсов патриархального мира. Если Катерина - это одухотворенность, поэзия, доброта, милосердие, то Марфа Игнатьевна - приземленность, любовь к деньгам, мелочность.

Отношения героини с родными

Невежественная особа, грубая, суеверная, блюстительница старых законов, деспотична, любит поучать и держать всех в страхе - вот такая краткая характеристика Кабанихи. Это богатая купчиха, вдова, мать Варвары и Тихона, свекровь Катерины. Женщина является для домашних, своих родных она постоянно пилит, поучает, пытается сохранить дома старинные порядки и сердится, когда молодежь ее не слушает. Кабанова Марфа Игнатьевна свято верит в то, что порядок можно навести, только если держать всех в страхе.

Характеристика Кабанихи позволяет читателю понять отношение староверов к новому миру. Купчиха вырастила своих детей в страхе, свою власть она желает распространить и на невестку. Она постоянно поучает своего сына, заставляет его наказывать жену, держать ее на коротком поводке. Когда Тихон недоумевает, зачем нужно заставлять Катерину его бояться, ведь она любит его, мать кричит на него. Ведь если невестка мужа своего бояться не будет, то свою свекровь и подавно.

Отношения купчихи с окружающими

Кабаниха регулярно ходит в церковь, окружает себя кликушами, нищим исправно подает милостыню. Со своим кумом Диким купчиха разговаривает на равных. Хоть эти двое и принадлежат к одному миру и поддерживают старые порядки, но характеристика Кабанихи показывает, что женщина все же с презрением относится к самодурству помещика. Марфа Игнатьева действительно держит свою семью в страхе, но она это делает для поддержания порядка в доме, а не из-за буйного характера. К тому же купчиха никогда не будет на людях жаловаться на проблемы в своей семье, как это делает Дикий.

Последняя блюстительница порядка

Образ Кабанихи является воплощением староверия, каких-то средневековых устоев. Купчиха страдает от того, что ее мир потихоньку рушится. Она видит, что молодежь не поддерживает ее, не уважает старые законы, мыслит по-новому. Женщину переполняют какие-то апокалиптические ожидания, она не понимает, что же будет, когда все старожилы вымрут, и некому будет противостоять всему современному. Дом Кабановых является чуть ли не последним оплотом, где почитаются догмы старины.

Характеристика Кабанихи не вызывает жалости к этой героине, хоть в конце пьесы пострадала не только Катерина, но и ее свекровь. Для купчихи страшным ударом было публичное признание невестки, бунт сына и побег из дому дочери. Но эта женщина так и не поняла, что своим непринятием современного мира она привела к гибели Катерину, испортила жизнь Варваре и подтолкнула к пьянству Тихона. От властвования Кабанихи никому не стало лучше. Но этого ей не понять, ведь купчиха даже после стольких несчастий продолжает настаивать на своем.

В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником.

Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.

Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между старыми патриархальными взглядами и новыми. Ясно видны все важнейшие черты характеров героев, их реакции на развивающиеся события. Рассмотрим речевую характеристику Кабанихи.

Морали. Она везде блюдет правила «домостроя». Во всем новом ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее нет «должного почтения». Кабанова страшна не верностью старине, а самодурством «под видом благочестия».

«Смешно смотреть-то на них… ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.»

Кабанова.

Домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только желанием – вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.»

«Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.»

Говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам.

«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж вижу от тебя любви не вижу.»

Катерина.

Испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у не хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.»