Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры. Определение термина "гротеск" Что такое гротеск простыми словами

Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры. Определение термина "гротеск" Что такое гротеск простыми словами

Гротеск – это вид художественной образности, который заостряет и комически или трагикомически обобщает жизненные отношения за счёт сочетания реального и нереального. Этот приём сочетает также красоту и кошмар, мудрости и безумие, что ярко продемонстировать отношения.

В литературе гротеск употребляется в виде реально-фантастических, ужасно-комических или сюрреалистических приёмов, может быть в виде описания искажённой реальности, так сказать, параллельной вселенной. Если говорить простыми словами, то сочетаются крайне полярные вещи – ужасное и смешное (или прекрасное), безобразное и возвышенное, сочетаемое и несочетаемое.

В русской литературе ярким примером гротеска является произведения Гоголя «Нос». В мировой же литературой ярким примером может стать любое произведение Франца Кафки – он очень любил мрачный гротеск. Если брать музыку, то там наилучший пример гротеска – Мэрилин Мэнсон.

Примеры гротеска

Не так давно «гротеск» обрёл новую популярность. Дело в том, что депутат Госдумы РФ Виталий Милонов оценил творчество известных российских рэперов Oxxxymiron и Гнойного, которые незадолго до этого устроили Баттл. Милонов сказал, что рэп – это «музыка помоек», а «Oxxxymiron и Гнойного стоило бы расстрелять». Поднялась серьёзная шумиха, и депутат вынужден добавить, что последнюю его фразу нужно считать «гротеском». Получается, что Милонов подчеркнул, что имеет ввиду не реальный расстрел рэперов, а выражение своего презрения к ним (если бы их не было – было бы лучше).

Гротеском может быть превращение части в целое, неодушевленное – в одушевленное и сочетания этого всего с реальными вещами, как в сатирической повести Гоголя «Нос».

Ещё один пример гротеска – превращение героя в мерзкое насекомое в одноименном рассказе Кафки «превращение».

В некоторых произведениях присутствует целое сочетание гротескных образов, например, в «Мастере и Маргарите» Булгакова (погоня Бездомного за Воландом, бал Воланда, встреча главных героев) или в «Мёртвых душах» Гоголя (образы персонажей, с которыми встречается Чичиков).

Гротеск – это литературный художественный прием, рождающийся на стыке реальности и фантастики. Желая подчеркнуть некоторые черты или явления, авторы изменяют, деформирую их, стремясь к неправдоподобному увеличению, расширению.

Используется гротеск в литературе, чтобы погрузить читателя в абсурдный, порой сумасшедший мир и тем самым помочь ему осознать нелепость и губительность нарисованных идей, явлений. Происходящее в произведениях часто напоминает нарколептический бред, сны сумасшедшего или инопланетянина.

Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость.

Также присутствует нарочитая комичность или трагический фарс, призванный снизить сочувствие к героям и высмеять их даже в их бедственном положении. Читатель силится и хочет пробудится, но цель автора — завладеть вниманием настолько, чтобы после прочтения осталось лишь понимание завуалированной идеи произведения.

Примеры гротеска в литературе

Образы, возникающие пред сознанием в гипертрофированном виде, чаще всего призваны воздействовать на подсознание, выдавая таким образом секретные мысли и тайные метания. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать:

  1. Переплетение сна и реальности, причем сон обязательно насыщен ужасными подробностями, опасными и огромными образами, как например сон Татьяны в котором любимый становится медведем, окруженным чудовищам или сон Раскольникова, в котором в образе старушки предстаем великое Зло.
  2. Превращение части в целое, как например в повести «Нос» Гоголя, нос чиновника уходит и становится самостоятельным гражданином.
  3. Полное изменение личности, как в рассказе «Превращение» Кафки, в котором герой становится отвратительным насекомым и умирает.
  4. Оживление мертвого и его активные и часто разрушительные действия, пример Песочный человек Гофмана.
  5. Нагнетание комического или трагикомического эффекта, сцена в которой герой закалывает себя огурцом в «Истории одного города» Салтыкова –Щедрина.

Иногда целые романы являются неповторимым сочетанием гротескных образов:

  • «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (погоня Бездомного за Воландом и его свитой, встреча Мастера и Маргариты, описание бала Воланда),
  • «Мертвые души» Н Гоголя (образы героев, с которыми встречается Чичиков),
  • «Замок» Кафки,
  • поэзия Маяковского (телесность земли, работающие половинки людей, оживающее оружие).

Если вы встречали на улице молодых девушек, одетых излишне вычурно, вызывающе и обильно наштукатуренных, то знайте, что своим гротескным видом они хотят привлечь к себе внимание. Что значит Гротеск ? рекомендую прочитать ещё несколько интересных статей, что значит Талибан , как понять аббревиатуру СИЗО , что такое СБУ ? Этот термин был заимствован из французского языка "grot ", что можно перевести, как "пещера ".
Однако, более всего слово Гротеск используют в литературе, характеризуя им некоторые противоречивые, сюрреалистические , ужасно-комические и реально мистические описания странной, будоражащей кровь, вызывающей болезненный интерес реальности. В литературе гротеск, это вид художественности образности, заостряющий и обобщающий формы бытия с помощью контрастного и причудливого сочетания фантастического и реального, карикатуры и подобия.

Гротеск - это особый вид художественной образности, трагикомический или комичности выделяющий и обобщающий жизненные проявления с помощью алогизма и гиперболы, фантастического и реального


Гипербола в живописи - это орнамент в котором смешаны изобразительные и декоративные мотивы, простыми словами, это нагромождение различных видов и стилей


В разговорном языке термин Гротеск используют тогда, когда хотят выделить нечто эксцентричное, уродливое, фантастическое, поэтому нередко применяется, чтобы описать искажённые и отталкивающие формы, например картины Сальвадора Дали, девушек "готов " или "софт гранж ", а так же некоторые группы играющие в стиле тяжёлого рока, например Radiohead, Kiss, Black Sabbath .

Не стоит забывать произведение Гоголя "Нос", в котором сей "заслуженный" орган отправился на прогулку по Санкт-Питербургу. Рекомендую ознакомиться с произведениями Франца Кафки , от книг которого у некоторых впечатлительных граждан просто "уезжает крыша".

Происхождение слова Гротеск

Этот термин своими корнями уходит в 15 век , когда итальянские искатели сокровищ раскапывали жилища древних людей, рыли курганы, и однажды они наткнулись на пещеры и гроты , в которых проживало большое племя, расписывающие стены своей "обители" загадочными рисунками . Тематика их была весьма разнообразна и местами в ней сочеталось ужасное и прекрасное. В изображениях можно было уловить мотивы из растительной и животной жизни, сцены охоты. Поэтому первоначально "грабителями древностей" этому явлению было дано своё обозначение - гротеск. Почему гротеск ? Дело в том, что эти искажённые рисунки по большей части находились в гротах, именно от этого корня и пошло название понятия.
В качестве художественного образа гротеск имеет два плана, это некая условность, отклонение от нормы , очевидная карикатура, именно поэтому его часто используют в целях сатиры и юмора.

Гротеск (от итал. grottesco - причудливый от grotta -грот) - своеобразный стиль в литературе, которым подчеркивается искажение или смешение норм действительности и совместимость контарстов - комического и трагического, фантастического и реального и т.д. Целые литературные направления отрицали гротеск, утверждая, что в преувеличении, искажении нет верности «природе».

Зачем читателю знать, что младенец Гаргантюа, вылезший из уха Гаргамели, которая съела шестнадцать больших бочек, две малых да шесть горшков потрохов, кричит, будто приглашая всех выпить: «Пить, пить, пить». И как поверить, что для кормления младенца было выделено 17 913 коров, а для его штанов взяли 1105 локтей белой шерстяной материи. И уж, конечно, ни грамма правды не найдет благоразумный читатель в рассказе о том, как, решив отплатить парижанам за плохой прием, «...Гаргантюа отстегнул свой прекрасный гульфик и сверху так обильно полил их, что утопил 260 418 человек, не считая женщин и детей».

Гротескный мир - это мир доведенных до крайности преувеличений, часто фантастических.

В нем угрожающе растут части человеческого тела, изменяются масштабы явлений, размеры вещей и предметов. При этом явления и предметы выходят за свои качественные границы, перестают быть сами собой.

Тип гротескной образности присущ еще мифологии, архаическому искусству. Сам же термин появился намного позднее. При раскопках в одном из фотов Древнего Рима были найдены орнаменты, представлявшие странные, причудливые переплетения растений, животных, человеческих лиц.

Смешение человеческих и животных форм - это древнейший вид гротеска. В языке слово гротеск закрепилось в значении странное, неестественное, причудливое, алогичное, и в этом отражение важнейшей стороны эстетического явления, свойственного всем родам искусства.

Гротеск в литературе может быть не только приемом, элементом стиля, окрашивающим произведение в алогичные тона, но и способом типизации. Вершинами его искусства эпохи Возрождения стали «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского.

В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». Такой реакцией на искусство классицизма стал романтизм. В это время приходит и осознание эстетической сущности гротеска.

После появления «Предисловия к "Кромвелю”» (1827) B. Гюго популярность этого термина возросла. Гротеск часто внешне непритязателен. «Шуткой», в которой «так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального», назвал Пушкин «Нос» Гоголя. Рабле во введении к роману обращается к читателям, «добрым ученикам и прочим бездельникам» с просьбой не судить по внешней веселости, не подумав как следует, не начинать смеяться.

Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия. По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною».

Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела (у Рабле), сказочного и реального (у Гофмана), фантастики и быта (у Гоголя). «Гротескный образ, - писал М.Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени.

В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ. «Барынька» Авдотья Игнатьевна раздражена близким соседством лавочника. Комична в рассказе память могильного «общества» о прошлой реальной, «домогильной» иерархии. Гротескный контраст проникает в саму ткань произведения, выражаясь в резких перебивах авторской речи и речи героев.

Реалистическое искусство приносит невиданную ранее «психологизацию гротеска» (Ю.Манн). В реалистическом гротеске расщепляются не только явления внешнего мира, но и само человеческое сознание, в литературе возникает тема двойничества, начатая еще гоголевским «Носом» (ведь статский советник Нос - это двойник глупого, пошлого майора Ковалева). Развивается тема Достоевским в повести «Двойник» и в сцене «встречи» Ивана Карамазова с чертом.

В гротескном произведении писатель многообразными способами «убеждает» читателя в возможности сосуществования самого невероятного, фантастического с реальным, привычным. Фантастическое в нем - это максимально заостренная реальность. Отсюда подчеркнутая пластическая достоверность в описании носа и переплетение невероятного со сценами обыденной пошлости в гоголевской повести. В рассказе «Бобок» его превосходительство покойный генерал-майор Первоедов играет с покойным надворным советником Лебезятниковым в преферанс. Фантастическое дробит и укрупняет действительность, изменяет пропорции. Фантастика не самоцель автора. Она часто «снимается» писателем: в «Путешествии Гулливера» Свифта - точным, комически педантичным описанием места и времени действия, скрупулезным приведением названий и дат, в «Двойнике» Достоевского - отрицанием иллюзорности, фантастичности происходящего, которым каждый раз сопровождается появление двойника - Голядкина-младшего. Фантастическое обнажается писателем как художественный прием, от которого в свое время за дальнейшей ненадобностью можно отказаться. Часто реалистический гротеск, примеры которого мы привели, строится полностью на игре различных плоскостей изображения. Иногда гротескное произведение является пародией, как, например, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

В основе гротеска может лежать не только предельное увеличение - гипербола, но и метафора. Метафорична природа гротескных сцен в поэме Т.Шевченко «Сон», водной из которых от крика царя, строго сохраняя иерархию - от самых «пузатых» до «мелких», - проваливаются в землю его приспешники. Сатирический гротеск политической поэзии Т. Шевченко, восходящий к фольклорным традициям, традициям Гоголя, Мицкевича, был явлением новаторским, он предшествовал сатирическому гротеску Салтыкова-Щедрина.

Искусство развивало традиции романтического и реалистического гротеска. Так, под влиянием традиций Гофмана, Гоголя, Достоевского родился гротескный стиль Ф.Кафки. Для Кафки характерно сочетание в произведении сказочно-фантастических, кошмарных событий с правдоподобным изображением деталей быта и «нормальным» поведением людей в необычных ситуациях. Герой рассказа Кафки «Превращение» коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в насекомое.

Гротеск это вид условной фантастической образности, демонстративно нарушающий принципы правдоподобия, в котором причудливо и алогично сочетаются не сочетаемые в реальности образные планы и художественные детали. Гротеском были названы орнаменты , обнаруженные в конце 15 века. Рафаэлем при раскопках древнеримских терм Тита. Отличительный признак этих изображений - свободное сочетание живописных элементов: человеческие формы переходили в животные и растительные, фигуры людей вырастали из чашечек цветов, растительные побеги сплетались с химерами и причудливыми строениями. Эти орнаменты упоминает в своей книге Б.Челлини («Жизнь Бенвенуто Челлини», 1558-65), об их особенностях пишет И.В.Гёте, называя их арабесками. Перенесение термина в область литературы и настоящий расцвет этого вида образности происходит в эпоху романтизма Ф.Шлегель в «Письме о романе» (1800) рассматривает гротеск как выражение духа времени, его единственное, наряду с «личными признаниями», романтическое порождение. На гротеск, как на характерную особенность литературы романтической, в отличие от «формы мертвой» - литературы классической, указывает в ставшем манифестом французского романтизма «Предисловии к драме «Кромвель» (1827) В.Гюгх. К проблеме гротеска обращался Ш.Бодлер в статье «О природе смеха и о комическом в пластических искусствах», противопоставив смех как «просто комическое» гротеск как «абсолютно комическому». Особенно популярным термин гротеск стал в 20 веке, первоначально в связи с новаторскими явлениями в театральном искусстве (В.Э.Мейерхольд), впоследствии в связи с распространением идей, выраженных в книге М.М.Бахтина о Ф.Рабле (1965).

Гротеск мог возникать в тех жанрах литературы, где неправдоподобность вымысла была очевидна и автору, и читателю (слушателю). Таковы комические жанры античности (к гротескным произведениям могут быть отнесены комедии Аристофана, «Золотой осел» (2 век), Апулея, юмористические и сатирические произведения эпохи Возрождения, небылицы фольклора. Начиная с 18 века гротеск строится в основном на нарушении принятой системы воспроизведения действительности, с которой фантастика вступает в своеобразный конфликт (гротескные повести Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, «История одного города», 1869-70, М.Е.Салтыкова-Щедрина). Гротеск может быть юмористическим , когда с помощью фантастики подчеркивается расхождение наличного и должного или когда в фантастических формах внешности и поведения персонажей буквально воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение. Однако именно в сатире, направленной по большей части на осмеяние социальных пороков, где фантастические образы выступают в наиболее обобщенном виде, полнее раскрываются некоторые содержательные возможности гротеска, в частности, его иносказательность. Гротеск также может быть трагическим - в произведениях с трагическими ситуациями, когда в центр ставятся судьба и духовное смятение личности. Это может быть изображение подавления личности инстинктами биологического существования («Превращение», 1916, Ф.Кафки), мотив столкновения с куклой, принимаемой за человека («Песочный человек»).