Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Анализ Стихотворения «Зимнее утро. «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Какова мораль произведения зимнее утро

Анализ Стихотворения «Зимнее утро. «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Какова мораль произведения зимнее утро

Стихотворение “Зимнее утро” А.С. Пушкина написано им в один из самых плодотворных творческих периодов – во время ссылки в Михайловское. Но в день, когда родилось это поэтическое произведение, поэт находился не в своем имении – он гостил у друзей, семьи Вульфов, в Тверской губернии. Начиная читать стих “Зимнее утро” Пушкина, стоит помнить, что написан он за один день, и в текст более не вносилось ни одной правки. Остается лишь поражаться таланту творца, который сумел так быстро воплотить в великолепной пейзажной лирике и собственное настроение, и красоту русской природы, и размышления о жизни. Это произведение с полным правом относится к числу самых известных в пушкинском творчестве.

В стихотворении “Зимнее утро” отчетливо прослеживается несколько важных тем. Основная и самая очевидная – это тема любви. В каждой строке чувствуется нежность поэта, обращенная к его возлюбленной, ощущается его трепетное отношение к ней, то вдохновение, которое дарит ему чувство. Его любимая – это прелестное дитя природы, и это мило ему, вызывает глубокие сердечные переживания. Еще одна тема – это размышления о рождении нового дня, который стирает все прежние печали и делает мир краше и веселее. Несмотря на то, что вечер был грустным, сегодня солнце озаряет все вокруг, и его свет дарит самое главное – надежду. Кроме того, Александр Сергеевич использует пейзаж не просто как художественный прием для олицетворения собственных мыслей и не только как символ нового начала – прекрасная русская природа также является темой его стихотворения, которое можно скачать, чтобы не спеша насладиться каждой строчкой. И, наконец, общая мысль всего произведения – единство человека и природы в общефилософском смысле.

Общее настроение, которое ощущается в тексте стихотворения Пушкина “Зимнее утро”, которое можно читать онлайн бесплатно, чтобы почувствовать радость жизни, оптимистичное, ведь оно рассказывает о том, что любая буря не вечна, а после нее, когда наступает светлая полоса, жизнь еще чудеснее. Даже строфы, которые повествуют о вечерней грусти, как будто полны радостного предвкушения утра. А когда оно настает, радость становится полной, ведь все вокруг, каждая снежинка, озаренная зимним солнцем, так прекрасно! Это бодрое и веселое произведение – кажется, поэт забыл и о ссылке, и об одиночестве, любуясь спящей возлюбленной и родной природой. Чтение этого стихотворения наполняет душу положительными эмоциями, напоминает о том, как прекрасен мир и как важно любить родную природу.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Горохова Виктория

Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.

Задачи:

1. анализ противоположных образов стихотворений;

2. сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Методы исследования:

Художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)

Изучение литературы по проблеме

Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования городского округа « Город Якутск»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Работа ученицы 4 Б класса

Гороховой Виктории

Классный руководитель: Сафонова Л.В.

Якутск, 2017


Подписи к слайдам:

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро » Горохова Виктория Егоровна ученица 4 Б класса МОБУ СОШ № 7 ГО «Город Якутск» Научный руководитель: Сафонова Лидия Владимировна Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 ГО « Город Якутск»

Унылая пора! Очей очарованье! Приятно мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». В стихотворении «Осень» Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает. Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь… Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей»). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив. Стихотворение «Зимнее утро» отличается: обилием синтаксических средств языка; наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза). Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения. Задачи: анализ противоположных образов стихотворений; сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Анализ стихотворения Мо- роз и солн -це; день чу- д ес - ный! Еще ты дрем -лешь, друг пре- л ес т -ный Пора, красавица, просн ись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера яв ись! Вечор, ты помнишь, вьюга зл ѝ л ась, (А) На мутном небе мгла нос ѝ л ась; (А) Луна, как бледное пятн ó , (В) Сквозь тучи мрачные ж ел т ѐ ла, (С) И ты печальная сид ѐ л а - (С) А нынче... погляди в окн ó: (В) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Противоположные образы Настроение, чувства, создаваемые этими образами Мороз Солнце День чудесный! Ты Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась … А нынче..... погляди в окно: Я Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись… Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня Мы Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Вечер Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - Утро А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Сейчас Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Снег, речка Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Лес, поля Прозрачный лес один чернеет … И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые Родное место поэта… берег, милый для меня Композиционно смысловая рамка произведения

Синтаксические средства языка в стихотворении Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злѝлась, На мутном небе мгла носѝлась; Луна, как бледное пятн ó , Сквозь тучи мрачные желтѐла, И ты печальная сидѐла - А нынче... погляди в окн ó: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Вывод: Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык. В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения. Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ. С интаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ и придают интонации.

Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимают стихотворения, посвящённые красоте родной природы. С детских лет поэт проникся любовью к родным просторам и позже запечатлел ее в своих произведениях с пылкостью настоящего патриота. Стихотворение «Зимнее утро» знакомо читателю еще из школьной программы – оно является одним из самых выразительных и ярких пушкинских творений о зиме. Автор рисует торжество зимнего утра, передает жизнерадостное настроение человека, который наслаждается началом нового дня.

Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение традиционно относят к жанру пейзажной лирики. Уже само название навевает читателю образы русской природы и усыпанного снегом леса. Здесь Пушкин выступает как поэт-реалист – описанные им образы конкретны и запечатлевают обыденные, привычные явления. Перед нами предстает величественная картина типичной русской зимы, через которую передается внутреннее состояние лирического героя.

Особую мелодичность придает произведению излюбленный Александром Сергеевичем размер – четырехстопный ямб. К тому же стихотворение написано так называемой смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы позволяет поэту подчеркнуть легкость стихотворения.

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

Темы

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.

Смысл

«Зимнее утро» – это не только красочное описание природы и чувств, охвативших лирического героя, в нем заложена куда более важная идея. В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.

Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера.

Средства художественной выразительности

Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.

Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.

В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.

Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок литературы в 6 классе на тему «А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Цели и задачи урока: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными средствами литературы; нравственное и эстетическое воспитание учащегося, воспитание читательской культуры.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, альбомы художников-пейзажистов, текст стихотворения, карточки.

^ Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II .Опрос домашнего задания.

    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс», «На севере диком» наизусть.

I I I. Сообщение темы и цели урока.

1. Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль.

2. Чтение стихотворении учителем.

ЗИМНЕЕ УТРО.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня. (1829)

III. Словарная работа.

Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).

Вечор – вечером (наречие).

Янтарный – жёлтый, солнечный.

IV. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение.

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы.

Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

11) Лексика. Языковые средства выразительности.

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

12) Поэтический синтаксис.

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Что такое пейзаж? /Это картина природы.

Что такое тема и идея? /Тема – это то, о чём рассказывает автор, что он изображает: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения/

Итак, какова тема и идея стихотворения? /Тема – рассказ о наступающем зимнем утре. Идея – воспевание красоты, прелести зимнего утра, и не только. Это гимн русской природе/

Каким настроением проникнуто стихотворение? /Автор хочет донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким чудесным днём/

Меняется ли в стихотворении настроение? /Да, утро – вечер – утро; настроение: прежде весёлое – грустное – вновь весёлое/

Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась»? /Чтобы, используя приём контраста, подчеркнуть красоту наступившего утра и дня/

Обратите внимание на первую строчку. Каков её смысл? /Эта строчка вводит в тему и раскрывает идею, а остальной текст комментирует «чудесность» наступающего утра/

Каким настроением проникнута эта часть? А как автор передаёт это настроение? /Настроение радостное, восторженное. Для его передачи автор использует эпитет чудесный (день) ; обращение: друг прелестный, красавица ; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры /

Какими словами начинается эта часть? /А нынче…/

Какой это союз и какова его роль? /Он помогает противопоставить две противоположные картины, чтобы усилить художественное впечатление. Противопоставление в литературе называется антитезой/

Найдите в стихотворении эпитеты к словам небеса, снег, бес, ель, речка, блеск, треск, печь, лежанка, поля, леса .

Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».

Как называется художественное средство, использованное автором? /Теоретик: сравнение/

Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/

Вот что делает с человеком обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день! А ваше настроение изменилось или нет после нашего урока? /Да, изменилось. Сегодня день, к сожалению, пасмурный, а когда прозвучало это стихотворение, я сразу представил себе морозный солнечный день, и настроение улучшилось/

V. Итог урока . В завершение этой работы я хочу предложить вам творческое задание. Оно направлено на тренировку памяти и усвоение понятия «эпитет».

VI. Выставление оценок с комментарием.

VII. Домашнее задание . Всем – наизусть стихотворение. Отдельным учащимся – нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Карточка №1

Вставьте пропущенные эпитеты.

Под________________________ небесами

Коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

Лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Карточка №2

(для менее подготовленных учащихся)

Подчеркните в отрывке эпитеты.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

В стихотворении «Зимнее утро» (Пушкин), анализ которого мы проведем, мотив движения передается в первую очередь с помощью временных подробностей. Вечор (вчера вечером) мела вьюга, носились тучи, луна выглядела «бледным пятном», едва «желтела» на фоне «мутного неба», все печалило и удручало, не хотелось и глядеть в окно.

Прошла ночь — и пурга утихла. Стихотворение начинается с наступления чудесного утра, когда воспоминания о непогоде кажутся сном, от которого «пора» очнуться.

Еще одним художественным средством, придающим динамичность лирическому излиянию, является диалог. Пейзаж возникает в разговоре с возлюбленной — красавицей, другом прелестным, другом милым. Она еще дремлет, но близка встреча, похожая на свидание с богиней («звезда севера» сравнима с самой Авророй — в римской мифологии богиней утренней зари). Лирический герой обращается к ней с комплиментами (от франц. «лестное замечание»), называя сон негой, глаза взорами, прелесть земной женщины божественной красотой.

Оба плана, и возвышенный, и бытовой, равнозначны, они до завершения присутствуют в тексте. Покой богини — в действительности комната с натопленной печью, ложе неги — лежанка, нетерпеливый конь, бегу которого собираются «предаться» герои,— это кобылка бурая, колесницей оказываются русские санки. Да и разговор с северной Авророй, может быть, является вымыслом лирического героя, которому «Приятно думать у лежанки». Но его воображение способно совершить чудеса: в бытовом эпизоде открыть красоту и многообразие, озарить «всю комнату» блеском божественного огня, деревенскую кобылку превратить в сказочного коня, переносящего в поля, леса, на дальний берег. В контексте анализируемого стихотворения «Зимнее утро» Пушкина эпитет «чудесный» получает расширенное толкование. С обыденной похвалы погожему дню начинается произведение, но в дальнейшем появляются доказательства того, что среди современной для автора русской зимней природы (снег, иней, ель, речка, затянутая льдом) происходят сказочные события. В самом начале открывается возможность слияния в реальности противоположностей, полюсов:

Мороз и солнце; день чудесный!

Присутствуют и другие контрасты (вечор — нынче, луна — солнце, мутность — прозрачность, мгла — свет, бледность — яркость, печаль — веселье), но они не становятся антитезами. Гармония природы обусловлена вечной сменой закатов и восходов, ночи и дня, времен года («Леса, недавно столь густые...»). Мотив бега коня становится третьим из художественных средств, позволяющих придать динамичность изображению. Зимний пейзаж конкретен, виден «в окно» («А нынче... погляди в окно...») и в то же время в нем есть обобщенность. Призывая вглядеться в то, как ровно лег снег, как заиндевели ветки ели, как блестит речной лед на фоне теней от деревьев в лесу, лирический герой включает эти детали в узорную картину, похожую на сложный орнамент (от лат. «украшение», узор, состоящий из упорядоченных компонентов). В нем использована богатая палитра цветов (франц., подбор, совокупность выразительных средств): черный («мгла носилась», «тучи мрачные»), бледно-желтый, их «мутная» смесь, характерные для вечера; днем яркие тона, создающие впечатление великолепия,— голубой, белый, зеленый.

Все они появляются в сочетании («Прозрачный лес один чернеет», «ель сквозь иней», «речка подо льдом»), переливаются, блестят в свете солнца, контрастируя с ночной мрачностью. Статичность (от греч. «стоящий») дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях. Мотив «мутного» вечера, когда все смешивалось в злом вихре, развивается в стихотворении Пушкина «Бесы» (1830), где вьюга превращается в адский хоровод. Это противопоставление добавляет еще один оттенок в оценку чудесного дня, так как он знаменует победу добрых, светлых сил.

Тепло и свет солнца находят соответствие в «янтарном блеске» огня в печке, озаряющем комнату. На картине появляются новые краски — янтарно-желтая, огненно-красная:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит натопленная печь.

Заключительные слова первой и второй строчек четвертой строфы выделяются благодаря переносу (несовпадению конца фразы и стиха, что выделяет оказавшееся на стыке строчек слово). Это не случайно, так как привлекает внимание к еще одной особенности стихотворения «Зимнее утро» (Пушкин), анализ которого нас интересует. Не только цвета составляют «великолепный ковер» текста — фонические контрасты позволяют представить гармонию как согласованность различных впечатлений и эмоций. В звучании нет доминирующей аллитерации, глухие и звонкие, певучие и раскатистые согласные чередуются. Их сочетание в цельных по смыслу группах слов, например в комбинациях определяемого и определения (существительного и прилагательного), способствует проявлению, усилению эффекта. Уже в названии стихотворения, помимо содержательного оксюморона (от греч. «остроумно-глупое», стилистический оборот, выражающий неожиданное смысловое единство; употр. также в звучании «оксйморон»), состоящего в сочетании слов, называющих зимнее умирание природы и пробуждение нового дня, есть и звуковой контраст: зимнее утро». Сходное впечатление оставляют комбинации «л» и «р» в выражениях: «великолепными коврами», «прозрачный лес», «янтарным блеском», «веселым треском», а также «н» и «р» — «утреннему снегу» и др. Все три звука разной эмоциональной окраски встречаются в слове «нетерпеливого», выделяющемся в пятой строфе из-за того, что его объем (6 слогов) нарушает размеренность четырехстопного ямба, которым написано стихотворение (такой же эффект производит задерживающее внимание в третьей строфе благодаря ритмической паузе слово «великолепными», содержащее также 6 слогов).

Композиция стихотворения, как и образный, звуковой, визуальный (от лат. «зрительный») уровни, играет важную роль в достижении художественной цели. В тексте пять строф (шестистрочных, схема рифмовки: аабввб), из которых первая сходна по значению с экспозицией, обрисовывая место и участников действия (лирический герой, «красавица», природа). Во второй приводится недавняя предыстория, в третьей и четвертой характеризуются чудеса наступившего дня, которых для лирического героя оказывается недостаточно. Не только из замкнутого пространства теплой комнаты, но даже из великолепной панорамы зимнего пейзажа он стремится вырваться. Противительный союз «но», отделяющий картину, видную «нынче... в окно», от выражения заветного желания, странного, непонятного для окружающих, показывает, что незамкнутость внутреннего мира ощущается как индивидуальное своеобразие:

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

В пятой строфе душа лирического героя открывается в полной мере, так как в ней выражены сокровенные желания («предадимся бегу», «навестим»), в последней строчке оценивается эмоциональное впечатление, связанное с пейзажем.

Бег в контексте стихотворения — и перемещение в пространстве, и ход времени. От воспоминаний о милом бреге, о вчерашнем ненастье лирический герой обращается к созерцанию красоты природы, понимая и ее вечный смысл, и мгновенную прелесть, видя явления одно «сквозь» («ель сквозь иней зеленеет») другое, открывая тайники («речка подо льдом блестит»), стремясь преодолеть ограниченность, односторонность времени и чувства. В пейзажной картине, в действительности напоминающей эмблему (от греч. «рельефное украшение», условное изображение понятия, идеи) гармонии его мироощущения, он находит и философский аспект. Его выражением становится образ «поля пустые».

Параллелизм (художественный прием, позволяющий выявить сходство или тождественность элементов произведения; от греч. «рядом идущий») природного и человеческого, намеченный во второй строфе («мгла носилась» — «И ты печальная сидела...»), претворяется в метафоре «навестим поля пустые». Человек может восполнить пустоту в природе, черпая из сокровищницы своей личности. При этом важна не ее исключительность, а присущее чуткому и благожелательному «другу» (обращение к спутнице, повторенное в строфах 1, 5) внимание к индивидуальным чертам, среди которых главной является способность вглядеться в окружающее, открыв в привычном красоту, многообразие, полноту жизни. Ее изменчивость по сравнению с незыблемым романтическим идеалом предстает не только приметой реальности (вечор-нынче), но и философским выводом, дающим надежду на перемены и грядущую победу света и добра. В ней тоже нет оттенка окончательности, движение продолжается. Для лирического героя, «нетерпеливо» стремящегося освободиться от всего, что он испытывал «недавно», что было «приятно» вчера, важно, что наряду с динамикой в жизни есть постоянство. Если в природе времена года чередуются, то в душе впечатления сохраняются («леса, недавно столь густые» — «берег, милый для меня»), приобретая со временем новое значение, становясь предметом размышлений и обобщений. Внутренний мир не только отражение внешнего, но и целая вселенная, они сосуществуют, действительно параллельны, располагаются рядом, влияя, завися друг от друга. Идея мировой гармонии получает развитие, выражаясь не в умозрительных рассуждениях, а в образном, фоническом, живописном своеобразии стихотворения «Зимнее утро» Пушкина, анализ которого мы провели.