Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Анализ сцены на николаевском мосту. Сцена на Николаевском мосту в «Преступлении и наказании» – читать. Анализ отрывка из эпического произведения

Анализ сцены на николаевском мосту. Сцена на Николаевском мосту в «Преступлении и наказании» – читать. Анализ отрывка из эпического произведения

», часть 2 , глава 2 .)

...Раскольников уже выходил на улицу. На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

– И за дело!

– Выжига какая-нибудь.

– Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.

– Тем промышляют, почтенный, тем промышляют…

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Но в ту минуту, как он стоял у перил и всё еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. «Прими, батюшка, ради Христа». Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.

Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, – чаще всего, возвращаясь домой, – случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, и показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и всё, всё… Казалось, он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его… Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Он пришел к себе уже к вечеру, стало быть, проходил всего часов шесть. Где и как шел обратно, ничего он этого не помнил. Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван, натянул на себя шинель и тотчас же забылся…

Анализ эпизода на Николаевском мосту

В эпизоде на Николаевском мосту, читатель может видеть, как Достоевский с помощью пейзажа описывает внутренний мир героя (Раскольникова):

Небо было без малейшего облачка , а вода почти голубая , что на Неве так редко бывает » «сквозь чистый воздух можно было разглядеть даже каждое его [собора] украшение.»- оба эти отрывка указывают на ясность погоды так редко бывавшей в Петербурге, тоже было и с Раскольниковым, постоянно затуманенный болезнью разум его, временами прояснялся, как это было в данном эпизоде.

-«Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь , он лег на диван, натянул на себя шинель и тот час же забылся…»- в тексте произведения часто встречается (практически постоянно) образ загнанной лошади: Сон Раскольникова (про лошадь), Катерина Ивановна, Соня, сам Раскольников и т.д. Это образ измученной лошади пытающейся (как во сне Раскольникова) тянуть непосильную ношу, что можно сказать почти обо всех персонажах, вокруг которых разворачивается действие.

Необъяснимым холодом веяло от этой великолепной панорамы ; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина …» «Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило его грудь до боли » и т.д.- Часто встречающиеся в тексте эпизода антонимы или антонимичные высказывания говорят о двойственности ощущений и мыслей, которые он испытывает, а так же об их противоречивости и даже противостоянию внутри него (конфликту).

-«Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде , как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить и теперь, как и прежде , и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно.» «В какой-то глубине , внизу , где-то чуть видно под ногами , показалось ему теперь все это прежнее прошлое , и прежние мысли , и прежние задачи , и прежние темы , и прежние впечатления , и вся эта панорама, и он сам, и все , все …»- В данных отрывках Раскольников проводит черту, разделяя свою жизнь на «до» и «после» убийства старухи процентщицы, осознавая как теперь далеки все те мысли и чувства которые испытывал он до убийства.

-«Казалось, он улетал куда-то вверх и все исчезало в глазах его…»- Раскольников ощущает, как будто он возвышается над «людским муравейником» («тварями дрожащими») становясь «сверхчеловеком» («право имеющим»).

-«Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный . Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду;» «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту»- Двугривенный, данный ему купчихой олицетворял милосердие и сострадание, которые как он считал, ему не нужны, и оставить его у себя все равно, что признать, что в мире существует добро, помощь и милосердие, а соответственно убийство старухи не было необходимостью и его поступок не так хорош как он думал. Выбросив Двугривенный в воду, Раскольников отверг существование возвышенных качеств у обычных людей, а так же отрезал себя от всего мира.

В эпизоде на Николаевском мосту Раскольников смотрит на свою жизнь, анализирует ее и делит на «до» и «после» убийства старухи процентщицы. С точки зрения Раскольникова «он улетал куда-то вверх» возвышаясь над всем миром, становясь «сверхчеловеком», а так же «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего».

Малышев К. 10 «А» класс 3 группа

Литература профильная группа

Раскольников стоит на Николаевском мосту и "пристально вглядывается" в открывающуюся перед ним "действительно великолепную панораму": "Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему -угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его..." Другой пример одухотворения материи - жилища героев Достоевского. "Желтая каморка" Раскольникова, которую Достоевский сравнивает с гробом, противопоставляется комнате Сони: у Раскольникова, закрытого от мира, - тесный гроб, у Сони, открытой миру, - "большая комната с тремя окнами"; о комнате старухи-процентщицы Раскольников замечает: "Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота". Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования - они лишь одна из функций сознания героев. Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть души этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же "холодно, темно и сыро", как в Петербурге, и "дух немой и глухой" города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки. Духовно и описание страшной грозовой ночи, предсмертной ночи Свидригайлова, когда его жуткий душевный хаос сливается с таким же жутким природным хаосом. В цитированном выше письме к Каткову Достоевский указывал, что после преступления Раскольников "почти месяц проводит до окончательной катастрофы". В печатной редакции этот срок еще сокращен. Все сложное и разнообразное действие романа, вплоть до момента признания Раскольникова, занимает всего две недели. Можно только поражаться тому мастерству, с которым Достоевский проводит своих героев через подлинный ураган событий. "При внимательном чтении оказывается, - пишет Г. Волошин, - что одним из приемов, при посредстве которого Достоевскому удается вовремя свести и развести героев, неожиданно устроить их встречу, дать подслушать важный разговор и т. д., является ориентировка героев во времени или - точность хронологии произведений Достоевского" (Волошин Г. Пространство и время у Достоевского. - "Slavia", Прага, 1933, т. XII, с. 164). Начальное время романа известно: "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер". Достоевский ведет точный счет дням. В первый день Раскольников делает "пробу" и знакомится с Мармеладовым; во второй - получает письмо от матери, бродит по городу и на Сенной площади встречает Лизавету; на третий - совершает убийство. Во второй части Раскольников теряет ощущение времени, заболевает и впадает в беспамятство: "Иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит, в другой раз - что все тот же день идет". В мире Достоевского время, как и пространство, является функцией человеческого сознания, оно одухотворено и может, в зависимости от духовного состояния героев, то бесконечно растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать. Недаром в одной из черновых тетрадей к "Преступлению и наказанию" Достоевский записывает: "Что такое время? Время не существует; время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию". В начале романа время разворачивается медленно, затем ускоряется, а перед катастрофой превращается в настоящий ураган, хотя сам герой снова выпадает из времени.. Однако ни беспамятством Раскольникова, ни полусознательным его состоянием в начале шестой части, то есть перерывами в повествовании, Достоевский не замедляет быстроту действия, а как бы маскирует ее, создавая у читателя иллюзию растянутости романа, большого времени его действия. При этом Достоевский "строго" следит за точной "ориентировкой" героя во времени. Г. Волошин обратил внимание, что в I, главе шестой части, когда перед Раскольниковым "точно туман упал", Достоевский тотчас же поясняет: "Впрочем, в эти два-три дня после смерти Катерины Ивановны он уже раза два встречался..." и т. д. В этой же главе Разумихин приходит к Раскольникову в день похорон (по принятому в России обряду - на третий день после смерти), в это время, по сообщению автора, Раскольников уже очнулся от своего странного состояния. Таким образом, два как будто случайно оброненные указания о времени сходятся. Отмечая необычную быстроту действия в романах Достоевского, М. М. Бахтин пишет: "Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а сосуществование и взаимодействие <...> Разобраться в мире значило для него помыслить все его содержания как одновременные и угадать их взаимоотношения в разрезе одного момента". И на вопрос: как преодолеть время во времени? - М. М. Бахтин отвечает, что "быстрота - единственный способ преодолеть время во времени" (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е, М., 1979, с. 33, 34). И Достоевский "преодолевает" время в момент раскаяния и начала перерождения Раскольникова, когда семь лет каторги, большой срок, делаются кратким мгновением в ожидании свободы и новой жизни. Но Достоевский не только "преодолевает" время, но и "останавливает" его. В эпилоге романа читаем: "Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его". За этим следует покаяние Раскольникова, возврат сверхчеловека гордыни к кругу людей. И, описав порыв, и слезы, и думы героя, Достоевский внезапно обрывает рассказ о новых чувствах и мыслях Раскольникова: "Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое". И далее: "Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней". После упоминания ветхозаветного Авраама писатель говорит и о Новом завете, о воскресении Лазаря, и о будущем обновлении и перерождении самого Раскольникова. В эпилоге "Преступления и наказания" объединены, таким образом, прошлое, настоящее и будущее время. Покаявшись, Раскольников примкнул снова ко всему человечеству, ко всей его истории, к его прошлому, настоящему и будущему. В центре каждого большого романа Достоевского стоит одна какая-нибудь необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои писателя занимаются самым важным и самым главным жизненным делом - разгадкой тайны этого человека: Раскольникова ("Преступление и наказание"), Мышкина ("Идиот"), Ставрогина ("Бесы"), Версилова ("Подросток"), Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы"). Этим, определяется композиция романов-трагедий писателя. Все лица и события в "Преступлении и наказании" располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него, все насыщено страстным к нему отношением, человеческим притяжением и отталкиванием от него. Раскольников - главный центр романа; он - участник большинства сцен романа. "Отказавшись от монологического повествования в пользу формы романа от третьего лица, т. е. формы наиболее объективной, - отмечает Л. Погожева, - Достоевский сохраняет в композиции своего произведения многие черты лирического рассказа - дневник, исповедь. Таким остатком излюбленной ранее писателем монологической формы является то, что почти все события романа даются через восприятие их главным героем, который присутствует, за редким исключением, во всех сценах, во-вторых, в романе много мемуарных эпизодов: исповедь Мармеладова, исповедь Свидригайлова, письмо Пульхерии Александровны и многие другие эпизоды" (Погожева Л. Композиция романа "Преступление и наказание". - "Лит. учеба", 1939, № 8 - 9, с. 111). Однако все эти мемуарные эпизоды не имеют в романе самостоятельного значения: история семейства Мармеладовых и история матери и сестры Раскольникова неразрывно связаны с главным героем и воплощают его мысли и идеи. История Мармеладовых и история Дуни (письмо Пульхерии Александровны) - последний толчок к бунту Раскольникова. Из этих историй возникают Соня и Свидригайлов, воплощающие добро и зло в душе Раскольникова. Главная тема (Раскольников) и все три побочные (история Мармеладовых, история матери и сестры Раскольникова, история претендентов на ее руку - Свидригайлова, Лужина и Разумихина) развиваются параллельно, причем побочные темы - часть судьбы героя, реализация его борющихся мыслей. Уже в первых четырех главах первой части романа все три темы выведены на сцену и соединяются одна с другой через Раскольникова. В первой главе Раскольников идет к ростовщице и думает об убийстве; во второй - он встречает Мармеладова, который рассказывает ему свою историю и ведет к себе; в третьей - он получает письмо от матери с извещением о помолвке Дуни с Лужиным; в четвертой - он обдумывает это письмо, находит в нем аналогию с рассказом Мармеладова: жертва Дуни того же порядка, что и жертва Сони. Раскольников не может принять этой жертвы, он должен сам помочь себе выйти из материальной нужды, и для этого есть одно только верное средство - убийство старой процентщицы, зловредной "вши", выбранной им уже раньше в качестве объекта убийства для подтверждения своей теории о праве "сильных личностей" на преступление. Во всех шести частях романа все три тематические фабулы возникают в связи с Раскольниковым в разных сочетаниях и комбинациях. Линии всех трех фабул соединяются только один раз: на поминках по Мармеладову бывший жених Дуни, Лужин, оскорбляет Соню, и Раскольников ее защищает. В шестой части побочные фабулы исчерпаны, и Раскольников остается с Соней и Свидригайловым - со своим "добром и злом". Но Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, так что в последней главе последней, шестой, части и в эпилоге, когда "зло" ушло из души Раскольникова, он остается только с Соней, а дальше "уж начинается новая история, история постепенного обновления человека". С Порфирием Петровичем Раскольников знакомится через Разумихина. Это тоже побочная линия романа. Однако роль Порфирия Петровича в судьбе, в возрождении Раскольникова настолько велика, что, как отмечает К. К. Истомин, три встречи преступника со следователем "представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета. Первая встреча намечает нам тему, характер борьбы и главных героев трагедии. Вторая встреча - интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Николая и посещения "мещанина". Заканчивается она смелым заявлением Раскольникова: "Теперь мы еще поборемся". Третье действие - встреча противников в комнате Раскольникова - завершается неожиданной катастрофой: <...> с "серьезной и озабоченной миной" Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния" (Истомин К. К- "Преступление и наказание". Пг., 1923, с. 89). Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Все тематические фабулы неразрывно связаны с идеологической схемой романа. Трагедия происходит в душе Раскольникова, и все остальные действующие лица вместе с ним пытаются разгадать тайну этой трагедии. Все чувствуют значительность его личности, все поражены противоречиями этой личности, и все хотят отгадать загадку его роковой раздвоенности, Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов - почти все действующие лица романа. "Каждое лицо входит, однако, в его {Раскольникова) внутреннюю речь не как характер или тип, - отмечает М. М. Бахтин, - не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучат. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощенным разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам; поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи" (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е, М., 1979, с. 278). Таким образом, поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче - воскресению Раскольникова, избавлению "сверхчеловека" от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей. "Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги". Еще не все потеряно для Раскольникова, еще не все погасло в его душе, еще теплится в ней тусклое пламя огарка. Как опытный проводник, знающий единственную и верную, дорогу, ведет Достоевский читателей через лабиринт совести Раскольникова. И надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении "Преступления и наказания", обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский.

Николаевском мосту (теперь - мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности. С другой – от этой великолепной панорамы веяло "духом немым и глухим". Каждый раз Раскольников дивился своему "угрюмому и загадочному впечатлению" от этой картины. В панораме Исаакиевского собора как будто таится суровый и мрачный дух хранителя и основателя города – Петра I, а вздыбленный на коне памятник Петра – этот каменный истукан – материальное воплощение гения места, по выражению Н. П. Анциферова. Призрак мрачной государственности, отмеченной уже Пушкиным в поэме "Медный всадник", когда истукан, соскочивший с пьедестала гонится за "маленьким человеком" Евгением, пугает и преследует также и Раскольникова. Перед этой величественной, но уничтожающе холодной государственностью Раскольников, возомнивший себя сверхчеловеком, оказывается микроскопическим "маленьким человеком", от которого равнодушно отворачивается этот "непостижимый город" царей и чиновников. Словно иронизируя над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой сердобольной купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние – в ладони Раскольникова падает двугривенный. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду: "Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца (Зимнего дворца. – А. Г.) . Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение (...) Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь домой, - случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму... ".
"Художник М. В. Добужинский заинтересовался, почему Достоевский отметил это место, как наиболее подходящее для созерцания Исаакиевского собора. Оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей" (Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М. , "Просвещение", 1985, с. 118).

Образ города-спрута, в котором "человеку пойти некуда…"

Ф.М. Достоевский, напомню еще раз, постоянно вглядывался в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны нищего Петербурга, видя его жалких обитателей, с их горькой участью. И сущность города была заключена не в его кажущемся (!) пышном убранстве, а в его социальных противоречиях.

История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться "безобразная мечта" нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ - Петербург участник преступления Раскольникова. На протяжении всего романа лишь несколько кратких описаний города, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в "духовный" пейзаж, чтобы почувствовать "Петербург Достоевского".

достоевский петербург преступление наказание

Раскольников так же двойствен, как и породивший его Петербург (с одной стороны, Сенная площадь - "отвратительный и грустный колорит картины"; с другой - Нева - "великолепная панорама"), и весь роман посвящен разгадке этой двойственности Раскольникова - Петербурга. В ясный летний день Раскольников стоит на Николаевском мосту и "пристально вглядывается" в открывающуюся перед ним "действительно великолепную панораму": "Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина. Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его.".

Другой пример одухотворения материи - жилища героев Достоевского. "Желтая каморка" Раскольникова, которую Достоевский сравнивает с гробом, противопоставляется комнате Сони: у Раскольникова, закрытого от мира,-тесный гроб, у Сони, открытой миру,-"большая комната с тремя окнами"; о комнате старухи-процентщицы Раскольников замечает: "Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота". Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования - они лишь одна из функций сознания героев.

Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть души этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же "холодно, темно и сыро", как в Петербурге, и "дух немой и глухой" города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки.

"Вечер был свежий, теплый и ясный. Раскольников шел и свою квартиру, он спешил. Ему хотелось кончить все до заката солнца. "

Солнце появится только в самом конце романа, в эпилоге. "Там, в облитой солнцем необозримой степи" Раскольников освободится от кошмара убийства. Там станет возможен восход солнца, возрождение. Это произойдет в Сибири. В Петербурге же Раскольников все время будет чувствовать себя "приговоренным к казни". Он пошел на преступление, чтобы освободиться, а оказалось, что сам загнал себя в угол. Его угнетает теперь не только собственная каморка, но и психологическое состояние тупика. Он бежит на улицу, но выхода ему не найти. Вот так он ходит по городу: "Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними"; "Трудно было более опуститься и обнеряшиться, но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу";". по обыкновению своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем очень удивлял прохожих. Многие принимали его за пьяного. "; "Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, - гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил. "

Раскольников мучается не только наяву. Ужасы преследуют его и в снах. Фантастический Петербург в сновидениях Раскольникова приобретает сюрреалистические черты. Вспомним, например, сон Раскольникова со смеющейся старухой: "Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела все ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. вся комната была ярко облита лунным светом;. Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. "Это от месяца такая тишина, - подумал Раскольников, - он, верно, теперь загадку загадывает". Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стукало его сердце, даже больно становилось. И все тишина. Вдруг послышался мгновенный сухой треск, как будто сломали лучинку, и все опять замерло. Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно зажужжала…".

Также нельзя не вспомнить о том, что события романа происходят летом, причем летом очень жарким и душным: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…"; "На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные…"; "Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…".

Картину этой городской духоты дополняет и усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе.

Удивительно эгоистичное, подозрительное и недоверчивое отношение людей друг к другу; их объединяет только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.

Таким образом, создается образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека.

В "Преступлении и наказании" внутренняя драма своеобразно выносится на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в столичные кварталы: на улице Соня приносит себя в жертву, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы, горбатые мосты - вот сложная конструкция большого города, которая тяжеловесно вырастает над мечтателем о безграничных правах одинокого интеллекта!

Петербург неотделим от личной драмы Раскольникова: он является объектом угнетения столичной жизни, уничтожающей, разрушающей человеческую душу.

"Преступление и наказание" прежде всего - роман больного города XIX века. Широко развернутый фон капиталистической столицы предопределяет здесь характер конфликтов и драм. Распивочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, мансарды студентов и квартиры ростовщиц, улицы и закоулки, дворы и задворки, Сенная и "канава" - все это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова.