Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Живопись XX века – новый язык искусства-презентация по мхк. Культура первой половины XX века: расцвет или деградация. Русская живопись 20 века презентация

Живопись XX века – новый язык искусства-презентация по мхк. Культура первой половины XX века: расцвет или деградация. Русская живопись 20 века презентация

авангард
абстракционизм
футуризм
кубофутуризм
супрематизм
лучизм
символизм

Авангард

Расцвет приходится на 1914-1922 гг
Основные направления
- абстракционизм
- футуризм
- кубофутуризм
- супрематизм
Предпосылки возникновения: переосмысление
традиционных культурных ценностей, развитие научнотехнического процесса

Объединение «Бубновый валет»

Дата появления: 1911 г.
Сначала были только московские живописцы, затем
петербургские, позже из разных городов.
Отрицание традиций реализма XIX века, стиль: фовизм и
кубизм, приёмы русской народной игрушки
В 1912 году откалывается ряд художников, тяготевших к
абстракционизму, кубофутуризму.
Участники:
– Н. Гончарова
– П. Кончаловский
– А. Куприн
– М. Ларионов

Направления авангарда

Абстракционизм
Отказ от реального изображения форм
Создание нереальных форм, определённых цветовых
сочетаний для вызывания у зрителей разнообразных
ассоциаций
Основоположники:
- Василий Кандинский
- Казимир Малевич
- Наталья Гончарова
- Михаил Ларионов
Первая абстрактная картина написана Кандинским в конце
1900 г.

Полотна В. Кандинского

Казаки (1917)
Жёлто-красно-голубое (1925)
Акцент
розового (1926)
Наплыв импровизации
(1913)

Футуризм
Приходится на 1910-1920 гг
Художников привлекало не содержание, а форма
Главные художественные принципы – это скорость, движение
энергия
Для живописи характерно:
– энергические композиции
– преобладание зигзагов, спиралей, скошенных конусов
– наложение фигур друг на друга

Кубофутуризм
Приходится на 1911-1915 гг
Картины составлены из цилиндро-, конусо-, колбо- форм,
имеющих металлический блеск
Художники остро ощутили наступление нового этапа жизни и
поняли, что для его выражения требуются новые средства

Супрематизм
Направление основано Казимиром Малевичем в 1910 г
Особенности живописи:
– комбинации различных цветов
– Простейшие геометрические фигуры (прямая линия, квадрат,
круг, прямоугольник)
Супрематические картины – первый шаг «чистого творчества»
(уравновешивание творческой силы человека и Бога)
Малевичем создана группа «УНОВИС» (Утвердители Нового
Искусства), которая развивала идеи супрематизма, вела
революционную деятельность.

Полотна К. Малевича

Супрематизм
(1916)
Лесоруб
Чёрный квадрат
Конница

Лучизм

Направление появилось в 1910 х гг.
Художники изображали не сам предмет, а лучи света,
отражённые от него (которые воспринимает глаз)
Лучи передаются с помощью цветных линий
Художники – участники объединения «Ослиный хвост»:
– Н. Гончарова
– М. Ларионов

Полотна М. Ларионова и Н. Гончаровой

Красный
лучизм
Ларионова
Лучистые
линии
Ларионова
Лучизм
Гончаровой
Лучистые
лилии
Гончаровой

Объединение «Ослиный хвост»

Основатели:
– М. Ларионов
– Н. Гончарова
Вышли из состава «Бубнового Валета» и решили создать
своё объединение
Художники стремились совместить «крайние течения»
живописи (кубизм и т.п.) с традициями народного искусства

Символизм

Для художников главное выражение красоты
Темы картин мифологические, сказочные
Религиозные сюжеты
Художники изображали моменты жизни
Художники-символисты:
– Э. Борисов-Мусатов
– М. Нестеров
– М. Врубель
– К. Петров-Водкин
– А. Васнецов
– В. Верещагин

Живопись во второй половине 20 векаПодготовила
Студентка группы Ю-21
Рыбкина Вероника

Живопись второй половины 20 века неразрывно
связана с именами французов Андре Фужерона и
Фернана Леже, итальянца Ренато Гуттузо,
американца Рокуэлла Кента, испанца Пабло Пикассо.
Сохраняли своё влияние зародившиеся ещё до войны
сюрреализм, стремившийся к сочетанию общего
фантастического замысла с отдельными
реалистическими деталями, и абстракционизм,
воспевавший сочетание свободных линий и красок.

Пабло Руис-и-Пикассо
« Музыкант»
«Голубка»

Сальвадор Дали -крупнейший представитель сюрреализма.

«Галатея со сферами»
«Вильгельм Телль»

Американский абстракционист Джексон
Поллок выступал за неконтролируемое
разумом искусство, создав несколько картин в
виде сочетаний красочных пятен.

Во второй половине XX в. в США и
Великобритании утвердилось течение,
противопоставившее себя абстрактному
искусству, - поп-арт.
Портрет Элизабет Тейлор,
нарисованный поп-арт художником
Энди Уорхолом

В качестве основного предмета и образа поп-
арт использовал образы продуктов
потребления. Фактически, это направление в
искусстве подменило традиционное
изобразительное творчество - на
демонстрацию тех или иных объектов
массовой культуры или вещественного мира

Сторонники поп-арт намеревались вернуться к
реальности и раскрыть «эстетическую
ценность» массовых предметов быта. Поп-арт
породил множество композиций в
урбанизированном стиле.

«Оптическое искусство» (оп-арт) активно
соединяло повторяющиеся простые
геометрические фигуры с иллюзорным
эффектом перемещения их в пространстве.

Ведущим
представителем этого
направления стал
француз Виктор
Вазарели.

Оптическое искусство - искусство
зрительных иллюзий, опирающееся на
особенности визуального восприятия
плоских и пространственных фигур.
Оптическая иллюзия изначально
присутствует в нашем зрительном
восприятии: изображение существует не
только на холсте, но в действительности и в
глазах, и мозге зрителя.

Оптические иллюзии
помогают обнаружить
некоторые
закономерности
зрительного восприятия,
поэтому им уделяли
пристальное внимание
психологи.

Антонова Юлия Александровна

Исследовательский проект - презентация по русской живописи начала 20 века по литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская живопись начала 20 века. К.А. Коровин, В.А. Серов, М.А.Врубель Исследовательский проект к уроку литературы ученицы 11 класса Антоновой Юлии; МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа № 17 » Ефремовского района Тульской области». Учитель Антонова Надежда Николаевна

Русская культура - одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. В художественной жизни России начала 20 века значительную роль сыграли объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников». Новое слово на рубеже веков предстояло сказать К.А. Коровину, В.А. Серову и М.А. Врубелю.

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) Щедро одаренный от природы, Коровин занимался и портретом, и натюрмортом, но любимым его жанром оставался пейзаж. Он принес в искусство прочные реалистические традиции своих учителей из Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Саврасова и Поленова, но у него другой взгляд на мир, он ставит другие задачи. Его французские пейзажи, объединенные названием «Парижские огни», – это уже вполне импрессионистическое письмо, с его высочайшей культурой этюда. Острые, мгновенные впечатления от жизни большого города: тихие улочки в разное время суток, предметы, растворенные в световоздушной среде, лепленные «дрожащим», вибрирующим мазком, потоком таких мазков, создающих иллюзию завесы дождя или городского, насыщенного тысячами разных испарений воздуха,– черты, напоминающие пейзажи Мане, Писсарро, Моне.

Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 В отличие от французских художников признающих лишь «светлые краски природы, рожденные солнцем», он стремился выбирать не дневное, а сложное утреннее и вечернее освещение, показать «характер города, меняющийся на протяжении суток»

Париж ночью. Итальянский бульвар. 1908, ГТГ Говорили, что для большей красочности Коровин специально покупал для ночных пейзажей очень дорогие краски шведской фабрики Блекса, отличающиеся отменным качеством, яркостью. Они были, по выражению самого художника, «настоящими павлинами».

Рыбы, вино и фрукты. 1916 Те же черты импрессионистической этюдности, поразительный артистизм сохраняет Коровин и во всех других жанрах, прежде всего в портрете и натюрморте, но также и в декоративном панно, в прикладном искусстве, в театральной декорации, которой он занимался всю жизнь.

Валентин Александрович Серов (1865-1911) Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи на рубеже веков явился Валентин Александрович Серов (1865-1911) . Серов воспитывался в среде выдающихся деятелей русской музыкальной культуры (отец – известный композитор, мать – пианистка), учился у Репина и Чистякова, изучал лучшие музейные собрания Европы и по возвращении из-за границы вошел в среду абрамцевского кружка. . В Абрамцеве и были написаны два портрета, с которых началась слава Серова, вошедшего в искусство со своим собственным, светлым и поэтичным взглядом на мир. Его « Девочка с персиками» (портрет Веруши Мамонтовой, 1887, ГТГ) и « Девушка, освещенная солнцем» (портрет Маши Симанович, 1888, ГТГ) –целый этап в русской живописи.

В. А. Серов «Девочка с персиками» Вера Мамонтова сидит в спокойной позе за столом, перед ней на белой скатерти раскиданы персики. Она сама и все предметы представлены в сложнейшей световоздушной среде. Солнечные блики ложатся на скатерть, на одежду, настенную тарелку, нож. Изображенная девочка, сидящая за столом, находится в органичном единстве со всем этим вещным миром, в гармонии с ним, полна жизненной трепетности, внутреннего движения.

Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович). 1888 Еще в большей мере принципы пленэрной живописи сказались в портрете кузины художника Маши Симанович, написанном прямо на открытом воздухе. Цвета здесь даны в сложном взаимодействии друг с другом, они прекрасно передают атмосферу летнего дня, цветовые рефлексы, создающие иллюзию скользящих сквозь листву солнечных лучей. Серов отходит от критического реализма своего учителя Репина к «реализму поэтическому» (термин Д.В. Сарабьянова).

Особенности творчества Образы пронизаны ощущением радости жизни, светлого чувства бытия, яркой победной юности. Это достигнуто «легкой» импрессионистической живописью, лепкой формы динамичным, свободным мазком, создающим впечатление сложной световоздушной среды. Но в отличие от импрессионистов Серов никогда не растворяет предмет в этой среде так, чтобы он дематериализовался, его композиция никогда не теряет устойчивости. Серов был глубоко думающим художником, постоянно ищущим новые формы художественного претворения реальности. Навеянные модерном представления о плоскостности и повышенной декоративности сказались не только в исторических композициях, но и в его портрете танцовщицы Иды Рубинштейн, в его эскизах к «Похищению Европы» и «Одиссею и Навзикае » . Знаменательно, что Серов в конце жизни обращается к античному миру. В поэтической легенде, интерпретированной им свободно, вне классицистических канонов, он хочет найти гармонию, поиску которой художник посвятил все свое творчество.

«Похищение Европы» Трудно сразу поверить, что портрет Веруши Мамонтовой и «Похищение Европы» писал один и тот же мастер, столь многогранен Серов в своей эволюции от импрессионистической достоверности портретов и пейзажей 80–90-х годов к модерну в исторических мотивах и композициях из античной мифологии.

«Одиссей и Навзикая ». 1910 г. Как-то Одиссея во время бури выбросило на один из островов в Средиземном море, где он встретил царевну Навзикаю, стиравшую бельё. Царевна приказала накормить и напоить героя, дать ему чистую одежду, ведь возвращение героя Троянской войны на родной остров Итаку было долгим и мучительным.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) Мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.

Демон (сидящий). 1890 г. ГТГ. Взявшись за иллюстрации к «Демону», он скоро отходит от прямого иллюстрирования и уже в этом же 1890 году создает своего «Демона сидящего» –произведение, по сути, бессюжетное, но образ вечный, как и образы Мефистофеля, Фауста, Дон Жуана. Образ Демона –центральный образ всего творчества Врубеля, его основная тема.

«Демон сидящий» В письме к сестре от 22 мая 1890 года читаем: "Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а демоническое полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами." Это и есть картина, известная под названием "Демон сидящий" - первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру. "Демон Врубеля" - существо прежде всего страдающее. Страдание в нём превалирует над злом. Современники видели в его "Демонах" символ судьбы интеллигента, романтика, пытающегося бунтарски вырваться из безобразной реальности в ирреальный мир мечты, но повергаемого в грубую действительность земного. Тоска по музыке цельного человека – его внутренний камертон. Мощный торс с напряжённо сомкнутыми руками как бы "сдавлен" узким вытянутым прямоугольником холста; стихийная сила героя скована кристаллами фантастических цветов; его лик таит величие и вместе с тем человеческую беззащитность. Взгляд Демона, обращённый к вечным тайнам природы, устремлён вдаль, туда, где багрово-золотой закат разрывает темноту неба. Мозаичная кладка светоносных мазков создаёт образ возвышенно-поэтического мира. В 90-е годы, когда художник обосновывается в Москве, складывается полный таинственности и почти демонической силы стиль письма Врубеля, который не спутаешь ни с каким другим. Он лепит форму как мозаику, из острых «граненых» кусков разного цвета, как бы светящихся изнутри. Цветовые сочетания не отражают реальности отношения цвета, а имеют символическое значение. Он творит свой собственный фантастический мир, мало похожий на реальность.

«Сирень» 1900г. На украинском хуторе, где художник проводил лето, буйствовала сирень. Чтобы передать на холсте этот сиреневый мир, Врубель выбрал поздний час, когда миром овладевает ночь. Воздух словно густеет, становится лиловым, и в нём будто сами собой начинают светиться крупные гроздья цветов. Большой холст, целиком заполненный этими мерцающими на фоне чёрно-зелёной листвы цветами, поначалу кажется именно сиреневым. Но глаз художника различает в сиреневом облаке великолепное богатство красок: то густо-лиловые, то бледно-фиолетовые, то серебристо-голубые, цветы словно вступают в перекличку друг с другом. На первом плане - девушка с распущенными волосами, будто выплывающая из глубины куста. Может быть, Врубелю явилась Душа сирени?

«Сирень» Прекрасные стихи написаны Осипом Мандельштамом после одной из выставок: Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья положил. Он понял масла густоту- Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето Расширенное в духоту

«Летящий Демон» 1899г. ГРМ. Снова и снова Врубель возвращался мыслями к своему Демону, задумав написать его летящим. Для этой картины художник выбрал узкий длинный холст. Необозримо раскинулся на нём земной простор. Демон написан крупно, его лицо, плечи, тяжёлые с серебристым блеском крылья - совсем рядом. А земля - снежные вершины гор, долины, намеченная полоса реки - далеко внизу. Художник, и с ним зрители, глядя на неё с высоты, словно парят рядом с Демоном.

«будить душу величавыми образами от мелочей обыденности». У этого Демона лицо совсем другое, чем у «Сидящего»: гордое, неприступное. Но в глазах его - тоска, безысходное одиночество. О его полёте писал в своей поэме М.Ю. Лермонтов: И дик и чуден был вокруг Весь Божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье Бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего... Отвергнутый Богом, Демон плывёт высоко над землёй, где ему нет места, как на небе. Врубель оставил работу неоконченной. В его воображении возникал уже новый замысел... Этот трагизм художественного мироощущения определяет и портретные характеристики Врубеля: душевный разлад, надлом в его автопортретах, настороженность, почти испуг, но и величавую силу, монументальность – в портрете С. Мамонтова (1897, ГТГ), смятение, тревогу –в сказочном образе « Царевны-Лебедь » (1900, ГТГ), даже в его праздничных по замыслу и задаче декоративных панно «Испания» (1894, ГТГ) и «Венеция» (1893, ГРМ). Врубель сам сформулировал свою задачу – «будить душу величавыми образами от мелочей обыденности».

Демон поверженный. 1902 г. ГТГ. Самое трагическое произведение Врубеля. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя красотой последнего заката.

«Портрет В.Я. Брюсова». 1906 г. не окончен ГТГ Совершенно слепой, он мог без отрыва руки от бумаги нарисовать силуэт лошади или чей-то другой, но отрывая руку не мог продолжать – не видел. Последняя картина, которую он смог написать - прекрасный портрет поэта В. Я. Брюсова. Впечатления о встрече с Врубелем у поэта делятся на первое тяжелое: «Вошел неверной тяжелой походкой, как бы волоча ноги… хилый больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза - как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший!» Но далее Брюсов рассказывает, как преображался художник во время работы. «В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство… Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить».

В. Брюсов и А. Блок о Врубеле Брюсов был очень доволен портретом и даже шутил, что стремится быть таким, как изображен Врубелем. Затем появились прекрасные стихи: От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод. Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл. Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе. И в час на огненном закате Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты. И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица! Поэты – символисты восторгались творчеством художника, им была понятна и созвучна трактовка Демона, образный стиль произведений. Александр Блок, давний почитатель художника, выступая на панихиде, сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Михаил Александрович Врубель умер 1(14) апреля 1910 года, 54 лет. Непосредственной причиной смерти было воспаление легких.

Андрей Онуфриевич БембельАндрей Бембель родился 17октября 1905 года в городе Велиж Витебской
губении, где получил начальное образование в мужской гимназии.
С 1924 по 1927 год учился в Витебском художественном техникуме у Керзина
М.А. , затем в 1931 году окончил Ленинградскую Академию художеств.
С 1947 года на преподавательской работе, один из организаторов и первых
преподавателей Минского художественного училища. С 1953 - в Белорусском
театрально-художественном институте. Председатель Союза художников БССР.

С 1927 года принимал участие в художественных выставках. Работал в
области станковой и монументальной скульптуры. Первые
монументальные работы - рельефы для Дома
правительства в Минске (1932-1934) и Дома офицеров в Минске
(1932-1936).
Во время Великой Отечественной войны создал портрет Героя
Советского Союза Н. Ф. Гастелло.
В послевоенный период среди работ - горельеф «9 мая 1945» для
Монумента Победы на площади Победы в Минске (1954), Принимал
участие в создании Кургана Славы (1969).
Один из авторов мемориального комплекса «Брестская крепость-
герой» в Бресте (совместно с А. П. Кибальниковым, В. А. Королём).
Автор памятника Д. И. Менделееву перед зданием химического
факультета Московского университета.

Заир Исаакович Азгур

Заи́ р Исаа́кович Азгу́р (1908-1995) - советский и белорусский скульптор,
педагог. Академик АХ СССР (1958); член-корреспондент 1947). Герой
Социалистического Труда (1978). Народный художник СССР (1973).
Окончил Витебский художественно-практический институт 1925 году, учился
у Ю. Пэна и М. А. Керзина. В 1925-1928 годах учился в Высшем художественнотехническом институте в Ленинграде; КГХИ в Киеве и Тбилисской АХ (1928-
1929).Народный художник БССР. С 1980 года руководитель творческой
мастерской Академии художеств СССР (отделение скульптуры) в г. Минске.

Алексей Константинович Глебов

Алексе́й Константи́нович Гле́бов (11 марта 1908 года,
дер. Зверовичи Краснинского уезда Смоленской губернии, Минск) -
советский скульптор, народный художник БССР (1955). Преподавал
в Белорусском театрально-художественном институте (1955-1968).
Работал в области портретной, сюжетно-композиционной и
монументальной пластики.

Скульптор много лет работал над памятником
белорусскому первопечатнику Франциску
Скорине. В 1946 году была создана небольшая
по размерам модель первопечатника с
глобусом в руках. В 1954 году из дерева была
вырезана новая статуя Скорины,
экспонировавшаяся в 1955 году на ВДНХ в
Москве.В 1967 году Глебов создал модель
памятника Скорине для Полоцка. Отлить из
бронзы скульптуру он не успел, что сделали
за него его ученики - скульпторы Игорь
Глебов и Андрей Заспицкий. В 1976 году
Алексею Глебову посмертно была
присуждена Государственная премия
БССР за памятник Франциску Скорине
в Полоцке.

Сергей Иванович Селиханов

Серге́й Ива́нович Селиха́нов (8 марта 1917-
28 сентября 1976) -белорусский советский
скульптор, народный художник БССР.
Сергей Иванович Селиханов происходил из
петроградской рабочей семьи.
В 1933 году поступил учиться в Витебский
художественный техникум, который окончил в
1937 году. Наряду с занятиями живописью и
графикой, успешно освоил художественную лепку,
что в дальнейшем привело к окончательному
профессиональному выбору - созданию
скульптурных композиций.

РАБОТЫ

Композиция «Белоруссия трудовая» (1950) и фигура К. Заслонова (1951) для
белорусского павильона на ВДНХ СССР
Портрет учёного А. Г. Столетова для Московского университета (1952)
Горельеф «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны» для
монумента на площади Победы в Минске (1954)
Памятник К. Заслонову в Орше (1955) и М. Казею в Минске (1958)
Памятник на могиле жертв фашизма в Браславе (установлен в 1881 году)

Владимир Иванович Жбанов

Влади́ мир Ива́нович Жба́нов (26 января 1954, Минск - 16 января 2012)-
белорусский скульптор. В 1973 году окончил Минское художественное
училище им. Глебова. В 1979 году окончил Белорусский государственный
театрально-художественный институт (отделение скульптуры
художественного факультета). Служил в Афганистане. После армии три
года учился в творческих мастерских Академии художеств СССР (1983 г.).
1985-1998 гг. преподаватель высшей категории в Минском
художественном училище им. Глебова. С 1993 года был Членом
Белорусского союза художников.

Наиболее известные работы

«Незнакомка» (1998) - Михайловский сквер
«Прикуривающий» (1999) - Михайловский сквер
«Девочка с зонтиком» (2000) - Михайловский сквер
«Дама с собачкой» (2001) - Комаровский рынок
«Фотограф» (2001) - Комаровский рынок
«Лошадь» (2001 - Комаровский рынок
« «Зодчий» (2006) - площадь Независимости
«Маленький генерал» (2008) - у входа в Минское суворовское военное училище
«Мельница» (2008) - сквер Симона Боливара
«Семья» (2011) - возле ЦУМа
и тд.

Иван Якимович Миско

́ Яки́мович Миско́ (род. 22 февраля 1932) - советский и
Иван
белорусский скульптор, народный художник Беларуси.
Окончил Минское художественное училище и Белорусский театральнохудожественный институт. Учился у Андрея Бембеля иАлексея Глебова,
часто встречался с Заиром Азгуром.С 1957 года экспонирует свои
произведения на выставках. Начиная с 1960-х годов космическая тема
занимает все более важное место в его творчестве.Член Союза
художников СССР и Белорусского союза художников. Мастерская
скульптора находится в историческом центре Минска, на Немиге.

Работает в области станковой и монументальной скульптуры. Главная тема его произведений - космонавтика и её герои.

Монументальные памятники (в содружестве со скульпторами
Николаем Рыженковым, Андреем Заспицким и архитектором
Олегом Трофимчуком)
Матери-патриотке в г. Жодино (1975)
Максиму Горькому в Центральном детском парке г. Минска (1981)

ЖИВОПИСЬ

Михаил Андреевич Савицкий
Данциг Май Вольфович
Леонид Дмитриевич Щемелёв

Михаил Андреевич Савицкий

Михаи́л Андре́евич Сави́цкий (18 февраля 1922 года - 8 ноября 2010
года) - советский и белорусский живописец. Герой Беларуси (2006).
Художественное образование получил после демобилизации из армии.
В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился
в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (у Д.
Мочальского), который окончил в 1957 году.

творчество

Для Савицкого было характерно публицистическое и эмоциональноэкспрессивное раскрытие исторических и современных тем («Песня»,
1957; циклы «Героическая Белоруссия», 1967, «Цифры на сердце»
(1974-1979) (в основу которого положены воспоминания и
впечатления о жестокости в немецких концлагерях); картины
«Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и
др.). Все эти полотна посвящены памяти погибших во времена великой
отечественной войны. Также они воспевают патриотизм советских
людей.

Данциг МайВольфович

Май Данциг (род.1930). Белорусский живописецурбанист, народный художник Беларуси, профессор
государственной Академии искусств. Родился в
Минске. Закончил Минское художественное
училище, Московский художественный институт
имени В.И.Сурикова

Реалист, хотя сам неоднократно заявлял, что не считает себя чистым
реалистом. Часто его картины становились причиной скандалов и
снимались с выставок. Например, картина «Партизанская баллада»
или «Новоселы».

Леонид Дмитриевич Щемелёв

Леонид Дмитриевич Щемелёв (род. 1923). Родился в
Витебске. Современный белорусский художник-реалист.
Участник Великой Отечественной войны. Заслуженный
деятель искусств Беларуси.

Произведения отличаются экспрессивностью и свободной пластической
манерой исполнения. Народный художник БССР, заслуженный деятель
искусств БССР. В 2002-2005 годах исполнял обязанности председателя
Правления Белорусского союза художников. Картины художника
хранятся во многих музеях Беларуси и России.

АРХИТЕКТУРА

Каждого приезжающего на железнодорожный или
центральный автовокзал встречает архитектурный
комплекс "Ворота Минска" построенный в 1947-53 годах.

Костёл Святых Симеона и Елены расположен на площади Независимости.
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский
дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму (100 000 рублей) на
строительство храма. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух
рано умерших детей Войниловича. Храм был открыт в декабре 1910 года. В 1932 году
костёл был закрыт, в нём разместился Государственный польский театр БССР, затем он
переоборудован под киностудию. Во время оккупации города немецкими войсками
храм был вновь открыт. После войны здание было реконструировано, и его снова
заняла киностудия. С 1975 года в здании размещался Дом Кино Союза
кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. В 1990 году Красный
костёл был возвращён Католической церкви. В 1996 году у костёла была установлена
скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея.

Здесь же через за Проспектом Независимости виден главный
корпус Белорусского государственного университета (слева) и
высотка Белорусского государственного педагогического
университета имени Максима Танка (справа). Кстати под нами
огромный в три этажа подземный торговый центр "Столица". На
переднем плане прозрачные фонари, позволяющие
естественному освещению попадать внутрь.

Немного в стороне на берегу протекающей через весь город реки
Свислочь расположен целый спортивный комплекс во главе с
Дворцом спорта.

Здание национальной академии наук Беларуси.
Колонны вблизи поражают гигантскими размерами.

Окружной дом офицеров. Строительство начато в 1934 и закончено в 1939. На
месте сегодняшнего Дома офицеров, с первой половины ХІХ века, находились
Покровская (Крестовая) церковь и Архиерейское подворье. Сама Покровская
церковь была построена в первой половине XIX века. В конце 1920-х годов были
снесены её купола, а в 1930-х она уже перестала существовать. Некоторое время в
ней находился Музей истории Белоруссии. Архитектор И.Г. Лангбарда не стал
разрушать эти сооружения, а использовал их стены в качестве элементов своего
проекта. Покровская церковь стала частью левого крыла Дома офицеров, а бывший
Архиерейский дом – центром фасадной части здания.
Справа - памятник доблестным воинам танковой бригады вступившим первыми в
г.Минск

Национальный академический театр имени Янки Купалы. Впервые открылся
14 сентября 1920 года (здание Минского губернского театра, построенном по
проекту архитекторов Караля Козловского и Константина Уведенского в 1890
году с помощью пожертвований граждан).

Позади театра находится Александровский сквер и здание, которое вызвало у
меня неподдельный интерес. Туалет которому уже больше 100
лет. Первоначально рядом с театром никакого туалета не было. Его построили
позже, и он был деревянным. Но состоятельной публике, посещавшей театр, такой
туалет был не по нраву. Поэтому городские власти в 1912 г. по проекту польского
архитектора Сенкевича построили каменный туалет в тогдашней стилистике театра.
Поговаривают, что этот туалет - точная копия давно разрушенного дома графа
Чапского. Последний заказав проект у архитектора Сенкевича, решил ему не
платить за выполненную работу. В отместку, архитектор будучи натурой
утонченной, месть выбрал не менее изящную, предложив городской управе
построить туалет за свои средства. И для его оформления использовал тот самый
проект.

Дворец Республики. Идея строительства такого дворца возникла в начале 1980-х
годов. В 1985 году началось строительство, однако распад СССР и ухудшение
экономической ситуации, привели к фактическому замораживанию
строительства в 1990-х годах. Открытие Дворца Республики состоялось 31
декабря 2001. Он конечно красив и величественен, но лично мне
напоминает некий пантеон. Храм всех богов минувшей эпохи.

Дворец профсоюзов. Построен в 1949 - 1954 г. (арх. В. Ершов). Открыт
3 июля 1956 г. Неужели советский профсоюз все же имел какую-то
роль в обществе? Колоннады и портики смотрятся очень изящно.

Национальный академический Большой театр оперы и балета. Новое здание
театра, возведенное по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда,
открылось 10 марта 1938 года. Оно было построено в течение пяти лет на месте
старейшего в городе Троицкого базара. Во время немецкой оккупации 1941-1944
годов здание театра получило повреждения - в первые же дни Великой
Отечественной на него попала авиабомба, разрушив зрительный зал,
представители оккупационной власти устроили в полуразрушенном здании
конюшни, а интерьеры и убранство театра разграбили и вывезли в Германию.
Коллектив заведения в это время находился в эвакуации в Горьком (ныне Нижний
Новгород). Последние работы по реконструкции и восстановлению были
проведены в 2006 году. Фонтан расположенный рядом как-бы повторяет форму
здания.