Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Жан франсуа милле - французский живописец. Жан франсуа милле Жан милле биография

Жан франсуа милле - французский живописец. Жан франсуа милле Жан милле биография

Жан Франсуа Милле (Millet, 1814-1874) - французский живописец деревенского быта. Сын крестьянина, он провел свою юность среди сельской природы, помогая отцу в его хозяйстве и полевых работах. Только в 20 лет он начал учиться рисованию в Шербурге у малоизвестных художников Мушеля и Ланглуа. По совету последнего и на собранные им средства, прибыл в 1835 году в Париж, где поступил в ученики к П. Деларошу, но через два года бросил своего наставника и, женившись, стал зарабатывать изображениями нагих женщин в духе Диаза, пастушек, пастухов или купальщиц во вкусе Буше и Фрагонара . Первые картины, выставленные им в парижском салоне "Урок езды" (1844), "Молочница" (1844), "Эдип, привязанный к дереву" (1845) и "Иудеи в плену вавилонском" (1845), были нисколько не лучше заурядных продуктов господствовавшего тогда направления французской живописи. Но с 1848 года он прервал всякую связь с этим направлением и, переселившись из Парижа в Барбизон, близ Фонтенбло, почти никуда не выезжая оттуда и даже редко являясь в столицу, предался исключительно воспроизведению сельских сцен, близко знакомых ему в молодости, - крестьян и крестьянок в различные моменты их трудовой жизни. Картины его в этом роде, несложные по композиции, исполненные довольно эскизно, без выделки частностей рисунка и без выписки деталей, но привлекательные по своей простоте и неприкрашенной правде, проникнутый искренней любовью к рабочему люду, долго не находили себе должного признания у публики. Он стал входить в известность лишь после Парижской всемирной выставки 1867 года, которая принесла ему большую золотую медаль. С этого времени его репутация, как первоклассного художника, внесшего новую, живую струю во французское искусство, быстро возрастала, так что под конец жизни Милле его картины и рисунки, за которые некогда получал он очень скромные деньги, продавались уже за десятки тысяч франков. После его смерти, спекуляция, пользуясь еще более усилившейся модой на его произведения, довела их цену до баснословных размеров. Так, в 1889 году, на аукционе коллекции Секретала, его небольшая картина: "Вечерний благовест" (Angelus) была продана американскому художественному товариществу за сумму свыше полумиллиона франков. Кроме этой картины, к числу лучших произведений Милле на сюжеты из крестьянского быта принадлежат "Сеятель", "Бодрствование над спящим дитятей", "Больное дитя", "Новорожденный ягненок", "Прививка дерева", "Конец дня", "Молотьба", "Возвращение на ферму", "Весна" (в Луврском музее, в Париже) и "Собирательницы колосьев" (там же). В музее Императорской академии художеств в Петербурге, среди картин Кушелевской галлереи, имеется образец живописи Милле - картина "Возвращение из леса".

Сколько факторов должно было сойтись, чтобы Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet, 1814-1875) стал признанным гением реализма? Этого художника жизнь бросала из стороны в сторону, но волей случая или собственного упорства ему всегда удавалось удержаться на ногах.

Милле родился в маленькой французской деревушке Грюши. Детство его сверстников проходило в полях, где они работали наравне со взрослыми. Но эта участь Жана-Франсуа миновала, потому что его отец служил органистом в местной церкви, а дядя был врачом. Мальчик получил неплохое образование, он много читал и даже выучился латыни. К тому же в нем рано пробудилась способность к рисованию, что стало открытием для семьи. И несостоявшегося «землепашца» отправили учиться в город.

Художник сменил множество школ и наставников, среди которых были мастерские дю Мушеля, Делароша, парижская Школа изящных искусств. Но случилось так, что после долгого периода обучения он оказался на пороге бедности. По этой причине скончалась его первая жена, болевшая туберкулезом. Ее смерть была для художника тяжелым ударом.

Чтобы добыть средства на жизнь, Милле начал писать портреты. Однажды он даже взялся за необычную работу: посмертно увековечить образ мэра города Шербура. Но сходства добиться не удалось, и заказчик не взял картину. Вскоре художник отказался от создания портретов и переключился на мифологические сюжеты, которые и принесли ему известность. Но это направление тоже недолго привлекало художника. И тому было две причины. Во-первых, в 1848 году во Франции произошла революция, короля свергли и была провозглашена Вторая республика. Соответственно, у публики резко поменялись интересы и предпочтения.

Во-вторых, Милле перебрался в деревню Барбизон, где образовалось общество художников, среди которых было много его друзей. Они вошли в историю мировой живописи как «барбизонская школа» французских пейзажистов.

Милле был очарован деревней и решил посвятить ей свое творчество. Безусловно, здесь заметную роль сыграло и его детство, и растущий интерес публики к сельской тематике. Художник планировал не только рисовать обычные провинциальные пейзажи, он хотел найти в них душу, тонкий психологизм. И этими качествами в полной мере обладают его самые известные работы.

Среди них наиболее характерна картина «Сеятель» (De zaaier, 1850). Практически всё пространство занимает фигура крестьянина, сеющего зерно. Его образ собирателен, художник намеренно подчёркивает типизированные детали, характерность жеста и проработку пейзажа. Простой рабочий человек становится символом тяжелого труда.



Труд для Милле был подобен сути бытия, великой силой, способной сломить и поработить. Картина возымела успех, однако была приобретена не французскими, а американскими зрителями. Холст имеет огромное количество реплик, пародий и аллюзий. Известнейшая копия принадлежит руке самого . Образ крестьянина, воплощавшего великую силу труда, настолько вдохновил мастера в юности, что он повторял его не единожды в жизни.

Ещё одна картина - «Сборщицы колосьев» (Des glaneuses, 1857) - вызвала неоднозначную оценку критиков, привыкших искать в искусстве политическую подоплеку. Некоторые из них даже видели в этой работе провокацию. Хотя на ней Милле изобразил всего лишь обычную деревенскую сценку: низко наклонившись к земле, крестьянки в поле собирают оставшиеся после жатвы колоски.



Неизвестно, вкладывал ли художник какой-то социальный смысл в этот сюжет, но невозможно не заметить, что она буквально наполнена светом и сельским воздухом.

Картина «Анжелюс» (Вечерняя молитва) (L"Angélus, 1859) получилась более поэтичной, хотя ее действие тоже происходит в поле. Трудно остаться равнодушным, глядя на застывшую в глубокой молитве супружескую пару, а медовые краски заката придают окружающей обстановке особую красоту, умиротворенность и навевают ощущения светлой печали.



Эта картина вдохновляла многих художников, среди них был и сам Сальвадор Дали.

Во второй половине жизни Милле стал настолько известным художником, что стал прообразом одного из литературных героев Марка Твена. В рассказе «Жив он или умер» нищие живописцы пытаются инсценировать смерть своего товарища, чтобы подороже продать его картины. Этим товарищем и стал Жан-Франсуа Милле.

Американский писатель не объяснил, почему его выбор пал именно на Милле. Но непонятного и необъяснимого в жизни художника было предостаточно. И действительно, разве не удивительно, что деревенский мальчишка стал классиком французской живописи? Но факт остается фактом – он им стал, и зрители до сих пор наслаждаются прекрасными работами одного из самых известных и талантливых «барбизонцев».

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 - 20 января 1875) - французский художник, один из основателей барбизонской школы.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй - священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника - новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров - в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.

В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша - известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.

В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.

Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.

1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.

20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

ТВОРЧЕСТВО

Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.

Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.

Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле.

На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины , отличающиеся прозрачностью и торжественностью.

В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, - характерная особенность его манеры.

Когда Милле обдумывал и писал собственные картины, он, в известном смысле, следовал заветам художников прошлого. Для каждой из них он, как правило, делал массу набросков и эскизов - иногда пользуясь услугами натурщиков, а иногда давая волю своей фантазии.

До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.

В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин, стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).

ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».

Был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.

«Анжелюс» вообще сыграл огромную роль в утверждении посмертной славы Милле. В тени этого полотна оказалось все остальное его творчество.

Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975-76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.

В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:

«Он швыряет на свой холст целые пласты краски - такой сухой, что никакой лак не сможет прикрыть ее. Нельзя представить себе ничего более грубого, яростного и волнующего».

Франция всегда славилась своими живописцами, скульпторами, писателями и другими деятелями искусства. Расцвет живописи в этой европейской стране пришелся на XVII-XIX вв.

Одним из ярких представителей французского изобразительного искусства является Жан Франсуа Милле, который специализировался на создании картин деревенского быта и пейзажей. Это очень яркий представитель своего жанра, картины которого до сих пор ценятся высоко.

Жан Франсуа Милле: биография

Будущий живописец появился на свет 04.10.1814 вблизи города Шербура, в крошечной деревушке под названием Грюши. Его семья хоть и была крестьянской, но жили они довольно зажиточно.

Еще в раннем возрасте у Жана стали проявляться способности к живописи. Семья, где никто ранее не имел возможности покинуть родную деревню и построить карьеру в какой-либо другой сфере, кроме крестьянства, талант сына был восприняла с большим энтузиазмом.

Родители поддержали юношу в стремлении изучать живопись и оплатили ему обучение. В 1837 году Жан Франсуа Милле перебирается в Париж, где в течение двух лет осваивает азы живописного ремесла. Его наставником является Поль Деларош.

Уже в 1840 г. начинающий художник впервые продемонстрировал свои картины в одном из салонов. В то время это уже можно было воспринимать как немалый успех, тем более для молодого живописца.

Творческая деятельность

Париж не слишком нравился Жану Франсуа Милле, который тосковал по деревенским пейзажам и образу жизни. Поэтому в 1849 г. он принимает решение покинуть столицу, перебравшись в Барбизон, который был намного спокойнее и уютнее шумного Парижа.

Здесь художник прожил всю свою оставшуюся жизнь. Сам он себя считал крестьянином, поэтому и тянулся к деревне.

Именно поэтому в его творчестве преобладают сюжеты крестьянского быта и деревенские пейзажи. Он не просто понимал и сопереживал простым земледельцам и пастухам, но и сам являлся частью этого сословия.

Он, как никто другой, знал, насколько тяжело приходится простому люду, как сложен их труд и какой нищенский образ жизни они ведут. Он восхищался этими людьми, частью которых считал и себя.

Жан Франсуа Милле: произведения

Художник был очень талантливым и трудолюбивым. За свою жизнь он создал немало картин, многие из которых сегодня считаются настоящими шедеврами жанра. Одно из самых известных творений Жана Франсуа Милле - "Сборщицы колосьев" (1857 г.). Картина прославилась тем, что отражает всю тяжесть, нищету и безысходность простых крестьян.

На ней изображены женщины, согнувшиеся над колосьями, поскольку иначе не собрать остатки урожая. Несмотря на то что картина продемонстрировала реалии крестьянского быта, у публики она вызвала смешанные чувства. Кто-то считал ее шедевром, другие же высказывались резко негативно. Из-за этого художник решил немного смягчить свой стиль, демонстрируя более эстетичные стороны деревенской жизни.

Полотно "Анжелюс" (1859 г.) демонстрирует во всей красе талант Жана Франсуа Милле. На картине изображены два человека (муж и жена), которые в вечерних сумерках молятся за людей, покинувших этот мир. Мягкие коричневатые полутона пейзажа, лучи закатного солнца придают картине особенную теплоту и уют.

В том же 1859 году Милле пишет картину "Крестьянка, пасущая корову", которая была создана по специальному заказу от правительства Франции.

В конце своего творческого пути Жан Франсуа Милле стал все больше уделять внимания именно пейзажам. Бытовой жанр отошел на второй план. Возможно, на него оказала влияние барбизонская живописная школа.

В литературных произведениях

Жан Франсуа Милле стал одним из героев рассказа "Жив он или умер?", написанного Марком Твеном. По сюжету несколько художников решили пустится в авантюру. На это их подтолкнула нищета. Они решают, что один из них инсценирует свою смерть, хорошенько перед этим распиарив это. После его гибели цены на картины художника должны будут взлететь в цене, и всем хватит на жизнь. Именно Франсуа Милле стал тем, кто сыграл собственную гибель. Причем художник лично был одним из тех, кто нес собственный гроб. Своей цели они добились.

Этот рассказ также стал основой для драматического произведения "Таланты и покойники", которое сегодня демонстрируют в Московском театре им. А. С. Пушкина.

Вклад в культуру

Художник оказал огромное влияние на французскую и мировую живопись в целом. Его картины сегодня ценятся очень высоко, а многие выставлены в крупнейших музеях и галереях Европы и мира.

Сегодня он считается одним из наиболее выдающихся представителей бытового деревенского жанра и великолепным пейзажистом. У него есть масса последователей, а многие художники, творящие в сходном жанре, так или иначе ориентируются на его произведения.

Живописец по праву считается гордостью своей родины, а его картины - достоянием национального искусства.

Заключение

Жан Франсуа Милле, картины которого являются настоящими шедеврами живописи, внес неоценимый вклад в европейскую живопись и мировое искусство. Он по праву стоит в одном ряду с величайшими художниками. Хотя он не стал родоначальником нового стиля, не экспериментировал с техникой и не стремился эпатировать публику, его картины раскрывали суть крестьянского быта, демонстрируя все тяготы и радости жизни деревенских людей без прикрас.

Такую откровенность в полотнах, чувственность и правдивость можно встретить далеко не у каждого живописца, даже известного и именитого. Просто он писал картины о том, что видел собственными глазами, и не просто видел, а прочувствовал сам. Он в этой среде вырос и знал крестьянскую жизнь с изнанки.

Милле Жан Франсуа

И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.

В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей. Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу - без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению. Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.

Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой" барбизонской группы", получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.

Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник - реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир - основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу. Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты. Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы.

С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли ("Сеятель" 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины "Собирательницв колосьев",1857, "Анжелюс",1859.

Для живописи Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда при помощи объемности изображения и ровной цветовой гаммы.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины 19-го века.


Кипятильник (1853-54)

"Анжелюс" (Вечерняя молитва)



Перед нами спускающийся вечер, последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягких, гармонично составленных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко выделяющиеся над линией горизонта, еще более усиливают эпическое звучание композиции. "Анжелюс" - это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле.

Человек с мотыгой



В отличие от образов высокой человечности, покоя, умиротворения, перед нами другой образ - здесь художник выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина.

Собирательницы колосьев (1857)



Самое известное произведение Милле. Это печальная картина о бедности и печальном труде. На освещенном последними вечерними лучами солнца поле заканчивается жатва. Золотом сверкает собранный в копны, еще не увезенный с поля хлеб. Хлебом заполняют большую телегу, чтобы увезти его на ток. Вся эта картина, полная золотого хлеба, только что сжатого поля, создает настроение умиротворенности и покоя. И, как бы в контрасте с этим довольством и покоем, на переднем плане картины изображены фигуры трех женщин, собирающих на сжатом поле редкие, оставшиеся колоски, чтобы намолотить из них хоть горсточку муки. Их натруженные спины тяжко согбены, огрубевшие пальцы рук с трудом захватывают тоненькие, хрупкие колоски. Неуклюжая одежда скрывает возраст, кажется, тяжкий труд и нужда сравняли и молодых, и старых. Художник использует в картине широкую гамму красок - от золотисто-коричневых до красновато-зеленых.

Крестьянка, стерегущая корову (1859)


Отдых


Крестьянин с тачкой


Крестьянки с хворостом

Материнская забота (1854-1857)

Молодая женщина (1845)


Ночная охота на птиц (1874)


Одуванчики. Пастель.


Пастушка гусей (1863)


Пастушка со своим стадом (1863)


Пейзаж итальянского побережья (1670)


Пейзаж с Христом и его учениками


Пильщики в лесу


Полуденный отдых (1866)


Посадка картофеля


Прачки на реке


Прививка дерева


Сельская ферма Тур


Сеятель (1850)

Смерть и Лесоруб (1859)


Стирка


Теленок, рожденный в поле


Урок вязяния

Весенние вскапывание земли


Взбивание масла (1866-1868)

Заготовка хвороста

Женщина печет хлеб