Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Заратустра. История жизни Лу Андреас-Саломе. Ничья Лу — «Дистопия» Лу Саломе и Райнер Мария Рильке

Заратустра. История жизни Лу Андреас-Саломе. Ничья Лу — «Дистопия» Лу Саломе и Райнер Мария Рильке

Из Петербурга в Рим

Луиза Андреас Саломе вообще-то из России. Родилась она в Санкт-Петербурге в 1861 году в семье русского подданного, но немца по происхождению Густава фон Саломе. Считала себя русской и просила называть себя Лёлей. Первая любовь 17-летней девочки, голландский пастор Гийо, читавший лекции в Петербурге, сокращает «Луизу» до «Лу» - имени, которому суждено прославиться.

Под его руководством Леля начала серьезно заниматься философией, историей религии, языками. Она поклонялась Гийо как Богу. А пастор в 1879 году сделал ей предложение. Девушка была тяжко поражена самой мыслью о возможности такого исхода их отношений - это была своего рода духовная катастрофа. На ближайшее десятилетие сексуальная близость станет для нее решительно невозможной.

Опрометчивый шаг Гийо послужил причиной страданий длинной череды мужчин, которые будут испытывать восторг от духовной близости с этой девушкой и отчаяние от её телесной холодности.


Леля фон Саломе прожила в России первые 20 лет своей жизни - именно здесь сложился её характер. И все же по странному стечению обстоятельств впереди её ждала слава в Европе и полная неизвестность на родине. В 1880 г. в сопровождении матери (отец умер в 1878) она едет в Швейцарию, слушает университетские лекции по философии - как и многие другие русские девушки того времени.

Из-за слабого здоровья, Лу переезжает в Италию, в Рим. Там она посещает курсы для эмансипированных женщин. Лу вообще восхищают бунтарки. Например, портрет террористки Веры Засулич она хранила до конца своих дней. Впрочем, быть революционеркой Леля не собиралась, как позже не собиралась быть феминисткой.


В Риме Лу попадает в кружок Мальвиды фон Майзенбург, приятельницы Гарибальди, Вагнера, Ницше, воспитательницы дочери Герцена. Один из преподавателей Лу также дружен с фон Майзенбург. Это Пауль Реё, друг Ницше и философ-позитивист. 32-летний Реё влюбился в Луизу и решил сделать ей предложение. Она отказала. Но как! Девушка предложила ему проект создания своеобразной коммуны с целомудренным житием, в которую бы входили молодые люди обоих полов, желающие продолжить образование. Она предлагает снять дом, где у каждого была бы своя комната, но у всех - общая гостиная. Реё идеей воодушевлен, но все же просит Лу выйти за него замуж. Она отказывается, она хочет быть только его другом. С коммуной ничего не выходит. Они пускаются в путешествие, посещают Париж, Берлин.

Отношения с Ницше

В 1882 г. Реё знакомит Саломе со своим другом Ницше, тогда ещё никому не известным философом. Ницше, покоренный и её интеллектом, и красотой, признался, что никогда не встречал женщины, равной ей по уму. Он предложил ей выйти за него замуж, но она снова ответила отказом и... пригласила жить вместе с ней и Паулем.

На свет появляется их дружеская «троица», занимающаяся интеллектуальными беседами, сочинениями и путешествиями. Впрочем, Ницше тоже просит её руки, и тоже получает отказ. Вопрос о сексуальных отношениях между ними остаётся достаточно неоднозначным. Примерно в это время 21-летняя Саломе фотографируется вместе с Реё и Ницше, запряженными в повозку, которую она погоняет кнутом.


Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Реё и Фридрихом Ницше (1882)

Ницше писал о ней: «Ей 20 лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок. Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления. Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, - не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении».

Ницше сам срежиссировал фотографию, где они с Паулем Ре запряжены в повозку, погоняемую этой «гениальной русской». Ницше сходил с ума от ревности, переходил от обожания к ненависти, называя Лу то своим добрым гением, то «воплощением абсолютного зла». Многие биографы утверждают, что именно Лу Саломе стала прообразом его Заратустры.

Расставшись с Ницше, Лу Саломе продолжала двигаться своим и только своим путем. В основном она вращалась в интеллектуальных кругах Европы среди известных философов, ориенталистов, естествоиспытателей. Она ловила себя на том, что её раздражал деловой, трезвый дух уходящего столетия, она явно тосковала по кантовскому и гегелевскому идеализму. Уже в 1894 году Лу Саломе написала серьезный труд «Фридрих Ницше в своих произведениях».


Труднее всего было заподозрить, что подобную книгу могла написать женщина - настолько все было объективно, четко, по делу. После выхода этой работы Саломе зауважали всерьез. Вскоре её начали печатать самые престижные журналы Европы, причем не только философские работы, но и художественную прозу. Так свет увидели «Руфь», «Феничка», сборник рассказов «Дети человеческие», «Переходный возраст», роман «Ма». Модные критики, такие как Георг Брандес, Альбрехт Зёргель или Поль Бурже, расхваливали её талант.

Замужество

В 1886 г. Саломе знакомится с Фридрихом Карлом Андреасом, университетским преподавателем, занимающимся восточными языками (турецким и персидским). Фридрих Карл был на 15 лет старше Лу и твердо хотел сделать её своей женой.

Чтобы показать серьёзность своих намерений, он предпринял на её глазах попытку самоубийства - вонзил себе в грудь нож.


После долгих раздумий Лу соглашается выйти за него замуж, но с одним условием: они никогда не вступят в сексуальные отношения. В течение 43 лет, прожитых вместе, как утверждают биографы, тщательно изучившие все её дневники и личные документы, этого так никогда и не случилось. При этом и Фридриха, и Лу то и дело посещали молодые любовники, а служанка родила от мужа Луизы ребёнка. В 1901 г. погибает Пауль Реё в горах, без свидетелей. Невыясненным остается, был ли это суицид или несчастный случай.


Луиза Андреас Саломе с мужем

Первым очевидным любовником становится Георг Ледебур, один из основателей социал-демократической партии в Германии и марксистской газеты «Форвартс», в будущем - член рейхстага, с которым она познакомилась в 1892 г. Утомившись скандалами и от мужа (который пытается покончить с собой) и от любовника, Лу бросает их обоих и в 1894 г. уезжает в Париж. Там одним из её многочисленных любовников становится писатель Франк Ведекинд. Несмотря на неоднократные предложения руки и сердца она никогда не помышляла о разводе, всегда первая бросала мужчин.


Георг Ледебур

В 1897 г. 36-летняя Саломе знакомится с начинающим поэтом, 21-летним Рильке. Она берет его в две поездки по России (1899, 1900), учит его русскому языку, знакомит его с психологизмом Достоевского и Толстого. Рильке, как и многие другие возлюбленные Лу, живёт с нею и Андреасом в их доме. Он посвящал ей стихи, по её совету поменял своё «женственное» имя - «Рене» на более жёсткое - «Райнер», его почерк меняется и становится практически неотличимым от её манеры писать. Через четыре года Лу уходит от поэта, так как он так же, как и многие её любовники до него, хотел, чтобы она подала на развод.

«Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь», - говорил Рильке.

Друзьями они останутся на всю жизнь. До самой его смерти в 1926 г. бывшие любовники переписывались друг с другом.


Райнер Мария Рильке

С Фрейдом

Лу Саломе была увлечена психоанализом, сама его практиковала, работая с пациентами. В 1911 г. Лу принимает участие в работе Международного психоаналитического конгресса в Веймаре. Там она знакомится с Зигмундом Фрейдом. На тот момент было уже 50. Они становятся друзьями на следующую четверть века. Фрейд, со свойственной ему чуткостью, не заявлял на неё собственнические претензии, что и не привело к обычным для неё разочарованиям в мужчинах.


Зигмунд Фрейд

В соавторстве с Анной Фрейд она задумывает учебник о детской психике. С 1914 она начинает работать с больными, оставляя ради науки беллетристику (она написала 139 научных статей). Поселившись вместе с мужем в Гёттингене, она открывает психотерапевтическую практику и много трудится.

Нацисты

Всю жизнь Лу высокомерничала с политикой, но с приходом Гитлера к власти в 1933 году не замечать творившегося вокруг стало уже невозможно. Манифестации, шествия и митинги молодых нацисты по всем немецким городам, бесконечно звучавшее в ушах «Хайль Гитлер!», невыносимые выспренные речи о превосходстве арийской расы, набирающий силу антисемитизм...

Однажды к Лу в ужасе прибежала её приятельница Гертруда Боймер с криками: «Эти черные (имелись в виду нацисты) рыщут по психиатрическим больницам и хотят переписать всех больных шизофренией; говорят, потом их всех уничтожат!» Саломе не поверила, и они кинулись к знакомому главврачу геттингенской клиники. Тот подтвердил информацию - врачи на свой страх и риск прятали от нацистов истории болезни. Излагая свои взгляды на воспитание будущих воинов Третьего рейха, Гитлер уже тогда был предельно откровенен. «Моя педагогика сурова - слабый должен погибнуть!» Вскоре это стало официальной политикой режима: все шизофреники должны быть физически уничтожены.


Началось наступление и на психоанализ. Книги Фрейда в Германии сжигались, к его друзьям и соратникам, как и к психоаналитикам вообще, приходить стало опасно. Лу Саломе, которой было уже за 60, друзья уговаривали уехать из страны, пока не поздно. Вскоре пришла еще одна тревожная новость: сестра Ницше, Элизабет Ферстер-Ницше, вышедшая замуж за нациста Ферстера, состряпала на Лу Саломе донос о том, что она, во-первых, «финская еврейка» и, во вторых, якобы извратила наследие ее брата, которого Элизабет всячески стремилась сервировать властям как духовного отца фашизма. Видно, за столько лет ненависть Элизабет Ферстер к Лу Саломе нисколько не уменьшилась.

Сестра Ницше так ненавидела Лу Саломе , что написала на неё донос

Она умерла в возрасте 76 лет в 1937 году, пережив многих своих любовников.

«Какие бы боль и страдания ни приносила жизнь, - писала она незадолго до смерти, - мы все равно должны её приветствовать. Кто боится страданий, тот боится и радости».

Нацисты сожгли её библиотеку сразу после её смерти.

Русская муза Ницше, Рильке и Фрейда, из-за которой потеряло голову пол-Европы

Лу Саломе (Луизу Андреас Саломе) нельзя было назвать красавицей, но она была очень смелой, независимой и умной и знала, как произвести впечатление на мужчин.


Лу Саломе

Ей часто делали предложения руки и сердца, но она отвечала отказом - христианский брак казался ей нелепой затеей, еще в 17 лет она провозгласила себя атеисткой. Она жила с мужчинами, но при этом до 30 лет оставалась девственницей. В нее были влюблены Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке, Зигмунд Фрейд. Чем же эта необычная женщина так привлекала внимание самых великих мужчин своей эпохи?

Луиза Саломе родилась в Петербурге, в семье русского подданного, немца по крови Густава фон Саломе. Она считала себя русской и просила называть ее Лелей, пока первый влюбленный в нее мужчина, голландский пастор Гийо, не начал называть ее Лу - именно под этим именем она и стала известной позже.

Ее восхищали женщины-бунтарки, как террористка Вера Засулич, портрет которой она хранила до конца дней. В Швейцарии Лу изучала философию, в Италии посещала курсы для эмансипированных женщин. Один из лекторов, 32-летний философ Пауль Ре, влюбился в курсистку и сделал ей предложение. Она отказала, но взамен предложила поселиться вместе и жить, как с братом.

Среди друзей Пауля Ре был малоизвестный на тот момент философ Фридрих Ницше, который был старше Лу на 17 лет. Ницше признался, что никогда не встречал женщины, равной ей по уму. Он предложил ей выйти за него замуж, но она снова ответила отказом и… пригласила жить вместе с ней и Паулем.

Ницше писал о ней: «Ей 20 лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок. Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления. Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, - не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении». Ницше сам срежиссировал фотографию, где они с Паулем Ре запряжены в повозку, погоняемую этой «гениальной русской».

Ницше сходил с ума от ревности, переходил от обожания к ненависти, называя Лу то своим добрым гением, то «воплощением абсолютного зла». Многие биографы утверждают, что именно Лу Саломе стала прообразом его Заратустры.

Лу все-таки вышла замуж, за преподавателя восточных языков Фридриха Андреаса. Брак был довольно странным: физической близости у супругов не было, ее посещали молодые любовники, а служанка родила ребенка от ее мужа.

В нее был безумно влюблен Райнер Мария Рильке, около 3 лет она была его любовницей. На тот момент ей было 35 лет, Рильке - 21. Вдвоем они объездили всю Россию. «Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь», - говорил он.

Лу Саломе — знаковая, но почти позабытая фигура в разломе двух веков — девятнадцатого и двадцатого. Она была мыслителем, писателем, философом и психотерапевтом, но вне зависимости от стези всегда оставалась «женственным ребенком», как её обозначил Фридрих Ницше в своем письме. Прочная интеллектуальная связь Лу с великими — Ницше, Рильке, Фрейдом — не испорчена порочным контекстом. Язык не поворачивается назвать Лу роковой женщиной или музой, ей суждено было стать тем, кого по-английски называют soulmate — родственной душой. Невероятная сила её характера, жажда просвещения и вместе с тем абсолютная чувственная дистанция, которую она задавала с любым её духовным другом, стали импульсом для преобразования философии, модернистской поэзии и психоанализа.

Луиза Густавовна Саломе владела словом и неустанно стремилась к знанию. Именно эти качества подвигли её, дочь генерала-немца, семнадцатилетнюю девушку из Санкт-Петербурга, написать отчаянное письмо проповеднику Гийо, который стал её тайным учителем. До этого, правда, Лёля, как её называли дома, отказалась от лекций в протестантской школе, которую один за другим окончили её пять старших братьев. Первые шаги в философии, литературе и истории она совершала под пристальным наблюдением пастора Гийо, ответившего на послание. Она регулярно посещала его проповеди, он стал для неё не просто носителем божественного слова и лютеранских идей, но самим богом. Эта опека обернулась предложением руки и сердца от 42-летний Гийо. Он страстно желал видеть Лу своей женой и ради этого был готов оставить супругу и двух взрослых дочерей. Лу была неприятно удивлена, этот поступок едва ли не уничтожил в ней былое восхищение. Так впервые проявилось представление Саломе о дистанции — источник света и знания не мог иметь социальное и физическое воплощение. Выражаясь языком Ницше, аполлоническое не стоит пятнать дионисийскими удовольствиями. В книге «Эротика», которую Саломе напишет, будучи зрелой женщиной, в главе «Мысли о проблемах любви», этому особое объяснение:

«То, что мы любим, схоже со светом тех звезд, которые от нас так далеки, что их свет мы видим только после того, как они сами уже погасли. <…> Эротически мы любим только то, что в самом широком смысле физически выражено, что, так сказать, стало физическими символами, обрело материальность. Это подчеркивает всю окольность пути от одной человеческой души к другой. Это означает, что мы уже действительно никогда не приблизимся друг к другу, и нечто подобное только изображаем физически.

<…> Вечное отчуждение в вечном состоянии близости — древнейший, извечный признак любви. Это всегда ностальгия и нежность по недосягаемой звезде».

Переписка с Гийо продолжалась долгое время. Именно он стал называть Луизу Лу, что позже было засвидетельствовано в новом паспорте, который понадобился ей для эмиграции.

В 19 лет Саломе отправилась в Швейцарию, чтобы посещать университет и слушать лекции теолога Алоиса Бидермана. Бидерман заметил в ней «детскую чистоту и искренность» и вместе с тем «недетскую, почти лишенную женских черт зрелость духа и самостоятельность воли».

Lou Salomé, Paul Ree and Friedrich Nietzsche

Позже Лу оказалась в Риме. С точки зрения её матери, это было неплохой возможностью поправить здоровье ослабленной девочки. В марте 1882 года в салоне феминистки и подруги Герцена Мальвиды фон Майзенбуг произошло знакомство с философом-позитивистом Паулем Рэ. Об это встрече Саломе писала в книге «Моя жизнь», в главе «Опыт дружбы»: «…ореол неординарных событий разом затмил все происходившее до него». В письмах к Паулю Рэ Лу всегда ставила подпись: «Ваша маленькая девочка». Он повторил ошибку Гийо — сделал предложение. Лу заявила о замкнутости личной жизни и необузданной потребности в свободе. Она мечтала о доме с цветами и книгами, где бы её окружали друзья, занятые духовным и интеллектуальным поиском. Питать друг друга, вдохновлять, делиться идеями и спорить — все эти процессы, по её мнению, не имели ничего общего с традиционным представлением о браке. Искания Рэ, выразившееся в «Психологических наблюдениях», были плодом общения с неугомонной Саломе.

Второе судьбоносное знакомство — с Фридрихом Ницше — произошло в 1882 году, спустя десять лет после появления «Рождения трагедии». Причем значительность и символичность этой встречи едва ли более весома для Лу, чем для немецкого мыслителя. Противоречивая пара Рэ и Саломе искала «третьего» в своих взаимоотношениях, в «Моей жизни» Лу в этом контексте упоминает о намерении возобновить общение с Иваном Тургеневым. Но третьим (отцом, сыном, духом?) суждено было стать именно Ницше. Они пересеклись в соборе Св.Петра, и Фридрих встретил их словами: «Какие звезды свели нас здесь вместе?» Ницше был наслышан о «русской девочке», которая жаждала знакомства с ним. Теперь полуночные беседы Лу вела с Фридрихом, Рэ тайно ревновал. Ницше переживал за Лу и её здоровье — его откровенно беспокоила «недолговечность этого ребенка». Ей он доверял свои идеи, мысли, свободно и легко делился — неудивительно, что Лу из soulmate превратилась в объект болезненного чувства. Творческий тандем был всеохватен — на ее «Гимн к жизни» Ницше написал музыкальную композицию:

О, жизнь так странна. Я считаю тебя дорогой,
Дорогой с той любовью, которую друг дает другу.
Ты дала мне смех, дала мне слезы,
Ты нанесла мне раны, но одновременно и помогла излечить их.
Я считаю тебя дорогой, приносишь ли ты боль или благо,
И когда ты стреляешь смертельной стрелой.
В печали я отрываю себя из твоих объятий,
Так же как друг должен расставаться с другом.

Забота и жгучая заинтересованность сыграли злую шутку: снова предложение руки и сердца, на этот раз от Ницше. Правда, лично философ не решился сказать об этом, попросил друга Пауля. Лу ответила, что замужество не для неё, объяснив такое решение нежеланием терять пособие, которое ей платили в Российской империи. Позднее Фридрих сделал предложение лично и опять получил отказ.

Между Рэ и Ницше начались враждебные выпады. Видимо, напряжение, невольно созданное Саломе, достигло своего пика. Ницше укорял и Пауля, и Лу. В послании к сестре Элизабет в ноябре 1883 года он пишет:

«Что до сих пор было мне во благо, так это видеть людей долгой воли, которые могут молчать десятилетиями, обходясь при этом без всяких трескучих нравственных эпитетов, вроде «героизма» и «благородства», которые честны потому, что ни во что не верят так, как в свое «я» и в свою волю навсегда запечатлеть это «я» в людях.

Пардон! Что привлекало меня в Рихарде Вагнере, так именно это; равным образом и Шопенгауэр жил только этим чувством.

И еще раз пардон, если я добавлю: я верил, что обрел существо такого рода в прошлом году — речь о фройляйн Саломе; я зачеркнул ее для себя после того, как обнаружил, что она не хочет ничего, кроме как на свой лад получше устроиться, и что вся потрясающая энергия ее воли направлена на столь скромную цель, — словом, что она в этом отношении под стать Рэ».

Несмотря на вражду, в 1894 году Саломе выпустила труд «Фридрих Ницше в зеркале его творчества», где безоговорочно признавала исключительность и гениальность философа. Считается, что именно Саломе стала вдохновением, побудившим сотворить «Так говорил Заратустра», — именно её новаторские по своей природе свобода и речь стали пищей для размышления.

«Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам - я советую вам любовь к дальнему»

Так говорил Заратустра

Однако там же была фраза, произнесенная старухой: «Идешь к женщине — не забудь плетку». Говорят, после Лу парировала в своем духе: «Чтобы она могла тебя ей отхлестать». Доказательством тому вполне могла служить знаменитая фотография, сделанная в пору дружбы: Лу с хлыстом и Рэ с Ницше, запряженные в повозку, — как известно, в каждой шутке лишь доля шутки.

Французский философ Жиль Делёз, исследуя биографию и труды Ницше, рассматривал Саломе в контексте ницшеанской мысли как Аниму, Ариадну для Тесея.

До 1885 года Саломэ и Рэ жили вместе, а годом позже, к удивлению окружающих, Лу стала женой Фридриха Карла Андреаса, профессора востоковедения Берлинского университета. Он был старше её на 15 лет. У этого союза, просуществовавшего более 40 лет, был свой пакт — никакой физической близости.

Вместе с браком началась иная пора: теперь привязанность к Лу рождала настоящие трагедии — муж хватал нож и вонзал себе в грудь, дабы продемонстрировать ей, насколько сильны его чувства и жгуча ревность. Ревность была небезосновательна, ведь Лу делила ложе с политиком Георгом Ледебуром, основателем Независимой социал-демократической партии Германии, но и его она вскоре покинула.



В 1900 году умер Ницше, в 1901 в горном ущелье погиб Пауль Рэ, по свидетельствам, это вполне могло быть самоубийство. Из «триединства» осталась только Лу. К этому времени возникла новая история — юный поэт-модернист Райнер Мария Рильке. Если «триединству» были свойственны беседы об эгоизме, о страдании и личности, то в разговорах с Рильке возобладала другая тема — русскость и судьба России, тем более тому было историческое объяснение. Лу опекала Рильке и разбирала его творчество, отыскивая дьявола в деталях, отмечала его «нежную властность» и те «женственно-детские черты», которые ей самой были присущи.

В 1899 и 1900 Рильке вместе с супружеской парой Андреас (да, и это тоже приходилось терпеть мужу Лу) бывали в России, где, к тому же, навестили Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и общались с семьей Пастернак и Ильей Репиным. Впечатления от этой поездки стали книгой Рильке «Часослов».

Лу писала «своему мальчику», для которого она стала первой женщиной во всех смыслах: «Тебе необходимо страдать и страдать ты будешь всегда» . Но именно Саломе он посвятил строки:

Нет без тебя мне жизни на земле.
Утрачу слух — я все равно услышу,
Очей лишусь — еще ясней увижу.
Без ног я догоню тебя во мгле.
Отрежь язык — я поклянусь губами.
Сломай мне руки — сердцем обниму.
Разбей мне сердце — мозг мой будет биться
Навстречу милосердью твоему.
А если вдруг меня охватит пламя
И я в огне любви твоей сгорю —
Тебя в потоке крови растворю.

Затем в их общении наступил перерыв, но в 1903 возобновилась переписка, посвященная архитектуре, литературе и России как духовной Родине. В это время внимание Лу было сосредоточено на практикующем докторе Фридрихе Пинельсе.

В 1910 году вышла, пожалуй, самая известная книга Лу Саломе — «Эротика», в которой писательница явно разделяла природу любви и сексуального влечения.

Позже от религиозных исканий, философии, поэзии Лу Саломе пришла к психоанализу — наступило «Переживание Фрейда». Если до этого она сама по себе была той силой, благодаря которой с ног на голову переворачивали творческие методы и взгляды на жизнь, то теперь Зигмунд Фрейд стал другом-наставником Лу, которому от нее не требовалось никаких романтических порывов. Он стал Учителем — тем, кого она искала в каждом, и тем, кем сама становилась. В «Прожитом и пережитом» Саломе говорила о психоанализе: «Я пришла к нему как раз в тот момент, когда открылась возможность по состоянию больного человека судить о структуре здорового: болезненное состояние позволяло четко, точно под лупой, увидеть то, что в нормальном человеке почти не поддается расшифровке» . Даже отношения личного характера связывали её с практикующим терапевтом — Виктором Тауском. В 1930 году умер муж Лу — Фридрих Карл Андреас. Психоанализу она посвящала более десяти часов ежедневно, в итоге — 25 лет жизни. От семьи Фрейд Саломе не отказалась даже в период гонений.

В своих друзьях Лу Саломе обычно видела прежде всего людей, а не дельцов и творцов: например, о Ницше они писала как о человеке, а не о теоретике, и призывала видеть именно это, книгу, посвященную любви к психоаналитическим опытам, также связала с конкретной личностью — появилась «Благодарность Фрейду».

Лу на протяжении всей жизни получала горячий отклик и видела плоды своего влияния. Но, как говорил Фрейд, безвозмездна только смерть, Саломе ушла из жизни в 1937, в эпоху становления нового строя и исторических, культурных потрясений.

Особая предсказательная сила Саломе в отношении окружающих её людей объяснима — многие ее врожденные стремления и духовные искания посвящены вопросам гения и нарциссизма. Так или иначе, всё это произрастало в каждом, с кем была крепка её связь. Психотерапевт Пол Бьер писал: «У нее был дар полностью погружаться в мужчину, которого она любила. Эта чрезвычайная сосредоточенность разжигала в ее партнере некий духовный огонь. Она могла быть поглощена своим партнером интеллектуально, но в этом не было человеческой самоотдачи» . Лу считала нарциссизм метафорическим зеркалом, создающим двойников и позволяющим превращать своё в чужое, и это ей мастерски удавалось. Была ли чьим-нибудь двойником soulmate, искусно владеющая чувством и словом?

Одной из таких выдающихся и удивительных личностей является Лу Андреас Саломе или Луиза Густавовна Саломе (с ударением на последний слог), дочь царского подданного, немца по крови, Густава Фон Саломе, родившаяся 12 февраля в Санкт-Петербурге .

Несмотря на германское происхождение, она всю жизнь считала себя русской и звалась на русский же манер – Лелей. Ее отец был очень уважаемым при царском дворе человеком, и ему после участия в подавлении польского восстания Николаем ll было пожаловано русское дворянство с правом наследования. Луиза оказалась в этой семье самой младшей, пятой по счету, и единственной девочкой. Их семья являлась образцом дружественности и вдобавок ко всему, веротерпимости. Слуги в семействе Саломе имелись самых различных национальностей и вероисповеданий, но сама Луиза отчего-то быстро пришла к выводу, что Бога нет. И дело было даже не в симпатии к революционным движениям и склонности к бунтарству. Нет, к этой странной мысли она, дочь прилежных католиков пришла сама по себе. Если Бог есть, как он может допускать смерть любимых людей? Куда он смотрит?

Конечно же, ее образованию родители уделили немало внимания. С 1874 по 1878 Луиза обучалась в старейшей немецкой школе в Санкт–Петербурге - Петришуле, а после была отправлена в Швейцарию. Впрочем, в Санкт-Петербурге, еще до отправки заграницу, Луизе случилось встретиться с молодым голландским пастором Гийо. Он читал лекции и был влюблен в умную, красивую девушку с необычным взглядом на жизнь. Он сократил ее имя до «Лу», и даже предложил ей стать его женой. Но получил отказ. И Лу уехала в Швейцарию. Там девушка поправляла слабое здоровье и продолжила обучение. Она слушала университетские лекции, ведь в России на том этапе не было высшего образования для женщин. И не удивительно, что вольный дух Европы целиком и полностью захватил эту пылкую юную особу. Она едет в Рим, где вступает в кружок Малькиды фон Лийзенбух, которая была хорошей приятельницей Гарибальди, Ницше, Вагнера и воспитательницей дочери Герцена. В этом кружке собирались самые образованные люди Европы того времени, и многие из них были женщины. Конечно, это были женщины крайне эмансипированные. На собраниях читались труды Иогана Бахофена, ученого историка, автора труда «Материнское право», повествующего о том, что задолго до патриархального строя был матриархат, а также документы средневекового врача, философа и чернокнижника Корнелия Ариппы Нетсегеймского «О несравненном превосходстве женского пола над мужским». Его теория была построена на том, что Адам, будучи сотворен первично, вышел неудачно и тогда Создатель сделал Еву, и все совершенство досталось ей, а также, что мужчина, несомненно, более близок к миру животных, и от этого происходят его грубость и собственнический инстинкт. Впрочем, Саломе хоть и была всецело за равноправие полов, но не разделяла стремления тех женщин, что пытались уподобиться мужчинам. А таких вокруг было очень и очень много. Ее кумиром была Айседора Дункан, танцевавшая перед огромной аудиторией в полупрозрачном трико, но никак не мужиковатые дамы, пытавшиеся отрицать свое женское естество. Ее мнение на сей счет послужило толчком для возмущения в феминистских кругах, где ее прозвали «антифеминисткой» и стали всячески порицать.

Лу на многих производила сильное впечатление. Все началось с ее знакомства с Паулем Рее, философом и другом Ницше. Они сходятся на почве особого взгляда на жизнь и на отношения. Лу предлагат создать общину для молодых людей, нацеленных на получение знаний, которые будут жить в отдельных комнатах с общей гостиной. Лу интересует получение знаний и целомудренные отношения. Однако, вся эта идея оказывается утопией: Рее влюбляется в свою очаровательную подругу и делает ей предложение. Лу отказывает, и они отправляются в совместное путешествие по Европе. Вскоре Рее знакомит Лу с Ницше. На тот момент ему было 38 лет, он был болен, разочарован и разбит, и вовсе не был великим. Величие, как это часто бывает, настигло его в могиле, а не при жизни. Ницше жил в Швейцарии и пытался излечить свои душевные и физические болезни. Появление «молодой русской» (именно так он называл ее в своих письмах) потрясло его до глубины души. Девушка поразила его своим умом и красотой. С ней он говорил на равных, их размышления были почти идентичны. Своему другу Питеру Гасту Ницше так писал о Саломе: «Она резкая как орел, сильная как львица и при этом очень женственный ребенок… кроме того, у нее невероятно твердый характер и она точно знает, чего хочет, не спрашивает ничьих советов». Считая Лу самой умной, Ницше использует ее черты в «Заратустре» и пишет на ее стихи композицию «Гимн к жизни».

Какое-то время Ницше, Рее и Саломе дружили втроем. Была сделана фотография, где Лу правит тележкой, запряженной двумя ее товарищами. Однако и этому союзу суждено было распасться – Ницше захотел, чтобы Лу стала его женой. Лу вновь говорит «нет». Ситуацию осложняет плохое отношение сестры Ницше Элизабет к Саломе, в результате чего возникает конфликт, и Лу вместе с Рее уезжает прочь. Ницше умер через 18 лет в психиатрической лечебнице, так ни разу и не женившись. А Луиза как-то неожиданно для всех и, возможно, для самой себя, выходит замуж. За человека, который старше ее на 15 лет. Его звали Фридрих Карл Андреас и был он преподавателем восточных языков. Впрочем, брак был гражданским. Лу, отвергнув христианство, отвергла и все обряды, связанные с этой религией. С мужем она прожила 43 года. Странными были эти отношения, ведь одним из главных условий вступления в них со стороны невесты было полное отсутствие физической близости между супругами… Зато все любовники Лу имели свободный вход в их дом, а служанка родила дочь от Фридриха Карла. Надо заметить, что Лу к этому ребенку отнеслась крайне доброжелательно и девочка Мария впоследствии удочеренная, была единственной, кто стоял у смертного одра Лу Андреас Саломе…

Вскоре после брака с Андреасом, при странных обстоятельствах в Альпах погибает Пауль Рее. Были все основания подозревать, что это – самоубийство. Говорят, Рее тяжело перенес разрыв с Саломе. Возможно, безнадежно влюбленный философ просто не смог смириться с тем, что Лу досталась кому-то еще, и решил свести счеты с жизнью. Сама же Луиза тем временем заводит еще одно знакомство. Георг Ледебур, один из лидеров зарождающегося социально-демократического движения в Германии, редактор марксистской газеты Форвартс и будущий член Рейстхага, пленил Саломе так крепко, что через 2 года после знакомства с ним она оставляет своего мужа. И уезжает с любовником в Париж. Впрочем, здесь все быстро заканчивается, ибо Саломе влюбляется в молодого писателя-экспрессиониста Франка Ведекинда. Саломе бросает мужчин, оставляя разбитые сердца, и занимается литературной деятельностью, которая приносит ей немалый успех. Ее произведения хвалят ведущие коитики Европы, пред ее умом преклоняются тысячи человек. Самыми нашумевшими стали повести "Руфь", сборник рассказов "Дети человеческие", "Переходный возраст", роман "Ма", а так же написанная в 1910 году по просьбе хорошего приятеля, философа Мартина Бубера, книга "Эротика".

Будучи 36 лет от роду, Лу знакомится с молодым поэтом - Рильке. Он страдает приступами внезапного страха и неконтролируемыми депрессиями. Он молод и неуверен в себе, живет в доме мужа Лу и постепенно перенимает ее манеру писать. Она берет его с собой в поездки по России, учит русскому языку, и Рильке проникается мыслями великих русских классиков и неудержимой симпатией к русской культуре. Особенный интерес у него вызывает психоанализ Достоевского. Рильке безраздельно влюблен в Лу. Он посвящает ей стихи, внемлет всем ее советам, вплоть до изменения имени - с Рене на Райнера. Этот роман заканчивается, как и многие другие - Лу бросает Рильке из-за того, что тот требует развода ее с мужем и хочет быть с ней. Они расстаются, но их дружба будет длиться долго - вплоть до смерти Рильке в 1926 году...

В 1911 году состоялось еще одно судьбоносное знакомство в жизни этой удивительной женщины. Она, слишком молодая духом для старых устоев и правил, неудержимо рвется вперед, за новыми знаниями. Психоанализ - это то, что ее заинтересовало. И вот, Лу становится одной из участниц Международного Конгресса по психоанализу в Веймаре. Здесь-то она и знакомится с Зигмундом Фрейдом. Он с радостью принял ее в круг своих учеников. Для Лу психоанализ был новым веянием, свежим ветром в застарелом мире. А для Фрейда свежим ветром стала сама Лу. Она для него навсегда осталась загадкой, так и не позволившей "проанализировать" себя. Фрейда удивил тот факт, насколько схож оказался подход к человеческой психологии у него и Лу. А ее не менее сильно удивило, что этот человек, возведший сексуальность превыше всего, на самом деле ужасно стеснителен, если не сказать хуже. Фрейд пытался помочь многим, но по образу сапожника без сапог, был абсолютно бессилен перед самим собой. Как сказала Лу, глядя на Фрейда: "Творение выше творца". Ходили слухи, что Фрейд был влюблен в нее. Скорее всего, так оно и было. Но подтверждений тому вряд ли можно найти - слишком уж тих и скромен оказался Великий Зигмунд в проявлении чувств.

Наступило грозное лето 1914 года. 1 августа Германия, в которой жила Лу и ее муж, объявила войну России, где жили ее братья и прочая родня. С одной стороны сражались сыновья и зять Фрейда, с другой - братья Лу. Она не занимала ничью сторону, считая войну ужасным, но неизбежным явлением в истории человечеств, борьба разума с инстинктом. Она стала помогать людям преодолевать психологические травмы, полученные на войне, а кого-то наоборот лечила сама война. По ряду наблюдений было ясно, что в экстремальной ситуации излечиваются такие психические недуги как невроз, истерия. Война меняла людей. Кого-то - в лучшую сторону, кого-то - в худшую. Фрейд был сильно против этой "терапии войной", считая это ужасно негуманным методом. Но его ученик, Карл Густав Юнг рьяно поддерживал Лу Саломе.

Между тем, старый мир рушился. Неумолимо и как-то трагично нелепо. Революция в России лишила Лу возможности общения с родными, а родных - всего состояния, приход Гитлера к власти в Германии превращает жизнь в этой стране в сущий ад. Гитлер издает приказ об истреблении больных шизофренией, сестра Ницше стряпает на Лу донос в котором обзывает ту "финнской еврейкой", попутно утверждая что Ницше был пророком фашизма. Себе фрау Ницше таким образом обеспечила государственные похороны с почестями, а брату - недобрую славу идеолога жестокого режима.

Несмотря на все лишения, Лу не покидает Германию. Фрейд умер в гетто, а его четыре сестры погибли в концлагере. В советском концлагере были замучаны ее братья и племянник. Лу писала: "Какие бы боль и страдания не приносила жизнь, мы все должны ее приветствовать. Солнце и Луна, день и ночь, мрак и свет, любовь и смерть, а человек - всегда между. Боящийся страданий боится радости."

Лу Андреас Саломе была невероятно многогранной женщиной. Она многих любила, но правила ею только Свобода. Про нее говорили, что она - воплощение идеологии Ницше, а кто-то назвал ее "совершенным воплощением зла". Но имеем ли мы право судить о том, была ли она злом? Она не хотела оставлять о себе никакой памяти. И даже ее могилу сейчас очень трудно найти, ведь на сером камне нет даже имени и фамилии. Последними словами в ее жизни были: "Всю жизнь я училась, работала... И для чего?".

Наверное, для того, чтобы остаться в памяти людей навсегда.

Роль женщины на стыке XIX и XX веков была жестко определена - но некоторым удавалось немного расширить ее рамки. Лу Саломе стала не только писательницей, открывшей русскую культуру поэту Рильке, - она шокировала общественность, создав философский кружок с Ницше и Рэ, а позже стала одной из первых практикующих женщин-психоаналитиков. Накануне дня рождения Саломе, 12 февраля, Bird In Flight вспоминает ее историю.

На старинной черно-белой фотографии трое: двое мужчин с покорными лицами впряглись в повозку, которой управляет юная особа с хлыстиком в руке. Смелая для 1882 года композиция интригует еще больше, если учесть, что мужчины на снимке - известные философы Пауль Рэ и Фридрих Ницше. Возницу в глухом платье зовут Лу Саломе.

Луиза фон Саломе родилась в 1861 году в Петербурге, в семье русского генерала. Лёля, как на русский манер звали ее дома, была шестым, самым младшим, ребенком в семье — и единственной девочкой. В огромной квартире на Морской, где она провела детство, разговаривали в основном по-немецки и по-французски, что не мешало Саломе всю жизнь ощущать себя русской по духу.

Независимый характер девочки впервые в полной мере проявился в 17 лет, когда она, не найдя взаимопонимания с пастором своего прихода, наотрез отказалась проходить обряд конфирмации. Лу предпочла самостоятельно выбрать духовного учителя: им стал Хендрик Гийо, проповедник при Голландском посольстве в Петербурге, любимец столичной интеллигенции и наставник детей Александра II. Впервые услышав проповедь блестяще образованного и харизматичного Гийо, Лу поняла, что наконец нашла достойного собеседника, и немедленно отправила ему письмо: «…Вам пишет, господин пастор, семнадцатилетняя девушка, которая одинока в своей семье и среди своего окружения — одинока в том смысле, что никто не разделяет ее взглядов, не говоря уже о тяге к серьезным познаниям» .

в протестантской традиции - обряд сознательного исповедания веры

«…Вам пишет, господин пастор, семнадцатилетняя девушка, которая одинока <...> в том смысле, что никто не разделяет ее взглядов, не говоря уже о тяге к серьезным познаниям».

Потрясенный ее умом, пастор соглашается взяться за образование Луизы: на занятиях, которые она держит в тайне от своей семьи, он обучает ее философии и истории религии, обсуждает с ней Канта, Вольтера, Руссо и Спинозу. А через полтора года занятий внезапно делает предложение — даром что давно женат и воспитывает двух дочерей, ровесниц Лу. Разочарование девушки безмерно: духовный учитель оказался обычным мужчиной, неспособным справиться с низменными страстями.

Коммуна умов, которая не состоялась

Ответив наставнику резким отказом, 19-летняя Саломе отправляется в Швейцарию продолжать образование, а позже перебирается в Рим. Именно там, в салоне прогрессивной писательницы Мальвиды фон Мейзенбург (будущей номинантки на первую Нобелевскую премию по литературе), Лу в 1882 году знакомится с философом-позитивистом Паулем Рэ, а тот вскоре представляет ее своему другу Фридриху Ницше. Молодые люди сразу чувствуют духовное единство. «С того самого вечера наши ежедневные беседы заканчивались только тогда, когда я окольными путями возвращалась домой, — напишет Саломе в своих воспоминаниях. — Эти прогулки по улицам Рима вскоре так нас сблизили, что во мне начал созревать замечательный план. В том, что этот противоречащий тогдашним нравам план может осуществиться, меня убедил приснившийся мне ночью сон. Я увидела во сне рабочий кабинет, полный книг и цветов, с двумя спальнями по бокам, и переходящих из комнаты в комнату друзей, объединившихся в веселый и одновременно серьезный рабочий кружок. Не стану отрицать: наше будущее содружество на удивление точно соответствовало этому сну».

Некоторое время друзья действительно путешествуют вместе, посвящая все время беседам и творчеству. Но интеллектуальной коммуны, о которой мечтала Лу, не получилось. Во-первых, окружающие отказывались верить в безгрешность этого союза: мать Саломе, по воспоминаниям девушки, готова была призвать на помощь всех своих сыновей, чтобы живой или мертвой доставить ее обратно на родину, и даже придерживавшаяся свободных взглядов Мальвида была порядком шокирована. А во-вторых, главной проблемой были сами участники треугольника: оба мужчины влюбились в свою прекрасную соратницу, начали то открыто, то за спиной друг у друга делать ей предложения руки и сердца, ревновать и плести интриги.

Мать Саломе готова была призвать на помощь всех своих сыновей, чтобы живой или мертвой доставить ее обратно на родину.

Саломе все эти «низменные страсти» по-прежнему не интересуют. И если Рэ хотя бы сумел достойно перенести отказ и остаться Лу другом, то Ницше не смог стерпеть такого удара по самолюбию: он вскоре полностью разорвал с ней отношения, забросал ее длинными письмами с претензиями и упреками, а впоследствии позволил себе несколько довольно некрасивых высказываний в ее адрес. Надо сказать, девушка сделала все, чтобы смягчить отказ и сделать его менее обидным для философа. К примеру, объясняла, что в случае замужества перестанет получать пенсию от российского правительства, хотя в действительности ее решение было вызвано отнюдь не финансовыми причинами. На память об этом «тройственном союзе» осталась та самая придуманная Ницше скандально известная фотокарточка с повозкой.

Загадочное замужество

В 1886 году в жизни 25-летней Саломе происходит поворот, который не смогут объяснить ни тогдашнее окружение Лу, ни ее будущие биографы: девушка, на горе всем своим обожателям и на радость отчаявшейся маме, выходит замуж. Ее избранником становится Фридрих Карл Андреас — профессор кафедры иранистики Берлинского университета, специалист по восточным языкам с более чем скромным финансовым положением. Вообще-то сначала он тоже получил отказ, но, не растерявшись, схватил со столика нож и эффектно вонзил себе в грудь на глазах у изумленной девушки.

Полночи пробегав в поисках врача, Лу в результате соглашается выйти за Андреаса. Это выглядит довольно странным: Саломе никогда не производила впечатление человека, поддающегося на шантаж, — возможно, ей просто надоело придумывать отговорки для ухажеров, и она решила, что замужество решит эту проблему раз и навсегда. Еще более странным выглядит условие, поставленное будущему мужу: их брак будет сугубо платоническим. Андреас соглашается на этот нелепый пакт — вероятно, не принимая его всерьез. Если так, он недооценил силу характера избранницы: все 43 года их брак действительно будет целомудренным. Пикантности ситуации добавят романы, которые Лу будет открыто заводить на стороне, и тот факт, что у самого Андреаса в 1905 году родится дочь от экономки Марии Штефан. Экономка умрет при родах, а девочку, тоже Марию, Лу воспитает как собственного ребенка и сделает своей единственной наследницей.

Борщ для поэта

В 36 лет Лу — известная писательница, прозу и научные статьи которой публикуют видные европейские издания, — встречает Райнера Марию Рильке — пока еще малоизвестного поэта на пятнадцать лет младше нее. «Мы познакомились на людях, потом предпочли уединенную жизнь втроем, где все у нас было общим, — опишет Саломе этот причудливый союз в мемуарах. — Райнер делил с нами наш скромный быт в Шмаргендорфе, недалеко от Берлина, у самого леса, и когда мы шли босиком по лесу, — этому научил нас мой муж, — косули доверчиво подходили к нам и тыкались носом в карманы пальто. В маленькой квартирке, где кухня была единственным — если не считать библиотеки моего мужа — помещением, приспособленным для жилья, Райнер нередко помогал готовить, особенно когда варилось его любимое блюдо — русская каша в горшке или борщ».

Каша и борщ не случайны: с самого начала их отношений Саломе стремится открыть Рильке русскую культуру. Она учит чешско-австрийского поэта русскому языку, знакомит с творчеством Достоевского и Толстого и дважды берет с собой в поездки по России. Во время этих путешествий они гостят в Москве и Петербурге, плавают на пароходах по Волге, приезжают в Ясную Поляну к Толстому и даже живут некоторое время в крестьянских избах. Рильке действительно влюбляется в русскую культуру настолько, что даже пробует писать стихи на новом для себя языке.

Она расстанется с ним через четыре года, но как друзья они будут активно переписываться до самой смерти поэта в 1926 году. На протяжении всей жизни Рильке будет утверждать, что без Саломе он никогда не смог бы найти свой творческий путь.

Госпожа психоаналитик

В 1911 году, оказавшись на конгрессе психоаналитиков в Веймаре, 50-летняя Лу Саломе знакомится с Зигмундом Фрейдом и вскоре становится одной из ближайших его учениц. Через пару лет активного обучения Саломе — одна из первых практикующих женщин-психоаналитиков: она открывает практику в собственном доме под Гёттингеном в Германии и по 10-11 часов в день проводит с пациентами. Интересно, что сама она всю жизнь отказывалась участвовать в психоаналитических сеансах в качестве пациента — и Фрейд, считавший такой опыт обязательным для любого психоаналитика, прощал любимой ученице это упрямство.

Психоанализу Лу Саломе осталась верна до конца жизни, хотя это оказалось непросто: расцвет фашизма в Германии ознаменовался наступлением как на психотерапию в целом, так и на нее лично. Немалую роль в гонениях на Саломе сыграла младшая сестра Ницше Элизабет: страстно ненавидевшая Лу еще со времен памятного «тройственного союза», она, ныне жена нациста, член НСДАП и заведующая архивом философа, наконец-то получила возможность выместить свою злость. В состряпанном госпожой Ферстер-Ницше доносе Саломе обвинялась, во-первых, в еврейском происхождении, а во-вторых, в извращении наследия философа. Хотя «извращением наследия» занималась как раз сама Элизабет: именно она выпустила под именем Ницше идеологически выдержанный сборник «Воля к власти», где не гнушалась вырыванием цитат из контекста, а то и откровенными фальсификациями.

Саломе, впрочем, и тут осталась верна себе: она публично назвала Элизабет «полоумной недоучкой» и добавила, что Ницше был таким же фашистом, как его сестра — красавицей. Она наотрез отказалась эмигрировать и умерла 5 февраля 1937 года в своем доме под Гёттингеном.