Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Юрий любимов - биография, информация, личная жизнь. Любовная биография юрия любимова Личная жизнь Юрия Любимова

Юрий любимов - биография, информация, личная жизнь. Любовная биография юрия любимова Личная жизнь Юрия Любимова

На дворе был 1976 год. Он был женат, она - замужем. Он жил в СССР, она - в Венгрии. В те времена венгерская журналистка даже подумать не могла о том, что они когда-нибудь будут вместе… Но Каталин и преодолели все преграды и вот уже почти 30 лет неразлучны.


С тех пор как семья Любимовых в конце 90-х снова поселилась в Москве, Каталин работает в Театре на Таганке, занимаясь буквально всем - от переговоров о гастролях до ремонтных работ. Одни считают, что она спасла театр, другие рассказывают о ее нелегком характере и бескомпромиссности. Каталин приезжает в театр раньше, чем остальные сотрудники, и добирается домой только поздним вечером.

Каталин, вы получаете зарплату за свою работу?

Я - самый настоящий волонтер, 10 лет работаю в , не получая за это ни копейки. Меня вдохновляет то, что я - независимый человек. Все вокруг работают ради зарплаты, а я - потому что мне хочется это делать.

Почему вы стали работать в театре?

Десять лет тому назад мэр Москвы Юрий Лужков сказал Юрию Петровичу: «Я надеюсь, что вы отпразднует свое 80-летие в Москве». После приглашения мэра Юрий Петрович решил перебраться в Москву. Мы увидели, что Театр на Таганке в ужасном состоянии. За восемь лет без Юрия Петровича он превратился буквально в помойную яму. Здесь работало в три раза больше людей, чем сейчас. Случалось, что Юрий Петрович приходил на репетицию, а сотрудники даже не здоровались с ним. Актеры испортили спектакли Любимова своими поправками и отпугнули зрителей, которые любили этот театр. Привести театр в порядок в таких условиях и с такими людьми было практически невозможно. И тогда я решила помочь Юрию.

Кто-нибудь из сотрудников вам помогал?

Мне пришлось сражаться с людьми, которые 10 минут делали вид, что работают, а 7 часов 50 минут где-то шлялись или крали из театра все, что можно, от досок до посуды. Тогда я стала работать сама: красила, убирала, выносила мусор… Короче говоря, делала все, что делают во время ремонта и после него. Многие уговаривали меня, в том числе и здесь, в театре, стать директором. Но я сказала: «Нет. Я помогаю мужу, и делаю это из уважения к России и русской культуре». С ней связана вся моя юность. Я начала читать Достоевского, Пушкина и Гоголя, когда мне еще не исполнилось 12 лет. Отец сказал: «Тебе пора познакомиться с русской литературой. Начинай читать».

Чем занимался ваш отец?

Отец был путешественником, а мама не работала. Я родилась в 1946 году, в очень тяжелые для Венгрии времена. Страной правил Матьяш Ракоши, при нем люди либо сидели в тюрьме, либо писали доносы. Отец не мог позволить, чтобы мама работала в такой среде.

Когда вы стали говорить по-русски?

Я выучила этот язык, когда приехала в СССР вместе со своим первым мужем. Он писал в Москве докторскую диссертацию. И хотя я поступила в Будапештский университет на отделение французского языка и литературы, здесь мне не разрешили заниматься французским, ведь я была иностранкой. Сказали: сначала выучите русский. Через три месяца я уже успешно сдала первый зачет. В МГУ у меня были замечательные преподаватели.

Я не ходила в театр. За билетом в Театр на Таганке нужно было стоять в очереди целую ночь. А я до сих пор физически не выношу очередей.

Вы долго прожили в СССР?

Четыре года, мы вернулись в Будапешт, когда муж закончил докторскую. Я параллельно окончила факультеты русской филологии и журналистики и стала работать в Обществе венгеро-советской дружбы: приглашала писателей, устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И немало помучалась, прежде чем смогла пригласить в Будапешт Театр на Таганке. Но в 1976 году театр привез к нам «Гамлета», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…» и произвел фурор.

Тогда вы познакомились с Юрием Петровичем. Он вам понравился?

У меня возникло очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми… Юрий тоже отнесся ко мне с очень большой симпатией, но он жил с Людмилой Целиковской, а у меня был муж … И кроме того, я жила в Венгрии, а он - в Союзе. В те времена переезды были огромной проблемой.

Но он ухаживал за вами?

Тогда Юрий подолгу репетировал, давал интервью, свободного времени почти не было. Если появлялось несколько часов, мы бродили по городу, Юрий рассказывал о себе, он - великолепный рассказчик. Я слушала его и тревожилась: почему этот человек не следит за собой и не щадит себя? Юрий тогда курил по 2-3 пачки в день. И я сказала ему: «Я вас очень прошу, не отравляйте себя. Бросьте курить».

Каталин: Любимова. Источник: Каталин: Любимова.

И он бросил?

Да. Слава Богу.

После гастролей он уехал в Москву, а вы остались в Венгрии?

Да. Он сказал, что постарается позвонить, и когда через три дня телефон зазвонил, и я услышала голос Любимова, то целый день летала как на крыльях. Он стал звонить каждый день, мы подолгу разговаривали, я очень ждала этих разговоров, а потом стала думать, как бы нам чаще встречаться. И Юрий об этом думал: уезжая куда-нибудь за границу, он летел через Будапешт, и «пропадал» здесь на несколько дней. В 1978 году мы поженились в Венгрии, я приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Тогда и стала смотреть все спектакли Театра на Таганке.

Как к вам отнеслись его актрисы?

Они приняли меня в штыки. По ночам звонили и говорили разные гадости. Слабонервный человек этого бы не вынес.

Кода родился ваш сын, Петр?

В 1979 году. Я уехала рожать в Будапешт и позвонила Юрию только после того, как все закончилось, и сказала, что родился сын, которого он так ждал. А Юрия даже не хотели выпускать в Венгрию, чтобы увидеть сына. Я прожила в Москве всего три года, а потом начались гонения, которые привели Юрия к вынужденной эмиграции. Знаете, мы уехали, оставив на кухне недопитый чай. И не могли подумать, что 8 лет не сможем вернуться в Россию.

Вам было страшно?

Я вспоминаю эти годы не с ужасом, а с удовольствием. Любимов выбирал только те постановки, которые ему нравились. Он поставил свыше 30 опер, ставил спектакли в театре, вел мастер-классы (большинство из них Юрий проводит до сих пор). Мы ездили по всему миру, пока не поселились в Иерусалиме - это божественный город. К тому времени Петр уже подрос, нужно было где-нибудь остановиться: я не могла таскать ребенка по всему миру. Он и так ездил с нами всюду с шести недель, учился в 28 школах! Юрий уезжал из Иерусалима на постановки, я приезжала ближе к премьере, оставив Петра с гувернанткой. Нам было очень хорошо. А после возвращения в Россию, сразу начались неприятности, я говорю о разделе театра. Николай Губенко сыграл в этих событиях очень неоднозначную роль. После распада СССР он потерял кресло министра культуры, а после раздела Таганки у него появилась возможность возглавить театр. Видите, что из этого вышло? Бывшее здание Таганки теперь «Содружество актеров Таганки» сдается под антрепризы.

Вам никогда не хотелось заняться собственной карьеров?

Я не из тех эгоисток, которые делают карьеру во чтоб это ни стало. Мне всегда хотелось быть максимально полезной своим близким, я получаю от этого удовольствие…. Ну написала бы я несколько десятков хороших интервью и статей. И что? Я считаю, что главное в жизни женщины семья. Она как стержень, который поддерживает человека, помогает ему чувствовать себя уверенно.

Вам не кажется, что вы всегда были скорее женой, чем матерью?

Никогда не была матерью-наседкой в дурном смысле этого слова. Я всегда заботилась и забочусь о Петре, но я должна помогать мужу. Особенно сейчас.

Любимову не надоел театр?

Юрию надоело без конца всех контролировать и учить. Но он говорит: «Я не могу допустить, чтобы все, что я создал, растащили на моих глазах, уничтожив то, чем я занимался. Пока я жив, я буду работать в театре, как старый ремесленник, которому дорого его дело. И он по-прежнему работает по 10-12 часов в сутки.

Почему Юрий Петрович никогда не рассказывает в интервью о своей семейной жизни?

Он считает, что семейная жизнь должна быть скрыта от широкой публики. Юрий очень любит, когда дома уютно и тихо. Я приучила Петра с малых лет: если отец отдыхает или читает, нужно ходить на цыпочках. Никаких шумных игр. Человек, который столько работает, должен дома по настоящему отдыхать.

Как-то ранним утром я встретила вас с пакетами, полными зелени и овощей.

Юрий любит хорошо поесть, но тяжелая, копченая и жирная еда приносит вред, поэтому я по утрам хожу на рынок и покупаю овощи. Я готовлю сама, и стараюсь как можно больше сделать и в театре, и дома. Но иногда физически не хватает времени.

Юрий Петрович мне как-то сказал, что ему нравится, если в женщине есть что-то кошачье.

Он считает, что в каждой женщине есть что-то от кошки… Юрий обращает внимание на красивых женщин так же, как на красоту природы, поэзии, живописи и скульптуры. Кстати, он замечает не только женщин с правильными чертами лица. Гораздо интереснее какая-то необычность, изюминка, шарм. С шармом нужно родиться, а красоту можно навести.

Вы никогда его не ревновали?

Я очень ревнивый человек, к сожалению. Поводов много: кто только ни влюблялся в Любимова. Иногда я шучу, иногда могу сделать резкое замечание. Но я никогда не ограничивала его свободу: я не имею на это права. И всегда следила только за тем, чтобы соблюдали его интересы.

Что сейчас делает ваш сын Петр?

Он получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии и начал работать в строительной компании. Но когда Юрии два года назад заболел, Петр сказал: «Я долго жил вдали от отца, и мой долг ему помочь». Петр бросил работу в компании, где неплохо зарабатывал, и теперь работает в Театре на Таганке, волонтером, как и я. Но я уговорила его больше не приносить жертв, а, наконец, заняться своей жизнью и карьерой.

Вы ни о чем не жалеете?

Только о том, что очень редко вижу маму. К сожалению, мне удается вырваться ее навестить только два или три раза в год, каждый раз я приезжаю дней на десять. Она живет в Венгрии, ей уже 93 года и с тех пор как я вышла замуж за Любимова, она видит меня все меньше и меньше.

Известный режиссер был женат несколько раз. Вообще он всегда слыл любимцем женщин, и многие из актрис не могли устоять перед его обаянием. Самая первая жена Юрия Любимова , о браке с которой известно очень немного, была одна из актрис — сестер Пашковых - Галина или Лариса. На ком из них точно он был женат сейчас неизвестно по той причине, что, как говорят, он разрывался между ними и любил обеих.

Во второй брак Любимов вступил после того, как ему уже исполнилось сорок лет. Вторая жена Юрия Любимова - Ольга. Она была балериной и прожила с ним всего пять лет, успев родить сына Никиту. Одной из причин, по которой распался этот брак стало новое увлечение Любимова. Она начал ухаживать за актрисой театра и кино Людмилой Целиковской - красивой, талантливой и чрезвычайно популярной в то время актрисой. Они были знакомы очень давно - еще со времени учебы в Щукинском училище.

Некоторые поговаривали, что за Целиковской Любимов начал ухаживать в корыстных интересах - он планировал в то время создать собственный театр, а популярность актрисы помогла бы ему сделать это. Людмила Целиковская не была в стороне от вновь созданного Любимовым Театра на Таганке. Она придумывала постановки для многих спектаклей, помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. Несмотря на то, что режиссер очень ценил свою супругу, он и в то время был неравнодушен к красивым женщинам.


На фото Любимов со своей третьей женой — Каталин Кунц


Юрий Любимов был женат четыре раза, при этом отличался частой сменой привязанностей и симпатий. Однако с 1976 года и до конца его дней рядом с ним была венгерская журналистка Каталин Кунц. Ее обвиняли в чрезмерном влиянии на супруга, в попытках рассорить режиссера с актерами театра на Таганке, скандальности и неуживчивости. Но при этом никто не сомневался в том, что для Юрия Любимова она стала идеальной супругой, благодаря которой он дожил до весьма преклонных лет.

Внезапная любовь


Первая их встреча произошла в 1976 году в Будапеште, куда театр на Таганке вместе с режиссером приехал на гастроли с двумя своими лучшими спектаклями: «Десять дней, которые потрясли мир» и «Гамлет» с Высоцким в главной роли.


Каталин, как сотрудница Общества советско-венгерской дружбы, везде сопровождала знаменитого режиссера в качестве переводчика и личного помощника. По ее воспоминаниям, страсть их накрыла с первой же минуты знакомства. Невероятное мужское обаяние Любимова просто потрясло Каталин. Но она была замужем, а он – женат. И они оба были настолько загружены работой, что время у них было только на обмен пылкими взглядами, да редкие встречи вне чужих глаз.


Режиссер бывал в гостях у девушки, в которую тоже влюбился почти мгновенно. Во время ужина рядом был муж, который все понимал, но надеялся, что с отъездом Любимова у супруги все пройдет. Нужно лишь пережить это, как простуду. Не прошло.

После отъезда Любимова Каталин стала ждать его звонков, замирая у телефона. Каждая новая встреча была, как удар молнии. Им обоим пришлось осознать тот факт, что они теперь не в состоянии жить друг без друга.

Неприветливая Москва


Она приехала в Москву в 1978 году в качестве корреспондента журнала «Фильм, театр, музыка». Нельзя сказать, что столица приняла ее с распростертыми объятиями. Ей звонили, угрожали, требовали оставить Любимова в покое и вообще убраться из города. Но любовь придавала Каталин сил, а Любимову – вдохновения. Они расписались в 1978 году в Будапеште, через год у них родился сын Петр.


Бытовало мнение, что Каталин стала невольной причиной изгнания Юрия Любимова из страны и лишения его гражданства. Однако все началось тогда, когда Любимов поднял шум вокруг смерти Владимира Высоцкого. Это по его настоянию похороны народного любимца прошли со всеми приличествующими почестями. А потом запретили постановку Любимова в память о Высоцком, за ней были запрещены «Борис Годунов» и «Театральные танцы» по Булгакову.


В то время его постоянно вызывали на проработку в ЦК, в Министерство культуры. И каждый раз она терпеливо ждала его под подъездами учреждений. В машине с врачом, потому что состояние его после подобных посещений было удручающим.

Поводом же стало интервью режиссера лондонской «Таймс». Из вполне невинных ответов раздули дело до антисоветской пропаганды, и фактически запретили въезд на Родину.

Неукротимая Катерина


Он часто называл ее неукротимой Катериной. Каталин действительно производила впечатление урагана в своем стремлении облегчить жизнь супруга и избавить его от людей, которые, как она считала, вредят ему и плохо влияют на состояние его здоровья.


Они много колесили по миру, и везде она пыталась создать ему комфортные условия для жизни и творчества. Приезжая в новую страну, она бросалась на поиски таких же вещей, которые были в их предыдущем жилище. Ей казалось, что она создает хотя бы видимость постоянства, которым и не пахло в жизни.


Она считала своим долгом обеспечить своему гениальному супругу надежный тыл. Иногда выдержка и хладнокровие отказывали ей. Взрывная и очень ревнивая по натуре, она с трудом выносила постоянное присутствие красивых женщин в окружении режиссера. Они всегда появлялись с ним рядом, в надежде получить роль или завоевать сердце кумира. Бывало, она просто не обращала на них внимания, а бывало, просила импресарио избавить Любимова и себя от присутствия некоторых, особенно надоедливых особ.

Возвращение


Они поселились в Иерусалиме, куда Юрия Любимова пригласили в качестве режиссера театра «Габима». Их обоих просто обезоружил теплый прием, который оказали им в Израиле. О режиссере и его семье трогательно заботились, стараясь создать необходимые условия для работы. А затем его стали звать в Россию. Разве мог он не поехать на родину? А потом он остался в Москве, в надежде на то, что его талант и опыт помогут восстановить былую славу театра на Таганке. Правда, условий для этого специально никто не создавал, и Каталин стала метаться между мужем и 8-летний сыном, который оставался за рубежом.


Когда она прилетела в Москву на 80-летие супруга, то была шокирована тем, в каких условиях ему приходится работать, была поражена отсутствием возле него действительно преданных людей. Позже она приняла решение приехать в Москву и помогать ему. Ее обвиняли и называли злым гением, а она просто трудилась без усталости и пощады к самой себе. И хотела, чтобы все остальные трудились с такой же самоотдачей. Если она не получала того, что хотела, то делала все, чтоб избавиться от необязательных и ненадежных людей.


Она до последнего дня была рядом с мужем. А на вопрос, откуда у нее столько сил, чтобы справляться со всеми трудностями, отвечала, что она просто очень любит своего мужа.
Он скончался 5 октября 2014 года. Его вдова с момента смерти супруга возглавляет Фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова.

Гениальность режиссера Юрия Любимова стала основой его мужского обаяния. Марина Зудина тоже когда-то оказалась под влиянием необыкновенного таланта

5 октября 2014, 23:48

Тело Юрия Любимова еще не остыло, тогда как его вдова начала "сводить счеты" со своими обидчиками.

Сегодня стало известно (привожу информацию с "Рамблера"), что:

Вдова Юрия Любимова - Каталин Любимова - отказалась от покрытия финансовых расходов на похороны супруга Департаментом культуры Москвы. Об этом ТАСС сообщил директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. Он заметил, что все расходы по организации похорон будет нести семья режиссера.

«Каталин Любимова отметила, что, когда возник конфликт в Театре на Таганке, ни правительство Москвы, ни Департамент культуры палец о палец не ударили, чтобы разрешить скандальную ситуацию достойным образом, - продолжил Крок. - Теперь, когда режиссера не стало, его семья наотрез отказалась принять денежные средства от правительства Москвы и Департамента культуры».

Директор театра им. Вахтангова также высказал возмущение поведением актеров «Таганки», которые, как он выразился, «льют крокодиловы слезы и разыгрывают дешевую комедию».

«Цинизм никогда и нигде не приветствуется», - добавил Крок.

Вспоминаю конфликт в Театре на Таганке в 2011 году. Читала доводы обеих сторон конфликта. В тот момент я не стала занимать чью-либо позицию. Ситуация была понятной. Претензии, возникшие у актеров к руководству театра конкретно предназначались даже не к самому Юрию Любимову (человеку, безусловно, талантливому и неординарному), а к его супруге - Каталин, занимавшую в театре должность в руководстве. Образ, рисовавшийся мне при прочтении доводов рядовых сотрудников, был такой: Каталин - это таганкинская Салтычиха, постоянно унижающая и оскорбляющая, а иногда и просто "выдавливающая из театра" рядовых актеров. "Точкой не возврата" стал конфликт в Чехии, когда гастролирующие актеры узнали о том, что принимающая сторона в Чехии уже выплатила театру деньги за выступления, однако они не дошли до актеров, в то время как Каталин что-то приобретала в Чехии за 15 000 долларов. Скандал вышел не шуточный, после чего деньги выплатили, но по возвращении в Россию Любимов "хлопнул дверью".

Вот Любимов – таким граффити на стене питерской академии театрального искусства. Рисунок появился сразу после скандала на гастролях в Чехии, когда Мэтр не заплатил актерам.

В "Караване историй" высказала свою точку зрения и Каталин. Рассказав о своей истории любви, о театре, и что роль ее исключительно благодетельная и полезная для театра и это все "поклеп" злобных, завистливых людей. Забыв упомянуть, что становление Театра на Таганке с первого дня его основания произошло при другой жене ее супруга - Людмиле Целиковской. Замечательная актриса буквально "выбила место" под здание театра" на Таганской, будучи в фаворе у руководства страны и 20 лет была добрым ангелом хранителем театра, до той встречи в Венгрии, где Любимов закрутил "роман" с замужней переводчицей Каталиной Кунц. Целиковская восприняла это как предательство. Ее боль осложнялось тем, что Любимов, у же разойдясь с Целиковской, с которой прожил 20 лет, и которой, по существу, обязан созданием своего театра на Таганке, он все продолжал возвращаться к ней домой за какими-то вещами.

Интересно, но факт, что когда Любимов стал работать в других театрах Москвы в качестве режиссера-постановщика (а это театр "Новая Опера" и "Большой театр"), то условием работы с ним театры выдвинули требование, чтобы Каталин рядом с ним в работе не было ни под каким предлогом! Видимо, в театральном мире было хорошо известно что собой представляет Каталин. Любимов согласился. В Театре на Таганке не скрывали, что сожалеют об уходе Любимова, как режиссера, и хотели бы, чтобы он вернулся, НО Любимов данный посыл проигнорировал.

В неудобную позицию был поставлен старейший актер театра на Таганке - Валерий Золотухин. Безусловно, талантливый, уважаемый в театре актер долго не соглашался возглавить театр и у него были свои причины. Во-первых, Золотухин был в стороне от конфликта; во-вторых, актер он был замечательный, но управленческого опыта не имел, к тому же по характеру был добрым, мягким, безотказным и уступчивым, что не вязалось с должностью руководителя; в-третьих, Валерий настолько трепетно относился к своему наставнику и учителю, каковым считал Юрия Любимова, что даже возглавив театр после долгих уговоров, он отказался занять кабинет директора и стал руководить театром в прямом смысле "из своей гримерки". Впрочем, руководить долго ему не пришлось. После постановки страшного диагноза Золотухин написал "заявление в МинКульт об уходе с поста", что стало для него облегчением, как потом подтвердили его близкие.

Зачем я все это пишу, спросите Вы?

Я не понимаю, зачем сегодня, над остывающим телом Любимова начинать сводить счеты и высказывать претензии, типа, раз вы меня обидели или не защитили, то от денег на похороны я откажусь. Я знаю, что это не реально, но все же, хочется спросить Каталин Любимову и господина Крока, зачем разводить срач на пустом месте??? При чем здесь МинКульт и Мэрия Москвы, которая не лезла в Вашу театрально-бытовую кухню и не занимала там чью-либо позицию? Юрия Любимова хотят похоронить с достоинством, как достояние нашей культуры. Человек прожил яркую, творческую, неординарную жизнь, да, человеком он был сложным, да, у него есть и друзья и враги. И даже сегодня в Театре на Таганке у него по прежнему есть его ученики, поклонники и почитатели даже среди труппы Таганки и они имеют право "лить слезы" и не факт, что крокодиловые, чтить память. Пусть простятся с ним те, кому Любимов был дорог. Не препятствуйте поддержке тех, кто хочет поддержать... Вот и все.

Детство

Юрий Петрович родился под Ярославлем, но уже в 1922 году вся семья перебралась в Москву. Во время НЭПа отец будущей знаменитости начал заниматься бизнесом, у него был магазин в Охотном ряду. Мама Любимова трудилась учительницей.

В стране начались репрессии, под них попал и отец Любимова. По воспоминаниям Юрия, его папу забирали дважды. За деньги, не по политике. Называли Петру Захаровичу суммы, которых у него не было. Досталось в этот период и деду Юрия Любимова, который тоже переехал в Москву. Но, в отличие от многих, в семье от родственников не отказывались, поддерживали, даже если кто-то сидел в тюрьме.

Из-за трудного времени Юрий бросил в школу и поступил в электромеханический техникум. Одновременно он работал и защищал себя на улице от посягательств. Однажды Любимова избили, выбили два зуба и рассекли голову. Будущий артист на следующий день пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом, но до разборок не дошло. Зато Любимова начали уважать и больше не трогали.

Актерская карьера

В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.

Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова.

В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами.

Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова.

После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».


Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы.

Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище.

В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля».

В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди.

Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.

Довольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников.

Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину».

Лишение гражданства

Начало 80-х годов для Любимова было тяжелым временем. Сначала была смерть Владимира Высоцкого, который долго трудился на Таганке. Потом запретили постановку в честь этого выдающегося поэта и актера, а позже запретили и блестящего «Бориса Годунова». В 1984 году Юрия Петровича лишили гражданства, об этом он узнал в Лондоне. Причина такого действия: активная гражданская позиция, которая шла вразрез с советской политикой.

Но Запад принял Любимова с восторгом. Актер и режиссер начал активно работать в Израиле, Италии, Франции, Германии, США, Финляндии и ряде других стран. И всем его постановкам сопутствовал успех.

Возвращение. Новое творчество

В 1988 году артист приехал в Москву. И здесь его встретили, как победителя. Через год Любимову вернули гражданство. И он тут же принялся работать в театре на Таганке. Юрий Петрович ставил пьесы на сцене родного театра и продолжал трудиться за рубежом. В 2000-х, будучи уже в преклонном возрасте, Юрий Любимов продолжал ставить интересные спектакли. Среди них «До и после», «Суф(ф)ле», «Антигона», «Горе от ума - Горе уму - Горе ума», «Замок», «Арабески».

Познер и Юрий Любимов

После конфликта между актерами театра и Любимовым летом 2011 года, Юрий Петрович подал в отставку. Знаменитость по собственному желанию освободили от должности худрука и директора Театра на Таганке.

А в 2012 году Юрий Любимов представил на сцене Театра имени Вахтангова постановку «Бесов» Достоевского. Ее встретили довольно восторженно.

Личная жизнь Юрия Любимова

Много лет Юрий Петрович женат на венгерской переводчице и журналистке Каталин Кунц. В браке появился сын Петр.

Смерть

Осенью 2012 года режиссера госпитализировали с сердечным приступом. После курса интенсивной терапии Юрий Любимов впал в кому, но через сутки вышел из нее. Летом 2013 года режиссер восстанавливал силы и отдыхал, готовился к новому сезону. Осенью он представил новый оперный проект в Италии, где так же отпраздновал свой день рождения. Весной следующего года уже в Москве состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова.

2 октября 2014 года Юрий Любимов в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Диагноз - острая сердечная недостаточность. Через три дня он скончался.

Церемония прощания с режиссером и заслуженным педагогом прошла в театре им. Е. Вахтангова. Юрий Любимов был похоронен 8 октября 2014 года на Донском кладбище.