Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Виновники в гибели катерины гроза полное. Смерть Катерины в «Грозе» — поражение или победа над «тёмным царством»? Так кто стал причиной смерти Катерины

Виновники в гибели катерины гроза полное. Смерть Катерины в «Грозе» — поражение или победа над «тёмным царством»? Так кто стал причиной смерти Катерины

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.

Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.

Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.

Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.

Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

Все драматические события в пьесе «Гроза» протекают в небольшом провинциальном городке Калинове, что находится на берегу могучей русской реки Волги. Поэтически возвышенно начало пьесы. Перед нами — волжский пейзаж. Крутой обрывистый берег, бескрайние сельские просторы и русская раздольная песня «Среди долины ровные, на гладкой высоте…». И рождается в душе ощущение необъятных возможностей русской жизни.

Заканчивается пьеса. И вновь мы на берегу Волги. Тот же высокий крутой обрыв. Только ощущение иное. Наступает развязка, завершаются нравственные муки Катерины. С одной стороны, величественный, светлый волжский вид, а с другой – волжский омут, в пучине которого должна найти свой конец Катерина. Уже это парадоксальное соединение поэтического и прозаического, светлого и мрачного наводит нас на мысль о том, что жизнь в условиях этого города доводит людей до отчаяния, что конфликт неизбежен.

В этих условиях живет и мучается Катерина; жизнь ее оказалась настолько невыносимой, что единственным выходом из жизненного тупика для нее стала смерть. Неизбежна ли гибель Катерины? Был ли у нее путь спасения? Кого винить в гибели героини? – вот вопросы, встающие перед нами. И ответить на эти вопросы, понять причины трагической развязки мы не сможем правильно, если не будем иметь представления о характере ее, воспитании, образе жизни до ее замужества. Как самые счастливые воспоминания хранит Катерина в памяти воспоминания своего детства. Маменька души в ней не чаяла, наряжала, как куклу. Жила Катенька, как птичка на воле, ни о чем не тужила. Слушала недосужие рассказы странниц, которые «по немощи» своей далеко не ходили, но слышать слыхивали, вышивала золотом по бархату, поливала цветы.

А главное, как вспоминает Катерина, «…до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду… Молиться любила до самозабвения: …все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается». Церковная обстановка, церковное пение, служба погружали ее в какой-то поэтический мир сказочных образов. Катерина религиозна. Ее вера в Бога искренна, глубока, органична; это переживание чего- то доброго, величественного, духовного.

Катерина – натура поэтически – восторженная. Ей иногда кажется, что она птица: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но в этой поэтически восторженной натуре рано сказалась сила характера: «Такая я уж зародилась, горячая! Я еще лет шести была… Обидели меня чем –то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять?» В исследовании причины гибели Катерины нужно помнить и то обстоятельство, что она – дочь своего времени. Времени, когда девушки не выходили (как говорят сейчас) замуж, их выдавали, замуж. Приходило время (лет 16 – 17), им родители говорили, что пора замуж, засылались сваты, и девушки выполняли волю родителей. Катерина хочет быть вольной, как птица, свободной. Но понятие «свобода» у нее олицетворяется с понятием любви. Любви по зову сердца. Для неё любовь становится формой освобождения, возможностью отстоять свое право на жизнь.

Но Катерину выдали замуж за Тихона в дом Марфы Игнатьевны Кабановой. Вольная птица сразу оказалась в «железной клетке». В доме Кабановых все было по- другому. Домостроевские порядки, установленные Кабанихой, требовали полного подчинения старшим. Не искренние чувства, не от сердца идущие порывы, а лишь внешние выражения каких – то благочинных правил, суть которых состояла в покорности и страхе. Это унизительно для Катерины, ей стыдно за Тихона, который безропотно выносит все укоры «маменьки». «Да здесь как будто из-под неволи. Да и на воле словно связанный», — признается Катерина Варваре.

В порыве нежности, провожая мужа в дорогу, она кидается ему на шею. Таковы ее искренние чувства, идущие от сердца. Но в ответ слышит властное: «Чего на шею – то виснешь, бесстыдница! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!». «Порядок» Кабанихи требует, чтобы жена, проводив мужа, еще час – полтора «выла». Катерина пока терпит, но чувствуется, что столкновение неизбежно. На обиду Кабанихи она ответит: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» «Эка важная птица», — произнесет свекровь в ответ с издевкой, намекая, что засадит в скором эту «птицу» в клетку. Но не таков характер непокорной Катерины. Она как раз стремится к воле, желая освободиться от клетки. Положение Катерины усложняется еще той жизненной ситуацией, в которой она окажется. Она полюбила Бориса, племянника Дикого.

С одной стороны, Катерина, искренне впервые полюбив, понимает, что она имеет право на свое женское счастье. Но Катерина – мужняя жена, а «ведь это страшный грех, что я другого люблю». Она потому и боится грозы. Ей не то страшно, что убить сможет, «а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». Для Катерины не только «деяния», помыслы лукавые греховны. Внутренняя борьба между чувством и долгом (она ведь и Тихона обманывает), между чувством и страхом греха низводят Катерину нравственными терзаниями. Она не может жить по нравственным правилам «темного царства» — живи, как хочешь, делай, что хочешь, лишь бы все «шито да крыто» было. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Суд собственной совести не дает ей покоя, поэтому Катерина предчувствует в душе какую-то беду; пророческие слова барыни: «Все в огне гореть будете неугасимом», — она принимает на себя. Нравственные терзания обостряются, загоняют Катерину в тупик. С одной стороны, о своей любви к Борису она скажет: «Точно я снова жить начинаю…». С другой, страшась греха, она испытывает нравственные терзания.

Трагедия Катерины в том и состоит, что любовь свою к Борису она считает страшным грехом, за который ей в «гиене огненной» кипеть, когда придет час божьего суда. Не помог ей освободиться и Тихон.«Тиша, голубчик, кабы остался, либо взял меня с собой, как бы я тебя любила… Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…». Но Тихон, занятый только своими мыслями о том, что две недели над ним никакой грозы не будет, полная свобода впереди, не мог по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Отрежет ей путь спасения, и Борис: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду…». Душевно мягкий и деликатный, образованный… Он-то как раз все понимал, что творилось в душе Кати. Знал… А спасти – силы характера не достало. Как скажет Добролюбов: «Образование не позволило ему делать пакости, но и не научило противиться им». Остается только сожалеть, что волевой Катерине довелось встретить на своем пути характер безвольного, человека, который не только подчиняется капризам своего дядюшки, но и сознательно терпит их. И полюбила его Катерина скорее на безлюдье, не похожего на других калиновцев.

Произнесет Катерина одну фразу: «Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их». А детки не спасли был Катерину от трагической развязки? Не знаю, но наверняка жизненная судьба ее сложилась бы иначе. Детки для нее, мне кажется, могли бы стать и смыслом жизни и той возвышенной, но материнской любовью, которой так недоставало ей.

А пока… Свободно любить Катерине нельзя. Встречаться с любимым тайно… Природная правдивость не позволяет ей жить обманом. Самым напряженным моментом внутренней борьбы Катерины между чувством и долгом станет сцена с ключом. Побеждает чувство: «Бросить ключ? Нет, ни за что на свете! Будь что будет, а я Бориса увижу!…» Но как мучительны для Катерины эти свидания. Муки совести («ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!») по-прежнему терзают ее.

Но чувство Катерины глубоко, жажда любви настолько велика, что она решилась, пойти против самой себя, своих нравственных устоев, которые считала для себя святыми. На осторожное слово Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!», — Катерина решительно окажет: «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!». Кажется, что Катерина преодолела страх греха, не страшен ей теперь и людской суд. Самым страшным теперь для Катерины становится мысль: «как запрут на замок, вот смерть! А не запрут, так уж найду случай повидаться». Но что же победит – чувство или голос совести?

И вот кульминационный момент…Неожиданно возвращается Тихон. Как жить ей дальше? Обманывать она не сможет. Как быть ей с собственной совестью? Жизненные тиски сошлись, кажется, со всех сторон. Все восстало против нее. Зловеще нависло предгрозовое небо («Ровно шапкой так и накрыло). Катерина услышит случайно оброненную фразу: «… помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…». За ней появится полусумасшедшая барыня со своими предсказаниями. Пытаясь молитвой облегчить, нравственные муки свои, Катерина подойдет к стене и, опустившись на колени, подняв голову, увидит «гиену огненную». Внутреннее состояние ее не выдерживает психологического напряжения, и она тут же прилюдно, «на миру», кается в своем грехе. Нет, не смогла жить обманом, суд совести оказался выше.

Сценой покаяния Катерина освобождает себя от нравственных терзаний, но тем самым осложняет и без того тягостное свое существование. Путь к спасению отрезан. Борис оказался слаб душой. Можно вернуться в дом Марфы Игнатьевны, покаяться, попросить прощения. Но для Катерины, «что домой, что в могилу – все равно. Опять жить? Нет, нет, не надо… И люди мне противны, и дом мне противен… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»

Нет, непокорная Катерина находит выход из тупика. Финальная гроза – это символ той грозы, которая нависла над Калиновым. Неслучайно пьеса заканчивается народной сценой, узел семейных событий распутывается «на миру». У всех на виду обнажились бесчеловечные основы «темного царства»! Безропотный Тихон трезвеет и произнесет свои веские слова: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…». Общественное отношение к семейной драме Кабановых выскажет в открытом упреке и Кулигин: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Смерть Катерины взметнула стоячий мир Калинова. В самой ее смерти, как заметил еще Добролюбов, есть что-то «освежающее и ободряющее».

Но кого же винить в гибели Катерины? Она нашла выход из «тупика». Но кто ее к нему довел? Можно согласиться с Тихоном, который бросит: «Маменька, вы ее погубили».

Можно обвинить Бориса, отказавшегося взять Катерину с собой.

Но мне ближе другое исследование: «Невыносим для Катерины собственный суд над собой. Потрясены ее нравственные устои. Это не просто «семейный обман», произошла нравственная катастрофа, нарушены извечные в глазах Катерины нравственные установления». Действительно, «Гроза» – это не трагедия любви (не отказ Бориса убивает Катерину). Это скорее всего – трагедия совести. Так и не смогла Катерина преодолеть греховность своей любви к Борису. Вот это безнадежное отчаяние примирить совесть с любовью к нему и непримиримость, отвращение к домашней тюрьме, к неволе и является причиной ее гибели. В ней самой, в ее любви, в ее душе, ее нравственных представлениях и высокой моральной требовательности и кроется причина трагического исхода ее из жизни.

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.

Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Катя мечтала стать птицей, улететь навсегда из тёмного мира самодурства и ханжества, вырваться на волю, лететь, быть свободной. Гибель Катерины была неизбежна.
Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной - вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины - это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

Тест по произведению

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. Сдетства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно-я выбежала на Волгу, селав лодку, да и отпихнула ее от берега. Надругое утро уж нашли, верст задесять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное оттого, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю другу друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видновдиалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до Тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без- зтрацна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой дна сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.

В этом "темном царстве" все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: "Мне жалко его очень". Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга ("как бы я тебя любила") , - это слова отчаяния, Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: "Не разберу я тебя, Катя!" Да уж куда ему "разобрать" ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его годр-рит Катерине: "Я не понимаю, что ты говоришь". В "темном царстве" нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: "Вы ее совсем загубить хотите". На последнем свидании он говорит Катерине: "Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой", - ведь при первой встрече женщина сказала ему: "Загубил, загубил, загубил". Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа - это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу "лишь бы все было шито да крыто", не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она не встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что "только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!" Одна из проблем Катерины в том, что "обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может". Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности. В переводе с греческого имя Екатерина означает "всегда чистая", и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.