Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Верующие и неверующие герои произведения на дне. Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне. Что будем делать с полученным материалом

Верующие и неверующие герои произведения на дне. Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне. Что будем делать с полученным материалом

«На дне» не только и не столько социальная драма, сколько философская. Действие драмы, как особого литературного жанра, завязано на конфликте, остром противоречии между действующими лицами, которое дает автору возможность за короткий срок полностью раскрыть своих героев и представить их на суд читателю.
Социальный конфликт присутствует в пьесе на поверхностном уровне в виде противостояния между хозяевами ночлежки Костылевыми и ее обитателями. Кроме того, каждый из героев, оказавшихся на дне, пережил в прошлом свой конфликт с обществом. Под одной крышей живут шулер Бубнов, вор Пепел, бывший аристократ Барон, рыночная стряпуха Квашня. Однако в ночлежке социальные различия между ними стираются, все они становятся просто людьми. Как замечает Бубнов: «… все слиняло, один голый человек остался…». Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, обрести человеческое достоинство - на эти вопросы ищет ответ автор пьесы «На дне». Таким образом, основным предметом изображения в пьесе оказываются мысли и чувства ночлежников во всей их противоречивости.
В драме основным средством изображения сознания героя, передачи его внутреннего мира, а также выражения авторской позиции становятся монологи и диалоги героев. Обитатели дна затрагивают в своих разговорах и живо переживают множество философских вопросов. Основным лейтмотивом пьесы становится проблема веры и безверия, с которой тесно переплетается вопрос о правде и вере.
Тема веры и безверия возникает в пьесе с приходом Луки. Этот персонаж оказывается в центре внимания обитателей ночлежки потому, что разительно отличается от всех них. К каждому, с кем он заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Для Луки характерна речь с использованием ласкательных имен, пословиц и поговорок, простонародной лексики. Он, «ласковый, мягкий», Анне напоминает ее отца. На ночлежников Лука, по выражению Сатина, действует «как кислота на старую и грязную монету».
Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Сначала вера понимается узко - как христианская вера, когда Лука просит умирающую Анну поверить в то, что после смерти она успокоится, Господь отправит ее в рай.
По мере развития сюжета слово «вера» обрастает новыми смыслами. Актеру, который потерял веру в себя из-за того, что «душу пропил», старичок советует лечиться от пьянства и обещает сказать адрес лечебницы, где пьяниц лечат даром. Наташу, которая не хочет бежать из ночлежки с Васькой Пеплом, потому что никому не верит, Лука просит не сомневаться в том, что Васька - хороший парень и сильно ее любит. Самому Ваське советует отправиться в Сибирь и завести там хозяйство. Над Настей, которая пересказывает любовные романы, выдавая их сюжет за реальные события, он не смеется, а верит ей, что у нее была настоящая любовь.
Основной девиз Луки - «во что веришь, то и есть» - можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, стремиться к тому, чего они желают, потому что их желания есть, реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».
Герои пьесы «На дне» разделяются в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда». За то, что Лука пропагандирует л

Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне»

Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих?..

Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми,- что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)?

Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться. И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие »… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными. В конце произведения Сатин даже защищает Луку:

«Клещ: Правды он.. Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем…

Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми!..

…Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев. Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь. Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер ? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку. Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам»?..

Тема веры и безверия в драме Горького На дне М. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека. Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны всему, что появлялось в те годы в русской литературе. Одно из замечательных произведений Горького - пьеса «На дне» - гордость нашей русской драматургии. Она была задумана Горьким еще весной 1900 года, в конце года он приступил к работе над ней, но вскоре она была прервана. И лишь в пору своей крымской жизни он вновь возвратился к ней, и к июлю 1902 года пьеса была закончена. «На дне» - сложное, противоречивое произведение. И как всякое подлинно великое произведение искусства, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. В пьесе «На дне» Горький как бы подытожил свои многолетние наблюдения над жизнью «бывших людей», «золоторотцев», босяков. Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают веру и безверие в человеке, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две точки зрения, настолько же разнятся образы их носителей. Лука - странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Лука мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, - слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова: «…Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!.. Смерть - она все успокаивает… Помрешь - отдохнешь…» Здесь он доказывает ей, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смерти. Но эти утешения никому не помогли, так как он не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Лука - не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Слабость Луки очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, «старая дрожжа», как его назвал Сатин, «проквасил сожителей «дна», возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. В этом я вижу безверие в человека. Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин - борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. И вспоминает он об этом легко, с любовью к этой девушке: «Славная, брат, была человечина». Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек свободен, он за все платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев». Сатин в отличие от Луки верит в человека. Таким образом, в драме существуют: правда Луки, с ее безразличной и безличностной добротой, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая - правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Нужна вера в человека.

Максим Горький написал пьесу «На дне» в тысяча девятьсот втором году. Эти годы пред революцией Горький особенно чутко переживал состояние Родины, волновался за ее будущее. Писатель очень много размышляем на тему «Человек в обществе». Писатель понимает, что многие обстоятельства помогают человеку опускаться «на дно жизни», мало того, он понимает, что это за обстоятельства. В то же время, Горький изучает проблему, названную выше, и надеется найти ее решение. В драме «На дне» мы видим два основных конфликта. Первый конфликт – это социальный конфликт. Он состоит во взаимоотношениях хозяев ночлежки и босяками. Этот конфликт является основным.


Ночлежка – это «мир бывших людей». Раньше у них была нормальная жизнь, семьи, дети. В ночлежке люди разных слоев общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и торговка, и картузник. Но сейчас, все они стали одинаковыми, их образ жизни самый примитивный и жалкий из всех, какие могут быть. И все равно, у некоторых из этих людей еще есть желание найти смысл жизни, подняться со дна, решить существующие проблемы.
Самый пессимистично мыслящий герой в ночлежке – это Бубнов. Горький с неприязнью относится к нему, потому что он слишком грубо высказывает «правду жизни». Жизнь Бубнова лишена всякого смысла. Он живет, будто не живет, плывет по течению, подчиняясь законам, никому не подвластным. «Все так: родятся, поживут и умирают Чего жалеть» — говорил он. Для него мечты – это лишь желание подрумяниться, и нет в этом никакого смысла. Бубнов ни во что не верит или же, можно сказать, что верит в волю случая. Позже в пьесе появляется герой Лука. Он интересный и сложный персонаж, его речь и мысли заставляют героев задуматься, в некоторых даже вселили веру в лучшее будущее. Философия Луки, с одной стороны, правдива, так как он говорит, что человек может изменить свою жизнь и должен это сделать, если не желает погибать на этом дне. Но, с другой стороны, его философия лжива, так как, подбадривая и внушая героям что-то, он сам не уверен на сто процентов в своих утверждениях. Но его вера спасает его самого, а также Анну и Актера. Его «правда» не всегда правдой является, он говорит, что правда для человека, как «обух» и лучше иногда соврать, чем разочаровывать и огорчать человека.
Проблема веры и безверия в произведении является главной, ведь на примере каждого из героев мы видим, как одному вера помогает, а другого сводит с ума.

1. Пьеса Горького «На дне», написанная в 1902 году, изображала действительно существующих людей – обитателей московских ночлежек и приютов, но наряду с изображением реального общества, на первое место в ней выдвигаются философско-нравственные вопросы. Тему веры и безверия можно считать основной гуманистической проблемой произведения. Горький всегда был писателем-гуманистом, поэтому неудивительно, что отношение к людям, уважение человеческой личности выдвинуты здесь на первый план.

2. Можно ли верить людям, слова которых правдивыми не кажутся, должен ли человек доверять самому себе – с этими вопросами сталкиваются герои горьковской пьесы с самого начала ее действия.

«Главное – талант, – утверждает Актер, – а талант – это вера в себя, в свои силы». И эти слова произносит опустившийся человек, отравленный алкоголем, который понимает, что для него всё кончено, что он потерял даже своё имя.

«Отчего человек так врать любит? – недоуменно спрашивает Бубнов, и даже Наташа, сестра хозяйки ночлежки, признается: «Я – тоже выдумываю. Вот, думаю, случится что-нибудь небывалое…». А Настя пересказывает содержание прочитанного романа, представляя себя его героиней. Ночлежники смеются над ней, но она с гневом утверждает, что у нее была настоящая любовь.

Так почему же человек стремится приукрасить свою жизнь, надеясь на что-то необычное, выдавая желаемое за действительное? Вопрос так и остается без ответа, хотя герои пьесы высказывают свои мнения. Наташа считает, что просто «враньё приятнее правды». А вот Бубнов, самый «неверующий» из всех ночлежников, предполагает, что люди любят врать, чтобы «румянец на душу навести». Однако появившийся в ночлежном доме странник Лука высказывает более оригинальную и правильную мысль, которую обитатели ночлежки оставляют без внимания: «Не мешайте человеку. Не в слове дело, а – почему слову говорится».

Действительно, что творится в душе у людей, которые, вопреки всем ужасам окружающей жизни, видят вокруг нечто другое, что не замечают окружающие? Вера в иное, более достойное существование – это первый шаг по пути к изменению настоящей жизни. Лука понимает это и приветствует: на какое бы "жизненное дно" ни попал человек, у него всегда есть шанс улучшить своё положение. Люди должны сначала захотеть измениться, в их сознании должен появиться некий идеал новой жизни, нечто такое, что может согреть их душу, только тогда человек способен к реальным переменам. Всё это мы видим на примере обитателей ночлежки.

Пусть Настя обливается слезами над своим несуществующим романом – пока в ее душе осталась вера и чистота, есть хотя бы небольшой шанс, что она встретит любовь в своей жизни. Самым прилежным учеником Луки оказывается Актер – ещё до его появления он более других нравственно страдает от своего падения. Странник дает ему надежду стать другим, и именно этой поддержки так не хватало Актеру. Он безоговорочно верит Луке, который рассказывает ему о лечебнице для алкоголиков, и он первый среди всех ночлежников делает реальный шаг в будущее: « Я сегодня – работал, мёл улицы, а водки – не пил!»

И к другим ночлежникам обращается Лука с неизменным напутствием: «Ты – верь!». И люди верят ему. Васька Пепел хочет бросить воровство и уехать с Наташей в Сибирь, в его душе есть стремление и к любви, и к честной жизни, и к собственному самоуважению. Лука говорит Наташе: «Он парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему обо этом, он тебе –- поверит». И сам Лука в каждом человеке из ночлежного дома видит что-то хорошее, стремится вложить ему в душу веру в себя. «Во что веришь, то и есть» – вот основная заповедь странника Луки, он уверен, что только своею верой силен человек. Даже умирающей Анне, чтобы облегчит ее страдания, он говорит: «Ты – верь! С радостью помирай, без тревоги» .

Вера и безверие становятся темой стариковской притчи о человеке, который верил в праведную землю. Было ему трудно, но он не терял духа, пока жива была в нем эта вера. Но пришел ученый мудрец, рассказал, что нет такой страны на карте, и человек пошел и удавился. Таков результат безверия.

Кажется, что люди поступают правильно, разоблачая ложь и говоря правду. В действительности же они разрушают в человеке надежду, убивают веру, лишают шанса «не потерять духа». Они не видят за «сказками» идеал, мечту, которую он строит в своей душе, когда ему так трудно, что «хоть ложись и помирай». Вот ночлежники смеются над Актером, над его стремлением вернуться к нормальной жизни: всё наврал старик, нет никакой лечебницы. И Актер кончает жизнь самоубийством, потому что только эта вера поддерживала его, могла помочь возродиться.

Незаметно исчезает Лука из ночлежного дома, но нет человека, который остался бы равнодушным к его словам, к его пониманию жизни. Даже на Сатина он подействовал, как кислота на старую и грязную монету.

3. Да, ложь бывает разная. Веру в ещё несуществующую, но лучшую жизнь тоже называют ложью, но только она порой способна помочь людям, попавшим в беду. Не к каждому человеку обращался со своими речами старик Лука. Люди как земля, которая может быть урожайной и бесплодной. Он вкладывал веру в душу тех, кто способен измениться к лучшему.