Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  В чем конфликт поколений отцов и детей. Младшее поколение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Родство, что сильнее убеждения

В чем конфликт поколений отцов и детей. Младшее поколение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Родство, что сильнее убеждения

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.

Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.

Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов - именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.

С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.

После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.

Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.

Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.

Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.

У Евгения Базарова ничего этого нет. Его родители конечно его безумно любят, но не могут показывать своих чувств в полной мере, чтобы не спугнуть сына. Евгений не любит никого и считает что все люди ему не ровня. Для того чтобы удовлетворить свои физиологические потребности ему не нужно никого любить. Достаточно чтобы девушка была симпатичной. Единственного человека, которого он считал себе равным, оказалась девушка Одинцова Анна Сергеевна. Базаров первый раз влюбился и хотел владеть этой женщиной. Анна Сергеевна ответила ему отказом.

Базаров так и умрет пытаясь доказать всем свою правоту и то что проявление чувств это полная ерунда. Он не захотел выбрать семейный очаг и любящую семью. Базарову даже не могу было передать свои знания о нигилизме. Евгений Базаров умер в одиночестве.

Несколько интересных сочинений

  • Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера

    Название рассказа – цитата этого героя. Собственно, рассказ о нём. Это ведь воспоминания писателя о своих школьных годах и конкретном случае, в котором судьей стал этот самый учитель математики.

  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

    В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого

  • Сочинение Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

    В романе Ивана Александровича Гончарова описываются непростые события, изменение власти дает о себе знать. Илья Ильич Обломов молодой помещик, который привык жить за счет крепостных крестьян

  • Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы 3, 4, 6 класс описание

    На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались.

  • Сочинение по роману Обломов Гончарова

    Гончаров изобразил в этом романе ту среду, которую видел с самого рождения. Главный герой нашей истории - это Обломов Илья Ильич


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Общественно-политические настроения.

2. Новаторство в произведении.

3. Сходство и различие Базарова и Павла Петровича.

4. Характер Николая Петровича.

5. Жизненная позиция Аркадия.

Конфликт поколений в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети». И. С. Тургенев, как натура творческая и чувствительная, прекрасно видел и понимал, что происходит в социальной жизни его современников. Роман «Отцы и дети» был завершен в 1862 году, когда в обществе явно прослеживалось противоборство двух политических партий либералов-аристократов и революционных демократов. Безусловно, это не могло не отразиться в романе писателя, где конфликтные стороны представляют нигилист Евгений Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Будучи дворянином, Иван Сергеевич не мог разделять взглядов Базарова, который, по мнению автора, и являлся носителем революционных демократических идей. С другой стороны, Тургеневу как художнику были интересны эти люди, их характеры. Его отношение к своему герою далеко не однозначно, о чем свидетельствует и тот факт, что Евгений «подавляет все остальные лица романа». При написании своего романа Иван Сергеевич проявил некоторое новаторство в плане построения сюжета и сёмой идеи произведения. Это было новое веяние в художественной литературе того времени. Роман Тургенева полностью лишен привычных традиционных элементов любого другого художественного произведения. Здесь трудно обнаружить развязку или завязку сюжета, не существует строгого плана, определяющего ход действия. С другой стороны, в произведении можно увидеть хорошо прорисованные сильные характеры, наблюдения и картины из обыденной жизни помещиков и крестьян. Отсутствие строго выверенных художественных компонентов совершенно не умаляет ценности этого произведения, поскольку здесь осуществляется тщательный психологический анализ человеческой личности, проявляется отношение автора к своим героям.

С первого знакомства с главными героями романа Евгением Базаровых и Павлом Петровичем Кирсановым становится ясно, что эти люди не смогут не противостоять друг другу. Автор еще более подчеркивает это, давая подробнейшее описание внешнего облика своих персонажей. «Изящный и породистый» Кирсанов не мог не раздражать нигилиста своими откровенно аристократическими замашками, классическими чертами лица, белоснежными воротничками, красивыми руками с длинными розовыми ногтями. А Павел Петрович с явной неприязнью смотрел на широкий плебейский лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», длинные волосы и широкие одежды нечаянного гостя. Уже при первом знакомстве друг с другом между этими людьми вспыхнул огонек неприязни, который впоследствии разросся до настоящего конфликта между старшим и младшим поколениями. Нигилист, привыкший работать и с практической стороны подходить к любому явлению окружающей жизни, безусловно, не мог понять аристократа, заточившегося в деревне и рассуждающего о тонких материях. Евгений раздражал Кирсанова своей ограниченностью по поводу не материальных, а духовных ценностей.

С другой стороны, эти главные герои романа невероятно близки друг другу. Оба до неистовства верны своим однажды сложившимся взглядам и не готовы пойти хотя бы на малейший компромисс. Нигилист ратует за свободомыслие, отвергая все не вписывающееся в границы материальной действительности, а аристократ с не меньшим рвением консервативен во всем, чувствуя себя настоящим джентльменом. Оба ни на йоту не могут отступить от своих «принсипов», хотя один из них, в частности молодой человек, уверен, что вообще лишен каких-либо принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Несмотря на идеологические различия, по характеру Кирсанов и Базаров сильно похожи. Оба используют свой внешний облик для демонстрации своих взглядов. Отсюда и балахоны вместо одежды, длинные волосы, бакенбарды Евгения, безукоризненный костюм, крахмальные тонкие рубашки, отполированные ногти Павла Петровича. Упрекая своего соперника в лени и отсутствии каких-либо попыток сделать что-нибудь полезное для общества, Базаров, по большому счету, и сам для себя еще не определил четкой цели, не нашел своего предназначения в этой жизни. Именно поэтому, выступая в споре в роли обличителя, Евгения мешкает с ответом на вопрос Кирсанова: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

За него заступается Аркадий, утверждая, что задача нигилистов заключается только в разрушении всего старого, в освобождении нового места. Не только Кирсанов почувствовал слабину в рассуждениях Базарова. Одинцова также быстро почувствовала отсутствие главной жизненной цели у своего нового знакомого. Обладая невероятной проницательностью, она не может поверить, что Евгений, наделенный столь высокой долей самолюбия, способен довольствоваться деятельностью обычного уездного лекаря. На что главный герой отвечает: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-ни-будь сделать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Кирсанов искренне уверен, что Базаров не более чем позер и своей теорией прикрывает свое невежество и плохие манеры: «…прежде нужно было учиться… а теперь им стоит сказать, что все на свете вздор… и дело в шляпе… прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Если в начале романа читатель явно чувствует пропасть, разделяющую младшее и старшее поколения, то по ходу развития действия становится понятно, что ее как таковой и не существует вовсе. Несмотря на то что молодые люди, разговаривая между собой о братьях Кирсановых, не называют их иначе, как «старички», автор точно указывает возраст Николая Петровича и Павла Петровича.

В результате становится видно, что не такие у них преклонные годы, чтобы записывать их в старики, а тем более по современным меркам. Еще больше приближает отца Аркадия к новому поколению его молоденькая жена и грудной сын, семья как бы указывает читателю, что Николай Петрович находится в самом расцвете сил. Именно он в большей степени и противостоит нигилистическим идеям сына и его друга. Павел Петрович ненавидит Базарова, вступая с ним в дебаты, он отстаивает свою точку зрения исключительно на словах, однако только Николай Петрович без лишних разговоров занимается делом. Он не испытывает по отношению к Евгению сильно негативных эмоций, подобно своему брату. Более того, он уважает мнение этого человека, заслуженно считая его умным и начитанным. Кирсанов живо интересуется и научными химическими опытами своего гостя, как губка, впитывая все новое и интересное. Вместе с тем именно Николай Петрович, единственный из всех занимающийся практической деятельностью, может противостоять нигилисту, поставить под сомнение его доводы по поводу материальности всего происходящего. Кирсанов не просто рассуждает, а старается что-то изменить в окружающей жизни, для чего создает ферму, отдает часть земли крестьянам. Своим, казалось бы, незаметным трудом он добивается значительно больших результатов, нежели все вместе взятые нигилисты, ратующие за свободу и отвергающие идеалы ради улучшения жизни. Николай Петрович сильно переживает из-за своих разногласий с сыном.

Он первым делает шаг навстречу и старается понять новое поколение. Иногда он чувствует, что в чем-то отстает от передовой молодежи, что-то для него уже недосягаемо. Однако это осознание еще больше подстегивает Кирсанова с утроенным рвением заниматься практической деятельностью. Только работа позволяет ему доказать окружающим и самому себе, что он еще жив и молод, что, пока он может приносить пользу своей семье и государству, его еще рано списывать со счетов. С сожалением Николай Петрович вспоминает о своих заблуждениях юных лет, о своих спорах со своей матерью, которую ввиду неопытности считал отставшей от жизни и слишком старой, чтобы воспринимать новые веяния, взгляды. Теперь «этой же пилюлей» его потчует родной сын. Конфликт, разгоревшийся на первых страницах, затихает в произведении как бы сам собой. После отъезда нигилиста в семье Кирсановых вновь воцаряется спокойствие. Аркадий постепенно отдаляется от своего приятеля и попадает под влияние умной и практичной Кати. Раздражение против Евгения, зародившееся в душе молодого человека еще в период дружбы со своим невольным наставником. Разрастается до такой степени, что разваливает всю дружбу. Аркадий, также не лишенный проницательности, начинает замечать, что слова друга не всегда соответствуют его поступкам. Вызывают недовольство острые и не всегда безобидные высказывания Евгения о родных и знакомых Кирсанова-младшего.

В результате Базаров уезжает в имение своего отца, где вскоре получает заражение и умирает. Аркадий же перенимает опыт своего отца, сближаясь с ним все больше и больше. Ему нравится заниматься хозяйственной деятельностью, нигилистические наклонности отходят на второй план, пока вообще не остаются где-то далеко в прошлом. Молодой человек, обладающий творческой натурой, любящий музыку и поэзию, осознает несостоятельность теории своего друга и быстро отказывается от нее.

1. Общественно-политические настроения.
2. Новаторство в произведении.
3. Сходство и различие Базарова и Павла Петровича.
4. Характер Николая Петровича.
5. Жизненная позиция Аркадия.

И. С. Тургенев, как натура творческая и чувствительная, прекрасно видел и понимал, что происходит в социальной жизни его современников. Роман «Отцы и дети» был завершен в 1862 году, когда в обществе явно прослеживалось противоборство двух политических партий либералов-аристократов и революционных демократов. Безусловно, это не могло не отразиться в романе писателя, где конфликтные стороны представляют нигилист Евгений Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Будучи дворянином, Иван Сергеевич не мог разделять взглядов Базарова, который, по мнению автора, и являлся носителем революционных демократических идей. С другой стороны, Тургеневу как художнику были интересны эти люди, их характеры. Его отношение к своему герою далеко не однозначно, о чем свидетельствует и тот факт, что Евгений «подавляет все остальные лица романа». При написании своего романа Иван Сергеевич проявил некоторое новаторство в плане построения сюжета и самой идеи произведения. Это было новое веяние в художественной литературе того времени. Роман Тургенева полностью лишен привычных традиционных элементов любого другого художественного произведения. Здесь трудно обнаружить развязку или завязку сюжета, не существует строгого плана, определяющего ход действия. С другой стороны, в произведении можно увидеть хорошо прорисованные сильные характеры, наблюдения и картины из обыденной жизни помещиков и крестьян. Отсутствие строго выверенных художественных компонентов совершенно не умаляет ценности этого произведения, поскольку здесь осуществляется тщательный психологический анализ человеческой личности, проявляется отношение автора к своим героям.

С первого знакомства с главными героями романа Евгением Базаровых и Павлом Петровичем Кирсановым становится ясно, что эти люди не смогут не противостоять друг другу. Автор еще более подчеркивает это, давая подробнейшее описание внешнего облика своих персонажей. «Изящный и породистый» Кирсанов не мог не раздражать нигилиста своими откровенно аристократическими замашками, классическими чертами лица, белоснежными воротничками, красивыми руками с длинными розовыми ногтями. А Павел Петрович с явной неприязнью смотрел на широкий плебейский лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», длинные волосы и широкие одежды нечаянного гостя. Уже при первом знакомстве друг с другом между этими людьми вспыхнул огонек неприязни, который впоследствии разросся до настоящего конфликта между старшим и младшим поколениями. Нигилист, привыкший работать и с практической стороны подходить к любому явлению окружающей жизни, безусловно, не мог понять аристократа, заточившегося в деревне и рассуждающего о тонких материях. Евгений раздражал Кирсанова своей ограниченностью по поводу не материальных, а духовных ценностей.

С другой стороны, эти главные герои романа невероятно близки друг другу. Оба до неистовства верны своим однажды сложившимся взглядам и не готовы пойти хотя бы на малейший компромисс. Нигилист ратует за свободомыслие, отвергая все не вписывающееся в границы материальной действительности, а аристократ с не меньшим рвением консервативен во всем, чувствуя себя настоящим джентльменом. Оба ни на йоту не могут отступить от своих «принципов», хотя один из них, в частности молодой человек, уверен, что вообще лишен каких-либо принципов: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Несмотря на идеологические различия, по характеру Кирсанов и Базаров сильно похожи. Оба используют свой внешний облик для демонстрации своих взглядов. Отсюда и балахоны вместо одежды, длинные волосы, бакенбарды Евгения, безукоризненный костюм, крахмальные тонкие рубашки, отполированные ногти Павла Петровича. Упрекая своего соперника в лени и отсутствии каких-либо попыток сделать что-нибудь полезное для общества, Базаров, по большому счету, и сам для себя еще не определил четкой цели, не нашел своего предназначения в этой жизни. Именно поэтому, выступая в споре в роли обличителя, Евгения мешкает с ответом на вопрос Кирсанова: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить».

За него заступается Аркадий, утверждая, что задача нигилистов заключается только в разрушении всего старого, в освобождении нового места. Не только Кирсанов почувствовал слабину в рассуждениях Базарова. Одинцова также быстро почувствовала отсутствие главной жизненной цели у своего нового знакомого. Обладая невероятной проницательностью, она не может поверить, что Евгений, наделенный столь высокой долей самолюбия, способен довольствоваться деятельностью обычного уездного лекаря. На что главный герой отвечает: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет Случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Кирсанов искренне уверен, что Базаров не более чем позер и своей теорией прикрывает свое невежество и плохие манеры: «...прежде нужно было учиться... а теперь им стоит сказать, что все на свете вздор... и дело в шляпе... прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Если в начале романа читатель явно чувствует пропасть; разделяющую младшее и старшее поколения, то по ходу развития действия становится понятно, что ее как таковой и не существует вовсе. Несмотря на то что молодые люди, разговаривая между собой о братьях Кирсановых, не называют их иначе, как «старички», автор точно указывает возраст Николая Петровича и Павла Петровича.

В результате становится видно, что не такие у них преклонные годы, чтобы записывать их в старики, а тем более по современным меркам. Еще больше приближает отца Аркадия к новому поколению его молоденькая жена и грудной сын, семья как бы указывает читателю, что Николай Петрович находится в самом расцвете сил. Именно он в большей степени и противостоит нигилистическим идеям сына и его друга. Павел Петрович ненавидит Базарова, вступая с ним в дебаты, он отстаивает свою точку зрения исключительно на словах, однако только Николай Петрович без лишних разговоров занимается делом. Он не испытывает по отношению к Евгению сильно негативных эмоций, подобно своему брату. Более того, он уважает мнение этого человека, заслуженно считая его умным и начитанным. Кирсанов живо интересуется и научными химическими опытами своего гостя, как губка, впитывая все новое и интересное. Вместе с тем именно Николай Петрович, единственный из всех занимающийся практической деятельностью, может противостоять нигилисту, поставить под сомнение его доводы по поводу материальности всего происходящего. Кирсанов не просто рассуждает, а старается что-то изменить в окружающей жизни, для чего создает ферму, отдает часть земли крестьянам. Своим, казалось бы, незаметным трудом он добивается значительно больших результатов, нежели все вместе взятые нигилисты, ратующие за свободу и отвергающие идеалы ради улучшения жизни. Николай Петрович сильно переживает из-за своих разногласий с сыном.

Он первым делает шаг навстречу и старается понять новое поколение. Иногда он чувствует, что в чем-то отстает от передовой молодежи, что-то для него уже недосягаемо. Однако это осознание еще больше подстегивает Кирсанова с утроенным рвением заниматься практической деятельностью. Только работа позволяет ему доказать окружающим и самому себе, что он еще жив и молод, что, пока он может приносить пользу своей семье и государству, его еще рано списывать со счетов. С сожалением Николай Петрович вспоминает о своих заблуждениях юных лет, о своих спорах со своей матерью, которую ввиду неопытности считал отставшей от жизни и слишком старой, чтобы воспринимать новые веяния, взгляды. Теперь «этой же пилюлей» его потчует родной сын.

Конфликт, разгоревшийся на первых страницах, затихает в произведении как бы сам собой. После отъезда нигилиста в семье Кирсановых вновь воцаряется спокойствие. Аркадий постепенно отдаляется от своего приятеля и попадает под влияние умной и практичной Кати. Раздражение против Евгения, зародившееся в душе молодого человека еще в период дружбы со своим невольным наставником. Разрастается до такой степени, что разваливает всю дружбу. Аркадий, также не лишенный проницательности, начинает замечать, что слова друга не всегда соответствуют его поступкам. Вызывают недовольство острые и не всегда безобидные высказывания Евгения о родных и знакомых Кирсанова-младшего.

В результате Базаров уезжает в имение своего отца, где вскоре получает заражение и умирает. Аркадий же перенимает опыт своего отца, сближаясь с ним все больше и больше. Ему нравится заниматься хозяйственной деятельностью, нигилистические наклонности отходят на второй план, пока вообще не остаются где-то далеко в прошлом. Молодой человек, обладающий творческой натурой, любящий музыку и поэзию, осознает несостоятельность теории своего друга и быстро отказывается от нее.

Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».

Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров - представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.

Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь...») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.

Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.

Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).

Особое внимание в романе Тургенев уделяет контрастам: они проявляются не только в противопоставлении идей Базарова-младшего и старшего поколения, но и в самих описаниях героев. Так, высокий и угрюмый Евгений спорит с низеньким жизнерадостным Николаем Петровичем; основа описания Базарова - его внутренний мир, Кирсановых - внешность. Также имеет место контраст внутри самих нигилистов: Анна Одинцова, в которую влюбляется Евгений, отвергает его и любовь в целом, в то время как Аркадий Кирсанов отвергает сам нигилизм ввиду своего простодушия и любви к стихам.

В то же время нельзя не отметить схожести между героями. Базаров и братья Кирсановы являются ярыми защитниками своих идей (хотя в итоге основной защитницей нигилизма оказывается Одинцова). Семья Базаровых, несмотря на явные различия в подходах к жизни, строит отношения на любви, что подтверждает и сам Евгений.

Конечные образы у всех персонажей, кроме Базарова, оказываются чётко обозначенными: они либо отступают от своих прежних идей (Аркадий), либо продолжают гнуть свою линию (старшие Кирсановы, Одинцова). Базаров же, напротив, оказывается в плену своей философии: он отрицает любовь, но при этом не способен устоять перед своими чувствами к Одинцовой. Символично, что главный герой оказывается единственным, кто умирает в произведении: только он один не сумел найти своё место в обществе из-за внутренних противоречий.

Конфликт между отцами и детьми в одноимённом романе Тургенева заканчивается победой идеологии старшего поколения. Тем не менее именно в такой борьбе интересов формируется человек как личность, так как не всегда важно быть абсолютно правым в споре - важно уметь слушать других и при необходимости пользоваться чужим опытом.