Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Главная мысль произведения бременские музыканты. Слушать аудиосказку бременские музыканты. Организационный момент. Приветствие

Главная мысль произведения бременские музыканты. Слушать аудиосказку бременские музыканты. Организационный момент. Приветствие

Один из постоянных читателей моих "сказок по выходным" попросил меня написать в этот раз про "бременских музыкантов". Честно говоря, я даже как-то и опешил несколько: что там анализировать – сама сказка-то на полторы странички! Но потом, подумав, я понял, о чём шла речь. Заказ был не на сказку братьев Гримм. А совсем на другую сказку – ту, которую рассказал нам в позднесоветском музыкальном мультике Онуфриев.

Переход к сказке Бременские музыканты

Когда-то был человек, у которого был осел, который много лет нес свои мешки на мельнице, но теперь становился старым и слабым, так что он становился все более непригодным для работы. Мастер осла подумывал о том, прекратить ли его кормить, но ослик заметил, что был сильный ветер, и он убежал, отправившись в Бремен, где он думал, что может стать городским музыкантом.

Пойдите со мной и возьмите музыку. Собака была довольна этим, и они продолжили вместе. Куда мне идти? «Иди с нами в Бремен, ты умеешь писать музыку по ночам, можешь стать городским музыкантом». Кот подумал, что это хорошая идея, и пошел с другими. Три беглеца прошли мимо фермы, где фермерский петух сидел на воротах и ​​изо всех сил. «Твоя крича проходит прямо через нас», - сказал осёл, - «что?» Я предсказал хорошую погоду, - сказал член, - потому что это день нашей Благословенной Леди, на которой она вымыла маленькую рубашку Младенец Иисус и высушивает его, но из-за завтрашнего воскресенья и гостей, домохозяйка не жалеет и сказала повару завтракать в супе, и она придет, чтобы отрезать мне голову сегодня вечером.

Что такое сказка братьев Гримм про "бременских музыкантов"? Как ни смешно, ближе всего она – к каким-нибудь "двенадцати стульям" или "золотому телёнку", а её главные действующие лица – что-то вроде коллективного Михаила Самуэлевича Паниковского. Старый слепой осёл, выгнанный хозяевами, такие же изгнанники пёс, кот и петух бредут нищими по дорогам, собирая на пропитание концертами художественной самодеятельности, надеясь дойти до чудесного, сказочного города Бремена, где будто бы уличным музыкантам дают баснословные деньги за выступления – так дети лейтенанта Шмидта мечтали о Бобруйске (а Остап Бендер – о Рио-де-Жанейро). По дороге они встречают избушку "разбойников" (решительно неизвестно, с чего вдруг их объявили разбойниками), и, испугав их посредством театрального представления (насобачились ведь, пока были бродячими артистами) завладевают их имуществом. И становится им Щастье – по крайней мере до тех пор, пока сокровища не проедят; но предполагается, что запросы у них скромные и на их век хватит. По сути, это сказка про нищих, про безнадёжных лузеров, случайно нашедших клад – лучик надежды для тех, кому надеяться не на что; средневековье, ничего не попишешь.

Что-нибудь лучше, чем ждать здесь, чтобы умереть, у тебя хороший голос, и когда мы будем играть музыку вместе, наверняка будет место для вас. Этот член был доволен этим предложением, и все четверо из них продолжили вместе. Но они не смогли добраться до города Бремен за один день, и они пришли в лес, где решили провести ночь. Осел и собака легли под большое дерево, кошка и петух поднялись на ветви, но петух взлетел на вершину дерева, где он чувствовал себя самым безопасным. Перед тем, как заснуть, он огляделся по сторонам всех четырех ветров и подумал, что он видит небольшой свет, издаваемый издали, поэтому он позвал своих друзей, чтобы там должен быть дом не так далеко, так как он мог видеть свет, сияющий.

А вот советская сказка – совсем даже другая.

Тамошние музыканты не занимаются поиском кладов – вовсе не нужда их выгнала на улицу. А жажда спеть, сыграть, удивить, плюнуть в лицо скучному миру своей вольной бродячей жизнью. Их духовный лидер – парень в модных джинсах дудочкой (помним, какие это годы, да?!) – фактически, эталонный "неформал", надышавшийся ветром 60-х. И именно он оказывается центром всей той игры, которая разворачивается в системе сказки.

Тогда ослик сказал: «Нам лучше пойти туда, потому что здесь очень плохо». Собака сказала, что он может также сделать несколько костей с и они отправились в сторону света, и вскоре они стали ярче и крупнее, пока они не подошли к ярко освещенному «разбойнику». Животные рассказали им о том, как они могут преследовать разбойников и, наконец, Идея. Осел поставил бы передние копыта на оконный уступ, собака прыгнула бы на задницу, кошка взбиралась на собаку, и петух взлетал и садился на голову кошки. Сделали это и, по сигналу, начали играть свою музыку: ослик поносил, собака лаяла, кошка мяукала и экипаж петуха.

Ясно, что из всей тусовки музыкантов только он один имеет какую-то социальную ценность: остальные если не ослы – так петухи; животные, короче. И поэтому, когда их балаган попадает в соприкосновение с Властью (выходит на площадь перед королевским дворцом) – парень-то и оказывается вовлечён в её игру.

У Власти, разумеется, есть проблема (у неё всегда есть проблемы). Растущая молодая элита "сынков" и "дочек", избалованных и безвольных, явно выпадает из построенной суровыми отцами жёсткой социальной системы. Они не в состоянии будут взять рычаги, когда они выпадут из ослабевших рук стареющих "отцов" (это я описываю не только короля из сказки, но и советскую элиту 60-х и 70-х – стареющее "поколение победителей" и их дочек). "Дочки" и женоподобные "сынки" ничего не хотят (заметим, образ этой самой Несмеяны и её окружения становится в тот момент актуальным, всплывая не только у Онуфиева, но и у Василия Шукшина, который тоже пишет сказку), и самые дальновидные из "отцов" заботятся о "свежей крови", пытаясь найти что-то здравое в том балагане, который вдруг взял и образовался на королевской площади (контркультура). И находят – того единственного парня, который из них из всех вроде бы не выглядит полным ослом – плюют на его джинсы и хайр, на его идиотские песенки и пускают во дворец, попутно отсекая от шоблы странствующих бездельников. Женят на "дочке" – она, кажется, только этого и хотела… но вдруг наутро обнаруживается, что парень свалил обратно к своей банде хиппующих ослов, попутно умыкнув и принцессу (не "музыканты" пошла во власть, а, наоборот, "дочки" начали уходить в "музыканты") – первая катастрофа.

Затем проваливались в окно в комнату, разбивая оконное стекло, когда они шли. грабители выпрыгнули из шкуры при ужасном крике, думая, что это призрак, и с огромным страхом бежали в лес. Теперь четверо спутников сели за стол и покончили с тем, что осталось, поедая, как будто это их последняя еда в течение месяца.

Когда четверо музыкантов закончили, они погасили свет и искали место для сна, каждый по своей природе и желаемому комфорту. Осел ложился на спутника, собака за дверью, кот на печке возле теплого сарая и петух сидел на окуне; и, поскольку они устали после долгого путешествия, они все очень скоро заснули. Когда-то после полуночи грабители заметили издалека, что все огни в доме исчезли, и все казалось тихим. Поэтому лидер сказал: «Мы не должны пугаться из-за своих умов», и попросил одного из разбойников пойти и проверить дом.

"Дочку" кое-как силой возвращают. Всё будто бы наладилось (хотя она "яйцо диетическое" не ест и вообще находится в жёстком конфликте с папаней), но состояние системы угрожающе нестабильное. И тут на сцену выступает третий игрок – в сказке зашифрованный как "разбойники".

На самом деле это никакие не "разбойники". Это – советская "альтернативная элита" – все эти спекулянты, фарцовщики, валютчики, ушлые комсомольцы и прочий "средний класс": полувластное-полукриминальное сообщество, на одном полюсе которого был жук-директор завода или аферист-взяточник, а на другом – откровенный блатарь с фиксой в зубах и ворованным "рыжьём" за подкладкой. Эти – в каком-то смысле даже большие идейные враги Системы (т.е. Короля), чем "музыканты": это система лишила их возможности крутить свою инициативу, делегитимировала их богатство и заставила его скрывать, это она подняла на щит те ценности, которые им чужды и опустила те, которые им близки. Они – лихие, собаку съевшие на борьбе с официальными держимордами и намного их превосходящие по умению ориентироваться в ситуации, могучие и зубастые. Тётка-атаманша с картами – точь в точь директорша гастронома с бюстом шестого размера, усами и губищами в яркой помаде, наглая и самодовольная хабалка.

Игра «Кто лучше знает сказку?»

Разбойник нашел все тихо, вышел на кухню, чтобы осветить, и, не обращая внимания на пылающие огненные глаза кота на живые угли, он держал спичку к ним, думая, что это зажжется. Но кошка не была в шутливом настроении и прыгнула ему в горло, плюнув и царапая. Разбойник был в ужасе и попытался чтобы выбежать из задней двери, но собака, которая лежала там, вскочила и укусила его в ногу, и когда он пробежал мимо скрытого на ферме, ослик набросился на его заднее копыто, но член, который был пробужден от его сна на дине и теперь полностью проснулся, вызвал из своего окуня «петух-каракули!».

Что значит история про то, как королевская охрана "смело бросилась наутёк", завидев разбойников? Очень просто: и армия, и милиция, и КГБ после 1956 года боролись исключительно со внешним врагом (если близко воробей – мы готовим пушку), а на слишком интенсивную борьбу с каким бы то ни было внутренним врагом было наложено жёсткое моральное табу (иероглиф "репрессии"). Именно поэтому политическое руководство государства оказалось совершенно беззащитно тогда, когда начался процесс перехвата власти этими ушлыми атаманшами (у-ля-ля, завтра грабим короля). Стража разбежалась, король оказался в плену.

С того времени грабители не посмели подойти к дому, но четыре музыканта Бремена так понравились, что они больше не хотели уходить. И все они жили долго и счастливо. Это обычная тема во многих сказках для животных, которые преодолели какое-то препятствие, чтобы стать освобожденными и вернуться в их человеческую форму. Это позволяет читателю идентифицировать персонажа. Музыканты Бременского города настолько по-человечески в своем поведении, что такое преобразование излишне: они разговаривают друг с другом, они сочувствуют и эмоциональны с самого начала, и они проявляют мужество и изобретательность, когда их счастье находится под угрозой.

Что оставалось делать? Только одно: взывать к той силе, которую только что "мочили" за "дочку" – к тем самым "музыкантам" из бродячего цирка. Их и натравили на "атаманшу": "борьба с привилегиями", "прожектор перестройки", "гдлян и иванов", глава МГК КПСС Ельцин, который лечится в обычной районной поликлинике №36… Ослы, козлы, собаки и петухи принялись громко выть и лаять, и испугавшиеся разбойники, пусть и не без сопротивления, выпустили короля, воссоединив его с "музыкантами" – т.е. "вернули власть народу", вновь уйдя в зону невидимости (убежав в лес, где их так и не поймали – не сильно-то и ловили, ага). Король вернулся во дворец уже не в качестве короля (т.е. без войска и не сам), а в качестве номинального лидера того же бродячего цирка – при том, что реальным его лидером был парень в клёшах.

В некотором смысле, хрупкие старые друзья фермеров становятся героями, и мы можем чувствовать себя рад за них, несмотря на их животную форму. Прежде чем четыре компаньона найдут друг друга, они будут рабочими животными, которых держат люди. Они лишают жизни трудностей, над которыми они не имеют контроля, а их старость и хрупкость показывают ущерб, который может нанести такое существование. Освободив себя от рабства, убегая от своих хозяев и отправившись в путешествие вместе к новой жизни, они могут отложить свои слабости.

Часто до последнего момента мы не осознаем свою собственную дилемму. В этой истории животные боялись за свою жизнь, и именно это дало им импульс к независимости. До этого они неустанно работали изо дня в день, все слабее. Это не только тяжелая работа, которая ускоряет процесс старения, но также и одиночество, поскольку она поглощает изюминку для жизни. Старые, дряхлые и одинокие: три характеристики, разделяемые Бременскими музыкантами в начале рассказа.

И этот момент – кульминация сказки. Власть не перешла от старого короля к новой семье; ослов и козлов снова никуда не взяли – хотя они и всласть бесились на дворцовой площади. Вместо этого и парень, и принцесса снова погрузились на телегу и отправились бродячим цирком в другие города – а опустевшую, оставленную без армии столицу снова захватили разбойники, и на этот раз уже навсегда – а короля теперь никто не спасал. Его просто убили – а государство разделили на паханаты атаманы и атаманши.

Только когда животные объединяются вместе, они становятся сильными, осветляя свое мрачное настроение до такой степени, что они больше не уклоняются от конфронтации с людьми. Четыре животных работают в унисон, чтобы отпугнуть разбойников, которые символизируют злобность людей. В каком-то смысле они мстят на более темную сторону человеческой натуры, которую они знают как жестокие и безжалостные.

Примерный ход урока

Наши друзья-животные наполнены новым и непостижимым аппетитом на всю жизнь, но вскоре им придется защищать свое вновь обретенное счастье от нового вторжения: один из грабителей возвращается в «свой» дом, который городские музыканты утверждали для себя. Тем не менее, немногие читатели будут испытывать какое-либо сочувствие к доброму негодяю, которого изгнали из их дома. Мы не можем идентифицироваться ни с животными, ни с хранителями, ни с грабителями, потому что они олицетворяют менее острые аспекты существования человека.

Об этом в мультике, разумеется, не было – он закончился тем, как они все уезжают. Но главную фразу нам сказали в песне – и люди её поняли правильно. Не случайно на каждой пьянке мы поём:

"Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят статую Свободы"…

Это – самое важное. Главное, что предложил бродячий цирк, появившись ещё в самом начале под окнами королевского дворца – это другую, альтернативную иерархию ценностей. В ней не надо было ни зарабатывать деньги, ни делать карьеру, ни служить верой и правдой, ни работать – а надо было лишь быть самым стильным и молодёжным. Это идеология битников, хиппи, стиляг, панков и т.д., и т.п… – тех, кто свой бунт против системы превратил в бунт против "протестантской этики" во всех её вариантах – как западном, так и советском. Идеология безделья, идеология некарьеры, идеология фанка, карнавала, всяческого стёбного козлогласия, идеология бесконечной игры.

Нечестно ли говорить, что животные также показывают более темную сторону, когда они нападают на возвращающегося грабителя? Вы почти чувствуете сочувствие к бедному дураку. Может быть, в нем есть что-то хорошее, четыре городских музыканта доказали свою способность к порочности, однако оправданы.

Может быть, у всех нас есть потенциал для жестокости? Может быть, нет ничего плохого в том, что животные никогда не доберутся до Бремена. Городская жизнь вполне могла быть слишком подавляющей для них. Люди часто считают, что невыполненная мечта кажется задуманной в ретроспективе и что, возможно, самое лучшее, что все это повернулось по-разному.

В какой-то момент перед ней спасовали все системы – и западная, и советская. Но западная вышла из этого клинча – хиппи превратились в яппи и стали новой элитой. А у нас вышло так, как вышло.

В чём дело? Почему тамошний парень, женившись на принцессе, остался во дворце и ни за какой "статуей свободы" на телеге не уехал?

А очень просто: ему разрешили взять с собой во дворец своих ослов и козлов. А у нас их – в точности по сказке – оставили на улице. То есть – "там" задействовали не только кадровую, но и идеологическую "вертикальную мобильность", допустив институализацию и социальную легитимацию идеологий меньшинств, встроили меньшинства в социум. А жёсткая советская система оказалась к этому не готова – и потому отдельные лидеры "новой волны", пойдя на интеграцию в режим, либо были восприняты своей средой как предатели, либо оказались в итоге предателями того государства, в которое они пошли работать. Там же, где были легитимированы сами эти среды, ничего подобного не случилось.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Во всем мире сказки в настоящее время процветают. Недаром: перед лицом настоящей быстроты изменений сказки предлагают ориентацию и консультирование. Одновременно эти рассказы - это нечто, связывающее людей во всем мире: сказки можно найти во всех культурных средах Земли и понятны для всех. По этой причине специальная обширная выставка посвящена сказкам Вестфальского музея лошадей. Однако не «классические» сказочные фигуры, такие как «Спящая красавица» или «Мать Хулда», но многочисленные герои животных, без которых сказки были бы невообразимыми, находятся в центре внимания выставки.

Отсюда мораль – ить, оказывается, нельзя без ослов и козлов. Никак не получается.

P.S. Одна из самых интересных особенностей этого сюжета с царевной – то, как всё время переписывался заново культурный код. Скажем, в русском прототипе этой истории – сказке про Емелю – Емеля в итоге становится царём. В советском кино, снятом по "Щучьему веленью", Емеля забирает с собой Несмеяну и уходит строить новое социалистическое будущее. А вот уже у Онуфриева они ничего не строят – только ездят и поют про "свободу" (и её статую). Любопытно здесь то, что, втянув в себя революционную энергетику молодёжного протеста 60-х, Запад в каком-то смысле сам стал "советским союзом" – и сегодня уже там работает "коминтерн", который штампует "принцев" и "ослов" для каждого народа и каждой культуры – как в своё время Троцкий и Зиновьев штамповали в Коминтерне национальные компартии.

Что бы Красная Шапочка была без волка? Или что, если бы лягушка не была там, чтобы взять золотой бал из колодца? В трех разделах выставка впервые показывает особую значимость животных в сказках. Около 80 экспонатов, среди которых великолепные сказочные костюмы, исторические картины или «последний единорог», привлекают посетителей в сказочный мир и объясняют тайну успеха сказок.

Немецкая сказка и музей легенды Везера в Бад-Эйнхаузене являются совместным партнером выставки. Сказки очаровали детей и взрослых на протяжении веков. Во многом благодаря братьям Якобу и Вильгельму Гримму рассказы о Золушке, Красной Шапочке и Принце лягушки были настолько популярны до наших дней. Два брата были первыми, кто исследовал, собирал и публиковал немецкие сказки. Но где и как братья Гримм нашли свои рассказы? И каковы типичные черты сказок? Выставка приводит посетителя к историческим корням сказок и рассказывает историю успеха братьев Гримм.


| | Вы никогда не задумывались на тему: чему учит детей сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»?

Кадр из любимого мультика

Вот и я до вчерашнего дня не задумывался. Прекрасный мультик, принцесса в супер-мини – эталон красоты для неокрепших мальчишеских умов конца 60-х - начала 70-х, еще не видевших японские анимэ и «Маленькую Веру». Узнаваемый король, списанный с сентиментального Гарина, игравшего в кино королей. Трубадур, так похожий на Олега Анофриева, спевшего в мультике почти за всех. Великолепная троица разбойников – Трус, Балбес и Бывалый, соответственно, наши любимцы Вицин-Никулин-Моргунов. И животинки такие милые – настоящие друзья. Потешная охрана, которая не любит вставать рано – любимая песня моего папы во время утренних наших подъемов в школу…
Но все это великолепие музыкальной фантазии, созданной Юрием Энтиным и Василием Ливановым на музыку Геннадия Гладкова и воплотившейся на экране с помощью режиссера Инессы Ковалевской в 1968 году, вчера вдруг померкло. А всему виной – спектакль «Бременские музыканты» Санкт-Петербургского музыкального театра «Петербургская оперетта», на который я сводил своего младшего и еще двух первоклашек…

Характеристики сказок объясняются и, кроме того, как меняется значение сказок для детей и взрослых с течением времени. Будь то киска в сапогах, принц лягушки или городские музыканты из Бремена: животные - неотъемлемая часть сказок, и вы вряд ли найдете их без них. Часто герои-герои животных помогают героям сказок достигать решения своих проблем и, таким образом, достигать своих целей. Какие животные появляются в сказке, и какую роль они играют, может варьироваться в зависимости от страны. На выставке представлены знаменитые сказочные животные со всего мира и рассматриваются функции и важность этих животных в сказках.

***
Позавчера по редакции ходил коллега и усиленно предлагал билеты на детский спектакль. Большинство отказывалось, так как время было неудобным ни для детей, ни для родителей – 14.30. В детских садах – тихий час, в школах у многих еще уроки, а у родителей – рабочий день. Но привлекало то, что спектакль питерский (мою любовь к городу моего студенчества ничто не изменит), да площадка не хухры-мухры, а самого «Дайлес» - Художественного театра, на сцене которого блистали Вия Артмане, Ивар Калниньш, Мирдза Мартинсоне, Лилита Озолиня… Ну, и вторник у меня более-менее свободный, а у первоклашек в этот день всего пять уроков. Словом, достались мне четыре билета. Младший пожелал, чтобы я пригласил еще его подружку со времен детского сада. Утром, перед занятиями, торжественно вручил билеты ее маме. Мама обрадовалась раз, и во второй – когда я сказал, что можно поехать на моей машине, и в третий, когда я успокоил ее, что можно не отпрашиваться с работы, и в четвертый, когда я согласился взять еще в нагрузку мальчика, с которым сидит за партой ее дочь…

Благородных коней и волшебных лошадей

На интерактивной станции вы можете проверить свои знания относительно символики животных и узнать, почему в сказках лиса, медведь и другие часто принимают человеческие способы поведения. Среди всех животных лошадь чаще всего встречается в сказках. Согласно исследованию, проведенному известным ученым-сказочником Владимиром Проппом, лошадь - единственное сказочное животное, способное выполнять все пять функций помощника. Эта ведущая часть лошади в сказках иллюстрирует ее социально-экономические функции в последние века.


Перед спектаклем

Так что в роли этакого усатого няня (без усов, правда, дурик, почему ты сбрил усы?) мы и поехали в театр. Зал был заполнен едва наполовину – в основном школьниками и учителями их сопровождающими… На сцене одиноко красовался небольшой четырехугольный выступ (будущая карета, стол, сцена) и сверху свисали тонкие шнуры микрофонов. Появление труппы (вторым составом) ознаменовалось разфутболиванием огромных цветных надувных мячей по залу, что немного оживило детвору и даже взрослых. Этот кульминационный момент в ходе всего спектакля-мюзикла так и превзойден не был.


Зал наполовину полон или наполовину пуст?

Надо отдать, правда, должное артистам, которые пели в принципе неплохо, если не считать фанеры в партии предводительницы бандитов. Может потому, что ее сыграл тот же «кот». К слову, принцесса вместе с двумя придворными дамами и одновременно солдатами охраны были еще и бандитками. В кулисах было видно, как они по быстрому «перевоплощались»… Ну, и новый писк: принцесса дважды въезжала ногой по лицу своего папеньки (этакий заправский кик), когда тот осмеливался ей противоречить. Да и трубадур со зверьками не внушали доверия…


По правую руку от короля - прынцесса и петух, по левую - трубадур и осел...

Вот поэтому сразу на первый план и выступило то, что так тщательно было смикшировано в советском мультике. Трубадур вместе со своими дружками, оказывается, форменные пройдохи, а прынцесса – гормонально неуравновешенная особа («была бы жива маменька»), выбравшаяся из «дворцов с заманчивыми сводами» на свободу месить грязь и делить походную постель в кибитке с трубадуром… Обвели папеньку, который желал дочке лучшей партии, насмеялись над ним. А настоящие герои - скоморохи, бродяги, как водится, увы, во многих сказках. Образцы, достойные подражания?
Детям, к слову, спектакль не очень. Ерзали в креслах все часовое действо, но потом послушно хлопали. А особо организованные, направляемые взрослыми, даже вышли с цветами к актерам. Что ж, хотя бы побывали в знаменитом театре…


Всем спасибо - все довольны...

Сохранено