Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Теляковский. Теляковский Владимир Аркадьевич Воспоминания в. А. Теляковский Из гвардии - в театр

Теляковский. Теляковский Владимир Аркадьевич Воспоминания в. А. Теляковский Из гвардии - в театр

(1860-01-26 ) Место рождения: Подданство:

Российская империя

Дата смерти: Отец: Супруга:

Теляковская Гурли Логиновна,урожденная Миллер,по первому браку баронесса Фелейзен,1852-1922

Дети:

Вячеслав (29.01.1891г.-конец 1950-х),Всеволод (11.02.1894-январь 1963),Ирина Красовская (20.09.1896-?)

Награды и премии:

Кавалер орденов:св.Владимира 2-й и 3-й степени,св.Анны 2-й и 3-й степени,св.Станислава 1-й и 3-й степени. Орден итальянской короны 2-й степени,Шведский,Полярной звезды 1 степени,Баварский,Французский орден Почетного легиона,Бухарский-золотой 1 и 3 степени,Китайский орден Двойного Дракона 3 кл.3-й степени

Владимир Аркадьевич Теляковский (26 января 1860, Санкт-Петербург , Российская империя - 28 октября , Ленинград , СССР) - русский театральный деятель, администратор, мемуарист.

Биография

В 1917-1918 годах Теляковский работает кассиром на железнодорожном вокзале, с 1918 года - финансовым инспектором Народного банка при Николаевской железной дороге . Параллельно Теляковский работает над мемуарами. В 1923 году отказывается от предложения занять должность заведующего организационно-хозяйственной частью петроградских академических театров.

В деле формирования театральных коллективов Теляковский считал главным привлечение свежих художественных сил, «омоложение» театральных трупп, в связи с чем последовали упреки в том, что Теляковский разгоняет заслуженных артистов, мастеров. Теляковский привлёк в свои театры из частных антреприз Ф. И. Шаляпина , Л. В. Собинова , других талантливых молодых артистов, поддержал балетмейстеров А. А. Горского , М. М. Фокина , однако при нём покинули театр хореографы Мариус Петипа и его помощник А. В. Ширяев , Э. Чекетти, А. Ф. Бекефи, оперные артисты Долина, Каменская, Фигнер , Яковлев, Морской и ряд других театральных деятелей.

Теляковский способствовал формированию института режиссуры на императорской сцене. В 1915 году Теляковский пригласил Станиславского проводить занятия с оперной молодежью Большого театра; отсюда возникла со временем оперная студия, руководимая Станиславским. При нём в театре создают свои постановки режиссёры А. А. Санин , В. Э. Мейерхольд , А. Н. Лаврентьев, А. Л. Загаров, Н. В. Петров и другие.

Теляковский считал необходимым реформировать декорационное искусство, исходя, в частности, из принципа независимости художника. В опере Теляковский привлёк к работе художников группы «Мир искусства » К. А. Коровина , А. Я. Головина , А. Н. Бенуа , Л. С. Бакста . В то же время, его попытки вмешательства в постановки Малого театра вызвали серьёзный конфликт и не увенчались успехом.

В. А. Теляковский

ВОСПОМИНАНИЯ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕМУАРЫ

ЛЕНИНГРАД 1965 МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИСКУССТВО

Вступительная статья и примечания

Д. ЗОЛОТНИЦКОГО

Мемуары В. А. Теляковского, последнего директора императорских театров, представляют большой интерес для широких кругов читателей, интересующихся прошлым русской культуры.

Страницы воспоминаний посвящены крупнейшим мастерам русской сцены: Шаляпину, Собинову, Анне Павловой, Фокину, Горскому, Ленскому, Южину, Савиной, Давыдову, Варламову, Мейерхольду и другим.

и театральное управление

Закат русской знати

Мои первые шаги в московских театрах

Провал Дяди Вани

Московский малый театр

Московский Большой театр

Тайные переговоры с Шаляпиным

Мариинский театр

Московская балетная труппа

Петербургские балетоманы

Художники и археологи

Мои отношения с артистами

Театральные органы

"Новое время" Суворина

Петербургские газеты

В конце 1923 года Наркомпрос РСФСР назначил пожизненную персональную пенсию В. А. Теляковскому, бывшему директору императорских театров. По этому поводу собес выписал документ за номером 4766 от 15 декабря.

Случай был не совсем обычный по тем временам. Нужны были, значит, какие-то особые заслуги, какие-то действительные поступки, чтобы их с благодарностью отметил народ, строящий новую культуру. Такие заслуги и такие поступки в самом деле имелись.

Когда Теляковский умер, в газетах писали: "Это был один из крупнейших и достойнейших деятелей нашего дореволюционного театра; талант первоклассного организатора и администратора он соединил с большим вкусом, пониманием театрального искусства и стремлением к новизне, К обновлению театральных форм. Последнее предреволюционное двадцатилетие русского театра почти во всех областях связано с именем В. А. Теляковского..."

В этих словах много согласия с истиной. Можно спорить о вкусе автора книги, о глубине его понимания театра, но в общем сказанное справедливо. Теляковский сделал для русского театра немало добра, его деятельность, при неизбежных, порой горьких просчетах, была преимущественно полезной.

Владимир Аркадьевич Теляковский родился в 1860 году в семье известного теоретика фортификации А. 3. Теляковского, чьи книги были переведены на многие европейские языки и чье имя почитает ныне история отечественного военного искусства. В детстве В. А. Теляковский получил разностороннее, хотя и обрывочное домашнее образование, занимался языками, живописью, музыкой -- последней даже с особой охотой, так что со временем выработал довольно высокую технику пианиста. Идти в жизнь все-таки предстояло по стопам отца -- ему была уготована военная карьера. Двадцати лет он окончил Пажеский корпус и пошел служить в полк Конной гвардии. Прошли годы. Теляковский окончил Академию Генерального штаба. А в мае 1898 года полковник Конной гвардии Теляковский был назначен управляющим императорскими театрами Москвы -- Большим и Малым. Приход в театр был неожидан и для него самого. Явный каприз судьбы.

1898 год -- заметный рубеж на путях освободительного движения в России и развития русской культуры. В этом году состоялся первый съезд РСДРП. В этом году изданы первые два сборника рассказов Горького. В этом году открылся Московский Художественный театр. В этом году... но незачем продолжать перечень событий. О некоторых Теляковскнй и не подозревал. Другие прошли стороной. Одно во всяком случае близко к нему относилось.

Творческие идеи Художественного театра очень скоро заставили считаться с собой.

Теляковский старался не пропустить ни одной новинки Художественного театра. "Я, нет-нет, да и забегал в театр Станиславского,-- рассказывает он в своей книге,-- дружил с ним и с В. И. Немировичем и много с ними говорил о театрах вообще и о драматическом в особенности. Договаривался я даже до приглашения Станиславского преподавателем в школу".

В 1915 году Теляковский пригласил Станиславского проводить занятия с оперной молодежью Большого театра; отсюда возникла со временем оперная студия, руководимая Станиславским. Ранее Теляковский пробовал сделать Станиславского преподавателем в школе при Малом театре. Благодаря Теляковскому МХТ получал для своих петербургских гастролей императорский Михайловский театр, что было беспрецедентно.

Немирович-Данченко в своей книге "Из прошлого" не без досады описывал первые шаги Теляковского -- директора казенных театров Москвы: буквально под носом у не родившегося еще МХТ Теляковский занял помещение, о котором помышляли мхатовцы, и создал там филиал Малого театра -- Новый театр во главе с А. П. Ленским. "Новый директор в течение одних суток сносится телеграммой с министром императорского двора, снимает лучший в Москве театр, на который и я точил зубы, и предлагает. .. Ленскому давать там его ученические спектакли". Для начинающего администратора интерес к делу, хватка и энергия -- завидные.

И подавно никаких сравнений с предшественником Теляковского на посту управляющего московскими театрами -- М. П. Пчельниковым, тупым рутинером, грубым служакой, которого ненавидели актеры и презирал Островский.

Московская полоса деятельности Теляковского оказалась важна и п другом отношении: на него глубоко повлияли спектакли Русской частной игры, которую содержал тогда в Москве купец-меценат С. И. Мамонтов.

Музыку Теляковский любил и понимал, играл многое, от Баха до вальсов Штрауса, сам сочинил несколько романсов, а одно время даже всерьез выбирал между карьерой музыканта-профессионала и профессионала-военного.

Теляковский мог по праву называть себя музыкантом-любителем. Его жена Гурли Логиновна была художницей-любительницей, убежденной сторонницей Коровина, Головина и других станковистов, пришедших в театр. Многие крупные художники оформляли спектакли мамонтовской оперы, решительно реформируя театральную живопись--на зависть и удивление казенной сцене. Теляковский сделал этих художников и проведенную ими реформу достоянием императорской сцены, поначалу -- московской.

Союз Теляковского с новыми живописцами повлиял на главные участки театральной жизни, хотя и не всюду реформа оказалась равно значительной.

Меньше всех был затронут новыми поисками Малый театр. Грубоватое вмешательство художественных послов Теляковского в постановку "Ромео и Джульетты" над которой работал замечательный актер и режиссер Л. П. Ленский, принудительная замена декораций вызвали резкий конфликт. Ленский считал, и небеспричинно, что режиссерский замысел должен вести за собой сценическую живопись, а не от нес зависеть. Точно так думал и Станиславский. В книге "Моя жизнь в искусстве" он специально ставил вопрос о том, можно ли было давать художникам полную самостоятельность, и отвечал, что художник театра должен быть до известной степени и режиссером.

Зато в музыкальном театре, особенно в балетном, реформа сценической живописи совершалась победоносно. Машинисту-декоратору К. Ф. Вальцу, "магу и чародею" московского Большого театра, пришлось сильно потесниться, уступая первенство Коровину.

На пост руководителя московского балета Теляковский выдвинул бывшего петербургского танцовщика А. А. Горского. Работая в тесном сообществе с Коровиным, тот, вольно или невольно, поступался музыкальной природой танцевальной образности во имя живописных решений. Конкретная изобразительная пластика теснила в хореографии Горского обобщенную выразительность классического танца. Это был отход от достижений хореографов-симфонистов М. И. Петипа и Л. И. Иванова, но это был и шаг вперед, к драматизованной балетной режиссуре, к "хореодраме".

Завершен эпохальный издательский труд: опубликован последний том дневников главы дирекции Императорских театров Владимира Теляковского. Под впечатлением оказался Алексей Мокроусов.


Для истории русского театра дневники Владимира Теляковского (1860–1924) - то же, что жизнеописания Джорджо Вазари для истории итальянского искусства или записи Любови Шапориной для истории советского общества 1920–1960-х. Лишь теперь, после выхода последнего, шестого тома дневников за 1913–1917 годы, завершена гигантская панорама театральной жизни обеих столиц, которая предстает в пяти десятках тетрадей записей. Мир петербургского и московского балета, оперы и драматических театров, намертво прикипевший к миру придворных интриг и сердечных увлечений великих князей, предстает в подробностях, о которых вечно мечтают исследователи и энтузиасты исторического чтения.

Управляющий сначала Московской конторы дирекции Императорских театров, а затем и всей дирекции, Теляковский двадцать лет занимался буднями сценической жизни - вплоть до революции, когда ушел в отставку и стал кассиром на железной дороге. Неожиданная судьба для выпускника академии Генштаба, полковника лейб-гвардии Конного полка - в этом звании Теляковский получил новую должность, чем изумил театральный мир. Недоброжелатели образовались сразу; среди противников был и Сергей Дягилев, только что уволенный из той же дирекции и мечтавший вернуться. Теляковский его не принял, выяснения отношений продолжались до конца дней. Несправедливы порой были оба, но деловое сотрудничество Императорских театров и «Русских сезонов» не прекращалось долго.

Любопытно, что в опубликованных еще при жизни Теляковского мемуарах Дягилеву уделено полслова - в отличие от дневников, где и Сергей Павлович, и весь круг «Мира искусства» упоминаются не реже Собинова и Мейерхольда (в последнем Теляковский разочаровался, но ставить ему давал регулярно). Этим важны дневники - возможностью увидеть, как отличаются публичное высказывание и записи для себя, как цензурируется и деформируется событие в зависимости от того, для чьих глаз предназначено его описание.

В предисловии к мемуарам Теляковский задавался вопросом - кому и когда понадобятся его дневники (и понадобятся ли). Сегодня сомнения кажутся кокетством, но Теляковский не был кокетом, он был простодушен и честен, а главное - умен. Понятно, что истории, рифмующиеся с нашими днями, вроде бессильной борьбы со спекулянтами (возмущались все, искоренить не мог никто), опишет любой. Но Теляковский порой роняет записи о стране, которым позавидуют журналисты: «Россия уже так измучена, что со всем начинает сживаться» (сентябрь 1915 года), «Россия, то есть общество Петрограда, стало ненормально» (октябрь 1916-го). И совсем пессимистично - 12 февраля 1917-го: «Не может долго просуществовать наш прогнивший до мозга костей строй… Это даже не правые и не крайне правые, а просто наполовину дураки и наполовину несчастные люди, которые даже очень дешево покупаются и продают отечество и Россию».

Долгие годы Теляковский испытывал давление артистов и двора. Первые хотели денег, ролей, бенефисов и смешных порою поблажек, второй - исполнения прихотей. Получить внеурочно ложу - самая безобидная из проблем (скажем, Шаляпин просил годовую ложу для Горького и три для еще неизвестных друзей), а вот задача учесть интересы протежируемой или принять в штат родственника выглядела сложнее, особенно в условиях, когда «Кабинет Его Величества изыскивает средства сокращать наши расходы по труппам». Атмосфера была, как в средней группе детсада,- наябедничать великим князьям, принести от них записочку или просто сослаться на покровительство считалось нормой. Капризы Матильды Кшесинской выглядят феерически: в 1916-м, официально давно уйдя со сцены, она договаривается о бесплатном юбилейном спектакле, а потом вытаскивает из кассы всю сумму казенного сбора («Трудно поверить, до чего еще сильно влияние Кшесинской в балете»,- удивляется автор дневника).

Спасала твердость, которую оппоненты поначалу принимали за солдафонство. Да, не оценил Карсавину, в записях есть антисемитский душок, в Шаляпине видел не только великого певца, но и хитрого мужичонку (а что, не так?). Зато нашел идеальное решение - отнестись к Императорским театрам как к такому же хозяйству, как конюшня, гараж или мебельная мастерская. Задачей Теляковского стало поддержание производственного цикла - несколько сцен, бесконечные премьеры, приезд в любой момент императорской семьи… Здесь любой увидит в капризах артистов досадную помеху - Теляковский не стал исключением. Но что иные принимали за черствость, оборачивалось эффективной менеджерской стратегией: ничего личного, только дело.

Возможно, звучит неромантично, но телега ехала, и в итоге даже советская власть признала в бюрократе своего: Теляковскому назначили персональную пенсию и позвали на важную должность заведующего организационно-хозяйственной частью петроградских академических театров. Пенсию принял, от должности отказался, сел писать мемуары. Счастье, что сохранил дневники.

Он вел их двадцать лет, столько же лет потребовалось для их публикации - заметку о первом томе “Ъ” опубликовал в 1998 году. Если есть время для тихого пафоса об издательском мужестве, сейчас ему самое место.

Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1913–1917 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой.- М. «Артист. Режиссер. Театр», 2017


ТЕЛЯКОВСКИЙ Владимир Аркадьевич

Театральный деятель, кадровый военный, мемуарист. Последний директор Императорских театров - 1901 по 1917 года. Энергичный администратор, способствовал поднятию художественного уровня казенных театров Москвы и Санкт-Петербурга привлечению к работе молодых талантливых артистов, режиссеров, художников (в том числе Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, В. Э. Мейерхольда, К. А. Коровина).
1 марта 1917 года арестован по указанию Временного правительства.
В 1917-1918 годах он работает кассиром на железнодорожном вокзале, с 1918 года - финансовым инспектором Народного банка при Николаевской железной дороге. В это же время он работает над своими мемуарами. В 1923 году ему предлагают занять должность заведующего организационно-хозяйственной частью петроградских академических театров, но он отказывается по состоянию здоровья. Не смотря на это, 15 декабря 1923 года приказом Наркомпроса, ему назначается пожизненная пенсия.

Награды:
Кавалер орденов: св.Владимира 2-й и 3-й степени, св.Анны 2-й и 3-й степени, св.Станислава 1-й и 3-й степени. Орден итальянской короны 2-й степени, Шведский, Полярной звезды 1 степени, Баварский, Французский орден Почетного легиона, Бухарский-золотой 1 и 3 степени, Китайский орден Двойного Дракона 3 кл. 3-й степени.


Родился в семье известного военного инженера, автора книг по фортификации А.З. Теляковского. По выходу из Пажеского корпуса, он служил в лейб-гвардии Конном полку, позднее окончил Николаевскую академию Генерального штаба и дослужился до звания полковника. В 1898 году по приглашению своего бывшего начальника, министра двора, барона Фредерикса В.Б. возглавил сначала Московские Императорские театры, а затем, с 1901 года Императорские театры Петербурга и Москвы.
За время работы активно применял новаторские идеи в театральном хозяйстве, за что был нещадно критикуем прессой и недовольными ретроградами. Боролся с косностью и воровством в Императорских театрах.
Пригласил на работу в Императорские театры художников К. Коровина и А. Головина. Оценив талант Шаляпина, вернул его на Императорскую сцену, сначала в Москве, а затем и в Петербурге, дав ему возможность раскрыть свой талант. После исполнения Шаляпиным в 1905 году на сцене Большого театра песни "Дубинушка" Теляковский смог отстоять Шаляпина, перед царским гневом.
Теляковский с 6 лет играл на рояле и даже сочинял музыку, его любимыми композиторами были Бах и Штраус. Находясь в должности директора Императорских театров, он каждый день вел дневник, где записывал все, происходящее в театрах.
Сейчас эти 50 тетрадей, хранящиеся в Москве, в театральном музее им. Бахрушина, представляют собой ценный исторический документ ушедшей эпохи. В них, со свойственной Теляковскому скрупулёзностью и с неизменным чувством юмора, описываются нюансы театральной жизни Москвы и Петербурга на рубеже веков.
При жизни Теляковского (в 1924 году) была выпущена книга его "Воспоминаний". Он очень дорожил этой своей работой. Вот цитата из его письма к Южину
« Явилось у меня даже какое то сознание, что это мой долг – записки эти привести в порядок и тем завершить круг театральной работы, которую волею судеб мне пришлось вести в течении 20 лет. Закончив эту работу, я буду сознавать, что принес известную пользу Театру не только управлением и направлением его, но и описанием, как все делалось и как и кто делу этому помогал или мешал. Кто-нибудь со временем извлечет из этого и пользу для Театра вообще…» ......к сожалению, он не успел напечатать "Автобиографию" - 135 страниц исписанных карандашом и с красными пометками редактора, так и остались лежать в архиве.
В издательстве "Артист. Режиссер. Театр" вышло уже несколько томов изданных дневников Теляковского. Они представляют собой не только узкоспециальное чтение, это, безусловно любопытный документ эпохи, который так же раскрывает нам незаурядную личность самого Директора.

На семейном месте, в месте с ним похоронены:
Жена: Теляковская Гурли Логиновна (1850-1922) - (урожденная Миллер), по первому браку баронесса Фелейзен. Прекрасно пела и рисовала, она делала эскизы костюмов к постановке спектакля «Ромео и Джульетта» в Малом театре.
Старший сын: Вячеслав Владимирович (29.01.1891 - 1950)
Средний сын: Всеволод Владимирович (11.02.1894 - январь 1963), пошел по стопам отца и матери и стал театральным художником, к сожалению, после революции он был репрессирован и выслан в Казахстан, где и продолжил работать в театре.
Гражданская жена Вячеслава - Баскова Парасковья Фёдоровна (1894 - 1966).

О его дочери известно: Ирина Красовская (20.09.1896-?), биолог, работала с академиком Вавиловым, но так же была репрессирована. Дальнейшая судьба не известна. Поэтому можно предположить, что прямых потомков у Теляковского нет.
Очень жаль, что имя человека, который почти 20 лет отдал служению театру никак не увековечено ни в Петербурге, где он родился и умер, ни в Москве, где он работал.

Ирина Гуськова
Театральный калейдоскоп










Найти: на сайт Народ.Ру Яндексе

Шестой том дневников последнего директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского (1860–1924), подготовленный Государственным институтом искусствознания и выпущенный издательством «Артист. Режиссер. Театр», завершает публикацию этого бесценного документа рубежа XIX–XX веков.

20 – 100 – 20

Почти двадцать лет Теляковский вел дневники, вплоть до своего увольнения с поста директора в мае 1917. Столько же ушло на их подготовку к публикации и выпуск. Любопытно, что первый том вышел ровно через 100 лет после того как В.А. Теляковский начал свои записи, а заключительный шестой - спустя ровно век после их окончания (первая запись в «Дневниках» помечена 13 октября 1898, последняя - 8 июня 1917).

Издание дневников В.А.Теляковского, оригинал которых хранится в Центральном Театральном музее им. А.А.Бахрушина, было задумано Государственным институтом искусствознания в конце прошлого века.

В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. 1913–1917.
Санкт-Петербург/Под общей редакцией М.Г. Светаевой. – М., «Артист. Режиссер. Театр», 2017. – 544 с. Тираж 500.

Перед публикаторами стояла огромная и сложнейшая задача: прочитать 50 тетрадей, содержащих около 14 000 рукописных страниц, прокомментировать многие неясные или запутанные сюжеты, вкратце изложить содержание газетных статей, которые Теляковский вклеивал в дневник, представить сведения об артистах и исполняемых ролях и партиях, составить указатели имен (аннотированный!) и произведений. Сотрудники ГИИ Н.Э. Звенигородская, М.В. Хализева, М.В. Львова во главе с Мариной Григорьевной Светаевой в течение двух десятилетий осуществляли эту трудоемкую и кропотливую работу.

За публикацию проекта взялось издательство «Артист. Режиссер. Театр» СТД РФ. В 1998 вышел 1-й том: «Дневники Директора Императорских театров. 1898–1901. Москва». В течение 20 лет были изданы последующие тома: «1901–1903. Санкт-Петербург» (2002), «1901–1903. Санкт-Петербург» (2006), «1906–1909. Санкт-Петербург» (2011), «1909–1913. Санкт-Петербург» (2016) и «1913–1917. Санкт-Петербург» (2017). Объем каждого тома составляет от 750 до 950 страниц, в среднем 58 авторских листов. Порядка 200 страниц в каждом томе занимают комментарии и указатели. Редактором всех шести томов является Л.А. Пичхадзе.

Знаменательно, что издание завершилось в год столетия русской революции.

Из гвардии - в театр

В.А. Теляковский, сын ярославского дворянина Аркадия Захаровича Теляковского, военного инженера, генерал-лейтенанта, крупного теоретика фортификации, выйдя из Пажеского корпуса, в 1879 вступил корнетом в Лейб-гвардии Конный полк. В 1888 он окончил Николаевскую Академию Генерального штаба, а в 1897 был произведен в чин полковника.

Его судьба, казалось бы, предопределенная рождением, резко переменилась на 38-м году жизни, когда он оказался на совершенно новом для себя поприще - в театральном ведомстве.

К искусству он приобщился в семье с раннего детства. Все дети (из семерых Владимир был младшим) обучались иностранным языкам, рисованию и музыке - игре на рояле и пению, в том числе и хоровому: «С детства водили нас по выставкам и концертам, а по понедельникам по очереди возили в Большой театр слушать итальянскую оперу» (из неопубликованной «Автобиографии»).

Уже будучи офицером Конного полка, Теляковский продолжил занятия музыкой, поступив в музыкальную школу Д.И. Бема, где усиленно работал над фортепианной техникой (его считали способным пианистом А.Г. Рубинштейн и Н.Г. Рубинштейн, с которым юному Теляковскому доводилось играть в четыре руки). Кроме того, он обучался теории музыки, композиции, позднее сочинил несколько вальсов и маршей.

По собственному признанию, он «вошел во вкус музыкальный и перестал думать» о военной службе, мечтая о профессиональной музыкальной карьере. Однако друзья-музыканты честно признавали, что выдающегося пианиста из него не выйдет. И Владимир Аркадьевич остался на военной службе. Но от неожиданного предложения перейти на службу в сферу искусства отказаться не смог.

У руля театров

Назначение Теляковского в 1898 Управляющим конторой московских Императорских театров было встречено одними с возмущением, другими с иронией - в его успех не верил никто.

Впрочем, назначение было объяснимо. Министром двора и уделов, в ведении которого находились и Императорские театры, был барон В.Б. Фредерикс , в прошлом командир Конного полка, нередко подбиравший начальников подведомственных учреждений из числа знакомых ему офицеров-конногвардейцев. Таковым оказался и Владимир Аркадьевич.

Недоброжелатели не прощали Теляковскому его военного прошлого, не упуская случая попенять ему на это. Но спустя три года, после отставки директора Императорских театров князя С.М. Волконского, именно Теляковский сменил его на этом посту.

Императорские театры всегда существовали под жестким прицелом прессы. В глазах общества и прессы все зло Императорских театров персонифицировалось в фигуре директора, на которого обрушивался град обвинений. Причем шельмовали Теляковского с разных сторон: одни упрекали в декадентстве, другие - в ретроградстве; одни усматривали в его решениях антисемитизм, другие - юдофильство. Его, человека достаточно умеренных взглядов, называли «социал-демократом», открывающим императорскую сцену революционной пропаганде.

От глумления прессы Теляковского не защищали ни высокий чин, ни расположение В.Б. Фредерикса, ни благоволение государя. При этом по своему положению директор не имел права публично отвечать на газетные инсинуации.

На службе Мельпомены

В Петербурге, куда Теляковский переехал, возглавив Императорские театры, неизмеримо увеличился объем работы и расширился круг служебных забот. В его ведении оказались четыре петербургские труппы и три московские - каждая со своими особенностями и проблемами. Кроме того, в обязанности директора входило устройство ежегодных Эрмитажных спектаклей, а также спектаклей парадных, юбилейных, благотворительных и др.

Время доказало, что Теляковский занимал свое место. Масштаб его личности и результаты работы выявились в исторической перспективе.

От человека, возглавлявшего обширное театральное ведомство, требовались дипломатичность и виртуозное умение маневрировать среди всей этой паутины. Как показало многолетнее директорство Теляковского, он блестяще овладел этим искусством.

В новом для себя театральном деле Теляковский начинал как энергичный реформатор, не пугавшийся трудностей, полный сил, решимости и азарта. Главным в его политике была поддержка молодежи, наиболее отзывчивой на все новое и свежее.

Он был влюблен в талант, являвшийся для него высшей ценностью: как бы ни был он днем недоволен кем-либо из артистов, вечером это не влияло на оценку исполнения - талант побеждал все.

Объем работы директора был огромен. Его рабочий день складывался из разнообразнейших занятий. Первую половину дня занимали встречи, беседы, совещания по составлению репертуара, подготовке будущих постановок; прием артистов по вопросам контрактов, ролей, жалованья и т.д., а также сиюминутная театральная текучка, например, необходимость срочной замены того или другого артиста, а то и перемены спектакля, вызванные внезапными болезнями.

Однако смыслом театра для него был ежедневный спектакль – каждый вечер он проводил в театре, а то и в двух, успевая заглянуть и в драму, и в оперу или балет. А поздно ночью садился за дневник, педантично фиксируя все, что произошло за день.

Летопись мыслей и чувств

Теляковский оставил потомкам щедрый дар - 50 толстых рукописных тетрадей , которые он вел на протяжении почти двух десятилетий. Дневник стал для Теляковского единственной возможностью излить свои, все более горькие, размышления не только о театре, но и о жизни России. На страницы дневника выплескиваются растущее недовольство и усталость, все личные обиды, «вся желчь и вся досада».

Он начал вести записи в силу рабочей необходимости: «Совершенно исключительная сложность управления таким обширным театральным делом, - объяснял он в “Воспоминаниях”, - побудила меня все более или менее важное, требующее памяти, ежедневно записывать».

Он вступил в должность 2 мая 1898, дневник начался 13 октября. Первые записи носят сугубо конкретный характер, но очень скоро он уже не просто фиксирует события, но и анализирует их, с годами все более давая волю размышлениям.

Структура ежедневной записи точно соответствовала тому, как и из чего складывался распорядок жизни директора.

Дневники нередко называют летописью жизни Императорских театров . Автор и сам намеревался так озаглавить свой труд. Но такое название верно лишь отчасти, ибо охватывает далеко не все пласты этого документа. Текст дневника глубже, сложнее, и что чрезвычайно существенно - многие важные коллизии времени (и художественные, и общие) были лично пережиты Теляковским, пережиты подчас драматично. В увлекательном повествовании, которым являются, казалось бы, сугубо служебные дневники Теляковского, он – и автор, и главное действующее лицо.

Жизнь на пользу Театра

Дневники оборвались внезапно - в них больше не было формальной надобности, ибо после Февральской революции грянула отставка директора. 1 марта 1917 Теляковский вместе с сыном Всеволодом был арестован и препровожден в канцелярию Государственной думы, однако сразу же отпущен. Указом Временного правительства от 6 мая 1917 он был уволен. Последняя запись в дневнике сделана 8 июня 1917.

На протяжении 64 лет Теляковскому выпало прожить три разные жизни. Первая - военная карьера, некоторые подробности которой встают на страницах его «Автобиографии». Вторая - театральная - нашла отражение в дневнике. И наконец, третья жизнь, послереволюционная - возникает на страницах писем к А.И. Южину и Г.Н. Федотовой.

После отставки Теляковский оказывается в весьма стесненных обстоятельствах. Пенсию, назначенную ему указом Временного правительства, вскоре отменило правительство большевиков.

В 1918 он пошел служить финансовым инспектором отделения Народного банка при Николаевской железной дороге, при которой в 1920 организовал сапожную мастерскую. Относился к этому с юмором: «Я подробно изучаю новые названия и вместо софитов, рампы, артистов, декораций, авторов и музыкантов знакомлюсь с подметками, набойками, юфтью, шагренем, сапожниками» (письмо Южину от 9 июля 1920).

Осенью 1922 на него обрушилось сильно подкосившее его горе - смерть любимой жены.

Дневниковые тетради Теляковского пережили немало перипетий, почти детективную историю. Хранившиеся в сейфе банка «Лионский кредит», после революции они были конфискованы и лишь благодаря хлопотам Южина возвращены владельцу.

Именно в писательском труде Теляковский обрел новый смысл, казалось бы, полностью рухнувшей жизни: «Явилось у меня даже какое-то сознание, что это мой долг - записки эти привести в порядок и тем завершить круг театральной работы, которую волею судеб мне пришлось вести в течение двадцати лет. Закончив работу эту, я буду сознавать, что принес известную пользу Театру не только управлением и направлением его, но и описанием, как все это делалось и как и кто делу этому помогал или мешал. Кто-нибудь со временем извлечет из этого и пользу для Театра вообще» (из письма Южину от 21 декабря 1920).