Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Суми чо личная жизнь. Оперная звезда из южной кореи. Почему вы решили жить в Европе, а не в Корее

Суми чо личная жизнь. Оперная звезда из южной кореи. Почему вы решили жить в Европе, а не в Корее

Летнее межсезонье, и, казалось бы, музыкальная жизнь взяла календарный таймаут. Но вдруг на столичных афишах «вспыхнуло» имя феноменальной певицы, в родной Южной Корее считающейся национальным достоянием, чей голос великий дирижер Герберт фон Караян называл ангельским. Концерт посвящен 25-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Суми Чо выйдет на сцену БЗК вместе с оркестром Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко под управлением Феликса Коробова. В программе вечера фрагменты из итальянских и французских опер и, конечно, корейская музыка.

- Вы не первый раз приезжаете в Москву. Чем для вас интересен наш город?

– Вы поражаете публику не только виртуозным пением, но и удивительными нарядами...

– О, да, я известна тем, что люблю одеваться, подавать себя не только через музыку. Я хочу быть привлекательной на сцене, я флиртую со своими слушателями, а для этого я должна быть очень-очень хорошенькой и сладкой. Я наслаждаюсь, когда я могу на сцене играть своей хрупкостью и в то же время представлять сильные качества своего характера. Именно в концертах я могу полностью раскрыться, избежав притворства и бессмысленного насилия над собой в угоду режиссерскому тщеславию, как нередко случается в спектаклях.

– Часто бывает трудно найти контакт с коллегами?

– В принципе я легко лажу и с дирижерами, и с певцами. Но мне не нравится, когда уже после первой репетиции я сижу и плачу, недоумевая, зачем я сюда приехала. А иногда бывает и такое. Притом что я такой человек, с кем легко подружиться. И, между прочим, я была бы прекрасной женой, потому что очень люблю готовить. Вообще я за сценой совсем другая - тихая и спокойная. Думаю, мне все-таки удалось сбалансировать карьеру и личную жизнь. На данный момент у меня все прекрасно, могу, не лукавя, назвать себя счастливой, хотя я и осознанно приняла решение, что из-за своей профессии, что построена на бесконечных гастролях, я не имею права иметь детей. Но, мне кажется, всем людям, каким бы делом они ни занимались, надо учиться создавать вокруг себя положительную ауру.

– У вас когда-нибудь были трудности из-за того, что вы кореянка?

– Конечно. Большинство проблем и препятствий на моем пути возникало именно по этой причине. Оперные певицы с азиатской внешностью во всем мире, и особенно в Италии, до сих пор нечто диковинное, экзотическое. Многие американские, да и европейские режиссеры отказывались работать со мной, будучи уверены в том, что я не смогу понять их концепцию спектакля, образ мысли и культуру. Я стараюсь реально смотреть на вещи и не расстраиваться, когда происходит нечто-то подобное. Хотя, естественно, обидно оказаться отвергнутой из-за разреза глаз.

– Что значит быть современной примадонной?

– К сожалению, современные оперные дивы утратили таинственность, которая раньше была обязательной составляющей образа примадонны. Ныне певцы должны в буквальном смысле продавать свое имя, постоянно рекламировать себя, чтобы люди покупали их альбомы, билеты на спектакли или концерты. Чувствовать себя товаром, конечно, мягко говоря, малоприятно. Я не певчая птичка и не музыкальный автомат. С другой стороны, почти все дивы прошлого 24 часа в сутки носили маску «недосягаемых» и были фатально одиноки в реальной жизни. Я не хочу для себя такой судьбы и стараюсь быть открытым и оптимистичным человеком.

– Роман был и остается моим другом, ему нравится мой голос. Это был отличный опыт. Но пока, я не вижу себя в кино. Я актриса только в тот момент, когда у меня есть возможность петь. Если я не могу петь – это огромное горе для меня. В такие моменты мне кажется, что лучше было бы тут же умереть. Мой голос – это моя жизнь. Я люблю с ним экспериментировать, петь разный репертуар – от Моцарта и барокко до crossover. Поэтому мне было очень любопытно поработать и с таким современным русским композитором, как Игорь Крутой. Он написал очень хорошую, лирическую музыку для меня и моих друзей Лары Фабиан и Дмитрия Хворостовского, которому сегодня я всем сердцем .

СПРАВКА

Суми Чо, чье настоящее имя Чо Су-Кён, сценическое выбрала со смыслом. Су - значит совершенство, Ми - красота, Чо - святость. Она уроженка Сеула, училась в академии Santa Cecilia в Риме, где и живет уже много лет. Итальянским педагогам удалось с ювелирной точностью огранить голос юной корейской студентки. И уже через год после выпуска она пела на Зальцбургском фестивале в знаменитом «Бале-маскараде» Верди под управлением Герберта фон Караяна - последней оперной постановке великого маэстро. Следом перед корейской «статуэткой» с хрустальным сопрано пали и остальные бастионы - от Парижской оперы и La Scala до Covent Garden и Metropolitan. Суми Чо - обладательница премии Grammy (1993), находится в ряду самых знаменитых певиц мира.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ “ОПЕРА АПРИОРИ”

Выступление в Москве стало последним концертом в 48 сезоне. Фестиваль “Опера априори” проходит в Москве на сцене Большого зала консерватории, в его рамках были даны пять концертов с уникальными программами.

Это уже второй опыт совместной работы Суми Чо с оркестром Татарстана. В прошлом году она принимала участие в “Рахлинских сезонах”, которые проходят в Казани, и третий – с маэстро Сладковским, который дирижировал еще и московским ее концертом.

“Маэстро Караян называл ее голос ангельским. Голос Суми Чо, ее манера держаться на сцене, ее непосредственность на меня как на дирижера производят сильное впечатление. Каждая встреча с этой певицей доставляет мне огромную радость человеческого общения и музицирования”, – рассказал Александр Сладковский.

В программу “Голос сердца” вошли произведения Вивальди, Генделя, Сен-Санса, Бернстайна, Доницетти, Оффенбаха, Штрауса, Легара, Верди, Россини. Концерт продолжался более двух часов. Певица сполна компенсировала свой не очень удачный предыдущий московский концерт, когда она вышла на сцену простуженной. В этом году Суми Чо была в отличной форме и с легкостью преодолевала все сложные моменты программы. Публика была в восторге. Государственый симфонический оркестр Татарстана во главе со своим руководителем Александром Сладковским выступлением в Москве окончательно закрепил за собой статус одного из лучших коллективов страны. В этом году это уже третий концерт ГСО РТ на самой престижной сцене страны. Музыкантов долго не отпускали со сцены. На бис снова прозвучал полюбившийся публике “Стан Тамерлана”.

В завершение концерта Суми Чо вручила образовательные гранты молодым российским музыкантам. “Я счастлива, что я встретила в жизни блестящих педагогов. Это очень важно и ценно – иметь возможность заниматься у профессионалов и мастеров, поэтому я стараюсь участвовать в программах поддержки молодежи”, – отметила певица.

Выступление в Москве для оркестра стало последним в этом концертном сезоне. Музыканты уходят в отпуск, а в августе они приступят к репетициям фестиваля “Казанская осень”, который пройдет этом году с участием “Королевы барокко” Симоны Кермес, – сообщили в пресс-службе оркестра.

Суми Чо

Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопрано. Самая известная оперная певица родом из Юго-восточной Азии.

Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопраноСуми Чо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле, Южная Корея. Настоящее имя Суджон Чо (Jo Sugyeong). Её мать была певицей и пианистом-любителем, но не смогла получить профессионального музыкального образования в связи в политической ситуацией в Корее в 1950-х. Она была преисполнена решимости дать дочери хорошее музыкальное образование. Суми Чо начала занятия на фортепиано в 4 года и вокальное обучение с 6-летнего возраста, еще в детстве ей иногда приходилось проводить до восьми часов на занятиях музыкой.

В 1976 году Суми Чо поступила в сеульскую школу искусств (частная академия) “Сан Хва”, которую закончила в 1980 году с дипломами по специальностям вокал и фортепиано. В 1981-1983 годах продолжила своё музыкальное образование в Сеульском национальном университете. Во время учебы в университете состоялся первый профессиональный дебют Суми Чо, она выступила в нескольких концертах, организованных корейским телевидением, и исполнила партию Сюзанны в “Свадьбе Фигаро” в Сеульской опере. В 1983 году Чо решила оставить Сеульский университет и переехала в Италию для изучения музыки в старейшем музыкальном учебном заведении – Национальной академии Святой Чечилии в Риме, закончила её с отличием. Среди её итальянских учителей были Карло Бергонци и Джанелла Борелли. Во время учебы в академии Чо можно было часто услышать в концертах в разных итальянских городах, а также на радио и телевидении. Именно в это время Чо решила использовать имя “Суми” как свой сценический псевдоним, чтобы быть более понятной европейской аудитории. В 1985 году она закончила академию со специализацией по фортепиано и вокалу.

После академии она брала вокальные уроки у Элизабет Шварцкопф и выиграла несколько вокальных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Барселоне, Претории и самый важный в 1986 году, международный конкурс в Вероне, в котором могли участвовать только победители других значимых муждународных конкурсов, так сказать, лучшие из лучших молодых певцов. Европейский оперный дебют Суми Чо состоялся в 1986 году в роли Джильды в “Риголетто”, в театре имени Джузеппе Верди в Триесте. Это выступление привлекло внимание Герберта фон Караяна, который пригласил её на роль пажа Оскара в опере “Бал-маскарад” с участием Пласидо Доминго, постановка которой прошла на Зальцбургском фестивале в 1987 году.
Следующие годы Суми Чо неуклонно шла к оперному Олимпу, постоянно расширяя географию своих выступлений и изменяя репертуар от небольших ролей до главных. В 1988 году Суми Чо дебютировала в Ла-Скала и в Баварской государственной опере, в 1989 – в Венской государственной опере и Метрополитен-опере, в 1990 – в Чикагской лирик опере и Ковент-Гардене. Суми Чо стала одной из самых востребованных сопрано современности и остаётся в этом статусе до сегодняшнего дня. Зрители любят её за светлый, теплый, гибкий голос, а также за оптимизм и светлый юмор на сцене и в жизни. Она легка и свободна на сцене, придавая каждому своему выступлению тонкие восточные узоры.

Суми Чо побывала во всех странах мира, где любят оперу, в том числе и несколько раз в России, последнее посещение было в 2008 году, когда они в дуэте с Дмитрием Хворостовским в рамках гастрольного турне объехали несколько стран. У неё плотный рабочий график, включающий оперные постановки, концертные программы, работу со звукозаписывающими компаниями. Дискография Суми Чо в настоящее время имеет более 50 записей, в том числе десять сольных альбомов и диски в стиле кроссовер. Наиболее известны два её альбома – в 1992 году она удостоена премии “Грэмми” в номинации “Лучшая оперная запись” за оперу Р.Вагнера “Женщина без тени” с Хильдегард Беренс, Жозе ван Дам, Джулией Варади, Пласидо Доминго, дирижёр Георг Шолти, и альбом с оперой “Бал-маскарад” Дж.Верди, получивший приз от Немецкого Граммофона.

Sumi Jo sings ‘Ave Maria’ by Caccini


Современная оперная дива с азиатской внешностью, которая любит создавать вокруг себя положительную ауру.

Талантливейшая выпускница одного из самых старейших музыкальных учреждений в мире. Уроженка Сеула, корейская девушка Суми, вручила свой высокий пленяющий тон голоса на огранку и придание ему совершенной формы римской академии Santa Cecilia. Через год после выпуска ее хрустальное сопрано звучало на Зальцбургском фестивале. Знаменитый "Бал-маскарад" Верди под управлением великого Герберта фон Караяна – это ли не уникальная возможность начать свой путь оперной примы?

Затем Парижская опера, La Scala, Covent Garden, Metropolitan… и мировая известность.

В родной Южной Корее Суми Йо встречают огромными гонорарами и государственными наградами, присвоив примадонне звездный статус "национального достояния".

Не желая примерять на себе маску недосягаемости, фатального одиночества и таинственности, присущих оперным певцам в прошлом, тоненькая кореянка Суми по жизни открытый и оптимистичный человек. Она флиртует со своими слушателями на сцене, эпатирует публику удивительными нарядами и предпочитает свободу концерта притворству и насилию над собой в угоду некоторым оперным режиссерам. При этом легко находит слад с дирижерами и коллегами-певцами, не взирая на то, что из-за разреза ее глаз она часто наталкивалась на предвзятое к себе отношение.

Она любит эксперименты: разнообразить свой репертуар от барокко до crossover. Ее сопрано можно услышать в фильме Романа Полански "Девятые врата", но сниматься в кино Суми не желает, полностью реализуя себя на сцене.

Россия, конечно же, запомнит слияние сопрано Суми Йо и баритона Дмитрия Хворостовского в Государственном Кремлевском Дворце.

17 апреля в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко выступит Суми Чо - одна из первых примадонн азиатского происхождения в истории оперы. Обладательница «Грэмми» рассказала обозревателю «Известий» о прелестях жизни без шоколада, мехов и мужей.

Москвичи ждут вас в статусе «Королевы оперы» - так называется фестиваль, в рамках которого вы у нас выступите.

Этот фестиваль - как коллекция сияющих звезд. Я счастлива и горда быть его частью. Сейчас в мире всего несколько настоящих див, у которых есть имя. Быть дивой - подразумевает очень многое, и не только в художественном смысле. Во-первых, нужно кропотливо работать, во-вторых - многое отдавать миру. Артисты очень важны для людей, которые в них верят.

Мария Гулегина, ваша предшественница по «Королевам оперы», говорила о том, что это не только фестиваль, но и соревнование примадонн. Если так, то кто ваши главные соперницы?

Что ж, если это соревнование, я уверена, что буду одной из победительниц. Да нет, не хочу быть грубой. На самом деле, я не думаю, что это конкурс - мы все разные. Я выбрала для московского концерта самую лучшую программу и назвала ее «Безумство любви». Это настоящая битва с самой собой, потому что в программу вошли четыре самые сложные арии во всей истории оперы. Если я выиграю свою битву, буду счастлива.

- Пишут, что в детстве вы проводили за роялем по восемь часов в день. Как вам удалось не возненавидеть музыку?

Это правда, и такой режим занятий был очень опасной затеей. Жуткий стресс для ребенка. Я, например, возненавидела Баха. Моя мама заставляла меня совершенствовать технику, а Бах, как известно, считается отцом музыки. Поэтому я должна была играть одного только Баха по 7–8 часов подряд. Мои отношения с господином Бахом до сих пор не очень теплые. Но сейчас я рада, что отлично играю, аккомпанирую себе и другим певцам. Слава богу, что моя мама с самого начала понимала важность владения инструментом.

- Почему вы избрали в качестве своего псевдонима именно Суми Чо?

Мое настоящее имя для западной публики - не очень-то легко произносимое: Чо Су-Кён. Поэтому я выбрала себе новое. Су - значит совершенство, Ми - красота, Чо - святость.

- Вы сменили паспорт?

Нет, там до сих пор мое настоящее имя.

Как и Мария Гулегина, вы начали петь партию Виолетты из «Травиаты» не очень рано. Эта роль особенно интересна зрелым певицам?

Виолетта - мечта каждого сопрано, это огромный вызов. Прежде всего, она очень трудна с вокальной точки зрения: в начале вы должны быть высокотехничным колоратурным сопрано, а в конце - драматическим. Но это еще и вызов для любой актрисы. Виолетта - куртизанка из высшего общества, но к финалу она становится святой и уходит в небо, где всё ей будет прощено. Из женщины несчастной, живущей материальными инстинктами, вы должны превратиться в духовно зрелую, верующую в Бога и любящую женщину. В какой-то момент я подумала, что готова к роли Виолетты. Спела ее один раз - и поняла, что не готова. И больше не пою эту роль. Слишком сложно.

- Какую русскую оперную партию вы любите больше всего?

К сожалению, я не говорю по-русски, поэтому не могу петь русскую оперу. Но любимая партия у меня есть - Шемаханская царица из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, ее я однажды пела по-французски.

Согласились ли вы приехать в Большой или Мариинский, если бы в них была осуществлена постановка, специально рассчитанная на вас?

Это звучит для меня как мечта. Россия - страна, которую я открыла совсем недавно благодаря Дмитрию Хворостовскому. Кроме того, меня очень привлек Игорь Крутой, написавший для меня и моей подруги Лары Фабиан хорошую музыку. Я хотела бы получше узнать российскую музыкальную жизнь - и классическую, и эстрадную. Всякий раз, когда я в России, я чувствую себя любимой. И сама люблю вашу публику - не за что-то, а просто люблю.

Конечно! Я никогда не курю, не пью, не ем жареного, пряностей, мяса, мороженого, шоколада. Ем только рис. Вот такая жизнь. И, кстати, никогда не ношу мех, потому что искренне верю, что права животных так же важны, как права человека.


Однажды вы сказали, что, будь у вас вторая жизнь, вы хотели бы прожить ее как обычная женщина, рядом с мужем. Что мешает вам осуществить эту мечту прямо сейчас?

Хотя мои родители были нормальной парой, я с детства всегда была убеждена, что супружество - не лучшая судьба для человека. Мне кажется, гораздо лучше любить кого-то, чем быть замужем за нелюбимым. Наверное, я никогда не смогу поклясться Богу, что проживу всю жизнь с одним человеком и умру за него. Я очень искренняя, не могу врать. И я решила, что буду жить одна. Решила не иметь детей, потому что у меня всегда очень много дел, постоянные путешествия, освоение новых партий - у меня просто никогда не было шанса вырастить ребенка. Моим приоритетом всегда было и остается пение. Я понимаю людей, которые женятся, понимаю женщин, которые бросают карьеру ради мужа. Это дело выбора, дело каждого из нас. Я сделала свой выбор - быть артисткой и быть одинокой. Не думаю, что моя жизнь лучше, чем у других. Но я ответственна за сделанный когда-то выбор. Я еще молода, но думаю, что «перерешать» уже поздно.

- Почему вы решили жить в Европе, а не в Корее?

В Европе моя работа. Если бы я жила в Корее, на самолеты уходило бы всё мое время. Но я по-прежнему кореянка и очень люблю свою страну.

- Когда вы приехали в Италию учиться искусство бельканто, как на вас реагировали местные жители?

Они были в шоке, воспринимали меня как экзотическое животное. Я была первой азиаткой, которая пела итальянскую оперу, и коллеги смотрели на меня в восхищении: азиатка поет лучше, чем они! Я наслаждалась этой весьма странной ситуацией. К счастью, в 1986 году я встретила маэстро Караяна, и карьера сразу пошла вверх. Но все-таки до сих пор существует нечто вроде расизма, даже в классической музыке. Не могу сказать, что этого нет. Главное - я верю, что если ты талантлив, удачлив и много работаешь, то возможность обязательно появится, будь ты русским, китайцем или кем-то еще. Когда одна дверь закрыта, всегда есть другая - открытая. Это закон природы.

И, все же, несмотря на то, что ей лестен тот успех, который имел этот проект в ее родной Корее (где каждый новый альбом певицы занимает верхние строчки хит-парадов, и где ее имя уже давно окружено ореолом славы), у сопрано имеются другие приоритеты. «Моя основная цель - поддерживать свой имидж как артистки оперы, поскольку тот факт, что я стала знаменитостью в моей собственной стране, означает, что я уже не могу выйти из дома без широкополой шляпы и солнцезащитных очков. А мне это не по душе. Хотелось бы, чтобы публика воспринимала меня именно как сопрано, как примадонну, а не, скажем, звезду экрана или какую-то очень популярную личность...»

Суми выбрала Рим в качестве своей основной базы - город, в котором она училась, будучи студенткой Академии Санта-Чечилия. Здесь со своим многолетним партнером она ведет вполне устроенную личную жизнь. В профессиональной же карьере кореянка продолжает сталкиваться с препятствиями. «Я пою достаточно обширный репертуар, но есть лучший, который я могла бы петь, - это роли бельканто, особенно Беллини, Доницетти, Россини. Но, к сожалению, в Италии довольно тяжело исполнять такие роли, поскольку итальянцы, не очень то доверяют иностранцам петь Беллини и другие белькантовые партии».

Комментарий Ричарда Бонинга в этой связи: «За пределами Италии много хороших певцов, но не так уж много выдающихся. Я же полагаю, что Суми Йо как раз принадлежит к числу выдающихся. Все, о чем бы вы ее не просили, немедленно ею подхватывается. Она очень умна, очень музыкальна, и обладает быстрой реакцией»...

Тембр певицы, быть может, несколько страдает от отсутствия фактора мгновенной узнаваемости, той уникальной вокальной индивидуальности «торговой марки», что проникает в уши слушателя. Слушая Йо, я вспоминаю о заводящих, атлетических «фиоритурных» пассажах Кристины Дойтеком (Deutekom) в начале ее карьеры, или Эдиты Груберовой и Натали Дессей. Йо близка к ним в плане подачи голоса и атаки, уступая в вокальной насыщенности, но превосходя в подвижности и закругленности. Йо, конечно, может петь и очень плавно, но во впечатляюще быстрых пассажах у нее присутствует ритмическая упругость и четкое стаккато, что в сочетании с точным интонированием будоражит публику, слушающую ее Царицу Ночи - роль, эффектность которой не умаляет даже несколько скромная тембровая палитра. Зная, что обладает юным по качеству звучания голосом, Суми любит добавлять в него дополнительные штрихи, как, скажем, тремоло в романтическую бродвейскую мелодию, или носовое пение в медленной драматической музыке. Ее естественная теплота хорошо ложится на немецкие «Lieder». Вне зависимости от контекста и наполнения музыки ее уникальная комбинация природной интенсивности с легкостью - это как раз то, что завораживает слушателя...

Для композитора-дирижера Стивена Меркюрио, который сотрудничает с Суми Йо в концертах, на оперных площадках и в студиях грамзаписи, ее голос - «очень, очень прозрачный, сфокусированный звук». Вспоминая спектакли «Риголетто», которыми он дирижировал в Детройте, маэстро подчеркивает, что в отличие от других певиц, которые требуют от дирижера следовать их собственной интерпретации Джильды, Суми была столь милой и коммуникабельной, что невольно думалось лишь о том, как бы ей всячески помочь: «О, Суми, тебе необходимо в этом месте чуть-чуть больше времени?”

Громкая слава Суми Йо началась в 1986 году, когда Караян выбрал ее на роль Оскара в предстоящей зальцбургской постановке и последующей грамзаписи «Бала-маскарада»*. На протяжении следующих двух лет она очень тесно сотрудничала с маэстро, училась всему, что он ей преподавал нового в ее профессии, подружилась с ним.

«Я его совсем не боялась», - вспоминает певица, - «Караян говорил, что я единственная, кто его совсем не боится. В первую же нашу встречу, я пыталась погладить его волосы, такими чудесными они мне показались, - как у ребенка. И я сказала: «Маэстро, можно мне?» Думаю, что он был весьма шокирован такой вольностью с моей стороны, но, тем не менее, позволил. А я сказала: «Знаете, у Вас такие прекрасные голубые глаза, каких я еще не встречала. Можно мне просто заглянуть в них поближе?» Он сказал мне, что я веду себя как его внучка. Знаете, ведь все дело в том, что буквально все его страшно боялись. Даже Доминго и Лео Нуччи, когда им что-нибудь надо было узнать, посылали меня к Маэстро с вопросами». Их общение стало немного натянутым, когда Суми посмела отклонить приглашение Караяна на запись «Нормы». «Я сказала Маэстро, - «Боже, ну как это возможно, ведь я не справлюсь с ролью!», но он меня уверял, что все будет отлично, с моей техникой я сделаю Норму прекрасно, и что я должна ему просто довериться».

Но Суми Йо имела достаточно мужества сказать ему «нет».

Второе «нет» прозвучало из ее уст, когда Суми отказалась спеть с Карло Бергонци в «Луизе Миллер». Будучи ее «кумиром с юных лет», тенор уверял Суми, что она обладает лирическим сопрано, и сможет справиться с партией Луизы. Когда же она окончательно отказалась от предложения, Бергонци был очень расстроен и уязвлен, и неделю с ней не разговаривал.

Так что, на фоне предыдущих примеров, ей было легче, например, отказаться от ангажемента в мюзикле «Мисс Сайгон», поскольку Суми считает, что жанры «легкой» музыки и музыкальной комедии, - это лишь побочные «заслуги», составляющие часть ее имиджа и помогающие промоушну певицы.

Среди ее пристрастий и вкусов такие различные личности, как Дорис Дэй и Мерилин Монро (она обожает фильмы 60-х и 70-х гг.). Это прекрасно уживается в ней с интерпретациями «Кадиша» Равеля (для этого она специально проходила пьесу с главным кантором римской синагоги), сюитой номеров из популярного на Бродвее мюзикла «Джекил и Хайд» (записанных на ее последнем диске «Только любовь»), разнообразный французский репертуар (включая «коронные» роли Олимпии и Лакме).

«Моя мечта спеть и даже записать Виолетту, но не сразу, а немного попозже. Не только в вокальном плане, но и в эмоциональном мне необходимо еще выждать два-три года, чтобы обрести личный опыт, стать немного больше женщиной, и меньше bambina, которой меня все еще частенько воспринимают.

Главное для меня то, что я не хочу всю свою жизнь петь только партии типа Царицы Ночи, Лючии или Джильды. Мне очень хочется иметь разнообразный выбор и максимально раскрыть все стороны своей личности».

Перевод с английского К.Городецкого.
По материалам журнала Opera News.

Примечание:
* Суми Йо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле. Здесь же она впервые выступила на оперной сцене в роли Сюзанны. Европейский дебют певицы состоялся в 1986 году в Триесте (Джильда). Среди лучших партий: Джильда, Лакме, Царица ночи, Олимпия, Лючия и др.