Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Страховой стаж для расчета пособий. Как определить страховой стаж для исчисления больничного? Страховой стаж для определения размера пособия

Страховой стаж для расчета пособий. Как определить страховой стаж для исчисления больничного? Страховой стаж для определения размера пособия

Мы неоднократно рассматривали тему выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Но при этом только вскользь упоминали о страховом стаже, который учитывается при назначении как пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, так и трудовой пенсии. В статье подробно опишем порядок исчисления страхового стажа и правила его подсчета при исчислении указанных пособий.

Понятие страхового стажа раскрыто в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Итак, под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Однако в системе обязательного социального страхования главным является право на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то есть вопрос о том, относится ли конкретное лицо к застрахованным. Сам факт уплаты страховых взносов не является существенным и не требует дополнительного подтверждения, кроме периодов иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию по причине временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это относится к адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств и физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, а также к членам семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, так как они добровольно вступают в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы (ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ).

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

1) работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Порядок исчисления страхового стажа

В статье 16 Закона N 255-ФЗ определен порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В такой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме того, в силу положений ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 в страховой стаж также засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон РФ N 4468-1).

Напомним, что с 01.01.2007 до 01.01.2010 военная служба в страховой стаж не включалась, поскольку страховые взносы в ФСС за этот период не уплачивались. При этом необходимо применять ч. 2 ст. 17 Закона N 255-ФЗ, согласно которой в случае, если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного по правилам Закона N 255-ФЗ до 01.01.2007, меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.

Отметим, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При этом в случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Уточним, что работник обязан подать заявление, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.

Пример 1

С 12.04.2004 по 18.04.2011 Сидоров И. И. был индивидуальным предпринимателем и добровольно платил страховые взносы. С 15.10.2010 по настоящее время Сидоров работает в организации по трудовому договору. С 15.10.2010 по 18.04.2011 он добровольно платил страховые взносы как индивидуальный предприниматель и работал по трудовому договору. 13.08.2012 Сидоров заболел…

Определим страховой стаж на день наступления соответствующего страхового случая. Итак, страховой стаж по состоянию на 13.08.2012 — 8 лет 4 месяца (с 12.04.2004 по 12.08.2012 включительно). Работник должен написать заявление на имя руководителя о зачете в страховой стаж периодов деятельности в статусе индивидуального предпринимателя или в организации.

Обратите внимание, что ранее индивидуальные предприниматели в силу ст. 66 и 309 ТК РФ (в ред. от 30.12.2001) не имели права вносить в трудовые книжки записи о приеме (увольнении) работников. Данное право они получили только 06.10.2006 (после внесения изменений в ТК РФ). Поэтому работник для подтверждения страхового стажа должен предъявить трудовой договор или иные документы, подтверждающие уплату страховых взносов.

К сведению. Если работник принят на работу к индивидуальному предпринимателю до 06.10.2006 и после этой даты продолжает у него работать, то запись в трудовую книжку о приеме на работу необходимо внести со дня начала работы у данного предпринимателя (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 30.08.2006 N 5140-17).

Напомним основные критерии для определения периодов, включаемых в страховой стаж:

1) исчисление производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов — в полные годы;

2) если в представленном документе, выданном в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца (п. 27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 (далее — Правила подсчета)).

Пример 2

Работник представил справку о периодах работы, в которой указаны периоды:

— с августа 2004 г. по сентябрь 2005 г.;

— с 2006 по 2007 г.;

Точными датами периодов, включаемых в страховой стаж, будут:

— с 15.08.2004 по 15.09.2005;

— с 01.07.2006 по 01.07.2007;

— с 01.07.2008 по 15.03.2009.

Правила подсчета страхового стажа и документы, его подтверждающие

Как известно, трудовая книжка — основной документ, подтверждающий периоды работы. Но есть и иные документы, которые являются основанием для включения периодов работы в страховой стаж. К таким документам, например, можно отнести:

— справки других работодателей;

— выписки из приказов;

— лицевые счета;

— документ о внесении платежей на социальное страхование.

Однако при подсчете страхового стажа работника для заполнения листка нетрудоспособности необходимо сначала удостовериться, что период, указанный в таком документе, включается в страховой стаж, а затем учитывать его при общем подсчете.

Обратите внимание! Лица, зарегистрированные в центре занятости, являются безработными, то есть период их нахождения на учете в таком центре не засчитывается в страховой стаж. Если в период безработицы они привлекаются к общественным работам, то с ними должен быть заключен срочный трудовой договор, выплаты по которому облагаются страховыми взносами. Время выполнения этих работ засчитывается в страховой стаж для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Итак, для определения периодов, включаемых в страховой стаж, необходимо руководствоваться Правилами подсчета. Для удобства использования в работе представим информацию в виде нескольких таблиц.

Таблица 1

Периоды деятельности и подтверждающие документы

Периоды, включаемые в расчет страхового стажа Документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж
1. Период работы по трудовому договору Основной документ — трудовая книжка установленного образца. При ее отсутствии, а также в случае, когда в книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действующему на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы
2. Период государственной гражданской или муниципальной службы
3. Периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, периоды замещения других государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе
4. Периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:
4.1. Периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды За период:

— до 01.01.1991 — документ финансовых органов или справка архивного учреждения об уплате платежей на социальное страхование;

— с 01.01.1991 по 31.12.2000, а также после 01.01.2003 — документ территориального органа ФСС об уплате платежей на социальное страхование

4.2. Периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) За период до 01.01.2001 и после 01.01.2003 — документ территориального органа ФСС об уплате платежей на социальное страхование
4.3. Периоды деятельности в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства
4.4. Периоды деятельности в качестве члена родовой, семейной общины малочисленных народов Севера За период до 01.01.2001 и после 01.01.2003 — документ соответствующей общины о периоде деятельности и документ территориального органа ФСС об уплате платежей на социальное страхование
4.5. Периоды деятельности в качестве адвоката За период:

— до 01.01.2001 — трудовая книжка;

— после 01.01.2003 — документ территориального органа ФСС об уплате платежей на социальное страхование

4.6. Периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности За период:

— до 01.01.2001 — трудовая книжка (трудовая книжка колхозника);

— после 01.01.2001 — трудовая книжка (трудовая книжка колхозника) и документ колхоза, производственного кооператива об уплате платежей на социальное страхование

4.7. Периоды деятельности в качестве священнослужителя Трудовая книжка и документ религиозной организации об уплате платежей на социальное страхование
4.8. Периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы За период после 01.11.2001 — трудовая книжка и документ учреждения, исполняющего наказание
4.9. Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) За время до заключения трудового договора — договор между работодателем и работником, зарегистрированный в профсоюзном органе, и документ работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование
4.10. Периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ N 4468-1 Военный билет, справки военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записи в трудовой книжке, внесенные на основании документов, и другие документы, содержащие сведения о периоде прохождения службы

Таблица 2

Документы, подтверждающие уплату страховых платежей

Периоды

Платежей

Виды платежей Документы, подтверждающие уплату платежей за периоды деятельности, указанные в пп. «в» п. 2 Правил подсчета
До 01.01.1991 Взносы на государственное социальное страхование Документы финансовых органов или справки архивных учреждений
С 01.01.1991 по 31.12.2000 Страховые взносы в ФСС
С 01.01.2001 по 31.12.2009 Налоги, зачисляемые в ФСС (ЕСН, единый налог, уплачиваемый при УСНО, ЕНВД, ЕСХН). При этом за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата этих налогов не признается уплатой платежей на социальное страхование За период с 01.01.2001 по 31.12.2010 — документы колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате за застрахованное лицо указанных налогов
После 01.01.2003 Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера с 01.01.2003 по 31.12.2009 в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ, а с 01.01.2010 — в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ Документы территориальных органов ФСС (региональных отделений и их филиалов). Если пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначается и выплачивается застрахованному лицу территориальным органом ФСС, то документы не предоставляются. Если уплата платежей на социальное страхование за соответствующие периоды деятельности производилась на счет другого территориального органа ФСС, то подтверждающие документы запрашиваются непосредственно территориальным органом ФСС, осуществляющим назначение и выплату соответствующего пособия, в другом региональном отделении
С 01.01.2010 по 31.12.2010 Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, либо налоги, зачисляемые в ФСС (единый налог, уплачиваемый при УСНО, ЕНВД, ЕСХН)
После 01.01.2011 Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ

Однако отметим, что при применении Правил подсчета нужно учитывать следующее:

— если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, применяются правила международного договора РФ (п. 6 Правил подсчета);

— страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Законом N 255-ФЗ, — территориальным органом ФСС на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам) (п. 7 Правил подсчета);

— документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю или территориальному органу ФСС), за исключением случаев, когда соответствующее пособие назначается и выплачивается территориальным органом ФСС (п. 20 Правил подсчета).

Отражаем в листке нетрудоспособности

В случае отсутствия страхового стажа проставляются «00» и «00». При этом работодатель при оформлении бланка листка нетрудоспособности указывает страховой стаж на момент наступления страхового случая. Данное мнение приведено также в Письме ФСС РФ от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956.

Если же страховой стаж составляет, к примеру, пять лет и 20 дней, то начиная с первой ячейки указываются только полные годы и полные месяцы стажа. Соответственно, стаж в листке нетрудоспособности проставляется как четыре полных года и ноль полных месяцев, то есть в ячейках с месяцами нужно поставить «00».

  • Понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения
    • Право на социальное обеспечение - конституционное правомочие личности
    • Предмет права социального обеспечения
    • Метод права социального обеспечения
    • Право социального обеспечения и социальное право
    • Система права социального обеспечения
  • Конституционные принципы права социального обеспечения
    • Понятие конституционных принципов права социального обеспечения
    • Принцип всеобщности социального обеспечения
    • Гарантированность социального обеспечения
    • Принцип финансирования социального обеспечения за счет средств бюджетов всех уровней, социального страхования (обязательного и добровольного), благотворительности и дополнительных форм социального обеспечения
    • Принцип разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в области социального обеспечения
  • Источники права социального обеспечения
    • Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
    • Общая характеристика источников права социального обеспечения
  • Правоотношения по социальному обеспечению
    • Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
    • Общая характеристика правоотношений по социальному обеспечению
  • Понятие, виды, исчисление трудового стажа
    • Понятие и значение трудового стажа
    • Общий трудовой стаж
    • Страховой стаж
    • Специальный страховой стаж. Выслуга лет
    • Исчисление и подтверждение трудового стажа
  • Общая характеристика пенсионной системы рф
    • Характеристика современной российской системы пенсионного обеспечения
    • Понятие пенсий, их классификация
  • Трудовые пенсии
    • Трудовая пенсия по старости
    • Трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда
    • Трудовая пенсия по инвалидности
    • Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
    • Назначение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
  • Государственное пенсионное обеспечение
    • Характеристика подсистемы государственного пенсионного обеспечения
    • Пенсии, выплачиваемые лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
    • Социальные пенсии
    • Пенсионное обеспечение государственных служащих
    • Пожизненное содержание судей
  • Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан как часть государственного пенсионного обеспечения
    • Военнослужащие и приравненные к ним категории граждан в системе пенсионного обеспечения России
    • Пенсия за выслугу лет
    • Пенсия по инвалидности, наступившей в период прохождения службы
    • Пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего
  • Пособие по временной нетрудоспособности
    • Понятие пособия по временной нетрудоспособности. Общие правила назначения
    • Основания обеспечения пособием по временной нетрудоспособности
    • Размер пособия по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие
    • Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность
  • Пособие по безработице
    • Основания назначения пособия по безработице
    • Размеры и сроки выплаты пособия по безработице
    • Прекращение, приостановление выплаты и снижение размера пособия по безработице
  • Пособия, выплачиваемые гражданам, имеющим детей
    • Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
    • Пособие по беременности и родам
    • Единовременные пособия гражданам, имеющим детей
    • Ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей
  • Иные социальные пособия
    • Пособия, выплачиваемые гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом
    • Пособия и компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений
    • Пособие на погребение
  • Компенсационные выплаты
    • Понятие и виды компенсационных выплат
    • Компенсации гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф
    • Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами
    • Компенсационные выплаты гражданам, имеющим детей
  • Обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями
    • Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
    • Виды обеспечения по страхованию
    • Назначение и выплата обеспечения по страхованию
  • Медицинская помощь и лечение
    • Право граждан на охрану здоровья
    • Медицинское страхование
    • Виды медико-социальной помощи
    • Лекарственная помощь
    • Санаторно-курортное лечение
  • Правовое регулирование социального обслуживания
    • Понятие и принципы социального обслуживания
    • Виды социального обслуживания
    • Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
    • Социальное обслуживание детей

Страховой стаж

Действующее российское законодательство позволяет говорить о двух видах страхового стажа: страховой стаж для установления трудовых пенсий; страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Страховой стаж для установления трудовых пенсий.

Понятие этого вида страхового стажа содержится в ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной страховой деятельности, когда уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, которые засчитывались в страховой стаж. Страховой стаж для установления трудовых пенсий включает соответствующие периоды после 1 января 2002 г.

В страховой стаж для установления трудовых пенсий включаются две группы периодов - страховые и нестраховые . К страховым относят периоды работы и другой деятельности на территории Российской Федерации, за которые лица, застрахованные в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Нестраховые периоды закон не связывает с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются следующие периоды:

  1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ 1993 г.;
  2. период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  4. периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Нестраховые периоды насчитываются в страховой стаж при обязательном условии: им должна предшествовать (либо за ними следовать) работа (независимо от ее продолжительности - достаточно одного дня).

Порядок подсчета страхового стажа установлен постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

Правовые последствия этого вида страхового стажа связаны с возникновением права на трудовую пенсию. Так, для приобретения права на трудовую пенсию по старости мужчинам и женщинам требуется не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по инвалидности по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа, но при условии обязательного пенсионного страхования инвалида или умершего кормильца.

Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Этот вид страхового стажа пришел на смену непрерывному трудовому стажу и был введен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Понятие данного вида страхового стажа в законодательстве отсутствует. Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - суммарная продолжительность периодов работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периодов иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 февраля 2007 г. № 91.

Примечание. Практически невозможно найти работодателя, у которого сотрудники за время его предпринимательской деятельности хотя бы раз не болели. А это, в свою очередь, обязывает его . Расчет же такого пособия необходимо осуществить в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и принятыми в развитие их нормативными правовыми актами.

Размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности находится в непосредственной зависимости от страхового стажа работника. Так, согласно ч. 1 и 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 лет и более, данное пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. Работнику, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, полагается 80% среднего заработка. Сотруднику же, страховой стаж которого не достиг 5 лет, причитается всего лишь 60% среднего заработка. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера , установленного федеральным законом. Напомним, что с 1 января текущего года МРОТ установлен в размере 5205 руб. (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
При расчете же пособия по беременности и родам установлена лишь одна градация по стажу - 6 месяцев. Данное пособие застрахованным лицам, страховой стаж у которых:

  • не достиг 6 месяцев, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ;
  • превысил 6 месяцев, - в размере 100% среднего заработка (ч. 1 ст. 11 упомянутого Закона N 255-ФЗ).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, при выплате указанных пособий в размере, не превышающем МРОТ, их сумма увеличивается на эти коэффициенты (ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, для определения размера пособий как по временной нетрудоспособности, так и по беременности и родам работодателю необходим цифровой показатель страхового стажа застрахованного лица. Страховым же стажем в целях социального страхования признается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

Учитываемые периоды

Основные положения исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам изложены в ст. 16 Закона N 255-ФЗ. Так, в страховой стаж для определения размеров указанных пособий включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Законодатель при этом дал поручение федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, разработать и утвердить правила подсчета и подтверждения страхового стажа. На тот момент таковым являлось Минздравсоцразвития России (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321). Ведомством в связи с этим был выпущен Приказ от 06.02.2007 N 91, которым утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно п. 2 Правил в страховой стаж застрахованного лица включаются периоды:

  • его работы по трудовому договору;
  • когда это лицо находилось на государственной гражданской или муниципальной службе;
  • иной его деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

К иным периодам деятельности застрахованного лица, которые учитываются при определении страхового стажа, относятся:

  • периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 01.01.2001 и после 01.01.2003, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
  • периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 г., а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после приведенной даты;
  • периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

Если застрахованное лицо определенное время осуществляло:

  • адвокатскую деятельность - до 1 января 2001 г. (без каких-либо условий) и после 1 января 2003 г. при уплате в этот период платежей на социальное страхование;
  • деятельность в качестве священнослужителя, за которую уплачены платежи на социальное страхование, -

то периоды такой деятельности включаются в страховой стаж (п. 2 Правил).

Примечание. В страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Под платежами на социальное страхование в целях указанных Правил понимаются:

  • взносы на государственное социальное страхование - за период до 1 января 1991 г.;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования РФ - за период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2000 г.;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании" - за период после 1 января 2010 г.;
  • налоги, зачисляемые в ФСС РФ:

единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, - за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2010 г.;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2010 г.;

Зачисляемая же в бюджет Фонда социального страхования РФ часть единого налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями при использовании "упрощенки", ЕНВД и ЕСХН, не признается уплатой платежей на социальное страхование за этот период деятельности (п. 3 Правил).

К платежам на социальное страхование относятся также и страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, добровольно уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, в соответствии с:

  • Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" - за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2009 г.;
  • упомянутым Законом N 255-ФЗ - за период после 1 января 2010 г.

Напомним, что Закон N 190-ФЗ устанавливал порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей. Отнесенные законодателем в "другую категорию страхователей" адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера имели право добровольно вступить в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этом случае они осуществляли уплату за себя страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 части второй НК РФ для соответствующих категорий плательщиков (ст. 3 Закона N 190-ФЗ).

С 1 января 2010 г. Закон N 190-ФЗ утратил силу (п. 16 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Пунктом же 14 ст. 34 Закона N 213-ФЗ в Закон N 255-ФЗ была введена гл. 1.2 "Особенности уплаты страховых взносов", ст. 4.5 которой установлен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поэтому лица, воспользовавшиеся таким правом, могут включить в свой страховой стаж периоды деятельности, за которые ими были добровольно уплачены страховые взносы в ФСС РФ.

Примечание. Учитываются в страховом стаже и периоды привлечения к оплачиваемому труду после 1 ноября 2001 г. лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы.

Подтверждающие документы

Подтвердить страховой стаж по месту назначения и выплаты пособия могут документы, которые удостоверяют, что в определенные периоды работы физическое лицо было застраховано в системе государственного социального страхования и с его доходов в бюджет Фонда социального страхования РФ поступали платежи. Собрать же такие документы должно само застрахованное лицо (п. 20 Правил) и представить их по месту назначения и выплаты пособия. Для работников таковым является работодатель, для адвокатов, индивидуальных предпринимателей, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию, - территориальный орган ФСС РФ (ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Напомним, что с 1 января 2004 г. при оформлении трудовой книжки используется форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, до этого же использовалась форма трудовой книжки, которая была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656.

Сами трудовые книжки и записи, произведенные в них, должны быть оформлены в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. тем же Постановлением Правительства РФ N 225) или трудовым законодательством, действующим на день внесения записей в них (п. 24 Правил).

Периоды, которые подтверждаются в трудовой книжке записями, осуществленными с нарушением указанных нормативных документов, специалисты ФСС РФ могут исключить из страхового стажа. Не исключена вероятность, что это может привести и к уменьшению размера начисленного пособия. Последнее же проверяющими будет признано как нарушение в расходовании соцстраховских средств и повлечет за собой непринятие к зачету части суммы пособия, выплаченной работнику, в счет исчисленной суммы страховых взносов в ФСС РФ.

Примечание. Проблем с подтверждением страхового стажа застрахованного лица не возникает, если сотрудник до найма его работодателем все время работал по трудовому договору (трудовым договорам) в организации (организациях) или проходил государственную гражданскую или муниципальную службу. Данные о такой работе, а следовательно, и о страховом стаже подтверждаются записями в его трудовой книжке (п. 8 Правил).

До 6 октября 2006 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации") работодатели - индивидуальные предприниматели при найме сотрудников не имели права вести их трудовые книжки. Действующей до этой даты Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162) не предусматривалась возможность ведения ими трудовых книжек. Поэтому трудовой стаж работающих у индивидуальных предпринимателей лиц до этого момента может подтверждаться письменным трудовым договором, зарегистрированным в органе местного самоуправления по месту регистрации предпринимателя, и документами работодателя, подтверждающими уплату указанных выше платежей в ФСС РФ.

Если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо нет записей об отдельных периодах работы сотрудника, то в подтверждение этих периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 8 Правил).

Документы, свидетельствующие о периодах работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, которые представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия, должны содержать:

  • номер и дату выдачи;
  • Ф.И.О. застрахованного лица, которому выдается документ;
  • месяц и год его рождения;
  • место и период работы, профессию (должность) с указанием оснований - приказов, лицевых счетов и др.

При этом документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься для подтверждения страхового стажа и в случае, если не содержат основания для их выдачи.

Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадают с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, то факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о регистрации (расторжении) брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (п. 26 Правил).

Деятельность:

  • индивидуального предпринимателя;
  • члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • члена родовой, семейной общины малочисленных народов Севера;
  • физического лица, занимающегося частной практикой нотариуса, частного детектива, частного охранника, иного лица, занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, -

за периоды до 1 января 2001 г. и после 1 января 2003 г. подтверждается документом территориального органа Фонда социального страхования РФ об уплате платежей на социальное страхование (п. п. 12 - 14 Правил).

Отметим, что у перечисленных выше лиц ни при каких обстоятельствах два года - 2001-й и 2002-й - целиком не входят в страховой стаж, поскольку в этот период они в принципе не могли уплачивать социальные платежи в ФСС РФ.

Застрахованные лица периоды работы у отдельных граждан по договорам (в качестве домашней работницы, няни, секретаря, машинистки и др.) могут подтвердить договором между работодателем и работником, зарегистрированным в органах местного самоуправления, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование (п. 10 Правил).

Алгоритм расчета

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Данное положение не столь уж четко установило алгоритм расчета. Расчет можно осуществлять двумя способами.

Первый вариант заключается в следующем. Вначале подсчитывается количество календарных дней:

  • по трудовой книжке - с даты приема на работу:

по дату увольнения - по предыдущим местам работы;

по день наступления временной нетрудоспособности - по последнему месту работы, а также

  • по каждому представленному документу, подтверждающему страховой стаж.

Полученные значения суммируются, и тем самым определяется общее количество дней страхового стажа во всех периодах работы.

Затем эта сумма делится на 30 дней, поскольку каждые 30 дней в целях указанных Правил признаются полным месяцем. Полученное целое число указывает на количество полных месяцев страхового стажа. Оставшаяся же дробная часть в дальнейшем расчете не участвует.

Последним же действием становится определение количества полных лет страхового стажа. Для этого полученное количество полных месяцев страхового стажа делится на 12 месяцев.

При втором же варианте расчета по каждому месту работы, указанному в трудовой книжке, а также по каждому представленному документу, подтверждающему страховой стаж, определяется количество полных лет, полных месяцев и дней работы в неполных месяцах. После чего находятся совокупности по каждой такой составляющей. А затем составляющая по дням переводится в полные месяцы, а совокупность по месяцам с учетом полученных месяцев из совокупности дней переводится в полные годы.

Разница при определении страхового стажа при использовании первого и второго вариантов вроде бы небольшая - 5 (или 6) дней за год (365 дн. (366 дн.) - 30 дн/мес. x 12 мес.). Но она может стать критичной в моментах, когда стаж меняет порядок исчисления пособий, то есть когда он близок к 6 месяцам, 5 и 8 годам.

Пример . 19 июня 2013 г. в организацию на работу был принят М.Т. Сухой. Данная работа является для него первой. 25 декабря им представлен листок нетрудоспособности о его болезни с 16 по 24 декабря.
Страховой стаж на момент наступления временной нетрудоспособности (16 декабря) при использовании первого варианта расчета составит 6 месяцев и 1 день, поскольку сотрудник проработал в организации 181 день ((12 + 31 + 31 + 30 + 31 + 30 + 16), где 12 и 16 - число проработанных дней в июне и декабре, 6 мес. (181 дн. : 30 дн/мес.)). Исходя из этого пособие по временной нетрудоспособности работнику следует выплатить в размере 60% среднего заработка.
По второму же варианту расчета страховой стаж работника - 5 месяцев и 28 дней (5 полных месяцев - с июля по ноябрь включительно, 28 дней складываются из 12 дней в неполном июне и 16 дней в неполном декабре). Следовательно, работнику полагается пособие в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.

Подобный случай и рассматривался судьями ФАС Уральского округа. Организация при определении страхового стажа работника воспользовалась первым вариантом расчета и определяла страховой стаж исходя из общего количества взятых календарных дней как с предыдущих мест работы, так и со своего и деления общего количества календарных дней на 30 дней. Страховой стаж двух работников для определения размера пособия составил чуть более 5 лет (5 лет 9 дней и 5 лет 3 дня). В связи с чем пособие по временной нетрудоспособности указанным застрахованным лицам было выплачено страхователем исходя из 80% среднего заработка.

Суд первой инстанции и апелляционный суд установили, что в рассматриваемом случае исчисление страхового стажа работникам произведено организацией в противоречие принципу, закрепленному в п. 21 Правил. Судьи при этом пришли к выводу о правомерности определения отделением ФСС РФ страхового стажа как менее 5 лет и, соответственно, исчисления застрахованным лицам организации пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% среднего заработка.

Кассация решение суда первой инстанции и Постановление апелляционного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения (Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2012 N Ф09-11441/12, Определением ВАС РФ от 26.03.2013 N ВАС-3541/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

Как видим, необходимость перевода каждых 30 дней в полные месяцы действует только для не полностью отработанных застрахованным лицом месяцев. В Письме ФСС РФ от 30.10.2012 N 15-03-09/12-3065П подчеркнуто, что при расчете страхового стажа перевод каждых 30 дней указанных периодов в полные месяцы, а каждых 12 месяцев этих периодов - в полные годы предусматривается только для неполных календарных месяцев и неполных календарных лет.

В случае если календарный месяц или календарный год отработан работником полностью, то делить количество отработанных дней на 30 дней и соответственно 12 месяцев нет необходимости.

С учетом приведенного работнику в приводимом выше примере пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.

Окончание примера . Расчетным периодом при страховом случае, произошедшем в 2013 г., являются 2011 и 2012 гг. У Сухого работа в организации первая, поэтому в расчетном периоде у него не было заработка. Средний дневной заработок в таком случае рассчитывается исходя из МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Величина среднего дневного заработка равна 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. x 24 мес. : 730 дн.).
Сумма дневного пособия составит 102,67 руб/дн. (171,12 руб/дн. x 60%), размер же пособия по временной нетрудоспособности - 924,03 руб. (102,67 руб/дн. x 9 дн.).
Дневное пособие было исчислено исходя из МРОТ, поэтому осуществлять проверку на ограничение, установленное ч. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, нет смысла. Пособие (60% среднего заработка, определенного из МРОТ) и так не превысит МРОТ в пересчете на полный календарный месяц.
Первые три дня болезни 308,01 руб. (102,67 руб/дн. x 3 дн.) оплачиваются за счет работодателя, остальные шесть дней 616,02 руб. (924,03 - 308,01) - за счет средств ФСС РФ.

Если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, то за дату принимается 1 июля соответствующего года. Если же в документе не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца (п. 27 Правил).
Определять страховой стаж сотрудников работодателю желательно коллегиально. Для этого логично создать специальную комиссию, результаты заседаний которой будут оформляться протоколом. Вариант такого протокола приведен в образце.

Как было сказано выше, документы, подтверждающие страховой стаж, должно собрать само застрахованное лицо. Но не исключена вероятность, что в момент представления листка нетрудоспособности сотрудник необходимых дополнительных документов работодателю не представит.

Работодателю для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам законодатель предоставил 10 календарных дней, исчисляемых со дня обращения застрахованного лица за его получением. Выплату же пособия работодателю надлежит осуществить в ближайший после назначения пособия день выдачи заработной платы (ч. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

Поэтому если работник принес больничный лист, а дополнительные документы еще не готовы, то работодателю необходимо определить страховой стаж исходя из имеющихся на тот момент данных, осуществить расчет размера пособия и выплатить работнику причитающуюся сумму. После же представления дополнительных документов уточняется продолжительность страхового стажа работника (при этом оформляется новый протокол об определении страхового стажа) и производится перерасчет пособия. Но такой перерасчет можно осуществить лишь до истечения шести месяцев, отсчитываемых со дня выхода сотрудника на работу по окончании болезни. И связано это с существующим ограничением по времени назначения пособия по временной нетрудоспособности. Оно может назначаться, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (ч. 1 ст. 12 Закона N 255-ФЗ).

Выше было указано, что для получения пособия в размере 100% среднего заработка страховой стаж работника должен составлять 8 лет и более. Если такое количество лет работодателем определяется из записей трудовой книжки, то представлять работнику дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж при осуществлении им иной деятельности, нет необходимости.

Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам – это учитываемая при определении размера указанных пособий продолжительность периодов работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периодов инои̌ деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Данный вид стажа представляет собой разновидность специального страхового стажа, однако в отличие от специального страхового стажа как продолжительности только определенной работы, указанной в законе, в данный стаж включается любая работа, в период которой лицо подлежало данному виду обязательного социального страхования. Он введен с 1 января 2007 года Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ ʼʼОб обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнствомʼʼ. Данный вид стажа как юридический факт, с которым связано право на определенный размер пособия по временной нетрудоспособности, по существу заменил непрерывный трудовой стаж.

В зависимости от продолжительности данного вида специального страхового стажа размерпособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255 – ФЗ ʼʼОб обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнствомʼʼможет составить 100%, 80% или 60% от среднедневного заработка работника. Следует учесть, что величина такого стажа может привести и к резкому снижению стандартных размеров пособия. Закон установил, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (а равно и по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

В виде исключения, в данный вид специального страхового стажа наравне с периодами работы и (или) инои̌ деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 указанного закона, засчитываются также периоды прохождения военной службы и инои̌ службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" 2015, 2017-2018.

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа работника:

при страховом стаже восемь и более лет работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, при страховом стаже от пяти до восьми лет - на пособие в размере 80% среднего заработка, при страховом стаже до пяти лет - на пособие в размере 60% среднего заработка.

Что же такое страховой стаж?

Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании» страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91.

В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды:

работы по трудовому договору,

государственной гражданской или муниципальной службы,

а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

К последним относятся периоды:

Деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 г. и после 1 января 2003 г., если за эти периоды уплачены платежи на социальное страхование;

Деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 г., а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 г.;

Работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 г., а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 г.;

Исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания, депутатом ГД Федерального Собрания, замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

Деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

Привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 01.11.2001.

Кроме этого, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Должен ли работодатель проверять уплату страховых взносов в ФСС по предыдущим местам работы для подсчета страхового стажа?

Проверить, уплачивались ли за работника страховые взносы, не представляется возможным, поскольку в ФСС персонифицированный учет отсутствует. Поэтому факт уплаты страховых взносов в ФСС не рассматривается в качестве условия включения этих периодов в страховой стаж. Законодатель исходит из того, что за периоды трудовой деятельности платежи на обязательное социальное страхование должны перечисляться в силу закона.

Какими документами подтверждается страховой стаж?

Основной документ, подтверждающий периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания, замещения других государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, - трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действующему на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Записи в трудовых книжках должны быть оформлены в соответствии с законодательством, действовавшим на дату их внесения. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным согласно трудовому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений.

Например, до 06.10.2006 индивидуальные предприниматели не имели права делать записи в трудовых книжках. Поэтому периоды работы у индивидуального предпринимателя до этой даты подтверждаются трудовым договором.

Каков порядок исчисления страхового стажа?

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Если периоды работы, включаемые в страховой стаж, совпадают, то учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.

На практике возникают вопросы по исчислению страхового стажа.

Входит ли в страховой стаж отпуск по уходу за ребенком?

На основании статьи 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период такого отпуска за работником сохраняется место работы (должность). Поскольку в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до трех лет действие трудового договора продолжается, этот период при подсчете страхового стажа учитывается.

Поэтому отпуск по уходу за ребенком входит в страховой стаж.

Входит ли в страховой стаж период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и привлекается к общественным работам?

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, признаются безработными. В связи с этим за граждан, состоящих на учете в службе занятости, страховые взносы в ФСС не уплачиваются.

Таким образом, периоды, в течение которых граждане состоят на учете в службе занятости населения и получают пособие по безработице, в страховой стаж не включаются и, соответственно, при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности не учитываются.

Если же граждане состоят на учете в службе занятости населения и привлекаются к участию в общественных работах, эти периоды включаются в страховой стаж, поскольку в соответствии со статьей 13 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор и они подлежат обязательному социальному страхованию на общих основаниях.

Индивидуальные предприниматели уплачивают предусмотренные действующим законодательством налоги. Но это не означает, что они уплачивали и страховые взносы в ФСС, поскольку уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями - не обязательный, а добровольный платеж. Если индивидуальный предприниматель добровольно не уплачивал страховые взносы в ФСС, этот период не входит в страховой стаж. Периоды деятельности индивидуального предпринимателя подтверждаются:

за период до 1 января 1991 г. - документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование;

за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года, а также за период после 1 января 2003 года - документом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате платежей на социальное страхование.

В 2001-2002 годах действующим законодательством не было предусмотрено возможности предпринимателям уплачивать страховые взносы в ФСС.

Входит ли в страховой стаж служба в армии?

В страховой стаж включаются военная служба, а также служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Периоды прохождения военной службы, а также иной службы подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Засчитывается ли в страховой стаж период, когда работник вынужденно не работал из-за незаконного увольнения?

Да, этот период засчитывается в страховой стаж. Когда работник по решению суда или трудовой инспекции восстанавливается на работе, дата увольнения у него аннулируется. За период, когда он вынужденно не работал, ему выплачивается зарплата и доначисляются страховые взносы.