Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Специфика познавательной литературы для детей. История развития научно-познавательной литературы для младших школьников Вопросы и задания

Специфика познавательной литературы для детей. История развития научно-познавательной литературы для младших школьников Вопросы и задания

Сочинение

Российская научно-художественная литература для детей создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой, антинаучной, реакционной и религиозной популярной книгой; а с другой стороны- в развитии лучших традиций этого жанра, представленного перед революцией произведениями Д. Кайгородова, В. Лункевича, Я. Перельмана, Н. Рубакина и др. Эти талантливые популяризаторы науки продолжали работать.
К ним присоединились известные ученые и писатели. Появились в печати произведения М. Пришвина («Рассказы егеря Михаил Михалыча»), И. Соколова-Микитова («Найденов луг»), В. Обручева («Плутония»), А. Арсеньева («Дерсу Узала»), В. Дурова («Звери дедушки Дурова») и др. Российская научно-художественная литература создавалась, как отмечал А. М. Горький, «при непосредственном участии подлинных работников науки и литераторов высокой словесной техники». Становление ее как жанра связано в первую очередь с творчеством Б. Житкова, В. Бианки и М. Ильина, которые начали печататься с 1924 рода в журнале «Новый Робинзон», редактируемом С. Маршаком. (Старое название журнала - «Воробей».)

Российская научно-художественная литература для детей создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой, антинаучной, реакционной и религиозной популярной книгой; а с другой стороны – в развитии лучших традиций этого жанра, представленного перед революцией произведениями Д. Кайгородова, В. Лункевича, Я. Перельмана, Н. Рубакина и др. Эти талантливые популяризаторы науки продолжали работать.
К ним присоединились известные ученые и писатели. Появились в печати произведения М. Пришвина (“Рассказы егеря Михаил Михалыча”), И. Соколова-Микитова (“Найденов луг”), В. Обручева (“Плутония”), А. Арсеньева (“Дерсу Узала”), В. Дурова (“Звери дедушки Дурова”) и др. Российская научно-художественная литература создавалась, как отмечал А. М. Горький, “при непосредственном участии подлинных работников науки и литераторов высокой словесной техники”. Становление ее как жанра связано в первую очередь с творчеством Б. Житкова, В. Бианки и М. Ильина, которые начали печататься с 1924 рода в журнале “Новый Робинзон”, редактируемом С. Маршаком. (Старое название журнала – “Воробей”.)

Сочинение по литературе на тему: Научно художественная литература для детей

Другие сочинения:

  1. Научная фантастика уходит своими корнями в глубокое прошлое, но как отрасль художественной литературы (позднее также театра, кино, телевидения) сложилась в XIX в., под воздействием бурного развития науки и техники, а широкое признание получила сравнительно недавно – накануне и после второй Read More ......
  2. Влияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а произведения их входили в круг детского и юношеского чтения. В Read More ......
  3. Сюжет – напряженно-динамичный, много интересных событий, приключений, много всего таинственного. Чем меньше возраст читателя, тем меньше его интерес к описанию природы, психологии героя. Герой – двигатель сюжета. Главный герой – сверстник читателя, этот герой рисует этот мир таким, каким ребенок Read More ......
  4. Важную роль сыграло творчество По в процессе становления научно-фантастического жанра. “Рукопись, которая была найдена в бутылке”, “Повесть о странствованиях Артура Гордона Пима”, “Необычные приключения неизвестного Ганса Пфааля”, “История с аэростатом”, “Дневник Джулиуса Родмена” поражают обоснованностью научной базы. Глубокие познания По Read More ......
  5. Несмотря на то, что обстановка пореформенной реакции и правительственных репрессий сильно затрудняла развитие общественной мысли, художественная литература достигла в этот период нового расцвета. Он был обусловлен прежде всего тем, что все выдающиеся русские писатели посвящали свое искусство отражению общественной жизни Read More ......
  6. Вьетнам – страна древней цивилизации. Трудолюбивый и талантливый вьетнамский народ тысячелетия жил в бедности и угнетении. Главными его врагами издавна были китайские императоры. В течение многих веков Китай нападал на Вьетнам, завоевывая его территории, сажал наместников китайских императоров – мандаринов. Read More ......
  7. В ХІХ ст. продолжался расцвет музыки, роль которой в культурном процессе эпохи была чрезвычайно большой. Абстрагируясь от прямого отображения жизни, она способна вызвать целостность и чувственную конкретность переживаний. В музыке заложена эстетичная потенциальная возможность эмоционально влиять на внутренний мир человека, Read More ......
  8. В 1921 году в Монголии произошла народная революция. До революции Монголия была одной из самых отсталых стран с почти поголовной неграмотностью. Пастухи, охотники и земледельцы не имели доступа к феодальной культуре, которая развивалась либо при монастырях, где имелись типографии для Read More ......
Научно художественная литература для детей

Значительное место в детской литературе занимают произве­дения, которые посвящены популяризации сведений из различ­ных областей знаний - естествознания, истории, техники, фи­зики и многих других. Для подобной литературы существует не­сколько названий: научно-популярная, научно-художественная, познавательная. Составленные, как правило, из двух понятий, эти названия призваны отразить двойственную сущность познаватель­ной литературы: средствами художественного слова давать пред­ставление читателю об отдельных научных фактах или явлениях. Таким образом, познавательная литература занимает промежуточ­ное место среди научных и художественных книг, заметно отли­чаясь от тех и других. В научных или учебных книгах авторы стре­мятся к максимальной объективности в подаче материала, в то время как авторы познавательных произведений излагают тот же самый материал сквозь призму личного, субъективного отноше­ния. Субъективность проявляется в эмоциональной окрашенности повествования, образности, присутствии художественного вымыс­ла. Даже сугубо практические книги, популяризирующие знания для детей, могут выражать субъективно-поэтическое видение мира. Вот пример из книги ученого-популяризатора А. Ферсмана «Вос­поминания о камне» . В рассказе «Алебастр» один из героев (италь­янец по национальности) так описывает этот камень:

Белый-белый, как ваш сибирский хлеб, как сахар или русская мука для макарон, таким должен быть алебастр.

О добыче алебастра рассказывается в увлекательных историях, которые уносят читателя и в средневековую Италию, и на совре­менный Урал. Сравните художественное повествование с характе­ристикой камня из учебника по минералогии: «Алебастр - мел­козернистая разновидность гипса разного цвета, преимуществен­но чисто белого, встречается в Италии, на западном склоне Ура­ла и во многих других местах. Используется как мягкий декоратив­ный камень». Академик А. Ферсман был автором строгих научных работ, но в познавательной литературе он становился увлечен­ным рассказчиком, наделенным ярким воображением и поэти­ческим складом.

Позиция автора в познавательной книге может быть различной. В одном случае он придерживается роли ученого-популяризатора, рассказывающего читателю о волнующей его теме или проблеме. Тогда не редкость ссылки на собственный научно-исследователь­ский опыт, рассказы о деятельности других ученых. В другом слу­чае автор оставляет за кадром свою научную деятельность, скры­ваясь часто под маской вымышленного рассказчика. Он дает волю воображению и фантазии, придумывает персонажей и занима­тельный сюжет. Выбор формы изложения зависит от того, какие задачи прежде всего ставит перед собой писатель: популярно из­ложить материал, дать ему нравственно-философское осмысле­ние, выразить эмоциональную оценку или предложить практи­ческие рекомендации.

Но какую бы позицию ни избрал автор, он остается верен на­учному факту, на основе которого рождается художественный образ, развивается нравственно-философская идея или публици­стическая тема. В основе всех произведений познавательной лите­ратуры лежат точные факты, экспедиционные материалы, доку­ментальные наблюдения, лабораторные исследования. Писатель не позволяет себе во имя интересного вымысла исказить реаль­ные отношения, царящие в мире природы, и это обязательное условие для всех познавательных книг, независимо от темы и жанра. В рассказе известного зоолога Н. Плавильщикова «Зубочистка для крокодила» говорится о «дружбе» крокодила и маленькой птички. Взаимопомощь, которую эти животные оказывают друг другу в природе, давно обросла легендами. Как бы ни хотелось автору потешить читателя красивой историей, он придерживается био­логической истины: птица и зверь «не стремятся к тому, чтобы оказывать взаимные услуги. Они просто живут рядом и приспосо­бились друг к другу». Такое предпочтительное отношение к науч­ному факту отличает познавательную литературу от других видов детской литературы.

Но в произведениях, популяризирующих знания, научный факт выполняет не только информационную функцию. Он рассматри­вается автором в связи с существующими представлениями о на­значении науки и ее роли в жизни человека. Представления эти подвержены изменениям в зависимости от развития обществен­ных взглядов. Так, популярные в советском обществе и литературе 30-х годов XX века идеи покорения природы сменились три деся­тилетия спустя призывами к бережному отношению к ней. «Чис­той науки» на страницах детских познавательных книг не бывает.

Жанры и стили познавательной литературы очень разнообраз­ны. Так, природоведческая тема помимо задач научно-популярного характера открывает большие возможности для постановки нравственных и философских проблем. Поэтому наблюдение за миром природы находит отражение в рассказах, описаниях, сказ­ках. Историческая тематика часто лежит в основе повестей или рассказов из исторического прошлого. Судьбе знаменитой в исто­рии или науке личности посвящаются биографические жанры. Гео­графические сведения облекаются часто в форму путешествий. По­пуляризация научно-технических знаний тяготеет к жанру по­знавательных бесед с яркими примерами и доступной манерой изложения.

Столь же разнообразны виды изданий познавательной лите­ратуры: от книжек-картинок, книжек с наклейками, книжек-игрушек, сборников рассказов и сказок до справочников и мно­готомных энциклопедий. Приемы и виды литературы, популя­ризирующей знания для детей, постоянно пополняются, неко­торые из них рождаются на наших глазах, другие имеют давнюю историю.

История познавательной литературы для детей началась чуть ли не раньше самой детской литературы: авторы первых детских книг XVII -XVIII веков брались за перо в поисках путей популя­ризации знаний. Так возникли беседы и разговоры на познава­тельные темы, географические путешествия, исторические рас­сказы. Иногда писателей подводила неосведомленность в вопро­сах науки, зато книги, написанные талантливыми учеными-по­пуляризаторами, обладали всеми достоинствами хорошей позна­вательной литературы. Например, известный натуралист XIX века М. Богданов был не только светилом науки, но и блестяще вла­дел литературным слогом.

Но по-настоящему возможности познавательной литературы раскрылись в первые десятилетия XX века, и толчком для этого послужили резкие перемены в социальной жизни страны после революции 1917 года. Популяризация знаний стала лозунгом со­ветского времени, как и идея активного освоения природы чело­веком. Писать о науке и технике в те годы приходилось для чита­теля, не имевшего элементарных знаний. Новая читательская ауди­тория и новые просветительские задачи толкали не к повторению литературных форм, а к экспериментам. Они уводили порой дале­ко от утилитарных целей в мир настоящих литературных откры­тий. Поэтому многие познавательные книги 20 - 30-х годов XX ве­ка сохраняют свое художественное значение вплоть до сегодняш­него дня.

За основу были взяты популярные в детской литературе фор­мы и приемы, в основе которых - остросюжетное повествова­ние, живая беседа, увлекательный рассказ. Например, в новом качестве предстал жанр путешествий. Герои познавательных книг отправлялись в мир науки и техники, и открывался он не в экзотических странах, а в знакомых лесах и полях, рабочих мастер­ских и лабораториях ученых. Даже обычная комната могла стать объектом познавательного путешествия, если о предметах в ней рассказывает ученый-инженер. В книге М.Ильина «Сто тысяч почему» (1929), которая знакомит читателя со сведениями из об­ласти физико-технических наук, есть раздел «Путешествие по комнате». Он открывается интригующим вступлением:

Мы с интересом читаем о путешествиях по далеким, неисследован­ным странам и не догадываемся, что в двух шагах от нас, а то и ближе лежит незнакомая, удивительная, загадочная страна, которая называет­ся «наша комната».

Толчком для познавательного путешествия служат вопросы-загадки («Бывают ли стены из воздуха?», «Почему вода не го­рит?»). Ответы на них требуют научных знаний, в поисках которых читатель отправляется с автором в воображаемое путешествие.

Такое путешествие зачастую оказывается путешествием в про­шлое, там популяризатор находит предысторию какого-либо изоб­ретения или научно-технического открытия. Так, книга Е.Данько «Китайский секрет» (1925), посвященная истории фарфоровой чашки, представляет собой ряд увлекательных историй из далеко­го прошлого.

Но сама история - тоже наука со своими особенностями науч­но-исторического исследования. С ними знакомят ребенка попу­лярные произведения, написанные учеными-историками. Как пра­вило, речь в них идет об открытии какого-либо исторического документа. В знаменитой книге С.Лурье «Письмо греческого маль­чика» (1930) рассказывается о том, как ученые смогли прочитать на клочке древнего папируса письмо, написанное на древнегре­ческом языке.

На службу познавательным целям были поставлены и такие популярные в детской литературе жанры, как сказки, рассказы, повести и даже фантастические романы. Создавали писатели и совсем оригинальные произведения. Например, познавательная книга Б.Житкова «Что я видел» (1939) написана от лица ребен­ка, или «Лесная газета» В.Бианки (1928), написанная в виде го­дового выпуска газеты.

Созданная в начале XX века традиция познавательной литера­туры продолжалась во второй половине века, теперь за перо бра­лись ученики и последователи знаменитых популяризаторов. При­мером такого ученичества может служить школа писателей-нату­ралистов, вдохновителем которой был Виталий Бианки. Вообще в 50 -80-е годы XX века заметно выдвинулась на первый план природоведческая литература. Это было неслучайно. Радость тор­жества человека над покоренной природой сменилась озабочен­ностью нынешним состоянием окружающего мира.

Характерной особенностью познавательной литературы для детей второй половины XX века является сложность научного материала, который в ней излагается. Она рассчитана на грамот­ного и эрудированного читателя, каким является современный ребенок. Его знакомят с техникой, основами химии, физики и электроники. Популярные сведения из русской и советской исто­рии излагаются в жанре исторического рассказа. Наиболее издава­емыми во второй половине XX века были книги С.Алексеева , посвященные в основном героическим страницам национальной истории («Сто рассказов о войне », 1982). Исторические деятели в них оказывались рядом с вымышленными персонажами - людь­ми из народа, которые, по представлению писателя, и есть глав­ные двигатели исторического процесса.

В последние десятилетия наметился интерес к произведениям, в которых рассказывается о славянском прошлом и православных корнях русского народа (например, Г. Юдин «Птица Сирин и всад­ник на белом коне» , 1993). Появились жизнеописания русских религиозных деятелей. В новейшей познавательной литературе для детей интерес к национальным древностям и реликвиям все бо­лее усиливается.

В современной познавательной книге для детей возрастает тя­готение к энциклопедичности. Отсюда такая популярность дет­ских энциклопедий , книг справочного характера. Знаменитая дет­ская энциклопедия «Почемучка», которая увидела свет в 1988 году и не раз переиздавалась, являет собой блестящий образец отече­ственной познавательной литературы. Сказки, беседы, рассказы, загадки, стихотворные истории, ее составляющие, вводят ребен­ка в мир разнообразных знаний.

В последние годы заметно стремление издавать познавательную литературу справочного характера. Рассказ, беседа, описание заме­няются короткой справочной статьей, содержание которой мало понятно ребенку и требует пояснений взрослого. Заменят ли «дет­ские» справочники познавательную литературу? Думается, что нет, ведь у хорошей познавательной литературы есть явное преимуще­ство перед справочной и учебной: она не только дает необходимую справку, но и служит ребенку полноценной книгой для чтения.

Современная полиграфия позволяет издавать красочные, на­сыщенные иллюстрациями книги. Это могут быть и книжки с кар­тинками для самых маленьких, и фотоальбомы для детей постар­ше. Они тоже являются образцами познавательной литературы.

Вопросы и задания

1. В чем отличие познавательной литературы от учебной и художе­ственной?

2. Как складывалась отечественная познавательная литература и что отличает современные издания познавательных книг для детей?

10.2. Природоведческая литература для детей и ее особенности

К природоведческой литературе относят произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и био­логии, рассказы и повести о животных, описание явлений при­роды, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить нетрудно - с животными и растениями ребенок встре­чается на каждому шагу, и интерес к ним сохраняется на протя­жении всех детских лет. С объяснения явлений природы начинает­ся для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с ос­мыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережно­го отношения ко всему живому. Несомненно и патриотическое звучание такой литературы: она прививает любовь к своей стране и родному краю. Читая книги талантливых писателей-натурали­стов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем луч­ше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведче­ской литературы настаивал Виталий Бианки:

Задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных («объективных») знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета...

Тогда читателю откроется «чистейшая "правда", глубоко вер­ное изображение действительности...». Причем речь идет не толь­ко о «правде» из мира животных или растений. Сравним два ко­ротких рассказа Геннадия Снегирева . В заметке «Ворон» из книги «Птицы наших лесов» описывается жизнь воронов:

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую по­лянку, каждый ручеек. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мертвую рыбину на берегу, - сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук-кррук», - несется над тайгой крик воро­на, он оповещает других воронов, что нашел добычу.

Картинка очень выразительна, да к тому же оживлена звуко­вой игрой. Теперь читатель-дошкольник сможет отличить среди птиц наших лесов ворона. Совсем иначе описан ворон в другом рассказе Снегирева. Черная одинокая птица кружит над землей в поисках добычи, вызывая у всех страх и неприязнь.

Ворон возвращается ни с чем: он очень стар. Он сидит на скале и греет больное крыло. Ворон отморозил его лет сто, а может, и двести назад. Кругом весна, и он совсем один.

Больное крыло и неудачная охота - это не только зарисовка с натуры, но и образ печальной одинокой старости, которая вызы­вает у читателя ассоциации с человеческой жизнью и связанные с этим эмоции и раздумья.

Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призы­вая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя-натуралиста пробудить этот интерес средства­ми литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспе­дициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книжки. Важнее оказывается то, как рассказывает о них писатель.

Авторы многих природоведческих книг пишут в форме позна­вательной беседы, используя все преимущества этого жанра: раз­говорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутли­вые замечания. Особенно отличаются этим книги Игоря Акимушкина . Они пестрят выражениями «интересно узнать», «поразитель­ное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фак­тах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхи­щенное удивление перед чудесами природы. Одна из книг Акимушкина для малышей так и называется «Природа-кудесница» (1990), и каждое описание в ней полно эмоций, например, о каракатице сказано:

Живет она в море, а плавает - диво дивное! - наоборот. Не так, как все животные. Головой не вперед, а назад!

В книгах для подростков писатель прибегает к другому приему: он остроумно сопоставляет повадки животных с жизнью совре­менного человека. Поэтому кенгуру («Мир животных», 1971):

переговариваются с родичами по беспроволочному телеграфу, тако­го же типа, как у кроликов и зайцев - стучат лапами по земле.

Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и та­кие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, инт­риги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его. При этом не теряются из вида научная логика и объективность. Многие книги Акимушкина зна­комят с классификацией животных. Но писатель постоянно игра­ет с научной логикой, удивляя читателя тем, что вместе оказыва­ются столь не похожие по внешнему виду звери. Особенно это за­метно в книгах для маленьких. Их названия звучат интригующе - «Это все кошки» (1975), «Это все собаки» (1976), «Это все анти­лопы» (1977). Видовая классификация превращается в увлекатель­ную игру-загадку - попробуй, догадайся о родстве столь разных животных. Композиция книги может следовать и другому прин­ципу - показать различие в повадках животных, которые объяс­няются разной средой обитания. В книге Юрия Дмитриева «Здрав­ствуй, белка! Как живешь, крокодил?» (1986) рассказы посвящены тому, как слышат, чувствуют, передвигаются разные животные. Иногда кажется, что все эти приемы призваны позабавить чи­тателя, «подсластить» ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натура­листа, человека, влюбленного в природу. Мы обращаемся к кни­гам И.Акимушкина, Ю.Дмитриева, В.Бианки или Н.Сладкова не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе с ними пережить чувство радости от встречи с удивительным и прекрасным миром. Разумеется, это относится не только к авторам отечественной природоведческой литерату­ры, но и к замечательным зарубежным писателям, таким как Эрнест де Сетон-Томпсон или Джералд Даррелл.

Вопросы и задания

1. Какие задачи стоят перед природоведческой литературой для детей и как она их решает? Покажите это на примере книг И. Акимушкина и Ю.Дмитриева.

2. Какими средствами решают эти задачи писатели-натуралисты?

Сказки В.Бианки

Сказка - самый популярный в детском чтении жанр, и по­пытки использовать его преимущества в природоведческой лите­ратуре для детей делались не раз. Однако сделать это непросто, поскольку сказочная фантастика не должна искажать факты на­уки. Не должны искажать их и моральные представления о добре и зле, которым не соответствуют царящие в природе законы. По­этому традиционный тип сказки, содержащей «добрым молодцам урок», для природоведческой тематики мало подходит. Речь в та­кой сказке идет об «уроках» другого рода, а животные в них не превращаются в аллегории человеческих достоинств и недостат­ков, как это происходит в баснях.

Создателем природоведческой сказки по праву считают Вита­лия Бианки (1894-1959). Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполни­лась естественнонаучными знаниями (поэтому свои произведе­ния Бианки называл «сказки-несказки»). Сказочная фантастика не была для писателя просто развлекательным приемом, в пони­мании Бианки художественно-поэтическая форма познания мира не менее важна, чем научно-реалистическая.

В рассказе «Глупые вопросы» (1944) описывается разговор меж­ду отцом-ученым и его маленькой дочерью. Предметом спора между ними стало разное восприятие природы: отец познает окружаю­щий мир в категориях объективного научного знания и учит это­му свою дочь. Но девочке мало точных определений и научных классификаций. Расспрашивая про птиц, она задает отцу вопро­сы, в которых отражен поэтический взгляд на мир («Отчего зуёк кланяется, а плиска хвостиком кивает? Это они здороваются?»). Отцу такой ненаучный подход кажется глупостью («Какие пустя­ки! Разве птицы здороваются?»). И только когда отец ловит себя на мысли, что «глупые» вопросы дочери натолкнули его на инте­ресные открытия, он признает значение поэтического взгляда на мир. Этот взгляд позволяет познать природу во всей ее глубине. Вот почему сказка, по словам Бианки, «самый глубинный вид литературы».

Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, эмоциональную насыщенность и близость к живой разго­ворной речи - наследство народной сказочной традиции. К ней писатель обращался в собственном творчестве, называя «эмоции, фабульность, простоту языка» тремя китами своей поэтики.

Связь с народной сказкой в произведениях Бианки не была прямолинейной, ведь перед ним стояли иные, познавательные задачи. Но, рассказывая о законах природного мира, писатель не раз обращался к отдельным мотивам и приемам народной сказки, а также пользовался разговорной речью с характерным для нее метким словом. Но не только этим отличаются сказки Бианки. В них есть напряженный повествовательный ритм, художественная игра со звуком и словом, яркая образность - все это характерно для поэтической культуры начала XX века, на которой Бианки вос­питывался и сформировался как писатель. Традиция двух куль­тур - народной и литературной - определила своеобразие при­родоведческих сказок Бианки.

Материалом для них послужили наблюдения над жизнью раз­личных животных. Особенно много Бианки писал о птицах (его отец был известным орнитологом, и в своих научных интересах писатель шел по стопам отца). Но о чем бы ни писал Бианки, он придерживался правила: изображать жизнь животных не в виде отдельных разрозненных фактов, а в глубокой взаимосвязи с об­щими законами природы. От этого зависят внешний вид и повад­ки животного, и задача писателя - показать действие этих общих законов на примере конкретных представителей из мира птиц и животных. Сохраняя общее в своих персонажах, писатель избегает безликости, которая чужда самой природе литературного героя.

Индивидуальность начинается с того, что персонаж получает имя. Случайных имен у Бианки нет, каждое имя говорит о при­надлежности персонажа к тому или иному виду животных, и в то же время характеризует его. Иногда для имени достаточно боль­шой буквы (ласточка Береговушка) или легкого изменения слова (Муравьишка). Часто встречаются у Бианки имена, которые обыг­рывают внешний облик животного (куропатка Оранжевое горлыш­ко). Не редкость у Бианки и звукоподражательные имена (мышо­нок Пик, воробей Чик). Что же касается черт характера героев, то они писателем только намечены. Гораздо важнее, что они - ма­ленькие, и такая близость к миру детства всегда вызывает живой отклик у читателей.

Сказка «Лесные домишки» (1924) - одна из самых популярных среди произведений Бианки. Причину такого успеха писатель свя­зывал с образом главной героини сказки - ласточки Береговушки.

Отовсюду слышу, что «Лесные домишки» - любимейшая книжка дошколят. Что в ней угадано для маленьких? Мне кажется - большая уютность: все домики, и один другого лучше, уютнее. Маленький герой - еще «глупенький», ничего в большом мире не знающий, всюду тыкаю­щийся носом, как и сами читатели. Может быть, то доброе, что встреча­ет Береговушку, - слабую и беспомощную в этом огромном, но уже не чужом ей мире.

Действительно, история странствий Береговушки в поисках до­мика для ночлега похожа на рассказ о заблудившемся ребенке. Сход­ство с миром детства обнаруживается уже в первых словах сказки:

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточ­ки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

Чем не детские игры? Но игра продолжается и потом, когда ласточка посещает птичьи гнезда, каждое из которых чем-то по­хоже на игрушечный домик. Ни один из них не нравится малень­кой страннице, и только достигнув родного дома, Береговушка сладко засыпает в своей кроватке.

Детская игра в маленькие домики не исчерпывает содержания сказки. Сюжет о странствованиях Береговушки позволяет Бианки развернуть широкую картину жизни птиц на примере рассказа о птичьих гнездах. Их описания точны и достоверны, но каждый раз наблюдательность орнитолога дополняется взглядом художника. Вот одно из описаний:

Висит на березовой ветке крошечный, легкий домик. Такой уютный домик и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

Каждое слово эмоционально окрашено и приближено к дет­скому видению мира. Поэтому гнезда птиц называются то «воз­душной колыбелькой», то «шалашиком», то «плавучим островком». Ни один из этих милых домиков не привлекает Береговуш­ку - чем не привередница из сказки «Гуси-лебеди»? Но Бианки исподволь подводит читателей к тому, что не капризный харак­тер мешает Береговушке найти подходящий домик, а зависи­мость каждой птицы от определенной среды обитания. На это указывают факты, которые есть в описаниях всех сказочных до­миков.

Детские черты есть и в герое сказки «Мышонок Пик» (1927). Его приключения описываются в духе популярных в детском чтении робинзонад. Отсюда интригующие названия глав («Как мышонок стал мореплавателем», «Кораблекрушение»), которые напомина­ют об опасных морских приключениях. Несмотря на то что сопо­ставление мышонка с Робинзоном комично, рассказ о его зло­ключениях не превращается в шутку или пародию. Речь идет о реальных отношениях в мире природы, участником которых ока­зывается герой Бианки. Эти отношения достаточно суровы, и сказка служит иллюстрацией существующей в природе борьбе за жизнь. Так, страшный соловей-разбойник - это сорокопут-жулан, гро­за мышей, который «хоть и певчая птица, а промышляет разбо­ем». Сам мышонок - представитель определенного биологическо­го вида. Поэтому домик он строит так, «как строили все мыши его породы», а от верной смерти его спасает не чудо, а «желто-бурая шерстка, точь-в-точь под цвет земли». Рассказывая мышиную ро­бинзонаду, Бианки не выходит за пределы природных законов. Это не мешает читателю видеть в мышонке бесстрашного море­плавателя и переживать за исход его приключений. Они заверша­ются главкой под названием «Хороший конец», и такой конец - важное условие для детской книжки.

Такая же приближенность к миру детства есть и в сказке «При­ключения Муравьишки» (1936). Ее герой должен поспеть в мура­вейник до захода солнца - факт из жизни муравьев. В то же вре­мя в поведении героя есть явное сходство с ребенком, который торопится домой до наступления темноты и жалостливо просит о помощи у взрослых. Этим он вызывает сочувствие у всех персо­нажей сказки, которые готовы помочь попавшему в беду малы­шу. Кроме того, Муравьишка похож на хитрецов народных ска­зок о животных: с помощью ловкости и хитрости они неизмен­но одерживают победу, и герой Бианки в нужную минуту к та­ким хитростям прибегает. А вот описание того, как ходит или летает каждый из персонажей, к традиции народной сказки от­ношения не имеет: речь у Бианки идет о строении насекомых и способах их передвижения. Но, рассказывая о них, писатель не порывает со сказкой - все описания из мира художественной образности. Поэтому крылья у жука «точно два перевернутых корыта», жужжит он, «словно мотор заводит», а на нитке, что гусеница дала, можно весело покачаться, как на настоящих качелях. Сравнения, которыми часто пользуется Бианки, не толь­ко соотносят неизвестное с известным ребенку, но и вносят в повествование элемент игры. Игра продолжается и в звукоподра­жании, а также в использовании метафорических выражений и поговорок. О закате сказано: «Солнышко уже краем землю заце­пило», а о переживаниях героя: «Хоть вниз головой бросайся». Все это позволяет сохранить в повествовании на познавательную тему атмосферу настоящей сказки.

Из народной сказочной традиции взял Бианки тип героя-хва­стуна. Такой хвастунишка - щенок в сказке «Первая охота» (1924). Он посрамлен тем, что все животные и птицы сумели от него скрыться. Рассказ о том, как животные укрываются от врагов в природе, похож на описание детской игры в прятки, только играют в нее не дети, а звери. И «играют» они по правилам, подсказанным самой природой. Рассказано об этих правилах в образных сравнениях.

Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла.

Совсем другой хвастун в сказке «Росянка - комариная смерть» (1925). Это типично сказочный герой, хвастливо распевающий песню о своей неуязвимости. И если глупого щенка автор пожа­лел (уж больно в нем много детского), то хвастливый комар на­казан, но вполне естественным образом - он стал жертвой бо­лотного растения.

Не раз обращался Бианки к характерному приему народной сказки - загадке. Иногда загадка звучит уже в заголовке («Кто чем поет?», «Чьи это ноги?»). Разгадать их не просто, потому что за­гадка усложняется игрой в парадоксы. Сказка «Кто чем поет?» (1923) начинается с парадокса: «Вот послушай, чем и как поют безголосые». А разве безголосые могут петь? Так возникает новая загадка. «Слышно с земли: будто в вышине барашек запел, забле­ял». Поющий в небе барашек - это бекас. Но тут же новая загадка: чем он поет? И новый парадокс - хвостом. На читателя обруши­вается целый хор голосов, которые Бианки воспроизводит сред­ствами звуковой игры и ритмическим построением фразы. «То тише, то громче, то реже, то чаще трещотка трещит деревянная» (это об аисте). «Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилкова­тыми жесткими крылышками, словно струна гудит» (это о шме­ле). Но звуковая игра имеет и самостоятельное значение. «Прумб-бу-бу-бумм» - это кто? Не обязательно сразу искать реалистиче­ское объяснение, это говорит на своем языке чудесный мир при­роды. Передача звуков животных в сказках Бианки не сводится к натуралистическому звукоподражанию (хотя на этом основывает­ся). Не менее важны для писателя поэтическое и игровое преобра­жение мира. В сказке «Птичьи разговоры » (1940) звуки птичьих голосов легко переходят в стишки и прибаутки, которыми густо пересыпано повествование.

Многие народные сказки о животных повествуют о спорах зве­рей за первенство, и выглядят они как непрерывный диалог меж­ду спорщиками. Немало таких споров и в сказках Бианки. Аргу­ментами в них служат природные закономерности («Чей нос луч­ше?», 1924).

Об этих закономерностях Бианки рассказывает во многих сказ­ках. Одна из них - «Теремок » (1929) - написана в традиции на­родных кумулятивных сказок. Для этой разновидности сказок ха­рактерно присоединение одинаковых звеньев, завершающееся гротескным финалом. Однако сказка Бианки не повторяет народ­ный «Теремок». Писатель откровенно играет с традицией: его «те­ремок» оказывается дуплом лесного дуба, в котором находят вре­менное пристанище обитатели леса. Так народная сказка в изло­жении Бианки становится иллюстрацией природных закономер­ностей. Как и сказка «Сова» (1927), рассказывающая о неразум­ном желании человека прогнать сову. Словно в кумулятивной сказке здесь выстраивается цепочка, но в соединении ее звеньев есть объективная логика: ведь речь идет о пищевой цепочке. Так ска­зочный парадокс (улетят совы - не будет молока) получает вполне научное подтверждение.

Есть у Бианки сказки, в которых тому или иному природному явлению дается не научное, а мифологическое объяснение. Тра­диция таких сказок восходит к мифологическим рассказам. Неко­торые из них Бианки слышал и записывал сам во время своих поездок. В цикле «Сказки зверолова» (1935) нашли отражение за­писи сказочного фольклора, которые Бианки сделал у живущих на Крайнем Севере остяков. В сказке «Люля» рассказывается о том, почему у этой птички, обитающей на севере, красные глаза и клюв. Народная мифология связала внешний вид птицы с проис­хождением суши. Маленькая бесстрашная птичка, ныряя на боль­шую глубину, достала со дна моря щепотку земли и спасла тем самым все живое.

Некоторые сказки Бианки посвящены описанию годового при­родного цикла. Картина годового цикла есть в сказочном «рома­не» «Оранжевое горлышко» (1941), рассказывающем о жизни ку­ропаток. Бианки называл это произведение «маленьким гимном Родине», тесно связывая знание природы с чувством любви к родной земле.

Вопросы и задания

1. Как традиции народной сказки живут в сказках В. Бианки?

2.В чем своеобразие героев сказок В. Бианки?

3. Приведите примеры словесной игры из сказок В. Бианки.

Рассказы о животных

Рассказы о животных очень популярны в детском чтении. Сре­ди их авторов не только детские писатели, но и признанные клас­сики русской литературы. Тематика большинства произведений связана с идеями гуманного отношения человека к «меньшим братьям», вот почему героем многих рассказов о животных явля­ется человек. В его общении с животными раскрываются истин­ные свойства характера. Писатели любят приводить примеры за­ботливого отношения людей к животным, особенно в рассказах о дружбе детей и животных. Общение с животным много значит и для взрослого человека, который видит в нем верного и предан­ного друга. Но даже если в мир животных писателя-натуралиста влечет исключительно познавательный интерес, то и в этом слу­чае мы довольно много узнаем о человеке, наблюдающем природу.

Но присутствие человека не заслоняет в рассказах о животных самих животных, будь то гигантский слон или маленькая лесная пичужка. Такое преувеличенное внимание в литературе к «мело­чам» имеет свое объяснение - в каждом из зверей отражен мир природы, и это придает значительность происшествиям, связан­ным с ними. В рассказах для детей об этой значительности гово­рится прямолинейно - описываются случаи, в которых звери или птицы проявляют сообразительность и находчивость. «Разумны­ми» могут быть как домашние животные, так и дикие, с которы­ми человек встретился в их естественной среде или наблюдал их в зоопарке. О способностях животных рассказывают также истории, написанные известными дрессировщиками (например, В. Дуро­вым) про своих четвероногих воспитанников.

Многие рассказы о животных близки к документальной литера­туре (использование фотографий в их оформлении - не редкость), но и те из них, которые относятся к литературе художественного вымысла, отличаются достоверностью описания животных и их повадок. Как правило, писатели опираются на реальные наблюде­ния и собственный жизненный опыт. Сошлемся на свидетельство В. Бианки по поводу его «Маленьких рассказов» (1937).

Понятие «научно-художественная литература»

Замечание 1

Под термином «научно-художественная литература» понимают определенный вид литературы, в произведениях которого рассказывается о науке, научных открытиях, исследованиях, ученых и их достижениях.

Произведения научно-художественной литературы понятны широкой аудитории. Научно-художественная литература возникла на стыке:

  • художественной литературы
  • документально-публицистической литературы
  • научно-популярной литературы

Несмотря на то что этот вид имеет непосредственную схожесть с этими тремя видами литература, он все-таки развивается в своём собственном направлении. Современные литераторы до сих пор не пришли к единому мнению относительно его сущности.

Научно-художественная литература отличается от научно-популярной тем, что она сосредоточена на человеческой стороне науки, духовном состоянии исследователей, психологизме творчества, философии и итогах научной деятельности, в то время как научно-популярная литература сосредоточена на познании, воспитании и обучении.

Замечание 2

Главное различие этих двух видов литературы заключается в том, что научно-художественная помимо интеллектуальной функции несет в себе еще и эстетическую нагрузку.

Специфика этого направления в литературе состоит в том, чтобы совместить в себе интерес для широкой аудитории и научность, повествование и документальность.

История возникновения научно-художественной литературы

Первые произведения в рамках научно-художественной литературы стали появляться в 20 веке. Ее предшественниками приято считать дидактическую литературу – вид литературы, который содержит себе поучение в художественной форме, в ее основе лежат философские, религиозные, моральные идеалы. В качестве примеров дидактически литературы можно привести такие произведения как «Труды и дни» Гесиода, «О природе вещей» Лукреция Кара, «Метаморфоз растений» Гёте и биографии ученых, которые вели свою научную деятельность в 19 веке.

Научно-художественная литература в России начинает формироваться в 20-30 гг. 20 века. О важности этого жанра начинает говорить уже М. Горький. В тот период популярными авторами этого жанра были Б. С. Житков, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин, М. С. Шагинян. Подъем этого жанра приходится на 50-60 гг., известные авторы научно-художественных произведений этого периода Д. С. Данин, О. Н. Писаржевский, В. Н. Орлов, Б. Н. Аганов, Ю. Г. Вебер.

Особую роль научно-художественная литература играла для детей. В период с 50-80 годов публикуется достаточно большое количество научно-художественных произведений для детей. По объему книги были достаточно разными: были как книжки-картинки, объем которым не превышал 18 станиц, так и достаточно объемные произведения объемом в 500 страниц, например, В. Бианки «Лесная газета». По формату книги тоже отличались: большеформатные, нестандартные, книжки-игрушки.

Книги были абсолютно разные, их градация шла от простых к сложным, от общего содержания к частному, от условного знания о мире к безусловному.

Для научно-художественной литературы характерно наличие художественного образа героя. Речь в такой книге обычно идет о конкретных событиях и о конкретных персонажах. Целью научно-художественных произведений является развитие у ребенка тяги к познавательному процессу, навыков научного мышления.

Известными произведениями этого вида литературы являются:

  • «Охотники за микробами» П. де Крайфа,
  • «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга,
  • «Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик,
  • «Приключения Атома» К. Циолковский,
  • «Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта

«Охотники за микробами» П. де Крайф.

Впервые книга была издана в 1926 году, а в 1927 уже была переведена на русский язык. Книга имела большой успех. Эта книга посвящена микробиологам, их вкладу в науку. В произведении ведётся речь о великих открытиях микробиологов, о их неистовой борьбе с инфекционными заболеваниями; благодаря работе микробиологов удалость спасти жизни многим миллионам людей. Книга рассказывает о смелых и благородных ученых, которые, не жалея своих сил ведут борьбу с болезнетворными микроорганизмами. Книга рассказывает об ученых разных исторических периодов и из разных стран.

«Приключения Атома» К. Циолковский.

Константин Циолковский знаменитый русский ученый-самоучка и изобретать. В своей книге «Приключения Атома» он рассказывает об истории частицы, ее переходе из одного организма в другой, ее впечатлениях о нахождении в растениях, животных, людях. В тексте произведения Циолковский излагает свое мнение по поводу устройства Вселенной, а также устройства человеческого общества.

«Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта.

Эмми Итяранта – популярная финская писательница, ее роман стал победителем конкурса научно-популярной и фантастической литературы. Произведение является романом- антиутопией, в нем идет повествование о некотором мире, который вполне может стать реальным. Представьте во что превратится жизнь людей если с нашей планеты исчезнут реки, а земля превратится в пустыню. Именно о таких событиях рассказывает книга: в этом мире правят военные, которые сделали из обычно пресной воды механизм управления людьми.

«Ярче тысячи солнц» Р. Юнг.

Роберт Юнг – австрийский писатель-журналист, написал книгу о создании в США атомной бомбы. Произведение было впервые опубликовано 1956 году на немецком, затем было переведено на другие языки. Книга является документальной и описывает представления об атомном оружие, рассказывает о неудавшихся испытаниях атомного оружия Германией, и об изобретении атомного оружия в США.

«Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик.

Произведение представляет собой биографию известного английского ученого Майкла Фарадея. Его жизнь была достаточно непростой. Он родился в бедной семье, но благодаря своему упорству сумел достичь невероятных высот в науке. Он внес неоценимый вклад в развитие естествознания. Прогресс общества был бы невозможен без открытий этого великого ученого.

Большую часть детской литературы составляет художественная проза и поэзия. Однако научно-техническая революция в обществе обеспечила развитие соответствующего вида литературы. Значение научно-познавательной детской книги в современном социуме существенно возросло.

Описание и классификация данной отрасли литературы выполнена Н.М. Дружининой. Цель научно-познавательной детской книги, - считает она, - воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки. Достичь данной цели помогают две разновидности научно-познавательной книги: книга научно-художественная и научно-популярная. Сравним их по способам достижения цели.

Научно-художественная книга развивает творческую любознательность ребенка, используя арсенал художественных средств: учит сопоставлять события, анализировать их, самостоятельно делать выводы, изображая общее в частном, типичное в индивидуальном, показывая процесс исследования проблемы, осмысливая отдельные познавательные элементы научной темы. Специфической формой обобщения в научно-художественной литературе является образ, используемый в увлекательном сюжетном повествовании, в художественном очерке, рассказе, сказке-несказке. Такие жанры оформляет художник-иллюстратор, подчеркивая в картинках к текстам воспитательную идею произведения. Типы книг по структуре: книга-произведение и книги-сборники.

Научно-популярная книга сообщает детям доступные знания в возможно более полном объеме, показывая общее в общем, типичное в типичном, опираясь на конечные результаты исследования мира, раскрывая определенную систему знаний в научной теме. Специфической формой передачи знаний является информация с использованием наименований, понятий и терминов, которая заключена в статьях, документальных очерках и рассказах. Такие жанры оформляют фотоиллюстрациями, документальными материалами, рисунки к ним выполняют художники-специалисты в определенной области научных знаний. Издаются научно-популярные произведения в книгах справочного типа, энциклопедиях, отраслевых словарях, в специальных сериях «Почемучкины книжки», «Знай и умей», «За страницами вашего учебника» и под. Научно-популярные издания дополняются библиографическими списками, схемами, таблицами, картами, комментариями, примечаниями.

Как пользоваться тем и другим типом изданий научно-познавательной книги? Способы чтения такой литературы должны соответствовать специфике и природе произведения. Научно-художественная книга требует целостного эмоционального восприятия, выявления познавательного материала в художественной канве произведения, в замысле автора. Книги справочного типа читаются выборочно, небольшими «порциями» текста, к ним обращаются по необходимости, с учебной целью, к ним неоднократно возвращаются и запоминают (записывают) основной материал.



Примеры научно-художественных книг: В.В. Бианки – «Рассказы и сказки», М.М. Пришвин – «В краю дедушки Мазая», Г. Скребицкий – «Четыре художника», Б.С. Житков – «Про слона», «Про обезьянку», Ю.Д. Дмитриев – «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Е.И. Чарушин – «Большие и маленькие», Н.В. Дурова – «Уголок имени Дурова», Э.Шим – «Город на березе», Н. Сладков – «Лиса-плясунья», М. Гумилевская – «Как открывают мир», Л. Обухова – «Повесть о Юрии Гагарине», С.П. Алексеев – «Небывалое бывает» и др.

Примеры научно-популярных книг: «Детская энциклопедия» в 10 т., «Что такое? Кто такой? Спутник любознательных» для младших школьников, М. Ильин, Е. Сегал – «Рассказы о том, что тебя окружает», А. Маркуша – «АБВ» (о технике); Е. Каменева – «Какого цвета радуга» - словарь по изобразительному искусству; А. Митяев – «Книга будущих командиров», В.В. Бианки – «Лесная газета»; Н. Сладков – «Белые тигры», Г. Юрмин – «От А до Я по стране спорта», «Все работы хороши – выбирай на вкус»; А. Дорохов «Про тебя самого», С. Могилевская – «Девочки, книга для вас», И. Акимушкин – «Это все собаки», Ю. Яковлев – «Закон твоей жизни» (о Конституции); Энциклопедический словарь юного филолога, литературоведа, математика, музыканта, техника и т.п.

Целевое назначение научно-художественной литературы – воспитание таких человеческих качеств, как любознательность, познавательный интерес, активизация мышления, формирование сознания и материалистического мировоззрения. Научно-популярная литература пропагандирует знания о природе, обществе, человеке и его деятельности, о машинах и вещах, расширяет кругозор ребенка, дополняет те сведения об окружающем мире, которые он получил в школе и других образовательных учреждениях. Компонент художественности иногда так увлекает юного читателя, что он не осваивает знания, заложенные в тексте. Поэтому восприятие научно-художественной литературы сложнее для малыша, но интереснее. Восприятие научно-популярной книги легче, но эмоционально беднее. Авторы-популяризаторы знаний стремятся включать в свои тексты элементы занимательности.



Сравните научно-художественный рассказ М. Пришвина «Еж» и статью о еже из книги «Что такое? Кто такой?» При явной общности темы объем сведений о герое существенно богаче в энциклопедии: сообщается о внешнем облике животного, среде обитания, повадках, питании, пользе для леса и др. Дано четкое логическое определение виду животного, язык изложения материала о еже, как и положено в научной статье, - сжатый, строгого стиля, правильный, книжный, лексика терминологическая. Построение статьи: тезис – обоснование – выводы. В произведении Пришвина повествование о еже ведет рассказчик, который передает свое заинтересованное отношение и лесному зверьку. Рассказчик устраивает в своем жилище такую атмосферу, чтобы ежу казалось, что он на природе: свеча – это луна, ноги в сапогах – стволы деревьев, переливающаяся из посуды вода – ручей, тарелка с водой – озеро, шуршащая газета – сухая листва. Ежик для человека – индивидуальное существо, «колючий комок», маленькая лесная свинка, вначале испуганная, а потом – храбрая. Узнавание повадок ежа разбросано по сюжету: есть завязка, развитие действий, кульминация (еж уже устраивает в доме гнездо) и развязка. Поведение ежа очеловечено, читатель узнает, как ведут себя эти животные в разных ситуациях, что едят и какой имеют «характер». Собирательный «портрет» животного выписан выразительным художественным языком, в котором есть место олицетворениям, сравнениям, эпитетам, метафорам: например, фырканье ежа сравнивается со звуками автомобиля. В тексте есть прямая речь, инверсии и эллипсы, придающие предложениям сказовую интонацию устной разговорной речи.

Так статья обогащает знания ребенка информацией о лесном зверьке и призывает к наблюдениям в природе, а рассказ создает образ любопытного и активного животного, рождает любовь и интерес к «братьям нашим меньшим».

Мастером научно-познавательной детской книги был Борис Степанович Житков (1882-1938). О творчестве Житкова К. Федин сказал: «В его книги входишь, как ученик – в мастерскую». Житков пришел в литературу бывалым человеком, в 42 года, до этого был период накопления жизненного опыта. В детстве Борис Степанович Житков был личностью уникальной, о чем с удовольствием вспоминает К.И. Чуковский, учившийся с Житковым в одном классе 2-ой одесской гимназии. Чуковский хотел подружиться с отличником Житковым, так как Борис жил в порту, над самым морем, среди кораблей, у него все дяди были адмиралами, он играл на скрипке, которую ему носил дрессированный пес, у него была лодка, телескоп на трех ножках, чугунные шары для гимнастики, он прекрасно плавал, греб, собирал гербарий, умел завязывать узлы по-морскому (не развяжешь!), предсказывать погоду, он умел говорить по-французски и т.д. и т.п. Человек обладал талантами, многое знал и умел делать. Житков закончил два факультета: естественно-математический и кораблестроительный, он испробовал много профессии, а будучи штурманом дальнего плавания, повидал половину сторон земного шара. Он преподавал, изучил ихтиологию, он изобретал инструменты, он был «мастером на все руки», этот мальчик из интеллигентной семьи (отец - преподаватель математики, автор учебников, мать – пианистка). Кроме того, Житков с детства любил литературу и был прекрасным рассказчиком. Родственникам он писал такие письма, что их читали как беллетристику. В одном из писем племяннику Житков сформулировал по сути девиз полноценной школьной жизни: «Невозможно, чтобы учиться было трудно. Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» (1924 г.).

«Что ж удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки», - писал В. Бианки. Вся прежняя жизнь сделалась для Житкова материалом для творчества. Его любимые герои – люди, которые умеют хорошо трудиться, профессионалы, мастера. О таких циклы его рассказов «Морские истории», «О смелых людях». Вспомним его небольшие рассказы о красоте профессионального поведения людей: «Красный командир», «Наводнение», «Обвал». Создается экстремальная ситуация, из которой только люди высокой ответственности и знаний находят правильный выход. Девочка подавилась рыбной косточкой («Обвал»), доктор спешит на помощь, ему помогают преодолеть путь дорожные строители: расчистили обвал камней насосом–гидротараном. Помощь подоспела вовремя.

Житков, выбирая ситуацию для рассказа, рассчитывает сразу захватить читателя в эмоциональный плен, предоставить такой случай из жизни, в котором есть как моральный, так и практический урок. Надо знать, что делать, когда авария, когда людей унесло на льдине в море, когда отказал мотор, когда попал в поле в пургу, когда укусила змея и т.д.

Житков показывает производственные процессы печатания – «Про эту книгу», передачи телеграмм по проводам – «Телеграмма», особенности матросской службы – «Пароход». При этом он не только раскрывает содержание темы, но и выбирает мастерский прием ее подачи. Увлекательный рассказ о чистке палубы («Пароход») заканчивается неожиданно рассказом о трагическом случае, который произошел от чрезмерной чистки. В повествование включены сообщения о корабельных механизмах, о винте, якоре, портовой службе…

В рассказе «Про эту книгу» воспроизводится порядок действий с книгой в типографии: начинается с факсимиле (точная копия) рукописи книги, показан ее набор, верстка, корректировка, печатание, брошюровка, доработка… Житков придумал рассказывать о каждом этапе создания книги так: что было бы, если эту операцию пропустить, какие забавные несуразицы получились бы.

Композиционные находки отличают и рассказ о работе электрического телеграфа: это цепочка последовательных открытий. В коммунальной квартире одному жильцу надо звонить 2 раза, а другому – 4. Так простой звонок может стать направленным сигналом. А можно так договориться, чтобы целые слова передавать звонками. Такую азбуку уже придумали – Морзе. Но вот представьте себе: передают с помощью азбуки Морзе, точек и тире, буквы, слова… Пока до конца дослушаешь, начало забудешь. Что же надо делать? Записывать. Так пройден еще этап. Но человек может не успеть все записать – новое затруднение. Придумали инженеры, чтобы за человека это делала машина – телеграф. Так, начав с простого звонка, Житков привел читателя к познанию сложного телеграфного аппарата.

Писатель, как хороший педагог, в произведении чередует легкое и трудное, веселое и серьезное, далекое и близкое, новое знание опирается на прежний опыт, предлагаются приемы запоминания материала. Особенно важно это было делать в энциклопедии для дошкольников «Что я видел?». От лица пятилетнего Алеши-почемучки Житков ведет рассказ о том, как маленький гражданин постепенно познает окружающий его мир – дом и двор, городские улицы, отправляясь в поездки, узнает виды транспорта и правила путешествий, при этом что-то новое писатель сравнивает с уже известным, повествование пронизывает юмор, интересные детали наблюдений, эмоционально окрашивающие текст. Например, едут в автобусе Алеша и его дядя, встречаются на пути войска, отправляющиеся на маневры: «И все стали повторять: кавалерия идет. А это просто верхом красноармейцы ехали с саблями и с ружьями».

В детское чтение входят сказки и рассказы Житкова о животных «Храбрый утенок», «Про слона», «Про обезьянку», которые отличает богатство сведений и образная меткость. Несколько рассказов Житков посвятил детям: «Пудя», «Как я ловил человечков», «Белый домик» и др. Житков – настоящий просветитель детей, дающий знания с большим уважением к тем, кто их получает.

Вклад в развитие научно-познавательной книги ХХ века внес брат С.Я. Маршака – М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак , 1895-1953), инженер-химик по первой специальности. В 20-е годы с заводской лабораторией из-за болезни пришлось расстаться, и Ильин успешно осваивает вторую профессию – беллетриста. Он ставит цель – показать детям, как человек овладевал тайнами природы, чтобы совершенствовать свой быт и труд. «В чем сила и значение образа в познавательной книге? В том, что он мобилизует воображение читателя на помощь способности рассуждать… образ делается совершенно необходимым, когда наука хочет стать доступной многим», - писал Ильин в одной из своих статей (1945 г.).

М. Ильин искал способы, в том числе и художественные, чтобы показать детям красоту науки, сделать достижения технического прогресса зримыми, яркими, увлечь детей открытиями, опытом и даже экспериментами. Знаменитый сборник «Рассказы о вещах» появился в 1936 году; это была история развития цивилизации в человеческом обществе: «Солнце на столе» - об освещении жилища; «Который час?» - об измерении времени; «Черным по белому» - о письме; «Сто тысяч почему?» - о вещах окружающей действительности: о доме, одежде, посуде…

Свою энциклопедию о вещах Ильин начинает с вопросов-загадок, чтобы вызвать чувство удивления и затем интерес: Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? Бывают ли стены из воздуха? Почему хлебная мякоть вся в дырочках? Почему по льду можно кататься на коньках, а по полу нельзя? и т.д. Перемежая вопросы с ответами, вызывая работу сердца и мысли, путешествует писатель с маленькими друзьями-читателями по комнате, по улице, по городу, удивляя и восхищая их творениями рук и ума человека.

В предметах он открывает образную суть: «Главное свойство пружины-упрямство»; «Стирать белье – это и значит стирать с него грязь, вроде того, как мы стираем резинкой написанное на бумаге»; «Люди умирали, а предания оставались. Мы потому-то и называем их «преданиями», что они передавались от одного человека к другому». Такие комментарии заставляют читателю всмотреться и вслушаться в корневое значение слов, развивают внимание к языку. Утверждение «Не шуба греет человека, а человек – шубу» - начало, толчок процессу мышления ребенка: почему так? Человека Ильин сравнивает с печкой, производящей тепло, которое шуба призвана сохранять.

Вместе с женой Елена Александровной Сегал Ильин составил еще одну книгу энциклопедического типа о сложном мире машин, техники, изобретений – «Рассказы о том, что тебя окружает» (1953 г.), «Как человек стал великаном» (история труда и мысли человека, история философии для подростков, 1946), «Как автомобиль учился ходить» - (история автотранспорта), «Путешествие в атом» (1948), «Преобразование планеты» (1951), «Александр Порфирьевич Бородин» (1953, об ученом химике и композиторе).

Показывая преображение жизни человека, Ильин не мог не касаться роли государства и политики в этом процессе («Рассказ о великом плане» - о пятилетних планах развития советского государства). Просветительская часть книг Ильина не устарела, а все, что связано с публицистикой, - имеет тенденцию терять актуальность. Ильин показал читателям поэзию знаний, и это в его творчестве имеет непреходящую ценность.

Классиком научно-познавательной детской книги является Виталий ВалентиновичБианки (1894-1959). «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире», - писал В.В. Бианки. Он признавался, что любит природу, как волк, и рассказывал про этого волка сказку: «Спросили однажды Сороку: «Сорока, Сорока, ты любишь природу?» - «А как же, - затарахтела Сорока, - да я без леса жить не могу: солнце, простор, свобода!» Спросили и Волка о том же. Проворчал Волк: «Откуда я знаю, люблю природу или нет, я о том не гадал и не думал». Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили их в клетку, подержали там подольше и спрашивают: «Ну, как жизнь, Сорока?» - «Да ничего, - отвечает стрекотунья, - жить можно, подкармливают». Хотели о том же Волка спросить, да глядь, а Волк-то издох. Не знал Волк, любит ли он природу, он просто жить без нее не мог…».

Бианки родился в семье ученого орнитолога, биологическое образование получал в домашних условиях, а затем в петербургском университете.

С 1924 года Бианки написал для детей свыше двухсот произведений разного жанра: рассказы, сказки, статьи, очерки, повести, заметки фенолога, сочинял викторины и полезные советы, как вести себя в природных условиях. Самая объемная его книга, написанная совместно с учениками, - энциклопедия времен года «Лесная газета», а в 1972-74 годах издано собрание сочинений Бианки для детей.

Бианки – знаток естествознания, природовед и природолюб, который с научной точностью передает дошкольникам и младшим школьникам энциклопедические знания о жизни на земле. Часто делает это он в художественной форме, используя антропоморфизм (уподобление человеку). Разработанный им жанр он назвал сказка-несказка. Сказка – потому что животные разговаривают, ссорятся, выясняют, чьи ноги, чей нос и хвост лучше, кто чем поет, чей домик наиболее удобен для проживания и под. Несказка – потому что, рассказывая историю о том, как муравьишка домой спешил, Бианки успевает сообщить о способах передвижения различных насекомых: гусеница выпускает ниточку, чтобы спуститься с дерева; жук перешагивает вспаханные борозды в поле; водомерка не тонет, потому что на ее лапках есть воздушные подушки… Насекомые помогают муравью попасть домой, так как с заходом солнца муравьиные норы закрываются на ночь.

Каждая сказка, каждый рассказ Бианки активизируют мышление и просвещают ребенка: служит ли хвост у птиц для украшения? Все ли птицы поют и почему? Как может сказываться жизнь сов на урожайности клевера? Оказывается, можно опровергнуть выражение «медведь на ухо наступил» про человека, не имеющего музыкального слуха. Писателю известен «Медведь – музыкант», играющий на щепке пня, как на струне. Именно такого смышленого зверя встретил медвежатник (охотник на медведей) в лесу. Неуклюжий с виду Топтыгин показан умелым и ловким. Такие образы запоминаются на всю жизнь.

Рассказчик-натуралист учит ребенка наблюдать и изучать явления природы. В цикле «Мой хитрый сынишка» герой-мальчик на прогулке с отцом узнает, как выследить зайца, увидеть тетерева. Бианки - мастер портретирования животных: выпи, удода, вертишейки («Первая охота»), перепелок и куропаток («Оранжевое Горлышко»), мастер диалога между животными («Лис и мышонок», «Теремок»), мастер изображения необычных ситуаций: маленькая белка напугала большую лису («Бешеный бельчонок»); медведь извлекает музыку из пенька («Музыкант»).

Детский писатель и художник-анималист Евгений ИвановичЧарушин (1901-1965) изображает любимых героев - звериных детенышей: медвежат, волчат, щенков. Любимый сюжет – встреча малыша с миром. Не прибегая к приему антропоморфизма, писатель передает состояние героя в определенных событиях его жизни и делает это добродушно, с юмором Чарушинский Никитка (ныне художник Н.Е. Чарушин) и другие мальчики (Петя и Шура в «Страшном рассказе») также, через игру и страхи, набираются жизненного опыта общения с большим миром. Основной сборник Чарушина так и называется «Большие и маленькие».

Знаменитое изречение «Охранять природу – значит охранять Родину» принадлежит Михаилу Михайловичу Пришвину (1873-1954). Свой приход в литературу в 33 года писатель называл счастливой случайностью. Профессия агронома помогала ему знать и чувствовать землю и все, что на ней растет, искать нехоженые тропы – неизученные места земли, постигать всех, кто живет в природе. Пришвин размышлял в дневниках: «Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку… Я нашел для себя любимое занятие: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл».

Создавая образы природы, Пришвин не очеловечивает ее, не уподобляет жизни людей, но олицетворяет, ищет в ней нечто чудесное. Значительное место в его произведениях занимают описания, сделанные с искусством фотографа. Увлечение фотографией он пронес через всю жизнь, 6-томное собрание сочинений Пришвина проиллюстрировано его фотоснимками – такими же поэтичными и загадочными, как и тексты.

Короткие произведения Пришвина можно назвать стихотворениями в прозе или лирическими заметками. В книге «Лесная капель» зарисовка картинки из жизни зимнего леса состоит из одного предложения: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок». В этой миниатюре вдумчивый читатель оценит каждое слово: «удалось» - выражает радость автора по поводу того, что ему доверена одна из тайн природы; «услышать» - в зимнем лесу стоит такая тишина, что кажется нет в нем жизни, однако надо прислушаться: лес полон жизни; «мышь под снегом» - это целый образ секретной, скрытой от глаз человека жизни, у мыши дом – норка, запасы зерна что ли кончились или погулять вышла норушка, но она «грызет корешок» дерева, питается замершими соками, жизненные проблемы свои решает под толстым снежным покровом.

Как путешественник Пришвин объездил земли русского севера: об этом книга «В краю непуганых птиц», содержащая этнографические сведения; о Карелии и Норвегии – «За волшебным колобком»; азиатским степям посвящена повесть «Черный араб», Дальнему Востоку – повесть «Жень-шень». Но проживал Пришвин в сердце России, в подмосковных лесах, и среднерусская природа была ему дороже всего – почти все книги о «золотом кольце России»: «Корабельная чаща», «Лесная капель», «Календарь природы», «Кладовая солнца»…

Сборник «Золотой луг» (1948 года) объединил многие детские рассказы писателя. Рассказ «Ребята и утята» показывает вечный конфликт больших и маленьких; «Лисичкин хлеб» - о прогулке в лес за дарами природы; «Еж» попал в гости к человеку; «Золотой луг» о цветах одуванчиках, что растут на лугу и живут по солнечным часам.

Сказка-быль «Кладовая солнца» рассказывает о детях-сиротах войны сороковых годов Насте и Митраше. Брат и сестра живут самостоятельно и с помощью добрых людей. Не занимать им мужества и смелости, раз ходят они на страшное Блудово болото за клюквой, главной ягодой тех мест. Красота леса увлекает детей, но и испытывает. Сильная охотничья собака Травка помогает попавшему в беду мальчику.

Во всех произведениях Пришвина проводится глубокая философская мысль о единении, родстве человека с природой.

Как Гайдар придумал благородную игру в тимуровцев, так Юрий ДмитриевичДмитриев (1926-1989) придумал игру в «Зеленый патруль». Так называлась книга, которую он написал, потому что некоторые мальчишки, придя в лес, разоряют птичьи гнезда и не знают, чем заняться полезным. Захотелось научить ребят охранять природу, защищать ее.

В 60-е годы Дмитриев стал писателем, в 80-е был удостоен Международной Европейской премии за произведения о природе «Соседи по планете». К. Паустовский писал о ранних рассказах Дмитриева: у него «левитановское зрение, точность ученого и образность поэта».

Библиотечная серия для младшего школьного возраста с пометкой «научно-художественная литература» представлена объемной книгой «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?» (избранное). Под одной обложкой собрано несколько циклов рассказов, повестей:

1) «Рассказы старичка–лесовичка» (Что такое лес); 2) «Сказки про Мушонка и его друзей»; 3) «Обыкновенные чудеса»; 4) «Маленькая повесть про Боровик, Мухомор и многое другое»; 5) «Таинственный ночной гость»; 7) «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?»; 8) «Хитрецы, невидимки и разные родители»; 8) «Если посмотреть вокруг…»

Цикл, давший название всей книге, имеет подзаголовок «Рассказы о том, как животные разговаривают друг с другом». У животных свой язык движений, запахов, свиста, стука, крика, танца… О выразительности «разговора» самых разных, мелких и крупных, безобидных и хищных животных рассказывает автор.

Цикл о хитрецах и невидимках – это рассказы о том, как животные защищаются, мимикрируя в природе, приспосабливаясь к окружающей среде. «Если посмотреть вокруг…» - глава о насекомых: стрекозах, бабочках, пауках. Нет полезных и вредных насекомых, есть нужные или вредящие человеку, поэтому он их так называет. Появляется собирательный персонаж Мишка Крышкин, который ловит и губит всех, кто слабее его. Юннаты учатся различать насекомых и относиться к ним объективно.

Ю. Дмитриев в своих книгах защищает тех, кого легко обидеть в природе, - муравьев, бабочек, червяков, пауков и под., рассказывая об их пользе земле, траве, деревьям, о том, чем они могут быть интересны людям.

Неутомимые путешественники Ю. Дмитриев, Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Э. Шим считали себя учениками Бианки и во второй половине ХХ века создали замечательную природоведческую библиотеку для младших школьников. Каждый шел своим путем. Сладков в продолжение «Лесной газете» создал «Подводную газету» о жизни обитателей водоемов; очень активно использует для изучения природы технические средства подводного плавания, фоторужье, то есть аппарат с объективом большой силы увеличения, магнитофон и т.д., но также, как учитель, он любит жанры рассказа и сказки-несказки, в которых тропы, образность, притчевые, переносные смыслы слов слиты со строгой реалистичностью изображения.

Детскую морскую энциклопедию составил С.В. Сахарнов, получив за нее несколько международных наград. Его рассказы об экзотических животных эмоциональны и удивительны. Книги Г.Я. Снегирева увлекают читателей чудесными открытиями, знанием законов природы. В детскую литературу приходят писатели, имеющие ученые степени, - Г.К. Скребицкий, работник зоопарка В. Чаплина; многосторонне образованные - Г. Юрмин, и специализирующиеся на любимых темах - А. Маркуша, И. Акимушкин… А все вместе создатели научно-познавательной детской книги о природе выполняют экологическую миссию, воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Одно из самых сложных научно-художественных направлений в детской литературе – историческая книга . Историческая проза складывается из произведений историко-биографического и родиноведческого цикла. Для детей и молодежи издаются специальные серии «ЖЗЛ», «Маленькая историческая библиотека», «Легендарные герои», «Дедушкины медали» и под.

Писателей интересуют те события в прошлом нашей Родины, которые можно назвать переломными, важнейшими, и те судьбы исторических персонажей, в которых раскрывались черты национального характера, особенности патриотизма. Учитывая возрастные потребности читателей, писатели придают рассказам и повестям приключенческий, авантюрный характер, выбирают такой фактологический материал, который может иметь воспитывающее значение.

Историзм мышления присущ многим писателям-классикам. Читая произведения на тему детства, мы узнаем много важного о той эпохе, в которую живет герой, ибо исторический фон и частная жизнь персонажа всегда неразрывно связаны (В. Катаев, Л. Кассиль и др.).

Часто история в изложении для малышей носит легендарный характер. Литератор С.М. Голицын (1909-1989) знакомит детей с прошлым России («Сказание о белых камнях», «Про Бел-горюч камень», «Сказание о земле Московской») в стиле старинных былин (обратите внимание на первое слово в заглавии книг). Становление русской государственности показано с использованием летописных источников знаний.

Писатель и художник Г.Н. Юдин (1947) начал свой литературный путь с книги «Букваренок», созданной в системе игрового обучения грамоте. Книга «Птица Сирин и всадник на белом коне» явно навеяна славянской мифологией. Егорий-мастер, художник 16 в., живет во времена Ивана Грозного. Юдин через язык дает почувствовать читателю дух эпохи, сообщает обычаи, обряды, песни того времени. Еще одно направление творчества писателя – житийная литература. Он пишет для подростков книги о легендарных святых – Илье Муромце, Сергие Радонежском и др. Сюжеты включают апокрифы (неканонические религиозные тексты, пересказанные народом), православные молитвы, философские суждения.

В детское чтение входят: рассказ В. Яна «Никита и Микитка », в котором показана Москва времен Ивана Грозного, боярский быт, учение детей в историческом прошлом; повесть Ю.П. Германа «Вот как это было » о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны; рассказы о героях той войны А. Митяева , А. Жарикова , М. Белаховой .

Богатую историческую библиотеку для младшего школьника создал Сергей ПетровичАлексеев (1922 г.р.). До Великой Отечественной войны 1941-45 годов он был летчиком. «Может быть, боевая профессия научила его не бояться высоты, каждый раз стремиться к взлетам все более решительным и дерзким», - писал об Алексееве С.В. Михалков. Действительно, замысел его, бывшего летчика и педагога, создать произведения о каждом крупном историческом событии нашей родины в рассказах для самых юных читателей требует большой отваги. Замысел был реализован в течение всей жизни и также в то время, когда Алексеев служил главным редактором журнала «Детская литература». Перечислим его основные книги исторической библиотечки: «Небывалое бывает» (о Петровских временах), «История крепостного мальчика» (о крепостном праве), «Птица-слава» (о войне 1812 года, о Кутузове), «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (о Пугачевском восстании), «Грозный всадник» (о Степане Разине), «Идет война народная» (о Великой Отечественной войне)…

Его «Сто рассказов из русской истории» удостоены государственной премии и входят в хрестоматии как тексты для программного чтения в младших классах общеобразовательной школы.

Успешным является такой метод подачи исторического материала, который устраивает всех: и юных читателей, и педагогов, и родителей. Писатели воспроизводят события, точные факты, включая в сюжет конкретных реальных и вымышленных героев. Графичность описаний, динамизм повествования отвечают специфике детского восприятия искусства, облегчают детям восприятие текста. Торжество добра, справедливости и гуманизма в произведениях, оценка истории через призму современности делает сложные исторические книги Алексеева близкими детям, а историю – сопереживаемой. Так и воспитываются патриотические чувства юного читателя.