Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Солженицын матренин двор в сокращении. Матренин двор, в сокращении

Солженицын матренин двор в сокращении. Матренин двор, в сокращении



Лето, 1956 год. В 184 км от Москвы, по направлению Муром-Казань, сходит пассажир. Он и является рассказчиком. Его жизненный путь схож с судьбой самого Солженицына (участвовал в войне, отсидел в лагере). Его мечта – преподавать где-нибудь в глубине России, как можно дальше от города. Жизнь в деревне Высокое Поле у рассказчика не удалась, поскольку там не пекли хлеба и не продавали ничего съестного.

Он приезжает на станцию с неприятным названием Торфопродукт. Позже выясняется, что в округе есть еще и деревни с другими названиями: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово.

Рассказчик мирится с обстоятельствами, ему предстоит увидеть «кондовую Россию. Он останавливается в деревне Тальново. Хозяйку двора, где живет рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева или просто Матрена.

О своей жизни Матрена рассказала не сразу, думая, что это не столь занимательная информация для такого «культурного» человека, как постоялец. Его поражает история Матрены. Он находит её судьбу особенной, чего не замечают соседи и родственники Матрены.

Муж оказывается пропавшим без вести на начальном этапе войны. Он любил Матрену, не смел бить ее, как другие мужья своих жен. Матрена же не любила его. Её должны были выдать за старшего брата мужа – Фаддея. Но тот пропал во время первой мировой войны. Матрене пришлось выйти замуж за младшего брата – Ефима.

Неожиданно для всех появляется Фаддей, который долгое время находился в венгерском плену. Он говорит, что не убил Матрену с мужем только по той причине, что Ефим – его брат. Фаддей до такой степени любил Матрену, что в жены он взял девушку с таким же именем. Она же родила ему шестеро детей, в то время как у Матрены умирали все дети от Ефима. Вся деревня пришла к выводу: Матрена – «порченая». Она и сама внушила себе это. Она решила взять под свою опеку дочь «второй Матрены», Киру. Занималась ее воспитанием на протяжении десяти лет, до того момента, пока Кира не вышла замуж. С мужем уехала она в поселок Черусти.

Матрене всю жизнь было не до себя. Ей приходилось постоянно работать на кого-то: на колхоз, на односельчан, делая при этом то что обычно по рукам только мужчине и при этом, она никогда не требовала платы. Она была в состоянии остановить коня на скаку, чего не смогли бы мужчины.

Образ Матрены является собирательным: с его помощью мы замечаем, что именно на таких женщинах, отдающих себя без остатка, и держится русская земля. Но это открытие совсем не радует его. Неужели Россия держится только на самоотверженности ее старух? Что будет с ней дальше?

Конец рассказа нелеп и трагичен. Помогая Фаддею перетаскивать через железнодорожные пути на санях часть избы, завещанной Кире, Матрена погибает. Фаддей, не дождавшись смерти Матрены, забирает наследство при ее жизни. Получается, что ее гибель спровоцирована.

На похоронах Матрены родственники плачут «из приличия», думая только о скорейшем разделе ее имущества. Фадей даже не появляется за поминальным столом.

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa .

Обновлено: 2011-08-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Матренин двор. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Матренин двор - рассказ автобиографичный.

Александр Исаевич Солженицын после окончания срока в ГУЛАГе, приезжает в одну из российских деревень и устраивается на работу учителем.

Жить он останавливается у одной из жительниц деревеньки – Матрены (кстати, Матрена – прототип реальной Матрены Васильевны Захаровой).

Автор селится у шестидесятилетней женщины Матрены. Она часто болеет. Кроме колченогой кошки, грязно-белой козы, мышей и тараканов у нее никого в доме не было. Игнатьич (рассказчик) очень подружился со своей хозяйкой. Жили они скудно, но ладно.

Питались практически одной «картовью», как называла Матрена картошку. Женщина испытывала большую нужду, но не страдала от этого. Доброта ее не оскудела от бедности и жестокости жизни. Она так же бескорыстно помогает людям. Все пользуются ее трудом, но никто не думает о благодарности.

Однажды Матрена рассказывает Игнатьичу всю свою нелегкую жизнь. В молодости она хотела выйти замуж за любимого Фаддея, но его забрали на войну. Ждала его она три года, а он все не возвращался. И вышла замуж за его брата Ефима.

А вскоре вернулся и Фаддей. Обозлился он на Матрену, но не тронул брата. Женился на девушке из соседней деревни, тоже Матрене. Детей у Фаддея было шестеро, и у Ефима с Матреной шестеро, только не жили они дольше трех месяцев, умирали все. Ефим ушел на войну и уже не вернулся обратно.

Матрена выпросила у фаддеевой Матрены дочку Киру. Воспитала ее как родную. А недавно, только до приезда Игнатьича, выдала Киру замуж за тракториста из соседней деревни. Игнатьич внимательно выслушал Матренину историю. Он отнесся с пониманием ко всем ее перепитиям жизни. Сколько вынесла эта женщина, не пожелаешь никому.

Вскоре пришла новая беда: Кире и ее мужу дали участок земли. А для того чтобы получить землю, нужно возвести на ней какую-то постройку. Фаддей решил взять у Матрены горницу от ее избы. Все знали, что горницу эту Матрена после своей смерти завещала Кире.

Матрена несколько дней ходила в раздумьях. Больше ее тревожило не то, что придется отдать горницу, а то, что отдать ее нужно раньше срока. Матрена еще не умерла, а горница-то завещана. Пришел Фаддей с сыновьями и зятьями разбирать эту горницу.

Трещат доски под крышей, стучит топор по бревнам, а Матрена не спит по ночам. Погрузили бревна на трактор. Да не захотели два раза везти, прицепили два воза к одному трактору. И Матрена увязалась вместе с ними, где что подсобить. Игнатьич ждал Матрену вечером на ужин, но не вернулась она.

Подумал, что пошла дальше провожать. Ждал к ночи, не вернулась. А потом пришла соседка и сказала, что Матрена погибла. На переезде сорвало трос между возами. Сын Фаддея с его племянником пошли налажать, а Матрена - между ними. Два вагона задним ходом двигались без фонарей и снесли воз вместе с теми, кто был рядом.

Матрену привезли хоронить в деревню. То, что он нее осталось: часть тела, правая рука и лицо – ровное, белое, как живое…. Фаддей так и не пришел на похороны. Он со всею жадностью думал, как отвести остальные бревна горницы и прихвать еще чего-нибудь. Сестры Матрены тоже пытались делить наследство.

Искренне плакала на похоронах только приемная дочка Кира да ее мать Матрена. А Игнатьич только после похорон понял всю суть Матрены. Как раньше он этого не замечал? Матрена – потерявшая шестерых детей, всю жизнь прожившая для людей, не скопившая ни денег ни богатства. Вот она – праведник, без которого «не стоит село, ни город, ни земля наша».

Образ Матрены

Реалистичность событий поражает читателей. Женщина, испытавшая в своей жизни столько горя и потерь, не знавшая семейного счастья, не потеряла человеческое милосердие. Она жалела свою больную кошку. Бросилась спасать свои фикусы, когда случился пожар. Простая, бескорыстная, добрая душа.

Она помогала всем. Уже не работая в колхозе, она по просьбе грозной жены председателя брала свои вилы и шла разгребать навоз. А.Солженицын не придумал этот образ. Он описал реальную русскую женщину, жившую в каждой деревне. Описал со всею горечью ее жизни, и сам проникся к ней сочувствием.

Своеобразие рассказа

Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына - он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось «годиков на десять». То есть пришлось отсидеть ни за что - как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях.

Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке - подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку «в пыльной горячей пустыне» - и теперь его неудержимо тянет в среднюю полосу любимой России.

В 1956 году Игнатьич был реабилитирован и летом сошел с поезда на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы.

Хотелось ему сначала жить в деревне Высокое поле, да только там с хлебом были перебои. Неплохо с питанием в другом поселке - но герою претит его ужасное советское название «Торфопродукт» . Впрочем, не одни же торфяники кругом... Учитель поселяется в селе Тальново, где преподает математику в школе. На квартиру (вернее, в избу) его берет к себе Матрена Васильевна Григорьева. Живут они в одной комнате, но старуха (ей шестьдесят лет) так тиха и услужлива, что никаких конфликтов не возникает, разве что герой по лагерной привычке разволновался, что женщина как-то по ошибке надела его телогрейку. Да еще репродуктор очень раздражает Игнатьича - он вообще не выносит шума, а особенно бодренького радио.

Изба у Матрены старая. Лучшую ее часть - у окна - занимают табуретки и лавки с ее любимыми фикусами и другими растениями. Это показывает доброту Матрены, ее любовь ко всему живому. Она человек совершенно бескорыстный - никогда «за обзаводом не гналась», добра себе не копила, чужим людям помогала. Из всего добра у Матрены - только хроменькая кошечка, подобранная из жалости, и грязно-белая коза с кривыми рогами. Ну, еще мыши и тараканы...

Постепенно Матрена рассказывает жильцу о своей жизни. Замуж она вышла рано, потому как мать умерла и надо было как-то устраивать свою жизнь. Нравился ей один молодой человек - Фаддей. Да ушел он на фронт (это еще до революции было, в Первую мировую) и пропал без вести. Три года ждала его - «ни весточки, ни косточки». Получила предложение от младшего брата Фаддея - Ефима. Согласилась, обвенчались. А через небольшое время вернулся Фаддей из венгерского плена. Сильно любил он Матрену - чуть от ревности не порубил топором брата и бывшую невесту. Но ничего, утряслось.

Фаддей со временем тоже женился, жену себе взял тоже Матрену, не иначе - в память о первой любви. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых деток, все живы. А вот Матрена, хоть и рожала детей, да они у нее «не стояли» - не доживали до трех месяцев. В деревне решили, что она «порченая». Тогда Матрена взяла на воспитание дочку Фаддея Киру и воспитывала ее долго - пока та не вышла замуж и не переехала в соседнее село к мужу.

То, что у Матрены нет добра, не говорит о ее лености - встает каждый день в четыре-пять утра, дел полно. Она всегда готова помочь соседке копать картошку или побежать по зову жены председателя помочь в колхозных делах. Денег она ни с кого не берет - отчего и считают ее глупой.

Пенсии Матрена не получала, хотя по возрасту и по болезни могла бы получать. Полжизни своей проработала в колхозе за «палочки» трудодней. И все «в мужицкую работу» мешалась: даже, как некрасовская героиня, остановила коня на скаку, а тот чуть не сшиб ее в прорубь!

Бескорыстие Матрены столь велико, а любовь к ближним так сильна, что она решает еще при жизни отдать половину своей избы и имущества приемной дочери Кире. Фаддей поддерживает это ее решение: и загружает части дома и скарба на сани. Вместе с сыновьями перетаскивает он добро своей бывшей любимой через железнодорожные пути. Матрена помогала им и погибла, замешкавшись у саней.

Односельчане не могут оценить благородства Матрены. Над гробом стоит плач - но, скорее, по обязанности и из приличия. Вскоре начинается дележ имущества, в котором принимают участие и жадные сестры покойной, и ее лучшая подруга Маша. А Фаддей, в общем-то невольный виновник смерти своей бывшей любимой, даже на поминки не явился.

И только учитель, Матренин постоялец, отчетливо понимает, что Матрена и есть тот праведник, без которого «не стоит село» .

«Не стоит село без праведника» - так первоначально должен был называться рассказ «Матренин двор»

Название: Матренин двор

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 8мин 49сек

Аннотация:

1956 год. Автор возвращается после лагерей. Он находит работу учителя во Владимирской области в местечке с названием Торфопродукт. Он поселился квартирантом к Матрене Васильевне Григорьевой. Матрена – одинокая женщина лет 60, измотанная болезнью. Живет она очень бедно. Пенсию ей государство не назначило, так как работала она в колхозе за трудодни. И помочь ей некому, так как муж ее пропал в войну, а дети все умерли. Была только бывшая воспитанница Кира, которую Матрена растила десять лет, пока та не выросла и не завела свою семью. Кира была дочерью Фаддея, брата Матрениного пропавшего мужа.
Очень быстро квартирант понял, что Матрена очень доброжелательный человек, который никому не отказывает. Любому, кто приходит к ней с просьбой о помощи, она считает нужным помочь.
Вот, наконец, стало ей полегче жить – школа платила за квартиранта, да пенсию все-таки небольшую выхлопотала.
Однажды Фаддей пришел и стал настаивать, чтобы она разобрала часть своего дома – горницу — и отдала его Кире. Кире нужно было поставить какое-то жилище на участке земли, чтобы ей этот участок отдали. Матрене жаль разбирать часть дома, где она прожила 40 лет. Однако, она все равно предназначала его после своей смерти Кире. Поэтому, повздыхав, она разрешает разобрать горницу.
К трактору прицепили двое саней и повезли. На железнодорожном переезде одни сани начали разваливаться. Матрена полезла помогать мужикам и их всех раздавили паровозом.
После смерти не нашлось людей, чтобы сказать о Матрене по-доброму, как она того заслуживала. Она помогала всем бесплатно, хотя имела слабое здоровье. Не гналась за богатством и была щедра. Мало кто понял, что она и была тем праведником, без которого не стоит село.