Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Сочинения. Сочинение - Сочинения - Блок образования - Информационно-развлекательный портал Тема человек время отцы дети

Сочинения. Сочинение - Сочинения - Блок образования - Информационно-развлекательный портал Тема человек время отцы дети

Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.

Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.

Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.

Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.

Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “ари-стократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.

Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.

До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

Герой своего времени или "лишний человек" своей эпохи (по роману И.Тургенева "Отцы и дети")

Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений - герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи.

Литература XIX века представила галерею людей такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал своих “героев”, которые так ими и не становились.

В противовес либерально-демократическому движению появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа, этакий интеллектуальный Пугачев.

Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов?

Убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего развития.

Большой и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека со всеми противоречиями его натуры - характерный продукт своей эпохи. В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в надрыв к финалу романа. И способность любить, и “романтизм”, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте” скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви, любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”: “Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней “физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе XIX века страдают одним и тем же пороком - неспособностью по-настоящему любить женщину. Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда, в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга” испытывает Анна Сергеевна. Уроки любви привели к кризису в душе Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой критику самой идеи прогресса.

Бесконечные и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые” вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается “пресловутый” романтизм. Воистину поэтично звучат его последние слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так “нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью. Цветы на его могиле призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере во всесилие святей преданной любви.

Своим романом в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих лагеря - либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети” еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.

Сочинение Тургенев И.С. - Отцы и дети

Тема: - Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.
Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.
Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.
Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “аристократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.
Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.
Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.
До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.
Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи & Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.
Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

, Экономика

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщение материала по теме “Характеристика России начала и середины 19в.”
  2. Подготовка учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов.
  3. Формирование навыка анализа художественного произведения, умения выделять в нем важные содержательные части.
  4. Подведение учащихся к пониманию авторского замысла.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное в изучаемом материале.
  2. Развитие аналитических умений при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
  3. Развитие познавательного интереса через подготовку сообщений, создание презентаций.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативной культуры, способствующей адаптации в новом коллективе, обществе.
  2. Воспитание творческого подхода к выполнению заданий.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

При подготовке к уроку учащиеся получают домашнее задание: Прочитать 1-4 главы романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” заполнить в таблице графы: даты, биография Н.Кирсанова.

На доске записан эпиграф к уроку:

А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.
(Базаров в разговоре с Аркадием (гл.VII))

Ход урока

Учитель литературы: Тема сегодняшнего урока звучит так: (слайд 2) "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Частная жизнь и история, человек и время – достаточно сложные философские понятия. Какие ассоциации вызывают они у вас? Чтобы понять это, я попрошу вас написать небольшое философское размышление, составить секвейн со словами время и человек, работая по группам (составление секвейна учениками по группам, чтение вслух).

Учитель литературы: Анализ предложенных размышлений.

Человек и время… Главный герой романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров в одной из начальных глав романа в разговоре с Аркадием высказывает такое мнение: “А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.” (гл.VII). Неслучайно я выбрала именно эту цитату из текста в качестве эпиграфа к разговору. Думаю, он поможет нам сформулировать основной вопрос, на который мы должны ответить, размышляя над первыми главами романа “Отцы и дети”. (Учащиеся формулируют цель урока. Вариант учителя: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны два понятия: человек и время) (слайд 3).

Учитель литературы: Человек и время… “Время, - так начинается семнадцатая глава романа, - летит иногда птицей, иногда ползёт червяком”. Перед глазами Тургенева, когда он пишет, стоят не только лица современников, не только картины событий, но и сам образ времени. Это особенность тургеневского дарования. Временные потоки он слышал, как люди слышат ропот бегущих ручьёв. Время течёт всегда. Поэтому роман начинается будто бы не сначала. Река уже текла… мы подошли, услышали: (слайд 4).

Ученик читает начало романа:

Что, Пётр, не видать ещё? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Учитель литературы: Уже в первых строчках романа мы встречаемся с необычной исторической достоверностью Тургенева, автор указывает точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему? (ответ уч-ся ) А почему эти, а не другие даты взяты Тургеневым? Послушаем сообщение на эту тему.

Сообщение группы литературоведов: Приложение 1 .

(Учащиеся заполняют таблицу) (слайд 5).

Учитель экономики: 1859 год – время начала действия романа…

Вводя точные даты, Иван Сергеевич Тургенев соотносит мир героев с реальностью 50-х, 60-х годов 19 века.

А какова была экономическая реальность России этого периода?

Проверка проводится в парах по слайду 9.

Учитель экономики: Вы рассмотрели факты экономической ситуации России только из 3 главы, а (имена учащихся, готовивших выступление) поработали с текстом всего произведения. Результат своей работы они сейчас вам представят.

2 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Николай Петрович принадлежит к поколению людей, чье формирование происходит в эпоху последекабрьской реакции: в 1835 году он кончил университет. Политические интересы в это время не могли проявляться открыто, поэтому на первый план выступило увлечение литературой, искусством, философией. В них-то подспудно и выявлялись настроения передовой части общества.

Какими годами обозначена следующая историческая веха? (47-48 гг., смерть жены и отъезд на жительство в деревню) Современные Тургеневу читатели легко понимали значение фразы: “... но тут настал 48-й год”.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества в указанное Тургеневым время? 1835-1848 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (3 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Новое обострение реакции после революции на Западе привело к тому, что часть дворянства окончательно избрала своим местом жительства деревню, как сделал Николай Петрович, - подальше от столичных дел - и ограничила жизнь личными интересами. В такой обстановке выработался характер “отцов”.

А что касается времени становления поколения “детей”, то и для него Тургенев определяет в своем произведении исторические рамки 1848 – 1859 гг.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества 1848-1859 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (4 строка таблицы ).

Учитель литературы: (запись в тетрадь) Итак, мы видим: в 1855 году Николай Петрович повез сына в университет, а, как известно, именно этот год является началом новой эпохи, эпохи общественного подъема в стране. 1859 год, когда Николай Петрович ждет сына домой, чреват революционной ситуацией в России.

Подводя итог работе, проделанной нами на уроке, возвращаюсь к его теме "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Хочу услышать ваш ответ на вопрос, поставленный в начале занятия: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны 2 понятия: человек и время (слайд18)?

Домашнее задание: слайд19.

Какие вечные темы в романе "Отцы и дети"?

    Вечные темы вечного романа можно найти самые разные. Конечно, как и следует из названия во-первых это конфликт отцов и детей, старшего и младшего поколений, прошлого и будущего. Эта тема широко представлена в романе не только спорами между Базаровым и Кирсановым папой, но и тем непониманием которое можно увидеть в отношениях Аркадия со своим отцом. Вечная тема любви, также присутствует в произведении, да и как без нее если любовь, по замыслу Тургенева должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывать их на прочность. Вечная тема борьбы также затронута в романе, это нигилизм Базарова, который для тех времен был максимально революционен и шокировал не только Кирсанова-старшего, но и читателей. Тема жизни и смерти показана в эпизодах с кончиной и болезнью Базарова, удастся ли герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели, или он поймет свои заблуждения, вот вопрос который интересовал Тургенева.

    Да там любые темы можно притянуть, если постараться)

    Во-первых очевидан тема отцов и детей, она выражена в конфликте Павла Петровича с Базаровым. Неоднократно Кирсанов-старший говорит, что сына он не понимает, но и его родители в сво время не понимали его.

    Второе, это идея развития общества. Опять же нигилизм Базарова и прятянутый либерализм (как он сам называет) Кирсанова.

    Тема предназначения женщины раскрывается в образах развязной современной Кукшиной и прекрасной, но закостенелой в своих суждениях Одинцовой.

    Тема любви ярко раскрывается в парах Кирсанов-княгиня, Кирсанов-Дуня (не уверена с именем), Аркадий -Катя и Базаров-Одинцова.

    Ну практически вся концовка и эпилог — это тема жизни и смерти, их противоборства и отношения к ним людей.

    Основная вечная тема романа Отцы и дети — это, конечно, конфликт поколений: противоречия между молодым поколением, олицетворением которого является Базаров и поколением отцов — его красноречивее всего олицетворяет Павел Петрович Кирсанов.

    Конфликт отцов и детей, юности и зрелости — тема вечная и актуальная во все времена.

    Еще одна вечная тема романа — трудности, которые стоят на пути незаурядного человека (Базарова) в его попытках найти свое место в обществе.

    Вечные темы российского общества: что делать, кто виноват, кому живется весело, вольготно на Руси. Отсюда и вечные темы, по какому пути и как двигаться России.

    Иван Сергеевич обладал особым чувством времени, и его произведения отражали самые острые события в обществе.

    Таков и роман Отцы и дети, он появился в острый политический момент, после отмены крепостного права.

    Закончен был роман в 1861 году в июле, а в 1862 году вышел отдельным изданием. Действие романа происходит в 1859 году, то есть накануне отмены крепостного права. Эпилог романа рассказывает о событиях, после отмены крепостного права.

    Споры отцов и детей в романе — это ярые столкновения дворянских либералов и разночинцев-демократов.

    Главные темы их споров: отношение к существующей крепостнической действительности, к дворянскому культурному наследию, о противостоянии Запада и Востока, о воспитании,общественном долге, о принципах поведения человека,об отношении к женщине, о любви. И самая важная тема — о судьбе народа.

    Вид деревень и народа накануне отмены крепостного права печален. И Тургенев с присущим ему лаконизмом глазами Аркадия рисует печальный вид деревень: …мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…;исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам И Аркадий, видя эту картину, думает о преобразованиях, но …как их исполнить, как приступить? Аркадий, молод, но Тургенев его относит к поколению отцов.

    Он нерешителен и не космополит-западник, как Павел Петрович, но он не знает, что делать, как изменить эту жизнь. Он не способен на решительные действия, поэтому его жизнь обычна, такая же как и у Николая Петровича его отца. И это лучшие представители дворянства: братья Кирсановы, Аркадий Кирсанов. Но сам Тургенев говорит, что в их лицах слабость и вялость или ограниченность

    Евгений Базаров — другой. он представляет новое поколение детей, поколение разночинской демократической молодежи. Впервые в русской литературе в лице Базарова представлен ученый-практик. Базаров- нигилист, его кредо: все разрушить и начать строить заново.

    И это базаровское кредо было воплощено в революции 1917 года, и в августе 1991 года