Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Сочинения по русскому языку и литературе. Сочинение на тему: «Была ли по-настоящему счастлива Наташа Ростова? В чем наташа нашла свое счастье

Сочинения по русскому языку и литературе. Сочинение на тему: «Была ли по-настоящему счастлива Наташа Ростова? В чем наташа нашла свое счастье

Фев 21 2014

Рассматривая особенности толстовских произведений, Чернышевский отметил, что все произведения писателя проникнуты «чистотой нравственного чувства». Наиболее значимым в Толстого является роман-эпопея « и мир». Он составлен из множества различных, своеобразных характеров, судеб, переживаний людей, которые проходят перед нами. Каждому образу присуще что-то свое. Положительный герой Толстого - это целый мир переживаний, духовных смятений, разочарований. Мы живем вместе с его любимыми героями, понимаем их, радуемся аа них. Ростова является любимой героиней Л. Н. Толстого.

Она наделена яркими национальными чертами. Широта, независимость, смелость, поэтическое мироощущение, страстное отношение ко всем явлениям жизни - таковы черты, определяющие этот . Впервые появляется Наташа подростком с тоненькими ручками, большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. подчеркивает, что вся ее прелесть заключена во внутреннем своеобразии ее души, В детстве это своеобразие проявляется в бурном веселье, в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Наташа - это «порох», «зелье», «волшебница».

Сколько задора, энергии в своевольно шаловливой Наташе! Она не боится нарушить светские правила поведения. Развитие Наташи идет бурно. Юность - это новая пора, время сложной внутренней работы, духовного роста.

Это проявляется в Отрадном, среди природы, в окружении нянек, дворовых. Это они были ее первыми воспитателями, они передали ей своеобразие народного духа. Время, проведенное в Отрадном, оставляет глубокий след в ее душе. В эту пору с особой силой звучат все струны ее богатой натуры. Наташа словно ищет, куда употребить переполняющую ее энергию.

все сочинения на a l l soch 2005 «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучае-мые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». В блестящем изображении русского характера, в звучании самых дорогих и глубинных струн русского сердца заключено неувядающее очарование отрадненских сцен.

И в скачках на тройках святочной морозной ночью, и в плясках с ряжеными, и в играх, и в пении Наташа предстает во всей прелести своей натуры. А делается все это во всю удаль, со всей широтой и страстностью, во всем блеске русской поэзии. И на протяжении всего романа видна духовная связь Наташи с народной жизнью. Простота, естественность ее объясняется тем, что она «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Духовная Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе.

Наташа тонко чувствует ее красоту. Мы видим ее в деревне, на лоне природы: видим, как она наслаждается ароматом весенней ночи, горькими запахами осенней земли. Это ее стихия. Оставление Москвы совпадает с наступающей зрелостью героини.

Суровым испытаниям подвергались русские люди, и Наташа глубоко переживает за судьбу русского народа. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы раскрываются бесконечная доброта и патриотизм Наташи. По ее настоянию все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы для раненых. Все богатство брошено в Москве. И что значило это богатство, на взгляд Наташи, когда речь шла о спасении русских солдат и офицеров?!

Граф Ростов по праву гордится такой дочерью. Как все не просто в жизни, так не прост и путь Наташи Ростовой к счастью, но в конце романа она находит свое , которого так долго ждала и которое заслужила. Наташа - замужняя женщина, жена Пьера, горячо любящая своего мужа, добрая, заботливая мать, обожающая своих детей.

А впереди - … Наташа пленяла своих современников красотой души, добротой, любовью к Отечеству. Этим она пленяет и нас, современное поколение.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Наташа Ростова на пути к счастью (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») . Литературные сочинения!

План, тезисы-цитаты по теме

«Наташа Ростова на пути к счастью»

1. Знакомство с Наташей.

«Черноглазая, С большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

Том 1, ч. 1, гл. VIII, Х, XVI-ХVlI, ч. 3, гл. VI. Том II, ч. 1, гл. Х-ХII, ХV.

2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо,- и полетела бы. Вот так!» «В обращении своем с матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко».

Том II, часть 3, гл. ХII-ХVII, XIX.

    Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом балу? Почему князю Андрею ср·азу понравилась Наташа? Что главное в Наташе: разум или чувство?

3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.


«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка».

«- ,Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!- закричала она (Наташа - И. Ф.).- Они остаются!..

Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже...

Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».

Том II, часть 4, гл. VII. Том III, ч. 3, гл. XVI.

    Как танцует Наташа и что удивляет в ее пляске зрителей? Поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат. Почему? Почему он избегает называть эти поступки патриотическими?

4. Дорогая цена испытаний.

«Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее.

«...ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».

«О, подлая, бессердечная порода!» (Пьер о семье Курагиных).

Том II, ч. 4, гл. IX-X, ХIII; ч. 5, гл. VI-XXII. Том IV, ч. 4, гл. II.

    Как переносила Наташа разлуку с князем Андреем? Только ли она виновата в своей измене? Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни? Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни?

5. Наташа - воплощение любви.

«Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Том III, ч. 3, гл. XXXII. Том IV, ч. 1, гл. XIV-XVI; ч. 4, гл. I-III.

    Чем достигается особое настроение сцены свидания Наташи со смертельно раненным князем Андреем? (Лексика, интонация, детали в портретной характеристике действующих лиц, эпитеты и прочее) . Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность ее жизни любовь»?

6. Счастье.

«Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевн"ые ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы, если б было другое».

Эпилог, ч. 1. гл. X-XII, XVI.

    Вытекает ли перемена Наташи в эпилоге из логики развития ее характера в романе-эпопее?
    Какова роль Наташи в семейной жизни? В чем она нашла свое счастье? Как вы относитесь к этой роли Наташи, к ее пониманию счастья? "

Главная > Урок

Терентьева М.В., учитель I квалификационной категории

МОУ «СОШ № 5» г. Губкинский, ЯНАО

Урок - диспут «В чем счастье Наташи Ростовой?»

(По роману Л.Н.Толстого «Война и мир») (2 часа)

Подготовка к уроку. Вопросы к диспуту (Вывешиваются за 2-3 недели до урока).
    Как вы понимаете, что такое счастье? Назвать счастливые моменты в жизни Наташи Ростовой. С какой стороны в эти моменты раскрывается Наташа? Как через природу показано счастливое состояние Наташи? Назначение Наташи в жизни по Толстому? В чем тайна очарования «некрасивой девочки»? Близка и понятна ли вам Наташа Ростова? Современна ли Наташа Ростова? Какие черты героини нужны нам с вами?
Индивидуальные, парные, групповые задания по усмотрению учителя. Можно заранее проговорить в классе, какие моменты жизни Наташи будут названы счастливыми, или ребята уже во время диспута будут называть эти моменты. Дать на пару или группу конкретный момент жизни с целью отыскать доказательства «за» и «против» этого счастливого момента. Можно одним предложить искать «за», другим – «против». Счастливые моменты: детство, в Отрадном, на балу, в театре, у дядюшки, отъезд из Москвы во время войны, любовь к А.Болконскому, А.Курагину, отношения с Пьером, в эпилоге. Оформление.
    Портреты-иллюстрации Наташи Ростовой Записи на доске (Записи до времени закрыты)
    Словарь.
- Счастье – чувство, состояние полного высшего удовлетворения. - Счастливый – 1. Полный счастья. 2. Приносящий счастье. И.С. Ожегов. Толковый словарь русского языка 2) Эпиграфы. - Сущность ее жизни – любовь… Л.Н.Толстой - Нет больше счастья, Чем отдаться людям, И высекать огонь В груди у бубен – И ничего не требовать взамен. Паул Михня - За счастье твое мне не страшно в огонь… Весна Парун Ход урока. I – Объясните, как вы понимаете слова из стихов Паула Михни или Весна Паруна - Как ВЫ понимаете, что такое счастье? Насколько сказанное важно для вас? Открывается словарная статья из И.С. Ожегова - Что значит: «Полный счастья» и «Приносящий счастье»? - Когда станем говорить, в чем счастье Наташи Ростовой, нам будут важны оба определения к понятию «счастливый»? II. - Итак, какие моменты в жизни Наташи вы бы назвали счастливыми? (Для учителя: 1. определенные далее моменты могут быть названы в разном порядке или совсем не названы. Если учитель посчитает необходимым, то сам обратит внимание на эти эпизоды из жизни Наташи Ростовой. 2. доказательства для «да» и «нет» условные) Детство. Нет. 1. Счастья не чувствует, т.к. пока не знала ни горя, ни потерь. Живет и все. 2. Некрасивая, и она это знает. Да. Счастлива, иначе не было бы такого смеха, безудержного веселья, всеохватывающей любви ко всем. А о свей некрасивости Наташа даже ни разу не говорила. - Только ли потому счастлива, что сама может веселиться, любить? « Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». (Для учителя. Здесь можно прочитать отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (в первой части). В Отрадном. Да. Удовлетворена жизнью, слиянием с природой. Болконский любуется ею. Его жизнь после «встречи» меняется к лучшему. Бал. «Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». (Для учителя. Обсудите, почему «испуганная и счастливая» одновременно, что за улыбка со слезами). У дядюшки (охота, танец, пение крестьянок). Нет. Здесь Наташа, чтобы забыться, не думать о разлуке с Болконским. Мечется между своими состояниями. (Примеры). Да. Отходит душой: с вдохновением слушает пение, по велению сердца пускается в пляс, скачет во весь дух во время охоты, позабыв и про охоту, и про всех остальных. (Цитаты). Театр. Да. Чувствует себя красивой, т.к. на нее смотрят, от этого девочка ее возраста, женщина любого возраста счастлива. (Вспомним из Пушкина в «Евгении Онегине» эпизод, где Татьяна, светская дама, сидит в салоне рядом с Ниной Воронской, «Сей Клеопатрою Невы: // И, верно б, согласились вы, // Что Нина мраморной красою // Затмить соседку не могла, // Хоть ослепительна была». Нет. - Только что была встреча с Андреем Болконским; охота, танец, пение – живое, естественное. А здесь? Улыбка Элен, «одинаковая для всех», неестественная, заражает Наташу. – Счастье понимают, осознают. Здесь же, оставшись одна, Наташа « не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей неясно и страшно »(!). Любовь к Анатолю Курагину. Да. Отдается вся этой любви, а раз решилась даже на такое, как уехать с ним, то счастлива. (Цитаты). Нет. – Сама, как в бреду, как в тумане, не понимает, что делает (как в театре). - Приносит горе родным, близким, а Наташа их любит горячо. - Любовь приносит разочарование. Это тяжелый нравственный кризис. - Кому-то от этой любви радостно? Любовь, не приносящая никому счастья, не может быть счастливой. Наташа и Андрей Болконский. Нет. Расставание – так велел его отец. Что за счастье со слезами? (Можно вспомнить эпизод, когда Наташа, ожидая князя уже несколько дней (он уехал к отцу за разрешением на свадьбу, но не предупредил об этом девушку), плачет, думает, что она оставлена, заперлась в своей комнате, надела домашнее платье. И вдруг…). (Для учителя: лучше выразительно прочитать наизусть этот эпизод) Да. Счастье только тогда счастье, когда достигается в борьбе с обстоятельствами, с собой. (И у Наташи такое счастье. И вся классическая литература говорит о том, что каждая любовь должна пройти через испытания). Нет. Мечется, мучается, отчуждается от всех. Да. Но сила любви так велика, что весь остальной мир перестал существовать. После первой встречи с князем Андреем Наташа «была довольна и счастлива какою-то своею отдельной – верно глупою, веселою и счастливою жизнью». Нет. Какое же это счастье, если любимый умирает? Да. Наташа оправдана - и счастлива, нет, лучше сказать, успокоена этим. (Для учителя. Эта любовь и другим приносит радость. Князю Андрею – ведь ради него эта любовь. «Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое». Болконский говорит Пьеру: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет». Пьер рад их любви; Марья Болконская поняла брата и приняла Наташу. Радуются за нее родные. « Какое это огромное счастье любить и быть любимым», - сказал А.П. Чехов) Отъезд из Москвы перед пришествием Наполеона. (Для учителя: После обсуждения придем к выводу, что высокое чистое патриотическое чувство Наташи передается всем окружающим. А когда ты видишь, что твои мысли стали желанием других – это ли не счастье. Здесь же можно сравнить два состояния счастья: Наташино и полковника Богданыча. «- Доложите князю, что я мост зажигал, - сказал полковник торжественно и весело. - А коли про потери спросят? - Пустячок! – пробасил полковник, - два гусара ранено, и один на повал, - сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово «наповал»») Эпилог. Наташа становится женой и матерью. Нет. Наташа ходит неприбранная, «пополнела и поширела». Этого ли хотела в жизни девушка, любящая все красивое, балы, наряды, свет. Это же конец Наташи. Да. Она любящая мать и все понимающая жена. Вот происходит встреча Пьера и Наташи после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом… улыбнулось… и обдало Пьера давно забытым счастьем…. Охватило и поглотило его всего». С ней счастлив Пьер. Нет – это очередной этап в ее жизни. В незаконченном романе «Декабристы» (критики считают его своеобразным продолжением романа «Война и мир») Л.Н.Толстой рассказал о вернувшихся из 30-летней ссылки Пьере Лабазове и его жене Наталье Николаевне. «…Всякий, взглянув на эту женщину, должен был понять, что от нее ждать нечего, что она уже давно когда-то положила всю себя в жизнь и что ничего от нее не осталось. Осталось достойное уважения что-то прекрасное и грустное, как воспоминание, как лунный свет ». (Да или нет?). Это ли не счастье, быть нужной, когда трудно другим. - Дополняет образ Наташи Ростовой отношение к ней окружающих ее людей: в самую страшную минуту своей жизни (получение известия о смерти Пети) мать зовет только Наташу; Николай жалеет, что с выходом ее замуж, у него не будет уже такого друга. … III. Вернемся к теме урока и ответим на вопрос: счастье Наташи Ростовой – осчастливить других. (Для учителя. Можно поменять тему урока, записанную на доске, на новую запись). - «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон). Наташа способна проникнуться общим чувством с людьми, которые ее окружают, от родных до простых солдат. А этой способностью проникновения Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества героев. - Так видят жизнь и другие писатели и поэты. (Обращение к эпиграфам). - Завершает урок отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», последняя часть.

Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

ПЛАН.

  1. Знакомство с романом эпопей “Война и мир”.
  2. Счастье и ее проблематика в жизни героев:

    а)Пьера Безухого;

    б)Николая Ростова;

    в)Андрея Болконского;

    г)Марии Болконской;

    д)Наташи Ростовой;

    е)Пети Ростова;

  3. Связь жизни и романа.
  4. Список использованной литературы.

...вдруг пахнуло в лицо Пьера

тем давно забытым счастьем...

Л.Н. Толстой “Война и мир”.

Толстой назвал “Войну и мир” “книгой о прошедшем”. Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье “Войны и мира” первым отдельным изданием завершилось в 1869 году. Целое десятилетие труда было положено на великую книгу.

Роман “Война и мир” представляет собой эпопею, каждый том которого относиться к определенному году. Эпопея включает в себя не только перечисления действий каждого героя по годам, но и их внутренний мир. С каждым движением героя проявляется частичка оного, и так капля за каплей до конца романа-эпопеи собирается цельный образ, образ гениев и безумных, жестоких и любимых, образ “живого человека”. “Живого” лишь потому, что образ похож на образ живого человека, и к, счастью, понятного другому человеку.

Помимо яркого проявления образов Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Как известно Лев Николаевич начал свой роман-эпопею после смерти Александра I, а точнее после амнистии декабристам.

Одной из таких поставленных им проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов. И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова.

Очень разны люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания, когда нужно решать вопросы, с объективным порядком вещей, и вопросы эти оказываются так запутанны и осложнены, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.

Кризисы Пьера и Николая Ростова идут параллельно. Оба они, как мы видим, запутываются в “мирской” жизни; эта жизнь представляется неупорядоченной и даже нравственно безразличной. Для Николая эта проблема существует в плане практической морали: “в миру” трудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться “монастырь”- масонская ложа. В этом “монастыре” он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил. Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни.

Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается “на круги своя”. Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой.

Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И в отличии от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну нужны ряд причин, иногда создающие единое целое. В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, проще говоря - счастья. Но ему не хватало одного, того хладнокровия, которое особо требовалось в военных действиях. Жизнь его течет своим чередом, но в один момент все рушиться, в момент встречи лицом к лицу с врагом. В мыслях Николая пробегает сомнение в необходимости данной войны и войн в целом. Хоть он еще тот горячий молодой человек, но пыл страстной ненависти уже утихает. Но как бы жизнь не была светла, черных пятен трудно смыть, у Семьи Ростовых появляются денежные проблемы, и Никола, как старший из детей обязан заняться тем, что ему казалось таким далеким, но в чем он найдет настоящее счастье. Но, как свет в темном царстве, происходит встреча в начале с дубом, а после звуки голоса и особенно слова, произнесенные в этот момент, слова которые создают счастливую атмосферу в жизни Николая. Но тут в жизни Николая проходит очередная черная полоса, которую он должен, как можно быстрее покинуть. Он понимает, что выход есть,что надо лишь протянуть руки и все успокоится, но нет. Человек, которым являлся Николай, слишком долго пользовался уже готовыми благами, которые осточертели ему, и был так долго лишен счастья, и лишь поэтому, так тяжело принять их снова. К, счастью, здраво поразмыслив Николай приходит к выводу, что счастье заключалось в том, кого он пытался отдалить от себя. И с этого момента начинается жизнь не лишенная, как было раньше, счастья. Счастье он нашел в семье, а если точнее говорить, в работе, которую позволила делать его семья во главе с Марьей Болконской.

Счастье же ее брата, Андрея Болконского, намного отличается от счастья других. Пьер Безухов и Николай Ростов нашли свое счастье в семье, а Андрей будучи женатым человеком за прекрасной женщиной, за которую он вышел по любви , в отличии от Пьера, отговаривал других жениться, говорил, чтобы тот всю жизнь искал ту свою любимую и в итоге не женился на ней. Князя Андрея мало волновала семья, он любил политику, которая заменила ему все. Первый раз попав на войну он не волнуется на счет карьеры, он видит себя велик полководцем, в руках которого судьба России. Далее, лежа раненый на поле и глядя в небо он впервые задумывается о том, зачем мы живем, забыв все свои идеалы, которыми жил, впервые вспоминает о жене о том, что у него должен родиться ребенок. Этот жизненный сюжет круто изменяет его представление о жизни. Следующим моментом счастья в его жизни была встреча с Наташей Ростовой, которую он полюбил с первого взгляда. Но, как бы это не было ужасно, счастье всегда приходит на пару с бедой. Измена Наташи выбрасывает его надолго из колеи. И, как средство от несчастья, война снова играет свою ужасную роль средства успокоения. Андрей бросается в пучину военных действий, где получает смертельную рану. Попав в госпиталь он узнает в человеке, лежащему на соседнем столе, в человеке, которому ампутировали ногу своего главного врага. И тут наступает момент прозрения, момент жизненной истины, которой он был лишен многие годы, и лишь одно терзает его: он только, что увидел свет в длинном тоннеле жизни, но, к сожалению, он медленно умирает.

За беспомощным Андреем ухаживает его сестра, Мария Болконская. Как и в жизни брата, в ее жизни тоже имели место темные пятна. С детства Мария Болконская жила вместе со своим отцом, с которым она часто конфликтовала по ряду вопросов, всегда стоящих между поколениями. Мария не могла найти общего языка со своим отцом, после смерти матери стала набожным человеком, часто принимала у себя, в доме отца, странниц, которых недолюбливал ее отец. Смерть матери лишила ее возможности близкого доступного общения с женщиной, которой она могла бы поведать все свои страхи и разочарования. С детства ей не хватало обычной доброй материнской ласки, которая так нужна была ей. Марья слишком долго прожила с отцом и братом, к которым она не только привыкла, но и без которых жить не могла. Она ревновала брата к его жене, не из-за не любви к ней, а из-за огромной любви к брату. Это любовь мешала ей в установлении своих личных отношений с мужчинами и в поисках любви. Война 1812 года. Застала ее в деревни, где умирает ее отец, и она впервые встречается со своим будущим мужем. Эта встреча была одним из счастливейших моментов ее жизни, да что таить таких моментов ее жизни было не так много, что очень печально. Счастье в жизни Марии было не таким частым гостем, чтобы надоесть, счастье было долгожданным и редким гостем ее двора, но это не мешало ей жить.

Ее подруга по несчастью (смерть Андрея Болконского) - Наташа Ростова с детства была резвым человечком, что придавало ей такой живности никто не мог знать, так как ее родители были совершенно спокойными людьми. С детства Наташа не знала горя, которое пришло к ее семье после ее совершеннолетия. В отличии от других героев романа, она была человеком, излучающим счастье. И даже банкротство семьи, и даже война - ничто не могло заглушить в ней чувства счастья. Достаточно вспомнить ее именины, ее слова произнесенные, сидя на окне в усадьбе семьи, ее первый бал, достаточно вспомнить содержание хотя бы нескольких ее разговоров с Соней. Ее жизнь была олицетворением счастья, ее образу можно было учиться, но, к несчастью, Наташе пришлось поведать и горе. Счастье в любви с Андреем перешло в несчастье, после появления Анатоля Курагина, счастье жизни к несчастью смерти, после смертей Андрея, отца и младшего брата - Пети. В отличии от других, счастье и несчастье приходили раздельно и притом, либо счастье следовало за счастьем, либо несчастье за несчастьем. К счастью, чреда несчастья не постоянна и за ним всегда приходит счастье, так и в конечном итоге Наташа нашла свое счастье в семейном кругу, вместе с Пьером и их четырьмя детьми.

Помимо Николая у Наташи был младший брат - Петя. Этот юноша с детства отличался упрямым и горячим характером, унаследованным от отца. Жажда битв одолевала его и он не мог сдерживать себя и своих эмоций. Как и сестра он был шустрым и веселым ребенком, жизнь которого была особенно беззаботна. Жажда битв и славы привела его на войну, где из-за своего горячего характера он погиб, не узнав жизни и большого человеческого счастья, счастья в любви. Поведал лишь он раннее счастье ребенка.

В семье Ростовых был еще один член семьи - Соня - двоюродная сестра Наташи, Пети и Веры. Потеряв рано родителей Соня поселилась у своих родственников Ростовых. И полюбила своего кузена - Николая. Николай и Соня любили друг друга взаимно, но со времен службы Николая и долгих разлук с ним Соня начала сомневаться в любви к нему и его любви к ней. И действительно разлука с Соней сильно сказалось на любви Николая. Казалось, было счастье в их душах, но нет что-то случилось, но это не так. За всю свою небольшую жизнь Соня привыкла собой жертвовать, ради других и ради счастья других. И это стало для нее вроде наркотика, стимулирующего жизненную деятельность организма. В жертвовании собой начало основываться жизненное счастье. И лишь любовному счастью не удалось установиться в ее жизни.

Жизни героев имели разное продолжение, но если взглянуть под другим углом видно, что их объединяет лишь одно - счастье, найденное в любви.

Жертвование во имя других, горячность, жизненные проблемы, проблемы общения - все это и многое другое включает в себя роман. Проблема счастья стоит в нем не на первом, но и не на последнем. Показанные автором герои их проблемы, их жизненный путь, их несчастья заставляют нас задуматься:”А ведь и в правду, чем жизнь отлична от написанного? Ничем! Книга это наша жизнь только на бумаге. Бумагу можно порвать, можно перечеркнуть, ну а жизнь не исправить. В жизни не найдется ни одного человека, который бы сказал, что его жизнь это счастливый мир реальных иллюзий. Но иногда для понимания всего счастья своего положения нужны и несчастья, которые проводят жирную черту между радостью и горем. И лишь в момент несчастья человек способен понять, как ему жилось раньше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. СМИРНОВА Л.А., “Русская литература XVIII-XIX веков”, Москва, “Просвещение”, 1995г.
  2. БОЧАРОВ С.Г., “Роман Л.Н. Толстого “Война и мир””, Москва, “Художественная литература”, 1978г.
Наташа Ростова на пути к счастью План. Знакомство с Наташей. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи. Дорогая цена испытаний. Наташа – воплощение любви. Счастье. Вывод. Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”.

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!”. На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью”.

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица”. Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка”. В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые”. Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?”. Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню”.

Счастье.

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности”, но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Вывод.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной”, ведь душа – это самое главное в человеке.