Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Сочинение по произведению «Белый Бим Черное Ухо. Урок по повести Белый Бим Чёрное Ухо Троепольский белый бим черное ухо викторина тест

Сочинение по произведению «Белый Бим Черное Ухо. Урок по повести Белый Бим Чёрное Ухо Троепольский белый бим черное ухо викторина тест

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.

Главные герои

Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.

Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.

Толик – мальчик, который заботился о Биме.

Другие герои

Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.

Даша – девушка, которая помогла Биму.

Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.

Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.

Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.

Главы 1–2

Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».

Глава 3

Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.

Главы 4–5

Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .

Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.

Глава 6

Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.

Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.

На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.

Глава 7

Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».

Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.

Глава 8

«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.

К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.

Глава 9

Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .

Глава 10

Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.

Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.

Глава 11

В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .

Глава 12

Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .

Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .

Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.

Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.

Глава 13

Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.

Глава 14

Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.

Глава 15

Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.

Глава 16

В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.

«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».

Глава 17

Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».

Заключение

В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1388.

Предлагаемый материал разработан для самостоятельной подготовки учащихся 6 класса II отделения школа II вида к уроку внеклассного чтения по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

Этот материал поможет учащимся осознанно понять текст и сделать вывод о прочитанном. (Это трагическая история о собаке, которая осталась без хозяина и оказалась на улице (хозяин её попал в больницу). Собака за время скитаний встречает на своём пути разных людей: добрых и злых, жестоких и добросердечных, равнодушных и отзывчивых, способных на подлость и готовых прийти на помощь. Финал у книги трагичный. Бим, уже почти дождавшийся своего хозяина, по злобе соседки, которая ненавидит животных, попал к собаколовам и погиб.)

Он способствует развитию умений грамотно и полно отвечать на вопросы, предупреждая речевые и грамматические ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Повесть Гавриила Николаевича Троепольского

«Белый Бим Чёрное Ухо», 1971 год

1.Глава «Двое в одной комнате»

Кто такой Бим? Что запрещал хозяин делать Биму? Какие достоинства и какие недостатки были у Бима? Что беспокоило хозяина собаки?

«Записки хозяина»

Почему хозяин привязался к своей собаке? Чего он боялся? На что стал обращать внимание хозяин? На какие мысли натолкнула картина Д.Бассано (XVI век) «Моисей иссекает воду из скалы»? Чем занялся хозяин, чтобы защитить родословную Бима? Каким рос Бим? Какое слово для Бима стало законом жизни? Как Бим вёл себя дома и на лугу? Запах какой птицы почувствовал он и совершил свою первую стойку? Каким он стал к двум годам? Сколько слов он уже знал к этому времени? До чего он дошёл своим умом? Получил ли Иван Иванович родословную своей собаки?

2 глава «Весенний лес»

С чем познакомил Иван Иванович своего друга на третьем году от рождения? Какую птицу подстрелил Иван Иванович и познакомил Бима с ней? Почему второй поход в лес оказался для Бима неудачным?

«Записки хозяина»

На какой цветок в лесу обратил внимание Иван Иванович? Чем он его удивил и порадовал? Каким видит собака голубой цвет?

3 глава «Первый неприятель Бима»

Какие люди были мало интересны для Бима? С какой собачкой познакомился Бим? О какой судьбе Лохматки догадался Иван Иванович? Что сообщил Иван Иванович Биму и тем самым обрадовал его? Кто зашёл к Ивану Ивановичу, когда он и Бим выходили из дома? С чем пришёл этот Гость? Кого он привёл в свидетели? На что жаловалась Тётка? А как было на самом деле? Как Иван Иванович доказал Гостю, что собака интеллигентная? Почему Бим не подал лапу Тётке? Как поступил Гость?

«Записки хозяина»

Как хозяин догадался, почему Бим зарычал на Гостя? Кем оказался Гость? Что он рассказал Ивану Ивановичу?

4 глава «Жёлтый лист»

Что произошло, когда Иван Иванович и Бим садились в автобус? Кто попался Биму в лесу, но хозяин запретил его трогать? О чём забывал Иван Иванович во время охоты? Почему Бим был недоволен охотой? Как прошла ночь для Ивана Ивановича?

«Записки хозяина»

Почему Ивана Ивановича мучила совесть? Почему он решил убивать не более одного – двух вальдшнепов? Почему его волновала судьба птиц, особенно судьба серой вороны?

5 глава «На облаве в Волчьем яру»

Кто приходил к Ивану Ивановичу? О чём они говорили? Куда отправился хозяин на рассвете? Почему охотники не хотели брать с собой Бима? Что сделал Главный (охотник) в лесу? Где появился волк? Кто его убил? Почему нервничал Бим? За что похвалили охотники Бима? Почему Биму не понравилось в кузове грузовика? Как Бим реагировал на волка?

6 глава «Прощание с другом»

Что стал однажды замечать Бим за хозяином? Кого попросил Иван Иванович вызвать врачей? Как Бим встречал врачей? Почему он так повёл себя? Что сделали врачи? Что приказал Иван Иванович Биму? Как вела себя собака ночью? Что сделала Степановна, придя утром к Биму? Что она сказала ему? Что делал Бим на улице? Куда направился он в середине дня? Почему он сидел у этого дома до вечера? Почему в сумерках побежал домой? Как прошла вторая ночь? Куда утром отправился Бим? Как реагировали люди на Бима, сидящего на проспекте? Кто устроил скандал? Кого повели в милицию? Кого разыскивал по телефону милиционер? Кто привёл Бима домой? Как Даша накормила Бима? О чём попросила Даша Степановну?

7 глава «Поиски продолжаются»

Что за жетон закрепила Даша на ошейнике Бима? Что вы узнали о Даше? Чем был занят Бим днём? Кто к нему подошёл? Как отнеслись дети к нему? Кто отнял Бима у детей? Что сделал Серый, приведя Бима к себе домой? Что это за человек? Чем закончилась ночь для Бима у Серого?

8 глава «Случай на стрелке»

Что узнал Бим о людях, разыскивая своего хозяина в городе? На чей след ему удалось напасть? Чем закончились поиски Даши? Кто подошёл к обессиленному и лежащему на путях Биму? Что это за женщина? Как отнеслись остальные женщины к собаке? Что произошло с Бимом, когда он возвращался в город по железнодорожным путям? Кто его спас и как? Что случилось с его ногой? Чем обрадовала его Степановна, когда Бим вернулся домой? Какой совет дал Павел Титыч Рыдаев (председатель домкома) Степановне? Прислушалась ли она к его совету?

9 глава «Маленький друг, ложные слухи, тайный донос на Бима и отступления автора»

Какой слух распространили ребятишки в школе? Что сделал учитель – методист? Как узнал Толик о судьбе Бима? Что он пообещал в своём сочинении? Куда отправился мальчик после уроков? Как встретил Толика Бим? Что пообещал мальчик Степановне? Какой разговор состоялся у Толика с Серым? Чем закончился приход Серого в ветеринарный пункт? О чём договорился Серый с Тёткой? Какие письма стали поступать в редакцию после напечатания в ней объявления? Кто и как прекратил эту дискуссию? Куда Толик отвёл Бима?

10 глава «За деньги»

Когда зажила больная лапа у Бима? С кем подружился Толик? Что он пообещал Люси принести на следующий день? Пришёл ли Толик на следующий день? Как все отнеслись к этому? Кто стал гулять с Бимом? С кем встретился Бим на трамвайном переходе? Куда он уехал на автобусе? Как шофёр поступил с Бимом? Как назвал Бима новый его хозяин?

11 глава «Черноух в деревне»

Что удивило Бима в деревне? С кем он познакомился? Какие звуки и запахи удивили Бима? В чём убедил Бим Папаню, Алёшу и Бригадира? Кто разбудил Бима? Чем Петровна угостила Бима? С кем стал жить Бим в мире и согласии? Как кормили Бима? Почему ему стало невмоготу? Чем он занялся? Кто ему помешал? Что понял Хрисан Андреевич?

12 глава « На просторе полей. Необычная охота. Побег.»

Как началось утро в доме Хрисана Андреевича? Куда повели Бима? Что понравилось Алёше в поведении Бима (Черноуха)? О чём Алёша попросил отца? Какое новое качество у Черноуха обнаружили отец и сын? Какая жизнь началась для собаки? С какой целью пришёл Клим к Хрисану Андреевичу? О чём они договорились? Чем закончилась охота Клима? За что он избил Бима? В каком состоянии Клим оставил в лесу Бима? Чем лечился Бим? Почему он не остался в деревне? Куда направился Бим? О чём разговаривали вернувшиеся с базара Хрисан Андреевич и его жена? Что они рассказали Алёше про Клима? Как они догадались, что Клим избил Черноуха? Как Алёша переживал утрату собаки?

13 глава «Лесная больница. Папа с мамой. Гроза в лесу»

Куда добрался Бим? Какую еду он нашёл себе в лесу? Где улёгся спать? Чем был лес для больной собаки? Кто разбудил Бима на рассвете? На кого он стал охотиться? Как случилось, что он съел дичь? Сколько дней лечился в лесу Бим? Куда затем он направился? На чей след он наткнулся в городе? Как приняли Бима в доме Толика? Что сделал глубокой ночью отец Толика? Куда он отвёз собаку? Где он её оставил? Какой поступок совершил этот человек? Почему Биму было жутко в лесу? Как он освободился от верёвки? О чём предупредила сорока собаку? Как Биму удалось спастись от волчицы? Почему волчица убежала от Бима? Что хорошего говорит автор о волках? Куда снова отправился Бим? О чём узнал Толик, проснувшись?

14 глава « Путь к родной двери. Три уловки»

В каком состоянии Бим добрался до города? Где он остановился? Кто его покормил? Где он провёл день? Куда отправился вечером? Где Бим лёг отдохнуть? Кто подъехал к нему? Кто его преследовал? Удалось ли Биму уйти от преследования?

15 глава «У последней двери. Тайна железного фургона»

Где Биму удалось утром найти еду? С кем он встретился? Удалось ли ему дойти до своего дома? Кого он встретил у подъезда? Почему Тётка поднималась раньше всех в доме? Что её интересовало? Чем Тётка занималась в выходные дни? По чьей вине собаколовы забрали Бима? Куда они привезли несчастную собаку? Кто из знакомых Бима оказался в карантине?

16 глава « Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела.»

С какой целью приехал в город Хрисан Андреевич? Чем должен был заняться в городе Алёша? Кто ещё разыскивал Бима в городе? Где встретились Алёша и Толик? С кем встретились мальчики на вокзале? О чём они рассказывали Ивану Ивановичу? Куда они пришли втроём? Кто их встретил? Где договорились они искать Бима? Куда приехал Иван Иванович? Что он увидел, когда он открыл фургон? Что он сказал мальчикам, когда встретил их? Как расстались Алёша и Толик? Какой след оставил Бим в душе папы Толика? Где Иван Иванович похоронил Бима? Почему он сделал четыре выстрела? Почему собаколовы выпустили Лохматку? Кто организовал поиски Бима? Что было написано о Биме в газете? Как Бим прославился дважды?

17 глава « Лес вздохнул»

Каких друзей оставил Бим Ивану Ивановичу? Какой подарок сделал Иван Иванович Хрисану Андреевичу? Кого приобрёл « на двоих» Иван Иванович? Почему Иван Иванович пришёл на ту полянку, где он всегда останавливался на отдых? О чьей судьбе он подумал?

Понравилась ли вам эта книга? О чём вы узнали, прочитав её? Чему она учит нас? Что вы можете сказать о главном герое?


Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Цели:

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными.

Тип урока : Урок доброты.

Методы : словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.

Приёмы: сравнение, анализ.

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудовани е:

1. Портрет Г.Н.Троепольского
2. Текст произведения

3. Карточки с заданиями

4. Иллюстрации к тексту

5. Текст стихотворения «Не будь жестоким»
.

6.Проектная работа учащихся.

7. Видео материал.

8. Музыкальное сопровождение

Ход урока:

1.
Организационный момент
Мы улыбкой как солнышком брызнем,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Мы улыбкой умеем делиться

И ответную искру зажечь.

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания . Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?

(Г.Н. Троепольский)

На доске вывешивается портрет писателя и название повести.

-Назовите главного героя повести.

Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?

На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима

-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)

Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.

-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.

Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.

-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).

-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)

-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)

-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.

1. Зашевелился осколок
2. Ивана Иванович в больнице

3. Бим ищет хозяина

4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми

5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима

6. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4
. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»
О ком эти слова?

«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею….(Степановна)

Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)

«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)

Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика)
1) Работа по тексту
- Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133.
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?


( Просмотр фрагмента гибели Бима )
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)

-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)

-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

Работа по вариантам:

1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?

2 вариант «Эх,если бы Бим был человеком..»

У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие

Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.

Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.

Синонимы апатия, чёрствость,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.

6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца».

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,

И на людей так жалобно смотрела,

Но люди обходили стороной.

Собачка жалобно скулила

И от прохожих помощи ждала,

А от голода и боли выла,

Была под сорок градусов жара.

Но люди проходили мимо,

Едва лишь на щенка взглянув,

Другие пробегали торопливо,

И головы не повернув.

Я тоже мимо проходил,

Я в школу очень торопился,

Спасая от жары, под куст собачку посадил,

В надежде после школы возвратиться,

Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,

Ты, потерпи немножко,

И накормлю, и напою,

И вылечу больную ножку.»

В тот день мне на уроке не сиделось,

Всё грезились её глаза,

Молящие, просящие, как в горе у людей,

И с них катилась крупная слеза.

Когда к собачке подошёл,

Она уже мертва была,

Напрасно на людей смотрела,

Напрасно от бездушных помощи ждала.

И тут ко мне девчушка подбежала:

«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»

И на валявшийся булыжник показала,

Что весь в крови испачкан был.

И крикнуть захотелось громко:

- Что же вы, люди, так черствы,

Не помогаем братьям меньшим в горе,

И не спасаем от беды!

Где ж ваша человечность и добро,

Иль при рождении не досталось,

Или с годами вас покинуло оно,

Или не гложет вас сомнение,

Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,

Кто-нибудь бездушный, без стеснения,

Камень злобы не положит на душу тебе.

Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.

Представление проекта учащимися

1.Тема, цели и задачи.

2.Актуальность проблемы и пути решения.

3.Представление работ учащимися.

Понравилась вам работа наших ребят?

Что они хотели донести до вас?

5. Заключительная часть урока
Слово учителя

-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Выставка книг о собаках.

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды,

Есть великаны, это –доги

Коротконогие бульдоги.

Ленива сытая хозяйка,

И такса кнопочка лентяйка,

Бесстрашен пограничник воин

И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса- кулак и скряга,

Под стать ему Репей дворняга,

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пёс хороший друг

Зависит от хороших рук!

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?

-Почему повесть так названа?

-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?

- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он

познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7 .Рефлексия

В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу,если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите –красный.

Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)

8.Домашнее задание

1.Композицию

2. Письмо другу

Разделы: Внеклассная работа

Цель: формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и аргументировано отстаивать свое мнение.

Ход мероприятия

Ведущий: 29 ноября 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского. Он прожил долгую жизнь, 90 лет, и оставил добрый след на земле. Г.Н. Троепольский более 20 лет проработал сельским учителем и агрономом в Воронежской области. С 1937 года стал печатать свои рассказы и очерки в газетах и журналах. Наибольшей популярностью у читателей пользуется его повесть “Белый Бим Черное ухо”. В 1975 году повесть была удостоена Государственной премии СССР, был снят художественный фильм. Сегодня мы с вами проводим читательскую конференцию по этой повести.

Наша цель: в коллективном обсуждении нравственных вопросов, которые поставлены писателем в этой повести, прийти к определенным выводам. Наш разговор о добре и зле, о верности и предательстве, о равнодушии и бессердечности людей.

В конференции принимают участие:

Литературовед – Берг Яна,
Кинокритик – Грибанова Катя,
Журналист – Гаврилов Алексей,
Кинолог – Брежнева Вика.

Во всех своих произведениях Г.Н. Троепольский страстно защищает все живое на земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой, учит добру.

К читателям своей книги Г. Троепольский обратился с такими словами: “…Читатель-друг! …Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать”.

Слово предоставляется литературоведу, который познакомит нас с биографической справкой о творчестве Г.Н. Троепольского.

Ведущий обращает внимание на выставку книг, отмечает, что эта повесть много раз переиздавалась, показывает разные издания.

Вопрос: Г.Н. Троепольский посвятил повесть своему наставнику. Назовите имя этого человека. (Повесть посвящена памяти А.Т.Твардовского, который многое сделал для творческой судьбы Г.Н. Троепольского, читал повесть в рукописи и одобрил ее.)

Слово литературоведу – справка о Твардовском.

Ведущий: “Белый Бим Черное ухо” – трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

Вопрос: Бим – главный герой повести. Какой породы Бим? (Сеттер – гордон.)

Вопрос: Какова родословная Бима? Почему его окрас является нетипичным для этой породы? (Он альбинос, у него белое ухо; это признак вырождения породы).

Ведущий: Кинология – это наука о собаках. Слово предоставляется кинологу. (Короткая справка о сеттерах.)

Вопрос: У каждой собаки, как и у человека, свой характер. Какой характер у Бима? (Он доверчивый и честный, верный, смелый, интеллигентная порода; никого не укусит, хоть на хвост наступи, царапает дверь, чтоб открыли; искренний.)

Вопрос: Бим – охотничья собака, ее хозяин Иван Иванович, дрессировал его. Сколько слов и команд знал Бим? (Около 100: подай тапки, неси миску, на стул, лежать, ждать, ищи и др.)

Вопрос: Повесть можно разделить на 3 части, это – трилогия. Дайте свое название трем частям повествования о Биме. (Автор назвал так: 1 – “Белый Бим Черное ухо”, 2 – “ Черноух в деревне”, 3 – “Бим и охотник”.)

Вопрос: Кто виноват в печальной судьбе Бима? Приведите примеры, как Бим постепенно начал терять веру в человека. (Тетка, Курносый, Серый, шофер, Клим, Семен Петрович (отец Толика).

Вопрос: Кто сочувствовал и помогал Биму? (Степановна, милиционер, девушка Даша, мальчик Толик, женщина-путеец Матрена, ветврач, охотник и его сын Алеша.)

Вопрос: Бим, общаясь с людьми, изучал их по интонации голоса, по запахам. Он для себя сделал много открытий, например, он удивился, когда впервые увидел, что человек плачет. А когда он сам заплакал? (Степановна показала ему письмо от Ивана Ивановича.)

Вопрос: Какова была жизнь Бима в деревне? (Новые хозяева, он пас овец, его сильно избил Клим.)

Вопрос: Как Бим лечился в лесу? Сколько дней он там провел? (5 дней, откопал корень валерианы, поймал птицу и съел ее, мышь, чеснок.)

Вопрос: Какой эпизод в повести произвел на вас сильное впечатление?

Эта повесть была экранизирована, одноименный фильм имел большой успех у зрителей. Кто смотрел фильм?

Слово кинокритику.

Просмотр фрагмента.

Ведущий: К сожалению, многие участники этой истории остались равнодушны к судьбе Бима, или обошлись с ним жестоко. А ведь каждый мог спасти Бима. В жизни от каждого из нас зависит многое.

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что в наши дни остро стоит проблема бездомных собак, особенно в крупных городах, где много брошенных животных.

Слово предоставляется журналисту (обратить внимание на статью из газеты “Кузбасс” о бездомных собаках, которые живут на шахтах).

Наша жизнь, с ее бюрократическими проблемами различных справок, порой предоставляет сюжеты для новых фильмов. Послушайте стихотворение “Собачья верность” И. Яворовской.

Уж так случилось: ехать надо срочно,
И взят билет, и упакован груз.
Но иногда бывает и сверхпрочной
Невидимая нить сердечных уз –
И что же делать, если это даже
Не сват, не брат и вовсе не сосед,
А старый друг, верней, собака ваша,
С которой пережито столько бед.
Билет – и ей!
Уж улетать, так вместе!
И надо ж: нет какой-то справки вдруг…
Взлетает “ИЛ”…И кружится на месте
Четвероногий остроухий друг.
Нет слов, чтоб рассказать об этом людям:
Два года пес встречает каждый “ИЛ”,
И ждет, и верит, что однажды будет
Тот день, ради которого он жил,
Что, возвратясь к нему, его хозяин
Обнимет шею ласковой рукой,
Посмотрит очень добрыми глазами,
Поймет, как трудно справиться с тоской.
И видя эту преданность собачью,
Иное сердце выдержать невмочь,
Глаза иные втихомолку плачут,
Не в силах псу несчастному помочь.
Он не сдается, не подходит даже,
Он просто ждет, упорно ждет и ждет.
И никому на свете не расскажет,
Какая боль собачью душу жжет.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Вопрос: У кого есть дома собаки? Другие животные?

Заслушать рассказы учащихся о животных.

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников конференции не остался равнодушным. Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. В своих отзывах о прочитанном произведении каждый ученик отметил, что эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

Эта повесть как рентгеном просвечивает души людей, выявляя в одних низость и подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить. Все учащиеся, прочитав эту книгу, сострадают Биму, и это четко прослеживается в ваших отзывах.

Барабанов Алексей считает, что … только по-настоящему любящий хозяин может так понимать собаку, и только по-настоящему преданная собака может так ждать.

Красильников Ефим уверен, что … эта повесть о бесконечной собачьей преданности. Бим любил Ивана Ивановича, искал его везде, попадал в сложные ситуации, но все же шел к своей цели. Но собачьи силы не безграничны, и Бим погиб, так и не найдя своего хозяина.

Никулин Денис отметил, что … Бим – очень умный пес, который может отличить плохое слово от хорошего. Иван Иванович очень часто повторял слово “осколок”, и Бим точно знал, что это плохое слово, мрачное.

В качестве вывода мне хотелось бы использовать цитату из сочинения Мухсинова Михаила. Миша считает, что эта повесть о дружбе между собакой и человеком. Собака – лучший друг человека.

Я очень люблю собак. У меня дома живет собачка по имени Мышка. Она маленькая и проворная. А еще серая. Совсем как мышка. Она — мой лучший друг. И когда я читала книгу «Белый Бим Черное ухо», я постоянно думала о своей милой собачке. Мне было очень тяжело читать такую повесть. Она вызвала у меня большую жалость к Биму, а также к его хозяину Ивану Ивановичу.

Я считаю, что главный герой повести — это именно Белый Бим Черное ухо. Хоть он и не человек, а всего лишь собака, но он умел переживать, дружить и любить по-настоящему. Это положительный герой.

Иван Иванович — тоже положительный герой. Он добрый, умный и честный. Когда-то этот человек воевал с фашистами, и был на войне ранен. С тех пор у него в груди остался осколок.

Иван Иванович взял Бима к себе в дом, когда щенку был всего один месяц. Это крошечное существо сразу приглянулось бывшему солдату. Между человеком и собакой завязалась дружба. Иван Иванович ухаживал за малышом, посвящал ему много времени, брал его с собой на охоту. Он заботился о щенке, как мама заботится о своем ребенке. А когда Бим вырос, то отплатил своему хозяину безграничной любовью и преданностью и старался во всем ему помогать. Они понимали друг друга даже без слов. Когда я читала книгу, то даже иногда забывала, что Бим — всего лишь собака. Таким умным и понятливым он был. А Ивану Ивановичу было все равно, что его питомец отличается от других собак такой...
же породы. Цвет шерсти не имел для него значения, ведь это совсем не главное.

Страшные времена настали для Белого Бима, когда его хозяин попал в больницу. Из-за осколка в груди Иван Иванович умер, но его любимец этого не знал. Как же долго он верил и надеялся, что хозяин вернется! Как же он тосковал и плакал! У меня сердце разрывалось от жалости к бедной одинокой собачке. А потом Бим решил искать своего хозяина. Он обегал много километров, и однажды даже получил травму на железной дороге. Его лапка была ранена. Но это не остановило верного друга.

Некоторые люди приходили Биму на помощь. А другие показали себя подлыми, жестокими и безжалостными. В самом конце повести дядька Серый развесил объявления, в которых написал, что Бим — бешеный. И собаку отправили на живодерню. Это самый грустный эпизод книги, который невозможно читать без слез. Как же Бим скулил и царапался об железные двери! Как хотел он вырваться из ловушки! Как будто чувствовал, что его везут на гибель.

Книга Г. Троепольского закончилась очень плохо. Умер Иван Иванович. Умер и его верный друг. Что же хотел сказать нам этим автор? Почему он не оставил хотя бы собачку в живых? Наверное, писатель хотел показать, к чему приводят злость, жестокость и равнодушие людей. А еще он надеялся, что прочитав его книгу, люди станут лучше относиться к собакам и не будут их обижать, а тем более убивать. Ведь эти животные — самые лучшие наши друзья! А как же можно убить друга?