Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Сочинение на тему: Здесь погребен человек в поэме Мертвые души, Гоголь. Здесь погребен человек. (на примере образа Ноздрева в поэме «Мертвые души») (Гоголь Н. В.) Здесь погребен человек мертвые души

Сочинение на тему: Здесь погребен человек в поэме Мертвые души, Гоголь. Здесь погребен человек. (на примере образа Ноздрева в поэме «Мертвые души») (Гоголь Н. В.) Здесь погребен человек мертвые души

В поэме Гоголя «Мертвые души» представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира «деятельности безделья» Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании своей выгоды Собакевич. Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей «общественного характера», как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и их социальному и политическому строю. Плюшкин - это самоотрицание деятельности, преследующей какие-либо реальные цели. Это переход действия в свою противоположность - антидействие.

В первую очередь, необходимо отметить, что сама фамилия, которая является «говорящей», стала нарицательным именем для людей, страдающих болезненной страстью накопительства. Уже на пороге имения Плюшкина Чичиков встречает крестьян, очень точно охарактеризовавших этого помещика: «заплатанной, заплатанной!» Село Плюшкина представляет собой довольно жалкое зрелище: ветхие деревенские строения, избенки без стекол, некоторые из которых заткнуты тряпкой или зипуном. Имение помещика поражает воображение своей убогостью: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно».

Первое знакомство Чичикова с Плюшкиным было и смешным и печальным одновременно. С первого взгляда Чичиков вообще не мог понять, кто перед ним, - мужчина или женщина. На фигуре бесполого существа было платье «совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Таким же невыразительным было и лицо помещика: «оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков». Его глаза служили исключительно практическим целям: «высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух ». Авторское сравнение глаз Плюшкина с маленькими хитрыми мышками становится понятным, когда мы узнаем больше о его жизни.

Ко времени встречи с Чичиковым Плюшкин дошел до черты крайнего убожества, поэтому столь отчаянно звучит авторский призыв к юноше забирать с собой в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, все человеческие качества и порывы: «Не оставляйте их на дороге, не подымите потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость!» На одно мгновение во время разговора с Чичиковым о знакомых в Плюшкине просыпаются человеческие эмоции: «на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч». Но это был лишь проблеск: «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и еще пошлее». С одной стороны, Плюшкин вызывает жалость: старость наложила на него свой жестокий, безысходный отпечаток. На это и указывает автор в размышлениях об ушедшей юности: «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловеческой старости». Но с другой стороны, ужас леденит сердце, когда представишь, что в руках этой «бесчеловечной старости» оказались судьбы тысячи ни в чем не повинных людей. Подчиненные злой волей Плюшкину, они должны были выносить на своих плечах чужую душевную болезнь.

­Здесь погребен человек

В поэме Н. В. Гоголя представлена целая галерея образов крепостников, которые давно потеряли свой человеческий образ: кто-то от безделья, кто-то от пошлости, кто-то от своей жестокости. Но все они утратили свою духовность в погоне за деньгами и властью. Мы видим их глазами главного героя, но выводы об их поведении и образе жизни мы можем делать самостоятельно, потому что гоголевский герой тоже в каком-то смысле отрицательный персонаж.

Свой помещичий обход Чичиков начинает с Манилова. Его основная цель выторговать как можно больше “мертвых душ” крестьян, чтобы потом подороже их продать. Этот слащавый помещик с удовольствием отдает новому знакомому список своих крестьян бесплатно, так как ленится даже поинтересоваться, зачем они ему.

Манилов – человек необычайно ленивый и праздный, который одну и ту же книгу на одной и той же странице читает ужу второй год. Также он не знает, кто работает в его доме и как долго, потому что

Вопросами крестьян совсем не интересуется. Таких безалаберных помещиков всего было пять на пути у Чичикова.

Каждый из них имеет свои отличительные черты, но, ни один не изображен положительным героем.

В одном ряду с Маниловым были Собакевич, Коробочка, Ноздрев и Плюшкин. Собакевич был слишком жестоким и грубым управленцем. Коробочка скупой и глуповатой. Ноздрев разгульным и скандальным.

Но самое неоднозначное впечатление на главного героя произвел Плюшкин – человек, которого трудно было отнести к какому-либо сословию. Он выглядел ужасно старым и скрюченным, словно бабка-ключница в колпачке. Мужики за глаза называли его “заплатанной”.

Плюшкин ходил в очень старой, небрежной и местами потертой одежде. Он не выкидывал ничего, а весь хлам приносил домой, настолько его сознание разъела скаредность. По всей видимости, и в молодости он был чересчур бережливым хозяином, но после потери жены и с годами вовсе стал скрягой.

Общаясь с ним, Чичикову показалось, что у этого человека никогда и не было прошлого, нет настоящего, а будущее представлялось туманным. У него когда-то были дети, дом полный хлебосольства, исправное хозяйство. Однако в том состоянии, в котором застал его Чичиков, он казался душевно больным.

Сын со старшей дочерью не оправдали его надежд. Младшая дочь умерла, а сам он напоминал “заживо погребенного” человека. Автор не скрывает своего отношения к этому герою, описывая барский дом, как огромный могильный склеп.

Особой тоской проникнуто описание не только хозяйской усадьбы, но и всей деревни. В распоряжении Плюшкина было более тысячи крестьян и все они жили в дряхлых домах с пробоинами в крыше и окнами без стекол.

Во время общения с этим персонажем, Чичикову на мгновение кажется, что все человеческое давно в нем умерло. Не было ничего живого в нем. С одной стороны, старость наложила свой жестокий, безысходный отпечаток, а с другой стороны он сам был невыносимого характера человеком, с чьей бесчеловечностью и душевной болезнью теперь обязаны были мириться подневольные крепостные.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Образы помещиков В своем произведении “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь описал самые разнообразные типажи помещиков, живших в современной ему России. При этом он постарался наглядно показать их быт, нравы и пороки. Все помещики изображены сатирически, образуя своеобразную художественную галерею. Приехав в город NN, главный герой познакомился со многими новыми людьми. Все они, в основном были, […]...
  2. ­Что общего у Чичикова с другими героями? “Мертвые души” – одно из ярчайших произведений русской литературы, вершина художественного мастерства Н. В. Гоголя. Одна из главных тем, раскрытых автором – это тема о русском помещичьем классе, как господствующем сословии. Основным образом изображения помещиков Гоголь выбрал сатиру и не ошибся, так как юмор помог ему в полной […]...
  3. ­Дома помещиков Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души” было написано в середине XIX века и в полной мере отражает быт и нравы сословия помещиков того времени. Сам автор предпочитал называть свою трудоемкую работу поэмой. Из-за отсутствия третьего тома, она так и осталась незавершенной. Большая смысловая нагрузка отведена первой части поэмы, так как все, что происходит […]...
  4. ­Любимый герой В поэме “Мертвые души” автор представил целый ряд персонажей, населяющих российскую глубинку в его бытность. Н. В. Гоголь любил и умел высмеивать пороки общества в сатирическом ключе, поэтому ему удалось идеально изобразить типичные черты помещиков-самодуров, живущих в середине XIX века. Главный герой произведения – коллежский советник средних лет, который с помощью хитрых манипуляций […]...
  5. “Мертвые души” можно назвать произведением всей жизни выдающегося русского писателя Н. В Гоголя. Писатель трудился над этой поэмой на протяжении долгих лет, начав писать ее в 1835 году и закончив лишь в 1842. Изначально Гоголь хотел создать свое произведение по примеру “Божественной комедии” Данте. В первом томе писатель предполагал описать ад, во втором чистилище, а […]...
  6. Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В […]...
  7. ­У кого мертвая душа а у кого живая Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” открывает перед читателем быт и нравы светского общества середины 19-го века, жизнь крепостных и их помещиков, духовную нищету последних и их скупость. Главный герой произведения, коллежский советник П. И. Чичиков, путешествуя по России, с целью заработка, попадает в отдаленный город, которому […]...
  8. Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются опустошение, ветхость. Все какое-то зловещее, странное. В таких местах часто бегают мурашки по коже. Анализ 6 главы “Мертвые души” как раз описывает самого Плюшкина. Читателю, в первую очередь, кажется, что […]...
  9. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
  10. ­Чичиков – это беда или надежда России? В поэме “Мертвые души” Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это произведение, автор стремился постичь характер русского народа, с которым связывал все свои мечты на лучшее будущее. Несмотря на то, что он открыто высмеивал пороки современного […]...
  11. Поэма Гоголя “Мертвые души” была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. “Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; ав­тор вооружается против бессмертья”, – возмущался один из цензоров. Так появился […]...
  12. “Мертвые души” – произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, первый том которого был издан в 1842 году. Сам писатель дал своему произведению жанр поэма. Изначально “Мертвые души” были задуманы, как произведение, состоящее из трех томов. Второй том по одной из версий был уничтожен автором, когда был в почти готовом состоянии. Сохранилось лишь совсем немного глав в […]...
  13. Роман Гоголя “Мертвые души” – сатирическая обрисовка русской жизни. В ней представлен последовательный ряд помещиков – один пошлее другого. Ездит по помещикам хитрый и умный делец Чичиков. Он выкупает “мертвые души”, чтобы потом продать их как живые. Если сначала говорить о Манилове, то он обладает более или менее человеческими качествами. Он простак, любит жену и […]...
  14. Знаменитая поэма Гоголя “Мертвые Души” до сих пор волнует многих критиков своим скрытым замыслом. Как уже известно, название произведения связано вовсе не с теми душами, которые пытался скупить П. И. Чичиов, а с теми душами, что их продавали, а именно Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин, так же остальные начальники и помещики города NN. Эти […]...
  15. 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
  16. Произведение “Мертвые души”, носит автобиографическое начало, и большое значение здесь сыграли детские воспоминания Гоголя. Описание сада, окружавшего дом Манилова, пейзажи Васильевки, близкие для писателя. Основной сюжет поэмы, это приезд в некий город П. И. Чичикова. Чичиков представлен нам как герой достаточно воспитанный, с изысканным вкусом. Автор нам не сразу раскрывает цели приезда Чичикова в уездный […]...
  17. Главные герой произведения господин Чичиков, который приезжает в некий город, с целью покупки “мертвых душ”. Само названия поэмы говорит нам о его глубоком смысле, “мертвые” не телом, а душой, помещики которые утратили нравственные ценности, глубину души, забыли своего предназначение. К примеру, глава города, губернатор, занимается вышивкой по тюлю, вместо того, что бы выполнять свои прямые […]...
  18. …Поэзия Гоголя, его скорбный смех – это не только обвинительный акт против… нелепого существования, но и мучитель­ный крик человека, стремящегося спас­тись прежде, чем его заживо похоронят в этом мире безумцев. Чтобы подобный крик мог вырваться из груди, надобно, чтоб в ней оставалось что-то здоровое, что­бы жила в ней великая сила возрождения. Гоголь чувствовал и многие […]...
  19. Герой поэмы Чичиков стремится обогатиться на недочете в законах. Он скупает души умерших крестьян, числящихся живыми. Если в документе указано, что они живы, вроде как, все по правилам. Тем более, что большое число душ поднимает статус в обществе, можно было получить от государства бесплатно землю, завести знакомства с “почетными” лицами. Безобидная, казалось бы, сделка показывает […]...
  20. Первым Гоголь представляет читателю образ Манилова. “На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. В армии, где он прежде служил, его считали […]...
  21. В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” очень ясно и точно раскрыта природа человека, смысл жизни которого заключается в том, чтобы “копить копейку”. Павел Чичиков делает все, чтобы получить мертвые души, таким образом, получить прибыль. Он разговаривает уважительно с неинтересными и неприятными ему людьми, стараясь понравиться им, чтобы добиться своего (“В немного времени он совершенно […]...
  22. Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель. Его произведения отличаются от произведений других авторов. В гоголевских творениях можно увидеть особую манеру написания. Многогранность и образность, загадочность и таинственность, зоркость и наблюдательность – все это мы видим в произведениях великого писателя Н. В. Гоголя. Рассмотрим его творчество на примере героев повести “Мертвые души”, а именно на […]...
  23. Н. В. Гоголь начал создавать свою поэму “Мертвые души” в те времена, когда в России еще действовало так называемое “крепостное право”. Оно предусматривало сильную зависимость обрабатывающих землю крестьян от владеющего этой землей помещика. Крепостные люди не имели вообще никаких прав и свобод. Помещики их беспощадно наказывали, управляли их личной жизнью, покупали, обменивали, продавали. И это […]...
  24. Замысел поэмы. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, – писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину в 1835 г., который “подарил” писателю основную идею. В. Г. Белинский дал поэме очень высокую оценку: “… вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, […]...
  25. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: интерьер как средство характеристики героя “Мертвые души” по поэме Н. В. Гоголя Без сомнения, увидев дом хозяина, мы можем предположить каков этот человек. Черты характера, вкусовые предпочтения, положение в обществе – это основная часть того, что можно увидеть. Многие литераторы в своих произведениях использовали интерьер как средство передачи быта, […]...
  26. Чичиков – это неоднозначный герой из известного ряда ” лишних людей”, который является главным героям произведения Н. В. Гоголя “Мертвые Души” . Сюжет “Мертвых Душ” развивается вокруг Чичикова: он обходит имения богатых купцов уездной губернии NN., с целью купли у них душ, т. е. мертвых крестьян. Многие из них не то что продают, а даже […]...
  27. Значение имен и фамилий героев в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” Имена и фамилии героев часто имеют определенное значе­ние в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею про­изведения, задавая проблематику и мотивы. К примеру, для ли­тературы классицизма были характерны “говорящие” фамилии, перекликающиеся с внутренним обликом персонажей. Так, у Д. Фонвизина в комедии […]...
  28. В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мертвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от черствости и безразличия к другим. Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, […]...
  29. Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же – духовной пустоты […]...
  30. Образ города в поэме Н В Гоголя “Мертвые души” Произведение Н. В. Гоголя – это удивительная книга, воспевающая Русь и ее народные основы. Частично это и сатирическая поэма, обличающая действительность. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, странствует по городам России с целью выкупа “мертвых душ” крестьян. В изображении города автор использовал прием типизации. Чичиков приезжает […]...
  31. Поэма Гоголя “Мертвые Души” является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций. Главной идеей, которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, […]...
  32. Губернское общество. Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: “Идея города – возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до […]...
  33. Во 2-6 главах “Мертвых душ” Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить “мертвые души”. Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологическая характеристика и т. д. Помещики представляются последовательно, один за […]...
  34. Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по моему мнению, является бедой России. Его желание обогатиться, выбиться в люди загубило в нем те ростки положительных качеств, что были присущи ему от рождения. Чичиков въезжает в уездный городок на своей бричке и немедленно принимается за непонятные читателю манипуляции: он с неизвестной целью втирается в доверие […]...
  35. Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы “Мертвые души”, сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий […]...
  36. При создании “Мертвых душ” Н. В. Гоголь видел своей задачей создание “потрясающей тины мелочей”, обличающий поместное дворянство и чиновничество всех уровней власти. Через характеры персонажей, гиперболизацию их пороков, автор изобразил страшный мир “мертвых душ”, который господствовал в крепостнической России. Реальными мертвыми душами поэмы стали помещики и чиновники. Всех их объединяет общность характеров, привычка бездействовать, неспособность […]...
  37. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы “Мертвые души”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму “Мертвые души” по аналогии […]...
  38. Данное произведение погружает читателя в реалии России середины ХІХ века. В нем проявляется резкая критика крепостного строя, который уже изжил себя и только тормозил развитие экономики. Автор умело показывает все негативные элементы крепостного стоя, его отсталость и аморальность. Главным героем книги является Чичиков, который занимается махинациями. Он решает получать прибыль способом, который уже сам по […]...
  39. “Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампа с надписью “Мертвые души”, шутник-сатана открыл двери”. Так начинается поэма “Похождения Чичикова” М. А. Булгакова, написанная в годы его литературной молодости. Но в “царство теней” открыл дверь не шутник-сатана, а Н. В. Гоголь, бросив вызов литературным критикам, назвав свое произведение “Мертвые […]...
  40. Темы и мотивы в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” Мотив – это минимальный значимый компонент сюжета, который может присутствовать в произведениях нескольких пи­сателей. Это так называемые “вечные мотивы” (мотив дороги, мотив одиночества, мотив смерти, мотив суда и т.д.). Кроме того, под мотивом подразумевают сущностный для понимания авторской позиции смысловой элемент. Это компонент произ­ведения, родственный теме, […]...

Плюшкин ("Мертвые души")

Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков.

Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не интересуются науками и искусством, не пытаются оставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель - богатство.

В своем стремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России.

И, конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия "М-ых душ" очень символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее России. Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков проходит перед читателем по мере продвижения сюжета "М-ых душ", направление этого движения очень знаменательно. Начав изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова, Г завершает эту портретную галерею "страшной прорехой на человечестве" - Плюшкиным.

Автор использует следующие художественные средства, когда описывает своих героев: "говорящие фамилии", фольклор, символику, устойчивые эпитеты, зоологические сравнения, художественные детали (вид имения, дома, интерьер, внешность хозяина, обед, разговор о мертвых душах). Описания всех помещиков происходят по одному и тому же сценарию. Наиболее выразительно использование этих средств проявляется в описании Плюшкина. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика. Чичиков долго не может понять, кто перед ним, "баба или мужик". Наконец, он заключил, что это верно, ключница.

Предположение Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто воровством не выпил.

Даже от собственных детей Плюшкин отказался. Где уж тут думать о просвещении, искусстве, нравственности. Г показывает, как постепенно распадаются человеческие личности. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки.

Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, "как мухи", спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему самому есть нечего. Этот живой мертвец, человеконенавистник, превратился в "прореху на человечестве".

В "М-ых душах" Г выставляет напоказ все человеческие недостатки. Несмотря на то, что в произведении присутствует не малая доля юмора, "М д" можно назвать "смехом сквозь слезы". Автор упрекает людей в том, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и общество, в котором они живут. Забываются даже такие русские традиции как гостеприимство и хлебосольство. Все Г это не смог игнорировать и в полной мере отразил в "М-ых душах". Люди мало изменились, поэтому "М-ые души" - это предостережение и для нас.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Наконец, и общая характеристика чиновников города NN. строится на скрытом гротеске и полна сарказма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Кто был то, что называют тюрюк, то есть человек, которого нужно было подымать пинком на что-нибудь; кто был просто байбак, лежавший, как говорится, весь век на боку, которого даже напрасно было подымать: не встанет ни в каком случае. Насчет благовидности уже известно, все они были люди надежные, чахоточного между ними никого не было. Все были такого рода, которым жены в нежных разговорах, происходящих в уединении, давали названия: кубышки, толстунчика, пузантика, чернушки, кики, жужу и проч.» (глава восьмая).

Даже эпитафия внезапно умершему прокурору в устах Чичикова выглядит как издевательство: «Вот, прокурор! жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови».

Смерть от испуга, вызванного толками о Чичикове, да память о густых бровях – вот и все, что остается от прожившего жизнь человека! (Позднее эту тему подхватит Чехов, тоже изобразивший смерть не человека, но чиновника.)

Коллективный портрет городского «света» и деревенских «хозяев» должен был, по Гоголю, вызывать не смех, но – ужас и желание жить по-иному. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости», – восклицает автор в рассказе о Плюшкине, однако имея в виду не только его (глава шестая).

«Соотечественники! страшно!… – прокричит Гоголь в «Завещании» (1845) через три года после публикации «Мертвых душ». – Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастанья и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся…» («Выбранные места из переписки с друзьями»).

Но в поэме этому страху бессмертной пошлости противопоставлены слово лирика и пророка и взгляд художника.

Мы уже говорили о том, что гоголевскую книгу превращает из плутовского романа в поэму прежде всего особая активность Автора. Он не просто объективно рассказывает историю (хотя формально повествование в «Мертвых душах» ведется от третьего лица), но комментирует происходящее: смеется, негодует, предсказывает, вспоминает. Фрагменты, в которых проявляется автор, часто называют лирическими отступлениями. От чего же отступает автор? Конечно, от фабулы, которая всегда была основой плутовского романа. Но эти отступления имеют важное сюжетное значение: без них «Мертвые души» были бы совсем другой книгой.

Фабула «Мертвых душ», превращаясь в сюжет, размывается многочисленными подробностями и расширяется авторскими отступлениями.

Образ Автора очень важен для необычных неканонических русских романов в стихах и романа в новеллах. Но Автор в «Мертвых душах» иной, особой природы. Он не общается с Чичиковым и не наблюдает за Ноздревым и Плюшкиным. Он вообще не присутствует в мире романа, не имеет биографии и лица. Автор в «Мертвых душах» не образ, но голос не вмешивающийся в повествование, а лишь комментирующий, осмысляющий его.

Свою задачу Гоголь позднее сформулировал в «Авторской исповеди» (1847).

«Мне хотелось ‹...›, чтобы по прочтенье моего сочиненья предстал как бы невольно весь русский человек, со всем разнообразьем богатств и даров, доставшихся на его долю, преимущественно перед другими народами, и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем, - также преимущественно перед всеми другими народами. Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так эти достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».

О силе смеха мы уже говорили: она определяет фабулу «Мертвых душ» со всеми ее алогичными и гротескными подробностями. Она переходит и в некоторые отступления, когда автор то с необычайной подробностью рассуждает о различиях в общении с владельцами двухсот и трехсот душ (глава третья), то иронически признается в зависти к аппетиту и желудку людей средней руки (глава четвертая), то произносит хвалу услышанному от мужиков определению Плюшкина, хотя само это меткое слово так и не повторит (глава пятая).

В большом отступлении из главы восьмой автор отодвигает в сторону склонившегося над списком купленных крестьян Чичикова и наконец создает коллективный образ народа. Для хозяев-помещиков эти умершие мужики были тяжелым бременем. Кулак Собакевич нахваливал деловые качества своих крестьян. В авторском отступлении «мертвые души» вдруг оживают, в отличие от обывателей города NN., получают имена и фамилии, за которыми, как по волшебству, возникают сильные, живые страсти и потрясающие судьбы.

Степан Пробка, былинный богатырь, исходивший с топором всю Россию и нелепо погибший при строительстве церкви.

Его напарник дядя Михей сразу же, без раздумий заменяющий Пробку со словами: «Эх, Ваня, угораздило тебя».

Дворовый человек Попов (этакий русский солдат Швейк), играющий в хитрую игру с капитан-исправником и прекрасно себя чувствующий и в поле, и в любой тюрьме: «Нет, вот весьегонская тюрьма будет почище: там хоть и в бабки, так есть место, да и общества больше!»

Наконец, еще один богатырь, бурлак Абакум Фыров. «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы и ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь, а носильщики между тем при кликах, бранях и понуканьях, нацепляя крючком по девяти пудов себе на спину, с шумом сыплют горох и пшеницу в глубокие суда, валят кули с овсом и крупой, и далече виднеют по всей площади кучи наваленных в пирамиду, как ядра, мешков, и громадно выглядывает весь хлебный арсенал, пока не перегрузится весь в глубокие суда-суряки и не понесется гусем вместе с весенними льдами бесконечный флот. Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

Эти мертвые души вдруг оказываются живее живых. Конечно, среди них тоже есть свои неудачники: спившийся сапожник Максим Телятников, или кинувшийся после кабака в прорубь, или убитый ни за что Григорий Доезжай-не-доедешь. Но в целом в этом отступлении Гоголь создает образ той чаемой идеальной Руси – трудовой, сметливой, разгульной, песенной, – которому противостоят не только помещики-хозяева, но и еще живые бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй, не могут развести сцепившихся лошадей.

Другие авторские отступления уже не оживляют персонажей, не расширяют портретную галерею романа, а представляют собой чистую лирику, своеобразные стихотворения в прозе . Стилистически они резко противостоят фабульной повествовательной части романа. Здесь почти отсутствуют гротескные детали, но зато множество высоких поэтических слов. Интонационно эти отступления выдержаны в элегическом тоне.

1.1.3. Как описание возможной «обыденной» судьбы Ленского соотносится с авторским размышлением из 6 главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (см.ниже)?

1.2.3. Что сближает стихотворение М. Ю. Лермонтова с приведённым ниже стихотворением А. А. Блока?


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

XXXVI

Друзья мои, вам жаль поэта:

Во цвете радостных надежд,

Их не свершив ещё для света,

Чуть из младенческих одежд,

Увял! Где жаркое волненье,

Где благородное стремленье

И чувств и мыслей молодых,

Высоких, нежных, удалых?

Где бурные любви желанья,

И жажда знаний и труда,

И страх порока и стыда,

И вы, заветные мечтанья,

Вы, призрак жизни неземной,

Вы, сны поэзии святой! XXXVII

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рождён;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный звон

В веках поднять могла. Поэта,

Быть может, на ступенях света

Ждала высокая ступень.

Его страдальческая тень,

Быть может, унесла с собою

Святую тайну, и для нас

Погиб животворящий глас,

И за могильною чертою

К ней не домчится гимн времён,

Благословение племён. XXXVIII.XXXIX

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Прошли бы юношества лета:

В нём пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стёганый халат;

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру б в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И наконец в своей постеле

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

***********************

Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расска-кивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела.

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно! Могила милосерднее её, на могиле напишется: «Здесь погребён чело-век!» - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

Родина

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

М. Ю. Лермонтов, 1841

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

A. A. Блок

Пояснение.

1.1.3. Пушкиным не исключается вариант, что Ленского затянет обывательская жизнь, и он станет таким же провинциальным помещиком, каких встречает в доме Лариных. Предпосылки для этого у Ленского есть: он уже поселился в деревне, стал помещиком, собирается жениться на Ольге Лариной, барышне недалекой, лишенной высоких идеалов, пустой кокетке. Гоголь размышляет о деградации человека на примере Плюшкина. Предупреждает, насколько страшным может стать это падение. Призывает к сохранению в себе Человека: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

1.2.3. Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой, -

признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бесконечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печальных деревень». Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Именно потому свою любовь к родине Лермонтов называл «странною» - в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возможное для родной земли и сознание собственного бессилия.

Подобными настроениями пронизано и стихотворение Блока.

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу… -

восклицает поэт. Ему, так же как и Лермонтову, прекрасно знакомы все тяготы жизни своего народа, его страдания, и потому сердце поэта скорбит вместе с Родиной. Однако все равно поэт верит, что Россия не пропадет, возродится, какие бы испытания не выпали на ее долю.