Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Собственное расследование. можайский десант. Великая отечественная - правда и вымысел

Собственное расследование. можайский десант. Великая отечественная - правда и вымысел

От редакции сайта

Дискуссии о том, мог ли быть беспарашютный десант в самом начале войны, время от времени разгораются на страницах печатных изданий и в интернете на различных форумах. Многие не сомневаются в этом и с восторгом пишут о доблестных советских десантниках, умеющих прыгать с самолета без парашюта и совершать другие немыслимые подвиги.

Да, наши солдаты проявляли удивительное бесстрашие и готовность к самопожертвованию, и мы можем ими гордиться. Но беспарашютные прыжки - это, прежде всего, свидетельство не мужества советского солдата, а свидетельство той страшной паники, которая царила в конце 1941 года в Главной ставке.

В начале октября 1941 г. силам немецкой группы армий "Центр" удалось прорвать оборону советских войск и окружить западнее Вязьмы четыре советские армии. Наши потери превысили 380 тысяч человек; в плен попало свыше 600 тысяч. Дорога на Москву была открыта. Фронт, по-существу, держался лишь чудом. Сталинский режим агонизировал, и высшие чины этого режима, в диком ужасе от своего неминуемого краха, отдавали жуткие по своей жестокости и бессмысленности приказы. Сталин со своми трусливыми холуями бросал в прорыв сотни тысяч безоружных людей, стремясь, если не огневой мощью, так трупами защитить себя от грядущей расплаты за содеянные зверства 30-х годов. Видимо, если бы закончились резервы из мужчин призывного возраста, сталинское окружение, защищая свои жизни, было готово бросить на смерть женщин, детей и стариков. Но ситуацию несколько исправили морозы. И одним из подтверждений подобной истеричной паники высшего руководства является осуществление плана по выброске десанта без парашютов. Это было просто бессмысленное уничтожение собственной живой силы.

Почему я так думаю? Доводы автора в пользу того, что при десантировании погибло всего 12 % десантников, я считаю просто наивными. Не могли самолеты лететь со скоростью 70 км на высоте 2-3 метра над землей. При этих условиях крыло просто не будет обладать нужной подъемной силой. Следовательно, летели они значительно выше и с большей скоростью. А что значит прыгать на скорости 150-250 км с высоты, допусим, 10-20 метров, пусть даже и в глубокий снег? Это обязательное увечье, если не смерть. Трудно представить, как могли десантники прыгать на такой скорости с винтовками и гранатами. Еще труднее представить, что они прыгали с ПТР-ами (противотанковые ружья), вес которых был не менее 24 кг (ПТР системы Рукавишникова). Да это ружье просто убило бы десантника, упади он с ним на снег. Считаю, что 90 % всех десантников было обречено. А немногие оставшиеся в живых, вряд ли могли успешно противостоять врагу.

Возникает и другой вопрос - чем оставшиеся в живых остановили танки врага? Противотанковых орудий у них не было, а сдержать танки лишь легким стрелковым оружием и гранатами вряд ли возможно. Поэтому затею с беспарашютным десантированием считаю совершенно бесполезной в военном отношении и губительной для личного состава. И отдать приказ на ее проведение могли лишь люди, потерявшие от страха любые представления о реальности.

В том, что советский десант действительно мог быть послан на бессмысленное уничтожение, меня убеждает рассказ одного ветерана ВОВ, который я услышал от него в середине 70-х.

Он служил на Черноморском флоте. Глубокой осенью 41 года их экипаж в числе многих других перебросили под Москву. Без зимней одежды, без оружия. Часть их держала оборону под Истрой. Немцы закрепились на противоположенном высоком берегу реки, и безоружных черноморцев бросали в многочисленные и бессмысленные атаки на врага. Перед атакой краткий приказ: оружие добыть в бою! И шли матросики на пулеметы - с матом, закусив ленточки бескозырок, в легких ботинках - сам ветеран, рассказывая это, говорил "в штиблетах" - продираясь через сугробы и заваливая лед на Истре своими трупами. Черные бушлаты лежали друг на друге в три ряда, - вспоминал ветеран, - но тот берег так и не взяли...

Можайский десант, если он и был, так же можно отнести к подобным героическим, но кровавым и совершенно бессмысленным военным операциям.

Вечная вам память, можайские десантники!

Легенда о Можайском десанте

Протоиерей Александр Тоготин утверждает, что в октябре 1941 года фашистской танковой колонне преградили путь сотни сибиряков, сброшенных с самолётов без парашютов в сугробы

В нашу редакцию обратился протоиерей Александр Тоготин из Бронницкого храма. Он принёс своё стихотворение-песню в память о подвиге советских десантников под Можайском зимой 1941 года и попросил помочь в розыске документов о том бое, который якобы до сих пор засекречен. Протоиерей Тоготин сослался на рассказы пожилых прихожан и на роман Юрия Сергеева «Княжий остров», где описано это событие. Вот стихотворение батюшки.

МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ

«Дугласы» взметали сугробы на земле,

Прыгали солдаты в белоснежной мгле...

Им не выдавали даже парашют,

Потому что был он непригоден тут.

Кто остался целым, выдержав удар,

Тот в гранату быстро вкручивал запал.

И под танк бросался, жертвуя собой.

Это был великий под Можайском бой.

Снег от русской крови в поле заалел.

Ни один из наших там не уцелел.

Он свою могилу под Москвой нашёл.

Создавая это стихотворение, протоиерей, по его словам, основывался на сведениях из романа "Княжий остров". Процитируем:

«Жуков сурово оглядел лица присутствующих военноначальников:

Что будем делать? Немцы идут к Москве! Как вы могли не укрепить стратегически важное шоссе, танковое направление? Такую колонну трудно остановить! Невозможно выбросить им войска наперерез... Они почти в дамках. Есть бомбардировщики на аэродроме?

Есть, но израсходованы бомбы. Ни одной не осталось. Можно транспортные ТБ-3 послать в Москву на склады, - промямлил один из генералов.

Не успеть... - Жуков задумался, прошёлся по комнате и приказал. - Готовить десант!

Готовить десант! - опять повторил Жуков. - Когда я ехал сюда, видел на марше свежий полк сибиряков недалеко от аэродрома, задержать его, повернуть к самолётам. Едем туда.

Когда начальство прибыло к аэродрому, полк сибиряков был уже выстроен на лётном поле. Жуков невольно залюбовался, глядя на здоровых, румяных парней и мужиков в новеньких белых полушубках. Полк, увидев приближающегося Жукова, замер без команды.

Братья!!! - зычно крикнул Жуков новобранцам. - Колонна немецких танков прорвалась к Москве и скоро будет в столице... Нет средств их остановить, а надо это сделать, чтобы не посеять панику и не пролить невинную кровь мирных людей. Я не могу вам приказать пойти на это... Я прошу вас... Нужны только добровольцы. Вон в тех машинах собраны противотанковые ружья, гранаты и взрывчатка... Ставлю задачу, равной которой не было в истории войн. И не будет, наверное... Вы видите, что сама природа встала на защиту святого Отечества, такого снега давно не помнила подмосковная земля. На бреющем полёте надо выбросить десант перед танковой колонной и остановить её. Нужно будет прыгать в снег без парашютов - их нет... Нет у нас и иного выхода. Добровольцы! Три шага вперёд!

Колыхнулся и единым монолитом весь полк сделал три шага. Ни одного человека не осталось на месте.

С Богом! Таких солдат нет ни в одной армии мира. И никогда не будет!

Жуков низко поклонился солдатам и приказал:

Раздать противотанковые средства!

Транспортные самолёты тяжело отрывались от земли и брали курс на Можайск. Жуков неподвижно смотрел им вслед, заложив руку за шинель. Обеспокоенный ординарец спросил:

С сердцем плохо, товарищ генерал армии?

Всё нормально.

В это время последний самолёт оторвался от земли. Жуков судорожно сжал возле сердца иконку Божией Матери, которую носил с собой с начала войны, и прошептал молитву. Потом, не страшась никого, резко перекрестился и тяжелой походкой направился к машине. Усаживаясь, сказал шофёру:

Не могу себе представить ни американца, ни англичанина, ни даже немца, который добровольно без парашюта прыгает с самолёта!

Немецкая колонна ходко неслась по заснеженному шоссе. Вдруг впереди появились низко летящие русские самолёты, они, словно собираясь приземляться, стлались над самой землей. На высоте четырёх-десяти метров от земли из самолётов как гроздья посыпались люди. От их падений снег вздымался, как земля после взрывов снарядов, люди кувыркались в снежных вихрях, и тут же эти белые снежные взрывы обернулись пламенными разрывами гранат и автоматными очередями, сеющими панику и смерть в немецких колоннах. Призраки в белых полушубках бросались под танки со связками гранат, стреляли из противотанковых ружей, атака была столь стремительной, что немцы долго не могли прийти в себя. Яростные, бесстрашные в своём возмездии, русские несли смерть. Прожжённые противотанковыми ружьями, взорванные гранатами, горели танки.

Бой кипел возле шоссе, и будь на месте немецкой армии французская, американская или английская, белый смерч русского десанта смял бы их сразу, но дисциплинированные немцы сумели после первого шока прийти в себя, организовали оборону и, имея большое превосходство в живой силе и технике, сумели принять бой и с помощью танков, пехоты и бронемашин отразить русскую атаку, расстреляв почти всех десантников. Немцы радовались победе, тем более, что новая колонна танков, мотоциклов, бронемашин и автомобилей с пехотой подошла с запада и вступила в бой.

Немцы не сразу заметили, что из-за леса вновь вынырнули русские самолёты, и новая волна десантников, как цунами, буквально обрушилась на головы немецких солдат. Русские вступали в бой сразу же, не теряя ни секунды, казалось, что они начинали стрелять, не достигнув земли. В этот раз немцы не сумели ничего предпринять. Взорванные бронемашины и танки, перегородившие пути к отступлению остальной колонне, превратили её в хорошую мишень. Только несколько танков и бронемашин сумели вырваться из огненного ада и на предельной скорости помчались назад. Казалось, что не только экипажи, но и сами боевые машины охватил животный ужас, что не только люди, но и танки с автомобилями возвещают окрестности о том кошмаре, из которого они только что выбрались. Когда прошла эйфория боя, наши стали подсчитывать потери... Выяснилось, что только при падении из каждых ста человек погибли двенадцать. Сколько людей остались покалеченными, какие страшные травмы получили люди, прыгая с высоты в пять-десять метров на огромной скорости... Кто сейчас это подсчитает?

Остальные приняли неравный бой... Вечная память русскому воину! Помолитесь за них, люди... Помяните Можайский десант».

Роман есть роман. Писатель имеет право на художественный вымысел. Но, может быть, есть и документальная основа для такого сюжета?

В книге "Воздушные десанты Второй мировой войны" указывается, что русские применяли десантирование пехоты в снег с низко летящего самолёта при помощи так называемого контейнера Гроховского. В некоторых справочных документах имеются сведения о том, что действительно советский инженер Гроховский в 30-е годы прошлого столетия разработал приспособление, с помощью которого можно было приземляться из самолёта с низких высот и на малой скорости без парашюта. Правда, испытания давали большой процент гибели. Накануне войны Гроховский был репрессирован. Судьба его изобретения неизвестна.

В книге немецкого автора Алькмара Гове «Внимание, парашютисты!» есть такие строки: «Советские самолёты на бреющем полёте пролетали над покрытыми снегом полями и сбрасывали пехотинцев с оружием без парашютов прямо в глубокий снег.» Ниже шло примечание переводчика: «В 1930-х годах в СССР действительно проводились эксперименты по беспарашютному сбрасыванию десантников с минимальной высоты с легкомоторных самолётов (в частности, спомощью «кассет Гроховского» ). Но в реальных боевых условиях такая методика не применялась.»

Единственный самолет, технические характеристики которого позволяли провести подобное десантирование, это Г-2 - десантно-грузовой (до 38 десантников ) вариант знаменитого ТБ-3, который, в свою очередь, являлся военной модификацией АНТ-6. При максимальной скорости 190 - 208 км/час, посадочная скорость составляла около 60 км/час. Самолет мог садиться на необорудованные посадочные полосы с глубиной снежного покрова до 1 метра.

Летчики, воевавшие на ТБ-3, рассказывали, что он хорошо вел себя на высоте 2-3 метра при скорости полета 70-80 км/час, чем они иногда пользовались, сбрасывая грузы.

Член Международной ассоциации историков Второй мировой войны профессор Юрий Рубцов так прокомментировал эту легенду:

Думаю, что сюжеты романа и стихотворения протоиерея Александра Тоготина основаны на вполне реальной легенде. Восхищение нашими орлами-десантниками помноженное на действительно легендарный характер нашей победы под Москвой не могло не привести к созданию таких легенд. А фактической базой для них были предвоенные испытания контейнера Гроховского и вполне реальный авиадесант, выброшенный на Можайской линии обороны, правда, с парашютами.

5 октября 1941 года наша воздушная разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. 200 танков, 20 тысяч пехоты на автомашинах в сопровождении авиации и артиллерии представляли смертельную угрозу для Москвы, до которой оставалось 198 километров. Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное - ППУ (начальник училища генерал-майор Василий Смирнов, численность - 2000 курсантов ) и артиллерийское - ПАУ (начальник училища полковник Иван Стрельбицкий, численность -1500 курсантов ).

Для того, чтобы дать им время занять оборону, был сброшен небольшой авиадесант под командованием капитана Сторчака. Подольские курсанты вскоре объединились с группой Сторчака. И они вместе сдерживали колонну несколько суток до прибытия подкрепления.

Погибли почти все, но не дали фашистам прорваться к Москве. Этот подвиг достоин и легенд, и романов, и песен, и кинофильмов.

Материал взят с сайта Свободная пресса.

В этот день:

Мореплаватель Юрий Лисянский

6 марта 1837 года скончался Юрий Фёдорович Лисянский, великий русский мореплаватель, один из руководителей первого русского кругосветного плавания, капитан первого ранга.

Мореплаватель Юрий Лисянский

6 марта 1837 года скончался Юрий Фёдорович Лисянский, великий русский мореплаватель, один из руководителей первого русского кругосветного плавания, капитан первого ранга.

Родился в 1773 году в семье протоиерея в городе Нежине. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном — будущим мореплавателем. В 1793—1800 годах был на стажировке в Англии. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского). Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812).

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Один из сыновей Лисянского — Платон Юрьевич, пошёл по стопам отца, стал морским офицером и дослужился до чина адмирала (1892).

6 марта 1931 года газета «Правда» вышла с шапкой «Страна должна знать своих героев». Таким был крупный заголовок («шапка») на пятой странице номера. В том же номере была опубликована редакционная статья «Лучшие из лучших», в которой говорилось о награждении 15 передовиков труда.

Как чествовали Героев Труда в СССР

6 марта 1931 года газета «Правда» вышла с шапкой «Страна должна знать своих героев». Таким был крупный заголовок («шапка») на пятой странице номера. В том же номере была опубликована редакционная статья «Лучшие из лучших», в которой говорилось о награждении 15 передовиков труда.

Впоследствии популярности выражению «Страна должна знать своих героев» прибавили плакаты, брошюры об ударниках производства, выходившие под таким же названием.
В "демократической" России выражение "Страна должна знать своих героев" получило саркастический оттенок. Вероятно, потому, что слишком много появилось антигероев, при этом СМИ их начали всерьез пиарить.

Авиация Владимира Путина

6 марта 2013 года президент РФ Владимир Путин посетил Новосибирский авиационный завод имени В. Чкалова, на котором провел совещание по вопросу "О состоянии и перспективах развития боевой авиации в Российской Федерации".

Авиация Владимира Путина

6 марта 2013 года президент РФ Владимир Путин посетил Новосибирский авиационный завод имени В. Чкалова, на котором провел совещание по вопросу "О состоянии и перспективах развития боевой авиации в Российской Федерации".

Всего согласно государственной программе вооружений до 2020 года ВВС должны получить 600 самолетов, включая модернизированные образцы, и более 1100 вертолетов.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Наталия Ан. :
Так, опять редактирую... :) Ночью из-за бессонницы показалось не то, "наехала" на Вас, Сергей, уж извините:) -- не совсем хорошие выражения и эпитеты встречались в Вашей ссылке с обсуждением...

СпасиБо, что потрудились поискать материал! :) Хотя в таких делах лучше руководствоваться не "разговорами в курилке" неизвестно кого о том "могло такое быть или не могло", а мнением профессионалов, в частности, десантников и летчиков (ссылки -- две! -- я приводила выше). До чего могут договориться мужчины в курилке я уже знаю:) -- не так давно в период обострения экономических отношений с Россией обычные повестки о призыве на срочную службу и участие в учениях некоторые (не военнослужащие!) умудрились расценить чуть ли не как начало войны:o::) :)) И смешно и грустно.

Вчера разговаривала с мужем (он у меня офицер). По моей просьбе он беседовал со своими товарищами -- офицерами из десантных войск об этом десанте под Москвой.
Они полностью подтвердили все вышесказанное о можайском десанте -- да, без парашютов, на бреющем, с высоты где-то 10м в глубокий снег на поле, перед немецкими танками... Так что это правда. Никаких сомнений в совершении этого подвига у них, как у профессионалов, нет. Что бы кто ни говорил. Высаживали так потому, что ПАРАШЮТОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ БЫЛО, и поэтому не было другого выхода (они же не десантники были).
Сейчас подобная высадка десанта не практикуется и случай этот был уникальным, выдающимся подвигом времен Великой Отечественной войны.

Цитировать>>>>Цитата: Сергий Мирянин от 26.06.2009, 09:36:49
Воспоминания десантников:"Нас выкидывали из низко летящих самолетов..."
Воспоминания летчиков:"Сели, высадили десант, улетели за следующими..."<<<<Кто и о чем?

О можайском десанте.
Цитировать>>>>Историк, писатель Юрий Сергеев: Я наткнулся на этот засекреченный материал совершенно случайно. И он меня потряс до глубины души! Даже не верилось, пока не нашёл живого свидетеля, в документах была фамилия лётчика. <<<<

Воспоминания летчика

Цитировать>>>> Лица этих людей почему-то врезались в память летчика. Прыгать в снег с высоты многоэтажного дома? Позже на войне он видел и не такое. Но именно этот эпизод прочно врезался в память. Возможно потому, что за несколько минут до этого уже считал себя мертвецом. А теперь его самолет на бреющем полете сбрасывал беcпарашютный десант над немецкой колонной. <<<<
О прыжках со слов десантника -- когда прыгает много людей, первые прыгают с высоты -- сейчас 5 м и с вертолета, по мере выпрыгивания людей вертолет становится легче и поднимается выше, и последние прыгают уже не с 5 м, а где-то с 8 м. Вот и получается разбежка в несколько метров.

Насчет шока -- Вы были правы:) Я тоже помнила, что отец (он тоже офицер -- это к тому, что прекрасно понимает, что к чему и "байки" расказывать бы не стал) рассказывал про шок, про то, что из-за него некоторые замечали травмы, полученные при падении, уже во время боя... Только тогда я не понимала -- отчего он... СпасиБо, что объяснили.

PS Опять поторопилась:D Спрашивала у мужа "Шок был?" Говорит "Был" Но он имел в виду немцев:D

Простите меня, что повторяюсь, но теперь, когда получены подверждения профессионалов, хочется выложить сам рассказ, как память о том подвиге.

Можайский десант
Николай МАЛИШЕВСКИЙ, «Р»

Его вели, чтобы расстрелять. Его даже недослушали.
– Паникер и диверсант! Расстрелять сволочь!
Это было в конце 1941 года. Во время тяжелейших боев под Москвой. Немцы прорвались к Москве! Колонна из 54 танков, бронемашин и грузовиков с солдатами беспрепятственно шла к столице по Можайскому шоссе. Ему просто не поверили.
Сильный удар энкавэдэшника сбил с ног.
– Вперед, фашист!
Спас летчика Жуков, с которым столкнулись у выхода.
– Что за летчик?
– Диверсант, товарищ главнокомандующий! Утверждает, что к Москве прорвалась большая колонна немецкой бронетехники. Якобы видел с воздуха. Врет! Товарищ Берия лично приказал расстрелять паникера.

Жуков поверил. Хотя и перепроверил. Отправленная разведка подтвердила - немецкая колонна в нескольких километрах от Москвы.
– Товарищи! Братья! Враг прорвался к столице, - голос главнокомандующего звенел в морозной тишине. - Мне нужны только добровольцы. У нас нет даже парашютов. В эти минуты решается судьба Москвы. Русский солдат сможет и это. Прыгать придется с самолетов прямо в снег. Повторяю, мне нужны только добровольцы!
Колонна сибиряков молчала.
– Самолеты готовы к высадке десанта, - продолжал Жуков. - Добровольцы, шаг вперед.
Шаг вперед сделали все как один. Вся колонна.

Лица этих людей почему-то врезались в память летчика. Прыгать в снег с высоты многоэтажного дома? Позже на войне он видел и не такое. Но именно этот эпизод прочно врезался в память.
Возможно потому, что за несколько минут до этого уже считал себя мертвецом. А теперь его самолет на бреющем полете сбрасывал беcпарашютный десант над немецкой колонной.
Сверху черная колонна на белом снегу казалась червем. Черным и жирным, неторопливо ползшим на восток.
Немцы, похоже, сначала даже не поняли, что происходит. Внезапно появившиеся впереди несколько самолетов с красными звездами на крыльях летели низко. Слишком низко. Казалось, что они выплывают из темноты морозного вечера. Но это была лишь иллюзия.
Люди посыпались из самолетов на землю, словно горох. Немецкие офицеры и солдаты не понимали, что происходит. Шок и растерянность в колонне царили недолго. И не прошло даже несколько минут, когда раздались выстрелы.
Многие из упавших на землю тут же вставали и бежали вперед. Многие оставались лежать неподвижно.
Растерянность немцев, атакованных странным десантом, прошла, когда уже вспыхнули первые танки. До гитлеровцев наконец дошло, что их атакуют! Атакуют, вопреки всякой логике и смыслу. Атакуют те, кто, если верить Ньютону, должны лежать расплющенными в лепешки.

* * *
Пока царило замешательство, русские самолеты развернулись и ушли. Но на земле остались те, кто выпрыгнул из них.
Когда самолет вернулся, сделав второй заход над колонной, внизу уже почти все было кончено. Часть машин горела. Многочисленные темные точки немецких шинелей чернели на снегу.
Убитых наших бойцов, одетых в светлые овчинные полушубки, почти не было видно. В живых оставалось, в лучшем случае, несколько человек. Отдельные вспышки их выстрелов уже не могли остановить напора оставшейся части колонны.
Это сделали те, кого самолеты выбросили вновь. Можайский десант. Русские воины, появившиеся с неба, чтобы защитить сердце своей Родины.
Примечание. Этот материал – не фантазия автора. Также не является он литературным рассказом либо публицистической статьей. «Можайский десант» - это всего лишь попытка реконструкции одного из ярчайших эпизодов Великой Отечественной войны. Известно о нем очень немного. В основном благодаря книге «Воздушно-десантные войска» (составитель - бывший главком ВДВ РФ генерал-полковник Г.И. Шпак, Москва, 2003), откуда и были почерпнуты крупицы информации об этом историческом факте, легшие в основу данного материала.

Строки из романа Юрия Сергеева «Княжий остров»: «… Немецкая колонна ходко неслась по заснеженному шоссе. Вдруг впереди появились низко летящие русские самолеты, они словно собирались приземляться, стлались над сугробами, сбросив до предела скорость, с десяти-двадцати метрах от поверхности снега, и вдруг посыпались гроздьями люди на заснеженное поле рядом с дорогой. Они кувыркались в снежных вихрях, а следом прыгали все новые и новые бойцы в белых полушубках и казались врагу, охваченному паническим ужасом, что не будет конца этому белому смерчу, этой белой небесной реке русских, падающих в снег рядом с танками за кюветом, встающих живыми и с ходу бросающихся под гусеницы со связками гранат… Они шли, как белые приведения, поливая из автоматов пехоту в машинах, выстрелы противотанковых ружей прожигали броню, горело уже несколько танков… Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе… Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло двенадцать процентов десанта… Остальные приняли неравных бой… Вечная память русскому воину! Помолитесь за них, люди… Помяните Можайский десант…»

Я не могу представить ни немца, ни американца, ни англичанина, добровольно и без парашюта прыгающего на танки. Нынешние разорители России и нашей армии обязательно поглумятся над этим фактом истории… Чего только не напишут: - дескать солдаты боялись Сталина, боялись, что их расстреляют, что их силой заставили… Помолитесь за них, люди… Помяните Можайский десант!»

Николай Шахмагонов "Ярость благородная"
Можайский десант задержал колонну немецких танков, дав возможность перебросить под Кубинку артиллерию. Совместными согласованными усилиями артиллерии и стрелковых полков противник был отброшен на исходные рубежи, потеряв 51 танк. Сгорело около шестидесяти автомашин. Было уничтожено до трёх полков пехоты.

Это была последняя, судорожная попытка врага прорваться к Москве.
Говорят, что те немецкие солдаты и офицеры, которые встретились в заснеженных полях России с безпримерным десантом, получившим название Можайского, были надломлены морально и уже не могли воевать так, как воевали до тех пор. А ведь Русский десант атаковал не каких-то трусливых европейцев, отдавших к тому времени Гитлеру и Варшаву, и Париж, и вообще всё, что можно было отдать, не британцев, которые спустя полгода после безпримерного Русского десанта, навалив в штаны, улепётывали от линкора "Тирпиц", безсовестно, безчеловечно и аморально бросив на растерзание авиации и подлодкам врага конвой PQ - 17, и не янки, что в сорок пятом драпали под Арденами от потрепанных на советско-германском фронте дивизий Вермахта, имевших весьма ограниченный боекомплект и по одной заправке топлива на танк.
Русский десант атаковал бронированный авангард одной из сильнейших армий в мире, а если точнее, то одной из двух сильнейших армий. Солдаты этой армии, на протяжении всей своей многовековой истории, уступали воинам только одной армии - Русской и только от неё одной терпели поражения. Поэтому в мировой военной истории известны только две армии, которые достойны того, чтобы называться армиями, а не стадом изнеженных наёмников. Два государства, обладающих этими армиями, тёмные силы зла постоянно сталкивали с единственной целью - выбить как можно больше людей и у тех, и у других. И, несмотря на то, что подвиг Можайского десанта некоторые американоидные интеллигенты пытались стереть в памяти Русских людей, именно в Германии, в 1946 году вышла книга, в которой обобщался опыт боевых действий воздушно-десантных войск. И в книге той было прямо указано на возможность высадки в критической обстановке десанта без парашютов в глубокий снег, с предельно малой высоты. Этот метод не был проверен самими немцами, но они оценили по достоинству то, что совершили сибиряки 1 декабря 1941 года на Можайском направлении, под Москвой.
Этот опыт достался нам дорогой ценой. Но гитлеровцы дрогнули и повернули назад. Их танкам стоило большого труда вырваться из гигантского кострища. Они уходили, сбрасывая в кюветы грузовые автомашины, сдвигая на обочины обгоревшие коробки танков. И ушли немногие.

PS/ Я искренне надеюсь, что люди поверят, не сочтут за обман, за выдумку этот подвиг. И по христиански помолятся, помянут тех, кто совершил его.

Дорогие читатели! мы продолжаем собственное расследование по Можайскому десанту!

Напомню о том, что наши доблестные личные корреспонденты (А. Н. Крылов – Проза.ру, Н. Шахмагонов – член Союза писателей, В.Г. Шумский) – продолжают трудиться и помогают… давайте будем говорить не “НАМ”…, а будущим потомкам России, тем, кому предстоит раскрыть страницы истории в учебниках или в просторах интернета…

В своем интервью корреспонденту журнала «Вестник авиации и космонавтики» о роли и месте военно-транспортной авиации в составе Военно-воздушных сил нашей страны Главнокомандующий ВВС генерал армии А.М. Корнуков на вопрос корреспондента об уровне подготовки экипажей ВТА ответил: «…Могу сказать только, что ни одной задачи, которая ставилась по выброске десанта, в том числе и в экстремальных условиях, не было сорвано. Точность обеспечивалась высокая.
Мы скоро увеличим количество экипажей, которые смогут десантировать технику с предельно малых высот. Пока это делают только специально подготовленные летчики-испытатели. Но, я думаю, у нас скоро будут экипажи, которые смогут выполнять десантирование с высоты 5-7 м. Мы уже готовим летчиков к выполнению этой задачи на базе Государственного летного испытательного центра». Действительно, в августе 2001 г. на боевой демонстрации модернизированной авиационной техники, которая проводилась на базе Государственного летного испытательного центра, экипаж 929-го ГЛИЦ МО РФ под руководством полковника А.Б. Полонского вновь с блеском продемонстрировал уже руководителям оборонно-промышленного комплекса, представителям Министерства обороны РФ, военным атташе более чем из двадцати стран ближнего и дальнего зарубежья десантирование груза с предельно малой высоты из военно-транспортного самолета Ил-76МД RA-76708, тем самым подтвердив заявление, сделанное Главнокомандующим ВВС накануне славной годовщины - 70-летия военно-транспортной авиации.

А СЕЙЧАС, ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЗАМЕТКИ И ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ, РАССКАЗОВ, РАССУЖДЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВ НЕМЕЦКИХ “СПЕЦИАЛИСТОВ”- ПОБЕЖДЁННЫХ И НАШИХ “СПЕЦИАЛИСТОВ” ВДВ… (кстати, можете проверить по ссылочным материалам или присоединиться к нашему расследованию)

Мабир Ж. Война в белом аду Немецкие парашютисты на
Восточном фронте 1941 - 1945 гг. - М.: Изд-во Экс-
мо, 2005

на 103 странице

Едва врач возвращается, как в окрестностях
приземляются русские парашютисты. Некоторых
сбрасывают в снег даже без парашюта с очень
низко и медленно летящих самолетов. Большей
частью они приземляются хорошо”

на странице 108

“Иногда их атакуют русские самолеты. Однажды один из
них пролетает на бреющем полете над немецки-
ми батареями и начинает сбрасывать парашютис-
тов. И опять без парашюта! Те тотчас нападают
на продовольственный склад, расположенный на
некотором расстоянии от батареи Кагерера, и им
удается вывести из строя всех охраняющих его”

К. Типпельскирх, А. Кессельринг, Г. Гудериан и др.
Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых

“Опыт второй мировой войны учит, что при высоте прыжка 60 м потери от повреждений при прыжке составляют 20%, даже если речь идет о войсках, специально обученных и натренированных для такого прыжка. Имеются сведения, будто бы русские сбрасывали свои специальные парашютные войска без парашютов с высоты 5-10 м в глубокий снег”

ВДВ, Составитель А.Г. Шпак. М: “Голос-Пресс” 2003. стр.50


МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ


История минувшей войны хранит в себе еще много тайн, и они стираются навсегда, уходят вместе с умирающими очевидцами-фронтовиками, ибо не все успевали в боях занести на бумагу. А если сохранились какие-либо факты, то субъективные историки, “писавшие” войну под жестким контролем ЦК и ГЛАВПУРА, о многом умолчали, архивы подчищались и уничтожались в угоду существовавшей идеологии.
Одна из таких тайн поведана мне доктором исторических наук, а потом участником этих событий – летчиком. Историк раскопал в архиве засекреченные документы и вышел на живого свидетеля. Так вот о чем они рассказали о том времени, когда немцы были под Москвой:
Летчик:
Я получил задание и производил одиночный разведывательный полет над территорией противника. Возвращаясь уже назад, вдруг заметил военную колонну, двигающуюся к Москве. На бреющем прошелся над нею, насчитав 51 танк и много машин с живой силой. Немцы перли по шоссе прямиком в город. Как только я вернулся и сообщил об этом, меня вызвали в штаб, где я был арестован как паникер, и по приказу Берии повели меня расстреливать… ремень долой, руки за спину… И тут на крыльце штаба спас меня Жуков. Он как раз прибыл принимать дела по обороне Москвы. Спрашивает у особиста, за что меня арестовали. Тот коротко докладывает: “Паникер, якобы немцы уже в черте города”. Жуков повернулся ко мне и спрашивает: “Правда?” Стою твердо на своем и все говорю как есть. Он приказывает особисту: “Немедля освободить, полетишь с ним, проверить и доложить!” Тот было заикнулся, что никогда не летал, но… Жуков был крут… Пришлось майору сесть со мной в спарку и слетать проветриться. Обернулись быстро, на полевом аэродроме нас уже ждала машина. Майор докладывает Жукову, что все подтвердилось, танков не 51, а 53, и что его обстреляли… (я летел очень низко, чтобы особист удостоверился наверняка). Жуков тут же мне вручил орден Боевого Красного Знамени…
Историк:
Я наткнулся на этот засекреченный материал совершенно случайно. И он меня потряс до глубины души! Даже не верилось, пока не нашел живого свидетеля, в документах была фамилия летчика.
После того как выяснилось, что остановить колонну вражеских танков нечем: там не оказалось никаких заградительных отрядов и противотанковых средств, было принято решение… выбросить десант перед колонной. На ближайший аэродром с марша завернули свежий полк сибиряков, построили и предложили сделать шаг вперед добровольцам для выполнения особого задания. Суть задания тоже объяснили: придется прыгать с самолета в снег и остановить врага. Самую важную деталь тоже сказали: прыгать нужно с бреющего полета… без парашютов… потому что их нет.
И вот даже не приказ, а просьба… сделать добровольцам этот шаг:
Шагнул весь полк! Никто не остался на прежнем месте. Были розданы противотанковые ружья и гранаты.
Далее я приведу строки из своего романа “Княжий остров”:
“Немецкая колонна ходко неслась по заснеженному шоссе. Вдруг впереди появились низко летящие русские самолеты, они словно собирались приземляться, стлались над сугробами, сбросив до предела скорость, в десяти – двадцати метрах от поверхности снега, и вдруг посыпались гроздьями люди на заснеженное поле рядом с дорогой. Они кувыркались в снежных вихрях, а следом прыгали все новые и новые бойцы в белых полушубках и казались врагу, охваченному паническим ужасом, что не будет конца этому белому смерчу, этой белой небесной реке русских, падающих в снег рядом с танками за кюветом, встающих живыми и с ходу бросающихся под гусеницы со связками гранат… Они шли, как белые привидения, поливая из автоматов пехоту в машинах, выстрелы противотанковых ружей прожигали броню, горело уже несколько танков… Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе. Немцы перебили почти всех и уже радовались победе, увидев догнавшую их новую колонну танков и мотопехоты, когда опять волна самолетов выползла из леса и из них хлынул белый водопад свежих бойцов, еще в падении поражая врага… Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта… Остальные приняли неравный бой…
Вечная память русскому воину! Помолитесь за них, люди… Помяните Можайский десант…”
Я не могу представить ни немца, ни американца, ни англичанина, добровольно и без парашюта прыгающего на танки. Нынешние разорители России и нашей армии обязательно поглумятся над этим фактом истории… Чего только не напишут: дескать, солдаты боялись Сталина, боялись, что их расстреляют, что их силой заставили…
Помолитесь за них, люди… Помяните Можайский десант!


Юрий Сергеев

В годы минувшей войны высадка бойцов с таких малых высот вводила противника в заблуждение. Об этом свидетельствует книга гитлеровского офицера Алькмара фон Гове «Внимание, парашютисты!». В ней он утверждает, что кроме обычной выброски десантов русские в районе Ельни и Дорогобужа применили новый, типично русский метод: транспортные самолеты с бреющего полета высыпали пехотинцев с оружием прямо в сугробы без парашютов. Глубокие снега смягчали удар, и большинство солдат не получало никаких повреждений.

Вальтер Швабедиссен, генерал, участник ПМВ и ВМВ. “Сталинские соколы “Анализ действ ий советской авиации 1941-1945гг.” Журнал Института ВВС США, 1960г.

Гроховский Павел Игнатьевич (1897-1946 г.г.) – выдающийся, по мнению многих современных историков, советский изобретатель, начальник Особого конструкторско-производст венного бюро ВВС РККА (1930 г.), начальник и главный конструктор Экспериментального института Главного управления авиационной промышленности (1934-37 г.г.), первый в мире конструктор техники воздушно-десантных войск, автор 62 изобретений, обладатель 114 патентов в области авиации, артиллерии и бронетехники, а также полярных исследований и народного хозяйства. При этом особо следует отметить, что за спиной у этого человека было всего три класса церковно-приходской школы и курс лекций военного авиационного училища.

В 1937 году, после расстрела своего главного покровителя Тухачевского, П. И. Гроховский был снят со всех должностей и отстранен от всех работ по авиационной тематике, а в 1942 году обвинен в том, что якобы продал немцам схему “рама”, над которой работал до войны (“воздушный крейсер” Г-37/3 и которая в результате козней главного конкурента этого многообещающего проекта – А.Н.Туполева – не пошла в разработку, и умер в заключении в 1946 году. Практически ни одно из изобретений Гроховского не было запущено в серию, одни видят в этом происки конкурентов, другие – профессиональную непригодность изобретателя к конструкторской деятельности.

Г-61 - кассеты для перевозки людей под нижними крыльями самолета Р-5 (рис. 284, б). Фанерные кассеты общим объемом 4,3 м3 с целлулоидными прозрачными носками вмещали по семь человек под каждым крылом, а всего 16 человек на самолете, включая экипаж самолета. 8 декабря 1936 г. П. И. Гроховский сам испытал самолет с такой нагрузкой. Разбег был около 400 м за 30 с, скорость - 201 км/ч, потолок - до 2800 м при полетной массе 3800 кг, в том числе масса пустых кассет 200 кг.

В книге “Воздушные десанты Второй мировой войны” указывается:


“Русские применяли десантирование пехоты в снег с низко летящего самолёта при помощи так называемого контейнера Гроховского. В некоторых справочных документах имеются сведения о том, что действительно советский инженер Гроховский в 30-е годы прошлого столетия разработал приспособление, с помощью которого можно было приземляться из самолёта с низких высот и на малой скорости без парашюта. Правда, испытания давали большой процент гибели. В Осконбюро работали и над альтернативными средствами высадки. Первой была предложена десантная кабина-клеть. На эскизах нарисован большой ящик с окнами, стоящий на полозьях. Полозья снабжены резиновыми амортизаторами, подобными тем, что применялись в тогдашних самолетных шасси. Клеть весом 1000 кг вмещала 14 человек. Она должна была подвешиваться под самолетом ТБ-1, а после сброса приземляться на одном большом парашюте.

Преимущества такого подхода – возможность сброса не подготовленных для прыжка с парашютом бойцов и компактность приземления, повышающая боеспособность группы. С другой стороны – никакого способа управлять полетом клети не придумали, в то время как парашютист в определенных пределах может влиять на свое движение. В итоге решили, что людей все же лучше сбрасывать поодиночке.

Одновременно предложили оригинальную идею «авиабуса» – кабины для беспарашютного сбрасывания с бреющего полета. «Авиабус» имел вид короткого и толстого крыла и после сброса должен был немного планировать, а затем катиться на колесах («летний авиабус», Г-68) или на лыжах («зимний авиабус», Г-76). Это устройство по замыслу предназначалось для выброски первой волны десанта, обеспечивая неожиданность его появления и уменьшая риск для самолетов-носителей, которые могли не проходить непосредственно над выбранной площадкой, возможно прикрытой зенитными средствами ПВО.

В Осконбюро проектировали много «авиабусов» различной вместимости. В 1932 г. в НИИ ВВС проходили испытания меньшего по размерам грузового Г-21 на 125 кг. Два таких аппарата подвешивались под крыльями Р-5. Несколько сбросов прошли успешно. В отчете записали, что Г-21 «могут быть допущены на вооружение ВВС РККА и к серийной постройке». Отметили только, что в «авиабусе» не стоит сбрасывать взрывчатые вещества и боеприпасы. Два других грузовых «авиабуса» на 750 кг и 1 т («грузовую площадку» Г-51), забраковали так же, как и все пассажирские варианты.

Несмотря на положительный отчет НИИ ВВС об испытаниях Г-21 и все усилия Гроховского, конструктор так и не смог доказать высшему военному руководству целесообразность использования «авиабусов». Не помогла даже успешная демонстрация сброса на Центральном аэродроме на глазах у самого Сталина.

Главной причиной закрытия этой программы, на которую были затрачены немалые средства, можно считать то, что заявленных в ней целей достичь не удалось. «Авиабус» не снижал уязвимости носителя по сравнению с парашютными системами, наоборот, он подставлял самолет под огонь стрелкового оружия – ведь сброс осуществлялся с высоты не более 12-15 м (на испытаниях сбрасывали с 5-8 м). «Авиабус» не мог сесть там, где приземлится парашютист – ему требовалась большая ровная площадка. Не получалось и внезапности – очень уж недалеко планировали эти аппараты.

Гроховский, кстати, предлагал и что-то вроде морского «авиабуса» – десантную моторную лодку Г-48 для сбрасывания с ТБ-1 на бреющем полете. Лодка вмещала 14 человек и вооружалась станковым «Максимом». Опытный образец построили и испытали, но испытания оказались очень краткими; Отчет НИИ ВВС о них содержит всего одну лаконичную фразу:
«При сбросе на воду разбился».


“Советские самолёты на бреющем полёте пролетали над покрытыми снегом полями и сбрасывали пехотинцев с оружием без парашютов прямо в глубокий снег.» Ниже шло примечание переводчика: «В 1930-х годах в СССР действительно проводились эксперименты по беспарашютному сбрасыванию десантников с минимальной высоты с легкомоторных самолётов (в частности, с помощью «кассет Гроховского»). Но в реальных боевых условиях такая методика не применялась.”

Единственный самолет, технические характеристики которого позволяли провести подобное десантирование, это Г-2 – десантно-грузовой (до 38 десантников) вариант знаменитого ТБ-3, который, в свою очередь, являлся военной модификацией АНТ-6. При максимальной скорости 190 – 208 км/час, посадочная скорость составляла около 60 км/час. Самолет мог садиться на необорудованные посадочные полосы с глубиной снежного покрова до 1 метра.

Летчики, воевавшие на ТБ-3, рассказывали, что он хорошо вел себя на высоте 2-3 метра при скорости полета 70-80 км/час, чем они иногда пользовались, сбрасывая грузы.

Профессор Хейдте в своем креативе “Парашютные войска во Второй мировой войне” пишет про опыт десантирования на Крите:


Опыт второй мировой войны учит, что при высоте прыжка 60 м (с парашютом естесно) потери от повреждений при прыжке составляют 20%, даже если речь идет о войсках, специально обученных и натренированных для такого прыжка. Имеются сведения, будто бы русские сбрасывали свои специальные парашютные войска без парашютов с высоты 5-10 м в глубокий снег.

Протоиерей Александр Тоготин (из Бронницкого храма)


МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ

«Дугласы» взметали сугробы на земле,
Прыгали солдаты в белоснежной мгле…
Им не выдавали даже парашют,
Потому что был он непригоден тут.
Кто остался целым, выдержав удар,
Тот в гранату быстро вкручивал запал.
И под танк бросался, жертвуя собой.
Это был великий под Можайском бой.
Снег от русской крови в поле заалел.
Ни один из наших там не уцелел.
Но зато и немец дальше не прошёл,
Он свою могилу под Москвой нашёл.

Николай Таликов Заместитель Генерального директора - Генерального конструктора ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина»

Предельно малые высоты. Работы по десантированию грузов и военной техники из военно-транспортного самолета Ил-76 с предельно малых высот

В 1966 г. Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны СССР (30 ЦHИИ МО) была издана книга «Десантно-транспортное оборудование летательных аппаратов (краткий обзор по материалам иностранной печати)». Автор книги - старший научный сотрудник этого института инженер-майор К.В. Грибовский (1). В аннотации книги указано, что «обзор представляет интерес для большого круга специалистов, связанных с работами по транспортировке грузов на ЛА, для работников конструкторских бюро промышленности и офицерского состава ВДВ и ВВС». И действительно, эта очень интересная по содержанию книга стала настольной для конструкторов ОКБ С.В. Ильюшина, которые в то время приступили к разработке военно-транспортного самолета Ил-76, причем эта книга и сегодня не потеряла своей актуальности.
В настоящее время способ десантирования грузов и военной техники с предельно малых высот находится на вооружении и военно-транспортной авиации, и воздушно-десантных войск нашей страны. В связи с улучшением экономического положения в Вооруженных Силах, будем надеяться, что этот способ десантирования будет чаще применяться при решении различных задач. И не только военного характера, а, например, для доставки грузов при оказании помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Десантирование грузов может проводить как ВВС, так и авиация МЧС.

При желании памятник поставить можно.

Стоит же во Пскове памятник литературному образу Григорьева из ДВУХ КАПИТАНОВ Каверина,

а настоящий герой Г.Л. Брусилов прочно забыт…

А.Крылов.

Мы уже поднимали тему, почему русский народ с прямо скажем специфическими архетипами проживает в стране с самой большой территорией, и при этом на протяжении веков не уступает такой сладкий кусок земли неприятелям. Необычные примеры русских архетипов можете посмотреть в нашем телеграм-канале, а в этом видео мы расскажем о другом, не менее важном факторе, влияющем на образ жизни и мыслей русского человека. Речь пойдет о суровой зиме и о том, чему она нас научила.

Для этого заглянем в далекое прошлое и проследим, как наши предки учились выживать в тяжелейших природных условиях умеренного климатического пояса, на котором раскинулась большая часть нашей огромной страны.

Умеренный климатический пояс – это хвойные, смешанные и лиственные леса. Это – лесостепи, полные зверья и птиц. Это – поля и луга, покрытые ягодами и грибами. Озёра и реки, кишащие рыбой. Люди, проживающие в этих широтах, на протяжении своей истории занимались охотой, рыболовством и собирательством. Столько ресурсов – бери не хочу! Практически райское место!

Правда, есть одна проблема. Все эти богатства доступны человеку только 6, ну максимум 8 месяцев в году. А остальное время – это настоящий марафон по выживанию. Ведь есть хочется каждый день, а способностью запасать жир как, например, это делает медведь, природа-матушка нас не наградила.

Когда в умеренный климатический пояс приходит холод, птицы улетают в теплые края. Многие животные также отправляются на поиски теплого местечка для зимовки. А те, кто остается, уже не так доступны, ведь по глубокому снегу человеку охотиться и передвигаться намного тяжелее. Рыба тоже либо засыпает, либо скрывается под толстым слоем льда. Про ягоды и грибы вообще говорить нечего.

Стоит учитывать также, что, чем дальше к северу, тем длиннее и период холодов. То есть, привычные формы добычи пропитания, уже не так эффективны и прокормить себя и семью становится непосильной задачей. А что, если это небольшая община? Как тогда кормиться?

Выбор был невелик. Отправиться за потенциальной едой в теплые края или делать запасы, оставаясь на месте. Оба эти способа показали свою эффективность, правда, в разных условиях, и что самое главное, именно они стали толчком для дальнейшего прогресса нашего народа.

Почему это так, сейчас мы вам популярно объясним.

Дело в том, что леса, реки, холмы и озера становились основными природными преградами для активного передвижения. Поэтому уйти за животными могли только те, кто жил в открытой местности, то есть в степи. Выжить в степи зимой тоже было еще той задачей. Но отсутствие естественных препятствий позволяло постепенно двигаться южнее.

Основной сложностью здесь являлась скорость передвижения. Даже взрослый мужчина не способен бегать также быстро, как олень или кабан. Что уж говорить о малых детях, женщинах и стариках. Да и скарб, оружие тоже нужно было как-то перемещать.

Решением проблемы стало одомашнивание лошадей, а также овец и коров. И если коровы и овцы сразу стали источником пищи и одежды, то лошадей люди быстро начали использовать как средство передвижения.

Так обитатели степей смогли кочевать следом за дикими животными уже обзаведясь своими собственными стадами. Позже охота перестала быть основным источником пропитания, а переход с места на место был необходим, чтобы уже собственный скот мог питаться и пережить зиму. Ведь большинство растительности в степи также в зимний период высыхает, земля промерзает и первые зеленые росточки выползают только по весне.

Зима в степи – это еще то удовольствие. Постоянные пронизывающие ветры, которые не позволяют подчас даже разжечь костер. А от стай изголодавшихся волков ни спрятаться, ни скрыться. Так что двигаться на юг было единственным выходом.

Ну а тем, кому путь на юг был заказан, пришлось искать другие способы приспосабливаться. На территориях, покрытых лесами, с большим количеством рек и озер, единственным вариантом выжить стала оседлая жизнь и приготовление запасов. Иначе – смерть от голода и холода была гарантирована.

Заготовка и хранение запасов – были тоже нелегкой задачей. Нужно было понять, что и как заготавливать, и где все это хранить. Нетрудно догадаться, что подобные проблемы ставили наших предков перед необходимостью придумывать что-то новое, более прогрессивное на тот момент.