Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Школьный этап олимпиады школьников по мировой художественной культуре. Архитектура междуречья Храмовая башня святилище

Школьный этап олимпиады школьников по мировой художественной культуре. Архитектура междуречья Храмовая башня святилище

Итоговое тестирование по МХК для 10 класса

( От истоков до XVII века)

1. Основной чертой первобытного искусства является

А) романтизм,

Б) синкретизм,

В) анимализм,

Г) фетишизм.

2. Ученый археолог, открывший пещерную живопись

А) Говард Картер,

Б) Генрих Шлиман,

В) Марселино Саутуола,

Г) Жан Франсуа Шампольон.

3. Какое из перечисленных чудес света сохранилось до настоящего времени?

А) Висячие сады Семирамиды,

Б) Статуя Зевса в Олимпии,

В) Мавзолей в Галикарнасе,

Г) Древнеегипетские пирамиды.

4. Ученый археолог, открывший гробницу фараона Тутанхамона

А) Говард Картер,

Б) Генрих Шлиман,

В) Марселино Саутуола,

Г) Жан Франсуа Шампольон.

5. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья

А) дольмен,

Б) кромлех,

В) зиккурат,

Г) пандус.

6. Своеобразие жизненных ценностей в Древней Греции –

А) любили и ценили художественное творчество, стремились к

физическому и духовному совершенству,

Б) проявили себя в большей степени в практической деятельности,

В) предпочитали грандиозные архитектурные сооружения,

Г) вели захватнические войны.

7. Где впервые были высечены слова: «Познай самого себя»?

А) Пирамида Хеопса,

Б) Собор c в. Софии в Константинополе,

В) Галикарнасский мавзолей,

Г) Храм Аполлона в Дельфах.

8. Древнегреческую скульптуру «Дискобол» создал

А) Пракситель,

Б) Мирон,

В) Лисипп,

Г) Фидий.

9. Памятником архитектуры Античного Рима является

А) Акрополь,

Б) Пантеон,

В) Александрийский маяк,

Г) Собор святого Петра.

10. Новый тип архитектурного сооружения, созданный в Древнем Риме:

А) дворец,

Б) пирамида,

В) акведук,

Г) церковь.

11. Особенностью Византийской культуры является

А) формирование православной культуры,

Б) утверждение блага человека как критерия оценки общественных

отношений,

В) утверждение латыни как национального языка,

Г) формирование романской культуры.

12. Главное архитектурное сооружение Византии называется

А) базилика,

Б) музей,

В) рыцарский замок,

Г) триумфальная арка.

13. Русские строители X -XIII веков использовали опыт зодчих

А) Польши,

Б) Италии,

В) Германии,

Г) Византии.

14. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями эта церковь

поразила воображение современников. Летописец восторженно отмечал,

что такая «вельми чюдная» церковь «не бывала прежде сего на Руси».

Этот храм открыл новую страницу в истории русской архитектуры начала

XVI века

А) Покровский Собор в Москве,

Б) Храм Покрова на Нерли,

В) Церковь Вознесения в селе Коломенском,

Г) Успенский собор Московского Кремля.

15. Живописец, наиболее яркий представитель Московской школы в

последней трети ХV века, автор фресок Ферапонтова монастыря, икон и

фресок Успенского собора Московского Кремля

А) Дионисий,

Б) Андрей Рублёв,

В) Феофан Грек,

Г) Даниил Чёрный.

16. Знаменитая икона Андрея Рублёва «Троица» символизирует

А) скорбь,

Б) смирение,

В) согласие,

Г) печаль.

17. В этом соборе была первая школа на Руси, первая библиотека, похоронен

князь Ярослав Мудрый

А) Собор C офии Киевской,

Б) Ярославский Богоявленский собор,

В) Собор Покрова на рву,

Г) Архангельский собор Московского Кремля.

18. Витражи, мозаика, стрельчатые окна, пучки колонн, устремлённость

ввысь – черты какого стиля в архитектуре?

А) романского,

Б) готического,

В) модерн,

Г) классического.

19. Это сооружение с причудливыми и утончёнными формами считается

жемчужиной светской мусульманской архитектуры

А) Медресе Улугбека в Самарканде,

Б) Дворец Альгамбра в Южной Испании,

В) Соборная мечеть в Кордове,

Г) Медресе Шир-Дор в Самарканде.

20. Знаменитый японский сад камней в монастыре Рёандзи представляет

собой

А) каменные изваяния деревьев,

Б) 15 камней, из которых только 14 видны с любой точки сада,

В) искусно выложенный грот,

Г) каменные столбы с высеченными на них мудрыми изречениями.

21. Колыбелью итальянского Возрождения считают

А) Рим,

Б) Флоренцию,

В) Падую,

Г) Сиену.

22. Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти

называют

А) гениями Средневековья,

Б) основоположниками Просвещения,

В) титанами Возрождения,

Г) наследниками традиций Византии.

А) Рафаэль,

Б) Микеланджело,

В) Леонардо да Винчи,

Г) Боттичелли.

А) Леонардо да Винчи,

Б) Боттичелли,

В) Рафаэль ,

Г) Микеланджело.

25. Знаменитая картина «Джоконда» Леонардо да Винчи находится в

А) Дрезденской картинной галерее,

Б) Третьяковской галерее,

В) Лувре,

Г) Эрмитаже.

Ответы:

13 – Г

1 – Б 14 – В

2 – В 15 – А

3 – Г 16 – В

4 – А 17 – А

5 – В 18 – Б

6 – А 19 – Б

7 – Г 20 – Б

8 – Б 21 – Б

9 – Б 22 – В

10 – В 23 – Б

11 – А 24 – В

12 – А 25 – В

Как в северной, так и в юж­ной Месопотамии храмы и храмовые центры появились ранее зарождения государства. Культовые сооружения обычно возводились из кирпича-сырца, т.е. в технике более передовой, чем глинобитные и тростниковые дома. Уже очень рано, с первой половины IV тысячелетия, в храмах наблюдается стремление к монументальности и к симметрии. Храмовые центры на месте современного Абу-Шараин (древнее Эриду) и современного Тепе-Гавра сохраняли в течение тысячелетий значение ме­ждуобщинных святилищ.

Уже в начале IV тысячелетия до нашей эры сложилась схема прямоугольного храма с главным помещением вытянутой в плане формы, в котором находились алтарь и жертвенник, и с двумя рядами меньших помещений по его сторонам; разработанный по этой схеме тип храма оказался чрезвычайно устойчивым и применялся в различных вариантах в течение тысячелетий. В наиболее ранних сооружениях этого рода (Гавра XIX и XVIII) наружный объем храма еще не дифференцирован: ясно только, что вход был на короткой стороне, и святилище имело продольную направленность. В дальней­шем, с выделением храма в отдельное здание, вход обычно устраивался в глубокой нише (айване) между массивными боковыми вы­ступами.

Храмы Двуречья обычно строились из плоских сырцовых кирпичей прямоугольной формы на глиняном растворе. Размеры кирпичей увеличивались с совер­шенствованием техники изготовления. Кирпичи позволяли создать перевязку в чередующихся рядах кладки и образовать на_поверхности стен сложную систему ниш и выступов. Двойные и даже тройные выступы, да еще сгруппированные попарно, создают сложный ритм обработки стены на фасадах и в интерь­ере. Снаружи стены были покрыты белым из­вестковым раствором, а в интерьере – окра­шены в ярко-красный цвет.

Примером могут служить храмы Эриду . Шестнадцать храмов были здесь последовательно на одном и том же месте. Первые храмы были подняты на платформу, чтобы защитить их от болотной сырости и паводков. Каждое последующее зда­ние строилось на засыпанных развалинах пре­дыдущего. К концу IV тысячелетия храмовая платформа выросла в монументальное двухъ­ярусное подножие длиной 65 м (рис. 5.7).

Так зародилась и развилась характерная для архи­тектуры Месопотамии храмовая башня – зиккурат (что означает по-аккадски «вершина»). Первоначально все храмы строились, по-види­мому, на высоких платформах, что отразилось в Шумерском обозначении всякого храма – э-кур (буквально «дом горы»). Позднее зиккурат воздвигался только при храме глав­ного бога данного города.

Рис. 5.7. Храм VII в Эриду (III тыс. до н. э.). Реконструкция


Рис. 5.8. Пэтэси (правитель) Лагаша Гудеа (XXIII в. до н. э.)

Существование в странах Двуречья «поголов­ного рабства» обусловило появление идеи все­общей иерархической зависимости. Чиновники считались теперь «рабами» правителей, правители (энси, пэтэси ) – «раба­ми» царей, а сами цари считали себя «рабами» богов. Это мировоззрение ярко отра­жено в мифах, переносивших земные отноше­ния на небо: люди созданы, чтобы принять «иго труда на богов», а их вожди – чтобы строить и обновлять храмы. Основатель III ди­настии Ура, знаменитый государь-строитель Урнамму, изображен шествующим за богом Сином и несущим на плече измерительный шнур, наугольник и строительный молоток. Пэтэси (правитель) Лагаша Гудеа показан сидящим с чер­тежом здания и с масштабной линейкой на коленях (рис. 5.8). Это изображение разъясняет процесс проектирования. На чертежах планов этого времени соотношение размеров помещений не соблюдалось и было выражено лишь цифрами. Измерительная линейка Гудеа разделена на 16 частей; на одной стороне эти части разби­ты на 2, 3, 4 и 6 долей, а на другой – на 12 и 13.

Уже в древнейшую эпоху, в связи с образованием государств, на территории Двуречья обособляется сословие жрецов. Эти люди обычно происходили из богатых семей. Должность жреца передавалась по наследству. Основным требованием к соискателю было отсутствие физических недостатков.

Среди жрецов было много ученых людей. Они обладали астрономическими познаниями, необходимыми для правильной организации ирригационных и сельскохозяйственных работ. По свидетельству античных авторов, в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке существовали крупные астрономические школы, слава о которых выходила далеко за пределы Двуречья. Каждая из них разработала свою систему астрономических вычислений и имела своих приверженцев.

Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было вести систематические наблюдения за перемещениями небесных светил – Солнца, Луны, звезд и планет. Поэтому в странах Двуречья очень рано появилась астрономия и сопутствующая ей астрология (наука предсказаний по «узорам Небесного Зонта»). С их помощью создавались звездные календари и гороскопы. Жители Двуречья поклонялись астральным божествам, в роли которых выступали различные небесные тела (саббеизм). Поэтому, размещая свои города и храмы в природном окружении, жрецы-зодчие стремились с помощью рукотворных творений начертать на земле карту ночного неба.

Евфрат при этом отождествлялся с Млечным Путем, Солнце и Луна – с крупными столичными городами, зодиакальные созвездия – с мифологическими чудовищами (дикими псами, человеко-быками, змеями, грифонами, людьми-скорпионами, рыбо-людьми и т. д.). Все эти образы легли в основу монументально-декоративного искусства Двуречья.

Наблюдения за звездным небом («полым полушарием из драгоценных камней») жрецы вели с крыш своих храмов или с вершин кирпичных башнеобразных построек – зиккуратов.

Для этого природа Двуречья создала прекрасные условия. Приведем свидетельство известного археолога В.И. Гуляева: «К вечеру воздух остывает и становится прозрачнее. И сразу же все вокруг приобретает привычные живые цвета. Над головой будто раскрывается сказочный небесный купол. Иногда на нем видны легкие перья облаков, подсвеченные снизу и окрашенные в теплые розовато-желтые цвета. А часов в шесть с небольшим багряный диск солнца мгновенно скатывается вниз и исчезает за гребнем гор, словно его дернул за веревочку невидимый великан. Приходят сумерки и долгожданная прохлада. Еще через 10-15 минут наступает чернильной густоты темень. Затем одна за другой зажигаются в небе звезды, выплывает серебристая луна, и ожившая степь сбрасывает с себя остатки знойной дневной одури. Надо сказать, что небо здесь черное-пречерное, словно бархат, а звезды – необычайно крупные и яркие. Ими можно любоваться часами. Серебристая пыль Млечного Пути, яркие гроздья Ориона, Большой и Малой Медведицы…» .

Первые храмы строили на высоких кирпичных платформах, чтобы защитить их от наводнений. Высота платформ достигала 6-15 метров. Они строились из сырцового кирпича и оснащались целой системой дренажных каналов. Традицию размещения святилищ на вершинах гор и холмов также связывают с тем, что первопоселенцы пришли в свое время на равнину с Иранского нагорья, где устраивали культовые постройки на возвышенностях. Примером тому может служить Овальный храм в Хафадже (нач. III тыс.– XXII в. до н. э.) (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Овальный храм в Хафадже (нач. III тыс.– XXII в. до н. э.)

Рис. 5.10. Белый храм в г. Уруке (XIX в. до н. э.). Платформа.

К третьему тысячелетию до н. э. постепенно сложился классический тип месопотамского храма. Он имел две части – «нижний» и «верхний» храмы. В «нижнем» храме происходили культовые церемонии и обряда. В «верхнем», стоявшем на вершине кирпичной башни (зиккурата), жило божество-покровитель города. На башню вела лестница. По ней поднимались наверх жрецы из «нижнего» храма или спускалось из «верхнего» храма в «нижний» божество, чтобы воплотиться в свою статую, стоявшую в «нижнем» храме. Примером может служить так называемый Белый храм в г. Уруке (XIXв. до н. э.)(рис. 5.10, рис. 5.11).

Рис. 5.11. Белый храм в г. Уруке (XIX в. до н. э.). Святилище. Реконструкция

Зиккурат представлял собою местный вариант модели Вселенной. В странах Двуречья количество ярусов в зиккурате не превышало четырех (вместе с храмом).

Нижний ярус, покрытый черным асфальтом, был посвящен Эа – «владыке низа», богу подземного царства и океанских вод . В период разливов рек этот ярус частично скрывался под водой – Эа как бы вступал в свое владение. После спада воды из толщи яруса еще долго через дренажные отверстия вытекала наружу по лоткам влага – олицетворение речных вод.

Второй ярус, облицованный красным обожженным кирпичом, символизировал Землю, владение бога Энлиля, «владыки всех стран». Обычно на этом ярусе росли деревья («висячие сады»).

Третий ярус, побеленный известью, посвящался богу «раскаленного воздуха» и небес Ану – старейшему из шумерских богов.

Облицованный голубой керамической плиткой храм считался жилищем божества. Его венчали большие позолоченные рога – Корона Ану.

Наиболее известен Э-теменнигуру зиккурат бога Нанны (Наннара) в Уре (2118-2007 гг. до н. э.) . Это и есть знаменитый зиккурат Ур-Намму – массивный постамент для главного храма города, построенного в честь бога Луны Нанны. Раскопанный и, тщательно отреставрированный англичанами в 20-е годы, он разительно отличается от других малоприметных руин Ура совершенством пропорций и степенью сохранности(рис. 5.12).

Зиккурат возведен из сырцового кирпича и покрыт сверху почти трехметровым «панцирем» из обожженного кирпича, скрепленного раствором битума. Его осно­вание – 60 на 45 метров. Прежде он состо­ял, по меньшей мере, из трех ярусов или этажей, но в настоящее время уцелел лишь первый этаж и часть второго. Эта внуши­тельная глиняная масса создает впечатление легкости и изящества благодаря своим совершенным пропорциям и слегка закругленным линиям. Долгое время считалось, что подобный прием изобрели греки при строительстве знаменитого Парфенона. В действительности же, как мы видим,этослучилось почти на две тысячи лет раньше. На свободной площади ступеней-террас зиккурата когда-то росли деревья.

Рис. 5.12. Зиккурат Нанны в г. Уре. Современное состояние

Для этого наверх принесли слой пло­дородной земли и сделали специальные водоотводные сооружения для полива растительности дождевой водой. Зеленая гора знккурата, высоко вздымавшаяся над зуб­цами городских стен, была видна издалека, четко выделяясь на желто-сером фоне унылой Месопотамской равнины. Зиккурат Ур-Намму – одиниз немногих уцелевших до наших дней прямых свидетелей далекого прошлого. Все яростные вихри истории оставили на нем свой приметный след. Все правители Ура внесли посильную лепту в его сооружение и отделку. Чтобы документально увековечить свой строительный пыл, каждый царь спешил замуровать в толще стен ступенчатой башни клинописную табличку или цилиндр с перечнем своих заслуг перед потомками:

«Во славу владыки своего Нанна, славнейшего из сыновей Энлиля, могучий муж Ур-Намму, правитель Урука, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг Этеменигуру возлюбленный им храм» (рис. 5.13).

Рис. 5.13. Зиккурат Нанны в г. Уре. Варианты реконструкции

Мощный взлет лестниц подчеркивает нерасчлененность самого массива, выявляя огромный масштаб и мрачное величие зиккурата. На нижний ярус можно было пройти по трем пологим лестницам. Затем процессия жрецов двигалась по крытым переходам в «верхний» храм. Её внезапное исчезновение воспринималось снизу подлинным чудом.

По всей видимости, главный фасад Э-теменнигуру был нацелен на точку восхода «высокой» Луны. Не случайно на глиняных конусах. Найденных в толще башни, было написано: «Во славу царственного Нанна, сияющего с ясных небес, я, Вардасин, благочестивый правитель, воздвиг сей храм. Построил я для бога дом его, радость сердца Э-теменнигур. Чудо и украшение земли, да стоит он вечно!…» (рис. 5.14).

Рис. 5.14. Зиккурат Нанны в Уре. Реконструкция по Л. Вулли

Жрецы бога Нанны в конце месяца нисан (21 марта) стояли на вершине зиккурата и смотрели на запад. В этот день ожидался одновременный восход «новорожденной» Луны (Нанны или Сина) и его супруги Иштар (Венеры). Появление этих светил на небосклоне («священный брак») совпадало по времени с началом разлива Тигра. А через 15 дней, в период «полной» Луны («Нанны, набравшего силу») начинался разлив Евфрата. Чтобы обеспечить земле плодородие, царь со своей супругой или верховный жрец бога Луны с рабыней, одетой в костюм богини Иштар, совершали обряд «священного брака» внутри храма. Этим событием в Уре начиналось празднование Нового года.

Особенностью месопотамских зиккуратов является визуальное искривление поверхности их стен. Они имеют легкий выгиб (энтазис) в центральной части стены. Вполне возможно, что он получился за счет общего «расползания» кирпичной массы под собственной тяжестью. Но благодаря этой особенности зритель, стоящий на углу башни, не может увидеть соседний угол – здание кажется значительно больше своих истинных размеров: «Обмеры позволили установить отклонения и неправильности, свойственные формам сооружения, которых археологи первоначально не могли объяснить. Стены отдельных ярусов (зиккурата) были не вертикальными, а несколько скошенными, подобно средневековым крепостным стенам. Более того, они не образовывали прямых линий, а выгибались горизонтальной дугой к центру. Рисуночная реконструкция пирамиды прояснила смысл этих таинственных погрешностей. Сооружение, состоящее из прямоугольных, этажами поставленных друг на друга шестигранников, создавало бы впечатление громадной и бездушной глыбы. По наклонным и вогнутым плоскостям облицовки взгляд зрителя мог свободно скользить к вершине, чтобы остановиться на храме – главном архитектурном и логическом центре всего сооружения. Стало совершенно ясно, что шумерские архитекторы были не только замечательными строителями, но и чуткими художниками, которые хорошо знали тайны композиции грандиозных сооружений. С достойным восхищения мастерством они сумели соединить в них монументальную силу с легкостью и гармонией…» (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Фрагмент стены зиккурата бога Нанны в Уре. Лопатки-контрфорсы.

Не исключено, что зиккураты выполняли вполне конкретные, «приземленные» задачи. Они служили монументальными календарями, позволяющими с той или иной степенью точности вести счет времени.

Необходимо напомнить, что календарный год в странах Двуречья делился на три периода – «Разлив», «Посев» и «Жатва». Каждый из этих периодов включал примерно по четыре месяца (в современном летоисчислении). Скорее всего, три ступени Э-теменнигуру олицетворяли именно эти времена года.

«Разлив» (~ март – июнь) – время, когда в Месопотамии владычествует бог Эа. Своей максимальной отметки разлив достигает в начале мая, уровень воды поднимается в среднем на 3 метра. Поэтому нижний черный ярус зиккурата, обмазанный асфальтом в целях гидроизоляции, был посвящен водному богу. В период речных разливов, когда бурлящая вода подступала к подножию башни (а изредка затопляла ее полностью), горожане, заполнявшие верхние террасы, могли воочию убедиться в могуществе Эа, посетившего свои владения.

Отмечено, что поверхность стены была испещрена небольшими квадратными отверстиями. Это выходы дренажных каналов, через которые из толщи кладки удалялась лишняя влага. Внутрь каналов помещали глиняные черепки. С поверхности кровли и террас дождевая вода удалялась через специальные «фартуки» (водосливы) – кирпичные желоба со свинцовыми лотками, устроенные между спаренными пилястрами. С помощью этих приспособлений удалялась не только дождевая влага, но и вода, которой поливали «висячие сады» на ярусах зиккурата (рис. 5.16).

Рис. 5.16. Дренажные отверстия на поверхности нижнего яруса зиккурата

«Посев» (июль-октябрь) – время Энлиля, покровителя земного плодородия. В этот период осуществлялся посев ячменя – основной зерновой культуры Двуречья.

«Жатва» (ноябрь-февраль) – период полного господства бога раскаленного воздуха Ану. Праздник этого бога отмечался в январе-феврале, а «праздник серпов», завершающий сбор последнего урожая, – уже в конце марта. Основные даты взяты из книги известного востоковеда И.М. Дьяконова «Люди города Ура» .

С нашей точки зрения, три яруса Э-теменнигуру символизировали упомянутые выше сельскохозяйственные сезоны. Каждая из граней в ярусах обозначали тот или иной месяц. В свою очередь, они членились плоскими лопатками, по семь на каждой грани. Вероятно, жрецы храма Луны с определенным временным интервалом передвигали от одной лопатки к другой сверкающее на солнце изображение бога Сина (Нанны). Это мог быть огромный серебряный шар или антропоморфная скульптура, видимая из любой точки города. По его положению на парапете зиккурата горожане могли судить о календарной дате. В течение года этот фетиш постепенно огибал все ярусы башни и устанавливался на крыше верхнего храма между позолоченными рогами. Это происходило в канун месяца Нисану (Nisanu) и знаменовало начало очередного лунного года.

На Ближнем Востоке в IVтыс. до н.э. между реками Тигр и Ефрат, возникла цивилизация Месопотамии, или Двуречья. В ее историческом развитии можно выделить периоды существования трех древних государств, которые последовательно сменяли друг друга в этом регионе:Шумер, Вавилон и Ассирия.

Шумеро-аккадская культура XXVII-XX вв. до н.э.

Шумеры заложили фундамент цивилизации Месопотамии.Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. История Месопотамии становится историей не только шумерских, но и аккадских народов.

Духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением, и это всецело определило развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Центральное место в городе занимал храм-дворец божества-покровителя. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме.Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями.

В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных в настоящее время южношумерских храмов (2-я пол. IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы, или пандусы. Святилище с небольшим открытым двориком находилось ближе к краю платформы. В стенах храма,внутри и снаружи, размещались многочисленные узкие прямоугольные ниши.Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.).

Храм богини плодородия Инанны в Уруке. Отделка храма -известковая, белого цвета, отсюда и название-«белый». IV- начало III тыс. до н.э.

Для защиты территории от вторжения неприятелей, города и другие поселения укреплялись оборонительными стенами сложной конструкции и значительной толщины.В конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии — объединенного государства Шумер и Аккад — становится город Ур. Комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города был защищен крепостной стеной, вокруг которой размещались остальные городские постройки, которые так же были окружены мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Город был неприступной цитаделью.

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма- зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккурат oзначает «дом горы», высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. Верховный правитель Ура, царь Шумера и Аккада - Ур-Намму, правивший приблизительно в 2112 - 2094 годах до н. э.- начал строить огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны. Завершил строительство его сын Шульги, который правил приблизительно в 2094 - 2046 годах до н. э

Зиккурат в Уре Возведён в XXI веке до н. э

В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46м, высоту до 30м. Это сверкающая террасами храмовая постройка. В верхней башне находилось святилище. Оно считалось жилищем бога, который почивал в нем по ночам.

Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились городские застройки: глинобитные прямоугольные жилые дома, без окон, с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея.

Архитектура Вавилона

Культура Вавилонии приняла эстафету у шумеро-акадской культуры и цивилизации.Крушение Шумеро-Аккадского царства на рубеже III-II тыс. до н. э. сопровождалось переселением на земли Древней Месопотамии многочисленных полукочевых общин амореев (кочевой западносемитский народ древней Передней Азии). Созданное амореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Ара́хту и Апка́ллату (западные ответвления Евфрата). Основное население этих мест - потомки шумеров и аккадцев - постепенно слились в единую народность вавилонян и ассимилировали завоевателей-амореев.

История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство XIX-XVI в.в. до н.э. и Нововавилонское царство VII-VIв.в. до н.э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название.

Вавилон (происходит от слова “Бабилу”“-врата бога”) впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в период правления Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Нововавилонское царство — это второй период, который наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. В 612 г. до н.э. вавилоняне в союзе с Мидией низвергли ассирийскую империю и взяли под свой контроль большую часть региона. Выдающейся фигурой этого времени был халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был не только завоевателем, но и отличным строителем. В период правления Навуходоносора (604-562 г. до н.э.)Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован.

Реконструированные остатки Вавилона в 2005 году

Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными семью воротами.Пространство между первыми двумя стенами в свое время было заполнено землей, превратившей две стены в один неприступный и совершенно непробиваемый крепостной вал, его ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. Hа внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.Одни из ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов.

У ворот брала начало Дорога процессий, по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Немецким ученым удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон в Берлине. Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии храмов-зиккуратов. Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.

Реконструкция зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня)

Висячие Сады Семирамиды

В южной части Вавилона находились знаменитые Висячие Сады Семирамиды (одно из семи чудес света), которые были устроены на берегу реки на нескольких террасах, поднимавшихся уступами одна над другой на высоту более 40 метров. Навуходоносор создал эти Сады для своей молодой жены Амитис, скучавшей по родным местам горной Мидии.

Множество прохладных комнат были обильно украшены растениями, саженцы и семена которых привозили в Вавилон из всех стран мира. Растения поливались с помощью специального водоподъемника, несколько сотен рабов круглыми сутками вращали колесо с ведрами из кожи, наполненными водой. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев.

Зимой 323 года до н.э Александр Македонский остановился в Вавилоне, он был покорен великолепием Вавилона и предполагал, что это будет одна из его столиц, но неожиданно заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н.э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет.

Архитектура Ассирии

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия.

Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели. Город окружала крепостная стена высотой 14м и толщиной 23м.

Дур-Шаррукин переводится с акадского как -Крепость Саргона. Саргон II был царём Ассирии в 722-705 годы до н. э.Город был построен по его проекту в период с 713 по 707 годы до н. э. Но в результате неожиданнойсмерти царя в сражении строительство было прекращено, и столица была перенесена в Ниневию.

Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов.

По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков - «шеду». Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами.В состав дворца входил зиккурат высотой 40 м со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств.

Ниневия

Ниневия, столица Ассирии, соперничала с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке столицы IX-VII вв. до н.э. , по-скольку в 612 г. до н.э. Ниневия была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала.

Компьютерная реконструкция Ниневии времен царя Ашшурбанапала.

I. Ответьте на вопросы.

1. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?

2. Назовите страну – родину шелка, фарфора, бумаги.

3. Какой образ древнеегипетского искусства явился эталоном женской красоты?

4. Напишите имена трех фараонов, в честь которых названы самые грандиозные пирамиды Египта.

6. Назовите главные храмы Московского Кремля, расположенные на Соборной площади?

7. В какой стране находится знаменитый Пизанский собор с падающей башней?

8. Кому из древнеегипетских богов посвящены храмы в Луксоре и Карнаке?

9. Кто является архитектором Исаакиевского собора в Петербурге?

10. В памяти о каком историческом событии был возведен русскими зодчими Бартой и Постником собор Покрова на Рву (иначе храм Василия Блаженного) в Москве?

II. Назовите термин.

1. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича._____________________________________________________

2. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.____________________________________________________________________________

3. Песня под лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной._______________________________________________________________________

4. Каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 метров в диаметре.__________________________________________________

5.Заупокойные статуэтки слуг, которые располагались рядом с саркофагом фараона.____________

III. Впишите правильную букву (или буквы) вместо пропусков:

1. Т…т…нх…мон; 2.П…нт…мима; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М...м...р...альный.

6. М__за__ка; 7. М__р__нист;8. __кслибр__с;9. __кв__рель; 10. К__рам__ка

IV. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности.

Классицизм романский стиль эпоха Возрождения реализм готика античность романтизм модернизм импрессионизм

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Укажите, по какому принципу составлен ряд:

1. Репин, Айвазовский, Шишкин, Перов, Серов.

2. Чайковский, Римский – Корсаков, Мусоргский, Глинка.

3. Станиславский, Щепкин, Немирович – Данченко, Ермолова.

4. Мей, Тютчев, Майков. Дельвиг.

VI. Найдите лишнее слово в ряду. Кратко обоснуйте выбор.

1. Классицизм, романтизм, сентиментализм, кубизм.

2. Трагедия, комедия, драма, фарс, роман.

3. Оперетта, кантата, симфония, сонет, соната.

4. Прокофьев, Шостакович, Чайковский, Хачатурян.

VII. Узнайте произведение искусства по словесному описанию и напишите его название.

1. Ее имя в переводе с древнего языка означает "прекрасная пришла". О ее портрете в царском сказано, что это одно из самых восхитительных и поэтичных женских изображений, не менее знаменитых, чем Венера Милосская или "Джоконда" Леонардо. Археолог, нашедший этот портрет, записал в своем дневнике: "Описывать бесцельно – смотреть!" Сама жизнь светится в этом дивном изваянии.____________________________________________

2. Это храм богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи… Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды… Некоторая тяжеловесность искупается небывалым простором, открывающимся перед изумленным посетителем внутри храма. Подлинно – царство света!_________________________________________________________

3. Когда оказываешься непосредственно перед богиней, только что спустившейся из голубизны небес на мраморный постамент, изображающий нос корабля, то как бы слышишь свист воздуха, рассекаемого взмахом упругих крыльев, и шум отбрасываемой ветром драпировки тяжелого плаща, и легкий шелест беспокойно струящихся складок полупрозрачного пеплоса, облегающего упругие формы ее стройного тела… О подножие скалы-постамента с шумом разбивались волны, морской ветер звенел, развевая складки плаща торжествующей победу богини._________________________________________________________________________

4. Это лучезарное воплощение творческой человеческой воли и человеческого разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы… Холм, на котором воздвигались памятники, не ровен по своим очертаниям, и уровень его не одинаков. Строители не вступили в конфликт с природой, но, приняв природу, какая она есть, пожелали облагородить и разукрасить ее своим искусством, чтобы под светлым небом создать столь же светлый художественный ансамбль, четко вырисовывающийся на фоне окрестных гор.____________________________________________

5. Туловище его высечено из гранита целиком, приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю Страны жизни от бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков. _______________

6. По преданию, построил этот храм «на лугу» владимирский князь недалеко от своих палат после кончины любимого сына – в память о нем и в умиротворение своей печали. Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, стоит этот храм, сверкающий ослепительной белизной, чудесно вырастающий над их простором. Поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. ________________________________________________________________

VIII. Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества.

1. Благовещенский собор Московского Кремля. ______

2. Храм Покрова на Нерли.______

3. Церковь Вознесения в с. Коломенском._______

А) Б) В)

1) Донателло а) станцы папы Юлия II в Ватикане

2) Питер Брейгель Старший б) «Четыре всадника» из серии «Апокалипсис»

3) Альбрехт Дюрер в) Статуя «Давид»

4) Филиппо Брунелески г) «Страна лентяев»

5) Рафаэль Санти д) купол собора Санта Мария дель Фьоре

6) Микеланджело Буонарроти е) «Рождение Венеры»

7) Сандро Боттичелли ж) фреска «Страшный суд»

X. Творческое задание.

Какие традиции народной культуры поддерживаются в Вашей семье? Являются ли они привлекательными для Вас? Считаете ли Вы важным для себя содействием в их сохранении? Почему?

Попытайтесь убедительно доказать свою точку зрения в развернутом высказывании, отвечая на поставленные опросы.

Задания олимпиады по МХК (школьный тур) 11 класс

2017-2018 год

Максимальное количество баллов- 170 баллов

Время выполнения – 3 часа

Задание 1. Назовите термин.

1. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича._____________________________________________________

2. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.____________________________________________________________________________

3. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной._______________________________________________________________________

4. Каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 метров в диаметре.__________________________________________________

5.Заупокойные статуэтки слуг, которые располагались рядом с саркофагом фараона.____________

Задание 2: Впишите правильную букву (или буквы) вместо пропусков.

1. Т…т…нх…мон; 2.П…нт…мима; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М...м...р...альный.

6. М__за__ка; 7. М__р__нист; 8. __кслибр__с; 9. __кв__рель; 10. К__рам__ка

Задание 3: Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

2. Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.

3. Ваяние, зодчество, литье, резьба.

4. Красный, зеленый, синий, желтый.

5. Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.

Задание 4: Закончить предложения.

1. Модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, получило название …

2. Одним из основоположников абстракционизма стал русский живописец, график, теоретик искусства …

Задание 5:

Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности (проставьте цифры от 1 до 10).

1 классицизм 6 барокко

2 романский стиль 7 эпоха Возрождения

3 реализм 8 готика

4 античность 9 романтизм

5 модернизм 10 импрессионизм

Задание 6: Перед вами названия музыкальных произведений:

«Ленинградская», «Реквием», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Форель», «Детский уголок».

1). Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2). Укажите номер иллюстрации с изображением автора.

3). Приведите пример произведения и его автора в оставшейся строке.

4). Заполните таблицу

Музыкальный жанр

Название произведения

Сюита

Симфония

Опера

Балет

Месса

Песня

Серенада

1. 2. 3.

Д.Д. Шостакович Ш.Ф. Гуно В.А. Моцарт

4. 5. 6.

С.С. Прокофьев Ф.П. Шуберт А.К. Дебюсси

Задание 7:

Перед Вами 10 архитектурных произведений .

1. Расположите их в хронологическом порядке. Напишите название работы, если возможно – ее местоположение, автора, стиль или эпоху, время создания.

2. Предложите принципы классификации (не более 5), объясните принцип группировки. Ответы запишите в таблицы.

5.

Заполните таблицу:

Название

Дополнительно

Принципы группировки:

Номера

Принцип группировки

Задание 8:

Представьте в форме презентации материалы для телевизионной программы, посвященной влиянию культуры Древней Греции на русскую культуру в исторической проекции .

(Программа посвящена перекрестному году культуры России и Греции). В каждом слайде разместите изображения и составленный Вами текст (не более пяти предложений).

Предварительный просмотр:

Ключ к ответам олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) для 11 класса 2017 -2018 год.

Максимальное количество баллов - 170 баллов

Задание 1:

5 баллов.

1)зиккурат; 2)клафт; 3)серенада; 4)кромлех; 5) ушебти

Задание 2:

За каждый верный ответ - по 1 баллу. Всего 10 баллов.

  1. Тутанхамон, 2)пантомима,3) дольмены,4 периптер,5) мемориальный, 6) мозаика, 7) маринист, 8) экслибрис, 9) акварель, 10) керамика

Задание3:

Всего 5 баллов.

3.1)Колизей; 2)Троянский конь; 3)зодчество; 4)зелёный; 5)рисунок

Задание 4:

За каждый верный ответ - по 1 баллу. Всего 3 балла.

1.Модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, получило название кубизм .

2. Одним из основоположников абстракционизма стал русский живописец, график, теоретик искусства В.В. Кандинский .

3. Н.И. Забела-Врубель обладала удивительным голосом, вдохновившим Н.А Римского-Корсакова на создание “Царской невесты”, “Снегурочки”, “Сказки о царе Салтане”. Её облик воспет мужем-художником в картинах “Царевна-лебедь”, “Сирень”.

Задание 5: 4,2,8,7,6,1,9,3,10,5

За каждый верный ответ - по 1 баллу . Всего 5 баллов.

Задание 6:

За указание жанровой принадлежности – 1балл, подобранное соответствие на иллюстрации – 1 балл , свой пример – 2 балла ,

Всего баллов – 14 баллов.

Музыкальный жанр

Название произведения

Сюита

«Детский уголок»

Симфония

«Ленинградская»

Опера

«Ромео и Джульетта»

Балет

«Золушка»

Месса

«Реквием»

Песня

«Форель»

Серенада

«Маленькая ночная серенада»

В.А. Моцарт

Задание 7:

Название

Стиль (эпоха, время создания)

Примечание (пример)

балл

Собор в Вормсе (2)

Романский стиль. 1130-1181 гг. (XII в.) (2)

Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери) (2)

Готический стиль. 1163-нач. XIX в. (XII – XIX вв.) (2)

Арх.:Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (2)

Ф.Б. Растрелли (2)

Барокко. 1754-1762 гг. (сер. XVIII в.) (2)

Пантеон в Риме (2)

126 г. (нач. II в.) (2)

«Храм всех богов», построен в правление императора Адриана

Дольмен (2)

Первобытный мир (2)

Вид мегалитической архитектуры; встречается в Европе, на Кавказе, в Азии

Храм Христа Спасителя в Москве (2)

К.А. Тон. (2)

Эклектика (историзм) 1839 – 1883 гг., (XIX в.) (2)

в память о победе над наполеоновской армией, восстановлен в 1994 – 1997 гг.

Дом Пашкова в Москве (2)

В.И. Баженов. (2)

Классицизм. 1784 – 1786 гг. (2 пол. XVIII в.) (2)

Дом-мастерская арх. К.С. Мельникова в Москве (2)

К.С.Мельников (2)

Конструктивизм. 1927 – 1929 гг. (2)

Собор Святого Петра (Базилика Святого Петра) в Риме (2)

Осн. арх. Д. Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Делла Порта, да Виньола и др. (2)

Ренессанс (Возрождение). 1506 – нач. XVII в. (XVI – XVII вв.) (2)

Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (2)

Сенмут (Сененмут) (2)

XV в. до н.э. Эпоха Нового царства (2)

1, 2, 4, 6, 9, 10

Храмы

4, 10

Языческие храмы

1, 2, 9

Католические храмы

1, 2, 4, 9

Европейская архитектура

3, 6, 7, 8

Русская архитектура

Критерии:

Участник…

  1. правильно записывает название работы, автора, стиль/время – по 2 балла за каждый элемент (см. таблицу, максимально 52 балла ).
  2. правильно располагает работы в хронологическом порядке – 6 баллов . При одной ошибке – 5 баллов ; при двух ошибках – 3 балла ; при трех ошибках и более баллы не начисляются
  3. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла , при условии, что приведено не менее двух примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 10 баллов .
  4. обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, стилевые, исторические, прикладные особенности, другие дополнительные сведения). По 1 баллу за каждый элемент, но не более 10 за весь ответ.

Максимально – 78 баллов.

Задание 8: Данное задание выполняется дома и сдаётся на проверку на следующий день после написания аудиторной части олимпиады.

Критерии оценки задания:

1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание (изображение и 5 предложений). По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов .

2. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое значимое называние. Не более 10 баллов .

3. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь русской культуры и Древней Греции. По 4 балла за каждое соотнесение. Не более 20 баллов.

4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов.

5. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4 балла за каждый интересный и редкий и факт и иллюстрацию. Не более 12 баллов .

Максимальная оценка: 50 баллов.