Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Путь духовных исканий григория мелехова. Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов. Чужой среди своих

Путь духовных исканий григория мелехова. Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов. Чужой среди своих

Михаила Шолохова мы пр праву можем назвать летописцем, исследователем начала прошлого столетия. Он создал целую гале­рею образов, которые по силе своей выразительности и художествен­ной ценности встали в один ряд с самыми замечательными литера­турными образами.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Терниста тропа жизненных исканий Григория. В начале пове­ствования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий на­ездник, охотник, рыболов, усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях крова­вых сражений в 1914 году.

Однако, от братьев по оружию его отлича­ет чувствительность ко всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития собы­тий - еще протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, что сеет вокруг только смерть. Ему некогда побыть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-но­вому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, появляются сомнения, колеблется его преданность царю, оте­честву и воинскому долгу.

В семнадцатом году он ищет политическую истину в мире стре­мительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешни­ми признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски истины не находят ответа. Они превращаются в вели­чайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от белых, и от красных: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казаче­ства!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Коше­вому и Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и досе­ле все неясное. У них, у обоих, свой прямые дороги, свои концы, а я с 17-го года хожу по вилюжникам, как пьяный качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и немину­емого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать но­вую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недол­го. В дороге во время преследования шальная пуля смертельно ра­нит Аксинью. Григорий хоронит ее: «Ладонями старательно при­мял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы... по русским местам, покра­соваться на детишек, тогда можно бы и помирать...». Он возвраща­ется в родной хутор: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бес­сонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияю­щим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Оче­видно, что он вернулся, чтобы погибнуть. В романе, полном жесто­кости, казней, убийств, Шолохов мудро опускает занавес перед этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизне- описание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил в полном смысле этого слова. Он любил и был любим, он жил обык­новенной мирной жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно.

Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые неподвластны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к есте­ственной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время, нельзя сказать, что жизненные искания героя зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью стать счастливым отцом.

Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя од­нозначно сказать, всегда ли его выбор был единственно верным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными прин­ципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни. Это его стремление было искренним и затрагивало интересы не только его, но и многих близких ему людей. Несмотря на бес­плодные искания, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было доста­точно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Гри­горий Мелехов.

История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.

Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».

Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»

Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.

Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.

Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.

Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в искусстве, осмыслить художественным разумом и облечь в художественную плоть - в такую бесконечно зеленую историю простого донского казака Григория Мелехова.

Этому мужественному и открытому душой человеку (вот уж подлинно личность!) выпало на долю, можно сказать, все, что определило век, - война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, геноцид над казачеством, над крестьянством… Кажется, нет таких испытаний для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его. А он казак, в самих генах своих несущий память о былой казачьей вольности, о том, что сделали с ней, превратив некогда самых свободных в государственных холопов и опричников.

Не удивительно, что в человеческой натуре Григория Мелехова переплелись особенность рода и судьба народа, история давняя и на глазах творящаяся. Ведь то, что мы узнали о молодом парне Гришке из первых глав, - уже бунт, вызов насилию и несвободе. Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий «домострой» семьи хочет решить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему - посылает всех куда подальше, хлопает дверью родного куреня и уходит с Аксиньей в Ягодное, вольный и молодой, решивший жить как душа велит.

Еще более жестокая надличностная власть бросит его в кровавую кашу войны, будет пытаться превратить в серошинельную убойную скотину, но он и здесь, в совершенно безысходной ситуации, выкажет все то же неистребимое самолюбие, станет дерзко играть со смертью, уж собственной жизнью он волен распоряжаться как захочет!

Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на ее знаменах!.. И, похоже, не было в жизни Мелехова большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о мужской, рыцарской чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями взятых в плен, безоружных. А впереди будет еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория Мелехова, едва он вернется в родной Татарский, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя, поднятого с лежки, будут преследовать, загорят в вонючий кизячный схорон.

Потому, когда займется казачий мятеж, покажется Мелехову, что вот наконец и определилось все - и для него самого, и для родного края: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее»…- он мчится в сражение с «краснопузьши», запалив коня, даже повизгивая от нетерпения; и будущее представляется ему как прямой, ясно высвеченный ночным месяцем шлях…

Между тем впереди - только новые крушения и все туже завинчивающиеся тиски этой самой «исторической необходимости», о которой так любят гутарить ученые люди, - что бы Григорий ни предпринимал и на какие бы отчаянные поступки ни отваживался, пытаясь вырваться из кольца! Ждет его горькое прозрение в мятеже, когда придется признать: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - и уже совсем обреченное, настигшее в новороссийском порту: «Нехай стервенят, нам зараз все равно…». Ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией, и снова, в который уже раз, скажет он с такой усталой покорностью и сердечной искренностью перед своим дружком с детских лет, Мишкой Кошевым: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек…».

Как бы не так! То, что покажется Григорию окончательным завершением всего его мученического пути и поиска, на самом деле только данная ему короткая передышка, потому что именно Кошевой с товарищами и прогонят его дальше и дальше - через фоминскую банду, через новые смерти, гибель самого дорогого на земле существа, милой Аксиньи, с которой намеревался предпринять последнюю попытку вырваться из очередного круга. Над ее могилой поймет Григорий последнее: что «расстаются они ненадолго».

Вот уже насмешка над его правдоискательством! Неужели на Руси только разбойничий стан единственно и есть воплощение вольной воли? И все-таки волей человека, рожденного свободным, не считавшегося ни перед белыми генералами, ни перед красным террором, свершит он свой последний дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернется к родному куреню, на знакомую донскую кручу, которая в этом случае и впрямь рождает мысль о крае пропасти. Так и не переросший в «казака-большевика», не развенчанный, стоял Григорий Мелехов над своим обрывом, держана руках тепло прижимавшегося мальчишку… «Вот и все…».

Героями романа Шолохова «Тихий Дон» стали простые крестьяне - труженики, а не какие-то выдающиеся личности, правда, представляют они казачество. Одним из них является Григорий Мелехов. В его роду переплелась и турецкая, и казацкая кровь. С незапамятных времен предки Мелеховых поселились здесь и трудились на этой благодатной земле. Двумя основами, создающими настоящего казака, являются удаль и любовь к хозяйству, земле, работе. Таков и Григорий. Но есть в нем нечто особое, что выделяет его среди семьи, да и всего хутора, - своеволие и независимость в поступках и поисках истины. Но есть в душе главного героя любовь и нежность к женщине, доброта.

Уходит Григорий на войну молодым, веселым парнем с юношескими представлениями о жизни и о будущем. Все у него идет от сердца, а не от разума. Для Григория особое место занимает понятие «лишить человека жизни». Он долго мучается, после того как убил первого своего врага.

Но война шла и утверждала собственные законы. Слишком много страшного пришлось увидеть Мелехову, поэтому он вполне осознанно переходит на сторону красных. Происходит адаптация Григория к войне, к смертям многих людей.

Сердце главного героя «черствеет», и меняется его психология. В его душе происходит трагедия - умирает все человеческое.

Но вот революционные события ставят перед Мелеховым вопросы бытия, он пытается найти смысл жизни, историческую правду времени. Ему необходимо знать, что нужно каждому в отдельности и всем вместе.

Воюя, Григорий испытывает неудовлетворение собой, т.к. он не ищет личной выгоды для себя, но боится погрешить против правды. Главный герой все время оказывается перед необходимостью выбора, в нем борются чувство воина и чувство хозяина. Григорий мечется меж двух огней в поисках правды. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажают борьбу чувств в душе героя.

Война и все последующие события оставили неизгладимый отпечаток в душе Григория. Он чувствует усталость от всего, что происходит вокруг.

В конце концов Григорий Мелехов не нашел дороги и оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке белогвардейского мятежа и кулацких восстаний он не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Григорий отринул старый мир, но сущность новой действительности, которая подтверждается в крови, страданиях и несправедливости, он не понял и не поверил ей.

  1. Новое!

    Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение необыкновенной силы. На героях романа лежит отсвет исторических, социальных потрясений ХХ в. Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд...

  2. Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится. Григорий верен...

    Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные...

  3. Новое!

    Роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон» по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. А.Н. Толстой писал: «В «Тихом Доне» он [Шолохов] развернул эпическое,...

Которых началась и закончилась на одной и той же странице, надолго остаются в Вашей памяти. В. Я. Шишков М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы. « » - о судьбах народа в переломную эпоху. Это и Принципиальная авторская точка зрения на революцию и гражданскую .

Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя. В allsoch. ru 2001-2005 начале повествования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен.

Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей .

По сути дела он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей. Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу. В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий. Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых.

«Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И, когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы.

О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой.

Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба!» Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы.

В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение Белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, жкелая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением.

С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…» Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается.

Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и молчит, рыдая: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями.

Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…» Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…

» Он возвращается в родной хутор. Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом.

А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась. Он любил и был любим, он жил обыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен.

Он всегда старался поступать правильно, а если нет - что ж, каждый имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу.

Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствуется своими собственными принципами и убеждениями, пытается найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех».

Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности, любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого было достаточно.

Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Путь исканий Григория Мелехова . Литературные сочинения!