Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Проект по изучению времени в подготовительной к школе группе детского сада. Проектная деятельность в подготовительной группе, тема "времена года" План реализации проекта

Проект по изучению времени в подготовительной к школе группе детского сада. Проектная деятельность в подготовительной группе, тема "времена года" План реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87»

Проект

по развитию временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени"

Составитель проекта:

воспитатель

Чакий Ирина Владимировна


Бийск, 2015 год

Содержание

1. Характеристика проекта

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4.Результативность

5.Формы, методы и приёмы

6.Список литературы

7.Содержание проекта

Приложения

Характеристика проекта

Тип проекта : учебный

Вид проекта : групповой

Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.

Этапы проекта :

Подготовительный этап: сентябрь 2015г.

Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.

Заключительный этап: декабрь 2015г.

Исполнители:

Дети;

Воспитатели;

Родители.

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи

Актуальность

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()

Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

    Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность :

    У воспитанниов развито представление о времени.

    Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

    Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

    Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

    Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

    Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

    Воспитанно желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

    диагностика ориентации во времени детей;

    составление календарного плана;

    подбор подходящих дидактических игр;

    разработка конспектов занятий поданной теме;

    чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;

    выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;

    проведение конкурса

    развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;

    фото - коллаж;

Содержание проекта

Календарный план работы

Подготовительный этап:

Сентябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Поиск адекватных учебной задаче действий

3. Принятие учебной задачи

4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

7. Подбор игр.

Основной этап

месяц

область

Название

задачи

Октябрь

Игровая,

Учебная

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь ».

Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Закрепить понятия о временах года.

Учить пользоваться приборами для определения времени.

Учить определять число, месяц и день недели.

Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Ноябрь

Игровая,

Учебная

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Заяц, заяц сколько время. »

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту

Научить определять время с помощью часов

Научить определять время с помощью часов

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Заключительный этап

Декабрь

    Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками

    Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»

    Беседа: «Что такое время? »

    Итоговое занятие по изучению времени.

    Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».

Список литературы:

1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

Тема проекта: «Человек и время»

Проблема: Зачем человеку знать время? Создание машины-времени.

Тип проекта : вид – монопредметный, по предмету области – математический, по форме – практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 неделя).

Цели проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

развивающие:

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:

воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Руководитель проекта: воспитатель Зуева Татьяна Владимировна.

Обеспечение проекта

Материально-техническое и учебно-методическое:

· Наборы для работы: картон, цветная бумага, альбомы, фломастеры, ножницы, клей и др.

· Детская художественная литература;

· Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.

· Модели часов различных временныхпромежутков.

· Дидактические игрына развитие ориентировки во времени.

Предполагаемый результат

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.Создание «машины времени» будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.

Продукт проектной деятельности

Изготовление модели « машины времени». Выступление на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Презентация проекта

Защита проекта прошла в форме выступления на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

· Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

· Подбор материалов для реализации проекта.

· Изготовление дидактических игр.

· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап.Выполнение проекта

· Изготовление «деталей» машины.

· Конструирование модели «машины времени».

· Систематизация знаний о временных отношениях.

3 этап. Результаты

· Презентация проекта в форме демонстрации работы «машины времени» на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг».

· Подведение итогов и анализ работы.

План реализации проекта.

Дни недели

Цели и задачи

Форма и содержание

Понедельник

Занятие

«В мире часов»

Предшествующая работа: рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня школьника».Заучивание стихов о частях суток и временах года.

Цель:

Уточнить представления детей о частях сутоки временах года,

Способствовать накоплению опыта при изучении времени,

Вызвать интереск изучению времени;

Развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихио частях суток

Дидактические игры «Где мое место?, «Что раньше, что потом?»

Обсуждение конструкции «машину времени».

Вторник

Экскурсия в часовую мастерскую.

«Дело мастера боится»

Цель:

Расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Знакомство со строением циферблата.

Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки.

Практикум «Делу время, потехе – час».

Среда

Калейдоскоп математических игр

«Ориентировка во времени»

Цель:

Развивать представления о времени.

Закреплять знания о сутках, неделе, месяцах.

Поощрять желание играть в математические игры.

Улучшать память, внимание.

Развивать мелкую моторику рук.

Брейн-ринг.

Четверг

Ттворческая мастерская

« Создаем машину времени»

Цель:

Научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях.

Закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами.

- развитьтворческую фантазию

Изготовить модели часов суток, часов недели и часов.года (круги разного диаметра, выдержанных в соответствующей цветовой гамме).

Разучивание стихов о времени.

Пятница

Защита проекта.

Выступление на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг»

Цель:

Обобщить знания детей о времени.

Совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

Демонстрация «машины времени».

Машина времени.

Мы хотим представить вашему вниманию модель Машины времени, которую мы изобрели в нашей лаборатории.

С помощью М.времени легко ориентироваться в разных временныхинтервалах. Каждая детальэтой машины заставляет работать определенный промежуток времени.

Чтобы узнать, что было год назад, нужно сделать поворот на главном временном диске против часовой стрелки.

Год назад мне было 5 лет.

Год назад я весил 18 кг.

В прошлом году мой рост был 96 см.

В прошлом году моей бабушке исполнилось 50 лет.

Чтобы узнать, что будет через 2 года,надо сделать 2 оборота стрелки вправо, по часовой стрелке.

Через два года я перейду во 2 класс.

А мой брат закончит школу.

Через 2 года Полянке будет 25 лет.

Следующий диск разделен на 12 частей.

Даша, объясни ученому совету работу этого диска времени.

(В году 4 времени года- осень, зима, весна, лето. В каждом времени года 3 месяца. А всего в году 12 месяцев.

А зачем нам знать названия месяцев? Можно обойтись без них?

Нет, нельзя.

Я родился в марте. Март- первый месяц весны.

Июнь-середина лета.

А в сентябре, когда наступает осень, дети идут в школу.

Молодцы, вы все правильно объясняете. Но давайте перейдем к следующему диску.

Данила, что означает этот диск?

Этот диск разделен на 7 разноцветных частей. В неделе 7 дней.

Посмотрите, уважаемые коллеги, этот веселый гномик Тик-так помогает быстрее запомнить дни недели.

Давайте расскажем,что делал гном всю неделю.

В понедельник добрый гном в красный цвет покрасил дом.

А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг.

Желтым все покрасил в среду и успел он лишь к обеду.

А четверг зеленыйвесь. Он принес такую весть.

В пятницу стал дом другим - словно небо голубым.

А шестой был день - Суббота. Синий цвет - его примета.

В воскресенье гномик отдыхает дома. А фиолетовая краска ему расскажет сказку.

Что мы еще можем узнать по нашей машине времени?

Мы можем узнать о частях суток.

Сутки это-утро, день, вечер, ночь.

А зачем нам знать их?

Чтобы соблюдать режим дня.

Чтобы знать, когда начинаются занятия.

Когда мы ложимся спать.

Последний диск нашей М. времени это - Часы.(Хором).

Которые отсчитывают часы, минуты, секунды.

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Где можно увидеть часы?

Дома. В детском саду. В группе. В телефоне. В машине. На вокзале. На Спасской башне Кремля и т. д.

И люди не могут обойтись без часов в современной жизни.

Стих. «Часы».

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

МБДОУ детский сад «Березка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»

разработала

воспитатель

Заморохова С.И.

2016 год

Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о часах»

(ФЭМП + ознакомление с окружающим)

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;

- воспитывать интерес к разным часам.

- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;

- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;

- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;

Оборудование:

часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.

Активизация словаря:

время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные, механические, электронные, секундомер и др.

Методические приемы:

1. Художественное слово.

2. Игра «Назови соседей» (дни недели)

3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»

4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.

5. Опыт с водяными часами.

6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.

7. Чтение стихотворения о часах

8. Зарисовка часов.

9. Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:

Воспитатель: « Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.

Воспитатель: Ребята , а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)

Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Что это?

Дети отвечают : часы

Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:

Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.

Дети: тоже часы.

Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)

Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы? (ответы детей )

- «Часы это прибор для измерения времени»

Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?

Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.

А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей )

Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют )

Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.

Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.

Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками ) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат; и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.

Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.

(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик )

Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

Люди придумали водяные часы (клипсидры ), которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.

(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)

- «Течет время» и в песочных часах . Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.

Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

(дети рассматривают песочные часы )

Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.

(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)

Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.

(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)

Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)

А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник ) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха )

Рассматривание часов на проекторе.

Воспитатель: А теперь послушайте Сказку о часовых (Авторы разработчики программы «Радуга»)

Сказка о часовых

В стареньких часах-ходиках жили-были две сест рички и брат.

Самую маленькую сестричку звали C е кунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие ко сички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Се кунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду . Но это было нелегко — уж очень она бы­ стро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!

Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута дела­ ла шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.

Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.

Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели , и да­ же месяц, и год . Но мы-то не забываем, какой у нас ме­сяц и год?

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад № 27

Петродворцового района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«Как узнать время»

Воспитатели: Солодкая Т.В.

Шебина М.А.

Санкт-Петербург

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Вид проекта: творческо-информационный.

Тема проекта: Как узнать время?

Цель проекта: Развивать умение ориентироваться во времени.

Задачи проекта:

Обучающие:

  1. Систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  2. Научить определять время по часам.

Развивающие

  1. Развивать «чувство времени», умение беречь время, организовывать свою деятельность в соответствии со временем.
  2. Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать творческую активность.
  3. Развивать мыслительные операции.

Воспитывающие:

  1. Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов, их назначением.
  2. Содействовать формированию умения трудиться в коллективе.
  3. Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Прогнозируемые результаты:

  1. Сформируется интерес к познанию истории и своего прошлого.
  2. Дети познакомятся с историей возникновения часов, их разнообразием и назначением.
  3. Получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени, научатся определять время по циферблату часов.
  4. Научатся регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
  5. Дети приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками.

Длительность проекта: 3 недели.

Актуальность: Знания детей подготовительной к школе группы о способах измерения времени (с помощью часов, календаря) недостаточны. Названия временных промежутков (минута, час) для большинства воспитанников остаются абстрактными, так как не накоплен опыт деятельности в течение данных промежутков времени. Имеющиеся у детей знания о времени неполные, единичные. Это объясняется тем, что эпизодические занятия по ознакомлению с признаками частей суток, последовательности дней недели, месяцев, времен года, не дают им необходимого объема знаний о времени – его текучести, периодичности, ритме, темпе. Получаемые сведения не раскрывают полноты временных отношений.

Этапы реализации проекта

Этап

Цель

Мероприятия

Организационный

Определить основные направления работы

Изучение и систематизация материала по данному вопросу;

Изучение научной литературы

Подбор художественной, энциклопедической литературы по теме;

Подготовка оборудования для изготовления аппликаций, поделок;

Подготовка и изготовление дидактического материала;

Привлечение родителей к оборудованию (пополнению) «музея Часов», к изготовлению совместно с детьми поделок на тему «Такие разные часы»;

Подбор материалов для экспериментальной деятельности детей;

Составление плана работы с детьми и родителями.

Основной

Провести мероприятия проекта по ознакомлению детей с видами часов, историей их возникновения; научить детей определять время по часам; ориентироваться во времени суток, знать названия дней недели, месяцев, их последовательность

Беседы;

Тематические занятия;

Цикл рассказов для детей;

Чтение познавательной литературы о различных видах часов;

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций;

Рисование и аппликации;

Оформление «музея часов»;

Оформление выставки поделок «Такие разные часы»;

Работа с родителями.

Заключительный

Анализ деятельности по реализации проекта

Проведение итогового занятия-игры;

Создание презентации результатов деятельности

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

- непосредственная образовательная деятельность;

- совместная деятельность детей и педагогов;

- чтение художественной литературы;

- беседы, тематические занятия;

- игры (дидактические, подвижные и коммуникативные);

- презентации.

Формы взаимодействия с родителями:

- совместное создание «музея часов»;

- сотворчество детей и родителей.

План реализации проекта

Дата

Цели и задачи

Формы реализации

07.02

«В царстве часов»

Расширить знания детей о многообразии часов, их строении;

Уточнить представления детей о частях суток, временах года;

Вызвать интерес к изучению времени;

Развивать память, воображение, ассоциативное мышление

Беседы по серии картинок «Времена года», «Части суток», «Разнообразие часов»;

Беседа «Измерение времени»;

Обсуждение конструкции часов;

Просьба к родителям пополнить «музей часов» интересными экспонатами.

08.02

«Такие разные часы. История возникновения»

Познакомить детей с историей возникновения часов, причиной их появления и их ролью в нашей жизни;

Учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»;

Развивать исследовательский интерес и любознательность;

Активизировать словарь: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы», «Огненные часы», «Часы без стрелок» (песочные), «Механические часы», «Электронные часы», «Декоративные часы», «Башенные часы».

Рассматривание иллюстраций часов, презентация.

08.02

«Часовая мастерская»

Аппликация с раскрашиванием «Часы»

Продолжать знакомить детей со строением часов и их ролью в нашей жизни;

Закреплять умение выделять особенности предметов (форму, размер);

Формировать у детей художественно – практические умения и навыки (подбор цвета, аккуратность при использовании ножниц, наклеивании изображений и деталей);

Формировать навыки работы с шаблонами;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

- «экскурсия в «музей часов», рассматривание экспонатов;

- «изучение вместе с детьми» правил поведения в музеях;

Рассказ об особенностях каждого экспоната, интересных историй о некоторых из них;

Детальное изучение строения механических часов;

Непосредственно изготовление вместе с детьми аппликации «Часы»;

Обсуждение «времени, застывшем на часах» каждого воспитанника, с чем оно связано.

Оформление выставки данных аппликаций.

14.02

«Как узнать время? Определяем время по часам»

Развивать представления о времени;

Закреплять знания о сутках, днях недели;

Поощрять желание играть в математические игры;

Формировать представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»;

Учить детей регулировать свою деятельность в соответствии с временным отрезком.

Дидактическая игра «Что раньше, что потом?»;

Рассматривание модели часов, повторение назначения стрелок;

Игра «Как узнать время?»;

Рассказ по серии сюжетных картинок «Режим дня» - какие действия, в какое время выполняются;

Математическая игра «Соедини картинки»;

Сотворчество детей с родителями – поделка «Такие разные часы»

16.02

«Времена года»

Продолжать развивать знания детей о месяцах, временах года;

Закреплять знания детей о времени – его текучести, необратимости и периодичности.

Разгадывание загадок о неделях, месяцах, временах года;

Беседа о природных явлениях, присущих каждому времени года;

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Времена года»;

20.02.

«Незнайка и время»

Совершенствовать умение детей определять время;

Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

Закреплять знания детей о том, как сберечь время, поддерживать у них это стремление.

Игровая ситуация «Почему Незнайка опаздывает?»;

Беседа по картинке «Незнайка торопится»;

Беседа о часах, истории их возникновения;

Беседа «механические часы и их составные части»;

Физкультминутка «Тик-так»;

Эксперимент «Что можно сделать за 1 минуту?»;

Памятка для детей «Как беречь время?».

21.02

Закрепить знания о последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года;

Закрепить представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»;

Обобщить знания детей о времени.

Организация выставки поделок совместного творчества детей и родителей «Такие разные часы»;

Итоговое занятие-игра «Как узнать время?»;

Создание презентации результатов деятельности.

22.02.

Педагогический совет

Подведение итогов - проделанной работы;

Демонстрация презентация результатов деятельности.


Проект в детском саду «Удивительный мир часов» (6-7 лет)


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель 2015 год)
Участники - дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

Фотоматериал: