Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Презентация на тему: "Мцыри – вольнолюбивый герой «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего.". Скачать бесплатно и без регистрации. План. Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтов

Презентация на тему: "Мцыри – вольнолюбивый герой «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего.". Скачать бесплатно и без регистрации. План. Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтов

Подобный материал:

  • М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Впроизведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказ , 20.05kb.
  • , 93.63kb.
  • , 49.99kb.
  • М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного , 38.84kb.
  • Что значит «жить» для главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» , 5.65kb.
  • Тест по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф к поэме «Мцыри» взят , 16.6kb.
  • Контрольная работа по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» , 15.93kb.
  • М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Поурочная разработка урок , 45.15kb.
  • Поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, , 42.5kb.
В чем смысл и счастье жизни для Мцыри?
  1. Поэма «Мцыри» - могучее проявление таланта Лермонтова.
  2. Огненная душа Мцыри.
а. Жизнь в монастыре.

Б. Причины побега из монастыря.

В. Три дня на воле:

Слияние с дикой природой;

Встреча с грузинкой;

Бой с барсом.

Г. Смысл и счастье жизни для Мцыри.

3. Моё отношение к герою.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

Поэма «Мцыри» - прекрасное произведение Лермонтова. Она написана в 1839 году. По словам Белинского «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии…» Главный герой поэмы – Мцыри, он покорил сердца читателей своей «огненной душой, могучим духом, исполинской натурой».

Мцыри – юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов. Мцыри – еще мальчиком – был пленником генерала, чтобы потом стать пленником монастыря, где нет свободной и вольной жизни. Мальчик физически слаб, но имеет сильный характер. Накануне принятия монашества юный послушник бежит из монастыря. Для этого есть причины.

Мцыри живёт на чужбине, а мечтает о родине. Юноша заперт в монастыре, а стремится к вольной жизни. Мцыри одинок, а мечтает о дружбе и о любви. В своей исповеди старику-монаху юноша признается:

Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь.

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

В своем решении бежать Мцыри раскрывается как сильная натура. Он оставляет монастырь во время грозы:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О! Я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Но особенно характер героя проявляется в тех днях свободы, которые он называет «тремя блаженными днями». Только эти дни, проведенные на свободе, Мцыри считает жизнью. Они наполнены огромным содержанием.

Перед Мцыри открывается роскошный мир дикой природы. Природа дала юноше ощущение полнокровной жизни. Картины природы слились в его сознании с воспоминаниями о родной стране. В сознании Мцыри природа отождествляется с волей и порождает желание узнать смысл и цель жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Во время поисков дороги на родину Мцыри встречается с грузинкой. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра. Песня грузинки, её бедный наряд, весь её облик, как бы слитый с природой, олицетворяют радость жизни и её совершенство. Но у Мцыри есть великая цель – «пройти в родную сторону», и он отказывается от разговора с грузинкой.

Очень важен в поэме эпизод с барсом. На пути к осуществлению мечты Мцыри встал грозный, могучий барс. Чувство опасности удваивает силы героя. Между зверем и человеком идет честный бой. Тут побеждает тот, у кого больше личных достоинств – смелости, ловкости, силы. Здесь сила побеждает силу, мужество противостоит мужеству.

Физические силы Мцыри истощены. Три блаженных дня, как палящее солнце сожгли душу Мцыри – хрупкий цветок, выросший в темнице. Не найдя дороги к отчему дому, Мцыри вновь оказывается в монастыре. Герой болен, его ждет смерть. Но воспоминания о пережитых днях становятся сильнее мысли о смерти. В поэме торжествует героический поступок, страстное стремление к иной жизни, несовместимые с тюремным монастырским миром. Мцыри искал счастье и смысл жизни. Что же входит в это понятие? Я думаю, что их поэтическим синонимом являются борьба, свобода, любовь к отечеству.

Для Лермонтова Мцыри – любимый герой, сильный, мужественный и стойкий. Мцыри привлекает меня силой и страстностью своего характера. Для меня Мцыри и Лермонтов синонимические понятия.

/В.Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840/

Теперь нам остается разобрать поэму Лермонтова "Мцыри". Пленный мальчик черкес воспитан был в грузинском монастыре; выросши, он хочет сделаться, или его хотят сделать монахом. Раз была страшная буря, во время которой черкес скрылся. Три дня пропадал он, а на четвертый был найден в степи, близь обители, слабый, больной, и умирающий перенесен снова в монастырь. Почти вся поэма состоит из исповеди о том, что было с ним в эти три дня. Давно манил его к себе призрак родины, темно носившийся в душе его, как воспоминание детства. Он захотел видеть божий мир — и ушел.

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля 14 , — И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. О! я, как брат, Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой?..

Уже из этих слов вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью. Это произведение субъективное.

<...> Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании "Мцыри", — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму. <...> Этот четырехстопный ямб с одними мужескими окончаниями, как в "Шильонском узнике" 15 , звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву.

Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем, какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мраки ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа. Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта...

<...> Как жаль, что не напечатана другая поэма Лермонтова, действие которой совершается тоже на Кавказе и которая в рукописи ходит в публике, как некогда ходило "Горе от ума": мы говорим о "Демоне" 16 . Мысль этой поэмы глубже и несравненно зрелее, чем мысль "Мцыри", и хотя исполнение ее отзывается некоторою незрелостию, но роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов ставит ее несравненно выше "Мцыри" и превосходит всё, что можно сказать в ее похвалу. <...>

Читайте также анализ других произведений М.Ю. Лермонтова.

Непримиренный гордый дух, то Мцыри - человек, вступающий в схватку с судьбой, рвущий оковы предопределённости.

Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Почему? Что ценит Лермонтов в человеке, что возвеличивает? Белинский определил это так: «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура». «Огненная душа» делает юношу-монаха страстным существом. «Могучий дух» проявляется в бесстрашной схватке Мцыри с барсом. «Исполинская натура» роднит Мцыри с «людьми прежних дней», в страну которых он мечтает вернуться.

Испанец, Арсений, Мцыри - монахи, но в них мало монашеского, это эмоциональные, страстные натуры. Не для них суровый закон монастыря, против которого бунтует сердце:

Объединяет трёх героев лермонтовских поэм и романтический конфликт с миром: Мцыри чужд людям, Арсений окружён врагами, испанец «ничего не ждёт от людей». Но в отличие от «Исповеди» и «Боярина Орши» в «Мцыри» не упоминается любовь как сила, направляющая . «Яд любви» не отравил сердце Мцыри: юноша стремится обрести Родину, «припасть к груди родной».

В юношеской поэме Лермонтова «Исповедь» герой нарушил монастырский закон ради женщины. Во имя любви он совершает таинственное, неведомое читателю преступление, его судят «за чем, за что не знал и знать не мог никто». Осуждённый монах отказывается молить о спасении, не сожалеет о своей участи. Минуты человеческого, наполненного радостями земной любви бытия для него дороже «жизни без радости и бед». Герой отказывается от рая, если это рай без возлюбленной, без осуществления его жгучих желаний:

Любовь заставляет совершать преступления и Арсения («Боярин Орша»): он вкушает запретной любви, становится разбойником, изменяет своим соотечественникам, переходя на сторону литовцев. Арсений наделён демоническими чертами, чертами «странного человека», бунтаря и ожесточённого одиночки. Бунт Арсения имеет в поэме символический смысл: он не может смириться не только с собственной участью, но и вообще с судьбой, участью человека, обречённого превращаться в прах. Вместо «чистого сердца» возлюбленной герой находит на её ложе громаду костей:

Здесь звучит важная для Лермонтова «медовой тропы». «Медовый путь», в понимании игумена, это путь греховного познания сладости жизни, которая запретна для человека и оттого ведёт к страданию. Герой, вступивший на «медовую тропу», стремится увидеть мир, насладиться любовью, вкусить плоды земных удовольствий. Но вместе с тем «медовый путь» - особый путь, он знаменует в поэме разрыв с законом, выход за границу допустимого знания. Именно так это понято в «Мцыри». Лермонтов поставил эпиграфом к «Мцыри» библейскую строку: «Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю». Мцыри искал не столько «мёда» наслаждений, сколько свободы, познания, родства. Вся вина юноши-монаха - в его возвышенных стремлениях: он не совершал преступлений, не упивался любовью.

В своей последней романтической поэме Лермонтов усложняет и даже переосмысливает намеченные им ранние традиционные образы. Не случайно исследователи подчёркивают сложную синтетическую форму романтической поэмы Лермонтова.

Поэма «Мцыри» имела многолетнюю историю создания. Поводом к её написанию послужила встреча Лермонтова, странствовавшего по Военно-Грузинской дороге в 1837 году, с одиноким монахом, последним обитателем монастыря - бэри. Ребёнком он был пленён генералом Ермоловым. Ермолов вёз его с собой, но мальчик, оторванный от семьи и родного селенья, заболел по дороге. Генерал оставил заболевшего ребёнка монастырской братии, но горец не смог смириться с монастырём, делал попытки к бегству, после одной из таких попыток оказался на краю могилы. Поэма была навеяна и грузинским фольклором, восхищавшим Лермонтова. Так эпизод битвы с барсом восходит к древней грузинской песне «Юноша и барс».

Сочетание естественности и отчуждённости от мира природы - не единственное противоречие Мцыри. В нём « вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник». Бесстрашие, отчаянная смелость соседствуют в его душе с пугливостью. Он рвётся к свободе, но провёл большую часть жизни в тюрьме: «На мне печать свою тюрьма оставила». Выражая своё восхищение свободным миром, Мцыри сравнивает выси горных хребтов с алтарём («курились, как алтари») - и мы сразу узнаём в этом вольном горце «во цвете лет» монаха. Мцыри мечтает обрести дом, но его влечёт в «чудный мир тревог и битв». Разным началам, непримиримым противоречиям в душе Мцыри «не сойтись никогда».

Жить для Мцыри значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в «грозящую бездну». Он говорит старому монаху: «Ты жил, старик! //Тебе есть в мире, что забыть, //Ты жил, - я также мог бы жить». Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому.

Для Мцыри потерянный и вновь обретённый рай родины дороже рая монастырских молитв. Человек пытается вернуться в первозданное, безгрешное состояние, обрести утраченную отчизну. В лирике Лермонтова - это «небо и звёзды», в поэме - живущий в воображении и памяти Мцыри идеал родной земли. Попытка обречена на провал: природа, время, внутренние противоречия ставят человеку препоны. Его цветущая плоть обращается в прах (дочь боярина Орши), могучий дух заточён в слабое тело (Мцыри), время стирает все следы борьбы (прологи к поэмам). И всё же Мцыри не отрекается от своих исканий, не смиряется с жестоким роком. Он хочет найти идеал на земле, а не в заоблачном краю, как это было у героев ранней лирики Лермонтова.

Мцыри заплатил жестокую цену за своё стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать «родной звук», увидеть вершины Кавказа. Его воображение, его дух не убаюкивает «золотая рыбка», не усыпляет «сладостный бред», сулящий «привольное житьё и холод и покой». Он блуждал, спотыкался и так и не достиг цели. Вместо победы над судьбой он одержал победу над барсом. Но Мцыри не сожалеет о своих поисках, не проклинает, а благословляет свободу. В его образе, как и в образе Печорина, Лермонтов утверждает «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа.

Пролог и финал поэмы - космичны, в них участь Мцыри соотносится с вечностью. Монастырь, заведённый порядок, монахи - всё это давно кануло в небытие. Однако всепоглощающее время не может заставить нас сбросить со счёта человека. «Все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешёнными, её порыв к свободе неудовлетворённым, и исчезновение человека - бесследное исчезновение! - с лица земли отзывается в нашем сознании болезненным диссонансом», - писал литературовед Ю. Манн.

1. " ... Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!" - писал В. Г. Белинский о главном герое поэмы Лермонтова. А что вы увидели в образе Мцыри особенного, необыкновенного?

Углубимся в текст поэмы

2. Попробуйте ещё раз вникнуть в строки поэмы, чтобы глубже понять её смысл, её героя. Обратите внимание на то, как меняется тон повествования в третьей главе поэмы. С чем это связано?

3. "А душу можно ль рассказать?" - взволнованно спрашивает Мцыри в начале своей исповеди. Какие же, ни с кем не разделённые чувства и помыслы долгие годы таились в его душе? (Прочитайте выразительно третью и четвёртую главы поэмы. Отметьте роль эпитетов, сравнений, метафор в изображении внутреннего состояния героя.)

4. Какой увидел Мцыри природу на воле? Почему её описания занимают такое большое место (гл. 6) ?

5. Исповедь Мцыри позволяет нам узнать и о том, какими были его воспоминания на свободе. Чем особенно трогает его рассказ (гл. 7) ?

6. Мцыри убежал из монастыря во время грозы, когда все "ниц лежали на земле". Каким же мы видим Мцыри в этот "ночной, ужасный час"? Какое из определений Белинского, по-вашему, подходит здесь более всего: "огненная душа", "могучий дух", "исполинская натура"?

7. "Кругом меня цвёл Божий сад" - таким предстало перед Мцыри утро в горах после грозы. Что же он замечает вокруг себя, что слышит, какие испытывает чувства? Почему, вспоминая всё это, он хочет рассказать о пережитом (гл. 11) ?

8. С какими испытаниями встречается Мцыри на пути к желанной родине? Почему, томимый жаждой, он притаился и ничем не выдал себя, встретив в горах прекрасную грузинку? Легко ли ему было так поступить (гл. 12, 13) ?

9. Каких усилий стоило Мцыри не зайти в саклю? Что для него было сильнее голода и жажды (гл. 14) ?

10. Каким мы видим Мцыри в минуты смертельной опасности - в схватке с барсом? Какое значение имеет этот эпизод для понимания главной мысли поэмы (то есть её идеи) ?

11. Как воспринимает природу Мцыри, когда понял, что, заблудившись, он вернулся в те места, откуда бежал? Какие новые картины, образы, интонации появляются в его рассказе (гл. 22) ?

12. Мцыри умирает, но сломлен ли его могучий дух? Каким настроением проникнута последняя глава поэмы? Какие мысли и чувства пробуждает она у вас, современных читателей?

13. Белинский говорил, что Мцыри - это любимый идеал1 Лермонтова, что "это отражение в поэзии тени его собственной личности". Почему критик сравнивал Лермонтова с героем его поэмы?

Ответы (1 )

Сомневаетесь в ответе?

💡 Найдите правильный ответ на вопрос «1. " ... Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!" - писал В. Г. Белинский о главном герое поэмы...» по предмету Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Белинский о поэме “Мцыри”:

“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности”.

“Несмотря на незрелость идеи и на некоторую натянутость в содержании “Мцыри”, – подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения,

Что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму”.

(2 votes, average: 3.00 out of 5)



  1. Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории – эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, – к так называемому “безвременью”. Это время наложило отпечаток...
  2. “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального...
  3. ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта,...
  4. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Жизнь в неволе – не жизнь. Поэтому не случайно Лермонтов на описание жизни Мцыри в монастыре-тюрьме отвел всего один раздел, а...
  5. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Поэма 1839 г. “Мцыри” – одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его...
  6. “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) У каждого человека есть свои корни: это родина, родные и близкие люди. Что должен чувствовать...
  7. Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из...
  8. МЦЫРИ Идейно-художественное своеобразие поэмы: Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок...
  9. “Мцыри” – пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому,...
  10. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача...
  11. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ МЦЫРИ Поэма “Мцыри” была написана в 1839 году. Она переносит читателя в старинный монастырь и его окрестности на берегах Арагвы и Куры, где происходит действие в поэме....
  12. Творчество Лермонтова пришлось на непростое и печальное время в истории России – николаевскую реакцию, наступившую вслед за расправой над декабристами. Пушкинская эпоха, верившая в прогрессивное переустройство общества, призывавшая к вольности,...
  13. Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в...
  14. М. Ю. Лермонтов. Поэма “Мцыри” Жанр – романтическая поэма. Время создания Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в...
  15. В 1873 году Лермонтову М. Ю. пришлось покинуть родной город, так как его сослали на Кавказ. Проезжая по военной грузинской дороге мимо разрушенного монастыря. Среди обломков и руин монастыря Лермонтов...
  16. Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и...
  17. Сюжет и композиция “Мцыри”. “Мцыри” (1839) Герой поэмы стал пленником русского генерала; он помещен в монастырь, где был “Искусством дружеским спасен”. Мцыри – не трус, он смел, отважен, в нем...
  18. Яков Львович Белинский родился в городе Кролевце Сумской области в Украине 1 мая 1909 года. Его отец в то время работал земским врачом, был человеком образованным. Практически все свое детство...
  19. Белинский о “Песне…” О произведении в целом: “Вымышленная быль “Песни…” оказалась достоверней всякой действительности, несомненнее всякой истории… Содержание поэмы… само по себе полно поэзии; если бы оно было историческим фактом,...
  20. “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” “Герой нашего времени” – вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может почесться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: “Хорош...
  21. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” 1. О композиции “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в...
  22. Белинский В. Г О поэзии Пушкина Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его...
  23. Почему В. Г. Белинский назвал повесть “Шинель” “одним из глубочайших созданий Гоголя”? Покажите в своих размышлениях, что в повести “Шинель” представлено не просто развитие темы “маленького человека” (его бедность, униженность),...
  24. “Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…” (В. Г. Белинский). (По стихотворению В. В. Маяковского “Послушайте!”) О чем бы ни рассуждал писатель, какие бы проблемы он ни...
  25. Русская литература 2-й половины XIX века “Без страстей и противоречий нет жизни…” (В. Г. Белинский). (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Факт противостояния в романе И. С. Тургенева...
  26. СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЛЕРМОНТОВА Поэзия есть выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь. Мало этого: в поэзии жизнь более является жизнью, нежели в самой действительности. Поэт – благороднейший сосуд духа, избранный...
  27. Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений...
Белинский о поэме “Мцыри”