Презентация на тему "художественное познание". Роль искусства в познании мира Искусство как способ познания мира презентация
Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» Илья Репин «Царевна Софья»
Специфика искусства как формы художественного познания: Искусство является образным и наглядным Для искусства характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства создания художественных образов. В литературе- это слово, в живописи- цвет, в музыке – звук. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта.
Существует также и множество видов искусства – форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино.
Основные функции искусства: Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха. Компенсаторная – восполняет неудовлетворенность реальной жизнью. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты. Воспитательная – через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов.
Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действовать по определенным правилам. В таком смысле искусство понималось в течение двух с половиной тысячелетий – до XVI в. В XVI – XVIII вв. ремесло и науки постепенно перестали называть искусствами. Французский философ Ш. Бате в XVIII в., определяя искусство как «творение прекрасного», выделил 7 видов «изящных искусств»: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию, красноречие, танец. С тех пор этот перечень стал намного длиннее.
В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трех разных смыслах:
1) любое занятие, требующее определенных знаний и умений, например, «военное искусство»;
2) мастерство, искусность в каком-либо деле, например, «искусство ведения переговоров»;
3) сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.
Именно в третьем значении это слово является понятием философии и эстетики.
Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
Одной из функций искусства является познавательная функция. Из художественных произведений можно многое узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры, может быть даже лучше, чем ученый-этнограф или историк. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст непосредственное изучение подлинных исторических документов.
Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей к настоящему времени реализованы 77, у Александра Беляева из 50 – 47.
Художественное произведение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 г., за 10 лет до появления первой статьи А. Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени. А. Блок в 1904 г., за год до этой эйнштейновской статьи, написал такие строки:
Нам казалось, мы кратко блуждали.
Нет, мы прожили долгие жизни …
Возвратились – и нас не узнали,
И не встретили в милой Отчизне.
И никто не спросил о Планете,
Где мы близились к юности вечной …
Нетрудно заметить, что тут описывается эффект замедления времени, возникающий, согласно теории относительности, при движении со скоростью, близкой к скорости света («парадокс близнецов»).
В 1920-х гг. И. Эренбург в романе «Хулио Хуренито» выводит героя, который с помощью радия и лучей находит «средство, которое замечательно облегчит и ускорит дело уничтожения человечества»: за один час можно будет убить 50 тысяч человек. Подобное средство – атомная бомба – появилось в 1945 г.
Но ведь скоро и устройство Луны
Мы рассмотрим и с другой стороны.
А в 1959 г. с аппарата, совершившего облет Луны, обратная сторона ее была сфотографирована. Мартынову пришлось в последующих изданиях переделать текст:
Но ведь, впрочем, и устройство Луны
Мы узнали и с другой стороны.
Слайд 1
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.
Слайд 2
В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний.
1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением.
2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры.
3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания.
Слайд 3
До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.
Слайд 4
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф.
Миф (др.-греч. μῦθος - речь, слово; сказание, предание) - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях.
В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.
Слайд 5
В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 6
Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле.
Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»
Слайд 7
Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п.
Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.
Слайд 8
Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 9
Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра
Слайд 10
Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей
Слайд 11
Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях - легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут
Слайд 12
Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 13
Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей
Слайд 14
Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Слайд 15
Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна
Слайд 16
Исследования мифов в XX веке
Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).
Слайд 17
Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все
многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»
Слайд 18
3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями:
мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте
Слайд 19
Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»;
Способом формирования практического знания являлось ученичество;
Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»;
Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.
Слайд 20
Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие
практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо.
Какие труды, такие и плоды.
Весна год кормит.
Время лечит.
Где кто родился, там тот и сгодился.
Не красна изба углами, а крана пирогами.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Слайд 21
Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.
Слайд 22
Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической
деятельности и морали:
Помогает ориентироваться в окружающей среде
Указывает способ направление и способ действия
Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Слайд 23
Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО
Слайд 24
Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО
Слайд 25
ИСКУССТВО
Слайд 26
В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ
Слайд 27
В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем.
… В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»
Слайд 2
- Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
- Иску́сство - образное осмысление действительности; процесс или итог выражениявнутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Слайд 3
- Искусством принято называть специфическую форму человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
«Покорение Сибири Ермаком», Суриков.
Слайд 4
Специфика искусства как формы художественного познания:
- искусство является образным и наглядным;
- для искусства характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства создания художественных образов.
В литературе - слово, в живописи – цвет, в музыке – звук. В процессе познания мира с помощью искусства, большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта.
Слайд 5
- Эмоции, чувства сопутствуют созданию образа дважды: в первый раз - когда побуждаемый ими человек запоминает образ, второй - когда фиксирует его. Невозможно запечатлеть образ, не испытывая к нему определенных чувств.Воображение – главная составляющая творческого процесса где фантазия связана с реальностью как источника замыслов.
Слайд 6
- Грани художественного образа могут быть различными, в зависимости от цели автора, а также от понимания и проникновения в образ зрителя. Их невозможно выстроить в определенной последовательности, каждая из них имеет право на существование, как имеют право быть разные люди, с многообразными характерами и интересами.
Слайд 7
Сюрреалистичные образы
Слайд 8
Фантазийный мир и его герои
Слайд 9
- Существует множество видов искусства – форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино.
Слайд 10
- И так, художественное познание – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов.
Посмотреть все слайды
План-конспект урока с использованием мультимедиа
1. Цели урока : - овладение учащимися системными знаниями об искусстве как форме художественного познания; - развитие умений преобразования информации, самостоятельного поиска решения, творчества; - развитие навыков оценочных суждений, аргументации собственного мнения, умений применять обществоведческие термины, понятия и обобщения при выражении и обосновании своей позиции по высказыванию (при выполнении эссе); - осознание места и роли искусства в познании мира и в жизни общества; - формирование критического мышления, интереса, уважения, бережного отношения к памятникам искусства, ответственности за их будущее, отношения к произведениям искусства (памятникам мировой художественной культуры) как общечеловеческой ценности.2. Методы: - проблемно-поисковые (размышления над проблемными ситуациями, составление эссе и т. д.) - индуктивные (работа над понятием «искусство»)3. Приёмы учебной работы: - работа с высказыванием, участие в беседе,4. Средства наглядности: - слайды мультимедиа;5. Тип урока: - урок получения и применения знаний, формирования умений и навыков;6. Форма урока: - традиционный урок с использованием ролевых ситуаций, мультимедиа7. Структура урока: - 1. Вводная часть (мотивация учебной деятельности, постановка учебных задач) 2. Основная часть: - особенности художественного познания - понятие искусства - назначение искусства 3. Оценочная часть – организация рефлексии- Источники информации:
- Л. Н. Боголюбов и др. Человек и общество, М., 2001г.,
Тема урока «Роль искусства в познании мира»
«У искусства есть враг: имя ему невежество» Б. Джонсон Давайте попытаемся вместе поставить задачи, руководствуясь обозначенной темой. (Вместе с учениками определяется структура урока):
- Искусство: понятие, виды. Особенности искусства как формы познания окружающего мира. Назначение искусства.
- Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
- Следующую особенность художественного познания постарайтесь сформулировать сами.