Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Почему достоевского называют писателем гуманистом. Гуманизм в романе достоевского "преступление и наказание". Возможно это вас заинтересует

Почему достоевского называют писателем гуманистом. Гуманизм в романе достоевского "преступление и наказание". Возможно это вас заинтересует

Почему весь мир считает Достоевского самым первым из великих русских писателей, а во многих странах созданы целые институты по изучению идей и творческого наследия писателя?

Его называют защитником «униженных и оскорблённых», великим гуманистом, пророком, христианином, проповедовавшим братство людей, - в то же самое время ему приписывают проповедь отчужденности личности, пессимизма, реакционного смирения, права избранных на насилие – вплоть до идеологии фашизма.

Может быть, причина популярности в высокой художественности его произведений? Но известный русский писатель советского периода Ю.Трифонов писал на эту тему так: «…с точки зрения литературной формы Достоевский – писатель «неправильный». Живописность, образность, пластика… Достоевского не заботит. Метафоры его не интересуют. Пейзажа в его романах почти нет. Он тормозит действие. Мысли, чувства, идеи извергаются лавой, и нет времени останавливаться и глядеть на природу…»

Значит, писательская сила Достоевского вовсе не в художественности в её традиционном понимании? Тогда в чём? Литературовед Б.Бурсов отвечает так: «По всей видимости, в убеждённости человека, что исповедуемые им идеи имеют чрезвычайно важное значение для людей, способны переродить их. Человек, поверивший в это, может быть величественным, даже если он и не совсем прав». Витиевато? Если сказать короче – в силе и выразительности идей и страстей героев Достоевского, их воздействии на эмоции и психику читателя.

Герои Достоевского

Достоевский первым после Пушкина и Гоголя сочувствует в своих произведениях не человеку благополучному, положительному, а – просто человеку , в том числе и падшему, греховному, запутавшемуся. Он изображает, в первую очередь, мрачные стороны жизни и тёмные потайные уголки человеческой души не из болезненного интереса к негативным явлениям действительности, а из желания проследить путь и мотивы грехопадения, исследовать причины дурного в мире и человеке, чтобы в итоге найти возможность примирения человека с действительностью.

А.Островский, Н.Некрасов своими произведениями художественно утверждали, что «бедность не порок». Достоевский же открывает, что нищета как крайняя степень бедности не безобидна для человека, она уродует, калечит его нравственный мир, душу, ставя перед страшным выбором. Загнанному в угол герою Достоевского предоставлено не многое:

· приобрести порок, нарушить общепринятые нормы, согласившись на преступные деяния;

· пожертвовать собой во имя спасения других (детей, близких, обездоленных);

· вознестись над людьми, взяв на себя миссию спасителя человечества;

· зацепиться за последнюю возможность обретения хотя бы материального благополучия, избавления от нищеты и порока;

· наконец, погибнуть или умереть.

Все грани человеческой сущности в героях Достоевского парадоксальны или размыты, перепутаны. Стремясь вырваться из нищеты, девушка жертвует собой, тем самым совершая нравственное предательство по отношению к любимому человеку (Варенька в «Бедных людях»). Совершая безукоризненный нравственный суд над собой и вознося свою дочь на недосягаемый пьедестал за её жертвенность, человек в то же время толкает её на очередную жертву, да ещё пользуется заработанными ею деньгами (Мармеладов в «Преступлении и наказании»). Любя своих детей до самозабвенья, мать постоянно ругает и бьёт их; посылая дочь на панель, сначала насмехается над ней, а затем всю ночь плачет у её ног (Катерина Ивановна). Вступившая на, казалось бы, порочный путь, девушка в то же самое время обретает статус великой мученицы и святой (Соня Мармеладова). Порочная и страстная душа помогает страждущим и от мук совести и неразделённой любви кончает жизнь самоубийством под воздействием пошлых видений, проникших в его психику (Свидригайлов). Наконец, честный, чувственный, красивый и милосердный молодой человек, вооружившись болезненной теорией, оправдывающей возможность насилия, топором жестоко убивает двух женщин, перенося затем страшные душевные муки в качестве наказания (Раскольников). И – поразительно! – все они достойны жалости, понимания, даже сочувствия автора и читателя!

По Достоевскому, страдание очищает и просветляет душу человека, происходит так называемый катарсис – очищение страданием. Писатель словно пытается пробудить совесть человека и человечества, веря в возможность их возрождения посредством страдания с целью излечения больного мира.

Петербург Достоевского

Все наши великие писатели прошли школу Петербурга, и у каждого художника Петербург свой.

Петербург Пушкина многогранен и противоречив. В «Медном всаднике» он сначала торжественно-прекрасен и величав, затем страшен и грозен, даже губителен, как необузданная стихия наводнения, ассоциирующаяся с грозной властью Петра. В «Евгении Онегине» Петербург то красивый и трудовой, весь в движении и суете рабочего и торгового люда, то великосветский, ленивый и сонный.

Гоголь в «Петербургских повестях» создаёт загадочно-таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, принимая желаемое за действительное, кончают жизнь самоубийством, просто умирают, наконец, теряют нос, превращающийся в автономную служебную единицу. И всё необъяснимо и непонятно – настолько перепутана у Гоголя реальность и фантастика.

Некрасов в стихотворениях «Утро», «О погоде», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Гробок» и других рисует, главным образом, Петербург социального зла, страданий и несправедливости, где сильные мира сего безраздельно властвуют над слабыми и беззащитными.

Достоевский в романах «Бедные люди», «Преступление и наказание» и других рисует оборотную, грязную сторону жизни Петербурга. Город, словно монстр, давит людей, высасывая из них последние соки жизни, поощряя нищету и униженность.

Петербург Достоевского – это город узких и грязных переулков, тупиков, мрачных дворов-колодцев, вонючих лестниц, кабаков и распивочных, бедных чиновников, нищих студентов, воров и проституток. Писателю нужна такая картина не потому, что он испытывает болезненную страсть к передаче страданий, а для того, чтобы вскрыть причины бесчеловечности, антигуманной сущности города, несчастий и трагедий его обитателей.

Страдающие в этой страшной среде обитания люди, их изболевшиеся души – главный предмет художественного исследования Достоевского

«Бедные люди». Нравственный итог романа

Дебютный роман Достоевского написан в эпистолярном жанре – в форме переписки «маленького человека» - бедного чиновника Макара Девушкина с обездоленной девушкой Варенькой. Писатель постепенно подводит героев, полюбивших друг друга, к разрыву: Варенька принимает решение выйти за богатого господина Быкова в надежде хоть так вырваться из оков безысходной нищеты и вывести из тупика отношения с Макаром Алексеевичем.

Наиболее простой и приземлённой оценкой поступка героини вне понимания романа следовало бы считать безнравственность, продажность, предательство любви. Особенно мерзко для читателя выглядят те строки из письма от сентября 27-го, где Варенька, в мгновение ока превратившись из несчастной девушки, равной Макару, в капризную и требовательную барыньку, требующую от своего возлюбленного заниматься её предсвадебной подготовкой (Мадам Шифон, белошвейки, «листики на пелерине», «воротник кружевом или широкой фальбалой», «буквы для вензелей на платках вышивать… тамбуром, а не гладью…»).

Достоевский даже усиливает негативное впечатление с помощью требовательных повторов героини: «Смотрите же, не забудьте…», «Пожалуйста, передайте…», «Не позабудьте чего-нибудь…», «Я всё боюсь, чтобы вы как-нибудь не ошиблись…», «Помните же…».

Но более проницательный читатель не оставит без внимания другие строки этого же письма: «Такая тоска! Ах, что это будет, что это будет, друг мой, милый мой, добрый мой Макар Алексеевич!».

А что же «добрый Макар Алексеевич»? Бегает, хлопочет, болеет, посещает опустевшую Варину комнату, даже переезжает в неё. А главное – любит Вареньку и, что совершенно поразительно, жалеет её. Именно жалеет – не завидует, не презирает, а жалеет : «Что вы сделали, что вы сделали, что вы над собой сделали!» Своим любящим сердцем он тонко почувствовал, что она не продаётся богачу, а скорее жертвует собой, пытаясь найти хоть какой-то выход из тупика. И раздавленное человеческое достоинство возрождается в Девушкине. В своём последнем письме он пишет: «Да ведь что же фальбала? зачем фальбала? Ведь она, маточка, вздор! Тут речь идёт о жизни человеческой, а ведь она, маточка, тряпка – фальбала; она, маточка, фальбала-то, тряпица».

Важна и одна из последних реплик героя: «А то у меня и слог теперь формируется…» Его слог всякий раз формируется вместе с ростом человеческого достоинства. Любовь и страдание, по Достоевскому, возвышают гораздо больше, чем признаки материального благополучия. Деньги лишь побуждают помочь, а любовь и страдание открывают бездонность человечности и душевную чистоту.

Обратим внимание и на последнее письмо Вареньки от сентября 30-го. Оно полно любви и жертвенности, и в нём уже нет ни малейшего налёта капризного высокомерия. Здесь – слёзы, страдания, любовь, жертва.

Достоевский уже в самом начале творческого пути верен своему будущему кредо – изображать глубины человеческой души, выворачивать наизнанку внутреннее борение в человеке, рисовать героев во всей их душевной парадоксальности.

Вот почему Макар Алексеевич выглядит и жалким в своём уничижении, и великим в своём высоком чувстве одновременно. Вот почему и Варенька так же одновременно и мерзка в своём предательском торжестве над другом, и прекрасна в своей трагической любви и жертвенности. Безумное желание любой ценой избавиться от нищеты и унижения и трагическое осознания невозможности счастья с Макаром борются в ней с любовью и жалостью по отношению к нему.

От невыносимости и неразрешимости ситуации, описанной Достоевским, рыдали Некрасов и Белинский, в первый раз слушая из уст автора строки из писем героев «Бедных людей».

От дебютного романа потянутся ниточки к будущему роману «Преступление и наказание»: тема господина Быкова перерастёт в образ Петра Петровича Лужина, образ Вареньки получит развитие в Соне Мармеладовой, Макара Девушкина напомнит старик Мармеладов, нищего студента – Раскольников. Перейдут в «Преступление и наказание» и такие темы «Бедных людей», как Петербург, «маленький» человек, страдание детей.

«Преступление и наказание». Путь Раскольникова к преступлению

О пути к преступлению и собственно убийствах рассказывает лишь 1 часть романа, а остальные 5 и эпилог - о наказании и возрождении. Почему? Очевидно, автор хотел подчеркнуть, что не сами события волнуют его, а история души и больного разума героя-убийцы. Психология важнее событийности, а психологическое наказание важнее уголовного.

Путь героя к преступлению также имеет психологический сюжет. Вот почему, как и в «Герое нашего времени» М.Лермонтова, хронология (фабула) не совпадает с сюжетным построением. «Арифметическая сумма» человеческих страданий, ведущая героя к убийству, складывается из плюсов (событий, убеждающих в необходимости преступления) и минусов (событий, словно останавливающих героя на его греховном пути).

Восстановим эти события хронологически. Первые из них описаны лишь в 6 главе 1 части, когда полгода назад студент Покорев сообщил Раскольникову на всякий случай адрес старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Это первое событие выглядит вполне нейтрально с точки зрения суммы деталей на пути к преступлению, является лишь небольшим плюсом.

Второй мимоходом описанный факт: полтора месяца назад Раскольников закладывает у старухи колечко – подарок сестры – и сразу чувствует отвращение к ростовщице, а в его голове «наклёвывалась странная мысль». Это начало пути к убийству (плюс).

Сразу после этого – случай в трактире, где Родион случайно слышит разговор студента с офицером и неожиданно соотносит слова студента со своими «странными» мыслями и написанной им ещё раньше статьёй «О преступлении», в которой он доказывает возможность идеологического убийства – «разрешения крови по совести» (вновь плюс).

Только теперь по времени идёт эпизод начала романа (1 глава), когда Раскольников посещает старуху, делая очередной заклад (часы) и совершая разведку, которую сам называет «пробой». Здесь, с одной стороны, - плюс, так как ненависть к старухе разрастается, а с другой – минус, потому что после возвращения он погружается в ужас от задуманного и его охватывает необъяснимая тоска.

Сразу после этого в главе 2 – большой и важный эпизод встречи в трактире с Мармеладовым, а затем и посещение семьи Мармеладовых. Раскольников становится свидетелем ещё одной несчастной судьбы, и теперь – «нет никаких преград» (плюс).

В главах 4-5 – встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девушкой на Конногвардейском бульваре. Ужас пережитого, казалось, ещё больше приближает героя к убийству (плюс), однако Родиону вновь становится страшно и противно (борьба плюса и минуса).

5-я глава – страшный сон Раскольникова: картинка детства, где маленький Родя сочувствует убиваемой лошади. После сна он полон сомнений, страха и ужаса, сон как будто рушит уже построенное прочное здание убийства (жирный минус).

Но для осуществления преступления хватило маленькой капли, которая, впрочем, становится самым весомым плюсом, – вести о том, когда старуха останется дома одна. Интересна фраза автора: «Он вошёл к себе, как приговорённый к смерти». Достоевский словно говорит читателю, что, убивая старуху и её ни в чём не повинную сестру, Раскольников убьёт себя. Об этом – весь остальной роман.

Сочинение Достоевский Ф.М. - Преступление и наказание

Тема: - Гуманизм в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Ф.М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти. Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за " униженных и оскорбленных" пронизаны произведения писателя - гуманиста. Роман "Преступление и наказание" был написан в период "трудного времени" конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает мучаетсяЕВ такой процент попадают семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница. Достоевский писатель - гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества./ У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь, как и у других. Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи - процентщицы - это вызов Раскольникова "сильным мира сего", желание доказать, что "не тварь он дрожащая", а "право имеет изменить этим порядок одним решительным действием": " Сломать что надо раз и навсегда, да и только". Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия. А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право "сильной личности" "на кровь по совести". Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его. Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. Разум и сердце не находят согласие. Боль и глубину душевных страданий Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой. Именно она откроет, возродит к жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Ради спасения детей, отца, Катерины Ивановны пожертвовала она собой. Раскольников пытается найти в Соне союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним, проходит она его "крестный ход". Только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

Гуманистом. Изучая творчество Достоевского , все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти. Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского , мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку . В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ . Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке . Болью и состраданием за " униженных и оскорбленных" пронизаны произведения писателя - гуманиста. Роман "Преступление и наказание " был написан в период "трудного времени" конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса . Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис . Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек , неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает мучаетсяЕВ такой процент попадают семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница. Достоевский писатель - гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества ./ У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь , как и у других. Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи - процентщицы - это вызов Раскольникова "сильным мира сего", желание доказать, что "не тварь он дрожащая", а "право имеет изменить этим порядок одним решительным действием": " Сломать что надо раз и навсегда, да и только". Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия. А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство , Раскольников утверждает право "сильной личности" "на кровь по совести". Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его. Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. , он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним, проходит она его "крестный ход". Только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

Ф.М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти.

Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за " униженных и оскорбленных" пронизаны произведения писателя - гуманиста.

Роман "Преступление и наказание" был написан в период "трудного времени" конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин?

Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает мучаетсяЕВ такой процент попадают семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.

Достоевский писатель - гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь, как и у других. Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи - процентщицы - это вызов Раскольникова "сильным мира сего", желание доказать, что "не тварь он дрожащая", а "право имеет изменить этим порядок одним решительным действием": " Сломать что надо раз и навсегда, да и только". Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия.

А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право "сильной личности" "на кровь по совести". Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его.

Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. Разум и сердце не находят согласие. Боль и глубину душевных страданий Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой. Именно она откроет, возродит к жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Ради спасения детей, отца, Катерины Ивановны пожертвовала она собой.

Раскольников пытается найти в Соне союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним, проходит она его "крестный ход". Только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

    Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством.

    В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма".

    Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступ...

    Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор разоблачает общество, где властвуют деньги.

    "Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.

    «Теория» и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих...

    Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

    Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном.

    Самообман и самооправдание героя романа Достоевского и крушение его теории вседозволенности «великих людей».

    Кумиры, идолы Раскольникова. Мечты Раскольникова о наполеоновской власти над людьми. Преступление Раскольникова.

    Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.

    Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Появление романа "Преступление и наказание" явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов.

    Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями" , ставящими себя выше нравственных законов общества.

    Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".

    Каким быть человеку? Обречен ли он на мучительное раздвоение, на духовное и житейское прозябание, или в силах преодолеть все и стать победителем? Герои Достоевского пытаются решить эту проблему, стремясь вырваться из противоречивого круговорота жизни.

    Право на жизнь теории Родиона Раскольникова.

    Размышляя об особенностях творчества Федора Михайловича Достоевского, критики отмечали необычайную веру писателя в человека, самого падшего, «забитого и опозоренного», и глубокую убежденность, что любовь может возвысить человека.

    Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.

Ф. М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти. Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку.

В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за " униженных и оскорбленных" пронизаны произведения писателя - гуманиста. Роман "Преступление и наказание" был написан в период "трудного времени" конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса.

Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин?

Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает мучается…В такой процент попадают семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.

Достоевский писатель - гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества./ У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь, как и у других.

Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи - процентщицы - это вызов Раскольникова "сильным мира сего", желание доказать, что "не тварь он дрожащая", а "право имеет изменить этим порядок одним решительным действием": " Сломать что надо раз и навсегда, да и только". Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия. А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного?

Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь.

Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право "сильной личности" "на кровь по совести". Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его. Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах.

Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. Разум и сердце не находят согласие. Больи глубину душевных страданий Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека... Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников)...

  2. Загрузка... «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников)...

  3. Загрузка... Годы, когда создавался роман “Преступление и наказание” (1865-1866), были для Достоевского временем тяжелого одиночества, мучительных мыслей и трудных решений. Незадолго перед этим, в 1864...

  4. Загрузка... В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», ставший совершенно новым явлением в русской литературе. Основное его отличие от...

  5. Загрузка... Центральной проблемой романа Достоевского "Преступление и наказание" является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек...