Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Площадь агора. Древняя Агора в Афинах: торговая площадь и исторический памятник. Значение афинской Агоры в Древней Греции

Площадь агора. Древняя Агора в Афинах: торговая площадь и исторический памятник. Значение афинской Агоры в Древней Греции

Афинская Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com) Вид на афинскую Агору (AJ Alfieri-Crispin / flickr.com) Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com) Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com) Tilemahos Efthimiadis / flickr.com Стоя Аттала (Афинская Агора), Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах (icelight / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Храм Гефеста, Афины (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Архитектура храма Гефеста, Древняя Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста в Афинах (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Скульптуры Древней Агоры (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

История Древней Греции захватывающая, и простыми словами ее не описать. Одним из памятных исторических мест родины Гомера, Аристотеля и Гиппократа, являющихся культурным наследием современности, стоит назвать агору в Афинах.

Агора, расположенная в Афинах, представляет собой гигантскую городскую площадь, которая занимает немыслимую для современных мегаполисов территорию в 5 гектар, и располагается на холме неподалеку от Акрополя, в северо-западном направлении.

В Афинской Агоре торговали, создавали разнообразные организации, сообщества и братства, назначали встречи, беседовали, обсуждали новости. Огромная площадь была местом рождения законодательных актов в далёких временах, еще до н.э.

Афинским архитекторам древности удалось создать уникальную конструкцию для своего времени, успешно реализовав один из первых важных экспериментов по строительству крытого сооружения.

Значение слова «агора» заключается в глаголе «собирать». Ещё одним значением данного слова является действие «созывать».

Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com)

Такое название в переводе с греческого, действительно, оправдывает себя полностью, ведь, таким образом, можно объяснить предназначение агоры как основного и самого популярного места для встреч в Древних Афинах.

В те далёкие времена площадь стала настоящим эпицентром общественной жизни, гражданского самоуправления и принятия судебных решений.

Помимо этого, она была и крупной торговой точкой, сценой для театральных постановок и спортивной ареной, а также зоной проведения интеллектуальных сражений.

В 30-х годах прошлого века американские исследователи античности провели археологические раскопки по всей территории афинской агоры, и сегодня это место стало одним из самых посещаемых в Греции благодаря неиссякаемому ежегодному потоку туристов, желающих ознакомиться с её историей.

Значение афинской Агоры в Древней Греции

В Древней Греции не только в Афинах, но и в других городах-государствах, так называемых полисах, важнейшие рыночные площади возникали неподалеку от религиозных языческих мест поклонения богам. В столице древней Эллады таким божественным центром был Акрополь. Он возвышался над городом, что позволяло обозревать весь город.

Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com)

Площадь Агора, ограничивающаяся холмами Ареопаг и Колон, располагалась по соседству с величественным Акрополем. Найденные керамические обломки в той местности говорят о том, что люди селились здесь около 4 тысячелетий назад.

Идея создания столь масштабной городской площади пришла к афинским правителям еще в VI столетии до н.э.

Данному стремлению способствовал установленный демократический режим на территории Древней Греции.

С момента принятия жизненно важных политических перемен намного больше внимания стало уделяться общественной жизни и спустя некоторое время запланированное строительство приобрело максимальные обороты и работы стремительно расширялись. Появившаяся древняя агора обозначила новый этап в общественной жизни эллинов.

Праздник на Агоре

Пересекала площадь Агору широкая улица под названием Панафинейская. Она располагалась по диагонали площади и была посыпана гравием. Именование центральной улицы связано с празднеством, которое отмечали в греческой столице в обязательном порядке.

Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com)

Во время этого праздника в жертву богам приносили домашний скот, от Дома процессий до Акрополя проходила праздничное шествие, участники которого несли одеяние для богини Афины к её статуе. Фриз Парфенона наглядно демонстрирует пышность данного праздника.

Архитекторы Древней Греции сумели предусмотреть и позаботиться также и о том, чтобы остальным гражданам Афин была предоставлена возможность наблюдать за торжественным шествием на площади Агоре.

Для этой цели были созданы специальные подмостки и ступени с выступами, благодаря умелому размещению которых можно было следить за проведением мероприятия. На самих же ступеньках фасадов могли разместиться сотни, а иногда и тысячи человек.

Наградив агору особой важностью, ей предоставили роль главного места верования и поклонения, и уступать своей значимостью она могла только Акрополю.

Храм Гефеста на территории Агоры

На протяжении так называемого Золотого века, все стороны социальной жизни в Афинах затрагивал религиозный вопрос. Строили множество святилищ в честь разных богов, которые, по мнению греков, покровительствовали различным государственным службам.

Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com)

Среди подобных построек популярностью в наши дни пользуется храм Гефеста в Греции. Обнаруженные учёными во время одной из археологических экспедиций металлические и керамические изделия подтверждают факт того, что здесь поклонялись именно Гефесту. Он был греческим Богом кузнечного ремесла и огня. Однако спустя несколько столетий, благодаря хорошему состоянию храма его преобразовали в храм для православных христиан имени Святого Георгия.

Божественным покровителем агоры стал могущественный Зевс. Древние греки считали, что он вдохновлял величайших ораторов, даруя им уверенность в сказанном слове, твёрдость и харизму. Их выступления на агоре приносили успех, а многие слова и фразы, сказанные ими, стали крылатыми и пользуются известностью в наши дни.

Древний рынок Агоры

Как уже говорилось, одним из главных предназначений афинской Агоры было ведение торговли и организация первых в мире банковских дел. Уже в V веке до н.э. афинская Агора в Греции стала устойчивым торговым центром всего полиса, известная своей валютой и скрупулезными архонтами, задачей которых был контроль над справедливостью и честностью в торговом процессе.

Древняя статуя на главной площади Афин (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

По агоре ходили рыночные охранники, метрономы. Их миссией была защита отдельных участников торговли как покупателей, так и продавцов.

Рынок, который представляла собой древняя агора в то время, был разделен на несколько секторов, называвшиеся кругами. Их определяли по характеру продаваемого товара.

Как правило, торговый процесс продолжался около 3 часов, начиная с девяти утра. Продавцы выставляли свой товар на столах, камышовых перегородках, находясь под легкими солнцезащитными навесами.

После 12 часов дня всю продукцию убирали до наступления следующего торгового периода.

Основные товары, которые можно было встретить на агоре: вино, мед, оливковое масло, керамика, пшеница и различные обработанные металлы. Каждому предпринимателю, желающему торговать на агоре, нужно было обладать высокой конкурентоспособностью и соблюдать все строгие правила продаж тех времен.

Концертный зал и Библиотека Панеция

Стоит отметить и культурную составляющую предназначения Агоры. Афины стали пользоваться еще большим спросом среди древнегреческой интеллигенции.

На территории агоры в Афинах был сооружён Концертный зал, сцена которого была создана из разноцветного мрамора, а его ширина составляла 25 метров. Одновременно он мог принять до 1000 человек.

Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Изначально зал напоминал шатер, в котором не было ни колонн, ни столбов, ни каких-либо опор. Наиболее любознательные граждане могли посетить созданную в тот же период библиотеку Панеция.

В ней было много отделов, в каждом из которых хранились рукописные манускрипты на папирусе, пергаментные записи, содержащие множество непонятных слов для современного человека, и наверняка, имеющие важность для эллинов того времени.

Главный читальный зал библиотеки выходит к западу, и, пройдя через огромный ряд колонн, можно увидеть внутренний двор, представляющий собой подходящее место для прогулки, беседы или размышления.

Сегодня зачастую считают, что афинская агора – это то, что находится прямо у подножия Акрополя. Еженедельные воскресные ярмарки - это уникальные мероприятия, организованные администрацией памятной площади, которые станут абсолютной неожиданностью для гостей города и позволят окунуться в колорит греческих фольклорных традиций, оставив массу приятных впечатлений.














Афинская Агора́ в Греции" — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 5 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий.
1.Вид на агору с


2.Попасть к агоре можно от , если пойти на право.

3.Агора состоит из двух зон. Верхней и нижней. Если повезёт вас пустят в верхнюю зону сверху.

4.И вам не придётся, как нам, вдоль забора топать к нижнему входу.

5.Можно доехать на метро до станции, так говорится в Википедии, Фисион или Тезейон. Как от неё идти к входу я не знаю. Но зная, что можно доехать до станции метро И выйдя из метро пойти на право. Вот по этой улице с магазинами и закусочными. Закусочные удобны тем, что если вы не знаете греческого или английского вас подведут к стенду с картинками и ценами. Русскоязычных в Греции всё больше. И во многих закусочных работают люди говорящие на русском или понимающие нас. Иногда даже в меню есть на русском. Но частенько этого нет. И тогда приходится объяснятся на пальцах или с помощью картинок.

6.Линия метро идущая по верху. Потом она ныряет по землю.

7. Вход 2 е. или один из Акропольских билетиков.

Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.
8.Макет Древней агоры.

9.План расположения зданий в 2 в.до н.е. Если на макете стоя Аттала слева. То на плане справа.

На территории Древней агоры хорошо сохранились (21) , стоя Аттала (6) и церковь Святых апостолов 11 века. Любителей посмотреть, что нибудь этакое, может постигнуть разочарование. Всё остальное обозначено фундаментами и остатками стен и колон.
Это случилось потому, что войдя в состав Римской империи, Афины превратились в тихий провинциальный город. Оборонительные сооружения города пришли в упадок, а население было слишком малочисленно, чтобы их защищать. Афины стали легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на них в 267 н.э. Во время этого нашествия город был разграблен, а здания и памятники агоры снесены. После ухода варваров разрушение довершили сами жители, использовавшие части снесенных сооружений для постройки новой городской стены, которая охватывала гораздо меньшую территорию. Поскольку на агоре продолжали жить и в византийскую эпоху, и во времена турецкого владычества, разрушение ее продолжалось.

Панафинейская улица. (2) Главной, широкой, пересекающей Агору была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.
10. В нижней зоне.

11.В верхней зоне.

12.К Акрополю.

В верхней зоне остатки стен, какие-то колоны с надписями, постаменты, и ещё много чего выкопанного и лежащего. Наверное, потом, когда дойдут руки из всего, что-то восстановят.
13.


14.


15.


16.


17.

18.

В нижней зоне более интересно. С востока территорию ограничивает **Атталова стоя (6), названная по имени её основателя, царя Пергама Атгала II (159-138 гг. до н. э.). Четырёхугольное возвышение перед её центральной частью - это место, где была бема (7). ораторская трибуна рынка. Археологи и историки архитектуры в 1953-1956 гг. восстановили стою II века до н. э. в первоначальном виде, использовав обломки старого сооружения. Длина этого двухэтажного зала с колоннадой равна 116 м, а ширина - 20 м. Два ряда помещений, обращённых в противоположные стороны, по 21 в каждом ряду, служили магазинами. После восстановления появилось и место для *музея Агоры. Выставочные залы занимают десять таких магазинов в одном ряду и представляют объекты от эпохи неолита до османского периода: скульптуры, керамику, стекло, рельефы и другие находки, отражающие повседневную жизнь Афин на протяжении тысячелетий. Особого внимания заслуживают *остраконы, глиняные черепки с именами крупных политиков (в частности, Фемистокла). Они служили средством для подсчёта голосов во время голосования (остракизма): кто получал большинство «бюллетеней», тот должен был отправиться в изгнание на десять лет.
19.


20.


21.Очень красивое здание и снаружи и внутри.


22.и очень длинное. Перед стоей monopteros. То круглое здание на макете.


23. Колоннада внизу.


24.второй этаж.


25.одна из статуй.

Ещё одно здание, правда не имеющее к Древней агоре никакого отношения, церковь Святых апостолов. Церковь Святых Апостолов (Agii Apostoli) (8) XI века изнутри расписана фресками. Это единственное здание, сохранившееся после начала раскопок, после того как были снесены все мешающие постройки. Она стоит на полукруглом фундаменте античного нимфея (9), т. е. павильона с источником, а к нему сзади раньше примыкал городской монетный двор (10).
26.

Ещё один храм (21) Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э. И до сих пор стоит, в очень хорошем состоянии.
27.

А теперь о том, что сохранилось плохо и только по очертаниям фундаментов и небольшим остаткам стен можно только догадываться какими большими и красивыми они были. Ну или посмотреть макеты реконструкции этих зданий в музее агоры.
Южная стоа (11) была построена между 450 г. и 425 г. до н. э. вдоль южного края Греческой агоры. Напротив неё, ближе к центру территории, находилась Центральная стоя (12) длиной более 150 м. Она была самым большим зданием на Агоре. Вместе со связующей их Восточной стоей (13) они образовывали центральный деловой район классической и эллинистической Агоры, от которого остались одни лишь фундаменты. Южная стоя примыкает к зданию Гелиэя (Heliaia) (14), суда присяжных, основанного Солоном.
Вероятнее всего, здание использовалось банкирами, которые ставили свои столы под ее портиком. Как и в Толосе, в ней хранили стандартные меры длины и массы. Комнаты были предназначены для официальных лиц.
Стоа, сделанная преимущественно из пороса, стояла на высокой террасе. Она состояла из ряда 15 комнат за двумя пролетами, каждый из которых состоял из двух рядов дорических колонн из пороса, — внутренний посреди здания и внешний, формирующий фасад стои. Внутренняя и боковая стены были сделаны из высушенного на солнце кирпича на основе пороса.
Комнаты были почти одинаковыми. Лишь центральная комната отличалась от других — в нее входили через вестибюль. Комнаты использовались вероятнее всего как столовые, в каждой было расположено семь диванов. Это подтверждается планом пятой комнаты с востока, которая имела немного поднятый бордюр, выложенный галькой, как было тогда принято в обычных столовых комнатах. Двери комнат были немного смещены от центра к востоку.
Стоа имела размер 80,47х14,89 м., глубина портика — 9,2 м., комнаты около 4,8х4,86 м. Внешний диаметр дорических колонн составлял 0,53 м.
Спустя несколько столетий, в 150 г. до н. э. на этом месте была построена другая стоа. Археологи обозначают старую как «Южная стоа I» и новую как «Южная стоа II».
Это была дорическая однонефная стоа, открытая к северу. На севере находились 30 колонн в антах, на юге, западе и востоке стоа была окружена стенами. На южной стене находилась маленькая прямоугольная ниша, смещенная от центра, — скорее всего экседра или фонтан. Южная Стоа II находилась на южной стороне места, известного под названием Восточная площадь. Стоа имела размер 93,6х8,5 м., расстояние между колоннами составляло 3 м.
28.Всё это было найдено примерно в районе расположения этих зданий.


29.Центральная стоя (12)


30.Восточная стоя (13)


31.Южная стоя примыкает к зданию Гелиэя (Heliaia) (14).


32.


33.

34.Южная стоа (11).

35.

36.Эта группа зданий перед

Линию построек в западной части Агоры начинает с левой стороны толос (15), круглый храм с расписной черепичной крышей, покоившейся на шести внутренних колоннах, сооружённый в 456 г. до н. э., от которого остались хорошо заметные фундамент и алтарь. Здесь перед своими собраниями трапезничали и приносили жертвы 50 пританов, правящий комитет народного собрания (Совета пятисот).
К толосу примыкала кухонная пристройка и небольшой фонтан, а также резервуары для воды и колодцы. Толос был не только местом отправления различных малых культов и хранилищем образцов официальных единиц мер и весов, но служил также столовой и спальней для пританов (членов исполнительного комитета Совета).
Над осушительным каналом (16) (VI или начало V в. до н. э.), зимой отводившим осадки от Акрополя к ручью Эридан, слева стоял Метроон (Metroon) (17) - храм Матери богов и афинский государственный архив. С его тыльной стороны находится булевтерион (18), городской муниципалитет. За развалинами храма Аполлона Отца (Apollon Patroos) (19) (ок. 330 г. до н. э.) и стои Зевса Освободителя (Zeus Eleutherios) (20)
В конце 30-х годов 5 в. на месте святилища Зевса началось строительство длинной двойной стои (галереи) Зевса Элевтерия с выступающими вперед украшенными фронтонами крыльями по обеим сторонам. Наружные колонны были дорического ордера, внутренние - ионического. Перед стоей, между ее крыльями стояла статуя Зевса, по которому и называлась стоя. Павсаний упоминает еще Царскую стою, где находился архонт-басилевс (член коллегии 9 архонтов, ведавший вопросами религии). Однако описание Павсания довольно неясное, так что топографы не пришли к единому мнению, были ли в Афинах две различные стои, Зевса Элевтерия и Царская, или это одно и то же сооружение.
47.


48.Капитель коринфского ордера от одной из колонн Одеона Агриппы.


49.

50.

Греческое слово агора́ происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой трагедии, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. Говорят, известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями. Здесь побывал и апостол Св. Павел, возмутившись обилием капищ и жертвенников, в одном месте сосредоточенных.

Сейчас здесь тишина, руины и деревья пышнокронные. Слева — храм Гефеста. В центре — памятник знаменитым героям, именами которых названы десять племен Аттики (IV век до н.э.). Неподалеку — статуи наиболее именитых архонтов. Все скульптуры сильно повреждены.

Архонты — старейшины родо-племенных союзов, по нашему — главы администрации. Мраморные архонты восседают в мраморных креслах с львиными лапами. Я не смогла посмотреть им в глаза: у всех отбиты головы.


Афины. Агора. Выставка архитектурных обломов —
останков древних раритетов

Архитектурные обломы бережно подняты с земли и, если есть такая возможность, к другой своей части прилажены в надежде, что выставка позволит вернуть впечатление, какой была Агора, когда были живы храмы.

Когда я бродила по Агоре, все обломы были повержены, коринфские капители стояли как корзины цветов на полу, а византийские храмы — такие неуклюжие, коробчатые, не беломраморные, а пестро-каменные — в этом побоище себя утверждали. Но, не утвердились…

Классика — образец Красоты, в веках непревзойденный!


Афины. Агора. Реконструкция зданий из архитектурных обломов —
останков древних раритетов

В настоящее время границей Агоры служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходят воскресные базары, позволяющие ощутить колорит греческого фольклора и среднего востока. Я стараюсь не отвлекаться от того, что не шумит, от того, что молчит, ожить пытается и…

Для меня этой реконструкции достаточно, чтобы возникла в яви Центральная галерея, или «Стоя» — крытое пространство для общественных собраний. Чем «стоя» отличается от храма? По сути, все это — одно и то же, разница лишь в том, какой силе поклоняться: небесной или земной.

Не сердитесь на меня за брюзжание: то действует демократичный дух, свойственный времен Перикла…


Не могу не заметить, что Тесейон, что Гефестион выглядят подражанием Парфенону: все — то же и, одновременно, чего-то не достает. Чего? Тесейон (Гефестион) — типичный храм . Парфенон — шедевр, рожденный Высоким вдохновением своих авторов.

Похоже, все наши проблемы возникли в Элладе…

Это — фрагмент главного фасада храма. Я по собственному произволу превратила его в ученическую отмывку. Их в докомпьютерные годы обучения профессии студенты-архитекторы выполняли в немалом количестве.

Превратила и сердце заныло: здесь есть чему поучиться, прежде всего идеальному соблюдению уравновешенности несущего (строя колонн) и несомого (тяжести антаблемента).
То — периптеральный храм, внутренние помещения которого, спрятавшиеся за прямоугольными стенами, окружены колоннами со всех четырех сторон. Можете вернуться на предыдущую страницу и посчитать: по торцам храма стоит 6 колонн, по продольной стороне — 13. Это — типичное для дорического периптера соотношение.

За наружной колонадой можно разглядеть портик пронаоса — преддверия храма. Видны дорические колонны меньшей высоты, чем в периптере. Во внутреннем помещении — наосе — находились статуи Гефеста и Афины работы скульптора Алкамена.

Все для эллинов было привычно, отработано — типично.


Видели Пергамский алтарь Зевса? То — колонный храм в обилии скульптур и декора. Здесь — только плиты-ступени, уложенные друг на друга. Декор разбит? Не думаю, что он был: обилие храмов и скульптуры на Агоре можно преодолеть лишь Простотою, что рождает благоговейную тишину…

Алтарь Зевса Агорея из пентелийского мрамора — один из первых объектов, найденных на Агоре во время первого сезона раскопок в 1931 году. Алтарь находится на востоке от Метроона, за статуей Адриана.

Вначале считалось, что алтарь всегда располагался на том месте, где был найден. Затем обнаружили метки каменщиков на краях блоков, сделанные в том же стиле, что и на блоках храма Ареса. Значит, в одно и то же время были перенесены многие другие объекты Агоры.

Скорее всего, перенос алтаря произошел в эпоху Августа, когда уменьшилось значение афинской государственности. Театр Диониса пришел на смену месту для народного собрания, да и само это собрание потеряло значимость во время власти римского императора.

Все приходит, живет и уходит.


Да… Дуб и лавр по бокам алтаря были посажены в 1954 году королем Греции Павлом и королевой Фредерикой.

Постояли в благоговейной тишине у алтаря Зевса?
Пусть кошка, живущая на Афинской агоре, дремлет,
что ей Зевс — привычное дело, а мы продолжаем движение…


Вид на Афины с горы Ликабетос, за которой встает солнце.
К V веку до н.э. принадлежат Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи, поднявшиеся на Священной скале на 156 метрах над уровнем моря.
Вдали — Средиземное море и порт Пирей с гаванью Перикла

Не упустите, в какой последовательности расположены храмы на показанном виде Афин. Пропилеи тянутся вверх, поднимаясь из-за за Священной скалы. На верхнем плато справа — . Слева возвышается Парфенон, смотрящий на нас своим восточным фасадом. Вокруг храмов на верхнем плато лежат архитектурные обломы и бродят люди по дорожкам, отполированным в мраморе их ногами. Все…

Любой другая точка видимости покажет другой ракурс на , и виды эти сложатся в калейдоскопическое видение: неразрывно-непрерывное представление целого…

ПЕРЕД НАМИ — МИРАЖ, НАПРЯЖЕННО ВИБРИРУЮЩИЙ,
ЧТОБЫ, ДАЖЕ РУИНИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРЕТЯ,
ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВА — ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ВРЕМЕНА…

ПЕРЕД НАМИ — ЭПИЦЕНТР ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕ КОТОРОГО ПОПАДАЮТ ЗРИТЕЛИ,
ВОСХОДЯЩИЕ НА АКРОПОЛЬ, А ВМЕСТЕ С НИМИ —
ИХ СЕМЬИ, ГОРОДА, СТРАНЫ, В ОБЩЕМ — ЗЕМЛЯНЕ.

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРИНОШУ КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ, ЧТО НЕ ИССЯКАЕТ В АФИНАХ, А ЗАКРУЖИВШИСЬ У АКРОПОЛЯ, УХОДИТ В БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ БЫТИЯ.

Вы сомневаетесь в наличии Спирали? Тогда скажите, как можно на деле стать Классикой — образцом для подражания в бесконечной цепи последующих Пространств-Времен? В этом-то не сомневается никто.


Афины. Вид на город со стороны Акрополя.
На переднем плане — Плака: старейшая часть города.
На дальнем — гора Ликабетос

Каждая пядь земли Греции связана с древней мифологией — каждый храм, каждая оливковая роща, каждый холм. Пример — легенда, рассказывающая о том, как гора Ликабетос оказалась в Афинах. По преданию, богине Афине хотелось, чтобы ее святилище на Акрополе было поближе к небу, то есть располагалось повыше от земли.Однажды, во время сильной ночной грозы, она направилась на гору Пентеликон и оторвала от нее большую скалу с тем, чтобы водрузить эту скалу поверх акропольской. Так случилось, что на обратном пути две черные птицы принесли Афине дурные вести о событиях, в которые она немедленно должна была вмешаться. Разгневанная Богиня в спешке бросила ношу и впоследствии забыла о своем плане, так что скала (в 278 метров высотой) осталась навеки лежать на том самом месте, где она ее оставила. А афиняне до сих пор благословляют свою быстрогневную и порой рассеянную покровительницу, когда им случается прогуляться по этой горе, ныне находящейся в пределах современных Афин.

Знаете, в чем изумительность восхождения на Ликабетос
по крутому серпантину? Делюсь наблюдениями…
За горой Ликабетос (в ноябре это было) встает Солнце.
Если вы сможете проснуться в пять часов утра
и добраться до горы, то будете восходить к Солнцу,
вдруг — на повороте серпантина — оказываясь над Бездной,
но не погибая от ужаса, а тая в солнечных лучах, проливающихся на Землю в беспредельной щедрости своей.

Для меня сила воздействия этого впечатления непреодолима…
Я поднимаюсь ввысь — к Солнцу, чтобы растаять в его лучах.
И эта возможность наполняет Счастьем всю мою жизнь.
О, Эллада… О, Афины… О, Великая богиня…

Повторю, тему развивая…
Парфенон занимает самую высокую часть скалы, как положено центральному сооружению ансамбля. При восприятии Акрополя с дальних расстояний, силуэт храма венчает собой целое. С той стороны, где Парфенон вплотную придвинут к южной границе Акрополя, он выглядит особенно эффектно: мраморная колоннада, кажется, вырастает из массива подпорной стены.

Этот ракурс предстает перед глазами, когда едешь в Афины из аэропорта. «Смотрите, сейчас откроется самый красивый вид на Акрополь», — сказал гид родом из Ташкента. «Не буду смотреть» — подумала я. Не удержалась — и по сю пору смотрю Парфенону в глаза в полном онемении.

При движении от Пропилей Парфенон виден в три четверти, что позволяет создать наиболее выгодное впечатление о нем, как о целом. Вспомните скульптуру: трехчетвертные ракурсы греки предпочитали всем другим.

К Парфенону «Панафинейская процессия» подходила
не с западной — ближней стороны от Пропилей, а с восточной — дальней. Чтобы сделать это, процессия должна была двигаться по дуге вдоль южной стены Акрополя.

Поняли, что происходило там, где Спираль зарождалась? Парфенон не отпускал восходящих на Акрополь из поля своего воздействия, но и не подпускал их к себе, пока они не проникнутся — не напитаются исходящими от него силами совершенного существа…

СПИРАЛЕВИДНОЕ ДВИЖЕНИЕ — ПРОСТРАНСТВ ТЕЧЕНИЕ,
НАСЫЩЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ,
ИЗ ПЛЕНА КОТОРЫХ НЕ ВЫРВАТЬСЯ НИКОГДА,
ИБО СПИРАЛЬ — ТА СИЛА, ЧТО В ПРИНЦИПЕ НЕОДОЛИМА.

И сегодня, если захотите, вы можете стать участниками процесса восхождения к Богам вне того, принимаете ли вы участие в «Панафинейских торжествах» или просто доверились Пространству. Правда, гиды акропольские упускают возможность организовать это фантастическое в его непрерывности действо: они тащат туристов от точки к точке, превращая ПРОЦЕСС в сумбур…

Как они свое непонимание оправдают, когда предстанут
перед Богами Эллады в положенный час?

Вглядитесь, еще чуть-чуть и мы поднимемся через Пропилеи на плато, пройдем возле Эрехтейона и приблизимся к западному фасаду Парфенона. Обратите внимание на театр под Акрополем. Он — совсем другой: имперский. Архитектура с легкостью выдает все тайны. А я…

Я вперед забежала, все о самом главном уже рассказала, а по моему сценарию нам еще нужно выйти на Агору. Если будете это делать без меня, запомните: перед закрытой калиткой в изгороди, отделяющей Агору от Афин, нужно оказаться в воскресный день, когда свободны входы во все музеи (музеи!), и стоять перед калиткой этой в 10 часов утра, потому что музеи (музеи!) закрываются в 16 часов и вы, задержавшись, можете не успеть пережить в целом Процесс торжественного восхождения к Богам олимпийским…


Все. Богиня Афина и город Афины, ждут нас. В них должно ожить Время и его современники — участники «Панафинейских торжеств», восходящие к своим Богам.

Как Боги принимали афинян?
В чем заключалась сущность их встречи с Богами?
Не к дарению же пеплоса сводилось восхождение:
то, несомненно, — внешняя сторона ритуала.
Тогда, что именно воздействовало на изменение состояния
дущи и духа участников торжества? И происходило ли оно?

Безусловно, происходило, ведь даже демонстрации на Дворцовой площади были очистительны с позиции недавно ушедшей веры. Отбрасываем сомнения — умозрительное восстановление Афинских архитектурных декораций начинаем. Они в руинах, значит, не могут не открыть Истины…


Герма, завершенная торсом Перикла. Римская копия
с греческого оригинала Кресила. Ватиканский музей.
Графическая реконструкция Парфенона, что показывает,
каким был храм до превращения в «руину, обнажающую истину»…

Что меня обнадеживает и настораживает… В ситуации, при которой Акрополь представлял собою обширное кладбище с грудами камней и осколками разбитых статуй, Перикл увидел единственный выход: с помощью искусства утвердить первенство Афин над всем эллинским миром.

Перикл надеялся: Парфенон, став воплощением Совершенства,
будет владычествовать над Пространством безграничным
и Временем бесконечным! Будет!!!

ТАК ОНО И СЛУЧИЛОСЬ: ИСКУССТВО ЭЛЛАДЫ V ВЕКА ДО Н. Э.
СТАЛО КЛАССИКОЙ ИЛИ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕПИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ-ВРЕМЕН.

Эстетический идеал Высокой классики выражен в словах Перикла: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Эстетические цели Высокой классики выражены в его же словах: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа <…> Город наш - школа всей Эллады».

Периклу приписываются следующие цитаты: «Не уметь переносить бедность постыдно; не уметь избавиться от нее трудом ещё постыднее»; «Рождение - благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память». Значит…

АФИНЯНЕ В ПОРУ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
ПОДДЕРЖИВАЛИ В СЕБЕ СИЛУ ДУХА
«РАЗВИТИЕМ СКЛОННОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ»?

Это — не Зло, идущее на Зло.
То Красота становится противодействующей Злу силой.
О, Перикл, ты — мудрейший из самых мудрых в Афинах…
О, Фидий, Иктин, Калликрат и Мнесикл, вы наделены Божественным даром, что позволяет вам говорить со всеми: кто шел до нас, кто идет за нами…

Что настораживает? Ждем ответа…


Графическая реконструкция Афинского акрополя,
наиболее достоверная, на мой взгляд.

На графической реконстукции представлены…
Парфенон (арх. Иктин и Калликрат, 447-438 гг. до н. э.).
Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437-432 гг. до н. э.).
Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат; 449-421 гг. до н э.).
Святилище Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

За Пропилеями где-то в центре Акрополя установлена статуя Афины Промахос - колоссальное изображение богини Афины-Воительницы, воздвигнутое в память побед над персами.
То Перикл — Великий стратег Афин — поручил в 449 году до н.э. скульптору Фидию большой государственный заказ: изваять колоссальную статую покровительницы города. Среди развалин, оставшихся после вторжения персов от предшествующего священного храма, Фидий воздвиг 9-метровый символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. На Зло правитель и художник ответили угрозой, то есть тоже Злом…

О, Афина! Ее рождение сопровождал золотой дождь. Она хранила молнии Зевса. Её изображение, так называемый палладий, упало с неба — потому ее и называют Афиной Паладойл. Священным деревом Афины была маслина, считавшаяся «деревом судьбы», а в самой Афине ее почитатели видели Великую богиню-мать — родительницу и губительницу всего живого.

В Классический период Афина считалась Богиней мудрости в государственных делах.
Для поздней античности, поднимайтесь выше, в ней виделось большее:
ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ КОСМИЧЕСКОГО УМА
и СИМВОЛ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ МИРОВОЙ МУДРОСТИ.
Вот такой-то Идол в золотом одеянии возвышался
над Священной скалою, источая Свет и угрожая Смертью…
персам ненавистным.

НЕ НАДО!!! ЕСЛИ ЗЛОМ ОТВЕЧАТЬ НА ЗЛО,
СИЛЫ ЗЛА БУДУТ ЛИШЬ КРЕПНУТЬ!

Это знаем мы.
Афинянам подобные Истины могли быть неведомы…


Реконструкция Афинской агоры по сохранившимся обломам раритетов

Хотите убедиться, сколь безжалостно к былому Время? Ему бы только течь вперед и вперед, былое не ценя, былое предавая разрухе, уничтожению. Хотя бы раз Время остановилось и содрогнулось, осознав свое небрежение. Но, нет — нельзя: вместе с Временем и жизнь замрет. Они — неразлучная пара: все вперед и вперед — рождение, взросление, умирание…

Вы только прочтите: Святилище Афродиты Урании, Царский дворец, храм Ареса, храм Тесея (Гефеста), Булевтерий (зал заседаний Совета), Толос (место собрания пританов), Гелиэя (здание Народного суда), театр Одеон с гигантским портиком, множество алтарей, галерей, разрозненных скульптур и сгруппированных, есть даже трибуна оратора…

Вернее — все было, да Время былое смыло.


Вид на Афинский акрополь с Агоры, что располагается
у подножия Священной скалы

Из куп дерев выглядывают особнячки в неоклассическом стиле. Знакомая для петербуржцев архитектура, но… Сначала я никак не могла понять, в чем заключается несомненно присутствующее различие. Потом резко, вдруг поняла: особнячки — из мрамора. Рисовка карнизов, сандриков над дверьми и окнами выглядит чертежом на полированной стене каменной. Замечательно? Зато у нас все так мягонько, контуры расплывчаты, детали разваливаются и отваливаются…

Что потрясает всерьез, так это скала. При определенном освещении она становится голубой и выглядит небом. Она над Плакой и Агорой не висит, а тает. Ее можно перестать замечать, а потом, осознав фантасмагорический эффект, остолбенеть в изумлении — в мраморную статую или соляной столб превратиться.


Храм Тесейон или Гефестион построен на западной границе Агоры. В настоящее время он является наиболее хорошо сохранившимся культовым зданием античного периода, потому что христиане, в свое время, превратили его в храм Святого Георгия и использовался он в соответствующем назначении вплоть до XVIII века..


Долгое время исследователи истории Древней Греции утверждали, что храм посвящен мифическому герою Аттики Тесею — победителю Минотавра: чудовища, пребывавшего в Лабиринте на и требовавшего, чтобы ежегодно в жертву ему приносили самых красивых юношей и дев. Мифический Тесей имел исторический прототип — 1-го царя Афин с тем же именем. Именно он превратил несколько поселений вокруг Священной скалы в город Афины.

В последние годы исследователи пришли к выводу, что храм посвящен не Тесею, а богу-кузнецу Гефесту и богине Афине. Повод так думать дали археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены приношения, которые совершали афинские ремесленники.



в градостроительных преобразованиях Афин.
Краснофигурная ваза с изображением движущихся в танце
женских фигур и вакхов

И сегодня при воспоминании о Плаке вдруг начинает в моем воображении звучать мелодия сиртаки и мерно движущиеся по Священной скале тени танцующих молодых людей становятся реальностью не то современных Афин, не то Древней Эллады, не то моей петербургской жизни.

Обратите внимание на включение интенсивного цвета, горящего на белой стене: красный, синий, желтый, зеленый. Такой же — четырехцветной — была раскраска и архитектуры, и скульптуры Древней Эллады.


Плака — самая старая часть города, уцелевшая от сноса
в градостроительных преобразованиях Афин

Не могу не показать Плаку: всю в теплых стенах с оконцами, закрытыми ставенками от дневного палящего солнца; всю в улочках-тупиках, будто специально так запутанных, чтобы надоедливые туристы не могли добраться до Акрополя. Священная скала с непостижимо прекрасными храмами здесь — висит над сетью улочек. Ее нет — потому что она недостижима.
Через Плаку не пройти — и не старайтесь: заблудитесь.

Я прошла быстро и вышла к дому, по желтому цвету стен которого очень крупными синими буквами было написано по-английски: «Через 200 метров — Акрополь», и указан знак, куда нужно повернуть. Эту надпись я тоже запомнила на всю жизнь, как награду за долгое ожидание встречи с Парфеноном.

Сказочный город, в котором историей сочится каждый камень. Его сердцем называют Акрополь, а вот древняя Агора , расположенная на северо-западном склоне холма - подлинная душа греческой столицы. Именно тут почти четыре тысячелетия назад зародилась цивилизация эллинов (на это «намекают» результаты археологических изысканий). Что до сохранившихся исторических памятников, доступных осмотру современных туристов, то многие из них датируются третьим-четвертым веком до нашей эры.

Главный перекресток всех дорог

Вообще-то Агора в древней Греции была в первую очередь торжищем, а параллельно - местом развлечений, прогулок и важных встреч. Здесь совершали сделки, обговаривали брачные союзы, состязались в ораторском искусстве и обменивались сплетнями. В Афинах эта площадь приобрела особое политическое значение, став символом демократии. Одновременно она считалась царством закона, давая пристанище правительственным служащим высшего ранга и верховным судьям.

На каменных плитах древние мастера высекали родовые правила и нормативные акты, которыми предстояло руководствоваться чиновникам - каждый из них, вступая в должность, принародно приносил традиционные клятвы, поднимаясь на специальный постамент. До полудня на Агоре шумел оживленный базар, а затем лавочники покидали ряды - наступало время для культурной и светской жизни. Театральные постановки, научные диспуты, спортивные состязания и красочные обряды собирали рекордное количество зрителей.

Правители сменяли друг друга, но каждый последующий старался оставить о себе нестираемую память, увековеченную в местной архитектуре. Древняя Агора в Афинах столетие за столетием обрастала новыми сооружениями - фонтанами, алтарями, хозяйственными постройками и административными зданиями, скульптурными группами, колоннадами и храмами. Здесь нашлось место даже для библиотеки, которую любили посещать греческие философы.

Если верить историческим летописям, самым потрясающим действом, происходившим на площади, были Панафинеи - всенародные праздники с религиозным подтекстом. Из самого центра Агоры отбывала торжественная процессия, участники которой доставляли в Акрополь роскошные дары: наряды для богов, благовония и продукты, жертвенных животных, изысканные вина, драгоценности. Заканчивались гуляния музыкальными и спортивными конкурсами, в которых могли участвовать все обитатели столицы.

Грандиозное наследие предков

Достопримечательности афинской Агоры подробно перечислены в греческих путеводителях, но представить их подлинное величие по фотографиям невозможно. Необходимо провести на площади хотя бы один день, чтобы ощутить биение древнего пульса под яркими одеждами современной цивилизации.

В галерее царя Аттала двадцать столетий назад не стихали смех, споры и крики зазывал - сюда съезжались на торг купцы из разных уголков страны. Сегодня внутри отреставрированного двухэтажного строения царит тишина. Здесь разместился Античный Музей, в котором выставлены уникальные археологические находки, повествующие о прошлом легендарной афинской Агоры.

Над площадью по сей день возвышаются статуи каменных гигантов, некогда служивших украшением гимнасия. Свято охраняют свои секреты руины Булевтирия - места, где в далеком прошлом собирался высший законодательный совет Афин. Пятьсот самых знатных и уважаемых граждан неусыпно трудились над процветанием города - они придумывали правила, для утверждения которых на площади собиралось все население.

Время не пощадило многие религиозные сооружения, располагавшиеся по периметру Агоры. Персы стерли с лица земли величественный храм Зевса Освободителя. Вместе с павшими защитниками столицы погибло святилище Афины Фратрии. Были уничтожены алтарь Аполлона, статуи Гермеса и Диониса. И все-таки душа города никуда не исчезла. Она живет среди колонн храма Гефеста, хранится под округлыми сводами Фолоса - как некогда хранились эталоны веса и меры, необходимые для честной торговли.

История свидетельствует, что появление Агоры в Афинах датируется 6 веком до н. э. В то время на греческих территориях стали популярны демократические идеи общественного управления, поэтому возникла необходимость в специально отведенных площадях для организации политического устройства.

За время своего существования Агора многократно разрушалась захватчиками всех мастей, постепенно утрачивая свою общественную и коммерческую значимость. За последние несколько веков район подвергся массированной жилой застройке.

Для проведения современных археологических раскопок было снесено около четырех сотен жилых домов. Это открыло доступ к артефактам разных исторических эпох.

Что посмотреть

Сегодня территорию Агоры можно назвать храмовым комплексом: вершины холмов увенчаны колоннадами с типичными для древних культовых строений пирамидальными крышами, а площадки между ними усеяны символическими скульптурами, небольшими часовенками, перемежающимися с густой греческой растительностью. Многие храмы имеют вид исторических развалин, что не лишает их достоинств в силу достопочтенного возраста.

Особенно впечатляют монументальные постройки, сохранившие целостность до наших дней. Их стены покрыты резьбой, полной символизма греческой мифологии, а старинные технологии возведения высотных зданий заставляют восхищаться задумками и инженерными решениями мастеров того времени.

Агору в Афинах иначе называют Греческой, чтобы выделить ее значимость, по сравнению с Римской Агорой, появившейся гораздо позже и уступающей по размерам афинской.

При более подробном изучении площадь древней Агоры в Афинах достаточно хорошо и продуманно структурирована. Предназначение различных участков продиктовано насущными городскими нуждами – библиотека, огороженные территории для собраний и прочего. Старинные каменные изваяния настолько привычны в окружающем пейзаже, что прекрасно соседствуют с современными афинскими новостройками.

В настоящее время площади Агоры представляют собой исторический заповедник Афин в обрамлении зарослей местных представителей хвойных и кустарниковых форм. Широкие тропы в тени деревьев отлично подходят для продолжительных прогулок от постройки к постройке. Этому же способствуют вымощенные древними камнями мостовые, ступени широких лестниц, а каждый отломившийся от древней стены обломок так и просится остаться запечатленным на фотографии. Описание Агоры следует дополнить упоминанием о неизменных кипарисах, которые своими пиками соревнуются с колоннами и вершинами самых высоких агорских храмов.

Главная площадь Афин, весь ее облик свидетельствует о том, что это было наиболее популярное место в городе. Сюда устремлялись не только торговцы, но и политики, общественные деятели, творческие личности. Людской поток не иссякает и по сей день – множество туристов посещают уникальную греческую достопримечательность , чтобы приобщиться к истокам истории и культуры не только европейского, но и мирового значения.

Соседство крупного культового сооружения, которым является Акрополь, и Агоры как средоточия торговли, самоуправления, интеллекта и культуры, не случайно. Традиционно основные аспекты городской жизни в Греции концентрировались вокруг мест сакрального назначения. Место поклонения богам считалось самым главным в столь крупных городских поселениях, как Афины, которые в свое время являлись самостоятельным государством.

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые поселения людей в данной местности встречались уже 4 тысячи лет назад.

Достопримечательности

Наиболее примечательными на Агоре являются:

  • храм Гефеста;
  • Стоа Аттала, или галерея-портик (реконструкция середины прошлого века);
  • концертный зал, вмещавший до тысячи посетителей;
  • библиотека Панеция;
  • статуи гигантов;
  • дом-фонтан;
  • алтарь 12 богов;
  • алтарь Зевса;
  • руины толоса и др.

Агора вмещает многие десятки достопримечательностей, каждая из которых заслуживает отдельного внимания, обладает своим «лицом», историей и может похвастать уникальными фактами. Это исторические памятники, церкви, храмы, архитектурные детали, отпавшие от первоначальных строений и ставшие образцами, наделенными археологической и исторической ценностью.

По диагонали Агоры проходит улица Панафинейская – по названию большого греческого праздника. Улица была с гравийным покрытием и предназначалась для массовых шествий. Рядом были предусмотрены специальные возвышения для еще более многочисленных зрителей. Праздник был очень пышным и масштабным, с жертвенным приношением, пирами и красивыми одеяниями для главных греческих божеств.

Интересен Монумент эпонимов – аналог современной городской доски объявлений. На нем вывешивались новые законы, объявлялись судебные решения, военные распоряжения.

Адрес Агоры в Афинах и как добраться

Адрес : Адриано 24, т. 10555, Афины (префектура Аттики). До центра Афин, где сама достопримечательность, проходят ветки метро. Наземные пути выходят непосредственно на территорию древней Агоры.

Как добраться : до храма Гефеста – станции метро с названиями Монастираки или Фисион, а далее – пешей прогулкой, минут семь, до центрального входа. На карте это на улице Адриану, сюда же легко попасть на авто, если добираться самостоятельно. Еще один вариант, как доехать: на автобусе № 227.

Стоимость входа

Цена билетов: 8€ – полный, 4€ – льготный. Пакетные билеты на посещение комплекса объектов: 30€ – полный, 15€ – льготный. На официальном сайте есть перечень категорий лиц с бесплатным посещением. Сайт двуязычный – греческий и английский. В галерее портала подробные и панорамные фото. Здесь же представлена информация о музее в Агоре, история, описание и памятники. В разделе Информация – подсказки для людей с дополнительными потребностями.

Расписание посещения Агоры

Режим работы : ежедневно. Предусмотрены выходные дни – это государственные и европейские праздники. Полный список представлен на официальном сайте Агоры.

Часы работы в высокий сезон: с раннего утра до 19:30, в понед. – с 11:00. В низкий сезон: до 15:00.

Если говорить об Агоре в Афинах кратко – это собрание истинных древних редкостей. Большинство из них навсегда утратили первоначальный вид, но впечатление о древнегреческих храмах и других городских сооружениях неизменно мощное и глубокое. Дух древности здесь запечатлен в каждом камне, колонне и ступени. Оказаться рядом с каменными свидетелями многовекового созидания и одновременно разрушения – удовольствие для путешественника и ценителя мировых достопримечательностей.