Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Открытие зала «Зарядье» и московская концертная жизнь. Музыкальная гостиная XIX века. Концерт-беседа Что может звучать в концертном зале

Открытие зала «Зарядье» и московская концертная жизнь. Музыкальная гостиная XIX века. Концерт-беседа Что может звучать в концертном зале

МОУ СОШ № 13

Конспект открытого урока по музыке

во 2-ом классе

по теме:

« В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Назарова Светлана Амировна.

г. Павловский Посад

Тема урока: « В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.

Задачи урока:


  1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.

  2. Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.

  3. Изучение новых терминов и понятий.
Оборудование: учебник 2 класс(

DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.

На доске : записаны слова и словосочетания: концертный зал, консерватория, композитор, дирижёр, лад, и т.д.

Ход урока:

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о музыкальном театре и познакомились с образами детских опер и балетов. (Задать наводящие вопросы по пройденной теме.)

Дети: (Отвечают на вопросы по теме.)

Учитель: В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр и Детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац. (сл. 2,3). Вы уже знаете о композиторах, пишущих музыку для оперы и балета, о ведущих артистах сцены, о музыкальных инструментах. (портреты композиторов )

Один из лучших концертных залов России находится в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. (сл. 4) Откроем учебник на развороте страниц 90-91 « В концертном зале», мы видим Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Перед входом в консерваторию- памятник композитору. Красивый занавес раскрывает сцену где выступает симфонический оркестр - (исполнитель), в зрительном зале- (слушатели ). Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.

Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение.

Учитель: Кто в концертном зале? Смотрим в учебник, отвечаем и подписываем картинки.(сл. 12)

Дети: Ответы учащихся.

Учитель : В чём разница между музыкальным театром и концертным залом?

Дети: Оркестр находится в оркестровой яме, а в концертном зале – на сцене; зрители подходят к дирижёру. В музыкальном театре декорации на сцене.(сл. 9,10,11,12)

Учитель: НЕ случайно определение гласит, что симфония – это согласие, созвучие, слияние всех голосов, красота и гармония. Давайте послушаем музыкальное произведение. (фо-но) Сколько инструментов прозвучало?

Дети: Один – фортепиано.

Учитель: Послушайте ещё одно произведение. (симфон. оркестр)

А теперь сколько инструментов прозвучало?

Дети: Много.

Учитель: Какая из них весёлая, какая грустная? Есть разница?

Дети: Ответы детей. (сл.13,)

Учитель: В каждой сказке есть чудо. Вспомните пожалуйста в какой сказке А.С.Пушкина имелись три чуда?

Дети: « Сказка о царе Салтане». (1-ое чудо Белка; 2-ое чудо Тридцать три богатыря; 3-е чудо царевна Лебедь)

Учитель: Давайте послушаем фрагмент из этой оперы(полёт шмеля), а написал оперу великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков. (сл.14,15)

Учитель: Звуки с мелодией ладят. Лад – сочетание звуков. Мажорный лад – весёлый. Минорный лад – грустный. Лад показывает характер мелодии. (показ схемы - терминов )

Что такое интонация?

Дети: Выразительность.

Учитель: Какие интонации вы знаете?

Дети: Удивлённая, восхищённая, ласковая, радостная, обиженная.

Учитель: Какие темпы вы знаете? (показ схемы )

Дети: Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный, средний.

Учитель: Ребята, давайте разберёмся, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и как они звучат.

Инструменты в оркестре объединены в группы, и они имеют свои названия. (сл. 16)

Понятие семейство струнные не случайно, так как у этих инструментов действительно такие голоса:

Контрабас – как у папы

Виолончель – как у мамы

Скрипка-альт – как у сына

Скрипка – как у дочери

И так, кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Дети: Композитор, исполнитель, слушатель.

Учитель: Какую музыку вы слушали?

Дети: Классическую, грустную, весёлую, громкую, тихую и т.д.

Итог урока:

Учитель: С какими новыми музыкальными терминами мы сегодня познакомились?

Дети: Лад, мелодия, темп, контраст.

Учитель: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок.

В концертном зале.

Триединство « композитор – исполнитель – слушатель», предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел « В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, и т.д.

Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов(фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Ролевые игры « На концерте», «В гостях у композитора», « Мы – исполнители», которые можно организовать на уроке музыки, будут готовить детей к ситуации посещения концертного зала, развивать их внимание к особенностям посещения концерта – праздничная одежда, знакомство с афишей и программой концерта, слушание музыки в тишине, выражение своего позитивного отношения к понравившимся музыкальным произведениям и их исполнителям (аплодисменты) и пр.

11.09.2018, 0:00

Первые концерты в новом концертном зале «Зарядье» (с Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым и звездными солистами) не только ответили на острые вопросы об акустике, но и задали новые. Например, как новая площадка повлияет на концертную политику и содержание музыкальной жизни Москвы, сможет ли его афиша конкурировать с афишей Московской филармонии, кто от этого выиграет, кто проиграет, появится ли в Москве больше интересных программ и, главное, увеличится ли количество публики, приходящей на академические концерты? Над ответами задумалась Юлия Бедерова.


Новый концертный зал «Зарядье» вместимостью 1600 мест (плюс 400 в Камерном зале), замаскированный под холм-параллелепипед с плавной стеклянной крышей, похож на гриб, и это выглядит логичным. В XXI веке музыкально-театральные залы в Москве размножаются как грибы. Все началось с Новой сцены Большого театра, одно время использовавшейся и для концертных программ. Потом открылся лужковский Дом музыки на Красных Холмах - в народе «кастрюлька» по аналогии с «супницей» королевского Альберт-холла в Лондоне. Впрочем, отдаленная схожесть не помогла физически и акустически неудобному Дому музыки удержать статус востребованного академического зала. Большой зал консерватории после масштабной реконструкции за статус лучшего зала тоже не борется. Лучшим в Москве постепенно стал реконструированный Концертный зал имени Чайковского, переживший не только инфраструктурный и акустический, но и репертуарный апгрейд силами флагманской российской институции - Московской филармонии. Она же недавно построила еще один большой концертный зал - «Филармонию-2» на Юго-Западе с резонансными программами. Если вспомнить, что есть еще Кремлевский дворец (иногда он тоже подпадает под косвенное влияние академизма), станет понятно, что если Москве чего-то и не хватало, то отнюдь не концертного зала. Возможно, зала для крупных корпоративных городских мероприятий, смотров и форумов. По традиции такой функционал в России совмещен с концертным. А у Валерия Гергиева как раз не было московского плацдарма. Но и до этого было ясно, что человек, который придумает, как в один вечер заполнить все московские залы с академическими программами и собрать для этого публику числом примерно в стадион, достоин премии. Сколько бы ни говорилось, что в европейских столицах по несколько залов и строятся новые, столько публики в Москве не было и нет. Хотя стараниями филармонии слушателей стало на порядок больше.

Сейчас лаконичная, но разнообразная афиша «Зарядья» сформирована до конца 2018 года, и по ней видно, что часть аудитории новый зал, вероятно, сможет переманить. Некоторые имена в расписании «Зарядья» заимствованы из традиционного филармонического ассортимента - тот же Плетнев, сыгравший с РНО вторую программу открытия «Зарядья» примерно в тех же русских музыкальных контурах, что и Гергиев - первую, даже с тем же «Рассветом на Москве-реке» Мусоргского, но пасмурнее и медленнее. Другая часть - музыканты не филармонического круга, скажем, российские барочники и многостаночники, такие как Pratum integrum или Questa musica. Можно заметить, что в афише «Зарядья» больше камерной музыки, смелее выбор, и это ее очень украшает. Но главное - здесь ждут тот пул российских и дружественных им мировых звезд, который отвечает на явно существующий запрос о статусных концертах, позволяющих российской публике, несмотря на изоляционистские обстоятельства, чувствовать себя в центре мировых событий. Поэтому, например, Даниил Трифонов - важный герой главных мировых сцен и фестивалей - не только открывает зал, но и на днях дает сольный клавирабенд с высоколобой программой - повод не только вслушаться в изысканно-блестящий трифоновский пианизм, но и проверить акустику в сольном формате.

В симфоническом она кажется достойной и специфичной: звучание веско, материально, плотно, осязаемо, все хорошо слышно, но похоже на крепкий пар в парной, который стоит и не рассеивается - кажется, что звук как будто сидит на сцене, не смешиваясь с залом, наполняет, но еще не окутывает.

Инфраструктурно зал пока тяжеловат для человека - досмотр на входе беспрецедентно долгий, как в редком аэропорту, и приходить, кажется, лучше за час. Видовое фойе тоже пока не демонстрирует пейзажей, способных конкурировать, скажем, с новой Мариинкой. Прозрачная стена выходит на стройку и свалку. Трепетных слушателей также может травмировать громогласное «К Элизе» в аранжировке с мощной драм-машиной, что звучит на улице перед концертом и после.

Впрочем, главное - то, что, судя по афише, команда «Зарядья» явно намерена разнообразить предложение на академическом рынке. Если это увеличит количество интересных программ и слушателей, а не только их перераспределит (такое возможно, если у зала больше бюджет и выше гонорары, чем, например, у филармонии), то публика от этого только выиграет.

Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные - танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других - грусти. Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ. Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. Мелодия - «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки - в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.

Глюк. "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика"

Например, пьеса немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий.

Мелодия - основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Самой маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль. Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Антон Рубинштейн. Мелодия.

Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия». В ее основе - трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму - период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении, где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.

В каждом произведении - вокальном или инструментальном есть одна или несколько мелодий. В больших, крупных произведениях их очень много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о своем. Различая, сравнивая мелодии по настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чём рассказывает музыка.

Своим светлым, ясным лиризмом привлекает "Мелодия" Чайковского. наряду с прелюдией как одна из лучших пьес в данной серии. Плавно и спокойно развертывающийся широкими волнами мелодический голос сочно и выразительно звучит в среднем «виолончельном» регистре на фоне триольного аккордового сопровождения.

Чайковский. "Мелодия" для скрипки и фортепиано.

"Цыганская мелодия" А.Дворжака - это одна из семи " Цыганских мелодий," созданная им по заказу певца Вальтера.

«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития.

Дворжак. "Мелодия" или "Цыганская мелодия".

Глазунов. "Мелодия."

Пьесы-фантазии для фортепиано ор. 3 — раннее сочинение Сергея Рахманинова, датированное 1892 годом. Цикл состоит из пяти пьес. Из них под номером 3 - пьеса "Мелодия."

Пьесы цикла считаются одними из самых исполняемых произведений Рахманинова в студенческой среде, при этом отмечается, что ценность их не только в развитии техники правой руки пианиста, но и в образцовом представлении композиторского мышления с богатой мелодикой и выраженной фортепианной идиоматикой.

Рахманинов." Мелодия."

Текст из лекции преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Галиевой Ирины Аркадьевны и других источников.

Кантата или опера, симфония или соната... Знаете ли вы разницу между видами музыкальных произведений? Одни относятся к жанру вокальной музыки, другие - инструментальной. Одна музыка звучит в церквах, другая - в театрах, концертных залах. Давайте попробуем немного разобраться в музыкальных понятиях.

Кантата : музыкальное произведение не всегда религиозного содержания для одного или многих голосов и музыкального аккомпанемента.

Концерт : музыкальное произведение для камерного ансамбля инструментов или оркестра и одного или нескольких солистов-исполнителей, иногда для одних солистов.

Оркестровый концерт противопоставляет две (или больше) примерно равноценные по значимости группы инструментов.

Кончерто гроссо («большой кон-церт») предполагает чередование и противопоставление звучания всего состава исполнителей и большой группы солирующих инструментов.

Танец : музыкальный жанр, основанный на танцевальных ритмах, таких, как вальс, полонез, мазурка.

Романс : музыкально-поэтическое произведение для голоса (или нескольких голосов) с инструментальным сопровождением. Происхождение жанра связывают с немецкими традициями.

Месса : вокальное произведение на традиционные тексты, являющееся главным богослужением католической церкви. Одни части мессы читаются или исполняются речитативом, другие поются.

Камерная музыка : инструментальная или вокальная музыка для небольшого числа исполнителей. Предназначалась для домашнего музицирования. Исполнялась струнными инструментами вместе с фортепиано или без него. В названии жанров определяется количество инструментов-исполнителей: соло - для одного; трио - для трех; квартет - для четырех; квинтет - для пяти.

Опера : музыкально-театральное произведение. Вокальные партии - арии и речитативы - чередуются с оркестровыми: увертюрами и антрактами. Часто имеет трагический сюжет.

Оперетта : музыкально-театральный жанр, но в отличие от оперы легкий и веселый. Вокальные номера перемежаются разговорными сценами и хореографическими вставками.

Оратория : музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра. Чаще всего имеет религиозно-драматический сюжет.

«Страсти» : частный случай оратории на евангельские тексты о последних днях Иисуса, его заключении под стражу и распятии («Страсти Христовы»).

Симфоническая поэма : музыкальное произведение для оркестра, отталкивающееся от литературного или философского материала.

Квартет : музыкальное произведение для 4 инструментов или 4 вокальных исполнителей.

Реквием : заупокойная месса.

Соната : музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов. Как правило, состоит из нескольких (до 4) частей, различных по музыкальным образам: первая обычно медленная, а последняя - быстрая.

Сюита : многочастное (от 4 до 8 частей) музыкальное произведение, включающее различные танцы, которые часто связаны тональным единством, и прелюдию.

Симфония : музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной форме. Отличается большим количеством исполнителей на каждом инструменте. Обычно состоит из 4 частей. Долгое время симфония оставалась привилегией больших оркестров, но затем в нее стали вводить хор и сольные вокальные голоса.

Оперное представление

В данном случае на сцене замка Эстергази (поместья знатной венгерской семьи) в 1770 г. Оркестром дирижирует Ф.И. Гайдн, служивший капельмейстером у князя Эстергази.


Струнный квартет

Две скрипки, альт, виолончель - такой его состав возник еще в XVIII веке. Но квартет вначале, в 50-х годах XVIII века, воспринимался как музыка для избранных, и лишь спустя век этот музыкальный жанр стал более «демократическим» и такие произведения зазвучали в концертных залах. Они всегда были наиболее популярными в камерной музыке.

«Дон Жуан»

Одну из самых известных опер В.А. Моцарта, сюжетом для которой стала история легкомысленного обольстителя, экранизировал американский режиссер Джозеф Лоузи.

Джесси Норман

Слава пришла к американской певице в 1968 году благодаря международному музыкальному конкурсу Баварского радио в Мюнхене. В ее репертуаре многочисленные заглавные оперные партии, дает она и сольные концерты.

Сценический костюм

Юджин Стейнхоф сделал костюм для лирического произведения «Дитя и волшебство» композитора Мориса Равеля на текст французской писательницы Колетт: ребенок видит во сне различные вещи и домашних животных, которые обсуждают между собой, как тот обращается с ними. Равель в первую очередь известен как автор «Болеро», которое вместе с «Дафнисом и Хлоей» входит в его оркестровые сочинения.

Фрагмент партитуры

Эти ноты написаны рукой Иоганна Себастьяна Баха. Речь идет о Прелюдии и фуге си минор для органа, одного из излюбленных инструментов композитора.

Жан-Клод Злуа

Творчество этого французского композитора (слева внизу одна из его партитур), родившегося в 1938 году, принадлежит к авангардной музыке. Его произведение «Эквивалентности» написано для 18 инструментов.

Мстислав Ростропович

Этот виолончелист, родившийся в Баку в Азербайджане, считается одним из самых великих исполнителей нашего времени.

УРОК МУЗЫКИ во 2 классе. 3 четверть. В концертном зале.

Цель урока: Закрепить и обобщить знания о группах и инструментах симфонического оркестра, а также познакомить учащихся с их тембровыми характеристиками.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: изд. «Просвещение», 2011

Используемая методическая литература: Газарян С. «В мире музыкальных инструментов» - М, 1989; Чулаки М. «Инструменты симфонического оркестра» - М, 2000г, "Петя и Волк" мультфильм-презентация.

Используемое оборудование: Фортепиано, Компьютер, Мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: Симфонический оркестр. Медные духовые, ударные и отдельные инструменты Симфонический оркестр. Струнно-смычковые и деревянные духовые инструменты

Краткое описание: Урок проводится во 2 классе III четверти, раздел "В концертном зале". Урок посвящен обобщению знаний о группах симфонического оркестра и выявлению понятия «тембровая окраска» звука. Учащиеся должны понять, что инструментальный мир музыки богат и разнообразен, у каждого инструмента свой неповторимый голос, помогающий вносить яркие краски в музыкальную палитру.

Цель: Закрепить и обобщить знания о группах и инструментах симфонического оркестра и познакомить учащихся с особенностями их тембровых характеристик.

Задачи:

личностные: - развивать интерес к искусству, уметь найти свою позицию в искусстве;

Обогащать эмоционально-волевую сферу учащегося.

образовательные: - расширить знания о симфоническом оркестре;

Конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске музыкального инструмента;

Формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра.

развивающие: - развивать тембровый слух;

Совершенствовать вокально-хоровые, ансамблевые навыки.

воспитательные: - формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

Создавать атмосферу для творческой деятельности детей.

коммуникативные: - находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: С.С.Прокофьев, оркестр, тембр, симфоническая сказка.

План урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала

5. Вокальная работа.

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Опять пролетит по утру,

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру!

Сегодня на уроке мы поговорим о тембровом развитии, а также об инструментах симфонического оркестра. Вы готовы? Тогда начнём!

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Звучит музыка: Пётр Ильич Чайковский - Танец маленьких лебедей (из балета ""Лебединое озеро"")

Представим, что мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами “МУЗЫКА”. Множество дверей распахнуто настежь под разными вывесками: “Симфоническая музыка”, “Народная музыка”, “Эстрадная музыка”. У каждого входа народ толпится, – где больше, где меньше. Как вы думаете, из какой двери доносится эта музыка? («Симфоническая музыка»)

Мы должны непременно попасть туда. А войти в эту дверь непросто – нам нужно заполнить волшебную корзину, которую самый главный враг Музыки - Шум опустошил!

Прием «Корзина идей, понятий, имён». (Идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают о симфонической музыке).

Что же мы положим в эту корзину? (оркестр, дирижер, скрипка, альт, виолончель, контрабас; флейта, кларнет, гобой, фагот; труба, тромбон, валторна, туба; литавры, барабан, треугольник, тарелки, бич, гонг и т.д.) Но перед дверью стоит строгий контролёр Скрипичный Ключ, который проверяет ваши знания.

Приём «Шаг за шагом» (блиц-опрос)

Что такое оркестр?

Что такое симфонический оркестр?

Самый главный человек в оркестре?

Перечислите группы симфонического оркестра.

Какие инструменты звучат при вдувании в них воздуха?

Назови самые большие инструменты симфонического оркестра?

Ура! Вы правильно ответили на все вопросы. Для того, чтобы открылась заветная дверь, осталось совсем немного. Нужно разобрать все инструменты по группам. Несмотря на то, что в симфоническом оркестре огромное количество музыкальных инструментов, все они разделены на четыре большие группы.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?» Давайте вспомним эти группы и распределим по ним все инструменты. Нам в этом поможет игра «Кто, где живёт?» Правила игры таковы: вы должны выстроить на цветных карточках (это группы симфонического оркестра) цепочку необходимых инструментов (4 учащихся выполняют задание у доски, у каждого своя группа инструментов).

Молодцы! Вы замечательно справились со всеми трудностями, стоящими перед нами. А теперь внимание! Слышите?

Звучит музыка: Людвиг Ван Бетховен - фрагмент из ""Пасторальной симфонии""

Из открывающейся перед нами двери звучат волшебные звуки музыки симфонического оркестра. Мы заходим в страну симфонической музыки….

Каких только инструментов здесь нет! Все они распределены в строгом порядке. Теперь мы видим, как выглядит симфонический оркестр, какой тут порядок – у каждой группы инструментов своё место. Но ещё есть не разгаданная тайна в этом оркестре!...

3. Открытие новых знаний.

Когда мы слышим игру на каком-нибудь инструменте, музыка пробуждает наши чувства: радость или печаль, тревогу или покой… Не задумывались ли вы над тем, что музыкальные инструменты своим характером, поведением удивительно похожи на людей?! Каждый из них – важная персона! Они могут быть общительны или замкнуты, говорливы и молчаливы; внешне блестящие, громогласные или невзрачные, с тихими голосами. Одни из них больше любят рассказывать о ярких героических событиях, другие чаще повествуют о тишине лесов и полей…

Звучит музыка: Жорж Бизе - Увертюра к опере ""Кармен""

Что же помогает инструментам быть такими разнообразными? (их голоса, размер, материал изготовления)

Что такое тембр инструмента? (Это «голос» инструмента. )

Тембр – это окраска звука, он используется как важное средство музыкальной выразительности. Сегодня на уроке мы будем слушать голоса инструментов симфонического оркестра и попытаемся определить их тембр звучания. Не секрет, что у каждого инструмента, у каждой группы симфонического оркестра есть свой тембр.

Звучит музыка : Антонио Вивальди – «Весна» (из цикла ""Времена года"" )

Струнная группа - фундамент, основа оркестра. Эти инструменты обладают поистине бесценными качествами: мягкостью, напевностью, теплотой и ровностью тембра.

Скрипка - звук ее нежный, легкий и певучий, обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью. Скрипке поручаются развернутые сольные партии.

Альт - тон у него матовый, грудной. Солирует альт в оркестре довольно редко.

Виолончель - тембр ее - теплый, сочный, выразительный; «грудное» звучание инструмента часто сравнивают с человеческим голосом.

Контрабас - тембр у контрабаса - густой, «вязкий».

Деревянная духовая группа она обладает специфическими качествами - силой и компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Голоса их очень схожи с человеческими.

Флейта-пикколо - т ембр ее пронзительный, резкий.

Флейта звук легкий и звонкий, а в верхнем регистре - свистящий, холодный.

Гобой - звучит по-разному. Верхние звуки его пронзительны, крикливы, нижние - резки и грубоваты, а средний регистр - сочный, очень выразительный (правда, несколько гнусавого оттенка). На гобое великолепно звучат протяжные лирические мелодии.

Кларнет - звучание теплое, ясное, а в самом верхнем регистре - пронзительное

Фагот - самый низкий по звучанию и самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Тембр фагота мрачный, резкий, чуть хриплый Инструмент звучит то гнусаво, то насмешливо, то несколько «ворчливо», то печально.

Медная духовая группа - она вносит в оркестр новые яркие краски, придаёт звучанию мощь и блеск.

Валторна - тембр её мягкий, певучий, богатый красками.

Труба - окраска тембра яркая, праздничная, звонкая. Трубе часто поручаются четкие военных сигналы.

Тромбон - инструмент низкого регистра и грозного, «массивного» тембра. Звучит мощно и увесисто

Туба - самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. Тембр ее очень густой, насыщенный и глубокий.

Итак, современный симфонический оркестр - это гигантский звуковой организм, в котором переплетено множество различных голосов.

З вучит музыка: Н. Римский-Корсаков «Испанское каприччио»

4. Проверка усвоения нового материала

Приём «Услышать-обсудить-ответить»

«Третий лишний» (учащиеся обсуждают услышанные инструменты, выявляют лишний)

    Скрипка, контрабас, баян

    Гобой, труба, кларнет

    Барабан, альт, виолончель

    Тромбон, фагот, валторна

Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра? Сейчас мы с вами послушаем звучание некоторых инструментов и постараемся дать характеристику их тембров.

Пластическое интонирование

В этом нам поможет ваше воображение: вы должны жестами, движениями рук показать тот инструмент, звучание которого вы услышите. (звучат музыкальные примеры, учащиеся имитируют игру на них)

1. П. Чайковский Третья сюита для оркестра (скрипка)

2. П. Чайковский Симфония №5 (валторна)

3. К. Сен-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных» (контрабас)

4. И. С. Бах сюита №2 (флейта )

5. Д. Шостакович симфония №1 III ч. (виолончель)

6. Д.Шостакович симфония №7 I ч. (фагот )

7. Л. Бетховен увертюра «Леонора» № 3 (труба)

8. П. Чайковский симфоническая фантазия «Франческа да Римини» (кларнет)

9. М.П. Мусоргский - М.Равель «Быдло» из «Картинок с выставки» (туба)

Молодцы! Теперь я уверена, что в стране симфонической музыки вы не заблудитесь.

5. Вокальная работа.

А сейчас пришло время подкрепить наш материал песней эстонского народа «У каждого свой музыкальный инструмент»

О каких музыкальных инструментах в ней поётся? (волынка, дудка, рожок)

Могут ли они жить в симфоническом оркестре? (Нет)

Почему? (Это народные инструменты)

На что нужно обратить внимание при исполнении данной песни?

(на танцевальный характер)

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Молодцы, ребята! Хорошо справились с работой над песней, а сейчас для того, чтобы закрепить умение слушать и отличать инструменты симфонического оркестра, мы с вами познакомимся с симфонической сказкой Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Это повествование о мальчике Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка

Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты. Птичка - флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна. После ознакомления с представленными инструментами, постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент.

6. Подведение итогов.

Приём технологии критического мышления.

Подведём итог:

Заполните:

1. Мне понравилось на уроке…

2. Я сегодня узнал…

3. Я хочу ещё послушать…

4. Я хотел бы научится играть на…

Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.

Домашнее задание: сравнить свой тембр голоса, своих родственников с тембрами музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.

Выход из класса под музыку