Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Очки виртуальной реальности вред для зрения. VR-гаджеты вредят здоровью

Очки виртуальной реальности вред для зрения. VR-гаджеты вредят здоровью

В этом посте я постараюсь доказать, что дисплей виртуальной реальности полезнее монитора, планшета или телефона при косоглазии, близорукости и кривой осанке.

На Geektimes появилось много постов про устройство глаза и про работу зрительной системы человека. Эта статья дополняет этот список описанием проблем наших глаз.

Disclamer / аксиома: дисплеи вредны, т.к. излучают собственный свет, а не отражают. Вот главные враги для глаз гика: неестественная яркость, пульсация ламп подсветки и то, что мы забываем моргать. Но сейчас я их рассматривать не буду.

Идея 1. Косоглазие при использовании VR будет исправляться


Косоглазие чаще всего проявляется в возрасте до 3 лет. Медицина знает более 20 вариантов, но осложнение всегда одно - мозг «зависает» в режиме, когда изображение с одного глаза игнорируется, чтобы избежать двоения. (Амблиопия или ленивый глаз) Упражнениями следует сознательно «подключать» косой глаз и начинать разрабатывать мышцы и связки до соосности.


Интернет знает множество приборов для лечения, как эффективных, так и работающих от «люстры Чижевского».

Внутри находятся 2 разделенных канала изображения, где изображен контрастный объект, за который ухватывается здоровый и «ленивый» глаз. Ожидается, что концу сеанса глаза сойдутся по оси и будут смотреть в одну точку вдали. Терапия выполняется за несколько сеансов.

VR предлагает доступ заменить сложную механическую технику. Дисплей сможет отображать контрастную картину, а стоимость Google Cardboard - равна 1$ c доставкой на Aliexpress. В следующей статье я расскажу про компанию, которая построила успешный бизнес на этой идее.

Согласитесь, что внутри данного устройства находится механические зеркала, управляемые тросиками и шестеренками. А красным я выделил лампочку накаливания. (это даже не светодиоды - это лампа Ильича!)

Согласитесь, что если у ребенка нет необходимости сгибаться, то его осанка не будет страдать от учебы.

Следовательно я оставлю возможность исправления осанки при помощи VR без объяснения. (тем более, что я не имею аргументов против излишней тяжести шлемов и смещенного центра тяжести).

Здоровья всем и если будут ошибки, то пишите в личку.

Пока поклонники и противники VR спорят о том, вредны ли для глаз очки виртуальной реальности, ученые тестируют механизм восстановления зрения с использованием шлемов ВР.

Возможности использования технологии виртуальной реальности для коррекции зрения на собственном опыте проверил Джеймс Блаха - владелец Vivid Vision. Его пример доказывает, что VR годится не только для развлечения.

В компании создали приложение для шлемов виртуальной реальности под названием Vivid Vision for Amblyopia. Программа должна помогать пользователям исправлять . В приложении предусмотрены игровые упражнения для тренировки глазных мышц, тесты для проверки состояния глаз и отдельные функции для лечения выявленных заболеваний.

С чем поможет бороться система виртуальной реальности?

Косоглазие часто вызывается слабостью мышц глаза. В результате зрачок смещается в сторону от естественного положения, и больной утрачивает способность к трехмерному визуальному восприятию. При косоглазии сложно определять расстояние между предметами, сбивается глазомер. Весь комплекс симптомов называют «нарушением бинокулярного зрения».

При косоглазии мозг не способен нормально обработать визуальные сигналы - глаза передают слишком противоречивую информацию. В попытке компенсировать расхождения мозг «отключает» обработку сигналов от больного органа, возникает амблиопия.

При лечении «ленивого глаза» (амблиопии) и косоглазия применяют специализированные проекторы. При работе устройства передают два различных изображения (индивидуальное на каждый глаз), заставляя ослабленные мускулы работать. Джеймс Блаха, страдавший от тех же проблем, и сам некоторое время применял подобные аппараты. По отзывам некоторых пользователей, у них болят глаза от очков виртуальной реальности. Дискомфорт возникает от перенапряжения глазных мышц. Этот условный также можно применить с пользой.

После выхода на рынок с комплектом инструментов разработчика Блаха решил усовершенствовать медицинскую технологию с использованием новинки. Результатом его работы стала программа Vivid Vision for Amblyopia. Как и в проекторах, пользователю транслируется два изображения. При этом мозг вынуждает ослабленный глаз работать над передачей изображения в объеме. Привыкнув нормально передавать сигнал в VR-устройстве, глаз продолжает полноценно функционировать и в реальности.

Блаха использовал собственную разработку в течение двух лет. По словам предпринимателя, до начала тренировок с приложением острота зрения на его поврежденном глазу составляла 20/70, а способность к трехмерному восприятию была практически утеряна. Через год показатель улучшился до 20/40, в шлеме Джеймс уже мог видеть объем. Через два года с начала тренировок острота зрения составила 20/25, а возможность видеть объемно сохранялась и в повседневной жизни.

Официально программа еще не вышла из стадии беты, технология проверяется в специализированных офтальмологических институтах Соединенных Штатов.

Cкопировано из сайта сайт Подписывайтесь на наш Telegram

Очки виртуальной реальности - это приспособление, позволяющее не только рассмотреть картинку или видео, но и попасть в окружающую среду посредством получения 3D-картинки. Очки создают кроме зрительного ещё и акустический эффект присутствия в пространстве.

Устройство представляет собой коробку, чаще всего из пластика, оснащённую линзами и экраном с перегородкой. С помощью перегородки изображение передаётся отдельно для каждого глаза. Очки оборудованы специальным датчиком-гироскопом для отслеживания движений головой, в результате человек ощущает «пребывание» в виртуальной реальности.

С их помощью можно смотреть фильмы и ролики, играть в игры с полным погружением, осуществлять виртуальные путешествия, просматривать 3D-фото.

Виды и их особенности

Существует большой ассортимент устройств виртуальной реальности, по виду их подразделяют на:

  • Очки виртуальной реальности для смартфонов. Использование VR-очков возможно только при наличии смартфона. При этом характер изображения обусловлен качеством экрана смартфона. Для них нет необходимости в мощном ПК. Они переносные, позволяют играть, смотреть кинофильмы, фото в любом месте. Дают возможность играть в полноценные мобильные игры.
  • Очки виртуальной реальности для ПК. Для их использования следует установить специальные программы и приложения. Работают только совместно с компьютером, позволяют просматривать 3D-фильмы рядом с ПК. Такие устройства не портативные. Играть в современные игры для таких приборов можно, но при наличии мощного ПК. При использовании обычных игр, не разработанных для VR очков, 3D-изображение будет некачественным.
  • Автономные очки виртуальной реальности. Для этих шлемов не нужен смартфон или ПК. Они имеют мощный процессор, оперативную память, аккумулятор, флеш-память. Использовать такое устройство возможно в любом месте.
  • Очки виртуальной реальности для приставок (консолей). Используются совместно со своей приставкой. Нельзя поиграть в обычные игры, которые не предназначены для VR очков. Подключая обычные игры через USB-кабель к ПК, будет некачественное 3D-изображение. Просмотр кинофильмов возможен только рядом с консолью, потому что очки не портативные.

При погружении в виртуальный мир, пользователь может потерять ощущение действительности. В результате человек, а в особенности ребёнок, может упасть или удариться о какой-либо предмет. Поэтому многие производители VR-устройств указывают ограничения по возрасту 12 лет и выше. Применение шлема детьми нежелательно из-за их слабого вестибулярного аппарата.

Приборы виртуальной реальности считаются безопасными для зрения при использовании их непродолжительный период времени. Использование приборов виртуальной реальности с перерывами не оказывает негативного воздействия на органы зрения. При этом рекомендуемое время, по словам разработчиков, составляет не более получаса.

Пользователям с различными заболеваниями органов зрения, предварительно необходимо проконсультироваться у специалиста по поводу их использования. Людям, прошедшим лазерную коррекцию зрения, также необходима консультация специалиста для предотвращения нежелательных последствий. При серьёзных заболеваниях органов зрения, таких как астигматизм, применение шлемов виртуальной реальности не рекомендуется.

Нельзя надевать VR очки, если внутри не находится смартфон, и разглядывать через них яркий источник света. Это может негативно отразиться на зрении.

Принцип работы

Шлем или очки виртуальной реальности хорошо фиксируются на голове, позволяя за пару минут включиться в процесс игры или видео. Аппараты виртуальной реальности являют собой пластиковый или картонный корпус, оснащённый линзами. В некоторых моделях внутренняя часть, соприкасающаяся с лицом, изготовлена из ткани или резины. За асферическими линзами располагается один или два экрана. В моделях для смартфонов на передней панели устанавливают открывающуюся шторку, которая в нужный момент без усилий открывает камеру смартфона. В середине корпуса находится перегородка, не позволяющая одному глазу просматривать изображение, уготованное для другого глаза. Каждый глаз принимает собственное изображение и видит его со своего ракурса.

В итоге выходит 3D-изображение. Для того чтобы 3D-изображение не было неподвижным, используется гироскоп. Он отслеживает расположение головы и предоставляет возможность в полной мере осмотреться в глубине виртуального мира. Новые модели оснащают и другими датчиками, которые отслеживают положение пользователя в пространстве и передают данные по USB в ПК. При помощи кнопки, пользователь может выбрать параметры меню или выполнить другие действия.

С какого возраста можно разрешать ребёнку пользоваться очками и шлемами виртуальной реальности

Крупные производители VR очков ставят предел для детей, ограничивая их возраст до 12 лет. Применение шлемов детьми возможно только под присмотром взрослых. Зрительная система детей формируется до этого возраста, и применение подобных технологий может быть опасно. Некоторые пользователи VR очков могут испытать помутнение зрения, головокружение, дезориентацию, тошноту и другие досадные ощущения в период просмотра виртуального контента реальности.

Использование устройств виртуальной реальности в течение длительного времени может привести к сильному перенапряжению зрения и возникновению различных неврологических заболеваний.

Если после использования устройств виртуальной реальности ребёнок испытывает переутомление глаз, головную боль, необходимо обратиться к специалисту для проверки зрения. Специалисты микрохирургии глаза не рекомендуют детям до 6 лет применять VR очки. Для них они опасны и могут привести к развитию патологий органов зрения, также к нарушению психики.

Длительное погружение в виртуальное пространство может привести к аномальной рефракции зрения. При этом есть риск возникновения заболеваний органов зрения, при которых изображение образуется перед сетчаткой, а не на ней. Детям старше 16 лет разрешается носить VR очки не более получаса. Родителям следует контролировать использование VR приборов детьми во избежание негативных последствий.

Виртуальная реальность заманивает все больше людей, особенно молодого возраста. Игра захватывает подлинностью событий и ощущений. И для погружения в загадочный мир достаточно лишь смартфона и очков для передачи сюжета. Но, как бы ни была интересна игра, встает резонный вопрос: а не вредны ли очки для виртуальной реальности? Чтобы ответить на него, следует рассмотреть основные характеристики приспособления.

Вредны ли очки виртуальной реальности для зрения?

Вес устройства

Если не считать проводов, то вес самого устройства, на первый взгляд, небольшой, около 300 граммов. Это примерно столько же, сколько весят мониторные наушники. И здесь следует провести параллель и вспомнить, каковы ощущения от наушников после того, как просидите в них на протяжении часа. Болеть начинают не только уши, но и голова, макушка, шея. Это происходит из-за напряжения мышц шеи. Такие же симптомы возникают и после продолжительного ношения очков.

Кроме того, шлем надевается на голову и обхватывает весь ее объем. Несмотря на наличие эластичных ремней, которые предназначены для смягчения давления, шлем давит не только на голову, но и на переносицу. В результате, кроме головной боли, появляются и болевые ощущения в области носа.

Конечно, судить о вреде очков по данному параметру нельзя. Ведь все зависит от времени в них проведенном.

Интересно! За полчаса дискомфорт будет не ощутим, но уже через час появятся первые признаки усталости

Отрешение от реального мира

Все чаще в новостях появляются сюжеты о молодых людях, которые во время игры в виртуальной реальности полностью отрешаются от действительности. Они забывают есть, пить, спать. Потеря счета времени приводит к серьезным последствиям для здоровья. Это проявляется не только в моральной и физической усталости, но и в истощении. В некоторых случаях спасти заигравшегося до потери пульса человека не удается. Он умирает от обезвоживания или голодания.

Но говорить о конкретном вреде именно очков в данном случае тоже нельзя. Ведь виновато не само устройство, а захватывающий сюжет игры, восприимчивая и увлекающаяся натура игрока.

Вредные последствия

Еще в 80-е годы прошлого столетия, после игры с виртуальными очками, появлялись не только головные боли, но и головокружение, тошнота, вплоть до рвоты. Несмотря на технологический прорыв и усовершенствование очков, проблема актуальна и на сегодняшний день. Все это последствия психологического и физического напряжения.

Кроме того, после продолжительной игры часто наступает дезориентация. Это связано с тем, что в действительности мозг получает сигналы на различные действия от нескольких органов чувств. Все они согласованны между собой, и потому сбоя не происходит. В виртуальной реальности органы чувств работают не синхронно, а потому и происходит разлад. Зафиксированы случаи, когда во время или после продолжительной игры человек лил напиток не в рот, а например, в глаз.

С точки зрения ученых это происходит из-за низкого разрешения и частой смены кадров в игре.

Важно! Ученые и врачи не рекомендуют использование очков для игры детей до 13 лет

Вред для зрения

Но и самый главный вопрос: вредны ли очки для зрения? Здесь мнения не только игроков, но и многих экспертов разнятся. Большинство считают, что шлем для глаз опасен не больше, чем компьютерный монитор со средней диагональю.

Другая же половина уверена, что очки оказывают большую нагрузку на зрение, в результате чего оно портится. И данные, подтверждающие этот факт, есть. Долгое и частое сидение в виртуальном шлеме, так же, как и за компьютером, со временем приведет к ухудшению остроты зрения.

Долгое пребывание в виртуальном мире может привести и к аномалии рефракции зрения. В таком случае возникают такие заболевания глаз, при которых изображение фокусируется перед сетчаткой, а не на ней.

Сказать однозначно, наносят ли вред очки для виртуальной реальности здоровью и зрению нельзя. Здесь все зависит от многих факторов: продолжительности нахождения в вымышленном мире, психики и эмоционального состояния игрока, качества устройства.

Одно можно сказать точно: главное – знать меру, и тогда можно получить удовольствие от сюжета без вреда здоровью.

Любое технологическое устройство, особенно используемое в быту, оценивается с нескольких позиций, где немаловажным является то, насколько оно может быть вредно для человека. Такой подход к техническим новинкам имеет под собой давнюю историю. Еще во времена зарождения тех же автомобилей люди беспокоились о своей безопасности, так как боялись этих шумных карет без лошадей.

С современными устройствами все гораздо проще – они не несут опасности для жизни человека, но могут угрожать его здоровью. Например, длительное сидение перед компьютерным монитором становится причиной ухудшения зрения. А чем опасны очки виртуальной реальности , которые по своей сути являются головными мониторами? Ведет ли длительное их использование к снижению зрения? Существует ли еще какая-либо опасность от подобных устройств? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Считается, что применение очков Oculus Rift не приводит к снижению зрения и, более того, они лишь в небольшой степени вызывают усталость глаз. Нет, глаза устают, но не так сильно как во время использования компьютерных мониторов, что связано с так называемой неподвижностью взгляда. Смотреть на монитор – значит находиться на одном и том же расстоянии от объекта просмотра, что удается избежать в Oculus Rift. Фокусирование зрения с помощью рассматриваемого вида очков отличается вариативностью, так как отображаемая картинка постоянно меняет свое удаление, что обеспечивает необходимое движение зрачков, которое сопоставимо с тем, как это происходит в повседневной жизни без использования различных девайсов.

В связи с этим можно говорить об отсутствии прямых угроз от Oculus Rift . Опасность в данном случае возникает от несколько другого. Погружение в виртуальный мир приводит к тому, что пользователь теряет ощущение действительности. В результате могут быть проблемы со стороны вестибулярного аппарата. Поэтому желательно делать регулярные паузы во время игрового процесса, которые восстановят «утерянные» функции организма и дадут отдых глазам. Также немаловажным является обстановка помещения, используемого для нахождения в виртуальном пространстве. Постарайтесь избавиться от лишних предметов интерьера, о которые можно споткнуться и упасть. Да и сама конфигурация помещения может быть в некоторой степени опасна, если присутствуют, например, острые углы стен.

Подводя итог, можно констатировать полную безопасность очков Oculus Rift в отношении здоровья игрока, если соблюдается мера их использования, так как многочасовую оторванность от реального мира трудно считать чем-то разумным и полезным.