Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Образ Дарьи в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос. "Мороз, Красный нос" (Некрасов): анализ поэмы Характеристика дарьи из поэмы мороз красный нос

Образ Дарьи в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос. "Мороз, Красный нос" (Некрасов): анализ поэмы Характеристика дарьи из поэмы мороз красный нос

Собирательный образ крестьянки в поэме

Дарья – крестьянская женщина, вдова умершего Прокла. Её образ не сразу появляется в поэме «Мороз, красный нос» . В III главе Некрасов рассуждает о рабской судьбе русской крестьянки, которая не менялась веками. Лирический герой обращается к крестьянке и обещает открыть миру её страдания и жалобы.

Некрасов берётся описать особый тип крестьянки. Это величавая славянка, которой удаётся оставаться царственной, несмотря на жизненные обстоятельства: «Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет, но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет».

Некрасов даёт собирательный портрет такой крестьянки: «Красавица миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива...». У неё тяжёлые волосы, красивые ровные зубы, похожие на перлы (сравнение). Красавица ловка в работе, выносит холод и голод, трудолюбива, умеет веселиться, она отважна и мужественна: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Убеждение крестьянки в том, что спасенье её семьи – в труде, даёт ей «печать внутренней силы». Семья у неё не бедствует, все здоровы, сыты и счастливы.

Характер Дарьи – вдовы Прокла

Такой были и вдова Прокла, пока её не иссушило горе. Она сравнивается с берёзой в лесу без вершины.

Только в описании подробностей жизни и смерти Прокла появляется имя его жены. И это не случайно. Она мыслит себя только как часть своей семьи, как помощницу и защитницу мужа, ночью для его исцеления бежит за чудотворной иконой в монастырь в 10 верстах: «Я ли о нём не старалась? Я ли жалела чего? Я ему молвить боялась, как я любила его!»

Всю дорогу через лес Дарья, боясь зверей, нечистой силы, а больше всего – примет (перебежавшего дорогу зайца, упавшей звезды, ворона на кресте), молилась Царице Небесной. Дарья дерзает упрекать Владычицу в том, что та не помиловала её судьбу и её Прокла.

Семья крестьян трудилась день и ночь: Прокл «лето жил работаючи, зиму не видел детей», а Дарья всё плакала ночами и ткала длинную льняную нить. Своё благополучие они сколотили «по копейке, по грошику медному». После похорон Дарье приходится ехать в лес за дровами, отведя детей к соседям.

Плач и жалобы Дарьи

В лесу, где «мёртвый, могильный покой», Дарья даёт волю слезам, которые так долго сдерживала. Некрасов описывает её стенания с помощью метафор: «Стоны лились на просторе, голос рвался и дрожал, оборвались струны бедной крестьянской души». Природа равнодушна к её горю: лес внимал безучастно, бездушное солнце равнодушно глядело на муки .

Дарья рубит дрова (это её обычное занятие), но не может забыть мужа, разговаривает с ним. В её сознании путаются реальность, связанная со смертью мужа, и будущая жизнь с ним как с живым. Дарья продумывает, как одна будет пахать землю, как убирать сено, как в муках собирать урожай. По жанру её причитания – народные плачи об умершем муже. Она вспоминает пророческий сон о напавших на неё ржаных колосьях, которые она принимает за врагов (метафора смерти мужа).

Дарья мечтает о будущем своих детей: как Маша будет играть в хороводе, как Гриша вырастет и женится. С помощью психологического параллелизма (образ выходящего из леса волка и чёрной густой тучи с молнией) Некрасов передаёт опасения Дарьи, что именно её сына вор-судья заберёт в рекруты.

Наплакавшись и нарубив столько дров, что и возом не увезти, Дарья остановилась у высокой сосны. Вот тут-то и состоялась её встреча с фольклорным Морозом .

Дарья и Мороз

Некрасову важно понять, что происходит в душе у Дарьи. Физически вполне живая и крепкая, она теряет волю к жизни: «Душа истомилась тоской, настало затишье печали – невольный и страшный покой!» Мороз сватается к Дарье, он завидный жених: силён и богат. Он предлагает Дарье то ли смерть, то ли вечную жизнь, обещая сделать её своей царицей, которая, как и Мороз, будет царствовать зимой и засыпать летом.

Дарья смиряется только тогда, когда Мороз обращается в любимого мужа и целует её. Он одаривает её за правильный ответ на сказочный вопрос «тепло ли тебе?» сладким сном о лете и тепле. Это лучшее и самое счастливое воспоминание из жизни Дарьи: тяжёлый крестьянский труд среди своей семьи, забота о муже и детях. Последнее, что открывается читателю из Дарьиного сна – лица детей в снопах ржи (символ жизни) и песня, слов которой лирический герой читателю не говорит. Лирический герой призывает не жалеть о счастливой Дарье и даже завидует ей. Но всё-таки даёт ей шанс проснуться и позаботиться о детях. Единственное живое существо, не поддавшееся Морозу,- белка – сбрасывает на Дарью ком снега. Но, очевидно, крестьянка уже мертва.

  • «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
  • Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»

Один из важных аспектов поэтических раздумий Некрасова - ответственность самого народа за происходящее с ним, и здесь надежды поэта неотделимы от скептических интонаций. Некрасов отчетливо видит распад традиционных форм крестьянского быта, и в то же время осознает его своеобразную цельность и гармонию, человеческую красоту крестьянских характеров и убожество их существования. Апофеозом душевной красоты русского крестьянства стала написанная незадолго перед «Железной дорогой» поэма «Мороз, Красный нос».

Исследователи обращают внимание на великолепное знание поэтом народного быта, фольклорных и этнографических источников, обнаруживающееся в этой поэме, народных поверий и суеверий. Предметом поэтического изображения в поэме «Мороз, Красный нос» является трагедия крестьянской семьи - смерть кормильца, а затем гибель его жены. Однако эта трагедия складывается из обыденных, хотя и печальных эпизодов, событий и фактов. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», вторая, так же как вся поэма - «Мороз, Красный нос», и это повторение свидетельствует не столько о скупости в выборе художественных средств, сколько о важности второй части, несущей особую идейно-композиционную нагрузку.

Первая часть - обстоятельный рассказ о кончине и похоронах Прокла: как старик-отец копал могилу, как его обряжали, как голосили по покойнику, как жалели его соседи и односельчане (попутно вспоминается жизнь и смерть Прокла), как после похорон вдова приходит в настудившуюся избу и на том же Савраске, на котором только что везли прах мужа, едет в лес по дрова. Как замечал еще биограф Некрасова В. Е. Евгеньев-Максимов, говоря об обыденных явлениях и обыкновенных людях, поэт умеет показать их с таких сторон, что они представляются нашему сознанию не только замечательными, но и высокими. Обратим внимание, например, с каким художническим тактом представлен в поэме отец Прокла, на долю которого пришлось тягчайшее испытание - рыть могилу собственному сыну. Дважды еще возникает фигура несчастного старика - и оба раза создается выразительная картина при максимальной экономии художественных деталей. Односельчане прощаются с Проклом, но отец не сливается с этой толпой: их и его горе несопоставимы:

Старик бесполезной кручине

Собой овладеть не давал:

Подладившись ближе к лучине,

Он лапоть худой ковырял.

Минута его последнего прощания с сыном также отделена от общего прощания:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

Не менее впечатляющ и портрет самого Прокла, лежащего «на белом сосновом столе», созданный без «лишнего слова», с минимальным использованием изобразительно-выразительных средств. Но все же центральной фигурой в поэме остается Дарья, жена Прокла. Уже в самом начале ее появляется образ «красивой и мощной славянки». Здесь же и поставлен вопрос о ее драме:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Но эта драма не столько индивидуальная, сколько общеженская. В полной мере личность Дарьи раскрывается во второй части поэмы. В потоке сознания героини, которую уже осилило горе и которой остается недолго жить, переплетаются прошлое, настоящее и глубинные, затаенные мечты о будущем. Дарья думает о том, как они с Проклом радовались бы детям, женили сына, представляет, как ей одной теперь нужно будет нести всю тяжесть домашних забот - она как будто беседует с покойным мужем. Вдова вспоминает, как она отправилась ночью за десять верст в монастырь к чудотворной иконе, чтобы спасти Прокла, но икона чуда не произвела. И уже в цепких объятьях «воеводы Мороза», последними усилиями затухающего сознания, Дарья «в своем заколдованном сне» вызывает из памяти картину знойного лета и с улыбкой довольства и счастья, при мыслях о детях и живом муже уходит из жизни... Образ Мороза, подсказанный народно-поэтической традицией и давший название поэме, как бы делает саму природу соучастницей трагедии.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Дарья, Прокл, старики родители - все они из того крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости. Очень важно, чтобы семиклассники поняли это. Нам не нужно внушать им легковесное бодрячество. Но нам нужно, чтобы у наших читателей возникло уважение к стойким, мужественным людям, с которыми они познакомились.

Если позволит время, можно поразмышлять над некоторыми деталями текста, требующими читательской фантазии. Например, собрать из разных глав первой части все, что относится к Проклу. Сказано о нем лаконично, но многое стоит за словами:

  • Большие, с мозолями руки,
  • Подъявшие много труда,
  • Красивое, чуждое муки
  • Лицо -и до рук борода...

Мы словно бы вместе с односельчанами вошли в избу и встали, как положено по обычаю, у ног покойника. И вот, поднимая глаза, видим прежде всего руки. Теперь они лежат без движения... Но представим себе, как мало было им покоя при жизни - этим большим, мозолистым рукам. Вдумаемся и в слова причитания:

  • Голубчик ты наш сизокрылый!
  • Куда ты от нас улетел?
  • Пригожеством, ростом и силой
  • Ты ровни в селе не имел.
  • Родителям был ты советник,
  • Работничек в поле ты был,
  • Гостям хлебосол и приветник,
  • Жену и у себя ты любил...

И эти строки помогают представить Прокла истинным богатырем: могучим, разумным и добрым. И его старик отец той же богатырской крестьянской породы. В описании старика есть несколько удивительных деталей, активизирующих в нас воображение: как он делал свою скорбную работу - копал могилу, как у гроба родного сына

  • Старик бесполезной кручине
  • Собой овладеть не давал:
  • Подладившись ближе к лучине,
  • Он лапоть худой ковырял.

Мы понимаем, что эта, казалось бы, неуместная работа сильнее всего выражает и глубину его горя, и великое мужество души: ведь теперь на его усталые плечи ляжет тяжесть забот о семье. Некрасов дважды - в VI и XIV главах - рисует отца над могилой сына. И эти скупые картины поражают суровым величием:

  • Высокий, седой, сухопарый,
  • Без шапки, недвижно-немой,
  • Как памятник, дедушка старый
  • Стоял на могиле родной!

Мужество, стойкость, душевная сила крестьян - вот что обнадеживало поэта, помогало ему верить в возможность иной жизни для народа.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образы Дарьи и Прокла как зеркало крестьянского русского мира . И в закладках появилось готовое сочинение.

Образы Дарьи и Прокла как зеркало крестьянского русского мира .

Фольклорная и литературная основа образа Мороза

В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.

Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.

В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза: от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, «скачет по ельничкам, по березничкам». Мороз из загадок – строитель мостов.

Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки «Мороз Иванович» напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю). Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.

История создания образа в поэме

Поэма «Мороз, красный нос» состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», а вторая, как и вся поэма, - «Мороз, красный нос». Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.

Первоначальный вариант поэмы назывался «Смерть Прокла». В нём не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья , с которой связан сюжетно Мороз-воевода.

Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замёрзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая её избу. Именно мороз заставляет её идти в лес за дровами.

Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.

Сущность Мороза

Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворён. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения. Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».

Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток. Мороз-воевода воюет против самой жизни.

Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замёрзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.

В этот момент его образ становится антропоморфным, появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).

Характер Мороза

В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоёмами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, «каких не построит народ». Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеётся над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб. Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды. Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.

Зато Мороз богат: «Богат я, казны не считаю». Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: «Приголублю, согрею, дворец отведу голубой». Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мёртвых. Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мёртвых.

Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: «Тепло ли тебе?» По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла. Именно эта уловка «седого чародея» заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.

Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет её от мучений: «Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Дарья постепенно становится частью побеждённой Морозом природы: «Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях... В сверкающий иней одета...»

Мороз побеждает Дарью, превращая её в мёртвую, как он побеждает всё живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.

  • «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
  • Образ Дарьи в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»

Дарья – крестьянка, молодая вдова погибшего от горячки Прокла .­ Она настоящая женщина – любящая жена и мать. Трудолюбива­ «и труд ей несет воздаянье: семейство не бьется в нужде».

Ее внешнюю красоту и богатый внутренний мир­ Некрасов описывает, как «тип величавой славянки». И несмотря на все тяготы крестьянской жизни «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Дарья вынослива и терпелива, она безропотно отправляется в лес за дровами по сильному морозу. Ее бесстрашию можно позавидовать, ради спасения мужа она отправилась за десять верст в монастырь, что бы раздобыть чудотворную икону.

Но, увы, красота и сила крестьянки иссушена горем. Последнее, что у нее осталось – это гордость. Волю своим чувствам вдова дает лишь в тихом безмолвном лесу, где свидетелями ее слез выступают «вольные птицы, но выдать не смели в народ…».

В процессе рубки дров она озадачена не, сколько своим будущим, а своих детей. Но что-то в Дарье меняется, происходит надлом «душа истомилась тоской» и она как завороженная «без думы, без стона, без слез». В своей тоске и горе, крестьянка забывает о детях, ее мысли охвачены мужем, и она подается морозному забвению, которое ей дарит ощущение покоя и счастья. Молодая вдова погружается в сон, в котором видится ей знойный день, ее счастливая семья с живым мужем. Судьба дает шанс Дарье очнуться от наваждения, но ей лучше «в своем заколдованном сне…». Автор просит не грустить о ней, ведь она ушла в забвенье­ счастливой с улыбкой на лице.