Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Назаров минэкономразвития. Биография. "Со слабаком считаться не станут"

Назаров минэкономразвития. Биография. "Со слабаком считаться не станут"

Выпускник 1942 года

Герой Советского Союза
Дата указа:10.10.1951 (медаль № 9283)

Родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка Роменского района Сумской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. Окончил 10 классов.

В Красной Армии с 1941 года. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Сражался на 1-м Украинском, 1-м Белоруском фронтах, учатвовал в боях под Курском, в захвате Берлина. К концу войны сбил 3 вражеских самолёта лично и 10 - в составе группы. Уничтожил аэростат - корректировщик.

После войны продолжал служить в ВВС СССР. Участник Корейской войны с апреля 1951 по февраль 1952 года. Совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9283).

По возвращении в CCCР продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Служил в Белоруссии, потом в Грузии. Был командиром истребительного авиаполка, в Новосибирске получил назначение на должность заместителя командира дивизии. Последовательно летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. Вскоре его перевели в Москву старшим лётчиком-инструктором службы безопасности ВВС СССР. Затем он был назначен в Читу на должность заместителя начальника штаба 23-й воздушной армии. В 1970 году работал военным советником в Ираке и Алжире. С 1981 года генерал-майор авиации С.М. Крамаренко - в запасе.

Заслуженный ветеран продолжает вести активную общественную работу. Он почётный профессор Российской академии естественных наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Живёт в городе-герое Москве.

*****

КРАМАРЕНКО Сергей Макарович

Во время боя в районе Проскурова был подбит, получил ранения и попал в плен. Освобожден до окончания войны и вернулся в свой полк, который теперь назывался 176-м ГвИАП и воевал на 1-м Украинском фронте.

В феврале 1945 г. полк был на 1-м Белорусском фронте. Впоследствии участвовал в захвате Берлина; к концу войны Крамаренко сбил также разведывательный воздушный шар.

В 1951 г. в составе 176-го ГвИАП направлен в Корею для участия в боевых действиях против вооруженных сил ООН. В это время он - капитан, заместитель командира 2-й эскадрильи. Здесь совершил 149 боевых вылетов, к январю 1952 г. одержал еще 13 побед. 17 января 1952 г. был подбит, в часть вернулся невредимым через несколько дней. В число сбитых самолетов входили девять самолетов F-86 «Сейбр», два F-84 и два «Метеор Е8» Австралийских ВВС.


С. Крамаренко в кабине МиГ-15бис, 176-й ГвИАП, на войне в Корее.

В 1955 г. окончил Военно-воздушную академию, затем был командиром ИАП и заместителем командира ИАД. Последовательно летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. В 1970 г. работал военным советником в Ираке и Алжире, завершил военную службу в должности заместителя начальника штаба Забайкальского военного округа. В отставку вышел в 1981 г. в звании генерал-майор.
Награды: ГСС и ОЛ (10 октября 1951 г.); ОКЗн, дважды; ООВ 1-й степени; ОКЗв.

(информация предоставлена выпускником БВВАУЛ 1989 г. Михайловым Д. В.)

*****

«Черный четверг» стратегической авиации США
12 апреля 1951 года полковник Кожедуб повел в бой советскую истребительную авиадивизию
Виктор Иванович Носатов - военный журналист, полковник запаса.

Сергей Крамаренко. 1950-е годы. Фото из домашнего архива Сергея Крамаренко

В небе над корейским полуостровом советские летчики воевали под чужими именами. Форма на них была китайская, а личные документы не имели никаких фотографий. Вот что рассказывает о тех давних событиях Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко .

В начале октября 1950 года произошло событие, изменившее мирную и размеренную жизнь нашего авиационного полка. Однажды командир части собрал в клубе всех летчиков. На трибуну вышел генерал Редькин, заместитель командующего авиацией Московского военного округа (в ту пору авиацией округа командовал генерал Василий Сталин). Он коротко рассказал о нелегкой борьбе коммунистов Северной Кореи с империализмом, сообщил, что американская авиация сжигает напалмом города и села этой многострадальной страны, уничтожает мирное население. В заключение сказал, что правительство Северной Кореи обратилось к правительству Советского Союза с просьбой оказать помощь в нелегкой борьбе с американской авиацией. «Советское правительство согласилось удовлетворить просьбу руководства Корейской Народно-Демократической Республики, - сказал генерал и после непродолжительного молчания спросил, - кто из летчиков желает поехать в Северную Корею добровольцем?» Все, как один, подняли руки. Генерал поблагодарил за отзывчивость, попрощался и уехал.
Командование отобрало 32 летчиков, в основном из числа участников Великой Отечественной войны. Добровольцев собрали в три эскадрильи. Я был назначен заместителем командира 3-й эскадрильи, которую возглавлял Герой Советского Союза Александр Васько.

Командиром нашей группы, которая получила наименование 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.

ПЕРВЫЙ БОЙ
2 апреля 1951 года в составе авиационного звена (две пары самолетов) я вылетел на перехват реактивного разведчика Б-45. Звено подняли слишком поздно, и мы увидели группу противника в составе разведчика Б-45 и 8 самолетов Ф-86 «Сейбров», идущую на встречно-пересекающихся курсах на 1000-1500 метров выше нас. Но несмотря на то, что мы находились в невыгодном положении, я решил атаковать американцев. Ведущему нашей второй пары капитану Лазутину удалось занять удобное положение в пятистах метрах снизу и сзади разведчика. Но атака по разведчику не получилась, самолет, увидев нас, прибавил газу и ушел к себе домой.

На нас набросились «Сейбры». Мне пришлось дать по ним очередь издалека, чтобы не дать сбить Лазутина, который после неудачной попытки атаковать Б-45 оказался далеко внизу. Самолеты резко ушли вверх. В этот момент мою пару атаковало второе звено «Сейбров». Ведущий группы зашел в хвост моему ведомому Сергею Родионову и стал быстро с ним сближаться, готовясь в любую секунду открыть огонь из всех своих шести крупнокалиберных пулеметов. Понимая, что не успеваю отбить атаку, даю Родионову команду сделать переворот. Родионов немедленно выполнил команду и ушел буквально из-под носа «Сейбра». Сделав правый разворот со снижением, я оказался в выгодном положении сзади этого «Сейбра» и с дистанции 400-500 метров открыл по нему огонь. Трасса прошла перед «Сейбром» и несколько снарядов разорвалось на фюзеляже. Сейбр сразу прекратил преследование, развернулся под меня и ушел вниз.

В этот момент на меня свалилась сверху вторая пара «Сейбров», но я правым разворотом ушел из-под атаки. Они попытались последовать за мной, но Родионов оказался сзади этой пары и открыл по американцам огонь, чем вынудил их прекратить атаку. После этого «Сейбры» ушли за разведчиком. Мы стали преследовать до береговой черты, за которую нам запрещалось заходить.

«ВСЕМ ВЗЛЕТ!»
12 апреля мы, как обычно, с рассветом прибыли на аэродром. Осмотрели самолеты. Дежурное звено было в готовности № 1 (4 летчика в самолете в готовности к немедленному вылету), остальные летчики расположились у самолетов или отдыхали в непосредственной близости от аэродрома. Внезапно поступила команда: всем быть готовыми к взлету. Не успели сесть в самолеты, как последовала команда: «Всем запуск и взлет».

Один за другим «МиГи» начали выруливать на взлетную полосу. Взлетела первая эскадрилья, затем вторая, потом наша, третья. Я во главе шести самолетов находился в группе прикрытия. Наша задача - не дать вражеским истребителям атаковать две передние эскадрильи, составляющие ударную группу, основная задача которой - атаковать бомбардировщики и штурмовики противника.

Вслед за нашим полком, который возглавлял подполковник Вишняков, поднялся в воздух и полк подполковника Пепеляева. Это был первый случай, когда Кожедуб поднял в воздух все боеспособные самолеты нашей дивизии. На земле осталась только дежурная пара.

Впоследствии полковник Кожедуб рассказывал, что в тот день с радиолокационных станций поступило сообщение об обнаружении большой группы самолетов противника, направлявшихся в сторону нашего аэродрома. Он обратил внимание, что скорость полета этой группы была небольшой - около 500 км/час. Ориентируясь на скорость (у истребителей скорость обычно была 700-800 км/час), он понял, что летит большая группа бомбардировщиков, и поэтому решил, что для отражения этого массированного налета необходимо поднять в воздух все истребители дивизии. Решение было рискованным, но, как оказалось, совершенно правильным.

Набрав высоту, стремясь догнать переднюю эскадрилью, я увеличил обороты. Идем с набором высоты на север. Под нами горы, справа - узкая голубая лента воды. Это река Ялуцзян. За ней - Северная Корея. Высота 5000 метров. Полк начинает плавный разворот вправо. Я увеличиваю крен, срезаю разворот, за счет меньшего радиуса догоняю переднюю группу и занимаю свое место примерно в 500-600 метрах сзади ударной группы.

Пересекаем реку и идем на юг. С командного пункта передают, что навстречу в 50 км идет большая группа самолетов противника. Высота 7000 метров. Я набираю на всякий случай еще 500 метров над ударной группой. Боевой порядок занят.

Вскоре ведущий нашего полка передал: «Впереди слева внизу противник». Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики - две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» Б-29. Каждая такая машина берет на борт 30 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов. Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе. Затем еще 3 ромба. За ними сзади на 2-3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни «Тандерджетов» и «Шутинг Старов».

ОГНЕННАЯ КАРУСЕЛЬ
Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» - и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы - восемнадцать «МиГов» - устремляются за ним вниз. Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой.

Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков. Даю команду ведомым: «Разворот влево, атакуем!» - и начинаю резкий разворот влево с небольшим набором высоты. Оказываюсь сзади и ниже ведущего группы американских истребителей, в самой их гуще. Быстро прицеливаюсь и открываю огонь по переднему самолету группы. Первая очередь проходит чуть сзади, вторая накрывает его. Он переворачивается, из сопла его самолета идет сизо-белый дым. «Тандерджет», крутясь, уходит вниз.

Американцы от неожиданности, не понимая, кто их атакует и какими силами, опешили. Но это продолжалось недолго. Вот один из них дает по мне очередь, трасса проходит выше самолета, но устремившиеся за мной Родионов и Лазутин со своими ведомыми, видя, что я в опасности, открывают по нему и другим самолетам огонь. Видя перед собой трассы, американцы отворачивают, и я получаю возможность стрельбы по следующему самолету, но в этот момент впереди меня проходит трасса. Смотрю назад: один из «Тандерджетов» стреляет метров со ста. В этот момент через него проходит трасса снарядов авиапушки Лазутина. Несколько снарядов взрывается на самолете. «Тандерджет» перестает стрелять, переворачивается и уходит вниз.

Перед носом самолета новая трасса. Я резко хватаю ручку на себя. Самолет выполняет что-то немыслимое, то ли виток скоростного штопора, то ли бочку, и я оказываюсь внизу и сзади под «Тандерджетом». Атакую этот «Тандерджет» снизу, но он уходит резким разворотом влево. Проскакиваю мимо двух «американцев». Родионов стреляет по ним. Они резко разворачиваются и уходят вниз. Мы выходим над ними вверх. Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши «МиГи» расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант.

А бой только набирал обороты. Вишняков выбрал себе целью самолет ведущего группы, но при сближении со строем бомбардировщиков попал под огонь пулеметных установок шедших сзади нескольких ведомых бомбардировщиков. Его самолет буквально столкнулся со стеной из трасс, и он вынужден был выйти из атаки. Между тем отвлечением огня всей группы бомбардировщиков по самолету Вишнякова воспользовалась пара «МиГов» Щеберстова и Геся, следовавшая за парой Вишнякова. Их «МиГи» почти беспрепятственно сблизилась с ведомыми бомбардировщиками первого звена, и с дистанции примерно 600 метров Щеберстов открыл огонь из всех трех пушек по крайнему бомбардировщику. Разрывы снарядов накрыли бомбардировщик. Поскольку это были снаряды фугасного действия, то их взрывы причиняли большие разрушения самолетам. Особенно огромными, по несколько квадратных метров, были дыры в плоскостях от снарядов 37-миллиметровых пушек.

Несколько снарядов попали в моторы бомбардировщика. Из них потянулись длинные языки пламени и дыма. Бомбардировщик резко развернулся, вышел из строя со снижением и, объятый пламенем, начал снижаться на юг. Из него стали выпрыгивать люди. Вторая пара Геся атаковала крайний самолет второго звена. Несколько очередей прошили «крепость». Самолет загорелся и устремился вниз.

ИСТРЕБЛЕНИЕ
Вторая эскадрилья атаковала замыкающие самолеты первой группы бомбардировщиков. Действовала она в более благоприятных условиях, так как строй бомбардировщиков был нарушен. Два самолета Б-29 горели на глазах у летчиков всей группы. Сучков, эскадрилья которого шла немного правее командира, атаковал правое звено. Стараясь открыть огонь с минимальной дистанции, Сучков не торопился и нажал на гашетку, когда крылья бомбардировщика почти закрыли весь прицел, и сразу начал резкий отворот. Бомбардировщик вспыхнул, начал переворачиваться. От него отлетела часть крыла, и он, горящий, ушел вниз.

Милаушкин, следовавший парой за основной группой, несколько отстал, и в этот момент был атакован подошедшим к бомбардировщикам звеном «Сейбров». Пропустив начало атаки нашей группы, они теперь пытались отыграться на замыкающих. Выйдя косой петлей из-под огня «Сейбров», Милаушкин продолжал преследовать группу «крепостей» и, увидев, что одно из звеньев отстало от группы, атаковал его, передав ведомому - Борису Образцову:
- Атакую ведущего, ты бей правого.

Сближение происходило стремительно, в прицеле быстро вырастал бомбардировщик. После открытия огня на фюзеляже и моторах «крепости» появились разрывы снарядов. «Крепость» задымилась и стала снижаться. Вторая «крепость», по которой стрелял Образцов, загорелась также.

Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще 4 подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.

После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.

Этот день, 11 апреля, американцы назвали «черным вторником» и потом месяца три не летали. Попробовали сделать еще один налет, но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором мы уничтожили уже 16 «летающих крепостей».

Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. Днем они больше не летали, только ночью одиночными самолетами. Но мы били их и ночью.

У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» - так быстро они загорались и ярко горели.

*****

А 17 января 1952 года Крамаренко не повезло. Его истребитель был подбит, пришлось катапультироваться. Американский лётчик сделал попытку добить его в воздухе, но, к счастью, промахнулся. Через пару недель часть вернулась на Родину, разместилась в Калуге.

В том же году Крамаренко стал слушателем Военно - Воздушной академии, которую окончил в 1955 году. Началась повседневная служба. Сначала в Белоруссии, потом в Грузии. Был командиром истребительного авиаполка, в Новосибирске получил назначение на должность заместителя командира дивизии. Последовательно летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. Вскоре его перевели в Москву старшим лётчиком - инструктором службы безопасности ВВС страны. Затем был назначен в Читу на должность заместителя начальника штаба 23-й Воздушной армии. В 1970 году работал военным советником в Ираке и Алжире. В 1979 году он стал Генерал - Майором. В 1981 году Сергей Макарович вышел в отставку.

Ныне С. М. Крамаренко продолжает вести активную общественную работу. Он почётный профессор Российской академии естественных наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.


С. М. Крамаренко на праздновании 89-летия И. Н. Кожедуба в городе Шостка.

***

.

Большую помощь при подготовке книги нам оказал Герой Советского Союза С. Крамаренко. Редакция благодарит Сергея Макаровича. Беседа с ним начинает представление проекта.
Итак, лето 1942-го. Борисоглебская военная школа пилотов, где учится курсант Крамаренко, готовится к эвакуации.


- Первый вылет
Но тут вышел неожиданный приказ: восемь курсантов, успевших полетать на ЛаГГ-3, отправляются в запасной авиаполк в Арзамас. В эту восьмерку вошел и я. Мы с товарищами оказались в странном положении: летную программу выполнить не успели, в воздухе едва держимся, а уже в строю. Командир эскадрильи тех, у кого совсем мало полетов и часов налета, отправлял обратно в школу. И я... соврал. Сказал, что у меня не два, а двадцать полетов и два часа налета. Товарищи не выдали. И стал я осваивать полеты на ЛаГГе уже в полку, готовясь вскоре попасть в действующую армию.
- Не думали, что из-за недостатка опыта будете в воздухе живой мишенью?
- Нет. Мы рвались в бой и считали, что воевать уже умеем. Хотя на самом деле все умение было - произвести взлет и посадку и кое-как пилотировать. Доучивались уже на фронте. Неудивительно, что из нас восьмерых семеро погибли.
Первый боевой полет был юго-западнее Сухиничей: мы прикрывали наши войска от ударов с воздуха. Немецкие самолеты то появлялись, то исчезали, наша группа маневрировала. Этот вылет запомнился мне тем, что я... почти ничего не понял! Только впоследствии, с опытом, я стал чувствовать себя уверенно.
- Самый страшный момент
- 19 марта 1944-го я попал в плен. Мы дрались с группой «юнкерсов» и «мессершмиттов», которые штурмовали наши позиции внизу. Я бросился отбивать атаку по ведомому, немецкий «мессер» задымил и начал снижаться. В этот момент я заметил чужую трассу. Резкий удар, боль, кабина в дыму и пламени, мои руки и лицо в огне. Кое-как отстегиваю ремни, оказываюсь в воздухе, дергаю кольцо парашюта - и больше ничего не помню...
Пришел в себя от толчка: меня кто-то переворачивал. Незнакомая зеленая форма, чужая речь и черепа с костями в петлицах. Понял, что оказался на немецкой территории. От дикой боли не мог подняться, из обеих ног хлестала кровь. На мне разрезали сапоги, забинтовали ноги и отвезли в какое-то село. Подошел офицер и, узнав, что я летчик, дал команду «эршиссен» - расстрелять. У меня внутри будто что-то оборвалось... Все, отлетался!
- Как же спаслись?
- Немецкий генерал отменил приказ и распорядился отправить меня в госпиталь. Меня перенесли в телегу и положили рядом с немецким офицером. Я оторопел, когда услышал, что возница в немецкой форме, с винтовкой на плече, понукает лошадь украинскими словами! Не выдержал: «Что ж ты, земляк, немцам служишь?» А он: «Проклятый москаль, пристрелю!» Снял винтовку, направил на меня. Но немецкий офицер остановил его: «Хальт! Госпиталь!» Так в очередной раз избежал смерти.
Меня привезли в Проскуровский лагерь для военнопленных, в лазарет. Пленные советские санитары вытащили из ног осколки, промыли и забинтовали раны, а обгоревшее лицо намазали какой-то красноватой жидкостью... Сделали укол, я погрузился во мрак...
Через несколько дней руки и лицо покрылись черной коркой. Рот стянуло так, что и ложка не проходила. Санитар набирал немного каши на ручку ложки и просовывал мне в рот. Как же я благодарен этим безвестным братьям милосердия! Как они заботились обо мне и о других раненых!
А на шестой день к Проскурову подошли наши войска. Немцы в суматохе готовились отходить, уничтожая тех, кто не может двигаться. Мы ждали, что и в наш госпитальный барак бросят канистры с бензином. Но не кинули. Видимо, нас спасла надпись «Тиф. Не входить».
- Опять удача...
- Конечно! Мне везло дико...
«Кресты! Атакуем!»
- Первый бой... Самый страшный бой... А самый яркий?
- За Одером, в марте 45-го. Мы летели тремя парами во главе с Иваном Кожедубом - всего шесть самолетов с 12-ю пушками. А против нас 32 «Фокке-Вульфа»! Там в сумме под 200 орудий! Никогда не забуду команду Кожедуба: «Впереди-внизу кресты. Атакуем!» Действовать нужно было решительно и дерзко: у нас было превосходство в скорости и внезапность. Бой превратился в столкновение отдельных самолетов и пар. В результате мы сбили 16 «Фоккеров»! И это не считая тех, кто, подбитый, наверняка упал по дороге домой.
А еще я помню ощущение, которое испытывал в те дни, пролетая над Берлином. Вот город, из которого зло растеклось по всему миру. Он горит, в самолете я чувствую запах этого дыма. И чувство какой-то необыкновенной гордости охватывало меня.

.

- Сергей Макарович, расскажите, где вы были и чем занимались, когда услышали о том, что началась война?

Я был курсантом Борисоглебской военной школы летчиков. В воскресный день 22 июня было очень жарко, и мы вместе с ребятами собирались пойти искупаться. Но вдруг услышали команду собраться в здании штаба нашей эскадрильи для объявления важного сообщения. Мы собрались в назначенный час и начали слушать речь Молотова, о том, что началась .

Мы не могли поверить в то, что Германия хочет напасть на нашу огромную Родину

Мы не могли поверить в то, что Германия хочет напасть на нашу огромную Родину, но мы ошибались. Наша армия была очень плохо подготовлена к войне. Действующие части приходилось периодически пополнять недоучившимися летчиками.

В 1942 году наш учебный аэродром впервые начали бомбить. Панике курсантов не было границ. Вместо того, чтобы скрыться в бомбоубежищах, курсанты кинулись к самолетам. Под взрывы орудий мы кое-как добежали до самолетов и начали растаскивать их в разные стороны. Аэродром был ярко освещен: вверху святящиеся бомбы, а в стороне горящие курятники птицеводческой фермы. Нас спасло только то, что немцы, видя горящие здания и носящихся кур, подумали, что разбомбили военные казармы или склады.

После этого началась подготовка нашей школы к эвакуации на восток. Неожиданно дали приказ о том, что восемь курсантов, успевших вылететь на ЛаГГ-3, отправляются в запасной авиаполк в Арзамас. В эту восьмерку вошел и я, хотя мы с товарищами очень этому удивились. Ведь мы не успели выполнить летную программу, в воздухе едва-едва держимся, а нас уже считают полноценными летчиками. Конечно, мы обрадовались, что скоро окажемся на фронте и будем защищать свою Родину. Радовались мы недолго, потому что командир эскадрильи узнал, что у одного из нас был всего один полет и 10 минут налета. Нашего товарища решили отправить доучиваться обратно в школу.

Так как я тоже имел всего лишь 2 полета, я решил соврать и сказал, что у меня не два, а двадцать полетов и два часа налета. Слава Богу, товарищи меня не выдали, и командир оставил меня осваивать полеты на ЛаГГе уже в запасном полку, готовясь вскоре попасть в действующую армию.

- Тяжело ли вам было учиться, не имея того опыта, о котором вы сказали?

Не тяжело: я летал хорошо, как мне тогда казалось. Нас распределили в 1-ю Воздушную армию Западного фронта. У меня не было ни одного учебного воздушного боя, ни одной стрельбы по целям, поэтому доучиваться мне пришлось на фронте. Конечно, сейчас я понимаю, почему тогда из восьми человек остался в живых только я один. Нас просто не успели научить сражаться.

- Сергей Макарович, как прошло ваше первое боевое крещение?

Свой первый настоящий боевой вылет я совершил в конце января 1943 года. Когда немцы стали снимать с нашего фронта части для освобождения окружной армии Паулюса, наше командование решило предпринять наступление в районе Жиздры, юго-западнее Сухиничей. Хотели сорвать переброску частей противника под Сталинград. Мой полк прикрывал наступающие войска от ударов с воздуха. Самолеты немцев то появлялись, то исчезали. Этот вылет мне запомнился тем, что я почти ничего не понял!

- Какой момент на войне был для вас самым важным и опасным?

Мы сражались с группой «юнкерсов» и «мессершмитов», которые штурмовали наши позиции внизу. При атаке немецкого самолета я почувствовал удар: оказалось, что один из снарядов противника разорвался и перебил бензиновые трубы моей машины. Самолет тут же вспыхнул, и огонь ворвался ко мне в кабину. Мои руки и лицо оказались в огне. Кое-как отстегнув ремни, я оказался в воздухе, дернул кольцо парашюта. Он успел открыться, и я почувствовал сильную боль и потерял сознание.

Я понял, что упал прямо около штаба SS

Очнулся от того, что меня кто-то раздевает. Я поднял голову и увидел солдат в зеленой форме, у которых в петлицах были черепа с костями. Тут я понял, что упал прямо около штаба SS. Я не мог подняться, потому что ноги были перебиты, и из них сильно текла кровь. На мне разрезали сапоги, забинтовали ноги и отвезли в какое-то село.

Там ко мне подошел немецкий офицер и начал расспрашивать, из какой я части, сколько у нас самолетов, кто мой командир и где мы находимся. Конечно, я отказался давать ему такую информацию. Тогда он махнул на меня рукой и дал команду «эршиссен» - расстрелять. У меня внутри будто что-то оборвалось... Все, отлетался!

- Как же вам удалось выжить, почему немцы вас сразу не пристрелили?

«Ах ты, проклятый москаль, пристрелю!»

Снял винтовку, направил на меня

Вышедший из штаба немецкий генерал внезапно отменил приказ и распорядился отправить меня в госпиталь. Меня перенесли в телегу и положили рядом с немецким офицером. Через какое-то время слышу, что извозчик как-то почти по-родному, по-украински помыкает лошадь. Я очень разозлился, когда узнал, что это бандеровец в немецкой форме. Я не выдержал и закричал: «Что ж ты, земляк, немцам служишь?» А он: «Ах ты, проклятый москаль, пристрелю!» Снял винтовку, направил на меня. Но немецкий офицер остановил его: «Хальт! Госпиталь!» Так в очередной раз я избежал смерти.

Меня привезли в лазарет, который находился в проскуровском лагере для военнопленных. Плененные советские санитары вытащили из моих ног осколки и забинтовали раны, а обгоревшее лицо намазали какой-то красноватой жидкостью. От этой жидкости у меня начало гореть лицо, боль была невыносимая, я закричал, чтобы больше ей меня не мазали. Но ребята попросили меня потерпеть, сказали, что после этого немецкого средства у меня не останется рубцов. Затем они мне сделали укол, и я заснул. Через несколько дней руки и лицо покрылись черной коркой. Рот стянуло так, что и ложка не проходила. Санитар набирал немного каши на ручку ложки и просовывал мне в рот.

На 7-й день началась суматоха в лагере. Здоровых пленных угнали из лагеря. В городе немцы начали взрывать дома. Санитары говорили, что скоро за нами приедет телега и нас тоже увезут, а здесь все взорвут. Мы лежим, темнеет. Нас не увозят. Только смотрим в окна: везде полыхает. Думаю, сейчас нас подожгут. Нам повезло, что на бараке было написано «Тиф. Не входить». Немцы нас бросили, не стали поджигать, заторопились. Охрана убежала. Так как я был очень слаб, то заснул. На следующий день меня поздравили с освобождением.

- Скажите, были ли на войне атеисты?

С Богом воевать было бы легче

К сожалению, тогда очень мало кто верил в Бога, но мне кажется, что с Богом воевать было бы легче. Зато среди летчиков было очень много суеверий. Например, летать в понедельник никто не хотел. На войне, конечно, летали, но с большой осторожностью. Был у нас такой случай. Одной девушке, которая работала у нас в столовой, очень нравился летчик по имени Михаил. Однажды она подарила ему заколку. Когда молодой человек погиб, ей возвратили ее подарок. Спустя какое-то время девушке начал нравится другой мой товарищ, которому она подарила ту же самую заколку. Когда он погиб, девушку стали обходить стороной.

Так как я считал, что все равно мне не выжить в этой войне, я старался воевать изо всех сил, чтобы хоть как-то помочь своей Родине приблизить , поэтому о своей смерти практически не думал. А сегодня я все чаще задумываюсь, что , ведь Он меня столько раз спасал.

- Сергей Макарович, после плена у вас еще были запоминающиеся бои?

Конечно! Один из таких боев я провел во главе со знаменитым летчиком-истребителем Иваном Кожедубом. Бой состоялся в марте 1945 года над нашим плацдармом за Одером. Наши 12 самолетов шли в атаку против 32 «Фокке-Вульф»-ов, у которых в сумме было почти 200 пулеметов. Мне не забыть команды Кожедуба: «Впереди внизу кресты. Атакуем!» После его слов бой превратился в уничтожение немецких самолетов. Мы сбили 16 «фоккеров»!

Последний мой бой войны был для меня очень необычным. В апреле недалеко от Берлина мы с моим ведущим Куманичкиным столкнулись с шестью звеньями «Фокке-Вульфов», то есть с 24 самолетами. Пропустить немецкие самолеты мы не могли, потому что позади нас брали Берлин наши войска. Мы долго атаковали немецкие самолеты. У меня израсходовались снаряды, а на Куманичкина летит немецкий самолет - мне больше ничего не оставалось, как начать его таранить. Лечу наперерез, и, когда оставалось всего несколько десятков метров, немецкий летчик обернулся и увидел меня. Он резко перевел самолет в пикирование и ушел вниз. Моему счастью не было предела! Я опять остался в живых и гордо пролетел над столицей фашизма.

(род. 10.04.1923) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1951), генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. В Корее командовал 2 аэ 176 гв. иап. Совершил 149 боевых вылетов, сбил лично 3 и в группе 10 самолетов противника.

  • - советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук. Окончил Московский авиационный институт...

    Энциклопедия техники

  • - русский лётчик, капитан. Окончил Харьковский технологический институт, Морскую академию в Петербурге...

    Энциклопедия техники

  • - советский математик, чл.-кор. АН УССР. Род. в Киеве. Окончил Киев. ун-т, д-р физико-матем. наук, проф. ...
  • - Член руководящего Совета Комитета памяти Г. К. Жукова, генерал-полковник; родился 1 января 1937 г.; член Центрального Совета Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. руков. по врачеб. гимнаст., р. 1869, орд. Общ. Крас. Креста в Киеве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - автор кн. о путеш. в Камчатку, коммерц. сов., чл. Рыбн. комит. при деп. землед. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотруд. полем...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - протоиерей, сотр. "Странн." и "Полт. епарх. вед."...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. элем. курс географии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Вице-президент ОАО "Группа Альянс" с мая 1998 г.; родился в 1943 г.; окончил Горьковский институт инженеров транспорта; с 1974 г. по 1995 г. работал на различных должностях в сиcтеме профсоюзов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - посадник псковский 1448...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - кап. корпуса кораб. инженеров, воздухопл-ль; род. в 1877 г., окончил технол. институт и Никол. мор. академию по кораблестр. отделу, после которой слушал курс подводн. плавания...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - один из пионеров русской авиации. Окончил курс технологического института и кораблестроительного отделения. Николаевской морской академии, обучался авиации у Фармана и других во Франции...

    Биографический словарь

  • - пластическая операция: замещение тотальных и субтотальных дефектов носа крестообразным четырехлопастным стеблем, выкраиваемым на передней брюшной стенке или на плече...

    Большой медицинский словарь

  • - ...

    Большой медицинский словарь

  • - российский летчик, капитан. С 1908 служил в Морском техническом комитете, затем назначен в Отдел воздушного флота...

    Большой энциклопедический словарь

"Крамаренко, Сергей Макарович" в книгах

Валя и Крамаренко

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора

Валя и Крамаренко

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь восьмая: Инородное тело автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Валя и Крамаренко Прежде всего, в ЦБЛ начались ежедневные (и даже дважды в день) поверки - процедура абсолютно бессмысленная и нелепая: счет никогда не сходится, потому что те, кто на работе, переходят с места на место. Но если смысла в этом не было, то цель - унизить и

Николай Макарович

Из книги Память сердца автора Мамин Рустам Бекарович

Николай Макарович Вот сижу, купаюсь, нежусь в облаках воспоминаний – приятных, добрых и не очень… В сознании роятся, наслаиваются, смешиваются мысли, образы, события. Что-то отчетливо, ясно так, что тут же, сразу из закромов памяти просится на бумагу. А что-то смутно –

Иванов Сергей Макарович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Иванов Сергей Макарович Родился в 1926 году в селе Варварино Арсеньевского района Тульской области в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В феврале 1943 года призван в ряды Советской Армии, где служит до настоящего времени. Участник штурма Берлина. Звание Героя

Кравчук Леонид Макарович

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Василий Макарович Шукшин (1929-1974)

Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) Василий Шукшин много играл в кинофильмах, работал и как сценарист, но его захватывала литература, он писал рассказы, повести, постоянно влекла его натура великого казачьего атамана Степана Разина. Он написал сценарий для фильма, подобрал

Бондарюк Михаил Макарович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Говорухин Орест Макарович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Мурзаев Эдуард Макарович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Шукшин Василий Макарович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШУ) автора БСЭ

ОЛЕЙНИКОВ, Николай Макарович

автора

ОЛЕЙНИКОВ, Николай Макарович (1898–1937), поэт 143 Страшно жить на этом свете, В нем отсутствует уют. «Генриху Левину по случаю его влюбления в Шурочку» (1932) ? Олейников Н. Пучина страстей. – Л., 1991, с. 120 144 Жукбуржуй и жукрабочий Гибнут в классовой борьбе. «Генриху Левину…» ?

ШУКШИН, Василий Макарович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ШУКШИН, Василий Макарович (1929–1974), писатель, актер, кинорежиссер 345 Что с нами происходит? «Кляуза», очерк («Лит. газета», 4 сент. 1974) ? Шукшин В. М. Собр. соч. в 6 т. – М., 1993, т. 3, с. 365 346 Как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера? «Срезал» (1970),

ШУКШИН ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ШУКШИН ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ Василий Макарович Шукшин (1929–1974). Русский писатель, актер, режиссер, лауреат Государственной премии СССР. Автор романов «Любавины», «Я пришел дать вам волю»; киноповести «Калина красная»; киносценария к фильму «Живет такой парень»; сборников

Василий Макарович Шукшин

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Василий Макарович Шукшин Вы уже, наверное, знакомы с творчеством В. М. Шукшина, одного из лучших рассказчиков нашего времени. Писателю удается на малом поле короткой новеллы поставить важные нравственные проблемы. Новелла, которую мы разбираем сегодня, «Охота жить» –

Кравчук Леонид Макарович

Из книги Предавшие СССР автора Стригин Евгений Михайлович

Кравчук Леонид Макарович Биографическая справка: Кравчук Леонид Макарович, 10 января 1934 года рождения, уроженец с. Великий Житин Ровенской области Украины. Образование высшее, в 1958 году окончил экономический факультет Киевского государственного университета, в 1970 году

Крамаренко Сергей Макарович - заместитель командира 2-й эскадрильи 176-го гвардейского истребительного авиационного полка. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., медалями.
Сергей Макарович родился 10 апреля 1923 г. в селе Калиновка ныне Роменского района Сумской области. В Красной Армии с 1941 г.Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Воевал на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боях под Курском, в захвате Берлина. К концу войны сбил 3 вражеских самолета лично и 10 - в составе группы. Уничтожил аэростат-корректировщик. После войны продолжал служить в ВВС СССР. Участник Корейской войны с апреля 1951 по февраль 1952 г. Совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№9283).
По возвращении в СССР продолжил службу в ВВС. Служил в Белоруссии, в Грузии. Летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. Вскоре его перевели в Москву старшим летчиком-инструктором службы безопасности ВВС СССР. С 1981 г. генерал-майор авиации С. М. Крамаренко - в запасе. Живет в Москве. Неоднократно избирался в Правление Клуба Героев.
Из воспоминаний С. М. Крамаренко: «...Надо сказать, что я иногда летал ведомым с Кожедубом. У него очень резкие маневры были и я, сперва, отставал. Потом уже приноровился, уже понимаю, что сейчас начнется резкий маневр, только он начинает маневр, я сразу еще более резкий маневр делаю, закладываю побольше. Это позволяло мне держаться нормально. Интересная вещь. Шли мы как- то на малой высоте, а немцы в этот день, почему-то, не показались. Прилетаем на аэродром, вдруг Кожедуб говорит: «Впереди противник». Я смотрю вперед, летит одиночный самолет. Кожедуб метров с 200 открывает огонь. Быстро секунд за 5 сблизился, открывает огонь, трасса летит, упирается прямо в самолет, самолет вспыхивает. Летчик выпрыгивает, выскакивает прямо возле нашего аэродрома. Стрелял он поразительно...
... Затем 16 апреля Кожедуба вызвали в Москву, а у меня к тому времени самолет моторесурс выработал, так что Кожедуб мне свой передал.
...Последний бой был 2 мая. Немецкие части, которые были в Берлине, стали прорываться на запад. Вышли западнее, и уже ночью подошли к нашему аэродрому. Нас подняли, посадили самолеты. Если немцы решат захватывать аэродром, чтобы мы улетали на восток. Заняли оборону. На границе аэродрома был канал и немцы не стали его переходить. Утром, как только рассвело, мы сели в самолеты, поднялись в воздух и стали штурмовать немецкие части. Сожгли машин 20-30. Они разбежались по лесам, стали сдаваться. Это последний бой. Потом 8 мая объявили, что война закончилась, начался праздник. Началась мирная жизнь...»



10.04.1923 -
Герой Советского Союза
Памятники
Памятный стенд в Ромнах


К рамаренко Сергей Макарович - заместитель командира 2-й эскадрильи 176-го гвардейского Проскуровского Краснознамённого ордена Александра Невского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус), гвардии капитан.

Родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка ныне Роменского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Окончил 10 классов средней школы села Выбор Псковской области. С 1940 году учился в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе и в Дзержинском аэроклубе Москвы.

В Красной Армии с марта 1941 года. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1942 года служил в 1-м запасном авиационном полку (Арзамас, Горьковская область).

На фронтах Великой Отечественной войны сержант С.М. Крамаренко с августа 1942 года. С Воевал в составе 523-го истребительного авиаполка 303-й истребительной авиационной дивизии. С июля 1943 года - в 19-м (переименован в 176-й гвардейский) истребительном авиационном полку. Воевал на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.

Принимал участие в боях под Курском, в Проскуровско-Черновицкой, Висло-Одерской и в Берлинской наступательных операциях. В воздушном бою 19 марта 1944 года был сбит и попал в плен. Через месяц был освобождён советскими войсками и вернулся в свой полк. К концу войны выполнил 66 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сбил 2 вражеских самолёта и 10 - в составе группы. Также лично уничтожил аэростат-корректировщик врага. В 17 штурмовых вылетах уничтожил 12 автомашин и повредил 1 паровоз. Был тяжело ранен и получил ожоги в горящем самолёте.

После войны продолжал служить в ВВС СССР в том же 176-м гвардейском авиаполку, который был передан в состав ВВС Московского военного округа. В 1949 году освоил реактивные истребители. С октября 1950 - заместитель командира эскадрильи по лётной части. С декабря 1950 года в составе полка находился в правительственной командировке в Северном Китае, обучал китайских пилотов полётам на реактивных истребителях.

Участник Корейской войны с апреля 1951 по февраль 1952 года. Совершил 149 (по другим данным - 104) боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника. Все победы одержаны над истребителями противника. Стал четвёртым советским асом этой войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

По возвращении в CCCР продолжил службу в ВВС, поступил в академию. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года - заместитель командира 201-го истребительного авиаполка Войск ПВО страны (г. Мачулищи Минской области Белорусской ССР). С 1957 года - командир 167-го гвардейского истребительного авиационного полка (г. Цукулидзе Грузинской ССР). С 1960 года - заместитель командира по авиации 20-й истребительной авиационной дивизии Войск ПВО страны (Новосибирск), с марта 1964 года там же - заместитель командующего 14-й отдельной армии ПВО по боевой подготовке.

С сентября 1965 года почти 14 лет - старший лётчик-инспектор Службы безопасности полётов ВВС СССР. В период пребывания в этой должности находился в двух длительных командировках: в 1970-1971 годах в Ираке - военный советник командующего ВВС по безопасности полётов, в 1973-1975 годах в Алжире - старший офицер в аппарате Главного военного советника СССР.

С февраля 1979 года - заместитель начальника штаба 23-й воздушной армии (Чита). С мая 1981 года генерал-майор авиации С.М.Крамаренко - в запасе. За 40 лет службы освоил 22 типа самолётов: от У-2 и И-16 до МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 и Су-9.

Живёт в городе-герое Москве. Ведёт активную общественную работу. Является заместителем председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Генерал-майор авиации (1979).

Награждён орденом Ленина (10.10.1951), 2 орденами Красного Знамени (15.04.1945, 2.06.1951), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (21.02.1978), медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951), другими медалями.

Почётный профессор Российской академии естественных наук.

В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд С.М.Крамаренко.

Сочинения:
Против "Мессеров" и "Сейбров". М., 2006.