Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Митрофан как имя нарицательное недоросль. Почему имя Митрофанушки стало нарицательным? Смотреть что такое "митрофанушка" в других словарях

Митрофан как имя нарицательное недоросль. Почему имя Митрофанушки стало нарицательным? Смотреть что такое "митрофанушка" в других словарях

После выхода в свет комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушки стало нарицательным, слово «недоросль» получило сатирический и глубоко обобщенный смысл. Это было обусловлено реалистичностью комедии, художественным мастерством драматурга.

Какие же черты реализма мы можем отметить в комедии? Прежде всего, принцип историзма. В «Недоросле» показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени, т.е. Д.И. Фонвизин сделал предметом своего изображения современную ему жизнь. Характеры героев обусловлены их жизненными обстоятельствами, т.е. сформировавшей их средой. Общий уклад жизни в русской помещичьей усадьбе, несовершенная система образования, нравственный облик родителей и их представления о жизни - вот составляющие, сформировавшие личность главного героя в комедии.

Митрофанушка - недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», - заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин - математике, немец Вральман - «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, - «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики - Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль… грех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями - вместо того, чтобы учить его истории. Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее. Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растеряна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Герой изображен во многих «выразительных» сценах: сцене примерки кафтана, драки со Скотининым, мы видим его на уроке, в сцене неудавшегося похищения Софьи. Все это дает возможность зрителю увидеть всю многогранность личностных черт персонажа. Автор обнажает в нем такие черты, как полное невежество, грубость, трусость, избалованность, эгоизм, лень, нравственный инфантилизм. Следуя традициям народной сатиры, драматург охотно уподобляет своего героя животным. Так, к примеру, Цыфиркин в ответ на грубость Митрофана отвечает: «собака лает, ветер носит».

Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, Митрофан называет свою няню Еремеевну - «стара хрычовка», Цыфиркина - «гарнизонна крыса», не особо церемонится он и при общении с дядей, заявив ему, что тот «белены объелся», и предложив «проваливать».

Также стоит отметить современность пьесы. Д.И. Фонвизин затрагивает в ней вечные проблемы, проблемы воспитания и образования молодого поколения. И такие «Митрофанушки» существуют во все времена. Еще В.О. Ключевский отметил это. «Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. <…> Мы живем в другой обстановке и в другом житейском складе; те же пороки в нас обнаруживаются иначе» (В.О. Ключевский).

Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, наличие положительных и отрицательных персонажей (при многогранности их характеров)), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности. «В пьесе Фонвизина - все русское, национальное: тема, сюжет… характеры действующих лиц. Идейная направленность произведения обусловлена временем… Фонвизин показал зависимость поведения и характеров людей от среды, в которой они живут» . Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль». Именно поэтому имя Митрофанушки стало «нарицательным именем смешной несовершеннолетней глупости и учащегося невежества» (В.О. Ключевский).

Митрофан – один из главных персонажей комедии, и именно ему посвящено название. Он считает себя уже очень взрослым, хотя совсем ещё ребенок, но не милый и наивный, а капризный и жестокий. Самовлюбленный, так как все его окружили любовью, но такой – ограничивающей.

Конечно, он смеётся над учителями. Понятно, что он хочет уже жениться на красавице Софье. Он ничего не боится, но очень труслив. То есть он боится всего, всегда готов позвать на помощь нянюшку и мамочку, но ведёт себя со всеми очень нагло, вызывающе…

И всё бы ничего! Но вот только мамочка его во всём поддерживает, никак не ограничивает.

Знакомимся мы с Митрофаном, когда он красуется в новом кафтане, а мама ругает портного. Митрофан уже вырос – высокий, довольно плотный парень. Лицо у него не очень умное, как и поступки. Он немного смеётся над всеми, играет, дурачится. Его точно хорошо кормят, он даже меры не знает, поэтому у него часто болит живот. Физически он вырос, а вот его сердцем и душой не занимались. А то, что его мозг просто не хочет запоминать информацию (года три азбуку учит), то это тоже капризы Митрофана. Ему кажется, что и без наук у него всё будет – стараниями мамочки. Она его почти пристроила за богатую наследницу Софью, которая ещё и очень красива и добра.

Часто Митрофан делает то, что ему говорят. Не учителя, конечно, а мама. Сказала, мол, целуй ручку незнакомому человеку, так он и делает. Но только ради выгоды. Никакой учтивости, доброты, уважения к другим у Митрофанушки нет.

В общем, Митрофан, может, и не такой плохой, но очень избалован. Недоросль верит в свою исключительность «без усилий». Он видит себя успешным помещиком, видит себя В его сердце нет любви даже к обожающей его маме, к верной няньке, ни к кому. Конечно, любит он только себя, но недостаточно. Иначе он бы хотя бы учился, развивался!

Образ и характеристика Митрофанушки с цитатами и примерами из текста

Митрофан Простаков - герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей, которые из-за своей лени и невежественности не могли окончить обучение, и как следствие, поступить на службу и жениться.

Фонвизин в своей пьесе как раз и высмеивает таких молодых людей, воплощая их черты в образе одного из главных героев пьесы - сына Простаковых Митрофана.

Отец и мать очень любят своего единственного сына и не замечают его недостатков, более того, переживают за сына и заботятся, как будто он маленький ребенок, берегут от всех напастей, боятся, что он может переутомиться от работы:"....пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится...".

Митрофанушка не прочь вкусно отобедать: "... А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал [...] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню..." "...Да видно, брат, поужинал ты плотно..." "...Квасу целый кувшинец выкушать изволил...".

Митрофан – очень грубый и жестокий юноша: он мучает крепостных, издевается над своими учителями, не гнушается поднять руку даже на отца. В этом есть вина матери, которая взяла хозяйство в свои руки и ни во что ни ставит своего мужа. Её не любят ни крестьяне, ни родные, потому что она ругается и колотит всех почем зря.

За воспитание и обучение Митрофанушки также отвечает госпожа Простакова, однако не сильно вмешиваясь в эти процессы. Поэтому юноша жесток и груб, но не может постоять за себя, а прячется за мамину юбку. Дела с учёбой также обстоят не лучше. Мало того, что Митрофан глуп и ленив, ему ничто не интересно, он не любопытен, а на уроках ему очень скучно. К тому же учителя у него никудышные - бывший дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и бывший кучер Вральман – люди невежественные и малообразованные:"...Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?.." Кроме того, Вральман – учитель французского, хотя сам он немец, французского языка не знает, но ухитряется учить ему мальчика.

В образе Митрофана отразился тип представителя молодого поколения того времени: ленивого, невежественного, грубого; он не стремится расти духовно, умственно и культурно, у него нет никаких идеалов и стремлений.

Вариант 3

Денис Иванович Фонвизин – великий русский писатель. В своем произведении «Недоросль» он показал читателям обобщенный образ молодого поколения из дворянского сословия 19 века на примере главного героя Митрофана. Имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «похожий на мать». Герой воспитывается в семье, в которой отношения построены на лжи, лести, грубости. Мать вырастила своего сына непутевым, необразованным человеком. У Митрофана в жизни нет никаких целей и стремлений, они слишком мелки и ничтожны. Он разбалован, грубо обращается не только с прислугой, но и с родителями. Фонвизин данный образ не придумал. На самом деле в то время в дворянских кругах часто встречались подобные Митрофану недоросли, которые плохо учились, ничего не делали, так проживали свои дни.

У Митрофана были домашние учителя, которые в принципе не давали ему никаких знаний. Но и стремление к учебе у героя напрочь отсутствует. Он глуп, наивен, речь его не развита и груба. Этот человек не приспособлен к окружающей жизни, ничего не может делать без матери и без слуг. Основные его занятия в течение дня - поесть, отдохнуть и гонять голубей. Что же сделало Митрофана именно таким? Конечно, эта та система воспитания, которая исходила от Простаковой, матери героя. Она слишком потакала его капризам, поощряла все его ошибки, и тем самым в итоге получился такой вот результат воспитания. Это слепая любовь матери к своему ребенку.

Воспитываясь в таких условиях, Митрофан привык, что имеет право голоса в семье, имеет право грубо обращаться с окружающими. Такому человеку, как Митрофан, в жизни будет очень тяжело, если он останется один со своими проблемами. В конце произведения Простакова теряет свое имение и вместе с ним теряет и собственного сына. Вот это и есть плод ее воспитания. Данный итог комедии показывает уровень этой системы воспитания и образования.

На примере образа Митрофана Фонвизин показал одну из главных проблем в семейном воспитании. Эта проблема и сейчас является актуальной. В современном обществе тоже есть такие избалованные дети, которые растут в подобных условиях. Каждый должен задуматься над тем, чтобы искоренить таких недорослей, тянущих наше общество назад. Думаю, что такие люди как Митрофан не знают, что такое настоящая жизнь и не понимают в чем ее смысл в силу своего невежества. Мне жалко таких детей и их родителей. Надеюсь, что все родители, прочитав эту комедию, поймут свои ошибки и смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

Сочинение 4

Пьеса "Недоросль" написана Фонвизиным в 1781 году. Через год поставлена на сцене. Спектакль произвел фурор. Но произведение вызвало недовольство Екатерины второй и Денису Ивановичу запретили публиковать свои произведения, а театр, на сцене которого состоялась премьера, закрыли.

В восемнадцатом веке недорослями называли дворянских детей, не достигших шестнадцатилетия. Считалось, что они еще "не доросли" до самостоятельной, взрослой жизни.

Таким недорослем был один из главных героев комедии – Митрофанушка. В наше время это имя стало нарицательным, синонимом глупого и ленивого маменькиного сыночка.

Митрофану почти 16 лет. И ему пора служить в армии. Но матушка, госпожа Простакова, слепо любит сынка и ни за что на свете не готова отпустить его от себя. Она балует, во всем потакает ему. Потворствует его безделью. Такое воспитание привело к тому, что мальчик вырос и превратился в грубого, ленивого неуча-подростка.

Для Митрофанушки наняли преподавателей, но они ничему не научили его, потому что, учиться он не желал: "Не хочу учиться - хочу жениться". Впрочем, мать и не настаивает на занятиях: "Поди порезвись, Митрофанушка». Впрочем, такие учителя вряд ли научат ребенка уму-разуму. Об этом говорят их фамилии - Цыфиркин, отставной солдат, Кутейкин, недоучившийся семинарист и немец Вральман, который и вовсе оказался кучером.

Сын Простаковых никого не любит и не уважает. К отцу он относится пренебрежительно. Это очень ярко показано в сцене, где маменькин сынок жалеет родительницу из-за того, что та "....так устала, колотя батюшку". Прислуге Митрофан грубит, огрызается. Свою няню или мама он называет "старая хрычовка". Над учителями и крепостными издевается. Ни во что не ставит наш герой и родную мать. Не трогают его сердце никакие заботы. Он беззастенчиво пользуется слепой любовью Простаковой. И даже шантажирует ее: "Вить здесь река близко. Нырну, так и поминай как звали." А на вопрос о том, что же плохого снилось ночью, отвечает: "Да то ты, матушка, то батюшка.".

Ко всем перечисленным дурным качествам Митрофана можно добавить трусость и раболепие перед сильным противником. Он униженно просит пощады, когда срывается попытка насильно отвести Софью под венец, и по приказу Стародума покорно соглашается идти служить.

Таким образом, в Митрафанушке Фонвизин воплотил все недостатки и пороки присущие дворянству того времени. Это невежество и тупость, жадность и лень. Одновременно замашки тирана и раболепие. Этот образ не придуман автором, а взят из жизни. История знает много примеров недорослей, безграмотных, бездушных, пользующихся своей властью, ведущих праздный образ жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Жизнь современной молодежи - сочинение для 9 класса

    С каждым молодым поколением изменяются жизненные ориентиры. Остается неизменяемым – это осуждение старшего поколения и их жизненных ориентиров. Осуждения и поучения родителей и бабушек с дедушками.

  • Анализ сказки Горького Утро

    Основной замысел в сказке обычно не пишется сразу. Это ведь сказка, сказание неторопливое, наводящие на раздумья. Поэтому начало М.Горького в сказке «Утро» смущает, но настраивает нас содержание.

  • Сочинение по картине Леонардо Да Винчи Мона Лиза (Джоконда) описание (описание)

    Передо мной полотно всемирно известного итальянского художника. Наверное, не найдется не одного человека, который бы ни разу не слышал и не видел репродукцию Моны Лизы или Джоконды.

  • Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.



Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Меню статьи:

Комедия Фонвизина «Недоросль» – это одно из самых лучших мотивационных произведений. С помощью образа Митрофана Простакова мы можем проанализировать и осознать всю губительность безграничной слепой родительской любви и вседозволенности.

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.
Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Денис Фонвизин.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.


Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».


Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Чтобы побороть в себе лень стоит прочесть комедию «Недоросль» или краткую характеристику из нашего материала.

Значимый вклад в историю русской литературы середины 18 в. внес писатель литературовед Д. И. Фонвизин. В раннем творчестве автор занимался написанием и переводом басен. Обладая прекрасным чувством юмора, Фонвизин пишет произведения с ярко выраженным сатирическим тоном. Среди множества литературных направлений автор отдает предпочтение классицизму. В своих комедиях Фонвизин поднимает важные социально-политические вопросы, сопровождая их иронией и сарказмом.

Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»

Новым этапом в творческой жизни писателя Д. И. Фонвизина стало комедийное произведение «Недоросль» . Недорослью было принято называть дворянских юношей, не допущенных к государственной службе из-за незаконченного образования. Перед тем как стать офицером, необходимо было сдать экзамен, но на деле это становилось всего лишь формальностью. Поэтому основная часть армии состояла из избалованных и бестолковых офицеров. Именно таких ленивых и невежественных молодых людей, бесполезно проживающих свои годы, выставляет на всеобщее обозрение автор.

  • Пьеса была представлена обществу в 1782 году и получила потрясающий успех. Комедия имеет социально-политического характер. Основные проблемы, затронутые в произведении – это необразованность и отсутствие воспитания, конфликт старшего и младшего поколения, супружеские отношения, несправедливое отношение с крепостными. Автор выстраивает различные ситуации взаимодействия дворян и крепостных крестьян, в которых всячески высмеивает бесчеловечные и безнравственные поступки общества.
Образ от Фонвизина
  • Для своих персонажей автор подбирает имена, которые сразу же дают представление о человеке, разделяя их на отрицательных и положительных героев. Их образы Фонвизин подчеркивает при помощи разных разговорных стилей, противопоставляя их друг другу. Отрицательными героями выступают представители дворянства – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Положительные герои , являющиеся представителями новой эпохи просвещения, имеют более приятные имена – Софья, Правдин, Милон и Стародум.
  • Действие комедии происходит в зажиточной дворянской семье, в которой главным героем выступает необразованный хамоватый маменькин сынок Митрофан. Избалованный вниманием юноша является воплощением эгоизма, грубости и заносчивости. Образ Митрофана полностью передает деградацию молодого наследия России.

Описание и характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

Фонвизин не случайно подбирает главному герою имя Митрофан. В значении его имени «подобный» подчеркивается его подражание матери.

  • Перед читателем предстает высокий возмужавший юноша в красивых одеждах и глуповатым выражением лица. За его внешностью скрывается пустая невежественная душа.
  • Пятнадцатилетний Митрофан окружен беззаботной жизнью. Он не расположен к учебе и не ставит перед собой важных целей. Изучение наук не вызывают у молодого человека интерес.
  • Все что его заботит — это вкусный обед и бесполезный досуг. Свое счастливое времяпровождение Митрофан видит в возможности подурачиться или погоняться за голубями.
  • Благодаря состоятельности семьи , юноша получает образование в домашних условиях. Однако науки даются ему с большим трудом. Мать Митрофана не требует от сына образованности и позволяет создавать видимость обучения, с целью выполнения государственного приказа: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».
  • Не придавая важного значения процессу просвещенности, необразованная Простакова окружает сына бесполезными учителями-невеждами. Ее жадная натура скупится на дорогое образование.
  • При помощи их имен, Фонвизин подчеркивает незаурядность преподавания. Математические предметы преподает сержант в отставке Цыфиркин.
  • Грамматике обучает бывший семинарист Кутейкин. Французскому языку учит Вральман – в дальнейшем выясняется, что он не так давно работал кучером.


Вральман самый хитрый человек среди учителей. Видя незаинтересованность семьи, он недобросовестно проводит процесс обучения, преследуя лишь материальный интерес. Видя глупость Митрофана, Вральман проявляет разумность и никогда не спорит, и не задирает юношу в беседе. В своих высказываниях учитель подчеркивает незаурядность и посредственность ученика.

  • Характеристика Митрофана идентична многочисленной дворянской молодежи того времени. За четыре года обучения в нем не откладывается ничего полезного. Первопричиной этому стала пассивность юноши. Проявляя желание, он мог бы получить хоть какие-то начальные знания. Рассуждения юноши настолько примитивны, что слово «дверь» он с уверенностью относит к прилагательным, обосновывая свой выбор несуразными доводами.
  • Находясь под покровительством Простаковой, Митрофана ничто не заботит и не тревожит. Он не чувствует никакой ответственности перед государством. Юноша уверен в своем благополучном будущем, видит себя в роли преуспевающего помещика. Он старается выполнить все материнские указания и из каждого поступка извлекает собственную выгоду. В случаях, когда Простакова не идет на поводу у эгоистичных желаний сына, Митрофан манипулирует ее сознанием путем неблагоразумных угроз.
  • Все что способен чувствовать сын к матери – это признательность за ее внимание. Простакова любит своего сына животной любовью, от которой больше вреда, чем пользы. Всячески потакает его человеческим инстинктам. Она не в состоянии привить сыну достойные человеческие качества, так как сама не обладает ими. Принимая за него все решения и выполняя его прихоти, мать становится главной причиной деградации сына.
  • Видя жестокое и грубое обращение Простаковой с крепостными, сын перенимает ее модель поведения и ведет себя наглым образом. Несмотря на благосклонное материнское отношение, Митрофан не питает к ней любви и понимания, открыто проявляя пренебрежение.
  • В момент, когда Простакова разбита нереализованными ожиданиями и ищет в сыне поддержку, он хладнокровно отстраняется от нее. И это после того, как во всех затруднительных положениях Митрофан прятался за ее юбку.
  • Отец юноши, идя на поводу у своей жены, далек от реальности и высказывает восхищение Митрофаном: «…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…».
  • Митрофан, чувствуя доминирование матери, неуважительно относится к отцу. Увидев в одном из сновидений, как мать колотит отца, у Митрофана возникает сочувствие не к побитому отцу, а обессиленной матери: «… Так мне и жаль стало … тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…». В этих словах видна открытая лесть Митрофана. Понимая, что мать сильнее и властнее отца, он становится на ее сторону.


Родители слепо не признают взросление сына, называя его ребенком, Митрофанушкой и постоянно сюсюкаясь с ним. Чрезмерное внимание приводит в избалованности и изнеженности юноши.

  • Преувеличивая свою важность, Митрофан позволяет себе хамское и жестокое отношение к окружающим. Кормилица, воспитавшая его с рождения, постоянно выслушивает в свой адрес грубые высказывания и угрозы.
  • Учителя, недовольные процессом обучения юноши, также вынуждены терпеть нелицеприятные вещи: «…Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать…».
  • Митрофан не желает учиться, но его привлекает мысль о женитьбе. Высказывание юноши: «не хочу учиться, хочу жениться» стало крылатым и часто произносится в наши дни. По вопросу женитьбы, Митрофан в очередной раз полагается на мать и помогает ей воплощать хитроумные замыслы.
  • Невеста, которую Простакова подбирает своему сыну, гораздо умнее юноши в одночасье замечает его недальновидность ума. Софья говорит о том, что большего чем есть в Митрофане к его 16 годам, ожидать не стоит.
  • Митрофан вместе с матерью во всех ситуациях преследуют собственную корысть. Не смотря на свою необразованность, у Простаковых хватает ума разглядеть во всем выгоду. Они быстро подстраиваются под новые события и переигрывают ситуацию.
  • Митрофан готов целовать руки незнакомцу, чувствуя его властность и богатство. Как только семейство узнает, что Софья стала наследницей, то тут же меняют свое отношение к девушке. Начинают проявлять наигранную любовь и беспокоиться о ее счастье. Ради благополучия своего сына маменька готова собственноручно драться со своим братом Скотининым.


Простакова и Скотинин

В комедии происходит столкновение двух разных миров – невежд и просвещенных. Дворяне по-разному воспитаны и имеют противоположные представления о нравственности. Когда намерения жениться на Софье ради материальной выгоды с треском проваливаются, Митрофан, поджавши хвост, выслуживается перед матерью.

Сталкиваясь с сильным соперником, молодой человек проявляет трусость, усмиряет свой пыл и преклоняет голову. Благодаря усилиям Стародума, олицетворяющего авторскую позицию, Митрофана наконец-то разоблачают в его бесполезности обществу и отправляют на службу. Это единственный шанс на положительные изменения в жизни юноши.

В конце комедии у Простаковой отбирают право на управление имуществом, и неблагодарный сын тут же отказывается от нее. Госпожа получает по заслугам за свою жадность и невежество. Жестокие дворяне, во власти которых ответственность за жизнь сотни дворян, должны получать по заслугам.

Митрофана можно назвать жертвой воспитания своих родителей. Излишняя высокомерность и превосходство привели всю семью к полной несостоятельности. На примере Митрофана, автор показывает, как лень молодых людей лишает возможности самореализации.

Видео: Краткое содержание известной комедии «Недоросль»