Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Медный всадник петру 1 исторические факты. Этот бронзовый “Медный всадник”. Легенда о появлении памятника

Медный всадник петру 1 исторические факты. Этот бронзовый “Медный всадник”. Легенда о появлении памятника


Медный всадник, символ Санкт-Петербурга, на самом деле изготовлен не из меди, а из бронзы. Монумент был открыт в 1782 году по велению императрицы Екатерины Второй. В тот год отмечался 100-летний юбилей вступления на престол юного Петра. А «медным» памятник начали называть только с 1833 года, с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, написавшего поэму «Медный всадник». Вес памятника 8 тонн, а высота - 5 метров.

Для работы над этим величественным монументом из Парижа был приглашен известный скульптор Этьен Морис Фальконе. Для работы ему были выданы из императорских конюшен два скакуна - Каприз и Бриллиант. Гвардейские офицеры поднимали коней на дыбы на помосте, а скульптор делал зарисовки.

Целых 12 лет понадобилось мастеру для того, чтобы изготовить гипсовый эскиз памятника. Несколько раз Екатерина требовала переделать предложенный вариант. А вот голову императора изготовила молодая помощница скульптора Мари-Анн Коло.

Императрице работа понравилась, а Мари-Анн получила пожизненную пенсию.
Найти литейщика, способного отлить такую грандиозную фигуру, также оказалось непросто. За работу решил взяться Емельян Хайлов, пушечный мастер. Вместе с Фальконе они долго подбирали состав сплава, проводили пробы. Кстати, именно Хайлов спас работу от краха. Во время отливки глиняная форма неожиданно лопнула, и раскаленный металл потек на землю. Рабочие в ужасе разбежались, но Хайлов, с риском для жизни, сумел устранить течь.

Фальконе изначально задумал установить памятник Петру на огромном гранитном постаменте. Причем, гранит должен быть монолитным. После длительных поисков такой валун удалось найти в 12 верстах от столицы. Местные жители называли его «Гром-камень», так как, по преданию, в него ударила гроза, оставив большую трещину.
Екатерина Вторая заявила, что заплатит 7 000 рублей тому, кто сумеет доставить глыбу весом 2 000 тонн на Сенатскую площадь. За рискованное дело взялся некий инженер Маринос Карбури. На огромной деревянной платформе по бревнам, обитым медью, исполинский камень удалось отправить в путь. Почти год камень волокли до Финского залива, где погрузили на баржу. К назначенному месту гранит был доставлен 23 сентября 1770 года. Восхищенная Екатерина повелела изготовить по этому случаю памятную медаль с надписью: «Дерзновению подобно». Интересно, что сам монумент был установлен на камне только через 12 лет.

Торжественное открытие памятника состоялось 18 августа 1782 года. Интересно, что самого Фальконе в то время в России уже не было. Он покинул нашу страну еще в 1778 году. По поручению Екатерины, князь Голицин навестил его в Европе и вручил памятную медаль.

Змея на монументе была изготовлена уже не Фальконе, а русским скульптором Федором Гордеевым. Змея является третьей точкой опоры и придает монументу больше устойчивости.

Интересный факт - Петр указывает рукой в сторону Швеции, с которой Россия более 20 лет вела войну за выход к Балтийскому морю. А в Стокгольме есть памятник Карлу XII, с которым и вел войну русский император. Рука Карла направлена на Санкт-Петербург.

В 1782 году на Сенатской площади был открыт памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Первому. Бронзовый монумент, ставший впоследствии одним из символов города, окутан легендами и тайнами. Как и все в этом удивительном городе на Неве, он имеет свою историю, своих героев и свою особую жизнь.

Архитектор "Медного всадника" - француз Этье́н Мори́с Фальконе́, всю жизнь мечтал создать неповторимый монумент, и именно в России он воплотил свою мечту в жизнь. Со своей работой знаменитый скульптор справился гениально. Глядя на этот десятиметровый памятник, сразу становиться ясно, кому посвящен памятник "Медный всадник".

Историю же его возникновения, а также мистические события, сопровождавшие создание монумента, мы узнаем из этой статьи.

Памятник Петру I

После смерти Петра Великого в 1725 году престол передавался "из рук в руки", и ничего "великого" в эти годы не происходило. Пока путем переворота власть не захватила жена Петра Третьего (внука Петра Первого), Екатерина Вторая. Именно она в 1762 году становится единственной равноправной императрицей России.

Екатерина Вторая восхищалась Петром Первым, ей хотелось создать что-то столь же великое и масштабное для своего предшественника. Так в 1766 году она поручает своему фавориту князю Голицыну найти скульптора заграницей для работы над монументом Петра.

История создания памятника "Медный всадник" начинается в Париже. Именно там великий князь нашел скульптора, соответствовавшего запросам императрицы. Оттуда и приехал Этьен-Мориса Фальконе со своей молодой помощницей, талантливой семнадцатилетней Мари-Анн Колло.

Екатерина видела памятник в соответствии с европейской модой того времени: Петр в виде римского завоевателя с жезлом в руке. Однако скульптор переубедил императрицу: у России своя история и свои герои.

В итоге памятник, на создание которого ушло шестнадцать лет, получился совершенно новаторским, особенным и гениальным.

История создания

Этьен Морис Фальконе с энтузиазмом приступил к работе. Чтобы создать статую коня, мастеру потребовалось три года! Мастерская скульптора находилась в бывшем тронном зале зимнего дворца Елизаветы. В центре зала установили огромный помост, с таким же углом наклона, какой предполагался для будущего постамента статуи. На этот помост въезжали опытные всадники, поднимая лошадей на дыбы. Художник, в свою очередь, делал зарисовки лошадей, чтобы выбрать идеальный вариант для монумента. Фальконе сделал тысячи рисунков, прежде чем найти тот самый, который войдет в историю великого памятника Санкт-Петербурга.

Когда идеальная лошадь Петра Первого была готова, в Петербурге соорудили здание для отливки статуи. За процессом следили лучшие мастера литейного дела Санкт-Петербурга. Год статую отливали в бронзе.

Однако история создания памятника "Медный всадник" интересна не только созданием коня: сам Петр Первый, восседающий на медвежьей шкуре, олицетворяет дух народа-победителя! Мало кто замечает под копытами коня змею, символичное зло, которое растоптал император.

"Гром-камень"

Изначально Фальконе задумал поставить громадный монумент на скалу, естественную и цельную. Притом скала должна была быть в виде волны, символизирующей великую морскую державу, которую создал Петр Первый.

Найти такой камень оказалось непросто. Можно сказать, что искали камень всем миром. И вот обычный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков подходящий монолит нашел в деревне Лахта. В народе у этого монолита было прозвище "Гром-камень" из-за давней истории. Старожилы утверждали, что в камень как-то попала молния и расколола его надвое. По приблизительным расчетам, камень весил около 2000 тонн. Это очень много. После изъятия камня на его месте образовался водоем, названный Петровским прудом.

Возникла дилемма, как доставить скалу в Петербург (около восьми километров). Екатерина объявила конкурс, и нашелся человек, который придумал метод. С помощью рычагов и домкратов камень загрузили на заранее приготовленную платформу. От места, где находился камень, прорыли канал, укрепили его и отправили груз по воде.

"Гром-камень" оказался из чрезвычайно плотного и качественного гранита с прожилками кристаллизации. Около года его везли в город, за это время ему придавали нужную форму и очертания 48 мастеров.

Когда гранитная глыба для памятника "Медный всадник" была доставлена в город, местные жители отламывали от нее кусочки, чтобы сделать наконечники для своих тростей.

Длина камня была 13,5 м, ширина - 6,5 м, высота - 8 м. Однако когда громаду очистили от мха и обтесали, оказалось, что его длины недостаточно. В итоге монолит нарастили спереди и сзади из отколовшихся кусков.

Над перевозкой огромного камня ежедневно трудилось около тысячи человек.

Описание памятника

Глядя на памятник на Сенатской площади, сразу бросается в глаза его величие и символизм. Позади Петра Первого - Исаакиевский собор, сам Петр смотрит на Неву, за которой возвышается Петропавловская крепость. Та самая, с которой началось строительство города.

Огромная каменная глыба, на которой установлен бронзовый монумент - высококачественный гранит, весом около тонны. На обоих сторонах монумента написано "Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782", притом надпись с одной стороны на русском, на второй - на латыни.

Сам бронзовый памятник стоит всего на двух точках опоры - это задние копыта коня. Ни хвост, ни змея не обеспечивают устойчивости статуи.

Лошадь встала на дыбы, Петр Первый восседает на ней, осматривая свои владения с высоты. Он смотрит на город, который построил: красивый, величественный, сильный. Правой рукой он указывает вдаль, на просторы реки Невы. Левой держит поводья. В ножнах у императора меч с головой змеи. На голове - терновый венок. Лицо спокойное, но решительное. По задумке Фальконе, "Медный всадник" смотрит на свой город влюбленными глазами, в глазах Петра зрачки выполнены в виде сердец.

Немаловажный эпизод в монументе - змея, которую давит копытами конь всадника. В ней сосредоточено зло, которое великий государь растоптал и преодолел силой своей власти и духа.

Памятник Петру 1 в Петербурге - "Медный всадник" - одна из самых ярких достопримечательностей города.

Открытие

Работа над памятником длилась 12 лет. Самым сложным было доставить гигантскую гранитную скалу в город и установить ее на выбранном месте. Не менее сложная задача состояла в отливке памятника из бронзы. На протяжении всего времени работ случалось множество форс-мажорных ситуаций. Ломались трубы при отливке монумента. Бронзовую скульптуру отливали больше года, и удалось все сделать только со второй попытки. Сложность состояла в том, что задняя часть монумента должна была быть тяжелее передней. Эта задача была достигнута путем колоссальных усилий и труда скульптора.

Камень для пьедестала несколько раз падал с деревянной платформы, на которой его доставляли в город. Доставка длилась также больше года. Было затрачено немало средств, чтобы доставить часть скульптуры в Петербург.

Но в итоге все трудности были позади, и наконец настал день торжественного открытия монумента - 7 августа 1782 года.

Событие было масштабным. Огромное полотно с изображением гор покрывало монумент. Вокруг памятника был установлен забор. На площадь вышла военная гвардия, начался парад, которым управлял Голицын. После обеда на лодке по Неве прибыла сама императрица Екатерина Вторая. Торжественно она выступила с балкона Сената и дала разрешение к открытию памятника. В этот момент ограда пала, и под барабанную дробь и выстрелы кавалерии полотно сняли, открыв взору многотысячной публики гениальное произведение, посвященное основателю Санкт-Петербурга. Открытие памятника "Медный всадник", а тогда еще памятника Петру Великому, состоялось. Императорские полки двинулись вдоль набережной Невы под грохот и восхищенные крики зевак.

Как это ни печально, но сам архитектор "Медного всадника" - Этьен Морис Фальконе - на открытии не присутствовал. Под конец работы его отношения с Екатериной Второй сильно испортились. Она торопила мастера, но обстоятельства не давали скульптору возможности закончить работу быстрее. Помощников у Фальконе практически не было, многие боялись работать над таким ответственным заданием, но большинство запрашивали слишком большие суммы и гонорары. В итоге художнику приходилось многое осваивать и делать самому. Скульптуру змеи создавал уже Петербургский скульптор Гордеев, а всеми подготовками к открытию и установкой всех деталей монумента занимался архитектор Фельтен.

Примечательно, что Фальконе "Медного всадника" не увидел и не создал больше ни одной скульптуры. Сказалось напряжение, которое испытывал архитектор во время создания монументального труда.

Этьен Морис Фальконе

Французский скульптор Морис Фальконе родился и умер в Париже. Он прожил 75 лет, став знаменитым в России как архитектор "Медного всадника". Дядя скульптора был мраморщиком, что стало основной причиной при выборе будущей профессии. В 28 лет Этьен Морис поступает в Парижскую Академию искусств, набравшись опыта предварительно у придворного художника-скульптора.

При дворе работы Фальконе очень ценятся, он становится любимчиком мадам Помпадур (фаворитки Людовика 15), которая заказывает ему множество мраморных статуэток. В 18 веке Париж утопал в европейском классицизме и стиле рококо. Тонкие изящные силуэты прекрасных девушек и ангелов были в большом ходу.

В период с 1750 - 1766 год художник создает много работ из мрамора, которые высоко ценятся в Париже. Сегодня их можно увидеть в самых знаменитых музеях мира. Но по-настоящему стоящим и значимым произведением для мастера стал заказ на монумент Петру Первому в Санкт-Петербурге. По рекомендации своего друга Фальконе отправляется в Россию. Ему предстоит самая важная работа в его жизни, которая продлится 14 лет. К сожалению, результат своего творения художник не сможет оценить. Из-за сложных отношений с заказчицей, Екатериной Второй, ему придется покинуть Петербург и не присутствовать на открытии. Однако Императрица вышлет ему памятную монету с изображением великого произведения скульптора.

Мечта Этьена Мориса Фальконе воплотилась в "Медном всаднике", это именно та работа, о которой художник мечтал всю свою жизнь. К сожалению, по возвращению на родину здоровье старого мастера ухудшилось. Петербургский климат никак не сопутствовал улучшению состояния. Во Франции Фальконе разбил паралич, который не позволил скульптору больше творить. По иронии судьбы, "работа жизни" художника стала его последним творением.

Работы архитектора

Скульптуры Этьена Фальконе, созданные до поездки в Россию, сегодня можно увидеть в Эрмитаже и Лувре. Самые известные его работы, до "Медного всадника" - "Сидящий купидон" (1757 года) и "Зима" (1763 года). Фальконе был приверженцем европейского классицизма, все его фарфоровые статуи нежны и романтичны. Плавные линии, сложные позы и реалистичные образы - классическое виденье искусства 18 века.

Маленького херувима можно увидеть и на статуе "Пигмалион и Галатея".

Сегодня, глядя на ранние работы Фальконе, сложно представить, что именно он стал архитектором "Медного всадника". Монументальная скульптура, дышащая своей мощью, огромная по размерам, агрессивная и в тоже время очень сильная, не идет в сравнение с нежными образами обнаженных дев. В этом и есть гениальность его создателя.

Символ Санкт-Петербурга

Город на Неве был основан в 1703 году Петром Первым. Этот град стал по истине уникальным. Он поражал своими архитектурными ансамблями, роскошью фасадов и неповторимых памятников архитектуры. После смерти Петра город не только не потерял своей уникальности, но и расцветал и преображался. 300 лет для города - небольшой срок, но именно на долю Санкт-Петербурга выпали самые страшные события истории России.

Конечно, за время своей жизни Петербург оброс символами, легендами и гениальными людьми, жившими там в разные периоды истории. Одним из таких символов стал "Медный всадник". Примечательно, что свое название он получил намного позже появления. Одним из важнейших людей в истории России был Александр Пушкин, именно он воспел легендарный монумент в своем одноименном произведении.

Петербург невозможно представить без всевозможных легенд и мифов. Многие из них связаны с памятниками, которые, как верят суеверные люди, могут оживать и хранить в своих бронзовых склепах души умерших героев.

Не обошли легенды стороной и известного "Медного всадника". Самая распространенная из них связана с Павлом Первым, правнуком Петра Первого. Именно он увидел призрак своего знаменитого родственника, который указал ему на место, где в будущем будет возведен монумент в его честь.

Еще одна мистическая история случилась много позже, в 1812 году. Когда угроза французского нападения во главе с Наполеоном стала вполне реальна, действующий царь Александр Первый решает увезти "Медного всадника" из Петербурга. Тогда соратнику императора снится сон, как медный всадник срывается со своего каменного пьедестала и мчится в сторону Каменного острова. Петр Первый возмущенно кричит Александру: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Этот сон произвел такое сильное впечатление на императора, что он решает оставить памятник на своем месте.

Кроме мистических историй в жизни памятника есть вполне реальные вещи. Например, голова Петра Первого, вылепленная Мари Анн Коло, так понравилась Екатерине II, что она назначила ей пожизненной жалование. И это несмотря на то что скульптор памятника Фальконе все-таки изменил сделанный девушкой гипсовый слепок.

С постаментом также связано множество мифов. Один их самых известных, который выглядит вполне реальным, - это происхождение "Гром-Камня". Как выяснили ученые и искусствоведы, такого гранита, из которого состоит скала, не было на территории Петербурга и области. Предположили, что это ледники принесли огромную каменную глыбу в эту местность. И именно на нем древние люди совершали свои языческие обряды. Гром расколол скалу надвое, и в народе ей дали имя "Гром-Камень".

Еще одна история связана со смертью Петра. Как известно, император простудился во время своего похода к Ладожскому озеру. Именно там произошло событие, окончательно подкосившее Петра. В той самой деревне Лахта, где был найден камень, Петр по пояс в воде спасал севший на мель бот со своими солдатами. Во время отдыха после тяжелого происшествия Петр лежал именно на этом "Гром-Камне", который впоследствии станет постаментом к великому монументу в его честь! Так камень забрал душу царя, чтобы навсегда сохранить ее в себе и В городе, созданном им.

Однако памятник не раз проклинали, были это в основном жители окрестных сел и деревень, которым не нравились преобразования нового государя. Когда монумент был открыт, кто-то назвал Петра Первого "Всадником Апокалипсиса", несущим зло и разрушения. Но, как нам известно, проклятье не в силах разрушить прекрасно созданное произведение искусства. Во главе стоит здравый смысл и профессионализм людей, работавших над бронзовой скульптурой.

Также интересные факты о памятнике "Медный всадник" связаны с тяжелым военным временем. Во время блокады Ленинграда все значимые объекты Санкт-Петербурга были спрятаны, чтобы фашисты не смогли их уничтожить во время бомбежек. Медный всадник был тщательно укрыт мешками с землей и песком, а сверху заколочен деревянными досками. После снятия блокады памятник освободили и с удивлением обнаружили, что на груди Петра Первого была мелом нарисована Звезда героя Советского Союза.

Памятник в культуре

Попадая в один из самых красивых городов России и прогуливаясь по центральным и значимым местам, вы никогда не сможете обойти стороной Исаакиевский собор и памятник Петру Первому.

И сегодня он поражает своей красотой и величием. Многие россияне, никогда не посещавшие города на Неве, читали Пушкина, и "Медный всадник" знаком им по одноименному произведению.

Когда бронзовый монумент открыли, Екатерина Вторая приказала сделать памятные монеты. Позже юбилейные монетки с "Медным всадником" появятся и в нумизматике советского периода. В настоящее время мы можем увидеть нашего героя на 5 копейках.

В СПб "Медный всадник" - памятник номер один. Описание скульптуры, посвященной Петру Первому, часто встречается в рассказах и стихотворениях известных писателей и поэтов. Во все времена город неразрывно был связан со своим создателем и самым красивым монументом в его честь.

Не обошла стороной "Медного всадника" и филателия. Знаменитую скульптуру можно увидеть на марках 1904 года.

И, пожалуй, самое красивое воплощение в культуре - это яйцо Фаберже. Выполненный по заказу Николая Второго, этот шедевр было подарен царем своей жене на пасху. Сюрприз его заключается в том, что когда яйцо открывается, механизм поднимает золотую миниатюрную статую "Медного всадника".

Где находится памятник, знают не только горожане, но и гости Петербурга: Сенатская пл., Санкт-Петербург, Россия.

В августе 1782 года в Петербурге был торжественно открыт памятник Петру Великому, ныне более известный как «Медный всадник». Надпись на постаменте гласит: "Петру I — Екатерина II, лето 1772" с одной стороны, и "Petro primo Catharina secunda" (лат.) — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью…

1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII-XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.

2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе, который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро.

Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло, змею создавал русский скульптор Федор Гордеев, отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев.

Монолит, из которого создан постамент, весит около 1600 т. «Гром-камень» был найден в 12-ти верстах от Петербурга, в поселке Лахта.

3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. Свое название глыба получила от местных жителей за широкую трещину, образовавшуюся будто от удара молнии. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века.

В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.

Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.

4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.

В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.

Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен

5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет.

Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова, 1782

6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.

7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины.

Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.

8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.

Один из наиболее знаменитых памятников Санкт-Петербурга и всей России — Памятник Петру I работы Этьена Фальконе, известный также как «Медный всадник». Памятник установлен по решению Екатерины II. На нем так и написано «Петру Перьвому Екатерина Вторая. Лета 1782.»


История скульптуры «Медный всадник»
Скульптура установлена на Сенатской площади около здания Конституционного суда, недалеко от Исаакиевского собора и Адмиралтейства.
Для работы над памятником был приглашён французский скульптор Фальконе. Контракт с ним подписал русский посланник в Париже Дмитрий Голицын в августе 1766 года.Работы над памятником шли довольно долго. Модель конной статуи была изготовлена в 1768-1770 годах.

Только в 1775 году состоялась первая отливка скульптуры.
В 1777 году были отлиты не получившиеся при первой отливке детали.
В 1778 году скульптор Фальконе покидает Россию.
Завершает работы архитектор Ю. М. Фельтен.


Масштабны были работы и по подготовке пьедестала для памятника.
Подходящий камен был найден в окрестностях деревни Конная Лахта.
Гигантский «Гром-камень» предстояло протащить 7855 метров по земле, затем погрузить на специально построенное судно, провезти по Финскому заливу, и выгрузить на левом берегу Невы.
Весь этот путь занял почти год.


Постамент памятника «Медный всадник»

Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, а конная статуя Петра должна была изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Потому по задумке Императрицы камень должен был быть неотесанным.

Однако скульптор и архитектор считали иначе. В итоге Гром-камень был отплоирован и несколько потерял в размерах.
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года.


Высота памятника составила 10,4 метров.

С тех пор памятник не покидал Сенатскую площадь.

Однако в 1812 году мог это сделать. Тогда существовал риск захвата города Наполеоном и памятник планировали эвакуировать из столицы, чтобы он не достался врагу.
Правда потом решили, что пока основатель города находится в центре Санкт-Петербурга, неприятель его не возьмет. И памятник не стали перемещать.


В произведении Пушкина «Медный всадник» (которое и дало народное название памятнику, несмотря на то, что он выполнен из бронзы) памятник спускается с постамента и гонится чиновником Евгением, решившем, что Император виноват в его бедах из-за того, что основал город не там.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда для памятника было построено специальное защитное устройство, чтобы он не пострадал от обстрелов и бомбежек.



Памятник Петру Первому — главная достопримечательность Петербурга

Без памятника Петру I невозможно представить современный Петербург. Это одна из главных достопримечательностей города, которую обязательно надо увидеть, посетив северную столицу.



Но главный памятник Петру I — это сам город Санкт-Петербург и новые границы страны, превратившейся за время его правления в Российскую Империю.


Среди множества украшающих город на Неве скульптур особенное внимание привлекает памятник основателю Северной столицы – Петру I.

Медный всадник – визитная карточка Петербурга. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь.

Памятник Петру I, получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина является одним из символов Санкт-Петербурга и одной из самых известных достопримечательностей культурной столицы.

Этот Памятник Петру I расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока – Адмиралтейство, с юга – Исаакиевский собор.

Полюбоваться на главный символ Санкт-Петербурга на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

История создания памятника Медный всадник:

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла.

Эти известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит… Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве, и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая, согласился. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в нём вознаграждением за его работу было 200 тысяч ливров. Это было достаточно скромной суммой, другие мастера оценивали эту работу значительно больше.

Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый – на здание «Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.

Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Место установки монумента – пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России – Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.

Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя – Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.

Отозвался некий крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками строительного камня в Петербург. У него давно была на примете глыба в районе Лахты, но только не было инструмента, чтобы ее расколоть. Где именно лежал Гром-камень, доподлинно неизвестно. Возможно, неподалеку от поселка Лисий Нос. В документах остались сведения, что путь камня до города занял восемь верст, то есть около 8,5 километров.

Для транспортировки скалы по рекомендациям Ивана Бецкого была разработана специальная машина, в перевозке участвовали тысячи людей. Камень весил 2400 тонн, перевозили его зимой, чтобы почва под ним не проседала. Операция по перемещению длилась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, после чего на берегу Финского залива камень погрузили на судно и привезли на Сенатскую площадь 26 сентября.

Отливку статуи начали в 1774 году по сложной технологии, которая распределением веса позволяла удержать баланс фигуры всего на трех точках опоры. Но первая попытка оказалась неудачной – труба с раскаленной бронзой лопнула, и верхняя часть скульптуры была испорчена. Ко второй попытке пришлось готовиться три года. Постоянные неурядицы и срывы сроков испортили отношения между Фальконе и Екатериной, и в сентябре 1778 года скульптор покинул город, не дождавшись завершения работы над памятником. Медный всадник оказался последним произведением в его жизни. Кстати, на одной из складок плаща Петра I можно найти надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Федор Гордеев. По повелению Екатерины на постаменте написали «Екатерина II Петру I». Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. В честь этого события императрица издала манифест о всеобщей амнистии, а также велела отчеканить серебряные и золотые медали с его изображением. Одну золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Голицына в 1783 году.

Медный всадник «прошел» через три войны без повреждений, хотя и находится на удобном для обстрела месте. Он не был повреждён во время Отечественной войны 1812 года. Первая мировая война также не затронула величественного Петра, а во время Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда Медного всадника обшили бревнами и досками, памятник укрыли мешками с песком и землей. Так же поступили другими крупными монументами, которые спрятать или эвакуировать не было возможности.

Легенды и Мифы о Медном всаднике:

*Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа, решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник

*Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке, и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник.

* С Отечественной войной 1812 года связана легенда, которая гласит, что Александр I приказал эвакуировать памятник в Вологодскую губернию, когда возникла угроза захвата Петербурга французскими войсками. Некий майор Батурин добился аудиенции у князя Голицына и рассказал ему о сне, который преследовал его. Якобы он видит, как Петр на Сенатской площади съезжает с постамента и скачет в резиденцию царя на Каменном острове. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Как гласит предание, Голицын пересказал сон государю, и тот отменил приказ об эвакуации памятника.

*Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России.

Интересные факты о памятнике Медный всадник:

1) Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя.

2) Император изображён в простой одежде, а вместо богатого седла – звериная шкура. О победителе и полководце говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса.

3) Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил.

4) Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры.

5) На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке.

6) Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

7) Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. 8) Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение.

9) В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника.

10) Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года.

11) Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии.

12) Название «Медный всадник» – это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура – бронзовая.

фото из интернета