Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Лучшие произведения шопена список. Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? год: фортепианные концерты

Лучшие произведения шопена список. Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? год: фортепианные концерты

Кто в кружева вспенённые Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?
Игорь Северянин

Утонченность Франции и широта славянской души – только это сочетание могло подарить миру музыкальный талант Фредерика Шопена. Удивительно, но первая ассоциация с ним – это вальсы. Хотя на самом деле, известность другого его произведения поражает: его знаю даже те, кто не знает имени самого Шопена…

22 февраля (хотя некоторые источники утверждают, что 1 марта) 1810 года в маленькой польской деревушку Желязова-Воля родился мальчик, не просто влюбленный в музыку, а одержимый ей. Он готов был слушать музыку и играть на фортепиано дни и ночи напролет. Не удивительно, что уже к 8 годам он создал свой первый полонез, а в 12 играл настолько виртуозно, что его наставник отказался от занятий, сказав, что Фредерика больше нечему учить…

Таланту юного музыканта покровительствовал высший свет. Благодаря этому Шопен представлен выдающимся композиторам и музыкантам того времени. Он учится у Эльснера, знаком с Листом. Благодаря тонкому уму, хорошему чувству юмора и легкому ровному характеру Фредерик становится душой любого общества. Но в 1830 году он навсегда покидает Варшаву. Шопен уезжает в Париж: для музыканта того времени это естественно, там больше перспектив, чем в Польше. Но это тяжелое решение. Душа Шопена навсегда останется там, дома, в Варшаве.

Париж… Он закружил Фредерика в бесконечных концертах, уроках (Шопену нравилось преподавание, и он с удовольствием брал учеников), встречах… Марафон продолжался вплоть до 1837 года. Знакового и трагического в жизни композитора. В это время его здоровье пошатнулось: начались первые приступы болезней легких. И в это же время он знакомится с женщиной, которая займет особое место в его жизни.

Амандина Аврора Люсиль Дюпен, которую мы знаем больше под именем Жорж Санд, была старше Шопена на 6 лет. Или на целую жизнь? К моменту их встречи у нее было двое детей от предыдущих связей. И странным образом любовь к Фредерику-мужчине, связавшая их в начале отношений, стремительно сменилась любовью к Фредерику-подопечному. Санд видела, что он болен и стремилась опекать Шопена. Чем дальше, тем более странными становились их отношения: они любили друг друга, но жили как друзья. Санд боялась подорвать его здоровье своей страстью, Шопен ревновал, считая, что у нее есть кто-то другой. Тем не менее, эта связь длилась десять лет.

В 1847 году Шопен разрывает отношения с Санд, и это становится началом конца. Стресс от разрыва, поездка в 1848 в Лондон с концертами наносят непоправимый удар здоровью композитора. Вернувшись в Париж он тяжело заболел и вскоре его не стало.

Но музыка его жива и будет жить вечно. Я уже говорила о том, что одно из произведений Шопена известно абсолютно всем. Это действительно так. И я долго колебалась, стоит ли включать его в статью. В итоге решила, что стоит. Ведь, как правило, знакомы лишь первые такты этого произведения. Но, несмотря на название, эта музыка говорит нам о том, что любая скорбь не вечна, а следом за зимой всегда приходит весна. Наберитесь терпения и послушайте до конца, и быть может вы тоже увидите, как под темными и страшными грозовыми тучами набухают на деревьях почки, а первые робкие солнечные лучи пробиваются сквозь тьму…

Понравилось?
Подпишитесь на обновление через Е-Майл:
и Вы будете получать самые актуальные статьи
в момент их публикации.

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.

Фредерик Франсуа Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.


Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.


Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Расцвет творчества

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена - это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Шопен-педагог

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.


Адольф Гутман был учеником Шопена

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Портреты Шопена

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Портрет Шопена. Художник Эжен Делакруа

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Личная жизнь

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.


История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.


Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

Смерть

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.


Памятник на могиле Фредерика Шопена

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.


Фасад варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.

Произведения

  • Концерты для фортепиано с оркестром - (1829-1830)
  • Мазурки - (1830-1849)
  • Полонезы - (1829-1846)
  • Ноктюрны - (1829-1846)
  • Вальсы - (1831-1847)
  • Сонаты - (1828-1844)
  • Прелюдии - (1836-1841)
  • Этюды - (1828-1839)
  • Скерцо - (1831-1842)
  • Баллады - (1831-1842)

Фредерик Франсуа Шопен - великий польский пианист и композитор. Он родился в маленьком местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Родители постарались дать талантливому ребенку хорошее музыкальное образование. Шестилетний Фредерик начинает заниматься музыкой с преподавателем Войцехом Живным. Ярко выраженные способности к игре на фортепиано и написанию музыки сделали из мальчика любимца великосветских салонов Варшавы.

Проба пера - полонез B-dur (1817)

Узнав о том, что юный Фредерик сочинил полонез, князь Радзивилл посодействовал тому, чтобы сочинение напечатали в газете. Под нотами была заметка о том, что композитору всего семь лет. Детские произведения Шопена, список которых начался с полонеза, находились под сильным влиянием популярных в это время польских композиторов - Михаила Огинского (Michała Kleofasa Ogińskiego) и Марии Шимановской (Marii Szymanowskiej).

За свою творческую жизнь Ф. Шопен сочинил 16 полонезов. Но только семь из них он признавал достойными публичного исполнения. Девять произведений, которые были созданы в ранний период, при жизни композитора не публиковались. Первые три полонеза, написанные в период 1817-1821 гг., стали отправной точкой становления композиторского дарования юного музыканта.

Почти все полонезы Ф. Шопена были сольными фортепианными произведениями. Но встречались исключения. В «Большом Полонезе Es-dur» фортепиано сопровождал оркестр. Для фортепиано и виолончели композитор сочинил «Полонез c-dur».

Новый преподаватель

В 1822 году Войцех Живный вынужден был признать, что как музыкант он больше ничего не может дать юному Шопену. Ученик превзошел своего учителя, и растроганный преподаватель попрощался с талантливым ребенком. Принимая участие в его судьбе, Живный написал знаменитому варшавскому композитору и педагогу Йозефу Эльснеру. В жизни Шопена начался новый период.

Первая мазурка

Лето 1824 года Фредерик провел в местечке Шафарня, где располагалось имение семьи его школьного товарища. Здесь он впервые соприкоснулся с народным музыкальным творчеством. Мазовецкий и еврейский фольклор глубоко проник в душу начинающего музыканта. Навеянные им впечатления нашли свое отражение в Мазурке a-moll. Она получила известность под названием «Еврейская».

Мазурки, как и другие произведения Шопена, список которых постоянно увеличивался, соединяли в себе различные музыкальные течения. Тональность и форма мелодии гармонично вытекают из интонации народного пения (мазурка в национальной польской традиции была танцем, сопровождаемым пением). В них сочетаются элементы деревенского фольклора и городской салонной музыки. Еще одна особенность мазурок Шопена - сочетание различных танцев и оригинальная обработка народных мелодий. Цикл мазурок имеет свойственные фольклорному творчеству интонации и объединяет характерные для народной музыки элементы с авторским способом построения музыкальной фразы.

Мазурки - многочисленные и самые известные произведения Шопена. Список их пополнялся на протяжении всей творческой карьеры композитора. Всего за период с 1825 по 1849 год Шопен создал 58 мазурок. Его творческое наследие породило интерес, который композиторы стали проявлять к этому танцу. Многие польские сочинители пробовали работать в этом жанре, но так и не смогли полностью освободиться от очарования музыки Шопена.

Становление артиста

В 1829 году началась концертная деятельность Фредерика Шопена. Он с успехом гастролирует в Кракове и Вене.

Музыкальная Австрия была покорена молодым польским виртуозом. В 1830 году Шопен покидает родину и переезжает во Францию.

Первый концерт в Париже сделал Шопена знаменитым. Музыканту было всего 22 года. Он редко выступал в концертных залах. Зато был частым гостем светских салонов французской аристократии и польской диаспоры Франции. Это позволило молодому польскому пианисту приобрести множество знатных и богатых поклонников среди французской аристократии. Популярность польского пианиста возрастала. Вскоре в Париже все знали это имя - Фредерик Шопен. Произведения, список и порядок исполнения которых был неизвестен заранее даже самому исполнителю - Шопен очень любил экспромты - вызывали бурю оваций у потрясенной публики.

1830 год: фортепианные концерты

В 1830 году композитор заканчивает сочинение «Концерта f-moll». 21 марта состоялось его премьерное исполнение в Национальном театре в Варшаве. Спустя несколько месяцев произошло публичное исполнение еще одного произведения, концерта e-moll.

Фортепианные концерты Шопена - это трогательная романтика. Они имеют одинаковую трехчастную форму. Первая часть - это соната с двойной экспозицией. Сначала звучит оркестр, а после него сольную роль принимает партия рояля. Вторая часть в виде ноктюрна - трогательного и меланхоличного. Заключительные части двух концертов - это рондо. В них отчетливо слышатся мелодии мазурки, куявяка и краковяка - популярных Последний танец очень нравился Шопену, который часто использовал его в своих сочинениях.

Многие знаменитые музыканты обращались к его творчеству и исполняли произведения Шопена. Список - названия фортепианных концертов и других произведений - это признак высочайшего исполнительского профессионализма и хорошего музыкального вкуса.

1835 год. Первое исполнение Andante spianato

Написать концертное произведение с интродукцией (вступлением) Фредерик Шопен задумал давно. Он начал работу с сочинения «Полонеза», оставив на более позднее время написание вступления. В письмах композитор писал, что сам «Полонез» был создан на рубеже 1830-1831 гг. И лишь спустя пять лет была написана интродукция, и сочинение приобрело законченный вид.

Andante spianato написано для фортепиано в тональности g-dur и размере 6/8. Ноктюрновый характер интродукции оттеняет собой начало «Полонеза», в котором звучит героический мотив. Во время сольных выступлений Шопен часто включал Andante spianato как отдельное концертное произведение.

26 апреля в Варшавской Консерватории Шопен исполняет «Andante spianato и Большой Полонез Es-dur». Первое исполнение с оркестром происходило при аншлаге и имело грандиозный успех. Произведение было издано в 1836 году и посвящалось баронессе Д’Эсте. Копилка шедевров, в которой хранились известные произведения Шопена, список которых уже насчитывал более 150 сочинений, пополнилась еще одним бессмертным творением.

Три сонаты (1827-1844)

Сонатный цикл Фредерика Шопена сложился из произведений, написанных в различные периоды творчества. «Соната c-moll» создана в 1827-1828 годах. Сам Шопен называл ее «грехом молодости». Как и многие другие ранние произведения, она была опубликована после его смерти. Первое издание датировано 1851 г.

«Соната b-moll» — образец монументально драматичного, но в то же время лирического произведения. Шопена, список композиций которого уже был значительным, увлекла сложная музыкальная форма. Сначала появился на свет «Траурный марш». Его рукопись датирована 28 ноября 1837 года. Полностью соната была написана к 1839 году. Отдельные ее части относятся к музыке, характерной для эпохи романтизма. Первая часть - это баллада, а заключительная имеет характер этюда. Однако именно «Траурный марш», трагический и глубокий, стал кульминацией всего произведения. В 1844 году было написано еще одно произведение в сонатной форме, «Соната h-moll».

Последние годы

В 1837 году Шопен перенес первый приступ туберкулеза. Болезнь преследовала его все оставшиеся годы. Путешествие на Мальорку, которое он совершил вместе с не принесло облегчения. Но это был плодотворный творческий период. Именно на Мальорке Шопен написал цикл из 24 прелюдий. Возвращение в Париж и разрыв с Ж. Санд губительно сказались на ослабленном здоровье композитора.

1848 год - путешествие в Лондон. Это была последняя гастрольная поездка. Напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали здоровье великого музыканта.

В октябре 1849 года в возрасте 39 лет Фредерик Франсуа Шопен скончался. На похороны в Париж приехали сотни почитателей его таланта. Согласно последней воле Шопена, сердце великого музыканта было доставлено в Польшу. Его замуровали в колонне костела Святого Креста в Варшаве.

Произведения Ф. Шопена, список которых составляет более 200 сочинений, и в наши дни часто звучит в концертных программах многих прославленных пианистов. Телевидение и радиостанции всего мира имеют в своих репертуарных листах произведения Шопена. Список - на русском или любом другом языке - есть в свободном доступе.

fra_kanio писал(а):

Рихтер впереди планеты всей в плане блестящей
виртуозной беглости,всеохватной технической гениальности

Если б он играл на спор, то, конечно, он бы его выиграл у любого.Да только
художественность не всегда выдерживает такие `гонки`.Например,тут на этом сайте и в данной
записи--зачем было нужно настолько загонять Одиннадцатый Этюд?

С интересом прочитал Ваше сообщение, и даже с благодарностью. Благодарность вызвана тем,
что захотелось вновь послушать этот любимый этюд в любимом исполнении. И сразу
воспоминания. Еще в свои студенческие времена, как всегда, во время зимних каникул ездил в
село на Черниговщине бабушке помочь и на лыжах покататься, а по вечерам слушал радиоточку.
Много интересных передач было – уже, кажется, вспоминал об услышанных именно там с
комментариями Аджемова прелюдиях Шопена в исполнении Корто и Петри, там же впервые услышал
в исполнении Рихтера этот потрясающий этюд ля минор, ор.25 №11. Передача из Киева, поэтому
можно предположить, что это была редчайшая запись 6/3/60 - Киев, впоследствии, насколько я
понимаю, уничтоженная. И тут же справка. В «среднем» периоде своей концертной деятельности
Рихтер играл его не так уж много:
1/10/51 – Москва, театральная школа
18/9/52 - Москва, Большой зал ЦДРИ
22/9/52 – Горький
9/2/60 – Казань
11/2/60 – Казань
13/2/60 – Пенза
16/2/60 - Калинин
* 21/2/60 - Прага - Live - (PT)*/ SUPRAPHON SU 3796-2 (CD)** [N]
* 26/2/60 - Бухарест - Live - (PT)*
5/3/60 – Kiev

И потом впервые после длительного перерыва - 29/12/85 на «Декабрьских вечерах» «Мир
романтизма. Три «Ш»». И довольно часто он играл его в 86-89 гг.
Вот Вы пишите: «зачем было нужно настолько загонять Одиннадцатый Этюд? Такая
`оригинальность` этюд не только не украсила, но обесценила, на мой взгляд.». Ну да, это
Ваш взгляд. Имеете право. Тем более, заглянув в Ваш список любимых исполнителей, что-то
для себя понял. Не берусь полемизировать с человеком, получившим специальное музыкальное
образование, но какие-то соображения выскажу. Уже не раз писал, что темп убедителен, если
исполнитель его выдерживает, если он является средством для выражения некоей идеи. Если же
музыка превращается в истерику, никакой технический блеск не может быть оправданным. Так
было когда-то в Киеве и не только с одним г-ном (Г) в прелюдиях Рахманинова. Насилие над
музыкой, инструментом, публикой, но кто-то, особенно пианисты завидовали – он легко
справляется, а они так не могут. Но это их профессиональные проблемы, меня не касающиеся.
У Рихтера темпы оправданы! Причем, он может быть убедительным при заметно отличающихся
взглядах на одно и то же произведение в разные годы. Его темп – это как несущая частота,
совершенным образом промодулированная смысловой составляющей. Он достигает здесь единства
технического и идейного, музыкального. Предельная выразительность: «цель творчества -
самоотдача» (можно и дальше цитировать, и будет очень по существу). Ничего на публику,
никакой соревновательности на скорость, никаких рекордов – только музыка. «Вибрирует» (с)
ли слушатель вместе с этим исполнителем – его дело, а для кого-то счастье.
«Надеюсь, мои слова не слишком огорчили поклонников Святослава Теофиловича.» - Ну что
Вы?! Разве счастье можно омрачить чьим-то невосприятием, непониманием (не обижайтесь),
несогласием?
«На самом деле я далека от того, чтоб отрицать грандиозность(в целом) такого явления
мирового масштаба, как Рихтер.» - Многие, знаете ли, пытались. Пока не получалось, а уж
старались серьезно, да и имена были погромче наших с Вами (впрочем, насчет Вас могу и
ошибаться).
И еще о темпах. Здесь я приводил свидетельства разных людей, в частности, моего покойного
приятеля-пианиста из Киева, В.М.Воробьева, которому после бесподобного концерта 8/10/78
Святослав Теофилович сказал по поводу прелюдии №16, что сыграть в темпе, в котором она
написана, он не может. А Вы говорите о быстром темпе в этюде!
И еще о 4-й балладе. Как это тема рассыпалась? Он играет её бережно, нежно. На 40-й день
после его кончины в Киеве состоялся вечер памяти, где и мне дали слово. Я рассказывал о
впечатлении от этой баллады, сыгранной в концерте памяти Гиацинтовой в зале ВТО
(16/12/85). Главная тема – исполин, бережно поднимающий хрупкую былинку. Очень это
красиво, благородно и завораживающе! Не рассыпалась былинка, и музыка получилась
необыкновенной чистоты.
А что касается мнения знакомых музыкантов, то они разные бывают, с разными вкусами и
устремлениями. Я тоже иногда ссылаюсь на конкретных людей, спрашивая предварительно их
разрешения. И уж, поверьте, музыканты это сверхзнаменитые. Так что не будем ссылаться на
авторитеты – мои явно победят!